Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01. 2021, установленное ФЗ от 31. 2020 N 247-ФЗ.

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 22 декабря 2014 г. N 1601

Что такое тарификация

В современном понимании тарифицировать педагогов – значит, определить их учебную нагрузку и составить тарификационные списки. Нагрузка влияет на оплату труда, так как на ее основе рассчитывают оклады. Тарификационные списки используют для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогу в месяц.

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Рассчитывайте учебную нагрузку педагогов по новой памятке. В ней – все правила и ограничения, которые надо соблюдать при расчете. Также в рекомендации – приказы, чтобы утвердить и изменить учебную нагрузку, дополнительные соглашения с работниками и пример тарификационного списка с подсказками по заполнению.

По закону педагоги обладают правом уйти на пенсию раньше, чем это положено остальным гражданам. Это устанавливается пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с указанной нормой, льготная пенсия для педагогов назначается при условии осуществления ими педагогической деятельности в течение 25 и более лет. При этом не учитывается возраст лица на момент назначения пенсии. Однако в связи с новой пенсионной реформой некоторые изменения в досрочном выходе «по выслуге лет» в 2021 году учителей все-таки ожидают. Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16 июля 2014 г. в отношении педагогических работников продолжат действовать правила исчисления периодов работы и список должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства № 781 от 2002 г. Педагогические должностиВ соответствии с указанным выше списком, право на досрочное назначение пенсии имеют педагоги, работавшие в должностях директоров и их заместителей, заведующих учебной частью, преподавателей, воспитателей, учителей и т. Также в указанном списке подробно указаны учреждения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам. Поэтому важно, чтобы должность и место работы, записанные в трудовой книжке, четко соответствовали должностям и учреждениям, указанным в списке, иначе Пенсионный фонд может отказать в назначении льготной пенсии. Для зачета в стаж руководителей учебных заведений периодов педагогической работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. , не имеет значения, была ли выработана в эти периоды норма рабочего времени преподавательской работы. Указанная норма, которая определяется как педагогическая или учебная нагрузка за ставку заработной платы, стала учитываться лишь после 1 сентября 2000 г. Согласно установленным правилам исчисления периодов работы, досрочная пенсия руководителям учебных заведений может быть назначена при условии ведения преподавательской деятельности не менее 6 часов в неделю или 240 часов в год. Руководителям средних профессиональных учреждений минимальный объем учебной нагрузки устанавливается в 360 часов в год. Что касается педагогических работников учреждений, предназначенных для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также учреждений социального обслуживания, периоды их работы засчитываются в стаж только в случае выполнения установленной нормы рабочего времени. При этом не важно, осуществлялась эта работа до 1. 2000 г. или после. То же относится к музыкальным руководителям. Работа в учреждениях дополнительного образованияДолжности и учреждения дополнительного образования предусмотрены во втором разделе списка, утвержденного Постановлением Правительства № 781. Для того, чтобы была назначена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, с 2001 года необходимо наличие одновременно нескольких условий:

  • по состоянию на 1 января 2001 года у них должен быть стаж работы в соответствующих должностях и учреждениях, составляющий не менее 16 лет 8 месяцев;
  • в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. должен иметься факт работы в должностях в учреждениях дополнительного образования.

Периоды, включаемые в стаж работыВ стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии включаются:

  • периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • периоды ежегодных отпусков;
  • периоды отпусков по беременности и родам.

Зачет периодов работы осуществляется в календарном порядке. По новым правилам в стаж работы, на основании которого может быть назначена льготная пенсия для педагогов в 2021, также будут включаться периоды обучения в учебных заведениях. Единственным условием включения данного периода в стаж работы является факт осуществления педагогической деятельности до и после обучения. Кроме того, периоды работы, которая осуществлялась до 2021 года, могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, с учетом законодательства, действующего в период выполнения такой деятельности. Хотя 25-летний стаж остался неизменным, в законодательстве появилось понятие отсрочки — от полутора до 5 лет. Это означает, что даже при наличии «выслуги лет» учитель не сможет сразу же отправиться на заслуженный отдых. Сроки назначения страховой учительской пенсииСроки назначения страховой пенсии для учителей по новому закону представлены в таблице:Более подробно о периодах действия и действующем на тот момент законодательстве вы можете ознакомиться ниже. Список действующего законодательстваЕсли у Вас остались вопросы и желание самостоятельно разобраться в назначении досрочной пенсии педагогическим работникам, предлагаем ознакомиться с законодательными актами, актуальными в 2021 году:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статья 30
  • Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Дата подписания: 24. 2010

Дата публикации: 11. 2011

Зарегистрирован в Минюсте РФ: 4 февраля 2011 г. Регистрационный № 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616) и пунктом 5. 78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), приказываю:

Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1289; 2005, № 7, ст. 560; 2007, № 24, ст. 2928; 2008, № 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

Продолжительность рабочего времени:36 часов в неделю:- работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;- старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;- педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;- методистам, старшим методистам образовательных учреждений;- тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);- руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;- преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;- инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;30 часов в неделю- старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):18 часов в неделю:- учителям 1–11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);- преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);- преподавателям специальных дисциплин 1–11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;- преподавателям 3–5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5–7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1–4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;- педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;- тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;- учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;- логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;24 часа в неделю- преподавателям 1–2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1–4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;720 часов в год- преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:20 часов в неделю – учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;25 часов в неделю – воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;30 часов в неделю:- инструкторам по физической культуре;- воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;36 часов в неделю- воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

Примечания. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:- учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;- учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;- учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:- заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;- заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;- заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой. Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Аннотация: в данной статье речь пойдет о том, какую дополнительную общеобразовательную программу выбрать для ребенка. Мы рассмотрим основные виды программ, их отличия в нормативно-правовом и психолого-педагогическом контекстах, а также разберемся, в каких случаях та или иная программа будет наиболее подходящим вариантом для получения ребенком дополнительного образования.

Практика работы показывает, что родители, записывая детей на занятия по дополнительным общеобразовательным программам, часто осуществляют сравнение предпрофессиональных и общеразвивающих программ в категориях «лучше» — «хуже», отдавая предпочтение предпрофессиональным программам, как более качественным и необходимым для их ребенка. Скорее всего, подобный подход обусловлен особенностями восприятия термина предпрофессиональная программа. В данном случае очевидна связка с понятием профессии, что с одной стороны выступает некоторым эталоном качества подобных программ, а с другой является своего рода гарантией дальнейшего поступления ребенка в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В свою очередь, в довольно распространенном упрощении, подготовка к получению профессии является одной из основных задач общего образования ребенка. Таким образом, в сознании родителей возникает очевидная траектория: предпрофессиональная программа – качественное образование — колледж (вуз). В действительности предпрофессиональные программы не лучше и не хуже общеразвивающих и в каждом конкретном случае выбор программы обучения является более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд.

Нормативно-правовые аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

Нормативно-правовых документов регламентирующих те или иные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ достаточно много. Для разграничения основных понятий в рамках данной статьи обратимся к положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ указаны в ст. 75, 83, 84 настоящего документа.

Далее приведем сравнительную таблицу общеразвивающих и предпрофессиональных программ, в которой продемонстрированы их основные отличия.

Табл. Сравнительная таблица предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Как следует из представленной таблицы, отличия между общеразвивающими и предпрофессиональными программами в нормативно-правовом поле не столь существенны. Разберем их более подробно:

  • Продолжительность обучения по общеразвивающим программам определяется образовательной организацией и, как правило, эти сроки короче, чем в предпрофессиональных программах. При этом четких нормативных ограничений для общеразвивающих программ нет и в случае уровневого построения программы (программа состоит из отдельных программ стартового, базового и продвинутого уровней) их суммарная продолжительность обучения может даже превышать предпрофессиональную программу;
  • Объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах, как правило, превышает общеразвивающие примерно в 2 раза. Максимальный объем учебной нагрузки также выше для предпрофессиональных программ;
  • Под регламентами содержания понимаются нормативно-правовые основания разработки программ и в данном вопросе предпрофессиональные программы наиболее отличаются от общеразвивающих. Для предпрофессиональных программ разработаны Федеральные государственные требования (ФГТ), в которых достаточно подробно прописаны все содержательные и организационные аспекты реализации данных программ. Для общеразвивающих программ характерно лишь наличие различных рекомендаций и нормативно-правовых документов затрагивающих вопросы структуры программ и общих особенностей их разработки и реализации, задача создания программного содержания возлагается на образовательную организацию. На наш взгляд подобный подход позволяет быстрее адаптировать общеразвивающие программы к современным реалиям и более оперативно обновлять их содержание;
  • Формы и порядок итоговой и промежуточной аттестации традиционно считается, что процедуры промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в большей относится к предпрофессиональным программам. В действительности и предпрофессиональные и общеразвивающие программы подразумевают контроль результативности их освоения, просто порядок этих мероприятий для предпрофессиональных программ определяется нормативно-правовым актом федерального уровня, а в случае с общеразвивающей программой разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Также стоит отметить, что промежуточная и итоговая аттестация по общеразвивающим программам может проходить менее формально, в виде викторины, теста, игры, защиты проекта и др. Для предпрофессиональных программ, как правило, установлены более строгие, академические формы аттестации – зачет, экзамен;
  • Форма документа об окончании общеразвивающих программ устанавливается организацией, осуществляющей реализацию данных программ. Для предпрофессиональных программ формы документов об окончании устанавливаются соответствующими федеральными документами;
  • В соответствии с действующим законодательством прием на обучение по дополнительным общеразвивающим программам любого уровня сложности должен быть обеспечен всем желающим, без проведения каких-либо вступительных испытаний. Прием на обучение по предпрофессиональным программам осуществляется на основании процедуры отбора, порядок которого устанавливается образовательной организацией на основании соответствующих нормативно-правовых актов;
  • Для реализации программ дополнительного образования любого вида образовательной организации требуется получение соответствующей лицензии.

Анализ нормативно-правовой базы регламентирующей реализацию дополнительных общеобразовательных программ позволяет утверждать, что на уровне законодательного регулирования данного вопроса выстраивается логика, когда предпрофессиональные программы ориентированы на то, что выпускники, окончившие данные программы, будут поступать в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля. Общеразвивающие программы в большей степени ориентированы на организацию содержательного досуга и решение задач общего развития, социализации детей. Тем не менее, качество полученного образования, объем знаний и навыков, достаточный для дальнейшего поступления ребенка в профильные учебные заведения зависит не только от вида дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей или предпрофессиональной).

Психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

На наш взгляд именно психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеразвивающих программ стоит учитывать при их выборе. Качество конечного результата освоения любой программы, равно как и возможность и желание ребенка поступить по итогам их реализации в профильные учебные заведения целиком и полностью будут зависеть от того, насколько правильно подобраны для ребенка необходимые условия получения образования.

Обозначим основные психолого-педагогические аспекты, которые следует учитывать при выборе дополнительной общеобразовательной программы.

Родителям довольно сложно самостоятельно выявить структуру мотивации ребенка и лучше всего в этом вопросе мог бы помочь педагог-психолог. Но независимо от того, обратитесь вы к помощи педагога-психолога или нет, нужно понимать, что выбирать предпрофессиональную программу обучения стоит в том случае, когда желание ребенка заниматься данным видом деятельности не вызывает сомнений. Необходимо быть готовым к тому, что предпрофессиональные программы реализуются значительно дольше общеразвивающих, при этом структура мотивации ребенка может сильно измениться за это время, поэтому возможна ситуация, в которой придется приложить немало усилий, чтобы ребенок не бросил занятия и закончил обучение.

К эмоционально-волевым особенностям относится множество показателей, среди которых способность к произвольной регуляции деятельности, общая эмоциональность, особенности восприятия критики. В отличие от общеразвивающих программ, где педагог в большей степени ориентирован на создание ситуации успеха, подборе более индивидуальных, посильных для каждого ребенка заданий, в предпрофессиональных программах превалирует задача достижения образовательного результата, предусмотренного ФГТ.

Прежде чем определиться с выбором образовательной программы, необходимо проанализировать структуру досуга ребенка, а также структуру вашего семейного досуга в целом. Обучение по предпрофессиональным программам более трудоемкое, чем по общеразвивающим и предусматривает больший объем аудиторной и самостоятельной работы ребенка, а занятия в системе дополнительного образования часто проходят в выходные дни. Нужно быть готовым к тому, что ребенку, при освоении предпрофессиональной программы, потребуется существенную часть ранее свободного времени затрачивать на учебную работу и выполнение домашних заданий. Игнорирование данных требований не позволит успешно осваивать соответствующие программы.

Практика работы показывает, что очень часто родители записывают ребенка на несколько предпрофессиональных программ (например: художественная и музыкальная школы). Как было сказано выше, объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах крайне велик. При этом дети занимаются еще и в общеобразовательной школе. Мы не рекомендуем выбирать для ребенка более одной предпрофессиональной (или общеразвивающей повышенного уровня сложности) программы. Необходимо ответственно подходить к нормированию учебной нагрузки ребенка. Не стоит забывать и о том, что трудоемкость предпрофессиональных программ весьма высока и требует дополнительной домашней работы.

Резюмируя хотелось бы отметить следующее:

  • Общеразвивающие и предпрофессиональные программы не лучше и не хуже друг друга, у каждой из таких программ свои цели и задачи;
  • Предпрофессиональные программы более ориентированы на достижение образовательного результата, нежели на организацию содержательного досуга ребенка, однако качество знаний напрямую не зависит от типа выбранной образовательной программы;
  • При выборе программы важно учитывать психолого-педагогические аспекты: мотивацию и индивидуальные особенности, структуру досуга ребенка, объем учебной нагрузки.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Учебную нагрузку утверждают не для всех педагогов. Установите ее:

  • учителям, если реализуете основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные;
  • педагогам и старшим педагогам дополнительного образования;
  • учителям иностранного языка детского сада;
  • преподавателям, если реализуете дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта;
  • тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям, если реализуете образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Такие правила закрепило Минобрнауки в пункте 2. 1 Приложения 1 к приказу от 22. 2014 № 1601.

Как установить учебную нагрузку

Определяйте учебную нагрузку ежегодно к началу учебного года (п. 3 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Установите ее объем, рассчитайте оклады педагогов и утвердите нагрузку приказом.

Определите объем нагрузки

Рассчитывайте нагрузку, исходя из нормы 18 часов в неделю на педагога (п. 1 Приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Можете назначить больше или меньше – с учетом особенностей работы педагога и образовательной организации.

Если назначили нагрузку больше или меньше нормы, возьмите согласие работника (п. 4 Приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Оформите его в произвольном виде. Воспользуйтесь готовыми образцами.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф. переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Законодательство не устанавливает верхний предел нагрузки для педагогов школ и детских садов. Однако для них предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. Увеличить учебную нагрузку можно только в пределах этого времени – до 36 часов. Педагоги вправе работать больше, но для этого надо оформить внутреннее совместительство или сверхурочную работу (ст. 1, 97 ТК, письмо Минтруда от 05. 2017 № 14-2/ООГ-6849).

Установите учебную нагрузку в астрономических часах – по аналогии с нормой нагрузки от Минобрнауки. Включите в нее перемены и динамические паузы.

При расчете нагрузки учителей соблюдайте дополнительные требования:

  • сохраняйте прежний объем нагрузки в новом учебном году, если ваша школа для учителя – основное место работы;
  • обеспечьте преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей в классах и классах-комплектах;
  • поручите учителю, который вел уроки в выпускном классе, вести в новом учебном году занятия в классах, начинающих впервые изучение преподаваемого предмета, курса, дисциплины, модуля;
  • включите в учебную нагрузку часы занятий, которые учитель проводит на дому с детьми, находящимися на длительном лечении, если ваша школа для учителя – основное место работы;
  • не меняйте учебную нагрузку на каникулах, в том числе при обучении на дому, даже если заключение медорганизации – основание для такого обучения – действительно только до окончания учебного года;
  • оплачивайте отдельно нагрузку, которую учитель выполнял при замещении временно отсутствующих учителей.

Отдайте ответственному за расчет нагрузки памятку. В ней – основные правила и ограничения, которые надо соблюсти.

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Рассчитайте оклады педагогов с учетом нагрузки

Учитывайте нагрузку при расчете зарплаты. Чтобы определить оклад педагога, умножьте размер ставки работника за месяц на объем его учебной нагрузки в неделю. Полученный результат разделите на 18.

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

В некоторых случаях, когда у учителя не хватает нагрузки до нормы в 18 часов, выплачивайте оклад полностью – как за полную ставку. Законодатель закрепил это правило, чтобы обеспечить оплату труда педагогов, когда они не могут получить большую нагрузку по не зависящим от них обстоятельствам. При этом поручите им другую педагогическую работу, чтобы в общем набралось 18 часов (п. 2 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Правило о доплате действует:

  • для учителей 1–4-х классов, если передали уроки иностранного языка, музыки, ИЗО и физической культуры другим учителям-специалистам;
  • учителей 1–4-х классов, которые не имеют необходимой подготовки, чтобы вести русский язык, если школа находится в сельской местности и реализует программу начального общего образования на родном нерусском языке;
  • учителей русского языка, если школа находится в сельской местности и реализует программу начального общего образования на родном нерусском языке;
  • учителей физической культуры, если организация реализует общеобразовательные программы и находится в сельской местности;
  • учителей иностранного языка, если организация реализует общеобразовательные программы и находится в поселке лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Утвердите и оформите учебную нагрузку

Утвердите учебную нагрузку приказом. Перед этим учтите мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (п. 9 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Подробнее читайте в рекомендации «Как учесть мнение профсоюза».

Включите учебную нагрузку в трудовой договор с работником (п. 4 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Если уже заключили трудовой договор, оформите дополнительное соглашение.

Когда и как изменить учебную нагрузку

Изменить учебную нагрузку можно по соглашению сторон. Для этого сообщите педагогу, что хотите ее увеличить или уменьшить. Если он согласен, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору (п. 7 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). На основании соглашения издайте приказ. Воспользуйтесь готовыми образцами.

По своей инициативе нагрузку можно только снизить в двух случаях – 1) когда уменьшили часы в учебных планах, учебных графиках; 2) сократилось количество обучающихся, классов, групп и классов-комплектов. По этим основаниям разрешено менять нагрузку в течение года и на начало следующего учебного года (п. 5, 1. 6 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601).

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Чтобы уменьшить нагрузку по инициативе работодателя, предупредите педагога минимум за два месяца. Направьте уведомление. Укажите в нем причины снижения нагрузки. Воспользуйтесь готовым образцом.

Если снижаете нагрузку перед началом нового учебного года, учтите сроки отпусков работников. Предупредите их заранее – до начала отдыха. Иначе придется сохранить зарплату, исходя из объема учебной нагрузки до отпуска.

Издайте приказ о снижении учебной нагрузки. Заключите дополнительное соглашение к трудовому договору – укажите в нем новый объем нагрузки педагога.

Если работник не согласен со снижением нагрузки, предоставьте ему другую должность, которой он соответствует по квалификационным требованиям. Если таких должностей в штатном расписании нет, предложите иную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ст. 74 ТК). Направьте педагогу список вакантных должностей с описанием трудовых функций и условий труда – оплаты, режима рабочего времени и др. Предлагайте вакантные должности в течение двухмесячного срока уведомления.

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМЫ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29. 2016 N 755,

Приказа Минпросвещения России от 13. 2019 N 234)

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу <1>;

<1> Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2. 1 настоящего Приложения).

Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее – медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2. 5 и 2. 7 настоящего Приложения).

Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2. 5 и 2. 6 настоящего Приложения).

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2. 1 и 2. 2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее – норма часов учебной (преподавательской) работы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2. 1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29. 2016 N 755)

(см. текст в предыдущей редакции)

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Минпросвещения России от 13. 2019 N 234)

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2. 3 – 2. 7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2. 8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2. 5 – 2. 7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2. 8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2. 2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Когда и как изменять тарификационный список

Корректируйте тарификационный список, если изменились сведения, указанные в нем. Минобрнауки предлагает два способа: внести изменения в действующий список или составить новый (письмо Минобрнауки от 29. 2017 № ВП-1992/02).

Измените действующий тарификационный список

Внесите изменения в действующий список, если в течение учебного года у педагога увеличился стаж непрерывной работы, который дает право на увеличение надбавки. Поручите ответственному указать в списке второй строкой новый размер надбавки и написать месяц, с которого повысится зарплата.

Если в течение учебного года у работника появилась новая квалификационная категория, увеличился фактический объем учебной нагрузки или поменялась зарплата по иным основаниям – также потребуется внести изменения. Однако законодатель не определяет, как их оформить. Используйте один из трех вариантов:

1) впишите новую информацию и зачеркните неверную, если изменения незначительные. Можно приписать «исправленному верить», поставить дату и подпись ответственного;

2) внесите изменения приказом и укажите в нем информацию, которую меняете;

3) заполните новый тарификационный список с актуальной информацией.

Оформите новый тарификационный список

Минобрнауки предлагает заново заполнить тарификационный список при плановой смене информации. Например, в начале учебного года, полугодия или четверти, если меняется учебная нагрузка педагогов по учебным планам.

При масштабных изменениях сведений в течение учебного года также поручите заполнить новый тарификационный список. Подпишите его после бухгалтера на последней странице.

Контакты для связи

Когда и как составить тарификационный список

Назначьте ответственного за подготовку тарификационного списка. Например, специалиста по кадрам. Для этого издайте приказ. Поручите ответственному заполнять тарификационный список ежегодно на учебный год, а если предусмотрели в каждом полугодии разное количество часов по предмету – на полугодия или другие учебные периоды (п. 3 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601, п. 4 Методических рекомендаций, направленных письмом Минобрнауки от 29. 2017 № ВП-1992/02). Конкретных дат нет. Ориентируйтесь на региональное и муниципальное законодательство. Можете закрепить даты оформления тарификационного списка самостоятельно – приказом или локальным актом.

Поручите использовать форму из приложения к письму Минобрнауки от 29. 2017 № ВП-1992/02. Попросите указать в ней должность каждого педагога, образование, стаж, учебную нагрузку, размер всех выплат и надбавок. Подпишите заполненный список на последней странице после того, как расписался бухгалтер.

Непедагогических работников вносить в тарификационный список не надо, если иное не установили в региональном и муниципальном законодательстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.