План и структура как писать итогового сочинения 2022-2023

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

Вступление состоит из 3 элементов:

  • объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  • общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизничеловека;
  • ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка – это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  • Обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  • Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  • Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  • Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  • Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  • Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида

  • Композиционная.
  • Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Вывод. Обобщение по всей теме

Категория 2. Семья, род; семейные ценности и традиции

Взгляд на человека как на представителя семьи

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? (декабрь 2018)513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? (декабрь 2017)525. Когда человек становится личностью? (февраль 2018)

Размышления о семейных ценностях, о связи поколений

Рассуждения об образовании и о воспитании

401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (декабрь 2014)404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? (декабрь 2014)444. Какое значение имеет пора юности в жизни человека? (декабрь 2014)447. Что значит быть взрослым? (декабрь 2014)430. Трудно ли быть взрослым? (февраль 2015)524. Чему нужно учиться у современной молодёжи? (апрель 2020)

Размышления о споре поколений

405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (декабрь 2014)406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? (декабрь 2014)408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? (декабрь 2014)409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? (декабрь 2014)411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? (декабрь 2014)441. Рождается ли истина в споре поколений? (декабрь 2014)442. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники? (декабрь 2014)443. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? (декабрь 2014)450. Родители и дети: спор или диалог? (декабрь 2014)421. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие? (февраль 2015)425. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне? (февраль 2015)426. Является ли вечным спор поколений? (февраль 2015)428. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта. (февраль 2015)429. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»? (февраль 2015)412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? (декабрь 2016)141. Почему нигилизм свойственен именно молодому поколению? (май 2019)147. Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»? (май 2019)149. Почему отцам бывает сложно принять те правила, по которым живут дети? (май 2019)151. Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей? (май 2019)152. Почему «отцы» часто опасаются самостоятельности «детей»? (май 2019)153. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений? (май 2019)122. Что может помешать полноценному диалогу людей разных поколений? (февраль 2019)124. Как Вы понимаете выражение «конфликт поколений»? (февраль 2019)127. Может ли старшее поколение понять младшее? (февраль 2019)128. Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового? (февраль 2019)129. Всегда ли разногласия отцов и детей приводят к конфликту? (февраль 2019)130. Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений? (февраль 2019)133. Почему «отцы» часто недовольны своими «детьми»? (февраль 2019)511. Конфликт поколений как общественная проблема. (декабрь 2017)104. Неизбежен ли конфликт между поколениями? (декабрь 2018)105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной? (декабрь 2018)106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»? (декабрь 2018)107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь? (декабрь 2018)

Категория 2.2. Человек и общество

Взгляд на человека как на представителя социума, народа, поколения, эпохи

023. Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов) (декабрь 2014)213. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека? (апрель 2020)127. Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) (декабрь 2015)206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»? (декабрь 2015)205. Дом – это место или люди? (декабрь 2015)503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе? (декабрь 2017)504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу? (декабрь 2017)505. Можно ли быть независимым от общественного мнения? (декабрь 2017)506. Может ли человек ставить себя выше общества? (декабрь 2017)507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? (декабрь 2017)508. Бывает ли общественное мнение ошибочным? (декабрь 2017)512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе? (декабрь 2017)521. Всегда ли общество ценит достойных людей? (февраль 2018)522. Может ли один человек изменить общество? (февраль 2018)524. Что такое репутация человека в обществе? (февраль 2018)527. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»? (февраль 2018)528. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? (февраль 2018)531. В чём состоят обязанности человека перед обществом? (февраль 2018)532. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность? (февраль 2018)533. К каким последствиям могут привести общественные конфликты? (февраль 2018)552. Может ли человек полноценно жить вне общества? (май 2018)507 В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? (май 2018)241. Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения? (май 2020)552. Кумиры моего поколения: какие они? (май 2020)

Размышления о межличностных отношениях и влиянии среды на человека

507. Что такое взаимопонимание? (декабрь 2014)025. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми? (декабрь 2014)446. Каким человеком могут гордиться окружающие? (февраль 2019)510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»? (декабрь 2017)529. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»? (февраль 2018)530. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными»? (февраль 2018)445. «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим» (Б.Ш. Окуджава) (май 2018)549 Возможна ли гармония между личностью и обществом? (май 2018)207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»? (апрель 2020)208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? (апрель 2020)212. Что мешает доверию между людьми? (апрель 2020)242. Что мешает нам сохранять добрые отношения с окружающими? (май 2020)243. Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны? (май 2020)244. Может ли личность подняться над средой? (май 2020)245. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»? (май 2020)

Мысли о славе и бесславии

442. Может ли мечта о славе быть подлинным смыслом жизни человека? (февраль 2019)

Размышления об общественных ценностях, традициях и обычаях

453. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений? (май 2017)525. Как современная молодёжь относится к традициям? (апрель 2020)346. Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире? (май 2020)

Размышления об общественном благополучии. Размышления о личном и общественном вкладе в общественный прогресс

203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»? (декабрь 2015)204. Война и дом. (декабрь 2015)223. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»? (декабрь 2015)221. Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению? (апрель 2020)529. Каким я вижу своё место в жизни страны? (апрель 2020)309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»? (апрель 2020)543. Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее? (май 2020)541. К чему стремятся мои сверстники? (май 2020)345. Люди, опередившие своё время, какие они? (май 2020)

Категория 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Вопросы исторического времени, сохранения исторической памяти, гражданских идеалов

Размышления о роли личности в истории

105. Как судьба человека связана с историей народа? (декабрь 2015)108. Может ли человек влиять на ход истории? (декабрь 2015)502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества? (декабрь 2017)105. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека? (декабрь 2019)126. Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном величии исторического деятеля? (февраль 2019)132. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир», что исход сражения решается не распоряжениями главнокомандующего, а духом войска? (февраль 2019)210. Может ли отдельная личность изменить общество? (апрель 2020)121. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся? (апрель 2020)222. Как личность может влиять на общество? (апрель 2020)325. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд? (апрель 2020)328. Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен? (апрель 2020)349. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему? (май 2020)353. Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен? (май 2020)

Размышления о народном подвиге и направлениях развития общества

221. Как на войне раскрывается характер человека? (декабрь 2015)224. Каким бывает подвиг на войне? (декабрь 2015)225. Как человек приходит к ратному подвигу? (декабрь 2015)227. Как становятся героями на войне? (декабрь 2015)127. Что нужно, чтобы стать героем времени? (февраль 2016)447. Согласны ли Вы с убеждением А.С. Пушкина в том, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»? (февраль 2019)110. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне? (февраль 2019)101. Какого человека можно по праву назвать героем? (апрель 2020)123. Почему нужно сохранять память о героях прошлого? (апрель 2020)126. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны? (апрель 2020)128. Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков? (апрель 2020)131. Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, – они нетленной сущности полны»? (апрель 2020)133. Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»? (апрель 2020)

Темы «Природа и культура в жизни человека»

Категория 3.1. Природа и человек

Размышления о вопросах экологии. Размышления о взаимодействии человека и природы

346. Гармония природы и несовершенство человека. (декабрь 2014)301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? (декабрь 2014)302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. (декабрь 2014)303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (декабрь 2014)310. Почему картины зимы так интересны писателям? (декабрь 2014)341. Что может дать человеку общение с природой? (декабрь 2014)345. Почему тема весны так популярна у писателей? (декабрь 2014)348. Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды? (декабрь 2014)350. Почему в литературе так часто изображают море и горы? (декабрь 2014)351. Человек и природная стихия (декабрь 2014)106. Когда хочется остановить мгновение? (декабрь 2015)321. Как мир человеческих чувств соотносится с временами года? (февраль 2015)322. Почему тема времён года так интересна писателям? (февраль 2015)326. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему? (февраль 2015)329. Человек и «братья наши меньшие» в литературе. (февраль 2015)347. Почему мир природы часто противопоставляют миру людей? (2014)303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (декабрь 2016)509. Каково отношение современного человека к природе? (апрель 2020)

Философские и социальные проблемы

305. Может ли природа помочь человеку понять себя? (декабрь 2014)306. Способна ли природа воспитывать человека? (декабрь 2014)307. Способна ли природа давать подсказки человеку? (декабрь 2014)308. Чему человек может научиться у природы? (декабрь 2014)309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? (декабрь 2014)311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? (декабрь 2014)344. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»? (декабрь 2014)349. Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова? (декабрь 2014)327. Человек – хозяин природы или её часть? (февраль 2015)328. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей? (февраль 2015)330. Может ли общение с природой обогатить человека? (февраль 2015)331. Почему общение с природой важно для человека? (февраль 2015)

Категория 3.2. Наука и человек

Рассуждение о науке. Рассуждения о ценности научного поиска, о собственных предпочтениях и интересах в области науки

205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям? (декабрь 2021)207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями? (декабрь 2021)221. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее? (февраль 2022)225. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего? (февраль 2022)226. Какая угроза способна объединить человечество? (февраль 2022)229. О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика? (февраль 2022)230. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему? (февраль 2022)247. Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями? (май 2022)252. Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу? (май 2022)

Ответственность человека науки

350. Какие опасности таит в себе технический прогресс? (май 2020)201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации? (декабрь 2021)202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса? (декабрь 2021)204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий? (декабрь 2021)208. От чего предостерегают человечество антиутопии? (декабрь 2021)222. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? (февраль 2022)231. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества? (февраль 2022)233. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный? (февраль 2022)244. Человек науки – каким он должен быть? (май 2022)245. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса? (май 2022)251. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? (май 2022)

Значение научных открытий

203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий? (декабрь 2021)206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? (декабрь 2021)210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс? (декабрь 2021)212. Шаги цивилизации: обретения и потери. (декабрь 2021)223. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества? (февраль 2022)228. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков? (февраль 2022)241. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще? (май 2022)242. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека? (май 2022)243. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше? (май 2022)246. Доступность информации в цифровую эпоху: за и против. (май 2022)

Влияние новых технологий на человека

304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса? (апрель 2020)503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? (апрель 2020)532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение? (апрель 2020)551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? (май 2020)213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? (декабрь 2021)248. Стал ли человек другим в эпоху технологий? (май 2022)250. Технический прогресс на службе у человека или наоборот? (май 2022)

Категория 3.3. Искусство и человек

Рассуждения об искусстве, феномене таланта, о миссии художника и значении великих творений искусства

342. Чем мир живой природы привлекателен для писателя? (декабрь 2014)304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? (декабрь 2014)343. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание? (декабрь 2014)102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) (декабрь 2014)007. Что Вам ближе в героях М. Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) (декабрь 2014)527. Можно ли обойтись в жизни без творчества? (февраль 2015)353. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»? (май 2018)411. Что такое вечная тема в искусстве? (декабрь 2018)413. Какое искусство называют настоящим? (декабрь 2018)422. Что значит служить искусству? (февраль 2019)423. Должно ли искусство воспитывать людей? (февраль 2019)424. Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться? (февраль 2019)426. Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя? (февраль 2019)447. Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»? (май 2019)448. В чём заключается предназначение писателя? (май 2019)449. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»? (май 2019)450. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар? (май 2019)451. Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства? (май 2019)

Рассуждения о ценности художественного творчества, о собственных предпочтениях и интересах в области искусства

Роль культуры в жизни человека. Влияние искусства на человека

203. Почему тема войны не уходит из литературы? (декабрь 2014)018. Можно ли обойтись без книг? (декабрь 2014)406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? (декабрь 2014)012. Помогает ли литература человеку познать самого себя? (декабрь 2014)013. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература? (декабрь 2014)019. Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»? (декабрь 2014)011. Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) (декабрь 2014)502. Почему литературу часто называют «человековедением»? (декабрь 2015)503. Чтение литературного произведения – труд или отдых? (декабрь 2015)506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? (декабрь 2015)509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя? (декабрь 2015)513. Почему некоторые книги люди перечитывают? (декабрь 2015)512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? (декабрь 2015)525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин) (февраль 2016)523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать? (февраль 2016)544. Литература и кино: соперничество или сотрудничество? (май 2016)548. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин) (май 2016)549. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»? (май 2016)113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? (декабрь 2016)410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»? (декабрь 2016)201. Может ли книга помочь в минуту отчаяния? (май 2019)453. Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»? (май 2019)403. Почему нужно учиться понимать искусство? (декабрь 2018)405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»? (декабрь 2018)406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»? (декабрь 2018)412. Какова роль искусства в жизни общества? (декабрь 2018)433. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»? (февраль 2019)426. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих? (февраль 2022)427. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях? (февраль 2022)

Сохранение традиционных ценностей. Рассуждения, связанные с этическими проблемами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *