Латыпова Айгуль
План-конспект занятия по хореографии «Партерная гимнастика»
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Ютазинского муниципального района
План конспект занятия по хореографии
Тема: «Партерная гимнастика»
Латыпова Айгуль Марселевна
Педагог дополнительного образования
Тема урока: «Партерная гимнастика»
Партерная гимнастика пронизывает весь образовательный процесс по программе «Хореографическое искусство». Ребёнок не сможет за одно или два занятия научится держать спину или сесть на шпагат, поэтому цели и задачи на уроках одни и те же практически весь учебный процесс. Хореографические данные постепенно совершенствуются и становятся более профессиональными.
Цель урока: Развивать танцевальные данные детей за счёт движений партерной гимнастики.
– обучить детей движениям партерной гимнастики;
– закрепить умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;
– развить гибкость, силу мышц, сформировать правильную осанку.
– развивать интерес к хореографии.
– привить, трудолюбие, терпение;
– воспитать ответственность, собранность и дисциплину.
Основные методы работы:
– Наглядный (практический показ);
– Словесный (объяснение, беседа);
– Игровой (игровая форма подачи материала).
Игровая технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология.
Вводная часть урока(5 минут)
– Обозначение темы и цели урока
– Беседа о значение гимнастики в хореографии
Подготовительная часть урока (7-10 минут)
– Танцевальная разминка по кругу
Основная часть урока (30-40 минут)
– упражнения партерной гимнастики на укрепление мышц рук, ног, спины.
Заключительная часть урока (10 минут)
– Упражнения на расслабление мышц тела
– Подведение итогов занятия
Обозначение темы и цели урока.
Рассказ о значении упражнений партерной гимнастики для развития хореографических данных, таких как осанка, танцевальный шаг (шпагат, натянутость ног и стопы. Выполняя систематически упражнения, наши мышцы крепнут, движения становятся более красивыми. Чувствуя свои мышцы, мы лучше управляем своим телом.
Учащиеся выстраиваются в круг и исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц: танцевальный шаг с носочка, шаги на полупальцах и пятках, шаг «пингвина», танцевальный марш («петушок», подскоки, галоп, выпады вперёд («волк») мягкий шаг на полупальцах («кошечка», танцевальный бег с высоким подниманием колена и с захлёстом назад, прыжки («зайцы»).
В данных упражнения как в последующих движениях на полу применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образные сходства с различными животными. Это развивает образное мышление и увеличивает интнтерес к образовательной деятельности.
Дети берут коврики и ложатся на пол.
Упражнения партерной гимнастики.
Упражнения на укрепление мышц стопы:
– сокращение и натянутость стопы («утюги-стрелочки»);
– наклоны вперёд с работой стопы.
Упражнения на гибкость (лёжа на животе) и укрепление мышц спины:
– «кошечка», «лодочка», «корзинка», «мостик», «самолётик».
– упражнения для осанки (держать спину определённое количество времени, руки сложены «полочкой», изображая, что сидим на уроке и слушаем)
Упражнения на выворотность ног:
– «лягушка» сидя на полу, лёжа на животе, «книжка»
Упражнения на растяжку ног:
– наклоны к ногам (боком, два плеча вперёд, меняя, чередуя положение ног (наклон к обеим ногам, наклон к одной ноге – вторая согнута, открыв обе ноги в сторону).
Упражнения на расслабление мышц тела после нагрузки.
Подвижная игра «Найди пару», «Море волнуется».
Подведение итогов занятия. Спросить у детей чувствовали ли они свои мышцы во время выполнения упражнений. Что мышечная боль – это результат нашей работы.
Дать оценку работы группы или отдельных учащихся.
План конспект занятия “Партерная гимнастика. Постановка корпуса”
(для детей 6-7 лет)
Тема: «Партерная гимнастика. Постановка корпуса».
Цель: Применение полученных знаний в партере и на середине зала.
• отрабатывать упражнения общей физической подготовки (для всех частей тела) детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
• способствовать развитию танцевальных данных и ритмичности детей 6-7 лет;
• воспитывать личностные качества: терпение (выносливость, способность преодолевать трудности, препятствия, выдерживать моральные (правила поведения на занятие) и физические нагрузки, самостоятельность, ответственность.
Раздел дополнительной общеразвивающей программы 1 модуль «Партерная гимнастика».
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный (иллюстративный, практический.
Форма: учебное занятие, групповая, очная.
Форма контроля: практическая работа игра «Одень балерину», наблюдение.
Оборудование: магнитофон, ноутбук, иллюстрации, гимнастические коврики.
I. Организационная часть. Тема занятия, определение задач практической работы.
II. Основная часть.
1. Партерная гимнастика.
2. Работа на середине зала.
3. Игра «Собери балерину».
4. Танцевальная композиция.
I. Организационная часть (2- 3 мин.)
Приветствие. (общие задачи занятия)
На предыдущих занятиях мы изучали комбинации в партере и на середине зала. Нарабатывали технику выполнения движений: plie, battement tendu, jete, releve, adajio, grand battement и прыжки. Приступили к изучению танцевального этюда «Снежинки». В ходе игры «Одень балерину» подберёте костюм для балерины к конкретной танцевальной композиции, которые мы с вами изучали. Сегодня мы с вами закрепим изученный материал и продолжим развивать танцевальные данные: выворотность, взъём стопы, растяжку, подвижность и гибкость суставов.
1. Партерная гимнастика (11 мин.)
(комплекс упражнений на гимнастических ковриках под музыку)
– работа стоп
– разогрев суставов
– grand battement
– battement tendu
– battement tendu jete
2. Работа на середине зала (15 мин.)
(Выполнение учащимися упражнений на середине зала под музыку)
– plie-por de bra
– battement tendu-releve
– комбинация на равновесие
– комбинация на ритм
– работа по диагонали
Мы с вами изучали балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» «Дон Кихот», «Драгоценности» и «Чиполлино». Рассматривали с вами костюмы артистов и слушали музыкальные произведения из этих балетов. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Одень балерину» и заодно узнаю, что вы запомнили из пройденного материала.
3. Игра «Одень балерину» (5 мин.)
Молодцы! Вижу, что вы запомнили балеты. Правильно одели балерин. А сейчас мы с вами сами попробуем стать балеринами. Предлагаю исполнить танцевальный этюд «Снежинки».
4. Танцевальная композиция. (3 мин.)
Закрепляем танцевальный этюд «Снежинки».
III. Заключительная часть. (3-5мин)
Вопросы по занятию
Как сегодня вы занимались? Если считаете, что занимались не очень хорошо, то выберите синюю балерину, если хорошо, то жёлтую, а если считаете, что вы молодцы, и занимались на отлично, то розовую.
Дети выбирают балерин
– На занятие отрабатывали упражнения для развития общей физической подготовки;
– Все упражнения способствовали развитию танцевальных данных и ритмичности;
– Все задания были направлены на формирование качеств: терпение (выносливость, способность преодолевать трудности, препятствия, выдерживать моральные (правила поведения на занятие) и физические нагрузки, самостоятельность и ответственность.
Поклон на середине зала.
Приложение (иллюстрации для игры “Одень балерину”)
Елена Сивохина
Методические рекомендации по учебному предмету «Партерная гимнастика»
Методические рекомендации по учебному предмету «Партерная гимнастика» для учащихся 5-14 лет.
Для успешных занятий хореографическим искусством, учащимся необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным.
Партерная гимнастика (фр. «parterre» — по земле) — выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров.
Цель учебного предмета – развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
— укрепление и развитие силы мышц, эластичности связок, гибкости позвоночника, подвижности суставов, выносливости, координации работы опорно-двигательного аппарата учащегося;
— формирование навыков культуры движений;
— развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, чувства коллективизма;
— воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.
Занятия по учебному предмету «Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, которые составляют так называемую профессиональную пригодность.
Они развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танца.
Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой.
Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела.
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching — растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.
При составлении комплексов упражнений педагогу следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями :
тщательный подбор исходных положений для упражнений;
всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением» : напряжение — расслабление, растягивание — силовая нагрузка;
растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5 раз);
выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
использование малой амплитуды движений для увеличения
интенсивности воздействия упражнений;
контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
контроль за утомляемостью учащихся;
исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
Раздел 1. Упражнения для разминки
Тема 1.1. Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
Бытовой шаг, ходьба на высоких и низких полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, «гусиным шагом», с переплетающимися ногами и т. д.
Марш на месте, по квадрату, по кругу, по прямой, по диагонали, в построении в линии, шеренги, колонны, размыкания и смыкания.
Марш с добавлением движений:
головы — повороты, наклоны;
рук — поднимание, опускание перед собой, над головой;
с хлопком, за спиной;
круговые движения руками вперед, назад, поочередно и вместе;
вращательные и сгибательные движения кистями;
корпуса — повороты, наклоны влево, вправо;
ногами — с вытянутого подъема стопы, с подъемом колена вверх, с подъемом на полупальцы, с приседанием на полупальцах.
Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения, развивающие гибкость шеи:
круговые движения головой.
Упражнения, развивающие эластичность плеча и предплечья, подвижность локтевого сустава: опускание и поднимание, круговые движения вовнутрь и наружу, отведение вперед и назад плеч и предплечий.
Упражнения, развивающие подвижность лучезапястных суставов, эластичность мышц кисти:
одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев рук;
сгибательные, разгибательные, вращательные движения кистями рук в локтевых суставах.
Упражнения, развивающие подвижность позвоночника:
сгибания и разгибания,
наклоны, повороты вправо и влево,
круговые движения, скручивания корпуса.
Упражнения, развивающие подвижность коленных суставов:
горизонтальные круговые движения коленями.
Упражнения, развивающие подвижность суставов, эластичность мышц стопы:
прыжки на полупальцах, не касаясь пола пятками;
подъем стоп, не отрывая пяток от пола;
шаг на месте с вытягиванием подъема стопы;
приседания, не отрывая пяток от пола;
тренировка мышц свода стопы, поднимаясь на полупальцы обеих ног по VI, невыворотной I, позициям ног;
приседания и подъем на высокие полупальцы;
стретчинговые упражнения (активные).
Тема 1.3. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела
Напряжение и расслабление мышц
Подъем и сброс плеч. «Твердые» и «мягкие» руки. «Твердые» и «мягкие» ноги.
Раздел 2. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Тема 2.1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения
ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок
В положении лежа на спине и сидя:
— вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног;
— развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом в I позиции
— вращательные движения стопами внутрь и наружу;
— приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 25°, 45°, 60°;
— упражнение «складка» — наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног;
Тема 2.2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности
и гибкости коленного сустава
В положении лежа на спине:
— напряжение и расслабление ягодичных мышц;
— поворот бедер, голени и стоп внутренней стороной наружу;
— круговые движения голенью ног вправо, влево.
В положении сидя:
— упражнение «велосипед» — поочередное сгибание и вытягивание ног над полом.
В положении сидя по-турецки:
— подъем корпуса в вертикальное положение;
В положении стоя на коленях:
— сед на пол между стопами ног.
Тема 2.3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных
суставов и эластичности мышц бедра
— поочередное выпрямление согнутых ног с помощью рук;
— наклоны вперед, с касанием вытянутых и разведенных в стороны ног, касаясь локтями пола;
— поочередное касание пола коленом вовнутрь согнутых и поставленных врозь ног;
— упражнение «лягушка» — касание пола согнутыми в коленях и разведенными врозь ногами;
— упражнение «лягушка» с наклоном корпуса вперед;
Тема 2.4. Упражнение для развития танцевального шага
В положении лежа на животе:
— упражнение «лягушка» с поднятым и прогнутым назад корпусом, прижатыми пятками и животом к полу.
— подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки;
— подъем ноги на 90° с выворотной и сокращенной стопой, с нагрузкой на поднятую ногу (с посторонней помощью);
— растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью).
— выпрямление согнутых в коленях ног с разворотом стоп в I позиции ног с одновременным медленным наклоном корпуса к ногам;
— наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам;
— виды «шпагатов» — продольный, поперечный.
Тема 2.5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
— поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в воздухе;
— подъем корпуса в положение сидя с вытянутыми вперед руками, с закрепленными на полу ногами (при седлообразной спине);
— одновременный подъем корпуса и вытянутых ног до образования угла
согнутых в коленях ног и корпуса с разворотом их в разные стороны;
— забрасывание прямых ног за голову и возвращение в исходное положение;
— приподнимание головы с целью увидеть свои стопы (при сутулой спине).
— упражнение «ножницы» — поочередное выбрасывание прямых ног вверх с большой и малой амплитудой, раскрытие и перекрещивание ног над полом;
Тема 2.6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника
— приподнимание верхней части позвоночника с удерживанием тела на крестцовой части позвоночника и затылочной части головы «маленький мост» (при сутулой спине);
— прогиб корпуса с опорой на локти, без отрыва головы и таза от пола;
— наклон туловища вправо, влево без отрыва спины от пола;
— касание пола справа и слева коленями согнутых ног с одновременным поворотом головы в противоположную сторону;
— упражнение «березка» — выход в стойку с вытянутым вверх позвоночником опорой на плечи, локти и кисти рук, шея, свободна спина, таз, ноги вытянуты в одной плоскости вертикально вверх.
— выпрямление согнутых в коленях ног без отрыва туловища от ног с захватом пяток руками;
— наклоны корпуса вправо, влево с одновременным касанием пола локтем руки за коленом отведенных в сторону ног.
— упражнение «лодочка» — одновременное вытягивание и приподнимание рук вперед, ног назад, с последующим раскачиванием;
— упражнение «качели» — захват руками щиколоток согнутых в коленях ног, их вытягивание вверх с одновременным раскачиванием;
— упражнение «кольцо» — прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног;
— упражнение «мостик» — стойка на руках и ногах с одновременным прогибом спины и головы назад.
Тема 2.7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья
— подъем плеч вверх и назад, ладони рук в захвате локтей за головой без отрыва грудной клетки от пола.
— подъем таза вперед вверх с опорой на руки сзади корпуса и на ноги.
В положении упора на коленях:
— касание подбородком пола с одновременным сгибанием рук в локтях (при сутулой спине);
— наклон корпуса вперед с последующим касанием плеч пола;
— прогиб спины назад с касанием вытянутыми руками стоп.