Планирование образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста

Введение

Целью настоящей работы
является изучениепланирования образовательной деятельности воспитателя группы
детей раннего возраста.

Продукт проекта. Детская
деятельность в условиях обогащенной среды

«Осень – щедрая пора, любит
Осень детвора!»

Развивать познавательную
активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах,
фруктах. (слушание и разучивание песен по теме, осенний музыкальный оркестр,
постановка танцев на осеннюю тематику)

Формировать знания о пользе
витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Развивать у
детей фантазию, эстетические чувства. (тематические занятия)

Воспитывать эстетический вкус,
учить правилам поведения в гостях.

Проведение осеннего
музыкального развлечения «Синьор помидор в гостях у ребят», «Чиполино и его
друзья» (дети главные герои праздника – овощи и фрукты: роли, стихи, песни,
игры, танцы)

Осенние зарисовки в природе

Закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе.(беседы,
слушание музыки)

Учить передавать красоту осени, используя различные приемы
самовыражения. (танцы с листьями, ягодами, лесных жителей)

Формировать представление детей об осени, видеть красоту
осени, используя музыкальные, литературные, художественные произведения
(стихи, картины русских художников: Шишкин, Левитан и др., отрывки из
произведений П.Чайковского, Э.Грига, Вивальди и др.)

Проведение праздника Осени
«Осенины именины» и выставки осенних поделочных работ по теме: «Красавица
Осень»

«Мамочка любимая моя»

Ласковые руки моей мамы

Воспитание любви и уважения, доброго, заботливого отношения
к матери. (слушание песен по тематике, танцевальных этюдов)

Способствовать развитию детской речи  (выразительное чтение
стихов, игра в сценках,  пение песен).

Способствовать сплочению коллектива группы (родителей и
детей: совместные игры на развлечении).

Проведение развлечения «Лучшая
мама на свете», проведение художественной мастерской «Лучшая мама на свете»

«Новый год стучится в двери»

Что за праздник Новый год?

Формировать у детей представление о новогодних обычаях и
традициях праздника (беседы со слушанием музыки).

Развивать знания детей об истории возникновения елочных
игрушек. (рассказы об игрушках, разучивание новогодних хороводных песен).

Познакомить детей с  музыкальными произведениями на тему Нового
года (слушание с просмотром фрагментов балета  «Щелкунчик»).

Развивать творческие способности детей посредством
постановки танцевальных новогодних номеров, новогоднего оркестра.

Проведение новогоднего досуга
для детей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

«Мама, папа и я – в целом –
дружная семья»

Все профессии хороши!

Расширять и обобщать  знания и представления детей о
профессиях, в том числе и профессиях своих родителей  (место работы
родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).

Расширять и конкретизировать представления детей о различных
профессиях посредством игр, чтения литературных произведений, художественного
творчества.

«Слава нашим защитникам
отечества»

Мой папа –пример для меня!

Формировать правильное представление детей о составе семьи, роли
отца в семье. Воспитывать в детях чувство гордости, любви и уважения к отцу.
(видео презентации «Разные виды войск», «Военная техника», «О службе в
армии»).

Предоставить возможность детям выразить свои теплые чувства
к папам через рисунки, чтение стихотворений, исполнение песен. Привлечь отцов
к участию в воспитательном процессе детей группы.

Проведение совместного
музыкально- спортивного мероприятия с преподавателем по физической нагрузке
«Мой папа самый сильный!»

«Женский праздник –самый
нежный!»

Весна, женская красота и музыка

Развивать у детей интерес к
истории возникновения праздника «Международный женский день».

Вызывать интерес у детей
слушать музыку о Весне, о весенних изменениях в природе (звонкие ручьи, пение
птиц), разучивание песен о весне, о маме, бабушке.

Привлечь мам и бабушек к
совместной с детьми продуктивной творческой деятельности – создание герба
семьи.

Проведение музыкального досуга «КВН
– соревнования по семьям» (создание герба семьи), проведение музыкального
праздника «Женский праздник- самый нежный»

Развитие интереса у детей к
истории театра. Рассказать о разновидностях театра.

Развивать творческие способности
детей посредством постановки музыкального спектакля («Муха Цокотуха»)

Привлечение к постановке
родителей. Способствовать сплочению коллектива группы (детей и родителей)

Проведение совместно с
родителями и воспитателями театральной недели с показом музыкального театра в
лицах с песнями, танцами и стихами.

Подготовка афишы к предстоящему
спектаклю.

Развитие интереса к истории с
привлечением презентаций о военных подвигах, военных песен, стихов и танцев.

Приглашение родителей с
рассказами о своих дедушек, прадедушек, ветеранах ВОВ.

Подготовка стен газеты «День
Победы»

Проведения фестиваля стоя песни
«Парад войск» совместно с воспитателями и преподавателем по физической
культуре.

Подготовка социальной акции для
людей старшего поколения.

Вызывать интерес у детей к
окружающей природе.

Проведение развлечения к «Дню
защиты детей» с лучшими номерами (песнями и танцами) за год.

Проведение выставки рисунков о
природе.

Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали  потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;

Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:

–  Краткость плана, его компактность, гибкость

– Детализация  плана  в  зависимости  от  образования,  педагогического  опыта  и  индивидуального  стиля деятельности педагога

  • –  Целенаправленность и конкретность образовательных задач
  • –  Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом
  • –  Согласованность плана с деятельностью учреждения
  • –  Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы
  • –  Преемственность, систематичность и последовательность
  • –  Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей
  • –  Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий
  • –  Единство целевой установки и условий реализации
  • –  Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям

В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:

  • – специально организованная деятельность;
  • – нерегламентированная деятельности воспитанников.

При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:

–     Физическая культура;

–      Ребенок и общество;

–       Элементарные математические представления;

–       Ребенок и природа;

–       Развитие речи  и культура речевого общения;

–       Обучение грамоте;

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:

День недели, дата;

  • Образовательная область и вид занятия, например “Искусство” (рисование);
  • Тема занятия;
  • Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • Источники планирования;

5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника.Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная. Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнь детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.

Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.

При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.

При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование  представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.

При реализации  направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.

При реализации  направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.

2. Источники планирования (учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерства образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования)

  • Список детей группы по подгруппам (подгруппы мобильные с учетом личностного развития каждого ребенка);
  • Нерегламентированная деятельность (это игра и другие виды деятельности по темам недели, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве). Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная деятельность и планируются в соответствии с темой недели. Так, в нерегламентированной  деятельности воспитанников, которая организовывается или возникает как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве с учетом возрастной группы планируем:

–   игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие,  интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

–       общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные  упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.

–  познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

–       трудовую деятельность  (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);

–   художественную  деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).

Сотрудничество с семьёй.

Формы взаимодействия с семьей

Система планирования по реализации содержания учебной программы обеспечит разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования. Образовательный процесс на основе планирования необходимо осуществлять с учетом принципов гуманистической педагогики, приоритета самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированного стиля общения, обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, безопасности жизни.

Право выбора заниматься той или иной деятельностью остается за ребенком.

Планирование образовательной деятельности воспитателя
группы детей раннего возраста

Таким образом, план –
заранее намеченная система деятельности, предусматривающая последовательность и
сроки выполнения работ, тогда как планирование – процесс, связанный с
постановкой целей и действий в будущем.

Форма плана должна
соответствовать профессиональным и личностным особенностям педагога и
предлагает некоторые формы плана:

− График распределения
видов деятельности;

Опыт планирования
в зарубежных странах

В группах трехлетних
детей особое внимание уделяется развитию навыков совместной деятельности и
начинается работа по формированию представлений об обязанностях и их
распределении, что в будущем должно стать основой группового самоуправления.
Значит можно предположить, что планом предусмотрены формы работы с детьми по
привитию навыков самообслуживанию; решаются задачи по приобщению детей раннего
возраста к самостоятельным игровым способам и общению со сверстником. А способы
взаимодействия со взрослым направлены на «действия вместе».

В Германии
осуществляется «ситуативный подход» к развитию детей. Акцент в нем сделан на
социальном развитии детей и создании для них возможностей расширения и
обогащения их социального опыта. Этот подход получил свое название, поскольку
процесс обучения основан на использовании реальных жизненных ситуаций,
возникающих во время пребывания детей в детском учреждении.

Подобные ситуации могут
возникать спонтанно или же создаваться при помощи педагогов. Планирование
образовательной деятельности не является жестким и допускает возможность
отклониться от плана, учитывая актуальные интересы детей. Наибольшее значение
имеют игра и общение детей между собой. Собственное творчество детей
поощряется, при этом взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому
что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению, если вмешаются в
деятельность ребенка (недирективные методы взаимодействия с детьми).

Главная цель
дошкольного образовательного учреждения состоит в создании условий для
самореализации личности через «творческий репертуар» ребенка, обеспечивающий
его рост и развитие с помощью спонтанно возникающих видов деятельности. Хотя
обучение детей проходит спонтанно и, в некотором роде, непреднамеренно и
незапланированно, воспитатель выделяет время на то, чтобы оценить навыки
ребенка, запланировать некоторые виды деятельности и тщательно подготовить
развивающую среду, обеспечивающую оптимальные условия структурированного
обучения и развития.

Во Франции планирование
складывается на принципе когнитивного развития. Начиная с двух лет, воспитатель
учит обращать внимание на картинки, истории в картинках, игры и другие виды
деятельности, стимулирующие дифференциацию визуальных, слуховых,
кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. Следовательно,
в плане отражены формы работы на формирование ЗУН.

Принципиально иной
подход к планированию образовательной деятельности в Финляндии. Планирование
носит интегративный характер. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с
детьми руками, играть, рисовать и лепить. Работа организована по темам, которые
проходят во всех видах деятельности в течение недели, месяца, полугода или даже
года. В России такое планирование носит комплексно – тематический характер.

В Сингапуре
образовательная программа и учебный план – это дело самой образовательной
организации, Министерством образования они не регламентируются. Образовательные
задачи направлены на развитие и формирование в детях: способности различать:
правильно/не правильно; умения строить отношения друг с другом; способности
делиться с другими; исследования мира; умения слушать и говорить, понимая;
принятия себя; привычек здоровой жизни.

Планирование
образовательной деятельности воспитателя группы детей раннего возраста

Таблица 1 Соотношение
типовых моделей образовательного процесса с содержанием планирования в раннем
возрасте

Таким образом,
специфика планирования образовательной работы в группе раннего возраста
определяется некоторыми положениями: режимом пребывания; особенностью основных
направлений в развитии детей раннего возраста (процесс возбуждения превалирует
над процессом торможения, неустойчивость внимания, сенсорные способы познания
мира); особенностью развивающей среды (привлекает внимание, стимулирует к
познавательной активности).

Заключение

Планирование позволяет
устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на
главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Планирование связано с предупреждением ошибок – с одной стороны, и с
необходимостью использования всех возможностей – с другой.

План – это условие
целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от
плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач
развития.

План – это прежде всего
целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить
программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать
перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы,
приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает,
что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный
план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает
ответственность, облегчает работу. План – не просто отчетный документ, главное
в нем – рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и
форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного
времени.

Совершенствование
планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План – это не
формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное
не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования
является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным
условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей
группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать
работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные
на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *