Онлайн-интервью с к. , доцентом кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Плеханова Анжеликой Леонидовной Гендон
Мы поговорили с Анжеликой Леонидовной Гендон и узнали, зачем получать дополнительное образование на курсах повышения квалификации или на курсах переподготовки, в чем их существенная разница и кому они адресованы в первую очередь.
КонсультантПлюс: Расскажите, в чем актуальность программ переподготовки и повышения квалификации?
Вопросы переподготовки и повышения квалификации работников в современных условиях приобретают особую актуальность. Одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. В нынешних сложных рыночных отношениях, когда конкуренция на одно рабочее место иногда достигает 15 человек, работодатели предпочитают брать тех, кто имеет профильное образование.
Другая ситуация, когда человек идет на повышение, но ему не хватает диплома по определенной специальности, и встает вопрос: получать новую специальность или не видеть новой должности?
Бывает, работы по специальности не найти и хотелось бы освоить новые навыки, подкрепленные дипломом.
Для таких случаев существует профессиональная переподготовка кадров. Это вид дополнительного профессионального обучения. После прохождения обучения специалисту выдается диплом о переподготовке с новоприобретенной квалификацией. Указанная в дипломе квалификация абсолютно равноправна со специальностью, полученной до этого.
КонсультантПлюс: Где сейчас можно пройти повышение квалификации и получить соответствующий подтверждающий документ?
Институты повышения квалификации и переподготовки кадров обычно включены в образовательную систему. Чаще всего подобные учреждения размещаются при высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Важно знать, что диплом профессиональной переподготовки по специальности можно получить исключительно в образовательном учреждении, имеющем лицензию на дополнительное профобразование.
КонсультантПлюс: Чем отличаются друг от друга программы повышения квалификации и переподготовки?
Отдельно стоит отметить, что переподготовка и повышение квалификации – совсем не одно и то же. Повышение профессиональной квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка, и котируется немного ниже последней.
Профпереподготовка и повышение квалификации персонала – основные особенности
Переподготовка и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же – только актуализировать навыки и знания по старой специальности.
Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности.
Курсы повышения квалификации подразделяются на:
Краткосрочное повышение квалификации. Представляет собой комплекс мероприятий по обучению в рамках узкой специализации конкретной производственной сферы. Такие курсы организовываются непосредственно работодателем. Финансирование осуществляется за счет бюджета предприятия. В проведении и организации курсов в качестве лекторов и ответственных лиц можно задействовать лишь сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации. По итогам всех образовательных мероприятий слушатели по теме курса сдают экзамен или зачет или же пишут и защищают реферат.
Длительное повышение квалификации. В таких курсах целью обучения является углубленное изучение злободневных профильных проблем и расширенная подготовка специалистов к выполнению новых должностных обязанностей и трудовых функций. Такие курсы будут полезны работникам, обладающим достаточными теоретическими знаниями, но испытывающими дефицит практических навыков и умений.
Проблемные и тематические семинары. Такие курсы позволяют приобретать навыки и умения в экспресс-режиме. Таким образом, слушатели, успешно прошедшие курс, могут приступить к работе в обновленных условиях довольно-таки быстро. Преимущественно подобные курсы повышения квалификации состоят из проблемных семинаров, практических тренингов и лекций, посвященных экономическим, технологическим, социально значимым, научно-техническим и другим актуальным проблемам отрасли деятельности предприятия в локальном, региональном, федеральном или мировом масштабе.
Переквалификация. Часто бывает так, что человек теряет работу и обнаруживает, что его профессия уже не очень востребована на рынке труда. В этом случае ему может пригодиться прохождение быстрых курсов переквалификации, часто организуемых предприятиями, впоследствии предоставляющими своим слушателям рабочие места. Это может быть что угодно – курсы массажа, бухгалтерского учета, web-дизайна или веб-мастеринга, курсы менеджеров или даже электрогазосварщиков. Все зависит от того, каким трудовым опытом и каким образованием вы уже обладаете. Разумеется, выпускнику средней школы на менеджерских курсах делать нечего.
В большинстве случаев курсы проводятся согласно плану, обычно раз в пять лет. Но они могут организовываться и значительно чаще, если возникает острая необходимость в повышении уровня квалификации работников в случае резкого обновления административной, производственно-технологической и кадровой структуры предприятия. Слушатели курсов могут быть освобождены от исполнения должностных обязанностей частично, полностью или не освобождены вовсе. Возможно и создание индивидуальных курсов обучения.
Курсы могут проводиться и силами работников других предприятий. На рынке образования в последнее время появилось немало фирм, специализирующихся на организации и проведении курсов повышения квалификации по заказу. Многие из таких компаний обладают государственной аккредитацией, то есть по завершении курса эти фирмы уполномочены выдавать слушателям свидетельства, дипломы и удостоверения государственного образца.
И документом об окончании переподготовки будет только диплом установленного образца. Свидетельство, талон, отчет о прохождении курсов не считаются квалификацией.
Следует учитывать, что после успешного прохождения курсов слушатель не получает новой квалификационной степени – бакалавр так и останется бакалавром. Тем не менее он получит свидетельство или диплом о повышении квалификации, которые будут подтверждать соответствие его профессиональных навыков и знаний передовым современным требованиям.
КонсультантПлюс: Существуют ли в РЭУ им. Г.В. Плеханова курсы повышения квалификации?
На сегодняшний день в РЭУ им. Г.В. Плеханова активно развивается такой вид деятельности, как дополнительное профессиональное образование, где представлены разнообразные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Непосредственно на кафедре финансового контроля, анализа и аудита реализуется ряд программ повышения квалификации, таких как “Практический аудит”, “Управление денежными потоками организации: учет, отчетность, анализ, планирование”, “Учет, внутренний контроль и аудит товарных операций”, “МСФО (продвинутый курс)”, “МСФО общественного сектора” и др.
Среди программ профессиональной подготовки пользуется особым интересом программа “Внутренний аудит”. На современном этапе вопрос о целесообразности внедрения внутреннего аудита в организациях получил особое значение. А это значит, растет спрос на квалифицированных специалистов, способных заполнить данную нишу на рынке труда. Актуальные знания в данной области позволят расширить сферу деятельности, получить престижную высокооплачиваемую работу и стать незаменимым сотрудником в организации.
КонсультантПлюс: Расскажите, используется ли в рамках системы дополнительного образования СПС “КонсультантПлюс”?
Да, несомненно. СПС “КонсультантПлюс” активно используется для подбора материала при подготовке к лекциям, при проведении семинарских занятий и выполнении самостоятельных работ слушателями.
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)
4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);
(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.
(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 – 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.
6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
Почему востребовано дополнительное профессиональное образование
Ни для кого не секрет, что получив высшее образование выпускники порой не могут найти соответствующую работу
по своей специальности или же она не приносит должного дохода.
Многие профессии, которым выпускники прошлых лет обучились в вузах, уже устарели. Или уровень полученных знаний заставляет
желать лучшего. Поэтому люди не являются востребованными специалистами на рынке труда.
Для решения проблем безработицы, переквалификации, повышения квалификации существует дополнительное профессиональное образование,
которое помогает людям найти себя в другой профессии, способной принести удовольствие и достаток.
Депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин уверен, что дополнительное
высшее образование – обязательный пункт в экономическом, культурном, образовательном развитии современной России.
«Раньше общее образование было рассчитано на всю жизнь. Теперь лозунг «Образование через всю жизнь» относится уже не только
к дополнительному и к дополнительному профессиональному, но и к общему образованию. Одними из первых обратили на это внимание
участники Римского клуба в известном докладе «Нет пределов обучения». Я напомню высказывание Дмитрия Медведева, когда он имел
статус президента, что у нас ежегодно повышают квалификацию порядка 10% работников, а в развитых странах это порядка 50-70%,
— отметил Олег Смолин. — Есть и более неприятные для нас экспертные данные, но ограничимся теми, которые привёл президент
Дмитрий Медведев».
- Профессиональная переподготовка (получение дополнительной квалификации) — это специалисты с высшим образованием, студенты и аспиранты.
- Профессиональная переподготовка (новый вид профессиональной деятельности) — это специалисты с высшим и средним профессиональным образованием.
- Повышение квалификации — это специалисты с высшим и средним профессиональным образованием.
- повышение уровня знаний, умений, навыков по направлению основной квалификации специалиста;
- получение квалификации по профилю реально выполняемой работы;
- желание сменить вид деятельности, профессию в связи с неперспективностью существующей, или желанием получить профессию, в большей степени удовлетворяющей способностям;
- переподготовка незанятого населения и офицеров, уволенных в запас по направлениям центров занятости;
- дополнительная профессиональная подготовка (доводка) специалистов, имеющих образование уровня «бакалавр»;
- системное изучение новейших достижений технологий, методов, техники в интересующей области деятельности.
- Срок обучения (4-10 месяцев вместо 2-3 лет).
- Учебные планы включают только специальные дисциплины, связанные с получением новой профессии.
- Обучение имеет практическую направленность, что позволяет приступить к выполнению своих обязанностей на производстве.
- Мобильность.
- Индивидуальная траектория образования.
- Возможность начать обучение в любое время.
- Нет жёсткой привязки к стандартным образовательным учреждениям.
- Возможность индивидуализировать учебный план.
Дополнительное образование наиболее лёгкий и быстрый способ получения необходимых навыков, необходимых для работы
или более высокой должности. Кроме того, это возможность духовно и интеллектуально развиваться в разных направлениях.