Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Понятие цели и целеполагания в процессе планирования

Цель можно определить как предполагаемый
положительный конечный результат
Целью воспитания ( в соответствии с Концепцией
непрерывного воспитания детей и учащейся
молодежи)является формирование разносторонне
развитой,
нравственно
зрелой,
творческой
личности обучающегося.

Основные направления воспитательной работы (в соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи)

Идеологическое воспитание
Гражданское и патриотическое
Духовно-нравственное
Поликультурное
Экономическое
Эстетическое
Воспитание психологической культуры
Воспитание в области охраны окружающей среды
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности
Семейное и гендерное воспитание
Трудовое и профессиональное воспитание
Воспитание культуры быта и досуга

Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры приглашает на обучение по дополнительной программе профессиональной переподготовки «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ».

Срок обучения: 28 февраля 2022 – 30 июня 2022
Форма обучения: очно– заочная с использованием дистанционных образовательных технологий
Стоимость обучения: 26 000 руб.

По итогам освоения программы выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца 
Целью программы является подготовка слушателей:

  • к осуществлению педагогической деятельности в рамках основных и дополнительных образовательных программ ;
  • к организационно-педагогическому и организационно-методическому обеспечению реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Слушатели программы будут изучать:

  • психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса;
  • возрастную психологию;
  • современные образовательные технологии в педагогической деятельности;
  • теорию и практику организационно-педагогической деятельности в учреждениях образования и культуры;
  • методику преподавания специальных дисциплин (Режиссура театрализованных представлений и праздников);
  • теорию и методику преподавания иностранного языка.

Руководитель программы: Подколзина Людмила Георгиевна—кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  профессиональной переподготовки (250 ак

уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности.

уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социальнопедагогического опыта, реализации его в повседневной деятельности и ее результативности. проявляется в различных сферах общения, поведения, управленческой и воспитательной деятельности.

это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления) личности. Педагогическая культура– это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения человека.

совокупность достижений в области обучения и воспитания. Применительно к обществу термин употребляется при характеристике состояния его педагогической мысли и практики. Обычно имеются в виду лица, занятые образовательной деятельностью, их соответствие комплексу ожиданий и требований, исходящих от общества, и представлениям о том, каким должен быть работник этой отрасли труда. Названный комплекс включает три основных составляющих: общую культуру—мера освоения достижений человечества; профессионализм, складывающийся из активного владения предметом и технологией обучения; профессионально-личностные качества—морально-этические и социальные особенности, присущие педагогу.

часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательных процессов. Структура педагогической культуры включает различные уровни ее изучения: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический, личностный. Существенными признаками педагогической культуры являются: гуманистическая позиция учителя; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с технологиями обучения; опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность, разрабатывать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции; готовность общаться со школьниками.

(от нем. Kultur, от франц. culture < лат. cultura — образование, развитие) — существенная часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности. может рассматриваться на различных уровнях (социально-педагогическом, научно-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном): а) как социальная сфера общества, способ сохранения межпоколенных отношений и передачи социально-педагогического опыта; б) как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание, культурные образцы практической деятельности; в) как сфера профессиональной деятельности педагога, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога; г) как личностное свойство учителя, воспитателя, родителя, интегрирующее педагогическую позицию.

Педагог дополнительного образования

22 апреля 2019

Помощь в развитии талантов, индивидуальный подход к ученикам в противовес общему, принятому в школах, углубленное обучение дисциплинам, планирование и подготовка досуговых мероприятий — все это входит в сферу деятельности педагога дополнительного образования. Специалисты этого профиля преимущественно обучают дисциплинам, которые не входят в основную общеобразовательную программу — игре в шахматы и шашки, вокальному и театральному искусству, танцам и пр.

Существует профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — опирайтесь на него, если хотите работать в государственной организации или крупной компании. Мы расскажем вам о специфике профессии, обязанностях и ответственности специалиста, а также о том, как пройти обучение по этому профилю и куда пойти работать.

Специфика работы

В отличие от основного образования, от дополнительного можно отказаться в любой момент. Мотивацией для обучения в вузах, колледжах и школе служит возможность получить знания, навыки и, конечно, документы, с помощью которых можно устроиться на работу. Но для тех, кто посещает кружки, секции и факультативы, такая мотивация не действует. И преподавателю важно об этом помнить — если его уроки не будут нравиться и приносить пользу, ученик просто не придет на следующее занятие. Именно поэтому учителю стоит уделить максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию и поддержанию хорошей атмосферы на уроках, развитию талантов и поиску тех плюсов, ради которых ученики будут ходить на занятия на постоянной основе.

В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит.

Обязанности и ответственность педагога

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых устанавливает три обобщенные трудовые функции:

  • Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. В списке обязанностей — отбор учеников (обычно это предполагает работу в комиссии), подготовка учащихся к соревнованиям, конкурсам, выставкам и другим мероприятиям, помощь в развитии талантов и в коррекции поведения, разработка образовательных программ, оценка и аттестация учеников, консультирование детей и их родителей (в том числе на родительских собраниях), организация и проведение досуговых мероприятий.
  • Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления не учит детей сам, а помогает в работе своим коллегам. Он изучает рынок услуг дополнительного образования, разрабатывает программы и формирует предложения, которые, на его взгляд, будут пользоваться спросом. Также он консультирует педагогов, оценивает и утверждает или отклоняет разработанные ими программы, подбирает курсы переподготовки или повышения квалификации для специалистов. Кроме того, в его обязанности входит посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, которые проводят педагоги дополнительного образования, а также разработка рекомендаций по улучшению этих мероприятий и уроков.
  • Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления разрабатывает и проводит массовые мероприятия (выставки, соревнования и пр.), организует набор учащихся и следит за тем, чтобы все группы были укомплектованы, привлекает новых учеников, взаимодействует с органами власти, социальными партнерами и другими организациями по вопросам образования и проведения мероприятий. Кроме того, такой специалист контролирует и координирует работу педагогов и анализирует результаты реализации образовательных программ.

Эти обязанности, перечисленные в профстандарте, могут быть включены в должностную инструкцию педагога дополнительного образования. Учитывайте это при выборе направления работы.

Помимо стандартных для всех работников пунктов «ненадлежащие исполнение трудовых обязанностей» и «нарушение внутреннего распорядка, распоряжений директора или требований ТК РФ» педагог дополнительного образования несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников, за качество занятий и мероприятий, которые он проводит. За аморальный поступок или насилие над учеником (неважно, физическое или психическое), даже однократное, учителя могут уволить. Кроме того, педагог несет материальную ответственность за причинение ущерба ученикам или организации в связи с исполнением или неисполнением своих обязанностей.

Где пройти обучение

Ознакомьтесь с нашими программами подготовки педагогов дополнительного образования и выберите ту, которая подходит вам. В частности, мы можем предложить:

340 часов (2 мес. )Квалификация: Педагог дополнительного образования340 часов (3 мес. )Квалификация: Руководитель хореографического коллектива620 часов (5 мес. )Квалификация: Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства340 часов (3 мес. )Квалификация: Руководитель театрального коллектива340 часов (2 мес. )Квалификация: Педагог дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства340 часов (2 мес. )Квалификация: Преподаватель музыкальных дисциплин

Курсы длятся в среднем от 1,5 до 5 месяцев и проходят полностью дистанционно*. Это значит, что вам никуда не придется приезжать — даже диплом или удостоверение после прохождения обучения вам вышлют почтой. Изучать материалы и сдавать практические задания можно в удобное для вас время, поэтому обучение вы сможете сочетать с работой.

Куда пойти работать

Место работы педагога доп. образования зависит от его специализации. Руководитель хореографического коллектива может устроиться в танцевальную студию, а преподаватель изобразительного искусства — в художественную школу. Но есть и варианты, которые подходят почти всем: общеобразовательные и частные школы, кружки и секции, центры детского и юношеского творчества, дома культуры, детские сады. Также педагог может открыть частную практику и заниматься с учениками в индивидуальном порядке.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

<< Выбрать другое направление

Педагогика дополнительного образования(4 программы)

быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их
потребности и интересы;
иметь широкий круг интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей,
связанных с обучением одаренных детей и детей с ОВЗ;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без сарказма);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и
постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно нетрадиционное, личное
мировоззрение.

Профессиональные качества, необходимые педагогу ДО, проявляются в умении

Строить обучение в
соответствии с
результатами
диагностического
обследования
обучающихся;
Работать по
специальному
учебному плану;
Стимулировать
творческие
способности
обучающихся;
Модифицировать
образовательные
программы;
Консультировать
обучающихся.

Педагогу ДО необходимо владеть

Знанием психолого-педагогических основ теории творчества;
Знанием современных методик исследования, умением проводить творческий
анализ литературы, организовать и осуществить собственный эксперимент,
обобщить и оценить его результаты;
Умение анализировать учебную и воспитательную работу с детьми;
Умением находить в ней свои оригинальные подходы, обосновано и
компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию,
формы, методы, средства обучения и воспитания детей;
Умение управлять своим психическим состоянием, находить оптимальные
решения, рационально использовать индивидуальный стиль, эрудицию,
воображение, импровизацию;
Умение видеть в ребенке творческое начало, оригинальность видение мира,
его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять их творческое
развитие.

Педагогическая деятельность

Педагогическое
искусство – это
совершенное владение
педагогом всей совокупности
психолого-педагогических
знаний, умений и навыков,
соединенных с
профессиональной
увлеченностью, развитым
педагогическим мышлением
и интуицией
Творчество педагога
представляется как высшая
форма активной
деятельности педагога по
преобразованию
«педагогической»
действительности, в центре
которой стоит ребенок
(ученик, воспитанник).

Показатели педагогического творчества

• Систематическое
переосмысление
своей деятельности
в свете научных
теоретикопедагогических
знаний
• Создание
своеобразных и
эффективных путей
решения
профессиональнотворческих задач,
способствующих
выработке
самостоятельной
профессиональной
позиции в
конкретный момент
деятельности

Компоненты творчества педагога ДО

• Содержательные элементы личности педагога,
продукты отражения педагогической
действительности в чувствах, сознании, памяти
результатах творческих сил и возможностей
педагога. знания
мировоззрение
педагогическая
культура
(мышление и
самосознание)
педагогическая
техника
самостоятельная
профессиональная
позиция

Уровни развития творческого потенциала ПДО (Щетинская А

Очень высокий
уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
• Педагог включен в
коллективную
инновационную
деятельность по
решению творческих
задач и проблем
Очень низкий
уровень
• Периодически
прослеживается
стремление к
изучению и
фрагментарному
применению
передового опыта
• Включен в
инновационную
деятельность
стратегически важных для
коллектива
• Самостоятельно
организует собственные
дидактические и
педагогические
эксперименты
• Педагог способен к
разработке авторской
концепции и ее
эффективному
применению и
распространению

Творческий потенциал
педагога проявляется через:
Высокий уровень мотивации к творческой
инновационной деятельности;
Рост профессиональной компетентности;
Методологическую культуру
педагогического мастерства;
Степень включенности в инновационную
деятельность;
Конкурентоспособность на рынке
образовательных услуг

Степень развития творческого потенциала педагога зависит от следующих факторов и условий

От актуализации
приоритетных
педагогических проблем
для отдельно взятого
УДОД, которые были бы
актуальны для
конкретного педагога;
От степени
интегрированности,
вовлеченности педагога в
коллективную
инновационную
деятельность;
От стремления и
способности педагога к
самообразованию,
саморазвитию,
самосовершенствованию;
От степени вовлеченности
педагога в методическую
деятельность (работу
методических
объединений,
экспериментальных
площадках, семинарах,
конференциях и т

Умения ПДО создавать «Ситуацию успеха» для ребенка

Помочь ребенку раскрыть его способности, нацелить на
личное саморазвитие;
Перевести педагогическую цель в личную цель для
ребенка, заинтересовать его;
Создать педагогическую поддержку каждому ребенку на
общечеловеческом и профессиональном уровне;
Определить этапы совместной деятельности педагога и ребенка
и продиагностировать каждый из них;
Работать в поисковом режиме и стремиться к его
совершенствованию.

Какой педагог дополнительного образования востребован на рынке

Рассмотрим, какие педагоги дополнительного образования востребованы на рынке:

Педагоги, которые постоянно обучаются, совершенствуют свои знания, изучают актуальные и свежие новости в сфере дополнительного образования;

Педагоги, которые постоянно изучают педагогические аспекты, экспериментируют в своей деятельности и находят новые подходы к детям;

Педагоги, которые регулярно участвуют в фестивалях-конкурсах детского творчества.

Известный советский и российский ученый в теории сознания и психолингвистики, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор биологических наук Татьяна Владимировна Черниговская в своих многочисленных интервью и работах говорит о том, что воспитание творческой личности и развитие компетентного человека будущего – это одна из самых важных задач современного образования.

По мнению Татьяны Владимировны, педагог дополнительного образования должен задавать себе вопросы «Кто он, человек будущего ? Какие вопросы стоят перед ним? Что для него важно? Как правильно его направить, чтобы не навредить уникальности и индивидуальности? Где взять потребность смело заявить о себе? Где взять ресурсы для открытий в себе профессии педагога дополнительного образования?». Решающую роль в становлении Черниговской как педагога дополнительного образования сыграло объединение ролей преподавателя и актрисы: она по-настоящему ощутила эту деятельность со всех сторон.

По словам профессора, когда дети приобретают навыки социализации, опыт публичных выступлений и возможность совместной творческой деятельности, они становятся другими, приобретая такие качества, как дружелюбность, инициативность, активность. В первую очередь, педагог должен быть уверен в том, что участие в творческой деятельности поможет детям состояться в будущем.

Кроме того, важно, чтобы педагог дополнительного образования принял ответственность за свою деятельность и не мешал развитию способностей у детей.

В основе работы любого творческого коллектива лежит личность педагога и его намерения. Из этих понятий вытекают возможности для реализации.

Татьяна Владимировна также объясняла и основную методологию преподавания — умение смотреть, видеть и принимать нестандартные решения для достижения результата.

После того, как творческий коллектив достиг достаточно высокого профессионального уровня, педагогу следует поставить себе следующую задачу — выйти на международный уровень. Для этого необходимо принимать участие в различных фестивалях-конкурсах детского творчества в России и за ее пределами.

Когда родители отдают своих детей в различные кружки и секции, они могут их лучше узнать, выявить таланты, предпочтения, склонности. На сегодняшний день существует большое разнообразие направлений в сфере дополнительного образования: например, можно отдать ребенка в художественную школу, театральную студию, на танцы, пение и т.

Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную школьную программу. Основной целью педагога является раскрытие и последующее развитие творческих способностей ребенка.

Каждому педагогу дополнительного образования следует придерживаться некоторых положений, о которых мы скажем ниже:

Всеобщая «талантливость» детей. Это означает, что не бывает неталантливых детей, есть те, кто не нашел своего дела;

Взаимное превосходство. Если у ребенка получается что-то хуже, чем у остальных детей, значит, необходимо найти у него то, в чем он будет более успешен;

Неизбежность перемен. Этот термин означает, что ни один вывод о способностях ребенка не может быть окончательным;

Успех рождает успех. Перед педагогом дополнительного образования стоит нелегкая задача — на каждом занятии следует для всех детей создать ситуацию успеха, что дает им возможность почувствовать себя не хуже других;

Не бывает неспособных детей. Если каждому ребенку отводить достаточное количество времени, то с легкостью можно добиться того, что ребенок освоит весь необходимый учебный материал.

Разобрав главные задачи педагога дополнительного образования, важно затронуть и его основные функции:

Дополнение и развитие общеобразовательных программ

Поддерживание интереса учащихся

Развитие не только талантов и способностей, но и навыков самообразования.

Важно помнить, что программа, подготовленная педагогом, должна быть максимально гибкой. Она должна учитывать многие культурные и социальные особенности.

Стоит отметить, что ставка педагога дополнительного образования зависит от квалификации педагога. Основной задачей курсов повышения квалификации является стимулирование профессионального роста педагогов дополнительного образования и повышения качества преподавания.

Творческое объединение «Салют Талантов» заботится не только об организации и проведении фестивалей-конкурсов детского творчества, но и о повышении профессиональных навыков педагогов дополнительного образования и постоянного совершенствования и развития.

Именно для этого был организован международный форум педагогических работников сферы культуры и искусства «Развитие».

Мероприятие проводится в Санкт-Петербурге дважды в год, где спикеры освещают наиболее актуальные и важные вопросы развития дополнительного образования и детского творчества.

Интересно, что в программу входит не только теоретическая часть, но и мастер-классы, творческие встречи с именитыми артистами, тренинги от профессиональных психологов.

Творческое Объединение «Салют Талантов» предлагает выбрать один из пакетов участия, в каждый из которых включены лекции. При выборе пакета «Профессионал» вы также посетите мастер-классы и получите дополнительные методические пособия, материалы которых вы сможете применять на практике в своей деятельности. Вы можете более подробно изучить информацию на сайте «Салют Талантов», пройдя по данной ссылке. Не упустите возможность посетить масштабное информативное мероприятие года!

Успейте воспользоваться возможностью изменить свою педагогическую карьеру!

Узнать подробнее о форуме

Педагогическое искусство –
это
совершенное
владение
педагогом всей совокупностью
психолого-педагогических
знаний , умений и навыков,
соединенных
с
профессиональной
увлеченностью,
развитым
педагогическим мышлением и
интуицией
Творчество педагога
представляется как высшая
форма активной деятельности
педагога по преобразованию
«педагогической»
действительности , в центре
которой стоит ребенок
(обучающийся, воспитанник)

Личные качества необходимые педагогу дополнительного образования

Быть доброжелательным и чутким
Разбираться в особенностях психологии детей,
чувствовать их потребности и интересы
Иметь широкий круг интересов и умений
Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей,
связанных с обучением одаренных детей и детей с ОПФР

Компоненты творчества педагога дополнительного образования

Содержательные
элементы личности педагога,
продукты
отражения
педагогической
действительности в чувствах, сознании, памяти,
результатах творческих сил и возможностей
педагога
знания
Мировоззрение
Педагогическая
культура
Педагогическая
техника
Самостоятельная
профессиональна
я позиция

Творческий потенциал проявляется через

Высокий уровень мотивации к творческой
инновационной деятельности
Рост профессиональной компетентности
Степень включенности в инновационную
деятельность
Методологическую культуру педагогического
мастерства
Конкурентноспособность на рынке услуг
дополнительного образования

От актуализации
приоритетных
педагогических проблем
От стремления
педагогов к
самообразованию
От степени интегрированности,
вовлеченности педагога в
совместную коллективную
деятельность
От степени вовлеченности
педагога в методическую
деятельность

Профессиональные качества, необходимые педагогу дополнительного образования проявляются в умении

Строить обучение в
соответствии с
результатами
диагностического
обследования
учащихся
Работать по
учебному
плану
Стимулировать
творческие
способности
обучающихся
Модифицировать
учебные
программы
Консультировать
обучающихся

Нормативные правовые акты

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13. 2011
2. Постановление Министерства образования Республики
Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 ( в редакции от 03. 2018 №
10)«Положение об учреждении общего среднего образования»
3. Постановление Министерства Здравоохранения Республики
Беларусь о от 17 мая 2017 г. № 35 «» Об утверждении санитарных
норм и правил «Требования для учреждений общего среднего
образования» , Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 07. 2019 № 525 «Об утверждении специфических
санитарно-эпидемиологических требований»
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от
15. 2015 № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного
воспитания детей и учащейся молодежи»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от
22. 2016 № 9 « Об утверждении Программы непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи на 2016-2020 г. »
6. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от
06. 2017 № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного
образования детей и молодежи»
7. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24. 2011 №
336 «Об утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в
оздоровлении»
8. Инструктивно-методические письма «Особенности организации
воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего
среднего образования» (ежегодно)

Принцип системности и последовательности
предполагает, что все планируемые мероприятия не
могут быть разовыми и проводиться от случая к
случаю. Результативной вся идеологическая и
воспитательная работа становится лишь в том
случае, если она приобретает организованный
характер, а система воспитания представляет
собой последовательные и поэтапные действия.

Принцип
оптимальности
основывается
на
необходимости выбора наилучшего варианта
взаимодействия взрослых и детей в планировании,
наиболее лучшего варианта плана из нескольких
возможных на всех этапах планирования,
соотношение форм и методов выбранным целям и
задачам плана.

ПРИМЕРЫ ПОСТАНОВКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Работа в области дополнительного образования подчинена строгим требованиям, прописанным в профстандарте. Чем занимается педагог ДО и как получить эту специальность, – в материале «ПрофГида». Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Кто такой педагог дополнительного образования
  • Какое образование должно быть у педагога ДО
  • Где и как учитьсяОчноДистанционноСПОПрофпереподготовкаВ заключение
  • Очно
  • ДистанционноСПОПрофпереподготовка
  • СПО
  • Профпереподготовка
  • В заключение

Кто такой педагог дополнительного образования

Полноценное развитие личности не сводится лишь к получению знаний по школьным предметам или к обучению в колледже и вузе. Уже с раннего возраста дети демонстрируют выраженную склонность к какой-либо творческой, изобретательской или спортивной деятельности. Именно педагоги дополнительного образования (ДО) – это люди, которые первыми замечают ростки особенных способностей в ребенке, бережно их культивируют и нередко выращивают полноценные таланты.

Педагоги ДО, в отличие от школьных учителей, работают с разновозрастными категориями учащихся: и с детьми, и со студентами, и со взрослыми – и трудятся в учреждениях разных типов.

  • В школах педагоги дополнительного образования организуют внеурочную деятельность. Они руководят кружками рисования, робототехники, хореографии, спортивного ориентирования, шахматными секциями и т. д.
  • В детских учреждениях дополнительного образования эти специалисты более глубоко занимаются развитием талантов детей и фактически проводят раннюю профориентацию. Это касается всевозможных школ искусств, детских театральных студий, дворцов творчества, станций юных техников и т. д.
  • В колледжах и вузах, как в школах, педагоги допобразования обеспечивают работу с учащимися за рамками основных образовательных программ. Здесь они чаще всего занимаются организацией олимпиад, выставок, конкурсов, ведут различные секции.
  • В учебных центрах для взрослых педагоги ДО преподают курсы иностранных языков, компьютерной и финансовой грамотности, живописи, керамики, танцев и т. д.

Области деятельности педагога дополнительного образования:

  • техническое творчество;
  • музыка;
  • сценическое искусство;
  • хореография;
  • изобразительное и декоративно-прикладное искусство (ИЗО и ДПИ);
  • социальная педагогика;
  • туристско-краеведческое направление;
  • эколого-биологическая сфера;
  • физкультура и оздоровление.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Кандидат филологических наук, начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, преподаватель АНПОО «НСПК»

Дополнительное образование, с одной стороны, глубоко интегрировано в общую образовательную систему, а с другой – больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.

Педагог дополнительного образования – это, по сути, тот проводник, который способен помочь обучающемуся найти дело по душе, раскрыть его способности и потенциал, ориентировать в выборе жизненного и профессионального пути. Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства, будь то хореография, вокал, туризм, прикладное творчество, лидерство или краеведение. Только глубочайшее знание своей профессии, своего предмета, и внутренняя увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Руководитель отдела организации образовательной деятельности АНПОО «НСПК», преподаватель высшей квалификационной категории

Какое образование должно быть у педагога ДО

Основной документ, на который опираются работодатели при формировании штата, – это профессиональный стандарт. В России очень строго контролируется уровень квалификации педагогов, поэтому прийти в школу «с улицы», чтобы вести кружок бисероплетения, не получится. Согласно профстандарту, для этого нужно иметь соответствующее образование:

  • диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
  • диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.

Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.

Чтобы стать педагогом дополнительного образования, прежде всего, необходимо иметь к этому призвание, желание делиться с детьми своим мастерством (соответственно, обладать этим мастерством), во-вторых, «иметь в руках» профессию, или лучше сказать, мастерство, и, в-третьих, обладать рядом важных педагогических компетенций, основные из которых – гибкость, мобильность, современность, харизматичность, эмоциональный интеллект.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Где и как учиться

Исходя из требований профстандарта, чтобы получить квалификацию педагога дополнительного образования, можно пойти по одному из двух путей:

  • Поступить в педагогический колледж.
  • Поступить на курсы в один из центров ДПО, готовящих педагогов допобразования.

Первый путь больше подходит тем, кто еще не имеет никакого диплома. Второй годится для взрослых людей с любым высшим или средним профессиональным образованием.

Очно

Специальность «педагогика дополнительного образования» имеет шифр 44. 03 и преподается в организациях СПО по нескольким направлениям, например:

  • педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности;
  • в области туристско-краеведческой деятельности;
  • в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • в области технического творчества и т. д.

Для педагогов допобразования реализуются программы по организации работы с молодежными объединениями, по созданию внутришкольных средств массовой информации и многие другие.

Наполнение учебных программ по этой специальности регулирует соответствующий ФГОС. Чтобы поступить в колледж на педагога ДО, достаточно окончить 9 или 11 классов. В первом случае срок очной подготовки будет составлять 3 года 10 месяцев, во втором – 2 года 10 месяцев.

Тем, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, не нужно тратить несколько лет на получение нужной квалификации. При многих университетах и колледжах функционируют центры ДПО, где можно пройти курсы переподготовки. Это займет около 4-5 месяцев.

Дистанционно

Дистанционная форма получения профессионального образования, в том числе и в сфере педагогики ДО, в последние годы приобрела огромную популярность. Ее выбирают по многим причинам:

  • индивидуальные сроки освоения учебной программы и возможность самостоятельно планировать темп обучения;
  • удобная подача материала в интерактивном режиме;
  • перспектива получения диплома столичного учебного заведения без выезда из родного города;
  • простая обратная связь с преподавателями;
  • более демократичные (по сравнению с очной формой) цены и т. д.

«Педагогика дополнительного образования» не входит в перечень специальностей, обучение по которым не предусматривает применения исключительно дистанционных технологий.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Возможностями дистанционного обучения часто пользуются молодые мамы в декрете или люди, которые не могут позволить себе отрываться от основной работы для выезда на очные сессии, а также те, у кого поблизости нет профильного вуза или колледжа.

СПО

Полностью дистанционная форма обучения на педагога дополнительного образования используется не только на курсах профпереподготовки или повышения квалификации – удаленно можно получить и среднее профессиональное образование.

Например, в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК) есть две дистанционные программы подготовки педагогов дополнительного образования:

Форма обучения
Срок обучения по специальности СПО 44. 03 «Педагогика дополнительного образования»

На базе 9 классов
На базе 11 классов

Очная
3 года 10 месяцев
2 года 10 месяцев

Очно-заочная и заочная, в т. с применением дистанционных образовательных технологий
до 5 лет 2 месяцев(+1,5 года к сроку по очной форме)
до 3 лет 10 месяцев (+1 год к сроку по очной форме)

Дистанционное обучение на педагога дополнительного образования происходит в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, т. перечень дисциплин включает в себя как обязательные предметы, так и вариативные. Во всех программах предусмотрены практические занятия, так как именно на них закрепляются теоретические знания и осваиваются умения, будущий специалист получается первый практический опыт, выполняя задания, имитирующие будущую профессиональную деятельность. Например, на практических занятиях по дисциплине «Организация каникулярного отдыха» обучающимся могут быть предложены кейс-задания, составление планов, анализ различных методик, онлайн-семинары с преподавателями, мастер-классы с профессионалами-практикам.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Документы для поступления можно подать дистанционно – онлайн, например, через личный кабинет на сайте образовательной организации, либо почтой/курьером. Результаты ЕГЭ не нужны – достаточно только аттестата за 9-й или 11-й класс.

Профпереподготовка

Дистанционных программ профпереподготовки на педагога дополнительного образования гораздо больше, чем программ СПО. Поступить на учебу можно только с дипломом о высшем или среднем профобразовании или со справкой о том, что будущий слушатель курсов учится в вузе или колледже.

Специалист с образованием педагога дополнительного образования может занимать должности тренера-преподавателя (в области физической культуры и спорта), преподавателя (в области искусства), педагога-методиста, педагога-организатор. Для некоторых должностей предусмотрено обязательное дополнительное обучение, например, для руководителей экскурсий, походов, экспедиций, путешествий. По любому из этих направлений и для любых должностей есть курсы профпереподготовки или повышения квалификации, с указанием области деятельности. Дистанционные технологии могут применяться на любых из этих программ.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Найти дистанционные программы переподготовки по педагогике дополнительного образования можно на сайтах лицензированных центров ДПО и институтов повышения квалификации учителей. Их трудоемкость зависит от содержания учебных планов и варьируется от 250 до 1 000 академических часов.

Документы об обучении, которые выдаются после завершения дистанционного курса обучения или профпереподготовки, не отличаются от дипломов и свидетельств, которые получают выпускники очных программ.

Согласно правилам оформления документов об образовании и квалификации в них по умолчанию указывается очная форма обучения. Заочная форма обучения и особенность обучения с применением дистанционных технологий могут быть указаны в дипломе дополнительно по заявлению выпускника.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Принимая решение пройти переподготовку на педагога ДО, важно иметь в виду, что за обучение по собственной инициативе придется заплатить. Стоимость курса будет зависеть от объема программы, но редко превышает 8 000 рублей. Если на учебу направит работодатель, то оплата переподготовки возлагается на него.

В заключение

Дополнительное образование – это уникальная сфера детско-взрослого сотворчества, тот особый мир самореализации и социального, профессионального самоопределения, который помогает увидеть окружающий мир в его многогранности и многоаспектности, со всеми его возможностями для успешного развития. Зачастую то, чем мы увлекались в детстве, становится нашей профессией, делом всей жизни, призванием. И в этом удивительном процессе важная миссия лежит на плечах педагога дополнительного образования – главного проводника на пути становления личности наших детей.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Педагог дополнительного образования – это креативная и востребованная профессия. Она дает возможность работать в государственных и частных образовательных организациях. Некоторые специалисты этого профиля создают авторские обучающие курсы и получают дополнительные источники заработка. В любом случае люди этой профессии имеют почти неограниченное поле для реализации своих творческих идей.

уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально- педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности

диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата « Образование и педагогические науки» 44. 01 или колледжа по специальности 44. 03 «Педагогика дополнительного образования »), диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *