Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Требования к образованию и стажу педагогов

Педагогические работники должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Более того, они должны отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам, если другое не установлено Законом об образовании.

При принятии педагога на работу требования к его образованию, как правило, уточняются.

Например, у учителя должно быть высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в учебном заведении.

При этом высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, вполне достаточно как для работающих учителей, так и для работников, которых планируется принять на эту должность.

Те учителя, у которых нет высшего или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, могут быть направлены на получение дополнительного профессионального образования.

Если педагогический работник принят на работу до вступления в силу Закона об образовании (то есть до 1 сентября 2013 года) и аттестационная комиссия признала его соответствующим занимаемой должности, то на него не распространяется требование о наличии высшего или среднего профессионального образования.

Что касается стажа, то в зависимости от того, на какую должность принимается педагогический работник, требования к его стажу могут различаться. Соответствующие требования к стажу можно найти в разделе III «Должности педагогических работников» Единого квалификационного справочника и в профстандартах.

Для большинства педагогических работников требования к стажу не предъявляются, но для некоторых он все-таки необходим. Например, при принятии или переводе педагогического работника на должность старшего воспитателя, у него должен быть опыт работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Проверка соответствия педагога предъявляемым к нему требованиям проводится путем сравнения квалификационных требований к образованию и стажу, содержащихся в ЕКС и профстандартах, с документами, которые подтверждают образование и стаж работника.

К таким подтверждающим документам относятся:

  • трудовая книжка (если ведется);
  • сведения о трудовой деятельности;
  • документы об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний.

Как правило, эти документы педагогический работник представляет при приеме на работу.

Если работник по каким-либо причинам не может представить трудовую книжку, в которой отражен стаж его предыдущей педагогической работы (например, она утеряна), то подтвердить наличие специального стажа можно, например, справкой с предыдущего места работы, выписками из приказов о приеме и увольнении, а также сведениями о трудовой деятельности.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования:  высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее  в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

Воспитатель детей дошкольного возраста;Учитель начальных классов;Педагог дополнительного образования;Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.

Образование и педагогические науки;Психолого-педагогическое образование;Специальное (дефектологическое) образование;Профессиональное обучение (по отраслям);Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:Математические и естественные науки;Инженерное дело, технологии и технические науки;Здравоохранение и медицинские науки;Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;Науки об обществе;Образование и педагогические науки;Гуманитарные науки;Искусство и культура;Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления (укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанность предложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28. 2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17. 2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Использованные нормативные акты

Приказ Минтруда России от 18. 2013 N 544н (ред. от 05. 2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»Общероссийский классификатор специальностей по образованию, принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 08. 2016 N 2007-ст. Приказ Минобрнауки России от 14. 2013 N 464 (ред. от 28. 2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30. 2013 N 29200). Приказ Минобрнауки России от 01. 2013 N 499 (ред. от 15. 2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20. 2013 N 29444).

Должностные обязанности

Старший педагог дополнительного образования:

Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.

Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.

Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.

Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся, воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни.

Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

Систематически повышает свой профессиональный уровень.

Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Права

Старший педагог дополнительного образования имеет право:

На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.

Повышать свою профессиональную квалификацию.

Ответственность

Старший педагог дополнительного образования несет ответственность:

За нарушение Устава образовательной организации.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Руководитель кадровой службы

С инструкцией ознакомлен:

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего педагога дополнительного образования – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

Правила исчисления педагогического стажа

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные  из этих правил.

  • С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  • Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  • Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  • Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  • Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Что входит в педагогический стаж

Помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно:

  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суммарно не более 6 лет, при условии что такой отпуск начинался до 6.10.1992, когда в силу вступил закон, согласно которому отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в педагогический стаж не включается.
  • Курсы повышения квалификации, если они проходили после 1.09.2000 и в годы их прохождения была выполнена годовая норма рабочего времени соответствующего ставке заработной платы.
  • Время обучения в ВУЗе, если обучение было завершено до 1 октября 1993 года, и непосредственно до начала и после завершения обучения осуществлялась педагогическая деятельность.
  • Прохождение срочной службы в армии, при условии что служба была завершена до 1 октября 1993 года. Нередко для включения данного периода в педагогический стаж необходимо обращаться в суд.
  • Периоды временной нетрудоспособности (больничный).
  • Оплачиваемые отпуска, кроме учебного отпуска.

Как меняются условия льготного стажа для учителей с 2020 года

В связи с пенсионной реформой с 2020 года условия льготного выхода на пенсию для педагогов изменились. Основные изменения в вопросах досрочного выхода на пенсию учителями касаются применения индивидуальных пенсионных баллов (ИПК) и отсрочки выхода на пенсию по выслуге лет. Период с 2020 по 2025 годы является переходным для полного внедрения новых условий, поэтому в разные годы этого периода по ним будут применяться разные ограничения.

Так, в 2020 году для льготного выхода на пенсию необходимо наличие 18,6 баллов, в 2025 году этот показатель достигнет 30 и закрепится на этом уровне, для чего значение будет увеличиваться каждый год на 2,4 балла. Минимально необходимое количество пенсионных баллов для досрочного выхода на пенсию в зависимости от года

Год выхода на пенсию202020212022202320242025
ИПК18,62123,425,828,230

Что касается отсрочки оформления пенсии после выработки педагогического стажа продолжительностью 25 лет, максимальное значение этого периода будет достигнуто к 2023 году и составит 5 лет. То есть, если раньше пенсию по выслуге лет можно было оформить сразу, как только педагогический стаж составлял 25 лет, то теперь выйти на пенсию можно будет только по истечению периода отсрочки после его выработки. В 2020 году период отсрочки составляет 1,5 года. Далее каждый год его продолжительность увеличивается.

Период отсрочки оформления льготной пенсии для учителей в зависимости от года выработки педагогического стажа

Год выхода на пенсию2020202120222023
Период отсрочки1,5345

Льготный выход на пенсию для педагогов с 2020 года

Год выработки педагогического стажа
 Условия для досрочного выхода на пенсиюГод выхода на пенсию
 
Период отсрочкиБаллы             
2020 – I полугодие1,5212021 – II полугодие
2020 – II полугодие1,523,42022 – I полугодие
2021328,22024
20224302026
20235302028
20245302029

Как посчитать педагогический стаж по новым условиям

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и  федеральному закону № 350-ФЗ от 03. 2018 г. , в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.

Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году. 1995 — 2012 г. — работа учителем средней школы. 2012 – 2015 г. — работа заведующим учебной частью. 2015 г. – начало 2020 года —  работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности. В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года —  работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с  24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.

Распространяется ли категория учителя на вовмещаемую должность педагога дополнительного образования, ведущего кружок по тому же профилю?

Распространяется ли категория учителя на вовмещаемую должность педагога дополнительного образования, ведущего кружок по тому же профилю?

Ответы на вопрос

Распространяется. Если педагог имеет соответствующую квалификацию, подтвердив тем самым свой правовой статус согласно ст. 46-49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, то может проводить в т. и кружки помимо основных занятий. Законодательного запрета тут нет.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Нет конечно. У каждой должности свои требования. И категория присваивается исходя из этих требований. Согласно ст. 46-49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Аттестация проводится на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

В соотвествии с Единым квалификационным справочником должностей и профессии Учитель и Педагог доп. образования – это две разные должности.

Согласно приказу Митнтруда от 05. 2018 # 289 н педагог доп. образования это в том числе: тренер, преподаватель.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Исходя из пункта 2 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность-категория учителя распространяется и на замещаемую должность педагога дополнительного образования, потому что аттестация распространяется на все занимаемые педагогом должности. Тем более в вашем случае речь идет об одном том же профиле

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276)

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории* (1).

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

категория учителя на совмещаемую должность педагога дополнительного образования, ведущего кружок по тому же профилю не распространяется. Вы аттестовались по должности учителя, а педагог дополнительного образования это другая профессия и соответственно должность. По аналогии: высшая категория директора школы не распространяется на занятия по менеджменту как руководителя творческого объединения старшеклассников во внеурочное время.

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Похожие вопросы

Высшая категория педагогов дополнительного образования

При очередной тарификации, мне как педагогу дополнительного образования высшей категории, веду кружок по информатике, было отказано в доплате за высшее образование. Обоснование – не педагогический институт, а нефтяной институт, неоднократно повышала квалификацию и как учитель-информатик и как педагог по вопросам педагогики и психологии в доп. образовании на очных и дистанционных курсах повышения квалификации. Правомерен ли отказ? Спасибо!

Хочу перейти работать в школу на должность воспитателя ГПД и учителя ОПК в начальной школе или должность учителя технологии.

Имею высшее педагогическое образование (учитель математики и физики) и среднее специальное пед. образование (обслуживающий труд и воспитатель ГПД). Аттестовалась в мае 2015 по должности педагог дополнительного образования высшей категории. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации ФГАОУ Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования – 72 часа. Хочу перейти работать в школу на должность воспитателя ГПД и учителя ОПК в начальной школе или должность учителя технологии. Возьмут? По каким критериям будет оплата труда.

Ставки преподавателей и учителей.

Работаю в школе по совместительству на ставку учителя биологии и ставку преподавателя-организатора обж. Как учитель имею категорию – соответствие занимаемой должности. Будет ли распространяться категория учителя на преподавателя организатора?

Педагог дополнительного образования и педагог-организатор

Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.

Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.

Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:

  • спорта;
  • робототехники;
  • рисования;
  • танцев;
  • театрального искусства;
  • литературы;
  • шахмат.

Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.

Где работают специалисты

Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.

Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:

  • детский сад;
  • дом творчества;
  • школа;
  • лагерь отдыха;
  • ВУЗ.

Где может работать педагог дополнительного образования:

Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную школьную программу. Основной целью педагога является раскрытие и последующее развитие творческих способностей ребенка

диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата « Образование и педагогические науки» 44. 01 или колледжа по специальности 44. 03 «Педагогика дополнительного образования »), диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике

Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах). 25 мая 2020 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *