«Подход к повышению квалификации педагогов дополнительного образования и развитию методик на примере практической встречи «Научно-методическое обеспечение профессиональной эволюции педагогов дополнительного образования»

Статья посвящена вопросам обновления методического сопровождения и программно-методического обеспечения дополнительного образования детей на современном этапе; раскрывается актуальность методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования, что способствует внедрению нового содержания, новых форм и технологий в практику работы с детьми. Материалы статьи помогут руководителям методических служб, методистам и педагогам определить приоритетные направления методической деятельности дополнительного образования детей.

Л.Н. Буйлова,старший методист Управления дополнительных образовательных программГБПОУ «Воробьевы горы»,кандидат педагогических наук, доцент,почетный работник общего образования РФ, Москва

В дополнительном образовании детей все стремительно меняется, идут процессы обновления всех компонентов этой системы, что повышает планку требований к педагогическим работникам. Именно поэтому педагогам нужно не только осознавать, что это масштабная и серьезная работа, но и важно:

  • понимать, что происходит, какие задачи надо решать, чтобы иметь возможность задать вопросы, возникающие при обновлении содержания, форм и технологий, при открытии новых мест дополнительного образования детей для реализации инновационных программ;
  • оперативно получить рекомендации по преодолению возможных трудностей, чтобы избежать ошибок;
  • оценить и распределить свои силы, чтобы участвовать в этой работе осознанно, понимая, что происходит,
  • главное подготовиться к этой работе, ведь происходящие процессы повышают требования к педагогическим работникам, которые на высоком уровне, комплексно и творчески должны решать сложные профессиональные задачи.

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей стимулируют к обновлению и методическую деятельность, которая выделена в качестве приоритетного направления работы образовательных организаций и непрерывного повышения квалификации педагогических работников.

Если говорить в целом о системе отечественного образования, то обращает на себя внимание то, что в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации настойчиво проводит линию срочного возрождения методической деятельности, потому что этого требуют новые вызовы, темпы изменений в профессиональной сфере, в навыках и запросах педагогов: одному педагогу с этим не справиться, его нужно научить, ему нужно показать, а главное, – все задачи нужно перевести на язык практики. Кроме того, исследователи отмечают, что увеличивается потребность образовательных организаций в прикладных методических материалах. И это обстоятельство объясняется тем, что педагогу нужно   разъяснить и разложить по действиям нормативные и программные документы, устранить профессиональные затруднения и дефициты, вооружить современным инструментарием, методическими рекомендациями, прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами и образцами их разработки, оформления. Самое главное – сделать повседневную работу педагога понятной.

Таким образом, чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования необходимо организовать научно-методическое сопровождение и программно-методическое обеспечение  по вопросам, связанным с изменением, обновлением системы образования.

В современных условиях развития дополнительного образования детей под научно-методическим сопровождением понимается специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, который включает в себя систему педагогических событий и ситуаций (Рис.1).

Рис. 1. Методическое сопровождение создания новых мест в ДОД

Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Методическое сопровождение направлено на стимулирование педагогов дополнительного образования к непрерывному совершенствованию, самореализации, повышению профессионального уровня и, конечно, включает опережающую подготовку в условиях быстрых изменений образовательной действительности. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Результатом такого процесса становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие.

А под программно-методическим обеспечением понимается процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям специалистов, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического и профессионального опыта. Методическая продукция представляет собой разнообразные методические средства (программы, методические и дидактические материалы, разработки, рекомендации, пособия и т.д.), способствующие более эффективной реализации педагогической деятельности (Рис.2).

Рис.2. Программно-методическое обеспечение создания новых мест в ДОД.

Осуществить программно-методическое обеспечение – это означает вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением его деятельности.

Приоритетными задачами методической деятельности в контексте Концепции должны стать:

  • научно-методическое обеспечение развития дополнительного образования детей;
  • совершенствование методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • формирование современной модели программно-методического обеспечения образовательной деятельности организации в соответствии с современными вызовами и ключевыми, стратегически важными направлениями развития образования;
  • обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
  • обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня и направленности;
  • содействие в разработке и внедрении современных методических материалов различного вида, уровня и предназначения (учебно-методических комплексов), в том числе электронных и цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
  • повышение профессиональной компетенции педагогических кадров, формирование индивидуальных программ профессионального развития педагогов и «системы мониторинга развития кадрового потенциала».
  • создание и поддержка информационных ресурсов, использование которых перспективно в дополнительном образовании детей;
  • осмысление педагогического опыта, поиск, изучение разнообразных инноваций, которые могут быть воплощены на практике;
  • формирование оценочных материалов и систем оценки достижений обучающихся, оказание им методической помощи в самоопределении и выборе пути развития;
  • методическое сопровождение «внутренней системы оценки качества и объективного контроля» оказываемых учреждением образовательных услуг.

Для решения перечисленных задач в Концепции запланировано проведение разнообразных мероприятий от создания специальных методических центров, порталов, сайтов, разработки документов, проведения конкурсов, семинаров до издания методической литературы и журналов:

  • создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации ресурсных методических центров, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение реализации государственной политики в области культуры и искусств;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в обновлении содержания и технологий обучения дополнительного образования;
  • проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, посвященных сохранению традиций и развитию отраслевой системы дополнительного образования;
  • обеспечение наполнения единого национального портала дополнительного образования детей лучшими практиками, методическими разработками;
  • формирование механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.

– через программу мы должны воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей и национальных традиций (10);

– через программу реализуется содержание образования, которое должно регулярно обновляться и соответствовать современным вызовам и социокультурной ситуации, а главное – потребностям детей;

– современное содержание может быть реализовано через современные формы, технологии и методики, которые будут способствовать тому, чтобы учащийся увидел проблему, осмыслил ее, захотел бы ее решать, поставил цель и спланировал свою деятельность, оценил, что получилось; а для этого мы включаем в программы проектную, исследовательскую и научно-практическую коллективную деятельность.

Рис. 3. Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент системы дополнительного образования детей

Рис. 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы

Сегодня нужны не просто современные программы (профильные, профориентационные, модульные, сетевые, разноуровневые, интегрированные, конвергентные, адаптированные, комплексные, социальные, для разных детей и т.д.), а программы вместе с учебно-методическими комплексами, в том числе электронными и цифровыми.

«Учебно-методический комплекс (УМК)» – это совокупность нормативной, программной и учебно-методической документации, методических, дидактических и оценочных (средств обучения и контроля) материалов, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы (Рис.5).

Рис. 5. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы

Структура учебно-методического комплекса

Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обеспечение освоения программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии организации деятельности участников образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс должен включать:

  • пояснительную записку к УМК;
  • дополнительную общеразвивающую  программу (основной документ);
  • пакет учебно-методических материалов, сопровождающих реализацию программы (по выбору – дидактический, методический, оценочный, справочный материал, диагностический, ресурсный и др.).

Преимущества учебно-методического комплекса.

УМК обладает рядом объективных качеств, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:

∙ организовать педагогический процесс в соответствии с современным уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы;

∙ осуществлять деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности учащегося;

∙ сократить затраты ресурсов и времени при высоком качестве образовательных результатов;

∙ принципиальным образом повысить педагогическое мастерство, осуществляя анализ и самоанализ своей деятельности;

∙ систематизировать опыт, накапливаемый педагогом как специалистом, и проявить творческую активность и осознанное профессиональное развитие;

∙ создать благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, стимулировать индивидуальный выбор.

В заключение подчеркнем, что изменения и обновления в дополнительном образовании идут высокими темпами, что обуславливает возрастание роли методической работы. Педагогу надо помогать, его надо сопровождать и обеспечивать всеми необходимыми прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами, образцами. Усиление методического сопровождения и программно-методического обеспечения –  это не просто слова, а именно то, что позволит педагогам понять поставленные задачи и включиться в современные процессы.

  • Борисова Е.В. Современные подходы к научной-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 4 (23). С. 168-170.
  • Галицких Е.О., Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы // Педагогический ИМИДЖ. 2016. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly  (дата обращения: 22.12.2022).
  • Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.
  • Мардахаев Л.В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №6. – С. 7-10
  • Нарыкова Галина Валентиновна Обновление деятельности методической службы в современных социально-экономических условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-deyatelnosti-metodicheskoy-sluzhby-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah  (дата обращения: 22.12.2022).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (с изм. от 30.09.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //  https://base.garant.ru/72116730/
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Электронный ресурс. URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 “Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей” Электронный ресурс. URL: https://rg.ru/2019/12/09/minpros-prikaz467-site-dok.html
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Электронный ресурс. URL: http://www.dshikomi.ru/wp-content/uploads/2022/04/koncepciia-razvitiia-dop.obrazovaniia-do-2030-g.pdf
  • Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями; ред. от 02.07.2021) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

Организация методической работы в учреждении дополнительного образования

В настоящее время очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования. В методической разработке указаны основные направления методической работы, методическое обеспечение учебного процесса, планирование.

Иванкова Евгения Николаевна

МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Прохоровского района Белгородской области

Организация методической работы

в учреждении дополнительного образования

Одной из главной составляющей организации работы любого образовательного учреждения является методическая помощь.

В настоящее время очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования. Методическая оснащенность является условием эффективности качества деятельности учреждения и его результатов.

Значимыми составляющими методического обеспечения в учреждении дополнительного образования являются: педагогическая деятельность, образовательный и воспитательный процессы.

Методической деятельностью в учреждении занимается методическая служба, которая осуществляет работу по совершенствованию педагогического мастерства работников, выявлению лучшего педагогического опыта и его распространения, обновлению программно-методического сопровождения образовательного процесса и др.

Как показывает практика, во многих учреждения специалисты испытывают затруднения в плане организации методической деятельности.

Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам учреждения дополнительного образования.

Основные направления методической деятельности в учреждении дополнительного образования

В основе методической работы лежат деятельностный, содержательный, управленческий аспекты.

Правильное определение целей и задач методической службы помогает выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педагогами.

Деятельность методической службы осуществляется по 4 основным направлениям: аналитическое, информационное, организационно-методическое, консультационное.

Аналитическое направление включает в себя мониторинг профессиональных потребностей педработников, анализ состояния методической работы, выявление затруднений, обобщение педагогического опыта.

Информационная деятельность предполагает использование информационных технологий, распространение необходимой литературы на бумажных и электронных носителях, информирование, стимулирование роста информационной культуры педагога.

К организационно-методической деятельности относится: методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, организация работы методических объединений по направлениям, участие в разработке локальных актов учреждения, проведение семинаров и конференций, конкурсов различной направленности.

Консультационная деятельность включает в себя проведение консультаций для педагогических работников и родителей по вопросам образования и воспитания детей.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с принципами: актуальность, научность, системность, комплексный характер, оперативность, творчество, единство теории и практики.

Методическая работа организуется исходя из развития образовательной практики, потребности учреждения, профессиональных проблем педагогов.

Образовательная деятельность методической службы осуществляется без отрыва от образовательного процесса и носит практико-ориентированный характер.

Благодаря постоянной обратной связи с педагогами методические службы оперативно реагируют на запросы образовательной практики, меняя содержание, формы и методы работы.

Для более результативного взаимодействия методической службы с педагогическим работниками педагоги объединены по направленностям: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, техническая, естественнонаучная, художественная, социально-педагогическая.

Планирование методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей

Планирование методической работы – это определение последовательности реализации методической деятельности с указанием целей, задач, методов, сроков выполнения, ожидаемых результатов.

Система планирования должна включать в себя комплексность содержания методических вопросов, решаемых методистами в течение учебного года:

– диагностику состояния образовательного и воспитательного процесса;

– анализ состояния учебно-методической работы по направлениям;

– повышения уровня квалификации педагогов;

– результаты работы педагогического коллектива;

– методическое обеспечение образовательного процесса и массовых мероприятий;

– контроль выполнения планируемых мероприятий, обобщение полученных результатов.

Такие мероприятия рекомендуется проводить ежегодно. Они позволять своевременно внести необходимые коррективы в методический план работы.

Структура плана методической работы помимо традиционных разделов может включать в себя и дополнительные разделы, в зависимости от условий учреждения, его традиций.

Планирование работы осуществляется по следующим направлениям: аналитическое, информационно-методическое, организационно-методическое, консультативное, программно-методическое, редакционно-издательское, экспериментально-педагогическое.

Обязательным требованием к любому плану являются конкретность, понятность целей и планируемых результатов при проведении любого мероприятия.

Структура плана методической работы в нашем Учреждении выглядит следующим образом:

Данный план включает в себя подразделы:

– административно-организационная работа (составление и утверждение нормативно-правовой документации учреждения, корректировка образовательных программ, рабочих программ педагогов дополнительного образования, обновление информации на сайте Учреждения, составление информационно-статистической документации учреждения);

– организация массовых мероприятий учреждения (наименование мероприятий различной направленности, оказание консультативной помощи по всем направлениям деятельности, издание методической продукции);

– информационно-педагогическая работа (организация семинаров, мастер-классов, открытых занятий, индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами, участие в конкурсах профессионального мастерства, курсовая переподготовка и др.);

– внутриучрежденческий контроль (подразделы: образовательный процесс, педагогические кадры, материально-техническая база);

– повышение качества образовательного процесса (проведение мониторингов, диагностик, накопление и обновление наглядного и дидактического материала, осуществление внутриучрежденческого контроля, создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у учащихся).

Данный вид планирования позволяет сочетать перспективное и календарное планирование, дозировать объем выполняемой работы по месяцам, определять и регулировать использование различного рода ресурсов, а также реализовывать поставленные цели и задачи.

Важным при планировании методической работы являются отслеживания и контроль ее результатов. Поэтому в разделе «Внутриучрежденческий контроль» необходимо прописывать подтверждающий документ (справка, приказ, информационный материал и др).

Результаты проделанной работы постоянно отслеживаются, анализируются и используются для внесения корректив.

3.Методическое обеспечение образовательного процесса

Сегодня очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования, так как методическая оснащенность является условием эффективности и одним из средств достижения качества деятельности ее результатов.

Приоритетными предметами методического обеспечения должны стать педагогическая деятельность, воспитательный и образовательный процессы.

Целью методического обеспечения является создание оптимальных условий для творческого развития личности педагога и ребенка.

Методическое обеспечение должно осуществляться на высокопрофессиональном уровне. Здесь важны не только сугубо методические умения, но и полное владение предметом обеспечения. Его качество можно отследить по качеству методической продукции, по уровню его организации.

При организации методического обеспечения особое внимание отводится в нашем Учреждении работе по обучению кадров, которое проводится как на уровне учреждения, так и вне его. Для повышения квалификации педагогических работников разрабатывается перспективный план курсовой подготовки. Практика показала, что такое специальное обучение демонстрирует недостаточное получение практических навыков. Поэтому обучение педагогов внутри учреждения приобретает особую значимость. Такой работой и занимается методическая служба.

Методистами организуются семинары, научные конференции, мастер-классы, наставничество.

Важную роль играет информационно-методическая работа: создание банков программ, авторских разработок, картотеки по направлениям деятельности, разработка рекомендаций, размещение информации на сайте учреждения, освещение деятельности педагогов в СМИ.

С целью совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в Учреждении разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса и учебно-методического комплекса.

Изучив особенности организации методической деятельности, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе. От его квалификации, профессионализма и личностных качеств зависит решение многих образовательных проблем.

Нужно создавать такие условия, чтобы педагог мог реализовывать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в учреждении дополнительного образования обладает методическая служба.

Использование методистами данных методических рекомендаций поможет в определении направлений ее деятельности, в осуществлении планирования, организации методического обеспечения образовательного процесса.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/335103-organizacija-metodicheskoj-raboty-v-uchrezhde

Также вас может заинтересовать

«Подход к повышению квалификации педагогов дополнительного образования и развитию методик на примере практической встречи «Научно-методическое обеспечение профессиональной эволюции педагогов дополнительного образования»

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *