Показатели дополнительного профессионального образования

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 8 ноября 2010 г. N 1116

Таблица 1. Численность организаций отрасли в России в 2018-2022 гг

Таблица 2. Численность организаций отрасли по виду в России в 2022 г

Таблица 3. Численность организаций отрасли в регионах России в 2022 г

Таблица 4. Трудовые ресурсы организаций отрасли в России в 2018-2022 гг (тыс чел)

Таблица 5. Трудовые ресурсы организаций отрасли по категориям персонала в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 6. Трудовые ресурсы организаций отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (чел)

Таблица 7. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника организаций отрасли в России в 2018-2022 гг (млрд руб, тыс руб в год)

Таблица 8. Средняя заработная плата сотрудника организаций отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)

Таблица 9. Рейтинг организаций отрасли по выручке от продаж в 2021 г (млн руб)

Таблица 10. Рейтинг организаций отрасли по прибыли от продаж в 2021 г (млн руб)

Таблица 11. Рейтинг организаций отрасли по рентабельности продаж в 2021 г (%)

Таблица 12. Численность программ дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 13. Прогноз численности программ дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (тыс)

Таблица 14. Численность программ дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 15. Численность программ повышения квалификации по длительности программы в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 16. Численность программ профессиональной переподготовки по длительности программы в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 17. Численность программ повышения квалификации по видам экономической деятельности в России в 2022 г

Таблица 18. Численность программ профессиональной переподготовки по видам экономической деятельности в России в 2022 г

Таблица 19. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 20. Прогноз численности учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (млн чел)

Таблица 21. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в регионах России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 22. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 23. Численность учащихся курсов повышения квалификации по длительности программы в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 24. Численность учащихся курсов профессиональной переподготовки по длительности программы в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 25. Численность учащихся курсов повышения квалификации по видам экономической деятельности в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 26. Численность учащихся курсов профессиональной переподготовки по видам экономической деятельности в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 27. Численность учащихся курсов повышения квалификации по категориям слушателей в России в 2018-2022 гг (тыс чел)

Таблица 28. Численность учащихся курсов профессиональной переподготовки по категориям слушателей в России в 2018-2022 гг (тыс чел)

Таблица 29. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования по источнику финансирования в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 30. Среднее потребление услуг дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (акад часов на чел/год)

Таблица 31. Прогноз среднего потребления услуг дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (акад часов на чел/год)

Таблица 32. Средние годовые затраты потребителя на дополнительное профессиональное образование в России в 2018-2022 гг (тыс руб)

Таблица 33. Прогноз средних годовых затрат потребителя на дополнительное профессиональное образование в России в 2023-2027 гг (тыс руб)

Таблица 34. Объем рынка дополнительного профессионального образования в России в  2018-2022 гг (млн акад часов)

Таблица 35. Прогноз объема рынка дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (млн акад часов)

Таблица 36. Объем рынка дополнительного профессионального образования в регионах России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 37. Объем рынка дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 38. Объем услуг повышения квалификации по длительности программы в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 39. Объем услуг профессиональной переподготовки по длительности программы в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 40. Объем рынка дополнительного профессионального образования по источнику финансирования в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 41. Оборот рынка дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 42. Прогноз оборота рынка дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (млрд руб)

Таблица 43. Оборот рынка дополнительного профессионального образования,  в регионах России в 2022 г (млн руб)

Таблица 44. Оборот рынка дополнительного профессионального образования по источнику финансирования, 2022 г (млрд руб)

Таблица 45. Средняя цена услуг дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (руб за акад час)

Таблица 46. Прогноз средней цены услуг дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (руб за акад час)

Таблица 47. Средняя цена услуг дополнительного профессионального образования в регионах России в 2022 г (руб за акад час)

Таблица 48. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 49. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 50. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 51. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 52. Структура инвестиций в отрасль в 2018-2022 гг (млн руб)

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды

Анализ состояния рынка дополнительного профессионального образования в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дополнительного профессионального образования

Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного профессионального образования

1.1. Определение и характеристики российского рынка дополнительного профессионального образования

1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного профессионального образования, 2017-2021 гг.

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ

1.4. Структура рынка дополнительного профессионального образования по ФО

1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного профессионального образования в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ потребления дополнительного профессионального образования

3.1. Оценка объема потребления дополнительного профессионального образования на душу населения

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

3.3. Описание потребительских предпочтений

3.4. Ценовой анализ

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного профессионального образования до 2026 г.

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Отрывок из исследования

Рассмотрим характеристики и особенности рынка дополнительного профессионального образования в России. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний. Данное разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:

  • Повышение квалификации — краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся семинары и тренинги).
  • Профессиональная переподготовка — программы средней продолжительности (от 250 часов), направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или смену направления профессиональной деятельности.

История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в первой половине XX века. До конца 1990-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994—1995 годах началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО.

Диаграмма 1. Динамика количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в России в 2014-2021гг., ед.

Согласно данным Минобрнауки по количеству учреждений ДПО лидируют специализированные организации ДПО, а также Профессиональные образовательные организации, каждая из категорий занимает более трети в структуре.

При этом по мнению экспертов одна из ключевых ролей в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО.

Для предприятий, основным видом деятельности которых является предоставление услуг ДПО, в системе ОКВЭД2 предусмотрен отдельный код: 85.42 «Образование профессиональное дополнительное», включающий:

85.42.1 Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств

85.42.2 Деятельность школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий

85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки в том числе

– курсы по подготовке охранников;

– курсы выживания;

– ораторские курсы;

– курсы скорочтения;

– обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

При этом стоит отметить, что, во-первых, ассортимент тем, по которым производится обучение, гораздо шире представленного в классификации ОКВЭД2, во-вторых, значительное число компаний, оказывающих услуги ДПО, основным видом деятельности указывают 85.23 «Подготовка кадров высшей квалификации».

Рассмотрим динамику объема рынка дополнительного профессионального образования в России. Оценки экспертов отрасли в части ее размеров значительно разнятся. Представим некоторые из них в разные годы:

Учитывая то, что данные Росстата составлены только по информации организаций, предоставивших отчетные формы, что не гарантирует 100% охват действующих на рынке игроков, – вероятно, они занижены, то оценка динамики рынка основана на экспертном мнении специалистов Сколково, Businesstat, а также в расчете учтена динамика цен на услуги ДПО, предоставляемая Росстатом.

Если рассматривать структуру рынка по сегментам онлайн и офлайн, то оценки экспертов значительно разнятся, при этом все специалисты говорят о неравномерности распределения этой структуры в зависимости от направления обучения.

Диаграмма 7. Структура оказания услуг дополнительного профессионального образования в РФ по ФО в 2021 году в стоимостном выражении, %

В целом распределение долей между федеральными округами по объемам оказанных услуг ДПО является неравномерным.

Если рассматривать тенденции с точки зрения крупнейших компаний России, то можно выделить следующие:

  • Внедрение программ по развитию компетенций в области цифровизации.
  • Развитие специальных форматов программ для технических сотрудников:
  • Также интерес представляют комплексные форматы, в том числе обучение не только сотрудников своей компании, но и компаний-поставщиков (пример: Росатом)

Создание платформ для взаимодействия с организациями-провайдерами (в РЖД в 2918 году начала работать такая площадка, что позволило создать единую базу всех провайдеров и их образовательных программ ДПО).

Если рассматривать тенденции с точки зрения корпоративных университетов (КУ), то можно выделить следующие:

  • Инфраструктура ориентируется на сопровождение внедрения корпоративных изменений, связанных в том числе с цифровизацией;
  • Выстраивание на уровне КУ полного цикла управления компетентностью на предприятии;

Увеличение взаимодействия с университетами, бизнес-школами, колледжами и др. При этом партнерство с ВУЗами открывает возможность разработки корпоративных программ обучения: КУ получает доступ к знаниям квалифицированных преподавателей и удобную инфраструктуру для реализации программ. ВУЗы в свою очередь получают базу для исследований и репутационные преимущества.

Более существенный рост сегмента корпоративного обучения в цифровом пространстве в силу большей гибкости и скорости принятия решений, а также больших ресурсов. Реализация как на внешних, так и на собственных онлайн-платформах.

Если оценить основные тенденции рынка в целом то:

В качестве перспектив можно отметить:

Макроэкономические факторы оказывают влияние на динамику всех отраслей хозяйства РФ, в том числе и на рынок дополнительного профессионального образования. Основными группами факторов являются: экономические, политические, социальные и технологические.

ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз­вития страны.

Увеличение числа городских жителей в пропорции к общей численности населения, приводит к росту потенциальной базы покупателей услуг ДПО, так как в городах существует больше возможностей посещать курсы, а также крупные предприятия в мегаполисах больше внимания уделяют повышению квалификации своих сотрудников.

Современные тенденции развития больших городов и изменение образа жизни человека. На сегодня можно отметить увеличение временной нагрузки работающего человека, связанной с его трудовой деятельностью и личной жизнью. При этом как было сказано ранее, во всем мире наблюдается тренд обучения в течение всей жизни. Если раньше большинство людей заканчивали интенсивно учиться до 30 лет, то в перспективе человек будет учиться всю жизнь. Данный фактор положительно влияет на рынок ДПО.

Научные исследования и разработки, новые формы ведения маркетинга. Модификация бизнес процессов, в отношении продвижения (в частности, онлайн-маркетинга), дистрибуции и розничных продаж, IT-разработки приводит к снижению издержек и/или созданию конкурентных преимуществ бренда.

Уровень проникновения интернета.

Развитие электронной коммерции. Развитие средств коммуникации и информационных технологий способствует развитию рынка онлайн-обучения.

Развитие социальных сетей, сети Интернет, методов распространения информации и рекламы в них, а также в СМИ, увеличение доступности информации в сети Интернет по различным темам также оказывают положительное влияние на рассматриваемый рынок.

В таблице 4 представлены показатели по использованию сети Интернет.

Самоизоляция, карантинные мероприятия из-за пандемии коронавируса, прочие ограничения. Во-первых, в течение некоторого времени в 2020 году учреждения ДПО были закрыты, во-вторых, в 2021 году существовали ограничения по количеству посетителей занятий или более жесткие ограничения в некоторых регионах, что негативно влияло на рынок.

Кредитная политика. Правительство РФ ведет активную деятельность, направленную на доступность кредитных средств. Как видно в таблице 3 средневзвешенная процентная ставка в 2016-2021 годах имеет тенденцию к уменьшению. Низкие стабильные процентные ставки позволят более уверенно планировать бизнес, планировать потребительские расходы.

Несмотря на положительную динамику кредитования малого и среднего бизнеса и снижение процентных ставок остаются острыми проблемы и сложности получения банковского кредита представителям малого бизнеса, особенно при создании нового предприятия.

С точки зрения малого и среднего бизнеса основными проблемами получения кредита в России являются: высокие процентные ставки по кредитам; высокие требования при оценке кредитоспособности малого и среднего бизнеса банками; нежелание банков кредитовать стартапы.

С точки зрения российских банков основными проблемами, с которыми сталкиваются при кредитовании малого и среднего бизнеса коммерческие банки, являются: высокие риски невозврата выданного финансирования; отсутствие залогового обеспечения; повышенный уровень операционных затрат; проведение финансового анализа на основе упрощенной отчетности организаций не всегда эффективно.

Государственное регулирование – это фактор, в целом оказывающий существенное влияние на текущую рыночную ситуацию. Он представляет собой совокупность централизованного административного влияния на деятельность сектора экономики посредством формирования нормативно-законодательной базы.

Основными документами являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»».

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и другие, а также приказы и постановления Правительства, письма Минобрнауки России и другие законодательные акты.

В России реализуются государственные Стратегии и целевые программы в сфере образования, к примеру, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

Также из числа реализуемых сейчас госпрограмм возможными источниками поддержки ДПО могут стать: подпрограмма «Управленческие кадры» программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» подпрограммы «Стимулирование инноваций» программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и другие.

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого необходимо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы.

Лицензионные требования. Положение о лицензировании устанавливает следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого необходим пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации

  • не предоставляются льготы при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.
  • Влияние фактора лицензирования на рынок ДПО неоднозначное, разнонаправленное.

Обобщим основные факторы, влияющие на рынок, в рамках Step-анализа.

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного профессионального образования

В целом влияние макрофакторов на рынок ДПО в России можно оценить как отрицательное слабой силы. Негативное влияние оказывают рост цен на электроэнергию, снижение платежеспособности населения, снижение численности населения, девальвация рубля, пандемия коронавируса и карантинные мероприятия, негативная динамика ВВП и др. Положительное влияние оказывают урбанизация, современные тенденции в жизни человека, государственные целевые программы и законодательство, развитие информационного общества и рост проникновения интернета. Влияние группы экономических факторов отрицательное, влияние остальных групп факторов разновекторное.

Так как для оформления деятельности компаний, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования, в классификаторе предусмотрен отельный код, то при анализе использованы среднегодовые данные по данной отрасли ОКВЭД2: 85.42 Образование профессиональное дополнительное.

Важными данными для анализа состояния отрасли является динамика таких показателей как рентабельность, ликвидность, деловая активность.

В таблице представлена динамика показателя валовой рентабельности (отношение валовой прибыли к доходу).

Таблица 6. Валовая рентабельность отрасли дополнительного профессионального образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2021 гг., %

В течение периода с 2016 по 2020 год показатель валовой рентабельности в отрасли дополнительного профессионального образования показывал положительную динамику.

Рассмотрим показатели ликвидности в отрасли ДПО. Показатель текущей ликвидности является мерой платежеспособности организации, способности погашать текущие (до года) обязательства организации.

Диаграмма 16. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере дополнительного профессионального образования за 2016-2021 гг., раз

Расчетный показатель текущей ликвидности нормально работающего платежеспособного юридического лица должен быть не ниже 1, т. е. нужно, чтобы общее значение оборотных активов было больше суммы краткосрочных обязательств.

Деловая активность – это способность предприятия по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке, это результативность работы предприятия относительно величины расхода ресурсов в процессе операционного цикла. Показатели деловой активности связаны со скоростью оборота средств: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит – тем выше финансовая эффективность предприятия и отрасли в целом как совокупности множества предприятий.

На диаграмме 17 представлена динамика среднего срока оборота дебиторской задолженности в отрасли ДПО.

Стабильность финансового положения предприятия невозможно без эффективного управления оборотным капиталом, основанного на выявлении существенных факторов и мер по обеспечению предприятия собственными оборотными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости, он рассчитывается для оценки платежеспособности предприятия. Отсутствие собственного оборотного капитала, т.е. отрицательное значение коэффициента, свидетельствует о том, что все оборотные средства организации и, возможно, часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных источников.

Услуги дополнительного профессионального образования оказывают как небольшие специализированные организации с узкой направленностью курсов (например, строительство, безопасность, менеджмент и т.д.), так и многопрофильные образовательные учреждения. По данным Росстат и Минобрнауки насчитывается всего более 6,2 тыс. таких учреждений.

При формировании рейтинга ведущих компаний рынка рассматривались как высшие учебные заведения, помимо основных программ обучения осуществляющие деятельность по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования, так и организации, специализирующиеся на таких услугах. Топ-5 компаний рынка по выручке от предоставления услуг ДПО в 2021 году представлены в таблице.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана для рынка ДПО в России не превышает 150<1000, рынок является разрозненным и низкоконцентрированным.

Диаграмма 20. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного профессионального образования (ТОП-5) в России, 2017-2021 гг., млрд руб.

Объем потребления ДПО на душу населения рассчитан ГидМаркет исходя из отношения ежегодного объема рынка к численности населения РФ на 1 января соответствующего года.

До 2019 года включительно показатель потребления на душу населения имел тенденцию к увеличению.

В данный момент рынок дополнительного профессионального образования находится на стадии позднего роста жизненного цикла. При этом качество услуг уже находится на стабильном уровне. Ассортимент услуг представлен на рынке большим количеством модификаций и постоянно расширяется.

Летом 2022 года образовательная платформа GeekBrains провела общее исследование и выяснила, как россияне относятся к получению дополнительного образования и готовы ли они за него платить.

Почти половина россиян заявила, что они хотели бы пойти на обучение дополнительным образовательным программам в ближайшее время. При этом 20% респондентов в настоящий момент получает образование по таким программам, а каждый десятый проходит курсы периодически.

Представим динамику цен на услуги ДПО в виде данных по индексам потребительских цен в 2017 – 2022 годах.

Разброс потребительских цен на курсы иностранных языков по ФО РФ является значительным.

Таблица 17. Средние цены на рынке дополнительного профессионального образования (на начальный курс обучения вождению легкового автомобиля) по ФО в 2017-2021гг., руб./ед.

Комплексная оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка ДПО составляет 0,72 балла – нейтральный инвестиционный климат. Положительные факторы инвестиционного климата рынка ДПО доминируют над негативными. Это означает, что внутри рассматриваемой отрасли перспективы и потенциал развития преобладают над трудностями и проблемами, сдерживающими развитие предприятий отрасли, вход новых операторов.

Наиболее значимые положительные факторы.

Наиболее значимые негативные факторы.

Дальнейшее развитие рынка ДПО в России в определенной степени будет зависеть и от общего экономического состояния государства.

Рынок ДПО в России пока еще находится на стадии роста жизненного цикла. Это обусловлено следующими факторами: несоответствие основного образования запросам рынка труда, законодательно закрепленная обязанность повышения квалификации для сотрудников сферы образования, здравоохранения и др., развитие формата онлайн-обучения, позволяющего слушателям обучаться без отрыва от работы и места жительства, недостаток практико-ориентированного образования, недостоверность профориентации и профнавигации.

Эксперты сходятся во мнениях о большей перспективности онлайн-направления обучения и выделяют следующие точки роста в ДПО для взрослых:

Диаграмма 2. Количество слушателей программ ДПО в 2015-2021гг., млн чел.

Диаграмма 3. Структура численности учреждений ДПО по видам в 2016-2021гг., %

Диаграмма 4. Структура рынка по источнику спроса на услуги ДПО в 2020 году, %

Диаграмма 5. Динамика объема рынка дополнительного профессионального образования, 2016-2021 гг., млрд руб.

Диаграмма 6. Структура рынка дополнительного профессионального образования по видам в 2017-2021гг., %

Диаграмма 8. Структура оказания услуг дополнительного профессионального образования в РФ по ФО в 2021 году в натуральном выражении (по численности обученных лиц), %

Диаграмма 9. Динамика ВВП РФ, 2007–2021 гг., % к предыдущему году

Диаграмма 10. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 –2022 гг. (янв.-авг.), руб. за 1 доллар США

Диаграмма 11. Динамика численности населения РФ на 1 января, 2010-2022 гг., млн чел., %

Диаграмма 12. Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел.

Диаграмма 13. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011–2021 гг., % к предыдущему году

Диаграмма 14. Проникновение интернета в России среди аудитории 16 лет и старше, 2012-2022 (сен.) гг., %

Диаграмма 15. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере дополнительного профессионального образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2021 гг., %

Диаграмма 17. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере дополнительного профессионального образования, за 2016-2021 гг., сут. дн.

Диаграмма 18. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере дополнительного профессионального образования, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2021 гг., %

Диаграмма 19. Доли крупнейших конкурентов на рынке дополнительного профессионального образования в 2021 г., %

Диаграмма 21. Объем потребления дополнительного профессионального образования на душу населения, 2017-2021 гг., руб./чел.

Рисунок 22. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного профессионального образования

Диаграмма 23. Прогноз объема рынка дополнительного профессионального образования в 2022-2026 гг., млрд руб.

Таблица 1. Средние цены производителей и ИПЦ на электроэнергию на конец периода в 2017-2021гг., рублей, %

Таблица 2. Численность городского и сельского населения в России в 2014-2021гг. (на 1 января), млн чел., %

Таблица 3. Показатели мониторинга развития информационного общества в РФ в 2012-2021гг., ед. изм.

Таблица 4. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2015-2021 гг.

Таблица 7. Абсолютная ликвидность в сфере дополнительного профессионального образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2021 гг., раз

Таблица 8. Основные компании-участники рынка дополнительного профессионального образования в 2021 г.

Таблица 9. Основная информация об участнике №1 рынка дополнительного профессионального образования

Таблица 10. Основная информация об участнике №2 рынка дополнительного профессионального образования

Таблица 11. Основная информация об участнике №3 рынка дополнительного профессионального образования

Таблица 12. Основная информация об участнике №4 рынка дополнительного профессионального образования

Таблица 13. Основная информация об участнике №5 рынка дополнительного профессионального образования

Таблица 14. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного профессионального образования по Российской Федерации в 2017-2022 гг. (янв.-сен.), %

Таблица 15. Средние цены на рынке дополнительного профессионального образования (на занятия на курсах профессионального обучения) по ФО в 2017-2021гг., руб./чел. ч

Таблица 16. Средние цены на рынке дополнительного профессионального образования (на занятия на курсах иностранных языков) по ФО в 2017-2021гг., руб./чел. ч

Таблица 18. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка дополнительного профессионального образования

Таблица 19. Прогнозные показатели развития экономики РФ до 2025 года, %

ПЕРЕЧЕНЬ
ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
СПЕЦИАЛИСТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 02.09.2011 N 2257,

от 17.03.2017 N 246,

с изм., внесенными Приказом Минобрнауки России от 06.05.2022 N 442 (ред. 03.11.2022))