Понятие оценивания на основе стандартов и внедрение такой системы в педагогической сфере (как видно из практического опыта педагогов в академической среде)


В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования предъявляются все новые, более высокие требования к качеству обучения и образования в целом, как результат переосмысления сущности и содержания оценивания результатов образовательного процесса учебно-воспитательных учреждений разных уровней. В статье представлен один из результатов научного исследования, связанного с разработкой педагогических условий организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников, который получен на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволил выявить особенности суммативного и формативного оценивания младших школьников.

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования РК указывается на необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию. Достижению данной цели способствует развитие функциональной грамотности, которая, в свою очередь, обеспечивает не только владение определенной суммой знаний, умений и навыков, но и развитие способности к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, нашему казахстанскому обществу необходим человек грамотный во всех отношениях, работающий на оптимальный результат, мотивированный на достижение социально-значимых целей.

Необходимо подчеркнуть, что разработкой научных вопросов, связанных и оцениванием деятельности по показателям и определенным критериям занимаются:

Анализ научных трудов названных выше ученых и исследователей позволяет констатировать, что во многих странах остро стоит проблема, решение которой связано с повышением качества и результативности контроля в образовании. Изменения, проходящие в системе среднего образования в РК в условиях обновленного содержания образования, регламентирует перенос значимости с предметных ЗУНов, как основной цели обучения на развитие общеучебных умений, на формирование самостоятельных учебных действий, что в полной мере отражается на системе измерения учебных достижений обучающихся и оценивании их результатов. В связи с этим, исследуемая проблема, связанная с оценкой результативности учебной работы обучающихся младшей школы, требует оптимального решения, так как процесс оценивания — это главное средство измерения учебных достижений и диагностики проблем обучения, способствующие:

— определению эффективности и качества обучения, его соответствие мировым показателям;

— обсуждению кардинальных стратегий и тактик обучения;

— совершенствованию содержания обучения, а также методов оценки результатов обучения в тех случаях, когда они не в полной мере соответствуют современным приоритетам в области образования.

Следовательно, оценка учебной деятельности обучаемых — процесс, который включает сравнение соотношения действительных итогов обучения и заданного эталона, а отметка, в этом случае, является итогом этого процесса, определенного в количественном показателе.

Необходимо подчеркнуть, что в зависимости от того, как выстраивается такая система, направленная на контроль и оценку УВП и повышение качества обучения в целом, она, эта система, может способствовать решению задач, связанных с:

— поддержкой учащихся и стимулированием их деятельности;

— обеспечением обратной субъект-субъектной связи;

— включением обучающихся в индивидуальную оценочно-контрольную работу;

— успешным управлением дидактического процесса.

Особая значимость научных трудов, в области контрольно-оценочной работы обучающихся, безусловно, зависит от потребности государства в прочных, системных знаниях и качественном образовании, поэтому прямо пропорционально увеличивается спрос и необходимость в использовании наиболее системы оценивания учебных достижений школьников по определенным критериям и показателям, уже с самого первого класса.

Вместе с тем, важнейшей задачей остается не только целенаправленная и систематическая работа педагогов по оценке учебной деятельности обучающихся младшей школы, сколько необходимость ее грамотной организации и осуществления.

Структура критериального оценивания включает суммативное и формативное оценивание.

Таким образом, суммативная работа — это работа обучающегося, предназначенная для определения уровня учебных достижений обучающегося по предмету за определенный период обучения.

Формативное оценивание — вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Формативное оценивание — оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения.

Формативное оценивание называют также оцениванием для обучения, которое представляет собой «процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня». Здесь рассматривается идея о том, что в целях улучшения результатов своего обучения необходимо реагировать на получаемую обратную связь, что, в свою очередь, должно обусловливать мотивацию и желание действовать. В связи с этим важной становится роль регулярной обратной связи, понятной для каждого ученика и его родителей.

Таким образом, формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок, и учащийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это дает возможность выявить проблемы в обучении, своевременно корректировать учебный процесс, и помочь в достижении наилучших результатов.

  1. Закон РК об образовании // Казахстанская правда. — 2007. — 15 августа. — С. 18.
  2. Профессиональный стандарт педагога. Приложение к приказу Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей. — Республики Казахстан «Атамекен». — № 133 от 8 июня 2017 года.
  3. Закон Республики Казахстан «О статусе педагога». от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК.
  4. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». — Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.
  5. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» /Под ред. О. И. Можаевой, А. С. Шилибековой, Д. Б. Зиеденовой. — Астана, 2016. — 48 с.
  6. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. — Дис. … канд. пед. наук; спец. 13.00.01 / «Пермский государственный педагогический университет». — Пермь, 2010. —140 с.
  7. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives / B. S. Bloom, M. D. Englehart, E. J. Furst, W. H. Hill, & D. R. Krathwohl, Handbook I: Cognitive domain. — New York: David McKay Co Inc., 1956.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, оценивание, выставление баллов, критериальное оценивание, качественное образование, младшая школа, полная мера, учебное достижение обучающихся, учебный период, учебный процесс.

Библиографическое описание:


Аскарова, М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) / М. А. Аскарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.1 (79.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14071/ (дата обращения: 03.05.2023).

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, вы­ставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оце­нивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандар­ты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).

Оценивание– категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на си­стематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем об­учении.

Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблю­дает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие осно­вываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения; интерпретацииполученных данных; заключения для определения дальнейших действий.

Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на дан­ный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения (Assessment Reform Group, 2002). При оценивании обучения заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми груп­пой учеников, например, одного возраста.

 В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников. Вводится критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

 Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность. Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок-это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения.

Для чего же нужно внедрять критериальное оценивание на занятиях? Учителя используют критериальное оценивание для того, чтобы: стимулировать ответственность учащихся за свои результаты; помогать учиться на своих ошибках; помогать понять, что не получается и в какой степени; помогать осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха.

В условиях критериального оценивания, учителя стараются организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка.

С самооценки, со способности понять, что «я это уже умею и знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность учащегося. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед учителями, работающими в школе, – это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности.

Оценивания работу учащегося учителя используют совместно выработанные критерии оценивания. Результаты по каждому критерию выносятся на шкалу с делениями: очень высокий уровень, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Кроме этого работы учащихся оцениваются следующими видами оценочных суждений: хорошо знает и может применить на практике полученное знание; знает; сомневается; не знает; не выявлено.

В своей работе на уроке с учащимися учителя используют задания, где они отмечают свои результаты, в соответствии с критериями.

Учащиеся и учитель находятся в творческом поиске. Что-то получается, что не удается. Учебная деятельность поможет учащимся в овладении знаниями, и они с радостью будут идти к нам в школу!

 Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.

В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно – способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно – оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль “судьи” при выставлении оценок.

Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) даем четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения учащегося к данной цели. При критериальном оценивании, мы обращаем большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда учащиеся получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учащимися лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами. Через анкетирование ребят, учителя отметили следующие отзывы: можешь сам себя оценивать, оцениваешь уровень своих знаний, понимаешь, на что ты способен и как усвоил основной материал.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний учащихся. На наш взгляд, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлетворительные оценки.

Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год).

Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть.

Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, контрольные работы).

Констатирующая отметка выставляется по критериям. Критерии оценивания доступны для ознакомления всех участников учебного процесса: учащихся, учителя, родителей.

Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.

Исследование, о котором упоминалось выше, показало, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

2. Активное участие учеников в собственном обучении.

3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, констатирующее оценивание, оценивание, работа, ученик, высокий уровень, учебный процесс.

Одной из составляющих
образовательного процесса является система
оценивания и регистрации достижений учащихся.
Система оценивания является основным средством
диагностики проблем обучения и осуществления
обратной связи между учеником, учителем и
родителем.

Традиционно в большинстве
отечественных школ сохраняется система
оценивания, построенная на системе из четырех
баллов: 2 (“неудовлетворительно”), 3
(“удовлетворительно”), 4 (“хорошо”), 5
(“отлично”) и отношения учителя, потому что
учитель при выставлении отметки ориентируется
на целый ряд позиций:

  • уровень учащегося относительно определенного
    эталона,
  • уровень учащегося относительно класса в целом,
  • уровень учащегося относительно его же самого в
    предшествующий период

При критериальном оценивании


  • ученик становится настоящим субъектом своего
    обучения
  • снижается школьная тревожность ученика
  • учитель от роли “судьи в последней инстанции”
    переходит к роли консультанта, специалиста,
    тьютора

Таким образом, критериальное
оценивание несет в себе потенциал сохранения
здоровья учеников и учителей.

Что же такое “критериальное
оценивание”?

Критериальное оценивание – это
оценивание по критериям, т. е. оценка
складывается из составляющих (критериев),
которые отражают достижения учащихся по разным
направлениям развития их учебно-познавательной
компетентности.

Успешность учащегося по английскому
языку складывается из:


  • знания отдельных грамматических конструкций
    (знание, понимание) (“А”);

  • умения понимать смысл прочитанного или
    услышанного, отвечать на вопросы и делать
    множественный выбор (мышление) (“В”);

  • умения использовать грамматические
    конструкции, изученную лексику в речи,
    (коммуникация) (“С”);

  • умения писать письма с использованием
    изученных лексических и грамматических единиц,
    поддерживать диалог по заданным темам
    (применение) (“Д”).

Оценивая отдельную работу,
преподаватель обращает внимание учащегося на
успешность в той или иной составляющей, из
совокупности, которых выставляется итоговая
отметка. Таким образом, отметка становится более
“прозрачной” и учащийся понимает, каким
аспектам своей деятельности необходимо уделить
большее внимание.

Критерии оценки по предмету являются
предметными образовательными целями, которые
при переводе на язык характеристик ученика дают
портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются
показателями, в которых (для каждой конкретной
работы) дается четкое представление о том, как в
идеале должен выглядеть результат выполнения
учебного задания, а оценивание по любому
показателю – это определение степени
приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании
показателей учащийся может самостоятельно
оценить качество своей работы, что, в свою
очередь, стимулирует его для достижения более
высокого результата.

Каждая работа оценивается по ряду
критериев и инструкций к ним. Критерии и
инструкции вырабатываются в ходе общественного
договора.

Например, каждое задание в работе
оценивается определенным количеством баллов от 0
до 10 или от 0 до 5. В части “А” учащийся должен
набрать 30 баллов. В части “А” проверяется знание
отдельных грамматических конструкций.

Подобные инструкции учащийся получает
по каждой части (“А”, “В”, “С”, “Д”). После
проведения работы по теме, учащийся имеет
возможность сам оценить свой результат.

При критериальном оценивании описаны
уровни достижений (в том числе и самые
незначительные), соответствующие каждому баллу.

Важно, что все балльные шкалы
начинаются с нуля. Это делает очевидным, что
оценивается не личность ученика, а его
деятельность.

При критериальном оценивании нет
условий для сравнения себя с другими. Ты успешен
по одному критерию, а я – по другому. Такие
ярлыки, как “отличник”, “троечник”,
“хорошист”, отпадают сами собой.

Появляются дополнительные
возможности оценивать и наращивать свои
достижения по тому или иному критерию.

Примерные задания к части А.

Критерии оценивания – знание
грамматических конструкций.

A1. Complete the sentences. Use have to or has to

  1. School starts at eight thirty. I ……….. get up at seven o’clock.
  2. Mike wants to speak French very well. He ……… study every day.
  3. …… we ….. go there by car? It isn’t very far.
  4. She …………… read this book. She has already done it.
  5. When it is summer, we ……………. get up at seven o’ clock in the morning.

A2. Use will or won’t

  1. Holmes …….. (catch) a cold tomorrow.
  2. Cluless …….(not\be) a better detective.
  3. Cluless ……. (catch) a lot of fish this afternoon.
  4. Cluless ……. (marry) Holmes.
  5. It …… (not\rain) this afternoon.

A3. Complete with Present Perfect


  1. Vicki …….. (choose) Lucky.
  2. Mark …….(not\meet) Bob before.
  3. …….. (not\be) here before.
  4. Vicki …… (not\speak) to the vet.
  5. (find) ……. you ……a new home for Tessie?

Критериальное оценивание выполняет
функцию обратной связи, когда ученик получает
информацию о своих успехах и неудачах. При этом
даже самые неудовлетворительные результаты
промежуточной работы воспринимаются учеником
лишь как рекомендации для улучшения собственных
результатов.

Библиографическое описание:

Сулейменова, М. М. Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания знаний ученика / М. М. Сулейменова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10920/ (дата обращения: 03.05.2023).

Глава государства отметил, что «нам необходимо достичь высокого уровня предоставления образования в стандартах мирового масштаба», поэтому в образовательную систему нашей страны, согласно мировым стандартам, введена модель критериального оценивания.

Особенности Интегрированной модели критериального оценивания (далее ИМКО) заключаются в том, что она дает возможность формирования и развития основных качеств личности 21 века, такие как исследование (анализ и синтез), навыки решения проблем, критическое мышление, самостоятельное обучение, сотрудничество, обработка информации, креативность и проектирование, практические и экспериментальные навыки.

Эти качества развиваются при освоении целей ИМКО, которые составлены на основе учебных программ и учебных планов и направлены на получение знаний и освоение навыков. По казахскому языку освоение навыков оценивается по следующим критериям: аудирование, чтение, письмо, говорение.

Вводить какие-либо новшества не всегда было легким путем. В Назарбаев Интеллектуальной школе г. Караганда (далее НИШ ХБН г. Караганды) оценочная модель внедряется с сентября 2013 года как новый вид модели оценивания. В первое время были трудности и много неясных моментов для учителей и учеников в применении данной модели.

При ее внедрении в практику при обучении казахскому языку мы столкнулись со следующими трудностями:

− при освоении языка отсутствие базовых знаний;

− необходимость дополнительного времени для освоения учениками системы ИМКО;

− сложности в составлении дескрипторов для оценки знаний;

− отсутствие опыта работы по ИМКО;

− определение временных промежутков для выполнения формативных работ;

− подготовка устных заданий в рамках формативных работ для оценивания навыков говорения;

− нехватка времени при достижении обучающих целей по критериям говорение и письмо.

Несмотря на все это, благодаря обучению и семинарам, внутришкольным совещаниям для координаторов ИМКО и обмену опытом по мастер-классу, организованными Департаментом по качеству образования, Центром педагогических измерений, иностранного коллеги М.Шайном, мы преодолели все трудности. При работе с данной системой начали замечать множество положительных сторон модели критериального оценивания.

Основной задачей ИМКО является самостоятельное определение учеником уровня своих знаний, так как ученик для достижения цели ставит определенные задачи и самостоятельно работает над ними. Более того ученики зная дескрипторы, понимают, что им нужно и стараются выполнять задания в соответствии с требованиями. Работая с данной системой, ученик оценивает себя и свои знания непредвзято.

Для учителя стало возможным оценивать знания учеников не в сравнении или по общей картине, а применяя определенные критерии.

Уровень освоения учебного материала и навыков по образовательной программе определяется дескрипторами, составленнымидля формативных работ.

Качественно составленные дескрипторы для заданий по достижению учебных целейопределяют профессионализм учителя-предметника. Таким образом, стало очевидным, что при составлении заданий, в первую очередь, учитель должен глубоко вникнуть в цель обучения, для того чтобы рассмотреть возможные пути достижения цели. Я стала учитывать необходимость составления дескрипторов понятных для учеников и направленных на результат.

В 8L2-классах по разделу «Искусство и литература» хочу предоставить вашему вниманию задания и дескрипторы, составленные по цели обучения:

«Т3. Понимание и прогнозирование деталей текста».

  1. Прослушайте внимательно песню «Ақ көгершін»;
  2. Найдите в песне сравнения, относящиеся к голуби;
  3. Голубь является символом чего? Мысль выразите в 3 предложениях.

На основе данных заданий составлены следующие критериий успеха:

Лист оценивания ученика

По цели «А4 уметь уверенно и свободно отвечать на вопросы» было составлено задание-игра «Ярмарка блюд». В ходе игры ученики поделились на 2 группы: на продавцов и покупателей.

Продавцы готовят свои товары. Ученики-покупатели идут на ярмарку и ищут нужные товары. Продавцы уверенно рекламируют полезность для человеческого организма своих продуктов. Покупатели по своему желанию задают вопросы продавцам и чтобы быть уверенными в выборе товара стараются побольше узнать о нем.

Покупатели делятся мыслями, почему они выбрали этот товар.

В результате выполнения задания цель урока была полностью достигнута. Так как учащиеся, используя доказательства, сумели вступить во взаимодействие покупатель-продавец без подготовки и выразить свое мнение. Ученики по собственному желанию составили следующие критерии успеха отдельно для продавца и покупателя:

Лист оценивания ученика

По критериам, составленными учениками, они оценивают друг друга: продавцы-покупателей, покупатели-продавцов.

Однако, у плодотворной работы есть свои трудности. В моей практике у учеников, для которых казахский язык считается вторым языком, навыки письма и говорения ниже по сравнению с навыками аудирования и чтения.

При формативном оценивании по этим двум навыкам для достижения цели обучения ученикам дается несколько возможностей. При проверке данных работ, если несколько учеников допустили одну и ту же ошибку по одному дескриптору, в первую очередь я ищу недостатки в своем планировании, используя такие вопросы «Что не учла в составлении дескриптора? «Что не понятно ученику?». «В чем трудность?». Это выясняю при работе с детьми, которые получили оценку «Стремится». Беру на заметку, что надо учесть в следующих заданиях и дескрипторах. Для дальнейшего достижения цели обучения использую другие методы и виды заданий.

Для достижения цели обучения «Ж2» в разделе «Вода, ее изображение в музыке, литературе и визуальном искусстве» на предыдущих уроках объяснила художественно-выразительные средства по данной теме, значения пословиц и поговорок о воде. На следующем уроке учащиеся, используя выразительные средства, выполнили письменную работу, то есть написали монолог Воды.

Чтобы качественно выполнить задание, был разработан алгоритм выполнения задания:

  1. Опишите цвет, вкус, особенности Воды, используя выразительные средства.
  2. Докажите важность Воды в жизни человека, уместно используя пословицы и поговорки.
  3. Свяжите с жизнью поговорку «И у воды есть спрос».
  4. Выразите предложение, пожелания для потребителей воды.

Считаю, что данный вид работы способствует развитию навыков письма и говорения учащихся, так как предложенный алгоритм позволяет систематизировать и выразить свою мысль.

Так как ИМКО внедрили в систему школы в этом учебном году, мнения и взгляды учащихся на модель оценивания были разные. В анкетировании, однако, все 110 учащихся дали высокую оценку ИМКО, в особенности способствует развитию навыков письма и говорения.

Понятие оценивания на основе стандартов и внедрение такой системы в педагогической сфере (как видно из практического опыта педагогов в академической среде)

В инструктивно-методическом письме об организации учебного процесса в НИШ отображается цель обучения казахскому языку в Назарбаев Интеллектуальных школах — через обучение свободному общению, грамотному письму развивать языковые способности личности, понимание общественного значения языка, соблюдение его норм, уважение государственности. Данная цель показывает, что овладение языковыми навыками способствует формированию личности, а реализацию цели мы напрямую связываем с ИМКО.

  1. Руководство по формативному и внутреннему суммативному оцениванию, Астана, 2015 г.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский язык, ученик, критериальное оценивание, продавец, достижение цели обучения, караганда, крит, лист оценивания ученика, освоение навыков, развитие навыков письма.

ФГОС ОО заставляет учителя пересмотреть
собственные взгляды на традиционную систему
оценивания предметных образовательных
результатов обучающихся и указывает на особенности
школьной системы оценивания в контексте
современного стандарта образования, а именно:

Комплексный подход к оценке предметных,
метапредметных и личностных результатов
образования.

Для оценки достижения планируемых результатов
необходимо использовать разнообразные методы,
формы, инструменты оценивания, учитывая при этом
приоритетность самооценки обучающихся.

В ходе урока в условиях сотрудничества учителя
и учащихся необходимо организовывать
непрерывную оценочную деятельность учащихся.

Оценочная деятельность учащихся является
составляющей системно-деятельностного подхода.
Оценка должна выступать как средство и как
результат их учебной деятельности.

Выполнить эти требования стандарта учителю
может помочь критериальное оценивание.

На практике я реализую следующие правила
критериального оценивания образовательных
результатов учащихся:

Методы, формы и инструменты оценивания, которые
учитель планирует использовать на конкретном
уроке, должны способствовать достижению цели
урока или внеурочного мероприятия.

Учитель может использовать для организации
оценочной деятельности авторские инструменты
оценивания или традиционные, используемые
учителями начальных классов.
В своей практике
применяю такие инструменты: контрольно –
измерительные материалы, оценочные линейки,
измерительные шкалы, критерии оценивания,
разноцветные геометрические фигуры, оценочные
лесенки, оценивание по алгоритму и другие. Приложение 1. Традиционно включаю в
урок такие инструменты оценивания, которые
позволяют не только фиксировать результат
усвоения или не усвоения учебного материала, но и
определять степень достижения учащимися
планируемых результатов освоения определённой
образовательной программы.

В качестве критериев оценивания выступают
конкретные образовательные результаты, которые
необходимо продемонстрировать учащимся в
результате выполнения учебной работы.
Критерии,
используемые учащимися в процессе оценочной
деятельности, должны быть понятны и доступны
детям. Именно поэтому следует к разработке
критериев привлекать учащихся или добиваться от
учащихся “приятия” критериев, которые диктует
учитель. Критерии должны помогать оценивать
результат конкретной работы, выполненной
учащимися, а не уровень способностей ученика. Таким
образом, исключается субъективизм оценивания.

Инструменты оценивания, включённые в урок,
фиксируются в рабочих тетрадях или в оценочном
листе.
Оценочный лист (или лист оценки ЛО),
ученический дневник, классный журнал,
специальные программы для фиксирования
результатов оценивания – это дополнительные
средства организации критериального оценивания.

В итоге любого вида учебной деятельности
должна иметь место обязательная самооценка
учащихся. Самооценка должна непременно
предшествовать оценке учителя.
Это заставляет
учеников сравнивать свою оценку и оценку
учителя. Возникшее противоречие заставляет
ученика вновь переоценивать работу, делать
работу над ошибками, неоднократно прорабатывать
материал урока и производить переоценку. Так
стимулируется субъектная позиция учащихся,
развивается контрольно – оценочная
деятельность, появляется желание улучшить
собственную оценку, а значит, формируется
устойчивая положительная мотивация к учению.

Если используется бальная система оценивания,
то необходимо демонстрировать учащимся способ
получения цифровой отметки или уровня усвоения
материала, которые будут фиксироваться в
классном журнале и в ученическом дневнике.

Изучив опыт использования оценочных листов
педагогами Архангельской области, назову общие
характерные черты оценочного листа. Приложение
2
.
Принято содержание оценочного листа
оформлять в виде таблицы. Перед таблицей
указывают по выбору: учебный предмет, класс, ФИО
ученика и учителя, тему урока, цель и задачи
урока, вид работы, название таблицы и др. Учитель
может использовать ЛО при выполнении одной
отдельной работы на уроке или при работе
учащихся в течение нескольких уроков, четверти
или учебного года. При конструировании ЛО
учитель учитывает особенности преподаваемого
предмета, конкретного урока или отдельного
задания в ходе урока. Используют ЛО в ходе
различных процедур оценивания: текущего,
промежуточного или итогового контроля. В ЛО
вносятся критерии оценивания, создаются ячейки
для самооценки и оценки учителя, в том числе для
итоговой оценки.

Процесс составления оценочного листа – это
процесс творческий. Он, безусловно, зависит от
опыта работы педагога и уровня его
педмастерства. Эта работа занимает очень
значимый объём времени у учителя в процессе
подготовки к уроку. Но если регулярно создавать и
использовать оценочные листы на практике, то
время затраченное на составления листа
сокращается, кроме того листы стандартизируются
и учитель может использовать при одинаковой
учебной работе однажды разработанный лист
оценки многократно. Оценочный лист, в таком
случае, становится универсальным. Уже созданные
листы подвергаются редактированию, т. е.
совершенствуются учителем при последующем
конструировании.

Традиционно использую в своей практике
различные инструменты оценивания, начиная с
первых дней обучения первоклассников. По мере
накопления опыта оценивания дети способны
фиксировать инструменты и результаты оценочной
деятельности в рабочих тетрадях. Полноценные
оценочные листы применяю на уроках, начиная с
третьего класса. В ЛО включаю одновременно
различные инструменты оценивания, а критерии
оценки дети проговаривают устно. Таким образом,
учитываю возрастные особенности детей и их опыт
в учебной деятельности. В оценочном листе
обязательно предусматриваю поля для самооценки
учащихся и оценок одноклассников, учителя. Часто
использую 3 – бальную систему оценивания.
Итоговый бал с помощью чёткого алгоритма
переводится в традиционную отметку 1-5. Итоговую
отметку из оценочного листа переношу в классный
журнал и в дневник ученика. Оценочный лист
вклеивается в тетрадь или в дневник ученика в
зависимости от степени значимости учебной
работы. Родители вместе с учителем получают
возможность следить за динамикой
образовательных результатов. Включаю в ЛО
инструменты для проведения рефлексии, так
осуществляется обратная связь в образовательном
процессе. Приложени 3.

Использую оценочные листы и во внеурочной
деятельности. Успешно применяла критериальное
оценивание в классах, где обучаются дети с
задержкой психического развития.

Работу по развитию практики критериального
оценивания образовательных результатов провожу
одновременно в нескольких направлениях:

  • методическая самоподготовка;
  • информирование родителей;
  • системная работа с учениками по усвоению новых
    инструментов оценивания.

Таким образом, выпускники начальной школы
способны адекватно оценивать собственные
результаты учебной деятельности, а главное
аргументированно обосновать собственную оценку
или отметку. Как следствие, дети самостоятельно
могут отслеживать уровень собственных учебных
достижений и пробуют целенаправленно совместно
с учителем и родителями планировать дальнейшую
учебную деятельность.

  1. Система оценки достижения планируемых
    результатов: метод. Рекомендации/ авт. – сост. Е.
    В. Благинина [ и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИППК
    РО, 2013. – 82 с. – с. 33.
  2. Словарь-справочник по педагогике / авт. Сост. В.
    А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.,
    2004.-448с.- с 167.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *