Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

52 часть курсовой. docxинформатика кдр. odtchto_plavaet_-_chto_tonet. docЗадание 3. docxUsimov_Diplomnaya_rabota. doc

Показать все связанные файлыРабочая программа по ОДНКНР (5 класс), на 2022 -2023 уч. год. docxПамятка по охране труда и пожарной безопасности для педагога допСимушев Программа по МА. pdfГриценко Программа по ААГ (3). pdfигровая программа. docxОсновы дидактики общего начального образования Синергия. pdfОсновы дидактики общего начального образования отв. docxтеория и методика начального образования (автовосстановление). doОсобенности разработки учебных программ дополнительного образовапрограмма дополн. образования ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ. docx

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие №1

Обучающийся Яшкова Татьяна Евгеньевна

Портнова Татьяна Васильевна

Проведите сравнительный анализ определений понятий «профессиограмма» и «психограмма» Выделите сходные  и  отличительные  признаки данных  понятий

Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного  образования, реализующего  программы социально – педагогической направленности (направленность  программы на выбор  студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции.

Профессиограмма Педагог дополнительного образованияИстория профессииСоциальная значимость профессии в обществеМассовость и уникальность профессиизанимательный творческий процесс

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования.

Риски профессииГде получить профессиюДополнительный интерес:

методика организации досуговых мероприятий

вариантам психического развития ребенка

Смоделируйте не менее 4 педагогических  ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся. Представьте контекст ситуаций и предложите возможные  варианты решения.

  • Ученик Иван не внимательно слушал технику безопасности, при работе с термо-пистолетом. При начале работы Иван схватил пистолет за нагретый конец и обжёг пальцы. Преподаватель сделала замечание Ивану и проводила его к мед.сестре.
  • Преподаватель замечает, что Сергей и Денис грубо разговаривают друг с другом, делает им замечание. На перемене, ученики вместе выходят из кабинета, тыкая друг друга. Преподаватель идёт за учениками, останавливает их и возвращает в кабинет. Проводит беседу, разрешая их конфликт. Парни поняли друг друга и помирились.
  • Алиса перед занятием принесла из дома мороженое и угостила подругу Вику. Во время занятия, у Вики сильно заболел зуб. Преподаватель сообщила об этом директору школы и сопроводила ученицу к мед.сестре. Вике дали освобождение от занятия порекомендовали сходить к стоматологу. Преподаватель позвонила родителям девочки и объяснила ситуацию.
  • Тема занятия «рисование узоров на стекле витражными красками». Преподаватель не проверила целостность подготовленного заранее специального стекла. Когда дети приступили к практике, Кате попалось отколотое стекло и она порезала руку. Об этом было сообщено директору школы и оказана первая медицинская помощь. Родители девочки подали жалобу на преподавателя, была проведена проверка и преподаватель получила наказание.

Вам необходимо выступить на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Подготовьтесь к этому выступлению по следующим вопросам темы «Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Особенности инструментария педагога дополнительного  образования в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Диагностический инструмент педагога дополнительного  образования

Методы и методики психолого-педагогической диагностикиВ методическом багаже педагога значимое место занимают разнообразные методики: тесты, опросники, анкеты и др. , т. формируется его специальный инструментарий.

Под инструментарием понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.

Инструментарий педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении. Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности педагога, к которым относятся:

– диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация и т

-организационная: организация педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в педагогической деятельности;

– прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании педагогических процессов конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов педагогической деятельности;

– управленческая: участие в управлении педагогическими процессами в учреждении дополнительного образования в целом;

– координационная: организация взаимодействия специалистов и служб по поводу оптимизации педагогического пространства и педагогического эффекта образования и воспитания.

Диагностический инструмент педагога включает как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т. , что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.

Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и педагогической интерпретации. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др.

В арсенале педагога («методическом портфеле») значительное место занимают именно диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Типовая технология решения конкретной педагогической проблемы включает следующие этапы:

Определение педагогической проблемы.

Ситуационный анализ: общее описание педагогической ситуации.

Определение педагогической стратегии –подготовка программы и рабочего плана деятельности.

Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.

Описание хода и результатов педагогической деятельности.

Разработка педагогической технологии.

Реализация педагогического проекта.

Диагностический инструментарий педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики, а также отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские кары учащихся и прочее.

Методы и методики психолого-педагогической диагностики позволяют изучить и оценить свойства индивидуальности учащегося, его родителей (опекунов), педагога, руководителей учреждения и представителей, сотрудничающих с учреждением организаций.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Для педагога дополнительного образования, реализующего цели и задачи педагогической деятельности, актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем.

А также использование мощных педагогических инструментов воспитания (труд, спорт, просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррекция, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.

В педагогической деятельности педагог дополнительного образования применяет разнообразные методы и методики, например:

– изучение и анализ литературы и документов;

– беседа (индивидуальная и групповая);

– моделирование и проктирование;

– опрос и анкетирование;

– социометрическое исследование;

– социологическое исследование;

– применение бланковых и аппаратурных текстов.

В контексте содержательной характеристики педагогической деятельности возможно деление имеющихся методов на: социально-педагогические исследования; методы социального обучения и воспитания; методы педагогической помощи.

Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных  инструментария и  методов в деятельности педагога дополнительного образования (не менее  3).

Обоснуйте, какие возможности ли педагог  дополнительного  образования, реализующий программы педагогической направленности, для использования разнообразных методов? Если да, то какие?1. Для выявления социального статуса семьи, преподаватель предлагает родителям пройти анкету и ответить на вопросы о семье и взаимоотношениях в семье.

Для проверки знаний пройденного раздела обучения, преподаватель проводит с детьми тест, где им нужно выбрать правильные ответы.

В учебном заведении хотят провести анонимный опрос, на тему: «Что вам не хватает в учебном заведении?» (в плане интерьера). Так как дети открыто стесняются о чем то говорить, то анонимный опросник это очень хорошая идея. второй вопрос там опечатка какая то, не поняла что нужно.

На основе  материалов лекции и учебно–методических  пособий заполните таблицу «Методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Возможные ситуации  применения

На основе анализа Интернет-источников приведите конкретные примеры реализации гигиенических требований при решении педагогических задач дополнительного образования. Охарактеризуйте деятельность  учреждения дополнительного образования, программы педагогической деятельности в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности.

Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 – 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17 – 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20 – 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20 – 22 С, душевых – 25 С.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной – трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 – 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5 – 10 минут.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

– не закрашивать оконные стекла;

– не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

– очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7 – 0,9; для стен – 0,5 – 0,7; для пола – 0,4 – 0,5; для мебели и парт – 0,45; для классных досок – 0,1 – 0,2.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – четверг или пятница.

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:

– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

– организованных подвижных игр на переменах;

Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

В современном мире учителю нужно быть гибким и находчивым

ректоры УрГПУ и НГПУ им. Минина о новой роли педагога

Педагогические вузы — важное связующее звено, обеспечивающее неразрывность образования: от школьной скамьи к вузовской.

Находясь в ведении Минпросвещения России, вузы чутко реагируют на запрос прямого учредителя, но являются и неотъемлемой частью всей системы высшего образования, тесно соприкасаясь с отраслью: интегрируя научные достижения и новые педагогические решения в образовательный процесс, откликаясь на такие тенденции, как цифровизация, персонализация обучения, непрерывное образование.

Эти направления развития высшей школы оказывают влияние и на сам процесс обучения, и на изменение традиционных ролей учителя и ученика.

О том, как трансформируется роль педагога в нынешних реалиях, мы поговорили с руководителями Уральского государственного педагогического университета и Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ректоры рассказывают, какие цифровые компетенции важны для преподавателя, как в их вузах выстроена работа по созданию онлайн-курсов, где повышают квалификацию их сотрудники и каковы сильные и слабые стороны педагогического образования в России.

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Минюрова Светлана Алигарьевна

доктор психологических наук, профессор,

ректор Уральского государственного педагогического

Сдобняков Виктор Владимирович

кандидат физико-математических наук, доцент,

ректор Нижегородского государственного педагогического

(НГПУ им. Минина, Мининский университет)

О роли современного педагога

— Учитель — профессия вечная, многогранная, с течением времени она приобретает свой характер, облик и силу, — делится своим мнением Светлана Минюрова. — Сегодня мир делает ставку на профессионализм, интеллект, креатив и мобильность, и именно учитель является первоочередным проводником в любом деле для ученика.

Сейчас много говорится о том, что учитель, преподаватель — это уже не столько носитель знания и информации, сколько наставник, тьютор, ментор, фасилитатор. В некотором роде этот процесс смены ролей можно назвать естественным.

— Если посмотреть на историю развития педагогической профессии, то мы увидим, как она менялась в зависимости от формации и потребностей общества, типа производства и других факторов, — рассказывает ректор Мининского университета Виктор Сдобняков. — Мы предполагаем, что образование и педагогика сейчас находятся на пике изменений, поэтому роль педагога многократно возросла.

Он указывает на изменения в парадигме образования и в векторе его психолого-педагогической специфики: «Индустриальная модель конвейерного образования преобразуется в модель индивидуального образования, где в приоритете — личность. Кроме того, сейчас недостаточно вырастить специалиста в предметной области: на первое место выходит умение критически мыслить, создавать знание, анализировать и иметь собственную картину мира».

«Рассматривать будущее педагогики как полностью цифровой процесс не придется»ректор НГПУ им. Минина Виктор Сдобняков

О чем говорят эти изменения? Во-первых, о необходимости преподавателю развивать социальный и эмоциональный интеллект. Во-вторых, о значимости новых подходов и акцентов в обучении студентов: речь идет о медиаграмотности, навыках информационной, цифровой гигиены, умении работать с инструментами для анализа и создания медийных продуктов. В-третьих, о потребности формирования креативности, мобильности учителей. Наконец, важную роль играют цифровые технологии. Без сомнения, в контексте педагогического образования они оправданы и нужны, и это новая реальность, в которой должны развиваться и преподаватели, и студенты. При этом, как утверждает Виктор Сдобняков, «рассматривать будущее педагогики как полностью цифровой процесс не придется».

Он уверен: говорить, что будущий учитель формируется исключительно в образовательном процессе, нельзя. Не менее важен процесс воспитания и включения студентов в исследовательскую, проектную, командную работу: «Задача современного учителя — сформировать у обучающегося желание учиться, умение жить в ситуации растущей неопределенности».

«В современном мире учителю нужно быть гибким и находчивым»ректор УрГПУ Светлана Минюрова

Светлана Минюрова, ректор УрГПУ, дополняет этот перечень характеристик преподавателя новой формации: «В современном мире учителю нужно быть гибким и находчивым. Концептуальные изменения в подготовке будущих учителей и преподавателей есть и будут всегда — мы живем в изменчивом мире и принимаем перемены, чтобы стать еще лучше, обеспечить качество подготовки педагогов и качество общего образования».

О цифровых компетенциях педагогов

Как уже отмечалось выше, концептуальные изменения в роли современного педагога неразрывно связаны и с развитием технологий. Пандемия обострила вопрос цифровой грамотности и технической подготовки профессорско-педагогического состава.

Можно ли уже сейчас сказать, что изучению и использованию информационных технологий в профессиональной деятельности будущего педагога уделяется достаточное внимание?

Комментирует Виктор Сдобняков, ректор Мининского университета:

— Педагогическая профессия не предполагает «достаточности», так как не существует избытка знаний. Поэтому следует считать мерилом знаний не объем, а способность к освоению информационных технологий, непрерывному самообучению как обязательному условию для профессионального совершенствования, анализу, созданию медийных продуктов, медиаграмотности.

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

«Педагогическая профессия не предполагает «достаточности», так как не существует избытка знаний»ректор НГПУ им. Минина Виктор Сдобняков

По его словам, в педагогической сфере следить за изменениями недостаточно — необходимо работать на опережение, предугадывать тенденции, чтобы будущие педагоги чувствовали себя уверенно в новой среде. В НГПУ им. Минина реализуют несколько практик, нацеленных на достижение этой задачи, например проект «Цифровая школа педагога», проект по обучению цифровой грамотности в рамках направления «Благополучие сотрудников», универсальный модуль «Информационные технологии», встраиваемый в программы подготовки студентов.

В УрГПУ тоже реализуются подобные практики. На базе университета функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, а в декабре этого года на площадке университета появятся Педагогический кванториум и Технопарк универсальных педагогических компетенций. «Таким образом, УрГПУ обладает кадровым потенциалом и современным высокотехнологичным оборудованием для обучения информационным технологиям и будущих, и действующих педагогов», — рассказывает Светлана Минюрова, ректор университета.

Главная задача сейчас — не снижая темпов технологического развития, определить баланс онлайн- и офлайн-образования и понять, как он будет зависеть от изучаемой дисциплины, возраста ученика, состояния его здоровья и других факторов. Кроме того, меняется этика в информационном пространстве: педагог и ученик находятся не на разных полюсах, а в одной команде. Изменения касаются и взаимодействия с родительским сообществом.

По словам ректора НГПУ им. Минина, предстоит разработать методическую и документационную базу, пересмотреть образовательные программы, которые создавались изначально под офлайн-формат, а также разработать требования к информационным компетенциям педагогов и обучающихся. «Иными словами, — рассуждает Виктор Сдобняков, — нам необходимо выстроить образовательный процесс исходя из потребностей нового поколения с его новой когнитивистикой, поведенческими паттернами и в целом с другим мировоззрением. Уже сейчас мы констатируем изменение вектора психолого-педагогической специфики образовательного процесса. Это целые направления исследований в области педагогики и психологии, и роль педагогических университетов здесь существенно возрастает».

Какие современные технологии, цифровые сервисы и решения особо востребованы для решения педагогических задач нашего времени?

Например, использование искусственного интеллекта и bigdata может сделать прорыв в инклюзивном образовании и других сферах, где традиционные методы оценки и получения обратной связи применить просто невозможно. Однако нынешнее дистанционное образование в основном базируется на онлайн-курсах: в планы работы многих преподавателей уже сейчас включено создание онлайн-курсов, онлайн-лекций и сценариев обучающих вебинаров для студентов и слушателей программ переподготовки и повышения квалификации.

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова рассказывает, как организована такая работа в их вузе. Онлайн-курсы разрабатываются педагогами при выполнении грантовых обязательств, а также в процессе образовательной деятельности при реализации дисциплин образовательной программы. Выбор дисциплин, по которым разрабатываются онлайн-курсы, в данном случае осуществляется университетом. Дисциплина, изучаемая с использованием онлайн-курса, включается в учебное поручение преподавателя: педагог сопровождает студентов в освоении дисциплины, консультирует их, помогает в организации научно-исследовательской работы по дисциплине. «С учетом динамично развивающейся системы образования, меняющихся стандартов общего образования, содержания подготовки педагогов обновляется и материал онлайн-курсов, образовательный контент постоянно обогащается», — добавляет Светлана Минюрова.

В Мининском университете механизм создания онлайн-курсов был отработан еще до того, когда вузы столкнулись с острой потребностью в их подготовке: «Пандемия показала дефициты и сильные стороны вузов. Потребность в онлайн-форматах обучения мы прогнозировали еще до начала пандемии, поэтому разработка обучающих онлайн-материалов началась в Мининском университете гораздо раньше, чем пандемия, что позволило нам перейти в дистанционное обучение безболезненно», — рассказывает ректор Виктор Сдобняков.

По его словам, на сегодняшний день преподавателями Мининского университета разработано более 4000 онлайн-курсов для сопровождения образовательного процесса. Сейчас студенты Мининского учатся в смешанном формате. Преобладающей формой работы в дистанционном формате для преподавателей и студентов университета является электронная образовательная среда на основе СДО Moodle. Как и в случае с курсами в УрГПУ, единожды созданный онлайн-курс требует регулярного обновления — минимум раз в год.

Поскольку практика создания онлайн-курсов в вузах распространяется активно, но полноценного нормативного регулирования еще нет, перед учебной организацией и самим педагогом встает много вопросов. Как будет оцениваться в рабочей нагрузке преподавателя и как будет оплачиваться такая работа?

Ректор НГПУ им. Минина рассказывает, что их преподаватели формируют контрольные вопросы и практические задания, требующие проверки, на основе созданного курса — и вся эта деятельность учитывается и оплачивается как нагрузка, а также отображается в индивидуальном рейтинге преподавателя.

О повышении квалификации преподавателей

Развитие цифровых технологий, их внедрение в учебный процесс неизбежно трансформирует систему высшего образования, заставляя преподавателей не только применять цифровые сервисы и инструменты, создавать онлайн-курсы, но и разбираться в цифровой педагогике, этике и психологии, проектировать цифровую образовательную среду. Решить эту задачу помогают курсы повышения квалификации.

Один из таких курсов повышения квалификации — «

Цифровые компетенции преподавателя высшей школы

Педагоги-слушатели курса изучают возможности цифровых сервисов для обучения студентов, вместе с экспертами разбираются в специфике организации и проведения интерактивных, групповых и проектных онлайн-занятий, а также учатся выстраивать продуктивные отношения со студентами в цифровых реалиях.

Мы попросили ректоров УрГПУ и НГПУ им. Минина рассказать о том, какие еще курсы повышения квалификации проходят их преподаватели.

Педагоги в Уральском государственном педагогическом университете осенью 2021 года прошли обучение на нескольких программах: программа ДПО «Обучающий курс подготовки специалистов центров оценки и развития управленческий компетенций в российских образовательных организациях», программа «Использование современных средств обучения “Педагогический кванториум”», программа «Формирование и оценка функциональной грамотности школьников», программа «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего».

«Важно, отвечая вызовам времени, обучаться новым практикам, и, транслируя новые практики, владеть ими, перенимать лучший опыт»ректор УрГПУ Светлана Минюрова

Эти программы реализуются президентской платформой «Россия — страна возможностей», Академией Просвещения Министерства просвещения РФ, Институтом стратегии развития образования РАО и Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов, реализуемой Московским педагогическим государственным университетом. «Постоянное повышение профессионального мастерства преподавателей — одна из приоритетных задач нашего университета. Важно, отвечая вызовам времени, обучаться новым практикам, и, транслируя новые практики, владеть ими, перенимать лучший опыт», — резюмирует Светлана Минюрова.

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Уральский государственный педагогический университет

О перечне курсов повышения квалификации, которые проходят преподаватели Мининского университета, рассказывает ректор Виктор Сдобняков.

— Согласно требованиям федерального закона «Об образовании», педагоги должны повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года, но фактически преподаватели Мининского обучаются намного чаще, в том числе через сетевые программы. В Мининском университете создана образовательная экосистема: педагогические работники вуза могут повышать квалификацию на базе программ, разработанных внутри университета. Среди них: «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» для научно-педагогических работников и управленческого персонала педагогических вузов, по которой прошли обучение уже 120 преподавателей нашего вуза.

Упомянутая программа разработана Мининским университетом в партнерстве с Московским педагогическим государственным университетом и Ярославским педагогическим университетом имени Ушинского. Всего по программе до конца года пройдут обучение более 700 преподавателей педагогических вузов страны.

Кроме того, добавляет ректор, преподаватели проходят обучение и на базе других вузов и организаций, среди которых упомянутая Светланой Минюровой Академия Минпросвещения, а также Университет Иннополис, нижегородские ННГУ им. Лобачевского, НГТУ им. Алексеева и др.

Такое многообразие курсов и возможностей для повышения квалификации педагогов в том числе затрагивает и вопрос содержательного наполнения программ: должна ли в содержании материала быть общая для всех педагогических вузов часть? И если да, кто должен ее определить и что там должно быть?

— Мы как педагогический вуз наблюдаем разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования, — комментирует Виктор Сдобняков. По его словам, решением проблемы стала концепция «Ядра высшего педагогического образования», которая разрабатывается по инициативе Министерства просвещения РФ.

«Мы как педагогический вуз наблюдаем разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования»ректор НГПУ им. Минина Виктор Сдобняков

Цель создания «Ядра высшего педагогического образования» состоит в обеспечении единства при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций будущих педагогов, а также в обеспечении преемственности компетенций, начиная от педагогического колледжа до бакалавриата и магистратуры. «В таком ключе общая база дополнительного педагогического образования нужна, — продолжает ректор Мининского университета, — но при этом важно соблюсти баланс стандартов и вариативности программ. Преимущество программ дополнительного профессионального образования в том, что за счет их гибкости возможно индивидуализировать обучение и выстраивать его в соответствии с запросом заказчика».

В обеспечении этой гибкости помогает и сетевое взаимодействие вузов: так, и Мининский университет, и Уральский государственный педагогический университет вошли в состав исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании». Сейчас в Консорциум, созданный в июле 2020 года семью педагогическими вузами и благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», входит уже 16 университетов. Ключевой проект консорциума — сетевая магистерская программа «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация», которая будет запущена в 2022 году.

О сильных и слабых сторонах педагогического образования

По результатам опроса Министерства образования и науки РФ и АНО «Россия — страна возможностей», российским студентам (55% опрошенных бакалавров и 41% магистрантов) в образовательном процессе не хватает ориентированности на практику. Можно ли решить эту задачу, в чем сильные и слабые стороны современного педагогического образования в России? С какими вызовами сталкиваются студенты и выпускники — будущие педагоги?

«Основной вызов для будущих учителей — это само цифровое поколение как психолого-педагогический феномен»ректор УрГПУ Светлана Минюрова

«Основной вызов для будущих учителей — это само цифровое поколение как психолого-педагогический феномен, — рассуждает Светлана Минюрова. — УрГПУ находится в тренде именно этого направления и изучает особенности поведения и мышления цифровой личности. Наши выпускники готовы сопровождать детей цифровой эпохи в меняющейся социокультурной среде».

По ее словам, сильная сторона современного педагогического образования — это умение идти в ногу со временем, готовность трансформироваться, отвечать запросам современного общества: «Сегодня учитель — коммуникабельный, открытый, творческий, находчивый профессионал, который выстраивает свою индивидуальную траекторию развития и постоянно совершенствуется, умеет быть в ритме времени».

С такой позицией согласен и Виктор Сдобняков, ректор Мининского университета: «Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие». По его мнению, сама роль педагога в образовательном процессе также трансформируется: в будущем возрастут значимость преподавателя как наставника и его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.

Что касается оторванности обучения от практических нужд, то в этом плане Мининский университет старается изменить общую картину. Например, между НГПУ им. Минина и Корпоративным университетом Нижегородской области подписано соглашение о создании Центра компетенций на базе университета. Так Мининский университет станет образовательной площадкой для решения задач трех участников образовательного процесса: вуза, студента и работодателя. «На выходе из университета студент должен стать не просто экспертом в своей предметной области, но и специалистом, обладающим так называемыми “софт скиллс” — лидерскими, управленческими и организационными компетенциями», — подчеркивает ректор.

Ректоры УрГПУ и Мининского университета уверены: говорить о слабых сторонах современного педагогического образования несколько преждевременно, так как сейчас высшая школа, так же как и вся система образования, находится в процессе трансформации, перехода к новой модели.

«Но среди проблем, которые мне видятся особенно остро в связи с многолетним опытом преподавания, — продолжает Виктор Сдобняков, — можно выделить проблему двойного отрицательного отбора, когда не самые сильные абитуриенты, особенно по естественнонаучным дисциплинам, выбирают профессию педагога, и не самые сильные выпускники педагогических университетов идут работать в школы».

Решению этой проблемы, например, способствует вхождение Мининского университета в Научно-образовательный центр Нижегородской области, а УрГПУ — в состав педагогического кластера Свердловской области и в Совет по развитию педагогического образования в Свердловской области.

Так совместная работа вузов с регионами будет способствовать развитию науки и повышению качества образования.

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Каждую неделю — новый материал

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.