Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 21. 2022 № 225
“Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”

Дата опубликования: 22. 2022

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

В педагогике ежегодно появляются новые тенденции, требования, стандарты, технологии. Поэтому преподаватели должны постоянно учиться, развиваться и повышать уровень своего образования. Из статьи можно узнать о том, как пройти переподготовку учителю, о правах и обязанностях учителей, связанных с получением дополнительного образования и о различиях между повышением квалификации и переподготовкой.

«Методический десант» команды Минобразования НСО и НИПКиПРО оказал помощь руководителям и учителям ЛНР

С 26 по 30 июля в целях подготовки образовательных организаций, расположенных на территории Беловодского района Луганской Народной Республики, к новому учебному году команда Новосибирской области организовала и провела очные курсы повышения квалификации, научно-практические и методические семинары, консультации для работников образования района.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС

Аккредитованные программы по всем специальностям

Ведение клиента до сдачи аккредитации

Помощь в регистрации на портале НМО и формировании портфолио

  • Повышение квалификации
  • Профессиональная переподготовка

Наши лицензии и сертификаты

Образцы выдаваемых документов

Образовательная организация: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Карелия «Карельский институт развития образования» (ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»). Официальное наименование Учреждения на английском языке: полное наименование – State Educational Organization of the Republic of Karelia «Educational Development Institute», сокращенное наименование – SEORK «Educational Development Institute». Лицензия на осуществление образовательной деятельности, регистрационный № 3105, серия 10Л01 № 0007704, выдана Министерством образования Республики Карелия 07 июня 2019 года

ФГБОУ ДПО “ИРДПО” – руководитель:
Иванова Валентина Николаевна (ИНН 782572491409). ИНН 7702059865, ОГРН 1027739778241. ОКПО 11266540, зарегистрировано 27. 1996 по юридическому адресу 117997, город Москва, Люсиновская ул. , д. Статус:
действующая с 27. 1996. Подробнее >

До Иванова Валентина Николаевна,
руководителем “ИРДПО”
являлся:
Безлепкин Валерий Васильевич (ИНН 770504204247).

Компания работает
25 лет 7 месяцев,
с 27 декабря 1996
по настоящее время. В выписке ЕГРЮЛ учредителем указана 1 государственная структура. Основной вид деятельности “ИРДПО” – Образование профессиональное дополнительное и 1 дополнительный вид.

Состоит на учете в налоговом органе Инспекция ФНС России № 25 по г. Москве с 22 апреля 1997 г. , присвоен КПП 772501001. Регистрационный номер
ПФР 087616009413, ФСС 772400105277381. < Свернуть

Комплексная реструктуризация системы среднего профессионального образования во взаимодействии с предприятиями, переход к отраслевому подходу подготовки кадров с финансированием результата, а не процесса обучения. Реализация мероприятий проекта осуществляется при участии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

«Всероссийский конкурс «Мастер года» среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Российской Федерации проводится с целью формирования и развития кадрового потенциала системы среднего профессионального образования, поощрения педагогических работников системы среднего профессионального образования, повышения престижа педагогических профессий, популяризации передовых идей в области образования и подготовки кадров, а также изучения и внедрения лучших педагогических практик».

Создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки «ИПК ДПО Специалист» в Москве оказывает лицензированные услуги в области дополнительного образования. Сегодня во многих сферах постоянно меняются условия труда, появляются новые направления, поэтому специалистам и работникам необходимо регулярно осваивать новые знания. Кроме того, профессиональная переподготовка может потребоваться при смене работы, переходе на новую должность.

Наш институт дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов предлагает:

  • курсы повышения квалификации во всех востребованных сферах;
  • качественное образование по программам и методическим материалам, разработанным опытным преподавательским коллективом;
  • доступное по цене обучение в короткие сроки в полном соответствии российскому законодательству.

На официальном сайте института повышения квалификации представлена подробная информация о программах обучения. Содержание курсов своевременно обновляется с учетом меняющихся потребностей специалистов разных сфер и требований законодательства. Курсы повышения квалификации и дополнительное профессиональное образование доступны как физическим лицам, так и организациям, которым необходимо регулярно проводить обучение персонала.

Отдел дополнительного
профессионального образования (ОДПО) является структурным подразделением ИДДО
НИУ «МЭИ». Отдел осуществляет организационное и координационное взаимодействие
центров дополнительного образования, работодателей и слушателей.

В системе дополнительного
образования НИУ «МЭИ» работают центры дополнительного образования, созданные при кафедрах Университета,
осуществляющими деятельность в рамках общей системы дополнительного образования
Университета.

Центры дополнительного образования занимаются набором слушателей,
координацией расписания занятий, организацией учебного процесса и учетом
успеваемости слушателей. Центры дополнительного образования располагаются в
г. Москве, г. Смоленске и в г. Волжском.

  • утверждение дополнительных образовательных программ, реализуемых центрами
    дополнительного образования;
  • учет контингента слушателей;
  • организация планового повышения квалификации преподавателей МЭИ;
  • организация повышения квалификации в форме стажировки научно-педагогических
    работников других вузов и специалистов профильных организаций на базе
    соответствующих кафедр МЭИ;
  • организация дополнительного образования студентов, в том числе в рамках
    реализации программы «Приоритет-2030»;
  • подготовка и оформление итоговых документов выпускникам дополнительных
    образовательных программ;
  • подготовка статистической отчетности.

Деятельность отдела регламентируется Положением
о структурном подразделении.

  • Августовское совещание педагогических и руководящих работников системы образования Ярославской области.  Место проведения: КЗЦ «Миллениум» Подробнее на сайте Совещания
  • Конкурсный отбор организаций на присвоение статуса региональной инновационной площадки проходит с 1 ноября 2022 годаПодробнее
  • 15 марта 2022 года- 21 октября 2022 года Педагогические чтения работников профессионального образования «Инновационные практики оценки образовательного результата: профессиональный аспект». Подробнее

01 августа 2022 года Доцент кафедры общего образования А. Щербак подготовил всероссийский вебинар «Физическое воспитание детей: новые ориентиры для педагогов и родителей»Подробнее

29 июля 2022 года доцент кафедры общего образования А. Щербак и заведующий кафедрой инклюзивного образования О. Семенова  приняли участие в записи видеороликов проекта «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей» Подробнее

29 июля 2022 года Поздравляем Сергея Александровича Ярыгина, учителя церковнославянского языка ЧОУ «Ярославская Губернская Гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова», с победой во II этапе Конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2022 году по Центральному федеральному округу и желаем дальнейших профессиональных успехов и достижений! Подробнее

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

15 июля 2022 годаВебинар «НАВСТРЕЧУ Всероссийскому профессиональному конкурсу «Воспитатель года России» в 2022 году»Подробнее

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

2 августа 2022

1 августа 2022 г. на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО состоялась запланированная очная встреча для просмотра третьей трансляции выпуска «Классный марафон», на которой присутствовало более 50 представителей общеобразовательных организаций и образовательных организаций СПО г. Ростова-на-Дону.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

В соответствии с  приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20. 2021 № 1135 «Об организации работы по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» является единым региональным ресурсным центром (организацией-оператором) по сопровождению введения обновленных ФГОС НОО И ФГОС ООО в общеобразовательных организациях Ростовской области.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

28 июля 2022

Обращаем ваше внимание на то, что на сайте института размещён План повышения квалификации работников образования Ростовской области на 2022/2023 учебный год.

27 июля 2022

Продолжается регистрация учителей общеобразовательных организаций Ростовской области на бесплатное обучение по программе повышения квалификации «Быстрый старт в искусственный интеллект».

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

26 июля 2022

Сегодня, 26 июля 2022 года, начинаются конкурсные испытания полуфиналистов Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет», организованного АНО «Россия – страна возможностей» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» в период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года.

В мае 2022 года отделом сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» было зарегистрировано 1006 заявлений педагогических работников Челябинской области, из них:

на бумажном носителе было зарегистрировано – 105заявлений;

в электронном виде через ИС «Аттестация педагогических работников» – 901 заявление.

Прошли процедуру аттестации – 771 педагогических работников Челябинской области, из них:

на первую квалификационную категорию – 335 педагогических работников;

на высшую квалификационную категорию – 436 педагогических работников.

Количество аттестованных педагогических работников по должностям:

педагог дополнительного образования – 29;

Количество аттестованных педагогических работников по видам образовательных организаций:

общего образования – 599 в том числе:

иные образовательные организации – 18

Количество аттестованных педагогических работников по ведомственной принадлежности:

Образовательные организации, неподведомственные Министерству образования и науки Челябинской области – 26;

Приказы об установлении квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность размещаются на сайте Министерства образования и науки Челябинской области.

Сведения о результатах аттестации, проведенной на основании заявления педагогического работника для установления ему первой или высшей квалификационной категории, должны быть внесены в трудовую книжку.

План профессионального развития

педагога дополнительного образования Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования

«Центр детского творчества им. Аввакумова»
Асбестовского городского округа

Шипилова Игоря Александровича

на 2019-2020 учебный год

Общая
методическая тема:
Профессиональный стандарт как ориентир методического становления педагогов
дополнительного образования.

Индивидуальная
методическая тема:
Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству в дополнительном образовании
детей в условиях современного образования.

Направления работы
Ресурсы
Сроки
Отметка о выполнении

Повышение квалификации в системе
непрерывного профессионального образования
Курсы повышения квалификации
Январь 2021

Участие в  вебинаре
еженедельно
Исполненосертификат

Посещение обучающих семинаров
В течении года
Семинар в рамках VIII областной
педагогической конференции

Курсы профессиональной переподготовки
Сентябрь- октябрь 2020 года

Повышение методического уровня

Выступление на  МО  педагогов  по теме «Изучение
и использование современных  технологий, методик  для  организации
учебно-познавательной деятельности. »
Сентябрь 2020
Исполнено

Выступление на заседании МО ПДО по теме:«Организация проектной деятельности на занятиях»  
(на основе личностно – ориентированных технологий)
Ноябрь 2020 года

Участие в муниципальном конкурсе
Июль 2020 года (дистанционно)
Исполненосертификат

Участие в региональном конкурсе
Октябрь 2019 года
ИсполненоБлагодарственное письмо

Обобщение опыта
Опыт работы по теме самообразования
представить на педсовете. Закончить работу по данной теме. Октябрь 20202020-22 учебный год

Открытое учебное занятие по теме. Декабрь 2020 годаФевраль 2021 года

Разработка практического материала  по
теме «Организация проектной деятельности в объединении «Город мастеров»»  
(на основе личностно – ориентированных технологий)

Сентябрь 2020 год

Исполнено( выступление на методсовете)

Разработать учебные занятия   по
творческой теме «Организация проектной деятельности на занятиях по
деревообработке»     (на основе личностно – ориентированных технологий). 2020-21 учебный год

Регулярное обновление сайта ЦДТ
В течении года

Оказание профессиональной помощи
коллегам по вопросам педагогической деятельности
В течении года

Самообразование
Изучение «Профессионального стандарта»

Август-сентябрь 2020 года

Исполнено

Изучение методических рекомендаций  по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 2020-21 учебный год

Изучение методического материала по
организации проектной деятельности. 2020-21 учебный год

Работа по индивидуальной методической
теме: «Развитие
мотивации обучающихся к познанию и творчеству в дополнительном образовании
детей в условиях современного образования». 2020-21 учебный год

Изучение новых видов и форм работы  во
внеурочной деятельности. 2020-21 учебный год

Есть устойчивое мнение, что педагог в обязательном порядке проходит курсы повышения квалификации в тех местах, на которые ему указали сверху, и чуть ли не за свой счет. Так ли это? Разбираемся, как педагог может получить дополнительное образование, кто за это должен платить и что делать, если педагогу не дают развиваться так, как ему удобно.

Педагог обязан получать дополнительное профессиональное образование?

Да, в законе «Об образовании» сказано, что педагог должен постоянно развиваться, это его обязанность. Правда, его нельзя заставить и наказать: педагога нельзя увольнять, если он отказывается от получения дополнительного образования. Аттестационная комиссия не может отказать ему в аттестации, даже если он принципиально не ходит на курсы повышения квалификации.

Но если педагог хочет дополнительно учиться, то образовательная организация должна ему только помогать. По закону «Об образовании» педагог имеет право проходить курсы не реже, чем раз в три года.

Что такое повышение квалификации и переподготовка и зачем они нужны

Педагог сам выбирает курсы?

Не совсем. В статье 196 ТК РФ сказано, что работодатель сам определяет необходимость допобразования для работников, но должен согласовывать это с профсоюзом. То есть директор образовательной организации может решить, что учителя естественных наук неплохо освоить робототехнику, выбрать для них курсы и оплатить их. Педагоги могут предложить другие курсы работодателю и обосновать, почему они нужны школе. Но директор может отказаться, и это его право.

Педагог может проходить курсы за свой счет — тогда он волен выбирать их сам. Но нужно не просто пройти обучение, например, онлайн-курсы — лучше, если это будут курсы повышения квалификации или профессиональная переподготовка. Тогда педагог будет уверен, что ему выдадут документ, который учтет директор или проверяющая комиссия.

Работодатель оплачивает курсы за педагога?

Но не все курсы, а повышение квалификации или профессиональную переподготовку, которую проводят организации с лицензией. Работодатель не только оплачивает курсы, но и гарантирует сохранение места работы, среднюю заработную плату по основному месту работы. Если на курсы нужно ехать в другой город, то работодатель оплачивает командировочные. Все это входит в обязанности работодателя по статье 197 ТК РФ. Эти обязанности должны быть прописаны в трудовом договоре (обязательно проверьте!).

Работодатель может сказать, что в бюджете нет средств для оплаты курсов. Но! это не может быть аргументом для отказа педагогу. Из бюджета субъектов РФ должны выделяться деньги на обучение работников, либо директор должен находить их из внебюджетных средств. Может быть очередь, но за три года все педагоги должны хотя бы раз пройти курсы.

Что будет если работодатель оплатил курсы, а педагог отказался?

Это будет считаться невыполнением служебных обязанностей, но только если обязанность постоянно обучаться записана в трудовом договоре. Сразу педагога не уволят — сначала объявят замечание, за повторное нарушение в течение года — выговор, затем могут уволить.

Если работодатель заставляет пройти курсы и не оплачивает их, то можно и даже нужно отказаться. Это нарушение со стороны работодателя, а не сотрудника.

Что делать если работодатель лишает педагога права проходить курсы?

Жаловаться в профсоюз, комиссию по решению трудовых споров или прокуратуру. Работодатель должен отправлять педагога на курсы не реже, чем раз в три года. Другое дело, что педагог не может жаловаться на директора, если тот отказывает оплачивать выбранные педагогом курсы, а взамен предлагает оплатить другие. Точнее жаловаться можно, но права педагога здесь не нарушены.

Дополнительное образование педагога стало прибыльным делом, а поэтому за рекламой и желанием заработать потерялись факты. Многие ссылаются на закон, по которому педагог (якобы) обязан регулярно учится. Грозят непрохождением аттестации и плохим портфолио, что влечет за собой отсутствие стимулирующих. Разбираемся, что говорит закон про дополнительное образование педагога.

Зачем нужны повышение квалификации и переподготовка?

Во-первых, информация быстро устаревает. Появляются новые научные теории, всплывают интересные факты. Если педагог будет ориентироваться только на то, что дали ему в вузе двадцать лет назад, он вряд ли даст актуальные знания ученикам.

Во-вторых, меняются технологии обучения и воспитания. Если раньше демократичный подход к ученикам был в диковинку, то теперь уважение интересов и личности в целом — обязанность, зафиксированная в законе.

В-третьих, вслед за технологиями меняются и профессиональные стандарты. В профессиональном стандарте «Педагог» указаны компетенции по каждому виду деятельности. Педагог должен им соответствовать, даже если его не учили этому в вузе.

Чем отличается повышение квалификации от переподготовки?

И то, и другое — часть дополнительного профессионального образования. Если педагог хочет повысить профессиональный уровень или получить новую компетенцию в своем виде деятельности, то ему нужно проходить повышение квалификации. Если он хочет освоить новый вид деятельности, то проходить профессиональную переподготовку. Учебная нагрузка по программам повышения квалификации должна быть не менее 16 часов, программа переподготовки — от 250.

Также можно получать второе, третье и другие по счету высшие образования, но это дольше, дороже и не всегда полезней.

Это право или обязанность?

Как посмотреть. С одной стороны, в законе «Об образовании» сказано, что педагог должен повышать уровень своих компетенций. Уволить за непрохождение курсов нельзя, но если работодатель оплачивает их и предоставляет все гарантии сохранения зарплаты, рабочего места и так далее, то отказ от курсов — дисциплинарный проступок. При этом если работодатель хочет, чтобы его сотрудники получали допобразование, он должен обеспечить им условия. Потому что не имеет права заставлять их получать образование за свой счет.

С другой стороны, там же сказано, что у педагога есть право на обучение за счет работодателя: проходить курсы по профилю можно бесплатно раз в три года. Если работодатель заставляет вас учиться, то напомните ему, что иногда вы можете делать это за его счет.

Кто может получать дополнительное профессиональное образование?

Большую часть курсов повышения квалификации или переподготовки можно проходить специалисту с профильным средним профессиональным или высшим образованием. Чтобы поступить на курсы, можно даже не закончить, а только получать основное профессиональное образование.

Что случится, если его не получать?

В письме Министерства образования и науки сказано, что ничего не случится. Руководитель не имеет права увольнять сотрудника за то, что он не получает дополнительное образование. Аттестационные комиссии не имеют права учитывать непосещение курсов при аттестации на квалификационную категорию.

Но педагоги, не получающие дополнительное образование, часто уступают коллегам в компетенциях. Другое дело, что можно получать образование по-другому — читать книги, посещать семинары, смотреть вебинары.

Как подтвердить получение образования?

Организации, которые обучают по программам дополнительного профессионального образования, обязаны выдать подтверждающие документы тем, кто закончил курсы успешно. После повышения квалификации выдают удостоверение, после переподготовки — диплом.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Институт развития профессионального образования (ИРПО) провёл обучение по теоретическому модулю дополнительных профессиональных программ обучения педагогических работников образовательных организаций и работников других организаций, а также победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства в рамках Федерального проекта «Профессионалитет». В программе приняли участие 3860 преподавателей и мастеров производственного обучения, 140 методических работников, а также 500 работников предприятий реального сектора экономики, победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства. В рамках курса слушатели изучили широкий спектр педагогических инструментов, которые можно применять на практике, освоили новые алгоритмы построения образовательных программ, отвечающих современным требованиям работодателей, актуализировали понятийный аппарат. По завершении теоретического блока программы слушатели отметили содержательность и актуальность тем: «Первый модуль был очень информативным. Понравилось работать на практических занятиях, осваивая доску Миро, такой формат работы был впервые. Нам было предложено большое количество нового инструментария, новой интересной литературы, все это уже хочется применить в работе». В рамках курса слушатели активно обменивались опытом с коллегами, дискутировали с лекторами. «Объем информации был очень большим, поэтому возврат к неоднократному изучению материала неизбежен», –отметили участники программы. Следующим этапом обучения станут стажировки в учебно-производственных мастерских и на предприятиях-лидерах отрасли. Практический модуль запланирован на осень текущего года (сентябрь – ноябрь 2022 года). Справочно:
Федеральный проект «Профессионалитет» запущен Министерством просвещения России и содержит три ключевые инициативы. Первая – вовлечение отраслевых партнёров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе – введение нового уровня образования (профессионалитет), оптимизация сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных. И третье – создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодёжных стартапов, волонтёрства, совместных общественных проектов. Другие события

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Билет в будущее для ребят из УзбекистанаПродолжаем развивать направления взаимодействия с коллегами из Узбекистана. Провели второй вебинар по обмену опытом реализации профориентационной работы совместно с нашими партнерами – федеральным проектом «Билет в будущее».

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Инженерные классы: готовность №1!Ровно через месяц, в День знаний, откроют свои двери первые в стране инженерные классы судо- и авиастроительного профилей. По поручению Президента в 23 регионах страны отобраны 96 школ, в которых были проведены необходимые ремонтные работы, закуплено современное оборудование.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

16 июля стартует очный этап чемпионата ArtMasters Junior 202216 июля стартует очный этап чемпионата ArtMasters Junior 2022. На площадке АРТ. Технограда соберется 100 финалистов из 44 городов. На чемпионате состоится жеребьевка командных соревнований – «Музыкальный клип» и «Анимационный фильм». В каждую команду войдет по одному финалисту из четырех компетенций.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Михаил Любчиков: инженерные классы будут готовить достойную смену российским кораблестроителям. Сегодня, 29 июня, в нашей стране отмечают День кораблестроителя. Ровно 355 лет назад царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве фрегата «Орёл» – первенца русского военно-морского флота. На протяжении трех с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов разных типов и классов и по праву считается одним из лидеров мирового судостроения. В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации эта дата была утверждена как профессиональный праздник современных корабелов-судостроителей. Сегодня в стране действует более тысячи предприятий в сфере строительства, судоремонта, производстве оборудования и комплектующих для судов. Крупнейшими центрами судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Калининградская область, Приморский край. Удержать флагманские позиции в отрасли и продолжить славное дело российских корабелов предстоит нашей молодежи – будущим инженерам-судостроителям. С этой целью Минпросвещения России в регионах создаются инженерные классы судостроительного профиля. Подробнее о проекте в интервью Михаила Любчикова, начальника Центра координации проектов развития детей и молодежи Института развития профессионального образования.

Повышение квалификации педагогических работников

«Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации»(ст. 2 Федерального закона от 29. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

По определению   ТК РФ  (ст. 195. 1)  «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

Дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (Закон об образовании (ст. 76)).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки. Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании). Посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

К педагогическим работникам относятся работники, которые работают по  трудовому договору и выполняют обязанности по обучению, воспитанию детей и организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 ФЗ от 29. 2012 № 274-ФЗ). Должности педагогов перечислены в  Номенклатуре, утвержденной  постановлением Правительства от 08. 2013  №678.

Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников

Персонифицированная модель повышения квалификации – повышение квалификации работников ОУ, осуществляемое по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа Комитета по образованию.

Персонифицированная модель повышения квалификации – это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных траекторий обучения.

  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №2748-р от 05.09.2017 «О реализации распоряжения Комитета по образованию от 29.01.2014 №189-р в 2018 году»
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 3912_р от 18.12.2017 г.
  • “Об утверждении реестра заказа Комитета по образованию на программы квалификации руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга, на 2018 год»
  • Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
  • Распоряжение Комитета по образованию N189-р от 29.01.2014
  • Распоряжение Комитета по образованию N188-р от 29.01.2014

Полезные ссылки по КПК

Аннотация

Национальные стратегические документы определяют главную цель системы образования – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождения Российской Федерации в число ведущих стран по качеству образования. Важнейшим элементом образовательной системы является педагог, который должен обладать ключевыми профессиональными компетенциями, владеть актуальными образовательными технологиями и быть активным участником развития системы образования. В этой связи системе дополнительного профессионального образования в регионе уделяется повышенное внимание. Особый подход в данной системе используется в работе с педагогами интернатных учреждений. В статье рассматривается понятие профессиональная компетентность в системе дополнительного профессионального образования. Уточняются особенности совершенствования профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования. Представлены основные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога учреждения интернатного типа.

профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование, самообразование, интернатное учреждение, профессиональные дефициты, professional competence, additional professional education, self-education, residential institution, professional deficits.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панасенкова М. 1, Скорик Е. 2, *

1, 2 Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации
и переподготовки работников образования, Ставрополь, Россия

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование, самообразование, интернатное учреждение, профессиональные дефициты.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHING STAFF OF BOARDING SCHOOLS
IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Panasenkova M. 1, Skorik E. 2, *

1, 2 Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining
of Education Workers, Stavropol, Russia

National strategic documents define the main goal of the education system – to ensure the global competitiveness of domestic education and the entry of the Russian Federation among the leading countries in terms of education quality. The most important element of the educational system is a teacher who must possess key professional competencies, possess relevant educational technologies and be an active participant in the development of the education system. In this regard, increased attention is paid to the system of additional vocational education in the region. A special approach in this system is used to work with teachers of boarding schools. The article discusses the concept of professional competence in the system of additional professional education. The peculiarities of improving the professional competence of a teacher in the system of additional professional education are clarified. The main directions of improving the professional competence of a teacher of a residential institution are presented.

Keywords: professional competence, additional professional education, self-education, residential institution, professional deficits.

Сегодня особое значение придается способности всех членов общества обучаться на протяжении всей жизни, овладевая, зачастую, абсолютно новыми знаниями и умениями в самые кратчайшие сроки. Особенно это касается педагогов, требования к которому прописаны в профессиональном стандарте.

Одним из условий реализации профессионального стандарта педагога выступает организация современной системы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, но не в привычном нам понимании обновления профессиональных умений и знаний, а расширение нового профессионального пространства педагогических работников как показателя их профессиональной компетентности.

Профессиональное становление, в контексте расширения обновленного профессионального пространства, демонстрирует себя в способности педагогических работников к рефлексии своего профессионального уровня, к выявлению, формулированию и решению новых педагогических задач разного уровня мотивации, в совершенствовании педагогических компетенций, а также в самообразовании.

На современном этапе развития системы образования процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования является фундаментальным базовым компонентом получения знаний и умений в профессиональной сфере.

Поэтому необходимо организовать такое пространство, которое будет направлено на развитие компетентности педагогических работников интернатных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования.

Самым действенным фактором сохранения и развития потенциала образовательного пространства, адаптации к динамично меняющимся условиям остается профессиональная компетентность педагога, которая понимается как формирование своевременного реагирования к различным вызовам, развитие творческой индивидуальности, адаптивности в постоянно меняющейся образовательной среде.

Проведенный анализ показывает, что в представленных интерпретациях наблюдается разнообразие и разноплановость термина «компетентность», что свидетельствует о сложности и многогранности этого понятия.

Происходящие изменения в системе образования, указывают на необходимость повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, т. их профессиональной компетентности. Сегодня становится очевидным, что современному педагогу важно и необходимо постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной компетентности, который продолжается весь период осуществляемой трудовой деятельности.

Одним из условий совершенствования педагогом профессиональной компетентности является система дополнительного профессионального образования, суть которой определяется в опережающей подготовке педагогов, т. своевременное предоставлении им актуальной информации.

Современная система дополнительного профессионального образования призвана выполнять ряд таких важных функций, как:

– компенсаторная, т. восполнение пробелов в базовом (профессиональном) образовании;

– адаптивная, предполагающая оперативную подготовку и переподготовку человека к изменяющимся условиям деятельности и общества;

– инновационная – совершенствование знаний и умений;

– развивающая – формирование педагогической направленности личности;

– ориентационная – осуществление самообразования в межкурсовой период.

В краевом институте развития образования создана система по организации работы с педагогическими работниками учреждений интернатного типа. Особая роль отводится разработке программ по повышению квалификации педагогических работников интернатных учреждений. За последние годы разработаны и реализованы более шести программ повышения квалификации для данной категории слушателей, объем которых составляет от 72 до 108 часов.

Изучение опыта педагогических работников интернатных учреждений и его распространение – одна из ведущих форм повышения профессиональных навыков. В краевом институте развития образования стало традицией использовать мастер-классы лучших педагогов в регионе, а также стажировки в рамках курсовых мероприятий. Кроме того, регулярно организуются научные и практические конференции, съезды, семинары, в ходе которых педагоги края делятся собственным опытом.

Эффективность подготовки педагогических работников в рамках курсовых мероприятий отслеживается с помощью диагностических карт, направленных в первую очередь на выявление имеющихся профессиональных дефицитов, а также итоговых опросников. Самоанализ помогает педагогам проектировать пути становления профессиональной компетентности в новом качестве и на более высоком уровне.

– выстраивание личностной траектории в профессиональном развитии педагогов, с учетом изучения сформированных компетенций;

– повышение компетентности педагогов на основе вскрытых профессиональных дефицитов;

– предоставление педагогам методических материалов;

– организация стажировок.

Практический опыт указывает на то, что пребывание педагогов на обучающих курсах существенно не решает проблемы приобретения ими новых компетенций. Совершенствование педагогами профессиональной компетентности заключается в первую очередь осознанной и целенаправленной деятельностью, личной и профессиональной самореализацией, а также саморазвитием.

Нами разработана модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в условиях института повышения квалификации (см. рисунок 1).

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Рис. 1 – Модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений

Таким образом, совершенствование профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в системе дополнительного профессионального образования представляет собой органическую взаимосвязь различных вариантов обучения: в рамка курсовых мероприятий и в межкурсовой период (самообразование, участие в сетевых профессиональных сообществах и др.

Конфликт интересов

Не указан. Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  • Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 2004. – 176с.
  • Большой словарь иностранных слов в русском языке: 20000 слов и словосочетаний. – М.: ЮНВЕС, 2004. – 784с.
  • Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. – М., 2004. – 381 с.
  • Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: учеб. Пособие / С.И. Змеёв. — М.: Академия, 2002. -128с.
  • МитинаЛ.М. Профессиональнаядеятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
  • Морев, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
  • Психология: словарь : А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212 с.
  • Повышение квалификации педагогических кадров (теория и практика). – М.: Изд. Акад. повыш. квалиф. и переподг. раб. обр., 2004. – 73 с
  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года №Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».

Список литературы на английском языке / References in English

Переобучение и дополнительное профессиональное образование помогают педагогам быть в курсе изменений в сфере образования, успешно справляться со своими обязанностями, повышают конкурентоспособность, уверенность в своих силах и чувство профессиональной удовлетворенности.

Вот основные причины, по которым педагоги должны периодически получать дополнительное образование:

  • внедрение цифровых технологий в школьный курс обучения;
  • поиск новых способов и уровней общения с детьми и подростками;
  • изменения ФГОС и других требований к процессу обучения;
  • внедрение проектных технологий;
  • появление новых приемов, методов и программ в работе со специфическими категориями учащихся (одаренными, трудными, инвалидами и другими).

По данным опроса, проведенного в рамках программы развития преподавателей «Я учитель», около 37% педагогов столкнулись с ситуациями, требующими новых подходов и умений.

Различия между повышением квалификации и переподготовкой

Профпереподготовка и повышение квалификации – это разные виды дополнительного профессионального образования. В таблице наглядно показаны их отличия по разным параметрам.

ПараметрыПовышение квалификацииПрофессиональная переподготовка
Цель обученияОсвоение новых навыков, подходов, технологий в своей профессииПолучение новой профессии, специальности
Количество академических часовОт 16-тиОт 250-ти
ПериодичностьОдин раз в 3 годаПо потребности или желанию
Документ об окончанииУдостоверениеДиплом
Кто оплачивает обучениеРаботодательПедагог или работодатель

Общее в обоих видах программ то, что по окончании педагог должен пройти итоговую аттестацию для присвоения квалификации и получения документа.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Диплом о прохождении профессиональной переподготовки

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации

Удостоверение о повышении квалификации.

Дополнительное профессиональное образование – это право или обязанность?

С одной стороны, закон говорит о том, что педагоги имеют право на любой вид профильного ДПО не реже, чем раз в 3 года ( ст. 47 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). С другой стороны, в статье 48 того же федерального закона говорится об обязанности педагогов систематически повышать уровень профессионального мастерства. Поэтому регулярное получение дополнительного профессионального образования по профилю работы является для педагогов одновременно правом и обязанностью.

Если директор направляет учителя на курсы, которые оплачиваются из бюджета школы, он обязан их пройти. Отказ будет считаться нарушением Трудового Кодекса. Но если педагог самостоятельно оплатил и прошел курсы, то по закону работодатель не должен отправлять его учиться второй раз.

Учитель имеет право отказаться от курсов, если он болен или находится в декретном отпуске. Но, чтобы приступить к работе после долгого перерыва, нужно пройти аттестацию, к которой допустят только после обучения.

Дополнительный отпуск и свободные дни

Право на дополнительный 30-дневный отпуск с сохранением средней зарплаты имеют педагоги, заочно обучающиеся по следующим программам повышения квалификации:

  • аспирантура;
  • ассистентура-стажировка;
  • ординатура.

Если обучение проходит в другом городе, то время, затраченное на проезд до места учебы и обратно, прибавляется к дополнительному отпуску.

При заочном обучении на курсах повышения квалификации педагогу предоставляется один свободный день в неделю с сохранением 50% заработной платы.

Если организация направила педагогического работника на краткосрочные курсы повышения квалификации в выходной день, ему должен быть предоставлен другой день для отдыха.

Предоставление учебного отпуска для посещения курсов ДПО регламентируется трудовым или ученическим договором. Он заключается в письменной форме между педагогом и работодателем.

Для получения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации нужно иметь профильное педагогическое образование – высшее или среднее профессиональное.

На переподготовку могут идти люди с образованием по любой специальности и направлению деятельности.

Обучаться могут и студенты ВУЗов и ССУЗов. Однако документ о повышении квалификации или переподготовке студент получит не раньше, чем станет выпускником основного учебного заведения. Если же его отчислят, то документ о дополнительном образовании он не получит.

Можно ли отказаться от обучения

По закону (ст. 46 ФЗ № 273 «Об образовании») человек может заниматься педагогической деятельностью в одном из двух случаев.

  • Если его образование отвечает квалификационным требованиям.
  • Если его образование отвечает профессиональным стандартам.

Это означает, что по профессиональным стандартам педагогом может быть человек с дипломом о профессиональном образовании или с дипломом другого ВУЗа и педагогической профпереподготовкой.

Поэтому дипломированного педагога, не прошедшего курсы повышения квалификации или отказывающегося их проходить, не могут сразу уволить с работы. Но без обучения педагог не пройдет аттестацию и не получит квалификационную категорию, от которой зависит размер зарплаты. Поэтому отказ от обучения по программам ДПО невыгоден для педагогического работника.

К тому же со временем меняются программы, подходы, технологии и инструменты обучения. Человеку, который не получает новых знаний, сложно будет соответствовать новым требованиям и выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне.

Если преподаватель систематически отказывается от обучения, это может закончиться увольнением. Первый раз он получит замечание с занесением в личное дело. За второе такое же нарушение – выговор. На третий раз педагога уволят с формулировкой «Невыполнение служебных обязанностей».

Проходить обучение следует в учреждении, имеющем лицензию на обучение по программам дополнительного профессионального образования. К ним относятся высшие или средние специальные учебные заведения, а также организации ДПО.

Обучение завершается итоговой аттестацией в разных формах:

  • зачет;
  • устный или письменный экзамен;
  • защита реферата, проекта, программы;
  • тестирование;
  • круглый стол;
  • собеседование.

После успешной сдачи итогового экзамена педагог получает документ о ДПО (п. 15 ст. 76 ФЗ № 273).

Как было сказано выше, после курсов повышения квалификации выдается удостоверение, а после освоения программы переподготовки – диплом. Эти документы можно приложить к портфолио при прохождении аттестации.

Регулярное повышение профессионального уровня является одновременно правом и обязанностью педагогических работников. Педагог может выбирать курсы по своему усмотрению или пройти те, которое оплачивает организация. Систематическое переобучение по программам дополнительного образования – не формальность, а условие продуктивной работы и профессионального роста.

Направления подготовки

Профессиональная переподготовка — это возможность получить профессию педагога за короткие сроки и являются альтернативой второго высшего образования.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 01. 2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» , диплом о профессиональной переподготовке, предоставляет право ведения профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

МГПУ предлагает широкий спектр программ профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям. По окончании обучения присваивается квалификация, позволяющая работать в системе образования.

Мы предлагаем удобные форматы обучения: очный, очно-заочный, дистанционный.

Пройти обучение могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, а также студенты последних курсов вузов и колледжей.

Для получения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации нужно иметь профильное педагогическое образование – высшее или среднее профессиональное. На переподготовку могут идти люди с образованием по любой специальности и направлению деятельности

Дополнительное среднее профессиональное образование можно получить , окончив курсы повышения квалификации или переподготовки в специализированном центре или в ссузе и вузе – на факультете или отделении ДПО. Этот стандартный вариант подходит тем, у кого уже есть как минимум среднее профобразование

Дополнительное профессиональное образование ( ДПО ) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п

Первый – это повышение квалификации в рамках текущей профессиональной деятельности (курсы от 16 часов). Второй – это переподготовка, получение другой квалификации (курсы от 250 часов). Есть рекомендации пройти такую переподготовку для тех, кто не имеет профильного образования, но работает в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.