1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)
4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);
(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.
(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – важный элемент образовательной деятельности, роль которого особенно возросла в связи с резким ускорением научно-технического прогресса, т. к. полученные знания быстро устаревают, а количество новых – стремительно увеличивается. Появляются новые направления (например, нанотехнологии), усложняются существующие профессии, динамически перераспределяется потребность в кадрах. ДПО превращается в отдельное направление образования, объем которого значимо растет.
Парадигма нашего времени: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.
Формы ДПО и законодательная база
Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Продолжительность обучения может колебаться в пределах от 6 до 1000 учебных часов и более, слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений, их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок. Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО отличается от ВПО и должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. При этом программы ДПО должны быть ориентированы на соответствующие профессиональные стандарты. Все это предполагает особые требования к подготовке учебно-методической документации, проведению учебного процесса, рекламным кампаниям и т. д.
Важной задачей ДПО в вузе может стать дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам, ориентированным на обучение выполнению конкретных трудовых функций, требуемых заказчику или необходимых для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств (см. источники).
Программы ДПО реализуются в виде программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программа повышения квалификации направлена на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может составлять менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Особенностью разработки программ ДПО на современном этапе является требование их соответствия профессиональным стандартам. На данный момент разработано около 900 профессиональных стандартов практически для всех видов деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
При разработке программ повышения профессиональной квалификации в обосновании должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Для наблюдения за реализацией дополнительных профессиональных программ создана Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Российской Федерации.
Оценка результатов ДПО
Важным элементом в программах ДПО является оценка результатов обучения. Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала объективность и надежность оценки. Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры.
Оценка должна иметь интегративный (целостный) характер:
- оценку необходимо проводить при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии профессиональной квалификации;
- оценка, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно;
- объективность оценки профессиональной квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностических) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности.
Организации, предоставляющие услуги ДПО
ДПО занимаются самые разнообразные организации. Это курсы, специализированные учебные центры, отраслевые системы ДПО (например, институты Газпрома), профессиональные образовательные организации, учебные центры при организациях-разработчиках, организации ДПО (институты, академии) Минобразования РФ, сузы и вузы. При этом каждый тип образовательного учреждения, реализующего программы ДПО, имеет свое назначение, свои преимущества и недостатки. Если исключить специализированные организации ДПО (милиция, транспорт, медицина и др.), то деятельность организаций ДПО носит коммерческий характер.
Наш более чем 30-летний опыт работы в ГОУДПО «Академия ЛИМТУ» и 10-летний в составе Университета ИТМО как факультет «Академия ЛИМТУ» позволяет сделать определенные выводы об особенностях реализации программ ДПО в специализированном учреждении ДПО и в вузе.
Небольшие коммерческие образовательные структуры ДПО обладают большой гибкостью, готовы оперативно выполнить любой заказ, пригласить и оплатить услуги требуемого специалиста-преподавателя. Во многих случаях такие организации имеют мощное организационно-маркетинговое подразделение с небольшим числом штатных преподавателей, а требуемые на конкретные программы специалисты привлекаются по мере необходимости.
Доля штатных преподавателей и штатных совместителей в среднем по системе ДПО не превышает 50%. Остальные преподаватели работают на условиях почасовой оплаты или по договорам подряда.
Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и повышающих квалификацию с целью получения дополнительных конкретных знаний, которые далеко не каждый штатный преподаватель может им дать. Мотивация слушателей существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.
Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику аудитории. Сказанное определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.
Проблема в том, что преподаватель ДПО и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, иногда взаимно исключающими друг друга.
Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель ДПО должен уметь не только хорошо излагать знания, но и оперативно настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, обеспечивать обмен опытом, определять направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы. По этой причине те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в ДПО.
Реализация ДПО в вузе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом вуза. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ затянут. Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.). Преподаватели линейных кафедр вузов не горят желанием осваивать программы ДПО или не знают, как это делать.
Однако есть и существенные преимущества, которые можно и нужно активно использовать. Такими преимуществами являются наличие мощной материальной базы, престиж диплома вуза, возможность обучения по программам MBA, наличие научных центров и школ, наличие квалифицированных преподавателей.
Конкурентным преимуществом может стать обучение по программам переподготовки, особенно переподготовки с присвоением новой квалификации, и программам MBA. Получаемые по результатам такого обучения документы эквивалентны по своей значимости второму диплому о высшем образовании. Представляется перспективным повышение квалификации по новым научным направлениям, проводить обучение совместно с зарубежными партнерами, особенно в случае возможности выдавать совместный документ или международный сертификат.
Особенности реализации ДПО для различных уровней слушателей
Методы реализации образовательного процесса в системе ДПО имеют свои особенности применительно к обучающимся различного уровня. Можно выделить следующие категории слушателей, которым соответствуют свои особые условия обучения, своя мотивация и свое нормативно-правовое регулирование:
- студенты старших курсов вузов;
- специалисты с высшим образованием;
- специалисты с высшим образованием, осваивающие программы MBA.
Рассмотрим особенности реализации образовательного процесса применительно к соответствующим уровням слушателей ДПО.
Особенности реализации образовательного процесса применительно к студентам старших курсов образовательных учреждений ВПО, осваивающих программы дополнительного профессионального образования
Идея дополнительного профессионального образования студентов в вузе является достаточно новой по сравнению с традиционной системой переподготовки специалистов и имеет свои специфические особенности.
- дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации ВПО, который позволит выпускникам сдать экзамен на соответствие профессиональному стандарту и приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях (предприятиях, фирмах) с минимальным временем адаптации;
- требования организаций и предприятий, на которые трудоустраиваются студенты по получению дополнительных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в организации;
- получение дополнительной квалификации для расширения возможностей трудоустройства выпускников в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка труда и консервативностью Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО;
- более узкая специализация (доводка студента) и освоение новейших разработок (программных средств, технологий, методов и приемов) перед окончанием вуза;
- повышение мобильности и социальной защищенности выпускников вузов;
- необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей с минимальным временем «доучивания»;
- реализация академических прав студентов.
- содержание отдельных дополнительных профессиональных программ в отличие от основных программ вуза может быть узкопрофильным, ориентированным под конкретный вид профессиональной деятельности, учитывать требования профессиональных стандартов;
- все программы должны быть построены по модульному принципу, что позволит осуществить их поэтапное освоение или построить программу любой продолжительности из набора модулей;
- программы должны иметь минимальную степень избыточности информации;
- роль профессионального ядра программы должна быть максимальной как по объему, так и по содержанию;
- должно быть предусмотрено активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий и средств обучения, компьютерной техники, Интернет-технологий и дистанционного обучения;
- должна быть задана высокая степень вариативности.
- возможность обучения за счет частичного использования времени, выделяемого на курсы по выбору в рамках программы ВПО;
- уплотнение графика учебного процесса и личного времени студента;
- повышенный темп освоения учебного материала, обеспечиваемый высокой мотивацией обучения;
- организация учебного процесса со встроенными дополнительными профессиональными программами (для желающих);
- возможность факультативного освоения разделов некоторых дисциплин в рамках основного образования как дисциплины дополнительной профессиональной образовательной программы.
Особенности реализации образовательного процесса применительно к специалистам с высшим образованием, осваивающим программы дополнительного профессионального образования
Потребность в профессиональной переподготовке специалистов с высшим образованием была вызвана в первую очередь резким ускорением научно-технического прогресса, необходимостью расширить возможности трудоустройства выпускников вузов в связи с изменяющимися запросами рынка труда и невозможностью образовательных учреждений быстро реагировать на эти вызовы.
С другой стороны, появилась необходимость фундаментальной переподготовки специалистов типа «второй диплом о высшем образовании», но с более коротким сроком обучения и направленностью обучения на конкретный вид практической деятельности (с максимально развитым профессиональным блоком).
Более гибкая и простая система разработки и реализации программ ДПО позволяет создавать различные формы подготовки специалистов в рамках единого подхода.
Формы и уровни подготовки
На данном этапе развития двухуровневой системы ВПО в России требуется обеспечить соответствие квалификации выпускников вузов, в первую очередь бакалавров, требованиям рынка труда, профессиональным стандартам – в том числе в пределах одного и того же направления и специальности подготовки.
«Бакалавров надо доучивать» – реализация данного условия может быть осуществлена именно при продолжении ими обучения по программам переподготовки (в том числе с присвоением дополнительной квалификации). Такая переподготовка имеет ряд преимуществ в сравнении с обучением в магистратуре, носящим академический характер и проводящимся по стабильным программам с небольшой степенью вариативности. Для бакалавров может быть предложена конкретная программа практической направленности, созданная как вызов на определенные требования к компетенциям, в период окончания ими вуза. Это могут быть узкопрофессиональные или функциональные (межотраслевые) программы, на которые в данный период есть спрос. Такие программы могут быть составлены по требованию конкретных работодателей или ассоциаций работодателей, с уточнением требуемых компетенций и степени их освоения.
Бакалавры могут обучаться, поступив на работу и определив необходимые компетенции. Программы ДПО позволяют реализовать подготовку помимо очной и очно-заочной формы в режиме дистанционного обучения. Используя модульную форму программ, можно набирать кредиты, следуя индивидуальному графику обучения. После получения определенного количества кредитов бакалавр может выйти на итоговую аттестацию. Таким образом, грамотное и массовое применение системы дополнительного профессионального образования может в значительной степени компенсировать минусы укороченной подготовки специалистов по программам бакалавриата.
Другой направленностью программ профессиональной переподготовки является переподготовка специалистов с высшим образованием, получивших определенную квалификацию достаточно давно, в связи с чем она перестала быть востребованной на рынке труда. В этом случае имеется необходимость переподготовки специалистов на новые, востребованные виды деятельности, в том числе по направлениям Центров занятости населения. Если в 1990-е годы основными потребителями такого обучения были инженерно-технические и научные работники советского периода, а также уволенные в запас офицеры, то сейчас преобладают специалисты гуманитарных направлений, получившие образование в 1990-е годы.
Достаточно актуальными могут быть программы для специалистов, занимающих высокие должности в различных отраслях и областях деятельности с целью углубления знаний и развития умений по различным аспектам производственно-технологической деятельности. Для специалистов такого уровня могут быть разработаны программы, аналогичные МВА, включающие освещение инженерно-технических (профессиональная часть) и управленческо-экономических вопросов в более широкой их взаимосвязи.
- желание сменить вид деятельности, профессию в связи с невостребованностью существующей или потребностью получить профессию, в большей степени соответствующей способностям индивидуума;
- получение квалификации по профилю реально выполняемой работы;
- повышение уровня знаний, умений, навыков по направлению основной квалификации специалиста;
- переподготовка незанятого населения по направлениям центров занятости;
- дополнительная профессиональная подготовка (доводка) специалистов, имеющих образование уровня бакалавриата;
- системное изучение новейших достижений технологий, методов, техники в интересующей области деятельности;
- подготовка к сдаче экзамена в центрах сертификации квалификаций.
Для специалистов с высшим образованием программы дополнительного профессионального образования могут иметь самую различную направленность, целевые установки и структуру.
Программы могут быть узкопрофильными, отраслевыми или, наоборот, функциональными межотраслевыми, относиться к подготовке специалистов разного уровня, соответствовать профессиональным стандартам, ФГОС ВПО или иметь междисциплинарный характер (соответствовать нескольким профессиональным стандартам). Важно также учесть возможность динамичного обновления содержания таких программ в период их действия.
Система ДПО предполагает обучение слушателей, имеющих качественно более широкий кругозор по сравнению со студентами и более высокую мотивацию обучения, испытывающих затруднения в освобождении на длительный срок обучения и, как следствие, желающих более эффективно использовать время обучения. В этой связи требования к качеству и методам обучения здесь гораздо выше: занятые люди полнее осознают свои потребности. В системе дополнительного образования специалиста интересует не только сумма знаний, умений и навыков, но и методика их реализации (использование новых методов и приемов), качество, компетенция преподавателя, интенсивность обучения.
Одним из условий организации продолжительного качественного образования является модульная система организации программ переподготовки.
Программа, построенная на модульной основе, позволяет обеспечивать дискретность обучения делением программы профессиональной переподготовки на отдельные подпрограммы – специализации с последовательной реализацией программ разных уровней. При этом после окончания программы каждого уровня есть возможность, используя накопительную систему учета кредитов, получить законченное обучение (в терминах существующей градации), при количестве времени в модуле(-ях) от 16 до 250 часов получить удостоверение о повышении квалификации, свыше 250 часов – диплом о переподготовке с правом ведения нового вида деятельности. После накопления модулей по программе переподготовки свыше 500 часов слушатель может выйти на итоговую аттестацию и получить диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Рассмотрим опыт, накопленный в Академии методов и техники управления («ЛИМТУ») СПб ГУИТМО на примере одной из популярных программ дополнительной профессиональной подготовки с присвоением квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)».
Из модулей 760-часовой программы сформированы 2 программы переподготовки с получением права работать по специальностям (свыше 250 часов) «Компьютерная графика в полиграфии» и «Разработка и дизайн Web-сайтов». Слушатели выбирают одну из программ и проходят обучение в группе в очной или дистанционной форме. После окончания обучения и защиты выпускной аттестационной работы слушатели получают диплом с правом ведения нового вида деятельности, для желающих продолжить обучение по 760-часовой программе составляется индивидуальный график прохождения обучения. В эту программу включено изучение как минимум 2-х модулей (дисциплин) в очной форме, при этом слушатели прикрепляются к группам (дневным, вечерним) второго направления. В индивидуальном графике предусмотрены 2-4 дисциплины по выбору слушателей.
Обучение завершается итоговой аттестацией с написанием и защитой дипломной работы. Как правило, реальным результатом работы (помимо описательной части дипломной работы) является официально оформленная книга, буклет, проспект или размещенный в Internet сайт. На защитах дипломных работ присутствуют представители веб-студий, издательств, которые оценивают полученные результаты по требованиям рынка труда.
Опыт показал, что продолжают обучение до освоения всей программы (760 часов) не более 20% слушателей. Остальные считают достаточной полученную специализацию по одному из направлений и в связи с востребованностью специалистов данного профиля быстро устраиваются на работу по новой специальности.
Следует отметить, что данная программа явилась основой для создания в 2011 году магистерской программы по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии»: профиль «Компьютерная графика и веб-дизайн». Учитывая, что модули и дисциплины профиля были предварительно отлажены и восприняты рынком труда, не следует удивляться популярности магистерской программы у абитуриентов (до 7 человек на одно бюджетное место и большое число контрактников) и работодателей (к концу первого года обучения почти все магистранты работают по специальности).
Большое значение для расширения возможностей системы ДПО и поднятия качества обучения имеет дистанционное обучение (ДО). Учебный процесс в основном проходит в режиме самостоятельной работы обучаемого. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме с применением современных средств телекоммуникаций.
Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максимально доступным при обучении без отрыва от работы. Дистанционное обучение в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки активно используется в «Академии ЛИМТУ» Университета ИТМО.
Для ДПО дистанционное обучение имеет дополнительные преимущества:
- работающим специалистам сложно быть освобожденными на длительный срок обучения;
- слушатели имеют повышенную мотивацию к обучению и не требуют проведения «контрольно-принудительных» операций как в процессе обучения, так и при осуществлении контроля;
- для взрослых слушателей исключается «психологически-воспитательный» компонент, их в основном интересует профессионально-познавательная часть обучения.
Опыт в использовании ДО при обучении по программам, связанным с информационными технологиями показал, что во многих случаях получение соответствующих компетенций выходит на первый план по сравнению с необходимостью получения документа об образовании.
Особенности образовательного процесса применительно к специалистам, осваивающим программы MBA
Первая крупная программа МВА в России появилась в Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) Президентской Академии, которая была разработана на основе американского, британского, голландского и итальянского опыта с учетом российских реалий. Программы ВШМБ были положены в основу российских Государственных требований по направлению МВА.
Особенностью программ МВА является их ориентация на формирование высокопрофессиональных менеджеров-практиков, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса. Программа МВА обеспечивает комплексную подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все аспекты управления организацией.
При этом образовательные программы МВА должны обеспечить сбалансированное изучение всех учебных программ (модулей) в комплексе. Допускается функциональная специализация в рамках программы МВА («МВА – маркетинг», «МВА – финансы» и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке руководителей общего профиля.
Главное отличие всех программ МВА – это направленность на развитие навыков применения полученных знаний, умение работать в команде (корпоративность). В ряде случаев при подготовке руководящего состава устанавливается практический стаж работы после окончания вуза не менее 2-х лет.
Ведущие образовательные учреждения, проводящие обучение по программам МВА, имеют договоры с зарубежными университетами или бизнес-школами, что дает возможность использовать западные программы и опыт, приглашать преподавателей из западных бизнес-школ, получать аккредитацию соответствующих международных сообществ. Зачастую выпускники программ МВА получают одновременно с российским диплом одной из западных бизнес-школ.
Программа МВА предназначена, как правило, для людей, окончивших вуз и проработавших какое-то время по специальности, чтобы, с одной стороны, приобрести опыт, а с другой – понять, что приобретенных знаний уже недостаточно. Прохождение МВА позволяет не только восполнить недостаток образования, но и значительно ускорить карьерный рост или изменить профиль своего рода деятельности. На программу МВА идут и преуспевающие владельцы собственного бизнеса, и менеджеры крупных компаний, банков, и недавние студенты, стремящиеся сделать успешную карьеру в бизнесе.
Поскольку МВА – это образование, имеющее практическую направленность, в ходе обучения значительное время уделяется знакомству с деятельностью реальных компаний, применяется метод «кейс-стади», используются активные методы обучения (мастер-классы, ситуационные и ролевые игры и др.). Преподаватели бизнес-школ, как правило, сами работают в реальном бизнесе, занимают руководящие позиции или занимаются консультированием. По словам Майка Джонса, генерального директора Ассоциации МВА в Великобритании, «программы МВА фокусируются на темах, методах, технологиях, применяемых в деловом мире».
Программы MBA строятся по модульному принципу и структурированы таким образом, что в первой их части слушатели осваивают курсы базовых дисциплин, а во второй – курсы специальных дисциплин и занимаются разработкой реальных проектов.
Аккредитация программ ДПО и сертификация
Важнейшим элементом интеграции российского образования в мировую образовательную систему является сертификация специалистов и развитие общественно-профессиональной аккредитации программ и учебных заведений ДПО.
Сертификация широко развита в различных отраслях и во многих случаях является единственным фактором допуска специалистов к выполнению ими определенных трудовых функций.
В области IT широко развита международная сертификация, где ведущие фирмы (IBM, Microsoft, Autodesk и многие другие) создали единую международную сеть авторизованных учебных и сертификационных центров, обеспечивающих обучение и сертификацию специалистов на соответствие определенным стандартам. Особенностью таких центров является соблюдение ими, независимо от того, где они расположены, следующих условий:
- единые квалификационные требования;
- единые сертифицированные курсы;
- согласованная система аттестации;
- единые экзаменационные вопросы;
- единая система регистрации специалистов.
Основные преимущества обучения специалистов в центрах сертификации:
- получение знаний и умений, соответствующих международным или отраслевым стандартам;
- информированность о последних достижениях в предметной области;
- возможность пользоваться передовым опытом;
- приобретение навыков, необходимых для получения максимальной отдачи от своей деятельности;
- получение международного или отраслевого сертификата.
Роль сертификации особенно возрастает в связи с внедрением в РФ профессиональных стандартов и созданием центров оценки квалификаций.
Основные преимущества, которые получает вуз, организуя центры сертификации:
- обеспечение научно-образовательного процесса современными технологиями и/или программными продуктами мировых компаний;
- развитие деловых связей вуза с компаниями и их партнерской сетью;
- участие в научных разработках мировых компаний;
- обучение и сертификация сотрудников и студентов;
- оказание помощи кафедрам по внедрению в учебный процесс новейших технологий, методик и программных продуктов;
- разработка учебно-методических материалов с использованием новейших технологий, а также внедрение в учебный процесс новых учебных курсов и программ;
- регулярное обучение и аттестация преподавателей центров сертификации;
- повышение конкурентных преимуществ выпускников вуза, получивших международный сертификат на рынке труда.
В Университете ИТМО имеется опыт по созданию и использованию таких авторизованных центров обучения и сертификации специалистов. Например, авторизованный учебный центр Autodesk функционирует более 20 лет, обеспечив обучение и сертификацию более 5 тысяч специалистов из различных отраслей.
Одним из серьезных изменений, направленных на повышение качества специалистов является введение в России системы сертификации квалификаций применительно ко всем профессиям.
Проект Федерального Закона «О независимой оценке квалификации (сертификации квалификации) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает единый порядок независимой оценки квалификации, определяет состав системы независимой оценки квалификации, полномочия участников системы независимой оценки квалификации, организацию, проведение, информационное обеспечение независимой оценки квалификации, применение результатов независимой оценки квалификации.
Для реализации системы сертификации квалификаций создано Национальное агентство развития квалификаций, отраслевые и территориальные советы, центры оценки квалификаций.
Система оценки квалификации основана на добровольном участии всех сторон (советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификаций, соискатели). Вместе с тем для ряда организаций наличие такого сертификата будет непременным условием принятия специалиста на работу.
Разработка процедур общественно-профессиональной оценки качества дополнительного профессионального образования является приоритетным направлением повышения качества образования в целом и требует сравнительного анализа с уже действующими процедурами обеспечения качества в системе основного образования в России, а также системами аккредитации основного и «дополнительного» образования за рубежом. Это необходимо для определения их места, роли и связи между собой в системе непрерывного профессионального образования, с учетом необходимости сближения методологий и критериев, а также с общемировыми тенденциями обеспечения качества образования.
Законом об образовании предусмотрена возможность получения образовательными учреждениями общественно-профессиональной аккредитации по их желанию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и производственных структурах.
Введение такого типа аккредитации диктуется необходимостью участия в формулировании требований и оценке качества подготовки выпускников по указанным программам тех лиц, которые наиболее заинтересованы в квалифицированном обучении профессиональных кадров. Это, в первую очередь, касается работодателей и профессиональных сообществ. В целях повышения их роли в формировании заказа и оценке качества образовательных услуг осуществление процедуры аккредитации дополнительных образовательных программ могут возлагаться на общественно-профессиональные сообщества, в составе которых могут создаваться структуры общественно-профессиональной аккредитации и сертификации, или специализированные организации, в состав которых войдут работодатели, представители общественно-профессиональных сообществ и образовательных учреждений.
Целью общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ является установление соответствия их содержания и качества подготовки выпускников установленным требованиям (компетенциям). Указанные требования определяются актуальными потребностями бизнеса, отдельных секторов экономики, рынка труда, организаций, осуществляющих общественно-профессиональную аккредитацию.
Критерии общественно-профессиональной аккредитации программ ДПО, используемые Союзом ДПО, включает оценку следующих параметров:
- Цели и назначение программы.
- Содержание и организация обучения.
Участие работодателей и других заинтересованных сторон в программе.
Формы и методы обучения.
Административные обеспечение программы. - Участие работодателей и других заинтересованных сторон в программе.
- Формы и методы обучения.
- Административные обеспечение программы.
- Доступность и прозрачность информации о программе для слушателей.
Система оценки слушателями аккредитуемой программы. - Доступность и прозрачность информации о программе для слушателей.
- Система оценки слушателями аккредитуемой программы.
Организации, осуществляющие общественно-профессиональную аккредитацию:
- Автономная некоммерческая организация «Агентство по контролю качества образования и развития карьеры» (АККОРК);
- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
- Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России»;
- Общественная организация «Ассоциация ведущих вузов в области экономки и менеджмента»;
- Общероссийская общественная организация «Ассоциация инженерного образования России (АИОР)» и другие.
Аккредитация программ МВА осуществляется международными аккредитационными системами, такими как AACSB, AMBA, EQUIS, ECBE, и Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО).
Структуры общественно-профессиональной сертификации образовательных учреждений имеет Торгово-промышленная палата РФ, сертификацию профессий проводит Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), рейтингование вузов осуществляет Деловая Россия.
Следовательно, сегодняшнее направление повышения качества дополнительного профессионального образования можно определить следующим образом:
- формирование независимой системы оценки качества ДПО;
- усиление роли профессионально-общественных объединений в определении приоритетов развития ДПО;
- усиление роли работодателей и заказчиков в формировании дополнительных профессиональных программ;
- ориентация на результаты обучения, источниками которых являются квалификационные требования и профессиональные стандарты.
Выводы
- ДПО является важным звеном в системе непрерывного профессионального образования, и его роль в будущем будет возрастать.
- Важнейшим этапом развития ДПО является ориентация образовательных программ на профессиональные стандарты.
- При разработке образовательных программ ДПО необходимо учитывать особенности различных категорий обучающихся (студенты старших курсов вузов, специалисты с высшим образованием, включая бакалавров, специалисты, осваивающие программы МВА и их аналоги).
- Образовательные учреждения ДПО (подразделения университетов, реализующих программы ДПО), имеют свою специфику, и она должна быть учтена в процессе их деятельности.
- Для преподавателей, ведущих образовательный процесс в системе ДПО, нужна специальная подготовка.
- Перспективным направлением повышения качества ДПО является массовое внедрение сертификации квалификаций и процедур общественно-профессиональной аккредитации.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 № 499.
- Методические рекомендации (разъяснения) об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования (письма от 8 октября 2013 г. № 06-731; от 20 мая 2014 г. № АК-1427/06).
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05).
- Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (письмо от 30 марта 2015 г. № АК-820/06, № АК-821/06, № АК-822/06).
- Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (письмо от 21 апреля 2015 г. № ВК-1011/06, № АК-1012/06, № АК-1013/06).
- Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо от 22 апреля 2015 г. № ВК-1030/06, № ВК-1031/06, № ВК-1032/06).
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
- Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
- Шмелькова Л.В. О профессиональных стандартах в сфере образования // Информатизация образования и науки. 2015. №3(27).
- Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д, Кривошеев А.О., Шмелькова Л.В. Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. №1.
- Васильев В.Н., Шехонин А.А., Шалобаев Е.В., Сокуренко Ю.А. Современные тенденции развития дополнительного образования в условиях уровневой подготовки // Дополнительное профессиональное образование. 2008. №5.
Ю.А. Сокуренко, М.Е. Раяк
Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников?
Подпунктом “б” пункта 1 постановления № 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:
– квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
– квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).
Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.
Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.
Как установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом?
Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:
– от 18 ноября 2013 г. № 1245 (в части высшего образования);
Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1245 “Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) “бакалавр” и “магистр”, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136″.
– от 5 июня 2014 г. № 632 (в части среднего профессионального образования).
Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. № 632 “Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355”.
Перечисленные объёмные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования “Интернет” и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнённым группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки”.
Как и на каких условиях можно обеспечить право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование?
Рекомендуется руководствоваться разъяснениями “О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование” (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124).
Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:
– работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;
– работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Мы поможем в написании ваших работ!