Тема анализируемого учебного занятия
Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода
Формы и приемы организации деятельности
Биология, 7 класс
Этап актуализации знанийПостановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Учитель использует эвристическую беседу (практические, интерпретационные и уточняющие вопросы), мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия
Направляющая деятельность учителя
Этап изучения нового знания
Учитель подводит детей к понятиям, помогает формулировать
Этап закрепления нового знания
и применение его в жизни
Учитель контролирует учебную деятельность в группах, используя ситуацию актуального активизирующего затруднения, организационная деятельность по выдвижению идей, гипотез, целью которых является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах (построение наглядных моделей из пластилина)
Подведение итогов. Помогает провести анализ и характеристику, построенных моделей. Предлагает задание на закрепление и применение понятий в жизни
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие (повторение материала, сравнение процессов питания и газообмена)
Ученики «открывали» знания самостоятельно находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности (построение модели питания, у каждой группы своя модель)
Сообщение о результатах работы в группах (презентация продукта) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Презентация как работала группа.
Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.
Моделирование (создание наглядной модели для разных способов питания).
Презентация готового продукта. защитное слово, выступать всем членам группы
вести диалог и участвовать в дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
Совместная деятельность (договариваются, кто будет выполнять, какую работу в группе)
Взаимообучение. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. результат. Выполнять совместные задания
Обсуждение. Слушать и понимать речь других
Взаимодействие в процессе групповой работы. Умение договариваться, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.
Представление продукта, готовили небольшие публичные выступления
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Самоконтроль.Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы.
Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.
На мой взгляд, структура урока соответствует структуре урока на основе системно-деятельностного подхода. Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель направляет деятельность учеников. Знания не даются в готовом виде. обучающиеся самостоятельно ищут решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах.
Анализ видеофрагмента учебного занятия с
позиции системно-деятельностного подхода.
Материалы к практической части занятия:
ссылка на урок по литературе
Чек-лист анализа фрагмента
учебного занятия по литературе
Тема: Образ Платона Каратаева
в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Общий вывод об учебном занятии с позиции
реализации системно-деятельностного подхода.
Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС. Учитель
реализует системно-деятельностный подход, применяет различные формы работы:
групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Учитель обозначает проблему через
учебную задачу. Проблемный диалог, работа с текстом романа, соотнесение с личным
опытом обучающихся, интеграция знаний, активные приёмы включения учащихся в самостоятельную учебную деятельность способствуют
созданию рабочей атмосферы, вовлечению в учебный процесс всего класса.
Скачано с www.znanio.ru
Практическая работа № 2 «Анализ
видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Проанализируйте видеоурок или фрагменты двух видеоуроков с опорой
на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента
учебного занятия.
Анализ
видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода.
Проанализируйте видеоурок или
фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист:
Материалы к практической работе: ссылки на
видеофрагменты современных уроков по различным предметам.
Урок биологии 7 класс
Урок искусств, начальная школа
Практическая работа № 2 «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Проанализируйте видеоурок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Ссылки на уроки:
Урок по биологии
Урок по физике
Урок по ОРКСЭ
Урок по ИЗО
Задает проблемные вопросы.
Проверка усвоенных знаний на предыдущих уроках.
Связь с жизненным опытом школьников.
Открытие новых знаний через подведение к необходимости введения ещё одной физической величины.
Сравнительный анализ отличий мощности человека без использование специальных механизмов.
Формирование навыка установления причинно-следственных связей
Постановка проблемных вопросов.
Связь с повседневной жизнью в наше время – строительство домов.
Закрепление новых знаний на практике.
Создание жизненных ситуаций
Отвечают на вопросы;
Воспринимают и формулируют суждения
Вовлечение в деятельность частично-поисковым методом
Совместная разработка алгоритма механической работы
Самоконтроль. Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Внимательно слушают, фиксируют, полученные результаты в процессе выполнения практического задания.
МБОУ Миллеровская СОШ им. Жоры Ковалевского
Самоанализ урока технологии.
: Ручные работы 2 часа
Тип урока и его структура: Урок усвоения новых знаний.
- Организационный момент (2 мин)
- Подготовка к основному моменту. Мотивация и актуализация. ( 5 мин)
- Целеполагание. (5 мин)
- Объяснение нового материала
- Первичная проверка понимания (5 мин)
- Техника безопасности (8 мин)
- Первичное закрепление (25 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
- Рефлексия (5 мин)
урока в изучаемой теме: Пятый урок в теме элементы машиноведения, подготовка к выполнению машинных швов.
: создать условия для формирования правил выполнения ручных прямых и копировальных стежков, выполнения закрепки в строчке прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с дополнительной литературой (технологическими картами), высказывания своих суждений.
: знать терминологию по теме «Швейные ручные работы», правила выполнения прямых стежков, правила пользования технологической картой
выдвигать предложения и доказывать, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, работать в паре, формулировать правила безопасной работы с иглой, булавками и ножницами.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
планировать свое действие в соответствии с задачей, выстраивать алгоритм действий.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
извлекать информацию из прослушанного объяснения, самостоятельно добывать информацию, используя учебник, уметь рассуждать и анализировать.
. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
- планировать свое действие в соответствии с задачей.
- Подготовка к основному моменту. Мотивация и актуализация. формулировать ответы на вопросы. Учитель беседует с учащимися о значимости швейного дела, мотивирует на урок, путем показа слайдов со старинной одеждой, говоря о том, что раньше все наряды шились вручную. Идет показ памятников портнихе и портному. Просит рассмотреть образцы швов выполненные вручную, задает вопросы (Приходилось ли вам когда – ни будь выполнять такие строчки? Как вы думаете, в каких случаях используют такие строчки? Давайте обсудим «+» и «- « умения выполнять таких строчек?).
- На этом этапе формулируется тема урока и ставятся задачи совместно с детьми.
- Объяснение нового материала. извлекать информацию из прослушанного объяснения, самостоятельно добывать информацию, используя учебник, уметь рассуждать и анализировать. умеют слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. . Обучающийся сможет:
Работа в парах на соотнесение терминов и определений к ним, на заполнение схемы. Самостоятельная работа с учебником на изучение швов (идет работа по технологической карте).
- Первичная проверка понимания. Была проведена небольшая проверочная работа, по тому как дети усвоили теоретический материал.
- извлекать информацию из прослушанного объяснения. умеют слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, выстраивать алгоритм действий. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
На этом этапе выполнялась практическая работа по технологическим картам самостоятельно, под наблюдением учителя. В ходе этой работы дети выполняли сметочный шов. Затем проходила взаимопроверка с заполнением карты оценивания работы по критериям. В ходе этой работы дети получили оценки за выполненную работу, и смогли проанализировать свою работу.
- умеют слышать, слушать и понимать учителя. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, выстраивать алгоритм действий.
- Дети ответили на вопросы, чему они научились, что было сложно для них на уроке, что нового узнали.
Основными этапами были этап объяснения нового материала и первичное закрепление материала, задачи 4 этапа –изучить теорию , а 5 этапа – выполнить практическую часть .
К проведению урока все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.
Учащиеся сами вышли на тему и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация с показом слайдов, инструкционно-технологические карточки. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению сметочного шва, с взаимопроверкой, в заключительной части урока был подведен итог занятия.
Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа, беседы, путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль и взаимоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме.
Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально, занятие проведено по намеченному плану.
Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.
Конечность и бесконечность Вселенной- парадоксы классической космалогии
Учитель формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока.
Создает проблемные ситуации, которые необходимо решить в течение урока.
Всю беседу сопровождает наводящими вопросами
Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим ответом о работе группы у доски.
Участие в беседе. Формулировка выводов. Учебное сотрудничество. Работа в группах.
Групповая форма работы: совместное выполнение одинакового задания.
Приём познавательной (внутренней) деятельности: оперирование образами, суждениям
учебной деятельности: слушание, наблюдение, вычисления
«Ваш звездный час»
планируют действия по решению учебной задачи для получения
Индивидуальная, работа в группах.
Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода, много активной и самостоятельной деятельности учащихся.
Формируется умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации
Учитель – модератор.
Модератор – это педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.
Модерирование – это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.Учитель – тьютер.
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) – это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.
Осуществляет педагогическое сопровождение ученикаУчитель: это профессионал, который:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Исходя из перечисленного, формируются виды деятельности учителя и учащихся на разных этапах урока.
Умение видеть и формировать проблему, умение ставить вопросы и выдвигать гипотезу,
Извлечение информации из схем и рисунка.
Представление информации в виде таблицы.
Групповая и индивидуальная работа
Сотрудничество между учеником и учителем
Взаимодействие в процессе групповой работы. Распределение роли в работе.
Обобщают и делают выводы
– умеют выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
– умеют осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве;
-ученик занимает управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;
– умеют ученики определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;
– умеют подводить итоги
Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.
Планирование и самоконтроль.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
прогнозирование (предвосхищение результата);
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить)
К теме выписаны на доске в столбик слова-ассоциации.
Ряд получился сравнительно правильным и достаточным. Учитель дал задание составить план, используя записанные слова;
• затем выслушал, сравнил с вариантом на картинке, добавил новые слова в ассоциативный ряд;
• оставил запись на доске
Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде.
Тема: Работа с разными материалами
Изделие: Выпуклая контурная аппликация.
Панно.
Технология: традиционного обучения
Тип: практико-технологический тип
Цель: познакомить с техникой выполнения
выпуклой контурной аппликацией из
разных материалов.
- формировать практические умения делать
разметку при помощи шаблона; - закреплять умения резания бумаги
ножницами - организовать деятельность школьников
по самостоятельному применению знаний
в новой технологии.
- развивать мыслительные умения, умения
переносить знания и умения в новые
ситуации - развитие интереса и внимательного
интереса к творчеству других
Воспитательные: воспитание трудолюбия,
аккуратности, дисциплинированности.
Для учителя: образец панно, клей, цветная
бумага и картон, шерстяные нитки,
карандаш, салфетка, ножницы, кисточка.
Для учащихся: клей, цветная бумага и
картон, шерстяные нитки, карандаш,
салфетка, ножницы, кисточка.
Содержание урока соответствовало
программным требованиям и задачам
урока. Ученикам были знакомы используемые
материалы и основные трудовые операции,
поэтому работа учителя была направлена
на формирование и совершенствование
практических умений и навыков. С новыми
операциями, приемами обработки и
материалами на уроке не знакомила.
Содержание урока и изделие способствовало
развитию творческих способностей
учащихся. В конце урока, на выставке мы
увидели разные по оформлению и композиции
работы.
Урок практико-технологического типа.
Структура урока:
- Организационный момент, проверка
готовности – 2 мин. - Вводная беседа – 2 мин.
- Анализ образца, планирование работы –
5 мин. - Самостоятельная практическая работа
– 26мин. - Подведение итога. Выставка работ – 4
мин. - Уборка рабочих мест – 1 мин.
Структура выдержана, этапы урока четко
прослеживались. Между этапами урока
продумана логическая связь, переходы.
Учитель ставила задачу и подводила итог
на каждом этапе урока. Во время
самостоятельной практической работы
осуществляла контроль, проводила
индивидуальный инструктаж.
Время между этапами распределено верно.
Учитель использовала устно-словесные
методы: вводная беседа, беседа по анализу
образца и планированию практической
работы, инструктаж по ТБ и организации
самостоятельной работы. Наглядный метод
был использован на этапе анализа образца
и во время выставки работ. Образец
учителя был выполнен правильно, аккуратно,
эстетично, нужного (чуть больше) размера.
Практические методы – это самостоятельная
практическая работа учащихся. Подробный
анализ образца, четкое планирование
работы и достаточный уровень
сформированности практических умений
и навыков у учащихся, позволили ученикам
успешно выполнить самостоятельную
практическую работу.
Для активизации деятельности учащихся
учитель предложила ученикам стать
цветоводами, оформить цветник и вывести
новые сорта цветов. Это предложение
очень понравилось ученикам, что
подтверждает выставка детских работ в
конце урока.
На уроке были реализованы следующие
принципы обучения:
- принцип доступности обучения –
доступное, логичное, четкое объяснение
предстоящей практической работы; - принцип наглядности – использование
образца изделия, вставка детских работ; - принцип систематичности и последовательности
формирования знаний, умений, навыков
– данный урок продолжал серию уроков
по обработке различных материалов и
способствовал дальнейшему совершенствованию
практических умений и навыков; - сознательность, активность и
самостоятельность учащихся, руководство
обучением школьников – правильная
организация самостоятельной работы,
использование приемов активизации.
Учитель правильно спланировала урок,
определила объем учебного материала,
распределила время. Тактична, эмоциональна.
Характер общения – демократический.
Ученики умеют самостоятельно творчески
работать, заинтересованы в результате.
План урока выполнен. Цель достигнута.
Задачи реализованы.
Урок в начальной школе «Искус-ство»
Уроку предшествовала большая подготовка самого учителя.
Поделила класс на группы.
Направляет учащихся, координирует их работу, используя схемы, план работы, таблицы, наглядный материал, тетради.
В ходе работы
консультирует и корректирует действия учащихся,
находит способы включения в работу каждого ученика.
Слушают, анализируют, ставят вопросы и высказывают свои предложения, опираются на свои знания.
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Распределяют работу между членами группы, общаются, выслушивают предложения друг друга, находят компромисс. Обобщают и делают выводы.
Выстраивают алгоритм своей работы и работы группы в целом.
Подводят итоги-презентуют перед классом, предварительно распределив обязанности каждого члена группы.
Групповая работа – полилог, фронтальная работа.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно). Планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий). Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном).
Планирование и прогнозирование, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.
Урок современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающих активность учащихся.
Я считаю, что в начале урока нужно было создать проблемную ситуацию, подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему и цели урока, а не назвать всё самой.