Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения. О том, как вести себя в кабинете химии, читайте в материалах этой статьи.
Общие положения техники безопасности на уроках химии
Химия – предмет, который предполагает изучение и работу с химическими веществами. Во время урока, при работе учащихся могут иметь место вредные и опасные факторы:
- отравление химическими веществами;
- получение химических ожогов агрессивными веществами;
- травмирования осколками стекла;
- травмирования в результате взрыва или самовозгорания химических веществ, при нарушении условий их хранения.
Поэтому на уроках химии учащимся, прежде всего, нужно усвоить «химическую практику» и правила безопасного обращения с химическими веществами. Это означает, что:
- учащиеся обязаны знать свойства веществ, с которыми они работают и безопасные приемы обращения с ними;
- выполнять требования безопасности при обращении со стеклянной посудой и ампулами;
- знать правила обезвреживания и уничтожения вредных веществ;
- выполнять только порученную учителем работу;
- выполнять правила эксплуатации используемого оборудования;
- соблюдать правила личной гигиены;
- содержать рабочее место в чистоте;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- знать и соблюдать требования пожарной безопасности и уметь пользоваться средствами пожаротушения;
- немедленно извещать учителя о любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни людей (учеников), об инциденте или ухудшении состояния своего здоровья;
- уметь оказывать первую (доврачебную) помощь при несчастных случаях (отравлении, термическом и химическом ожогах).
В кабинете химии должны быть в наличии:
- аптечка, содержащая медикаменты для оказания первой медицинской помощи;
- раствор для нейтрализации токсичных веществ, применяемых в работе;
- средства индивидуальной защиты;
- средства пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком).
Тара, в которой хранятся химические вещества должна иметь четкие надписи.
В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- выполнение работ, не связанных с заданием или во внеурочное время;
- хранение химических веществ в таре, не имеющей надписи;
- совместное хранение в непосредственной близости друг к другу веществ, которые могут вызвать в результате химического взаимодействия пожар или взрыв;
- хранение химических веществ в количествах, превышающих суточную норму;
- применение химической посуды для личного пользования;
- бегать и прыгать;
- принимать пищу.
Перед уроком кабинет химии нужно обязательно проветривать. Во избежание несчастных случаев, учащимся следует внимательно ознакомиться с правилами техники безопасности в кабинете химии и строго соблюдать их выполнение.
Инструкция по правилам безопасности
для учащихся в кабинете химии
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ.
4. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя.
5. Нельзя в кабинете принимать пищу и пить.
6. Не загромождать проходы портфелями, сумками и т.п.
7. Не передвигать учебные столы и стулья.
8. Не вставлять в электрические розетки какие-либо предметы.
9. Травмоопасность :
-поражение электротоком
-порезы разбившейся стеклянной посудой
-ожоги кислотой и др. органическими жидкостями
-ушибы при ударе об дверь.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Входить в кабинет после разрешения учителя.
2. Не включать электроосвещение и электроприборы.
3. Не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна.
4. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям.
5. Одеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя.
6. Перед выполнением работы изучить по учебнику, или пособию порядок её проведения.
7. Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять практические задания только в рабочей одежде.
2. Подготовленный к работе прибор показать учителю.
3. Приступать к работе и каждому её этапу, после указания учителя.
4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.
5. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы.
6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
7. Не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании.
8. Не вносить в кабинет, без указания учителя, любые вещества.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При получении травм (порезы, ожоги) сообщить учителю или лаборанту.
2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя, быстро, без паники, покинуть кабинет .
3. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю.
4. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твёрдых реактивах, сообщить учителю, не убирать их самостоятельно.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Уборку рабочих мест производить по указанию учителя.
2. Не выносить из кабинета любые вещества без указания учителя.
3. Не сливать в канализацию растворы и органические жидкости .(только в специальные сосуды)
4. Снять рабочую одежду и индивидуальные средства защиты, сдать лаборанту на хранение.
5. После лабораторно-практических работ тщательно вымыть руки с мылом.
6. Обо всех неполадках в работе оборудования, электросети и т. д. сообщить учителю.
Добавить инструкцию
Помогите развитию библиотеки инструкцийпо охране труда. Пришлите нам свою инструкцию и она будет размещена в каталоге.
Инструкция по охране труда
для учителя химии
1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, имеющие соответствующее педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр.
2. Учитель должен :
-знать должностные обязанности и инструкции по ОТ
-пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
-руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
-режим его труда и отдыха определяется графиком работы учителя
-относится к электротехнологическому персоналу и имеет 2-ю квалификационную группу допуска
3. Травмоопасность в кабинете :
-при использовании различных кислот
-при использовании стеклянной лабораторной посудой
-при пользовании спиртовкой
-при работе с химическими реактивами
-при работе с различными растворами
4. Не хранить в учебном кабинете химические вещества и реактивы
5. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам.
6. При проведении лабораторных работ использовать исправный вытяжной шкаф
7. В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения и аптечка, для оказания в случае травматизма первой помощи пострадавшим
8. О случаях травматизма сообщать администрации школы.
9. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности – работать в спецодежде (халат, очки, перчатки)
10. Нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.
II. Требования безопасности перед началом работы
-Проверить готовность рабочих мест к учебным занятиям
-Проверить наличие необходимого оборудования ,химреактивов при проведении лабораторно-практических работ
-Проверить исправность электроосвещения, вытяжного шкафа
-Проветрить кабинет
-Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя
-Следить за чистотой и порядком в кабинете
III. Требования безопасности во время работы
-Разработать памятки-инструкции для учащихся при проведении лабораторно-практических работ
-Соблюдать личную безопасность труда
-Выдать учащимся рабочую одежду (халаты )
-Следить за соблюдением рабочего порядка на местах
-Провести инструктаж с учащимися при выполнении учебной работы
-Контролировать правильное выполнение инструкций-памяток
-В случае возникновения аварийной ситуации ,угрожающей жизни и здоровью учащихся, принять меры к их срочной эвакуации
-Сообщить о случившемся администрации и приступить к её ликвидации
-В случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим
-При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника
V. Требования безопасности по окончании работы
-После окончания учебных занятий , все химреактивы, оборудование, химпосуду, соблюдая осторожность, убрать в лаборантскую
-Отключить вытяжной шкаф
-Привести в порядок рабочее место
-Снять рабочую одежду ,перчатки и очки
-Вымыть руки мыльным раствором
-Выключить электроосвещение и закрыть кабинет на ключ
-В случае проявления каких-либо недостатков, обнаруженных во время занятий, известить об этом администрацию школы.
Инструкция по охране труда
при работе в кабинете химии
1.Общие требования безопасности
1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет. прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий,, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
– химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
– термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
– порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
– отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ; <
– возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.
1.5. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом для проведения демонстрационных опытов.
1.7. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и приспособления.
3.Требования безопасности во время работы
3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.
3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).
3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.
3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.
3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.
3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.
3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л .
3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.
3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вен-
тиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загораниине-медленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения.
5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.
5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
Техника безопасности на уроке химии для учащихся
Техника безопасности на уроке химии для учащихся включает следующие требования:
Примерный план пожаротушения в кабинете химии
При возникшей пожарной ситуации нужно понять, чем вызван пожар. Способ тушения пожара зависит от вещества, которое его вызвало. Наиболее универсальным средством пожаротушения является пенный огнетушитель. Он должен быть установлен в каждом кабинете химии по правилам пожарной безопасности. Так же часто используют для тушения песок, если он имеется в классе и асбестовое полотно. Если горящее вещество растворимо в воде, то его можно затушить водой. Но если вещество в воде не растворимо, то воду применять для тушения нельзя. Тушить очаг пожара необходимо с самого близкого нему расстояния и так, чтобы при этом не наносить излишнего вреда водой или струей пены огнетушителя оборудованию и мебели, не охваченных пожаром.
Если возник пожар, то в первую очередь нужно сохранять спокойствие, вызвать пожарную охрану, попытаться начать тушить пожар самостоятельно, предупреждая его распространение. При невозможности потушить очаг возгорания, покинуть кабинет химии без паники, суматохи, беготни.
Аптечка первой помощи
Во время урока химии могут возникнуть случаи, требующие неотложной медицинской помощи – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами, газообразными веществами и парами некоторых веществ.
При особо серьезных случаях травм необходимо немедленно обратиться в медицинский кабинет и вызвать скорую помощь.
Для оказания первой помощи во всех случаях в кабинете химии должна быть аптечка, содержащая:
- бинты;
- гигроскопическую вату;
- 3% раствор йода;
- 2% раствор борной кислоты;
- 2% раствор марганцовокислого калия;
- 2-5% двууглекислого натрия (питьевой соды);
- активированный уголь.
При попадании на кожу или в глаза кислот и щелочей смыть их струей воды в течение 10 минут, а затем нейтрализовать соответствующими растворами:
- при попадании кислоты на тело – 5% раствором питьевой соды;
- при попадании кислоты в глаза – 3% раствором питьевой соды
- при попадании щелочи в глаза 2-3% раствором борной кислоты;
Также нужно помнить следующие правила оказания помощи пострадавшим в кабинете химии.
- При отравлении парами аммиака, хлором, хлористым водородом, сернистым газом, окислами азота пострадавшего немедленно нужно вывести на свежий воздух.
- При попадании внутрь химического реактива нужно немедленно принять активированный уголь.
- При ожогах горячими предметами или паром пораженные участки нужно смочить 2% раствором марганцовокислого калия.
- При мелких порезах стеклом края раны нужно смазать йодом и наложить повязку, а в более серьезных случаях обратиться к врачу.
Помните, химия – очень интересный и увлекательный предмет, но она требует аккуратности, внимания и соблюдения техники безопасности.