Дополнительное образование — это всегда выход из зоны комфорта, признание, что есть вещи, которых ты не знаешь, хотя и состоялся в какой-либо профессиональной сфере. Иногда даже успешные предприниматели считают, что им больше нечему учиться. Однако ситуация на рынке быстро меняется: то, что было успешно и выгодно вчера, сегодня уже не приносит доходов и устаревает. И престижное базовое образование не является гарантией успеха — большую пользу приносят короткие учебные программы, в которых преподают люди с практическим опытом.
Дополнительное образование как ответ кризисам
Приходят кризисы, меняются деловые партнеры, возникают проблемы в коллективе и появляются новые конкуренты. Образование помогает освоить новые навыки и методики, узнать тенденции развития бизнеса.
Во время экономического кризиса обучение нужно, чтобы удержаться на плаву, развить управленческие навыки, разработать стратегии антикризисного управления. Кроме того, сейчас учиться идут именно те, кто точно знает, зачем снова садиться за парту и чувствовать себя студентом. Рынок отсеял людей, охотившихся за новыми дипломами ради статуса или из тщеславия. Бизнес-образование получают люди, которые знают, зачем учиться, на какие управленческие вопросы им нужно получить ответ, какой курс в этом поможет.
Как определить управленческий масштаб
5 причин для учебы
У каждого свои проблемы, но тех, кто решил, что ему нужно дополнительное образование, объединяют пять причин.
Необходимость постоянного обновления знаний
В бизнесе появляются новые тренды, маркетинговые площадки и методики, на ИТ-рынке разрабатываются новые сервисы. Отслеживать все новинки сложно, но если есть бизнес-тренер, который может ознакомить вас с интересными новинками, почему бы не воспользоваться его услугами? Кроме того, тенденции можно обсудить не только с преподавателями, но и с одногруппниками. Общение позволит по-новому взглянуть на свою работу, принять верные решения.
Практика против теории, офлайн против онлайна
Сейчас любую информацию можно найти самостоятельно в сети. Отчасти это верно — вы найдете несистематизированную подборку статей, интервью и вебинаров по нужной теме:
- Придется потратить время на то, чтобы отфильтровать информацию.
- Любой навык нужно отрабатывать и закреплять.
В этом преимущество офлайн-обучения: в группе с помощью различных техник можно моделировать ситуации ведения переговоров, работы с конфликтами в коллективе, публичных выступлений, повышения продаж. Для хорошего закрепления теоретического материала нужна команда.
Нетворкинг
На бизнес-курсах вы оказываетесь среди равных. У коллег по группе тот же круг проблем, свои наработки и механизмы работы, о которых они рассказывают на семинарах. Так что среди сокурсников вполне может оказаться ваш будущий деловой партнер, сотрудник или работодатель. Здесь можно завести полезные знакомства, попросить совета или помощи.
Учеба полезна для здоровья
Учиться никогда не поздно. Обучение для взрослого человека полезно даже чисто с физиологической точки зрения. Учеба требует усилий для усвоения нового материала, заставляет мозг лучше работать, тренирует внимание и память, снижает риск расстройства когнитивных функций. Тот, кто систематически учится, развивает самый важный навык 21 века — внимание и сосредоточенность.
Привычка учиться ведет к успеху
Успешные люди постоянно совершенствуются. Самостоятельно или на курсах они осваивают смежные профессии, изучают новые направления. Концепция непрерывного обучения — периодическое погружение в образовательную среду — позволяет выработать полезный навык усваивать новые знания, стремление их получать. Кроме практической пользы, оно спасает от рутины, подстегивает в поиске новых возможностей.
Постановка личных и карьерных целей
Развивайте компетенции вместе с нами! Десятки направлений обучения,
опытные преподаватели-практики, офлайн- и онлайн-форматы.Узнать подробности и получить бесплатную консультацию
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения
Самая актуальная проблема современного образования — устаревание знаний. Многие специалисты говорят, что знания, которые получают первокурсники, становятся неактуальными уже к окончанию учебы. Поэтому непрерывное получение новых знаний — острая необходимость сотрудников в любой сфере. Дополнительное профессиональное образование помогает эти знания получить.
В статье мы расскажем, что дает дополнительное профессиональное образование, кто его может получить и как.
Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Доверь свою работу кандидату наук!
Что относится к дополнительному профессиональному образованию
Дополнительное профессиональное образование — это вид учебного процесса. Его можно получить дополнительно к среднему специальному и высшему образованию.
В положении о дополнительном профессиональном образовании говорится, что после его получения уровень самого образования не изменится. Это значит, что специалист со средним профобразованием получит дополнительные навыки, но уровень его подготовки останется средним, а не станет высшим.
Главная цель учебных центров дополнительного профессионального образования — не формально повысить уровень знаний, а дать актуальную и новейшую информацию, которая поможет специалисту соответствовать своей квалификации.
В РФ есть такие уровни дополнительного образования:
- среднее профессиональное;
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура.
Кстати, в научных публикациях Америки есть особая единица измерения устаревания знаний. Она называется «период полураспада компетентности».
Виды дополнительного профессионального образования
Многие не знают как получить дополнительное профессиональное образование. Вне зависимости от места работы, специалисты могут получить профобразование по программам двух видов: повышение квалификации и переподготовка.
Повышение квалификации
Чтобы оставаться высококлассным специалистом, надо постоянно обновлять свои умения и навыки. Программа повышения квалификации совершенствует уже полученные знания и дает новые. Например, инженер калийных удобрений хочет перейти на другую должность — менеджер транспортировки удобрений. Для этого он идет на повышение квалификации по программе «Диспетчер транспортировки калийных удобрений».
Многие специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию. Это прописано в профессиональных стандартах конкретной профессии.
В требованиях к этой образовательной программе написано, что ее продолжительность составляет от 16 часов. Но чаще всего ее длительность — это 72 часа и больше.
После окончания курсов дополнительного профессионального образования специалист получает диплом или удостоверение.
Профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка нужна, чтобы получить новую профессию или квалификацию. Например, курс профессиональной переподготовки «Логопедия» для педагога может быть дополнительным образованием в этой сфере. После окончания курса учитель сможет не только преподавать, но и быть логопедом.
Обычно, новую профессию получают смежную с уже имеющейся. Но это совсем необязательное условие. Например, биолог может пройти профессиональную переподготовку и стать системным администратором.
Длительность профессиональной переподготовки — 250-500 часов. После такого дополнительного профессионального образования специалист получает диплом об окончании.
Можно сказать, что дополнительное профессиональное образование через профессиональное обучение и переподготовку — это облегченный вариант второго высшего образования.
Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Формы дополнительного образования
Дополнительное образование можно получить:
- очно;
- заочно.
В некоторых случаях, дополнительное профессиональное образование можно получить дистанционно или в виде стажировки.
Кто устанавливает продолжительность и форму дополнительного профессионального образования работников? Обычно, организация, которая занимается доп. образованием, сама разрабатывает программы обучения, в которых свои сроки и формы.
В дипломе или сертификате не пишут, на какой форме учился специалист. Там только указывают программу и количество часов.
Кто может получить дополнительное образование
Дополнительное образование могут получить:
- тот, у кого уже есть среднее специальное или высшее образование;
- тот, кто еще учится в ссузе или вузе.
Если студент параллельно учебе проходит курсы дополнительного образования, то документ об окончании курсов он сможет получить в конце, когда закончит учебное заведение.
Где получить дополнительное профессиональное образование
Некоторые думают, что дополнительное профессиональное образование можно получить только в крупных городах, таких как СПб или Москва. На самом деле, организаций, которые дают доп. образование очень много и они находятся в разных городах России. Это может быть любое учебное заведение, у которого есть лицензия на такой вид деятельности:
- специализированные центры, академии, институты, которые занимаются именно дополнительным образованием;
- вузы, ссузы;
- научные организации, которые помимо своей основной деятельности занимаются доп. образованием (НИИ, лаборатории, исследовательские центры).
Какие документы понадобятся для получения дополнительного образования
Чтобы получить доп. образование, вступительные экзамены сдавать не надо. Понадобится предоставить следующие документы:
- Диплом о высшем или среднем специальном образовании.
- При необходимости справка с места учебы (для студентов).
- Паспорт.
Иностранные граждане тоже могут получить ДПО. Пакет документов для них будет другой:
- Документ иностранного государства об образовании (оригинал или копия). Его надо обязательно перевести и заверить.
- Документ, удостоверяющий личность (переведенный и заверенный).
- Заявление на получение услуг иностранного гражданина.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, что значит дополнительное профессиональное образование и сможете определиться. А за учебу не переживайте — специалисты студенческого сервиса решат любые учебные задачи.
1. Второе высшее образование и профессиональная переподготовка это одно и то же?
2. В чём отличие основного образования от дополнительного профессионального образования?
3. Целевая аудитория.
4. Итоговые документы
5. Имеет ли значение профиль высшего образования при поступлении на профессиональную переподготовку?
6. В чем преимущества дополнительного профессионального образования?
7. Есть ли какие-нибудь недостатки у профессиональной переподготовки как особого вида образования?
Условно профессиональное образование в России можно разделить на три категории: среднее профессиональное образование, основное высшее образование и дополнительное профессиональное образование. И второе высшее, и базовое (первое) образование – это формы (основного) высшего образования.
Второе высшее – несколько сокращенная форма основного высшего образования, именно поэтому в обиходе её ошибочно приравнивают к допобразованию.
Высшее образование выполняет задачу подготовки кадров высокой квалификации, в то время, как переподготовка предоставляет слушателям новые навыки, квалификацию и компетенцию, которые требуются для того, чтобы полноценно выполнять профессиональную деятельность новой направленности.
Второе высшее возможно получить лишь в случае наличия у вас диплома о среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании.
Переподготовка может быть пройдена при наличии высшего или среднего профессионального образования, а также в процессе получения этих видов образования.
Программы дополнительного профессионального образования (ДПО) и высшего образования (ВО) предназначены различным целевым аудиториям. Основной потребитель ДПО – взрослые слушатели с определенным багажом знаний и опытом. Они осознают свои образовательные потребности и целенаправленно выбирают программы ДПО. Второе высшее образование в большинстве случаев – участь молодых. Часто вчерашние абитуриенты получают второе высшее образование параллельно с основным.
Основное образование (в том числе второе высшее) предполагает приобретение фундаментальных знаний. Оно в большей степени ориентировано на государственный образовательный стандарт, чем программы ДПО. Студенты изучают общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специальности и специализации в соответствии с ГОСТами на выбранную специальность. При этом до 40 % часов, задаваемых в рамках стандарта ВО, не имеют отношения к будущей профессиональной деятельности студента. А программы ДПО изначально подстраиваются под будущую профессию слушателя.
Программы основного образования должны разрабатываться согласно потребностям экономики страны. Однако приведение квалификации студента в соответствие с условиями и задачами рынка труда не их главная цель. Это задача ДПО. Программы дополнительного профессионального образования корректируют знания выпускников высших учебных заведений под требования работодателей.
Второе высшее образование. Обычно этот вид образования выбирает молодежь, относящаяся к категории граждан, готовой к тому, чтобы уделить обучению длительный отрезок времени. Нередко, его получают параллельно с основным высшим. По прохождении всех курсов студент обладает всеми необходимыми знаниями в полной мере. В зависимости от уже изначально имеющегося у вас образования, вы можете получить второе высшее по специальным программам, длительностью от 2-х до 5-ти лет.
Профессиональная переподготовка. Обучение проходит в сжатые сроки. В зависимости от направления и содержания программы, переподготовка может занимать, в среднем, не менее 500 учебных часов и не более 1,5 лет. Отлично подходит взрослым людям, которые уже работают и занимают или собираются занимать руководящую должность. Таким образом, освоив новую специальность по программе переподготовки, молодой руководитель более квалифицированно сможет контролировать работу своих подчиненных в сфере полученной им специальности. Например, изучив основы бухгалтерского учета, менеджер сможет более эффективно управлять бухгалтерией.
4. Итоговые документы.
Второе высшее образование. Студент, успешно прошедший все курсы и аттестационные мероприятия, получает государственный диплом о высшем образовании, соответствующий всем ГОСТам. В зависимости от уровня пройденной программы, выпускнику может быть присвоена квалификационная степень «магистр», «бакалавр» или «специалист».
Профессиональная переподготовка. По окончании обучения выдается диплом установленного образца, позволяющий выполнять новый вид профессиональной деятельности и (или) с присвоением новой квалификации. Диплом о профессиональной переподготовке удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятльности в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников. Диплом о профессиональной переподготовке не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании.
Студент получает основное высшее или среднее образование, а параллельно проходит программу переподготовки? Диплом установленного образца о переподготовке, в этом случае, будет выдан ему после окончания прохождения им программы основного образования, в тот же день, когда будет выдаваться и соответствующий основной программе образовательный документ.
Срок обучения для получения диплома — вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Пройдя переподготовку или получив второе высшее образование, Вы можете работать на одинаковых должностях.
Здесь имеет значение уровень образования. Базовое образование должно быть либо среднее профессиональное по профилю, либо высшее. При поступлении с высшим образованием, профиль этого образования не имеет значения.
Во-первых, оно занимает значительно менее продолжительный период времени. Сроки обучения сокращаются до 18 месяцев вместо 2-3 лет.
Во-вторых, это, безусловно, ориентация на получение слушателями практических навыков и конкретных знаний по выбранной сфере деятельности. Наличие у специалистов базового образования позволяет сократить до минимума количество абстрактных теорий и общеобразовательных предметов. Программы ориентируются исключительно на потребности специалистов. Для человека, получившего качественное дополнительное образование период адаптации на новом рабочем месте минимален.
В-третьих, как правило, стоимость обучения в рамках программ профессиональной переподготовки, в несколько раз ниже стоимости высшего образования.
Самым важным фактором при приеме на работу являются знания и умения специалиста, а уже потом — дипломы и документы об образовании. В крупных городах России профессиональная переподготовка быстро развивается. Количество желающих получить дополнительное образование увеличивается с каждым годом. Это объясняется, в первую очередь, быстрыми темпами изменений и роста экономики, промышленности и информационных технологий.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — что это?
- профессиональной переподготовки;
- повышения квалификации;
- тематического усовершенствования.
Зачем же нужно дополнительное образование в профессиональной деятельности?
Можно пойти снова в университет, выбрать другую профессию и учиться несколько лет. Но у всех ли есть на это время и средства?
Именно для этого и появились курсы профессиональной переподготовки, которые позволяют получить диплом о переподготовке и в кратчайшие сроки освоить новую специальность.
Другой пример: вы честно трудитесь в одной организации уже не первый десяток лет, но почему-то все никак не можете получить повышение (зарплаты или должности). Что же делать в такой ситуации?
Конечно можно уволиться и найти новую работу, но кто гарантирует, что там через 5 лет вам тоже не откажут в увеличении з/п?
Чтобы работодатель не сомневался в вашем профессионализме, вы не теряли навыки и всегда были в курсе последних изменений в вашей сфере деятельности — необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации.
Рассуждая о ДПО мы решили узнать мнение у специалиста, который ежедневно занимается наймом работников и хорошо разбирается в тенденциях образования.
Рынок труда в 2022 году в России
Если рассматривать обучающихся, то более 20% студентов уверены, что не будут работать в своей отрасли. А 20% еще сомневаются.
Почему же такой большой процент людей хотят сменить профессию?
- Не устраивает зарплата;
- Изменились жизненные приоритеты;
- Выбирали профессию под давлением родителей;
- Не было финансовой возможности поступить на желаемую специальность;
- Появилось новое увлечение;
- Нет работы в своем городе;
- Появилось желание перейти в более новую и доходную отрасль;
- и многое другое.
Как связаны ДПО и требования законодательства?
В области охраны труда и пожарной безопасности также часто встречаются профессии, работая на которых необходимо проходить дополнительное обучение 1 раз в 3 года.
Как прохождение курсов ДПО влияет на зарплату?
Чтобы официально оформить совмещение должностей и получать достойную своей деятельности заработную плату им необходимо пройти переобучение.
То же самое происходит, когда, например, на производстве освободилась вакансия руководителя отдела, но работодатель не может повысить способного сотрудника, так как у него нет соответствующего удостоверения для выполнения таких работ.
В таком случае получение дополнительного образования в дистанционном формате без отрыва от работы является наилучшим решением ситуации.
Какие плюсы дополнительного профессионального образования?
К плюсам ДПО также относится:
- комфортность — время и объем получаемой информации можно регулировать самостоятельно и не подстраиваться под группы;
- экономия времени — не нужно куда-то ездить и заниматься поисками преподавателя, чтобы узнать ответ или получить консультацию;
- актуальность — программы повышения квалификации составляются с учетом всех актуальных изменений в законодательстве и научном сообществе;
- большой выбор — нужной профессии может не быть в вашем городе/стране;
- минимальная цена — дистанционное обучение обходится гораздо дешевле, поскольку в стоимость не входит ежедневная оплата преподавателей;
- наличие базы данных — не придется искать или покупать учебники, все материалы образовательной программы собраны на одном сайте.
Для действующего сотрудника организации мы остановились на выборе ДПО:
- сотрудник сдает сессии дистанционно;
- обучение ограничено по времени, как правило, годом;
- стоимость обучения на порядок дешевле, что выгодно организации.
Направления обучения по курсам дополнительного профессионального образования (ДПО)
📌Обучение медиков📌Обучение в строительстве📌Обучение метрологов и поверителей📌Обучение по охране труда📌Обучение по пожарной безопасности📌Обучение рабочим специальностям
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – важный элемент образовательной деятельности, роль которого особенно возросла в связи с резким ускорением научно-технического прогресса, т. к. полученные знания быстро устаревают, а количество новых – стремительно увеличивается. Появляются новые направления (например, нанотехнологии), усложняются существующие профессии, динамически перераспределяется потребность в кадрах. ДПО превращается в отдельное направление образования, объем которого значимо растет.
Парадигма нашего времени: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.
Формы ДПО и законодательная база
Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Продолжительность обучения может колебаться в пределах от 6 до 1000 учебных часов и более, слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений, их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок. Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО отличается от ВПО и должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. При этом программы ДПО должны быть ориентированы на соответствующие профессиональные стандарты. Все это предполагает особые требования к подготовке учебно-методической документации, проведению учебного процесса, рекламным кампаниям и т. д.
Важной задачей ДПО в вузе может стать дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам, ориентированным на обучение выполнению конкретных трудовых функций, требуемых заказчику или необходимых для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств (см. источники).
Программы ДПО реализуются в виде программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программа повышения квалификации направлена на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может составлять менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Особенностью разработки программ ДПО на современном этапе является требование их соответствия профессиональным стандартам. На данный момент разработано около 900 профессиональных стандартов практически для всех видов деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
При разработке программ повышения профессиональной квалификации в обосновании должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Для наблюдения за реализацией дополнительных профессиональных программ создана Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Российской Федерации.
Оценка результатов ДПО
Важным элементом в программах ДПО является оценка результатов обучения. Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала объективность и надежность оценки. Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры.
Оценка должна иметь интегративный (целостный) характер:
- оценку необходимо проводить при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии профессиональной квалификации;
- оценка, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно;
- объективность оценки профессиональной квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностических) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности.
Организации, предоставляющие услуги ДПО
ДПО занимаются самые разнообразные организации. Это курсы, специализированные учебные центры, отраслевые системы ДПО (например, институты Газпрома), профессиональные образовательные организации, учебные центры при организациях-разработчиках, организации ДПО (институты, академии) Минобразования РФ, сузы и вузы. При этом каждый тип образовательного учреждения, реализующего программы ДПО, имеет свое назначение, свои преимущества и недостатки. Если исключить специализированные организации ДПО (милиция, транспорт, медицина и др.), то деятельность организаций ДПО носит коммерческий характер.
Наш более чем 30-летний опыт работы в ГОУДПО «Академия ЛИМТУ» и 10-летний в составе Университета ИТМО как факультет «Академия ЛИМТУ» позволяет сделать определенные выводы об особенностях реализации программ ДПО в специализированном учреждении ДПО и в вузе.
Небольшие коммерческие образовательные структуры ДПО обладают большой гибкостью, готовы оперативно выполнить любой заказ, пригласить и оплатить услуги требуемого специалиста-преподавателя. Во многих случаях такие организации имеют мощное организационно-маркетинговое подразделение с небольшим числом штатных преподавателей, а требуемые на конкретные программы специалисты привлекаются по мере необходимости.
Доля штатных преподавателей и штатных совместителей в среднем по системе ДПО не превышает 50%. Остальные преподаватели работают на условиях почасовой оплаты или по договорам подряда.
Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и повышающих квалификацию с целью получения дополнительных конкретных знаний, которые далеко не каждый штатный преподаватель может им дать. Мотивация слушателей существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.
Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику аудитории. Сказанное определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.
Проблема в том, что преподаватель ДПО и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, иногда взаимно исключающими друг друга.
Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель ДПО должен уметь не только хорошо излагать знания, но и оперативно настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, обеспечивать обмен опытом, определять направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы. По этой причине те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в ДПО.
Реализация ДПО в вузе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом вуза. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ затянут. Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.). Преподаватели линейных кафедр вузов не горят желанием осваивать программы ДПО или не знают, как это делать.
Однако есть и существенные преимущества, которые можно и нужно активно использовать. Такими преимуществами являются наличие мощной материальной базы, престиж диплома вуза, возможность обучения по программам MBA, наличие научных центров и школ, наличие квалифицированных преподавателей.
Конкурентным преимуществом может стать обучение по программам переподготовки, особенно переподготовки с присвоением новой квалификации, и программам MBA. Получаемые по результатам такого обучения документы эквивалентны по своей значимости второму диплому о высшем образовании. Представляется перспективным повышение квалификации по новым научным направлениям, проводить обучение совместно с зарубежными партнерами, особенно в случае возможности выдавать совместный документ или международный сертификат.
Особенности реализации ДПО для различных уровней слушателей
Методы реализации образовательного процесса в системе ДПО имеют свои особенности применительно к обучающимся различного уровня. Можно выделить следующие категории слушателей, которым соответствуют свои особые условия обучения, своя мотивация и свое нормативно-правовое регулирование:
- студенты старших курсов вузов;
- специалисты с высшим образованием;
- специалисты с высшим образованием, осваивающие программы MBA.
Рассмотрим особенности реализации образовательного процесса применительно к соответствующим уровням слушателей ДПО.
Особенности реализации образовательного процесса применительно к студентам старших курсов образовательных учреждений ВПО, осваивающих программы дополнительного профессионального образования
Идея дополнительного профессионального образования студентов в вузе является достаточно новой по сравнению с традиционной системой переподготовки специалистов и имеет свои специфические особенности.
- дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации ВПО, который позволит выпускникам сдать экзамен на соответствие профессиональному стандарту и приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях (предприятиях, фирмах) с минимальным временем адаптации;
- требования организаций и предприятий, на которые трудоустраиваются студенты по получению дополнительных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в организации;
- получение дополнительной квалификации для расширения возможностей трудоустройства выпускников в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка труда и консервативностью Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО;
- более узкая специализация (доводка студента) и освоение новейших разработок (программных средств, технологий, методов и приемов) перед окончанием вуза;
- повышение мобильности и социальной защищенности выпускников вузов;
- необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей с минимальным временем «доучивания»;
- реализация академических прав студентов.
- содержание отдельных дополнительных профессиональных программ в отличие от основных программ вуза может быть узкопрофильным, ориентированным под конкретный вид профессиональной деятельности, учитывать требования профессиональных стандартов;
- все программы должны быть построены по модульному принципу, что позволит осуществить их поэтапное освоение или построить программу любой продолжительности из набора модулей;
- программы должны иметь минимальную степень избыточности информации;
- роль профессионального ядра программы должна быть максимальной как по объему, так и по содержанию;
- должно быть предусмотрено активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий и средств обучения, компьютерной техники, Интернет-технологий и дистанционного обучения;
- должна быть задана высокая степень вариативности.
- возможность обучения за счет частичного использования времени, выделяемого на курсы по выбору в рамках программы ВПО;
- уплотнение графика учебного процесса и личного времени студента;
- повышенный темп освоения учебного материала, обеспечиваемый высокой мотивацией обучения;
- организация учебного процесса со встроенными дополнительными профессиональными программами (для желающих);
- возможность факультативного освоения разделов некоторых дисциплин в рамках основного образования как дисциплины дополнительной профессиональной образовательной программы.
Особенности реализации образовательного процесса применительно к специалистам с высшим образованием, осваивающим программы дополнительного профессионального образования
Потребность в профессиональной переподготовке специалистов с высшим образованием была вызвана в первую очередь резким ускорением научно-технического прогресса, необходимостью расширить возможности трудоустройства выпускников вузов в связи с изменяющимися запросами рынка труда и невозможностью образовательных учреждений быстро реагировать на эти вызовы.
С другой стороны, появилась необходимость фундаментальной переподготовки специалистов типа «второй диплом о высшем образовании», но с более коротким сроком обучения и направленностью обучения на конкретный вид практической деятельности (с максимально развитым профессиональным блоком).
Более гибкая и простая система разработки и реализации программ ДПО позволяет создавать различные формы подготовки специалистов в рамках единого подхода.
Формы и уровни подготовки
На данном этапе развития двухуровневой системы ВПО в России требуется обеспечить соответствие квалификации выпускников вузов, в первую очередь бакалавров, требованиям рынка труда, профессиональным стандартам – в том числе в пределах одного и того же направления и специальности подготовки.
«Бакалавров надо доучивать» – реализация данного условия может быть осуществлена именно при продолжении ими обучения по программам переподготовки (в том числе с присвоением дополнительной квалификации). Такая переподготовка имеет ряд преимуществ в сравнении с обучением в магистратуре, носящим академический характер и проводящимся по стабильным программам с небольшой степенью вариативности. Для бакалавров может быть предложена конкретная программа практической направленности, созданная как вызов на определенные требования к компетенциям, в период окончания ими вуза. Это могут быть узкопрофессиональные или функциональные (межотраслевые) программы, на которые в данный период есть спрос. Такие программы могут быть составлены по требованию конкретных работодателей или ассоциаций работодателей, с уточнением требуемых компетенций и степени их освоения.
Бакалавры могут обучаться, поступив на работу и определив необходимые компетенции. Программы ДПО позволяют реализовать подготовку помимо очной и очно-заочной формы в режиме дистанционного обучения. Используя модульную форму программ, можно набирать кредиты, следуя индивидуальному графику обучения. После получения определенного количества кредитов бакалавр может выйти на итоговую аттестацию. Таким образом, грамотное и массовое применение системы дополнительного профессионального образования может в значительной степени компенсировать минусы укороченной подготовки специалистов по программам бакалавриата.
Другой направленностью программ профессиональной переподготовки является переподготовка специалистов с высшим образованием, получивших определенную квалификацию достаточно давно, в связи с чем она перестала быть востребованной на рынке труда. В этом случае имеется необходимость переподготовки специалистов на новые, востребованные виды деятельности, в том числе по направлениям Центров занятости населения. Если в 1990-е годы основными потребителями такого обучения были инженерно-технические и научные работники советского периода, а также уволенные в запас офицеры, то сейчас преобладают специалисты гуманитарных направлений, получившие образование в 1990-е годы.
Достаточно актуальными могут быть программы для специалистов, занимающих высокие должности в различных отраслях и областях деятельности с целью углубления знаний и развития умений по различным аспектам производственно-технологической деятельности. Для специалистов такого уровня могут быть разработаны программы, аналогичные МВА, включающие освещение инженерно-технических (профессиональная часть) и управленческо-экономических вопросов в более широкой их взаимосвязи.
- желание сменить вид деятельности, профессию в связи с невостребованностью существующей или потребностью получить профессию, в большей степени соответствующей способностям индивидуума;
- получение квалификации по профилю реально выполняемой работы;
- повышение уровня знаний, умений, навыков по направлению основной квалификации специалиста;
- переподготовка незанятого населения по направлениям центров занятости;
- дополнительная профессиональная подготовка (доводка) специалистов, имеющих образование уровня бакалавриата;
- системное изучение новейших достижений технологий, методов, техники в интересующей области деятельности;
- подготовка к сдаче экзамена в центрах сертификации квалификаций.
Для специалистов с высшим образованием программы дополнительного профессионального образования могут иметь самую различную направленность, целевые установки и структуру.
Программы могут быть узкопрофильными, отраслевыми или, наоборот, функциональными межотраслевыми, относиться к подготовке специалистов разного уровня, соответствовать профессиональным стандартам, ФГОС ВПО или иметь междисциплинарный характер (соответствовать нескольким профессиональным стандартам). Важно также учесть возможность динамичного обновления содержания таких программ в период их действия.
Система ДПО предполагает обучение слушателей, имеющих качественно более широкий кругозор по сравнению со студентами и более высокую мотивацию обучения, испытывающих затруднения в освобождении на длительный срок обучения и, как следствие, желающих более эффективно использовать время обучения. В этой связи требования к качеству и методам обучения здесь гораздо выше: занятые люди полнее осознают свои потребности. В системе дополнительного образования специалиста интересует не только сумма знаний, умений и навыков, но и методика их реализации (использование новых методов и приемов), качество, компетенция преподавателя, интенсивность обучения.
Одним из условий организации продолжительного качественного образования является модульная система организации программ переподготовки.
Программа, построенная на модульной основе, позволяет обеспечивать дискретность обучения делением программы профессиональной переподготовки на отдельные подпрограммы – специализации с последовательной реализацией программ разных уровней. При этом после окончания программы каждого уровня есть возможность, используя накопительную систему учета кредитов, получить законченное обучение (в терминах существующей градации), при количестве времени в модуле(-ях) от 16 до 250 часов получить удостоверение о повышении квалификации, свыше 250 часов – диплом о переподготовке с правом ведения нового вида деятельности. После накопления модулей по программе переподготовки свыше 500 часов слушатель может выйти на итоговую аттестацию и получить диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Рассмотрим опыт, накопленный в Академии методов и техники управления («ЛИМТУ») СПб ГУИТМО на примере одной из популярных программ дополнительной профессиональной подготовки с присвоением квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)».
Из модулей 760-часовой программы сформированы 2 программы переподготовки с получением права работать по специальностям (свыше 250 часов) «Компьютерная графика в полиграфии» и «Разработка и дизайн Web-сайтов». Слушатели выбирают одну из программ и проходят обучение в группе в очной или дистанционной форме. После окончания обучения и защиты выпускной аттестационной работы слушатели получают диплом с правом ведения нового вида деятельности, для желающих продолжить обучение по 760-часовой программе составляется индивидуальный график прохождения обучения. В эту программу включено изучение как минимум 2-х модулей (дисциплин) в очной форме, при этом слушатели прикрепляются к группам (дневным, вечерним) второго направления. В индивидуальном графике предусмотрены 2-4 дисциплины по выбору слушателей.
Обучение завершается итоговой аттестацией с написанием и защитой дипломной работы. Как правило, реальным результатом работы (помимо описательной части дипломной работы) является официально оформленная книга, буклет, проспект или размещенный в Internet сайт. На защитах дипломных работ присутствуют представители веб-студий, издательств, которые оценивают полученные результаты по требованиям рынка труда.
Опыт показал, что продолжают обучение до освоения всей программы (760 часов) не более 20% слушателей. Остальные считают достаточной полученную специализацию по одному из направлений и в связи с востребованностью специалистов данного профиля быстро устраиваются на работу по новой специальности.
Следует отметить, что данная программа явилась основой для создания в 2011 году магистерской программы по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии»: профиль «Компьютерная графика и веб-дизайн». Учитывая, что модули и дисциплины профиля были предварительно отлажены и восприняты рынком труда, не следует удивляться популярности магистерской программы у абитуриентов (до 7 человек на одно бюджетное место и большое число контрактников) и работодателей (к концу первого года обучения почти все магистранты работают по специальности).
Большое значение для расширения возможностей системы ДПО и поднятия качества обучения имеет дистанционное обучение (ДО). Учебный процесс в основном проходит в режиме самостоятельной работы обучаемого. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме с применением современных средств телекоммуникаций.
Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максимально доступным при обучении без отрыва от работы. Дистанционное обучение в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки активно используется в «Академии ЛИМТУ» Университета ИТМО.
Для ДПО дистанционное обучение имеет дополнительные преимущества:
- работающим специалистам сложно быть освобожденными на длительный срок обучения;
- слушатели имеют повышенную мотивацию к обучению и не требуют проведения «контрольно-принудительных» операций как в процессе обучения, так и при осуществлении контроля;
- для взрослых слушателей исключается «психологически-воспитательный» компонент, их в основном интересует профессионально-познавательная часть обучения.
Опыт в использовании ДО при обучении по программам, связанным с информационными технологиями показал, что во многих случаях получение соответствующих компетенций выходит на первый план по сравнению с необходимостью получения документа об образовании.
Особенности образовательного процесса применительно к специалистам, осваивающим программы MBA
Первая крупная программа МВА в России появилась в Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) Президентской Академии, которая была разработана на основе американского, британского, голландского и итальянского опыта с учетом российских реалий. Программы ВШМБ были положены в основу российских Государственных требований по направлению МВА.
Особенностью программ МВА является их ориентация на формирование высокопрофессиональных менеджеров-практиков, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса. Программа МВА обеспечивает комплексную подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все аспекты управления организацией.
При этом образовательные программы МВА должны обеспечить сбалансированное изучение всех учебных программ (модулей) в комплексе. Допускается функциональная специализация в рамках программы МВА («МВА – маркетинг», «МВА – финансы» и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке руководителей общего профиля.
Главное отличие всех программ МВА – это направленность на развитие навыков применения полученных знаний, умение работать в команде (корпоративность). В ряде случаев при подготовке руководящего состава устанавливается практический стаж работы после окончания вуза не менее 2-х лет.
Ведущие образовательные учреждения, проводящие обучение по программам МВА, имеют договоры с зарубежными университетами или бизнес-школами, что дает возможность использовать западные программы и опыт, приглашать преподавателей из западных бизнес-школ, получать аккредитацию соответствующих международных сообществ. Зачастую выпускники программ МВА получают одновременно с российским диплом одной из западных бизнес-школ.
Программа МВА предназначена, как правило, для людей, окончивших вуз и проработавших какое-то время по специальности, чтобы, с одной стороны, приобрести опыт, а с другой – понять, что приобретенных знаний уже недостаточно. Прохождение МВА позволяет не только восполнить недостаток образования, но и значительно ускорить карьерный рост или изменить профиль своего рода деятельности. На программу МВА идут и преуспевающие владельцы собственного бизнеса, и менеджеры крупных компаний, банков, и недавние студенты, стремящиеся сделать успешную карьеру в бизнесе.
Поскольку МВА – это образование, имеющее практическую направленность, в ходе обучения значительное время уделяется знакомству с деятельностью реальных компаний, применяется метод «кейс-стади», используются активные методы обучения (мастер-классы, ситуационные и ролевые игры и др.). Преподаватели бизнес-школ, как правило, сами работают в реальном бизнесе, занимают руководящие позиции или занимаются консультированием. По словам Майка Джонса, генерального директора Ассоциации МВА в Великобритании, «программы МВА фокусируются на темах, методах, технологиях, применяемых в деловом мире».
Программы MBA строятся по модульному принципу и структурированы таким образом, что в первой их части слушатели осваивают курсы базовых дисциплин, а во второй – курсы специальных дисциплин и занимаются разработкой реальных проектов.