Презентация, доклад для классного часа на тему Сам себе воспитатель. Воспитание характера (5 класс)

Слайды и текст этой презентации

Самовоспитание  – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.
Самовоспитание  – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.

Самовоспитание  – воспитательная работа над самим собой.
С. И. Ожегов
Самовоспитание  – воспитательная работа над самим собой.
С. И. Ожегов

А.В.Суворов – пример
для воспитания
Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтобы велеть самим себе?
Лопе де Вега

С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.
С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.

Как шел к цели А.В. Суворов?
Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения.

Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен.
Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен.

Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.
Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.
Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.
Н.Н. Миклухо-Маклай

Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов) 1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200000 часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет 30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).
Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов) 1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200000 часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет 30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).

Воспитание характера

Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру, вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.

Рекомендации по выработке характера

Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства и недостатки собственного характера.
Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и добрее (убеждение — это выбор линии поведения).
Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Воспитание воли

Всякая деятельность — трудовая, общественная, познавательная — связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля — психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля — это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.

Рекомендации  «Как победить себя, или  Пять «надо»

Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в твоём характере.
Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.
Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый  вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца.
Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхам, маленьким сюрпризом самому себе.

Учитесь дружить

Друзья — это люди, которых связывают друг с другом взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования.
Дружба — приносящие удовлетворение и радость, продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.
Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей — потребность в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, даёт радость жизни.
Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, пуд соли с ним съесть. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение.

Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя надо не на словах, а на деле и чтобы были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным.
Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками.

Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.
Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.
Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.
Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.

Тема 2.3. +
Способность к самовоспитанию
«Человек есть только то, что он сам из себя делает»
(Ж.-П. Сартр)

«Воспитание, полученное человеком, закончилось, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить»
(А.Ф. Дистервег) 
«Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим»
(П.Ф. Каптерев)

План лекции:
Личность как субъект воспитания.
Способность и готовность личности к самовоспитанию как показатель успешности воспитания.
Самосознание как психологическая «база» самовоспитания».
Мотивация самовоспитания (самовоспитание в возрастном аспекте)
Динамика самовоспитания.

Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на развитие, изменение и совершенствование своей личности.
То есть самовоспитание предполагает развитие произвольной, волевой активности человека.
Это не спонтанный, а управляемый самим человеком процесс!

1. Личность как субъект воспитания
Положение о том, что ребенок – не только объект, но и субъект воспитания, является ключевым в понимании роли самовоспитания в развитии личности.

Понятие «субъект»

Понятие «личность как субъект»
«Субъект» (С.Л. Рубинштейн) – высший уровень развития личности, уровень самодетерминации («Я» как фактор собственной жизни).
Ключевые свойства субъекта:
ответственность;
способность к совершению выбора;
активность, инициативность, саморегуляция.

Так, российский педагог, психолог и философ Павел Петрович Блонский видел задачу учителя в том, чтобы
«не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию».
«Мы должны воспитать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его».

2. Важным критерием успешности воспитания является готовность и способность личности к самовоспитанию
В идеале воспитание приводит к развитию способности человека к самовоспитанию – ребенок становится относительно свободным от влияния воспитывающих его взрослых и превращает свое «Я» в объект восприятия, анализа, оценки, воздействия в целях самосовершенствования, саморазвития.

3. Самосознание как психологическая «база» самовоспитания
Самосознание – знание и осознание человеком самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля; выделение себя из всего окружающего мира как некоей устойчивой единицы, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций; осознание своих физических, психических и моральных качеств (А.Г. Спиркин).

Самосознание – образ себя, отношение к себе (Ю.Б. Гиппенрейтер), регуляция своего поведения и состояния (на основе представлений о себе и самоотношения).
Главные функции самосознания:
познание себя;
усовершенствование себя;
поиск смысла жизни (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Компоненты (феномены) самосознания
1) Когнитивный (образы «Я»,
представления о себе) Я-концепция
2) Эмоциональный (самооценка,
самоуважение, самоотношение)
3) Саморегуляция

Любой акт самосознания представляет собой единство момента самопознания и определенной системы переживаний, непосредственно включенных в этот процесс.
Из многих переживаний, эмоциональных различных состояний, чувств личности относительно самой себя в разные возрастные периоды развития, складывается более или менее обобщенное эмоционально-ценностное (эмоционально-оценочное) отношение личности к себе.

Высокий уровень развития саморегулирования поведения объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений и т.д..
Обычно коррелирует с высоким уровнем развития самосознания в целом.
Можно сказать, что наиболее сложные формы саморегулирования возникают как завершающий этап формирования зрелой самоосознающей себя личности.

Процессы самосознания
Самопознание.
Сравнение, соотнесение себя с другими людьми или неким эталоном.
Самоанализ.
Самооценивание.
Самокоррекция.
И др.

4. Мотивация самовоспитания (самовоспитание в возрастном аспекте)
Детство. Этап «самоисправления поступков».
Мотив – изменить конкретные формы поведения (а не качества личности, ребенок их еще не осознает) под влиянием внешних требований (требований значимых взрослых).

2) Подростковый возраст. Этап «ситуативного самовоспитания».
Мотив – через изменение поступков прийти к изменению личности (изменению того, что стало осознаваться как качества личности).

3) Юношеский возраст. Этап осознанного самовоспитания.
Мотив – стремление к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации в интимно-личностной сфере, в учебной и профессиональной деятельности.

Для сравнения – этапы «рождения» личности, выделяемые в психологии:
Индивидуальная интеграция – ребенок осознает себя как индивидуальность (дошкольный возраст), устанавливается первая иерархия мотивов, способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради социально значимых мотивов (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), сами мотивы, как правило, не осознаются. Эффект «горькой конфеты».
Сознательное самоопределение – сознательное руководство собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей, то есть сознательное соподчинение мотивов (подростковый возраст) (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович);
Формирование активной жизненной позиции (юношеский возраст) (В.В. Столин). Активная жизненная позиция – «мировоззрение в действии», проявляемая система отношений, готовность и способность отстаивать свои взгляды, убеждения, ценности ради социально значимых целей.

5. Динамика самовоспитания
Источник самовоспитания – потребность в саморазвитии, самосовершенстовании, самоактуализации, достижении желаемого результата. Движущие силы самовоспитания – противоречия между осознаваемым и проектируемым, актуальным и перспективным, реальным и идеальным в личности.
Этапы:
1. Осознание потребности в самовоспитании.
2. Самоанализ.
3. Самооценивание.
4. Определение цели, плана, программы самовоспитания.
5. Деятельность, направленная на самоизменение и самосовершенствование.

Методы самовоспитания
Самонаблюдение – метод получения информации о явлениях своего сознания и поведения (непосредственное постижение психических явлений, наблюдение за собой и фиксация данных).
Рефлексия – дальнейший анализ данных самонаблюдения («сырых» данных).
Метод основан Дж Локком (17 в.), в основе метода – идея о том, что существует возможность раздвоения или «удвоения» психики: на первом уровне – собственно познание; на втором – наблюдение за деятельностью собственного ума, наблюдение восприятий, мыслей, желаний. Второй уровень, по Локку, это рефлексия – «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рефлексия предполагает направленность внимания на деятельность собственной психики и достаточную зрелость субъекта для постижения этой деятельности.

Самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя определенные качества.
Самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный путь.Осмысление собственной деятельности в поведения – выявление причин успехов и неудач.
Самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Самоубеждение
Самовнушение
Самокритика
Самопринуждение (самоприказ)
Самонаказание

Педагогические условия самовоспитания: оценочная ситуация, жизненные обстоятельства (Емельянова 2003); формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания, информирование о самовоспитании, оказание практической помощи учащимся в самовоспитании (Харламов 2004).

Спасибо за внимание и
понимание!

Воспитай себя сам

Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой. Народная мудрость.

Самовоспитание – это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития.

Сказка «Мальчик и чудовище»

Вопросы при анализе сказки 1.Что же это было за чудовище? 2.Сталкивались ли вы с чудовищем в себе? В других людях? 3.Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу 4.Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким? 5.С кем из мудрецов вы готовы согласиться? 6.Что считать «доброй победой» 7.Как определить, кто из мудрецов дает действительно полезный совет? 8. На какие этапы её можно разделите? 9. Можно ли считать победу Георгия окончательной?

Творческое задание Используя краски, цветную бумагу, пластилин – показать свое видение внутреннего мира главного героя (не конкретный портрет), а через форму, цвет, линии. Показать, как он менялся, как он осознал свое отношение к чудовищу, к своим поступкам. Затем рассказать о своем творчестве, что вы хотели передать и что у вас получилось.

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя В. Гете

Вот Человек – пойди его пойми Он на своей сияющей Звезде С ужаснейшими борется зверьми, Которых сам насотворил везде.

Пять надо 1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять можно 1. Веселиться и играть, когда работа сделана на отлично. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам

Этого делать нельзя! 1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей. 4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Это нужно тебе самому! 1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его – ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4. Быть здоровым и чистоплотным!. 5. Быть внимательным, тренировать внимание!

Пять хорошо 1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела.

Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятения всех, Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди не уставая, Пусть лгут лжецы не снисходи до них; Умей прощать и не кажись прощая Великодушней и мудрей других.

Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владение, Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК! Р.Киплинг.

1

Технология саморазвития личности

2

В. А. Сухомлинский. «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию.» «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».

3

Цель педсовета: Обратить внимание педагогов на проблему педагогического руководства самовоспитанием, раскрыть ее значимость. Задачи: 1. Рассмотреть понятия самообразования и самовоспитания учащегося и факторы, влияющие на процесс самовоспитания и самообразования 2. Изучить способы и приёмы самообразования и самовоспитания. 3. Определить эффективные формы и методы по самообразованию и самовоспитанию учащегося.

4

Кто воздвигнет тебя к небесам? -Только сам. Кто низвергнет тебя с высоты? -Только ты. Где куются ключи к твоей горькой судьбе? -Лишь в тебе. Чем расплатишься ты за проигранный бой? -Лишь собой.

5

Самовоспитание – процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития. (Г.К. Селевко) Самообразование – целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение интересов, потребностей человека в познании окружающего мира. (Г.К. Селевко)

6

Условия для организации самовоспитания 1.Надо желать и уметь трудиться. 2.Надо постоянно изучать себя. 3.Надо поставить перед собой цели самовоспитания. 4.Надо знать, как это делать, знать приемы самовоспитания. 5.Надо верить в себя.

7

Этапы самовоспитания 1.Осознание необходимости усовершенствовать свои личностные качества. 2.Появление желания изменить себя. 3.Самоанализ, самооценка. 4.Определение цели и задачи самовоспитания. 5.Включение механизма воли. 6.Применение методов, приемов, средств самовоспитания.

8

Методы, приемы, средства: 1.Самообязательство, самоприказ, самоуговаривание, самоубеждение. 2.Самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение. 3.Самоконтроль, самооценка. 4.Эмоциональноосмысленный перенос в положение другого. 5.Самоинструктирование, самонапоминание.

9

В самовоспитании имеет значение: То, какую роль мы играем; С кем мы себя сравниваем; Как мы воспринимаем похвалу в свой адрес; Какой имеем опыт успеха и неудач.

10

Средства самовоспитания: Учеба, труд, общественные поручения, художественная самодеятельность, кружки, секции, чтение, программы специального развития.

11

Правила способствующие самовоспитанию: Пять надо: 1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

12

Пять можно: 1. Веселиться и играть, когда работа сделана на отлично. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

13

Пять «нужно»: 1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его – ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту. 5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

14

Пять «нельзя»: 1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей. 4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

15

Пять хорошо: 1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела.

16

Направления для работы с учащимися 5-11 классов: 5 класс – самопознание «Познай себя» 6 класс – самовоспитание «Сделай себя сам» 7 класс – самообучение «Научи себя учиться» 8 класс – самоутверждение «Утверждай себя» 9 класс – самоопределение «Найди себя» 10 класс – саморегуляция «Управляй собой» 11 класс – самоактуализация «Реализуй себя»

17

Поэтапный план работы над собой для учащихся 5-11 классов. 1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал. 1. Девиз жизни. 2. Конечная цель моих стремлений и деятельности. 3. Что люблю в людях и что ненавижу. 4. Духовные ценности человека.

18

2-й этап. Познай самого себя. Какой я есть. 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5. Отношение к учебе. 6. Отношение к труду. 7. Отношение к людям. 8.Объективная самооценка.

19

3-й этап. Определи программу самовоспитания. Каким я должен стать. 1. Требование ко мне родителей и учителей. 2. Требования ко мне товарищей, коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. 4. Программа самовоспитания.

20

4-й этап. Создать свой образ жизни. Режим. 1. Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3. Гигиена труда и отдыха. 4. Правила жизни.

21

5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки. 1. Самообязательства. 2. Задания самому себе на день, неделю, месяц. 3. Самоубеждение. 4. Самопринуждение. 5. Самообладание. 6. Самоприказ.

22

6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания. Самоконтроль. 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2. Самопоощрение или самонаказание. 3. Совершенствование программы самовоспитания.

23

С этим классом кое-что получилось: Если и слабые, и средние, и сильные стали адекватными в общении, профессионально определились, престали волновать педсовет: сдаст или не сдаст, будет допущен к экзаменам или нет. Если за дурное поведение стыдно будет классу, а не только виновнику. Если нет для класса уроков, которые дети считают неважными, необязательными, и с этим ты согласен – мысленно или откровенно. Если ты гордишься классом, а не просто любишь его; если в общении со своими воспитанниками больше слушаешь, а не говоришь. Если и по прошествии многих лет эти дети продолжают давать высокую оценку школе и твоим урокам.

24

Как этого добиться: Быть интересным как предметник и как личность (одно без другого не работает). Воспринимать требовательность учителя ученики будут только в случае дружелюбных и взаимоуважительных отношений. Уметь восхищаться и радоваться – даже если достижения ученика едва заметны. Надо ценить самостоятельность. Надо любить ученика, даже неумного, невоспитанного, неинтеллигентного, даже бездельника, ведь у него еще есть шанс стать лучше, а у нас нет.

25

Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.

1

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ 5 «В» класс

2

НРАВСТВЕННОСТЬ Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

5

Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе Нормы морали регулируют поведение людей

6

Правила нравственности не завидуй Не жадничай Помогай нуждающимся Не предавай Уважай старших Не обижай слабых Не лги ?

7

Право – правила поведения, которые установило государство, их исполнение обеспечивает государство

8

Линии сравненияМоральПраво Кем установлены? ОбществомГосударством Где записаны? Нигде, передаются устно из поколения в поколение В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются? Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение? Осуждение со стороны людей. Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др. Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.

10

Объясни пословицы: 1.«Доброму Бог помогает» 2.«За добро добром платят» 3.«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый» Объясни пословицы: 1.«Доброму Бог помогает» 2.«За добро добром платят» 3.«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый»

12

Ответь на вопрос: Какова роль морали и нравственности в твоей жизни?

Слайд 1
5 класс 08. 2020САМОВОСПИТАНИЕУчитель истории Щепеткова Е.

культуры народов России.

И остановимся с вами на теме: «Самовоспитание».

Каждый из вас попробует сейчас дать определение этому слову.

себя, открыв стр. 136 учебника.

Слайд 3
Запишите, пожалуйста, число. Тему занятия

вам хотелось изучать, что вам интересно было бы узнать. Почему?

Слайд 6
В учебнике на стр. 138 описан один из

и отрицательным качествам. Это называется самооценка.

Важно, чтобы это

Дробь равнялась 1. Если же она меньше или больше, это

говорит о низкой или высокой самооценке. И то, и другое негативно сказывается на формировании личности человека.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает».

Слайд 8
Ученые выделили 5 правил, которые делают человека счастливее.

после раздела устно.

Фотографию или скан выполненных заданий в

тетради прислать до 13.04 на почту

Не забудьте подписать Фамилию

Имя и класс. Не забываем оформлять записи в тетрадях аккуратно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *