Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Когад она появилась? Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов.
Причины преступности несовершеннолетних:
Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.
Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.
Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.
— хроническое психическое прогредиентное заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.
- Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство
- Сбои в работе желудочно-кишечного тракта
- Воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей
- Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям
- Повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
- Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию),
- Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий),
- Социальные (желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих).
— преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Причины суицидов у подростков
- Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку
- Конфликты в школе, издевательства сверстников.
- Влияние СМИ и компьютерных игр.
- Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.
1.3. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
Причинами девиантного поведения являются:
выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:
– генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;
– психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;
– физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.
особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.
девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.
девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность
С одной стороны проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Глава 2. Практическая часть.
Анкетирование проводилось с учениками десятого класса МБОУ «СШ № 21» г. Нижневартовска. Количество учеников составляло 25 человек. Возраст учеников составляло от 15 -17 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, дети приступали к выполнению задания.
В эксперименте использовался анонимный тест, с помощью которого я определила: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоит из трех вопросов, на которые подростки должны выбрать ответ из выдвинутых вариантов.
Анализ полученных результатов показывает, что:
- Большинство подростков считают, что люди знают «что такое девиантное поведение»;
- Подростки считают, что причинами девиантного поведения является именно: Б) психологические, В) социальные, Г) семейные;
- В вопросе: «Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте?», 36% опрошенных подростков выбрали психологические причины; 24% выбрали семейные и 28% – социальные.
- Самая меньшая часть подростков выбрала интернет, как основную причину девиантного поведения в подростковом возрасте.
Таким образом, изучив теоретический материал и проветя практчисекую часть, мы пришли к некоторым выводам. Д
Таким образом, мы видим, что большинство опрошенных выделяют три основных причины девиантного поведения: психологические, социальные и семейные.
Все выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, чтов настоящее время особенно актуальной проблемой становится девиантное поведение подростков. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Существует 4 формы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания и самоубийство. Причинами возникновения отклоняющегося поведения являются:биологические,психологические, социальные, семейные, социально-экономические, морально-этические факторы. С помощью теста мы смогли выделить три основные причины девиантного поведения в подростковом возрасте: социальные, психологические и семейные. Чтобы предотвратить появление девиантного поведения у подростка нужно: Заботиться о сохранении и эмоционально положительных взаимоотношений в семье, со сверстниками и учителями, привлечь ребенка к здоровому образу жизни, втрудных жизненных ситуаций, ребенок должен звонить в экстренную службу психологической помощи.
Список использованной литературы
- Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 90.
- Медицинский справочник болезней
- Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. / Под ред. канд. мед.наук С. Н. Бокова. В 2-х томах. Т. 2. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 448 с.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 381—526 с.
- Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы /Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. СПб.: Питер., 2012. С. 58.
- Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы/Л.В.Карцева. М.: Дашков и КО, 2007. С. 46.
- Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми/Э.И.Тюрина, Н.Ю.Кучукова. М.: Академия, 2009. С. 102.