В статье рассматриваются такие приемы работы с текстом, как «Яркое пятно», «Фишбоун», «Все в твоих руках», комплексный анализ текста, реконструкция текста и ряд других с демонстрацией применения их на практике.
Прием «Яркое пятно»
– Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей – вот в чем мудрость нашей жизни.
Комплексный анализ текста
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
Реконструкция текста
Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
Сложение целого текста из частей
Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
Синквейн (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).
Этот прием, позволяющий высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .
Поэтическая разминка
Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
Приём «фишбоун»
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость»
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» – это мини – исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе
Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3) Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4) Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся. (5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
- Определите тему текста.
- Определите идею текста.
- Определите тип речи.
- Определите стиль речи.
- Укажите вид односоставных предложений №1-4.
- Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.
- Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.
- Выпишите из текста два глагола в форме повелительного наклонения.
- Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени.
При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.
Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..
Основные признаки текста
Задание: Составьте рассказ о существительном по опорным словам.
1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
- Они то косо л_тели (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.
- Лист_я падали дни и ночи.
- Нач_лся л_стопад.
4.Этот дож_дь шел н_делями.
В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.
С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.
2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) Для молодого человека сказал он.
Б) Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.
В) Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.
В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
С. Определите тему получившегося текста
Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).
1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным);
2 строка – описание темы в двух словах (прилагательными);
3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.
Задание: написать синквейн по теме данного мастер-класса.
Теперь уж пусто все – простор везде,
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
А. Вставьте пропущенные эпитеты.
Б. Назовите автора стихотворения.
В. Сверьте свой текст с оригиналом.
Г. Определите настроение, интонацию, характер лексики.
Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
- Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
- Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
- Отразите «поиски» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины решаемой главным героем проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
- Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Еще семь приемов работы с текстом на уроках русского языка и литературы:
- Приём “Яркое пятно”
- Комплексный анализ текста
- Реконструкция текста
- Сложение целого текста из частей
- Синквейн
- Поэтическая разминка
- Приём “Фишбоун”
С конкретными примерами использования приёмов в учебном процессе вы можете ознакомиться в приложении.
Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
Стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Этот прием, позволяющий высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость».
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе.
Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работала в этом направлении: знакомилась с опытом коллег, читала разные методические пособия, экспериментировала. Представляю вам небольшую методическую копилку дидактических приёмов, которую мне удалось собрать (успешно использую их в своей работе). Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе.
Дидактические приёмы работы на уроках литературы
Особенностью современных уроков литературы является сочетание традиционных и интерактивных методов преподавания. Одним из главных принципов работы, считаю отстаивание учениками собственной точки зрения. Таким образом, мы закладываем в учениках не только чувство собственного достоинства, но и развиваем речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать знания и навыки.
Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это достигается путём индивидуального подхода в обучении, умением учителя заинтересовать учеников, раскрыть красоту не просто слова, а художественного слова путём использования разных приёмов, умения создать атмосферу сотрудничества. Думаю, что литература – это тот школьный предмет, который формирует и развивает личность с позиции слова. Поэтому следует научить школьников правильно пользоваться словом.
Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний. В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чём говорится, но и то, как говорится. Исходя из выше сказанного, в своей работе использую разнообразные дидактические приёмы творческого развивающего обучения.
«Голоса»
К списку приемов
«Живые рисунки»
Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.
«Личные ассоциации»
Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»:
Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо;
Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.
Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя.
«Буриданов осёл» или «Займи позицию»
Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.
Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, сто деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.
«Глазами психолога»
Этот приём целесообразно использовать в 9-11 классах, когда дети уже имеют определённые навыки анализа.
Например, некоторые герои Г. Флобера, Ф. Достоевского страдают и заканчивают жизнь самоубийством. С помощью этого приёма, используя закон: читатель – субъект – анализ, предвидеть, какие обстоятельства победили их оставить этот мир.
а) демонстративность (люди этого типа стремятся своим самоубийством привлечь внимание окружающих к своим бедам, добиться сочувствия и понимания);
б) несостоятельность (такие люди считают себя некомпетентными, ненужными);
в) максималисты (наименьшая потеря кажется непоправимой, а ценность достижений минимальной).
Однако, по мнению учёных, есть и такие факторы, которые при любых обстоятельствах удерживают от самоубийства любую категорию кандидатов. Это понимание ответственности перед другими и чувство собственного долга.
Вопросы для самостоятельной работы или беседы:
- Можно ли утверждать, что что литературный герой проходит все намерения? Аргументируйте свой ответ.
- На каком этапе жизни начало формироваться это намерение? Кто или что повлияло на его возникновение?
- Имеют ли влияние на самоубийство социальные факторы? Какие именно?
- Имеет ли смысл применение сдерживающих факторов от самоубийства? Есть ли эти факторы в произведении?
С помощью данного приёма можно проследить причины поведения многих литературных героев: Дон Кихота, Евгения Онегина, Печорина и других.
«Синквейн»
Стихотворная форма рефлексии. Этот приём воодушевляет учеников. При составлении следует соблюдать форму написания:
- 1 строка – тема стихотворения, которая выражается одним словом (или фамилия, имя героя), обычно именем существительным;
- 2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
- 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами;
- 4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме;
- 5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.
Этот приём позволяет учителю решить сразу несколько задач:
- сменить атмосферу в классе, сделать её творческой, ведь дети любят творить;
- проверить, как ученики запомнили важные понятия темы;
- развивать творческие способности, мышление.
Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста, изучения определённой темы.
Например, синквейн к образу Дон Кихота.
Дон Кихот.
Отважный, целеустремлённый.
Читает, путешествует, борется.
Стремится искоренить зло на земле.
Рыцарь.
«Диаманта»
Существует множество разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Очень эффективным для работы с понятиями, противоположными по содержанию, является написание диаманты.
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
- 1 строка: тема (имя существительное);
- 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
- 3 строка: действие (три глагола);
- 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям;
- 5 строка: действие (три глагола),
- 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
- 7 строка: тема (имя существительное).
Царица.
Злая, завистливая.
Любуется, злится, приказывает.
Пустота, ржа – свет, мир.
Живёт, помогает, радует.
Скромная, добрая.
Царевна.
Написание диаманты полезно для понимания учениками сути отличий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
«Солнышко»
В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно:
- после прослушивания сведений о творчестве писателя,
- указывая черты характера литературного героя,
- анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д.
Например, тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера; тема – А. Чехов, «лучи» – виды деятельности писателя.
«Гроздь»
Приём подобный «Солнышку», только используется другая форма заполнения.
«Цепочка»
Главное в этом приёме опираться на опыт детей, правильную и чёткую постановку вопросов, то есть многоразовое повторение самого главного, того, что взволновало, побудило ученика задуматься и удивиться. Иногда из этой «цепочки» возникает проблема, которую следует решить на следующем уроке.
1.Можно ли Золушку назвать по-современному «мастером – золотые руки»?
2. Возьмём роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание. Самая сложная сцена романа – исповедь Мармеладова. Ученики читают текст исповеди про себя. Затем одно лишь задание: записать в тетрадь вопросы, которые встают перед учеником во время чтения.
Вопросов возникает немало:
- Имеет ли право кто-нибудь осуждать Мармеладова?
- Почему Мармеладов заинтересовался именно Раскольниковым?
- Возможно ли каким-либо образом помочь Мармеладову? Как именно?
3. Установить последовательность путешествия литературного героя или составить цепь основных событий произведения.
«Один день из жизни литературного героя»
В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он сам ставит вопросы перед собой. Все мы простые смертные: и властелины мира, и гении, и неудачники, добрые и злые – рано или поздно спрашиваем свой разум и сердце о том, что посеяли они по белому свету и что оставили в нашей жизни.
- Расскажите о своём самом памятном дне в жизни.
- Был ли такой день у литературного героя?
Чем он особенный?
«Тайные мысли»
Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия.
– Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано.
В своей практике учителя я неоднократно сталкивалась с мнением школьников, которое даже не предполагала услышать.
1.Всем известна русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Школьники всегда сочувствовали Василисе, видели в её характере положительные качества, симпатизировали героине. А вот одна из пятиклассниц заметила такую черту характера в Василисе, как лень. Когда её спросили, почему она так решила, девочка ответила: «Василиса всё время обращалась за помощью к куколке, которую подарила ей мать перед смертью. А что она делала сама? Как видит трудность – сразу к куколке. Лентяйка эта Василиса».
2.Интересно было мнение ученика о солдате из сказки «Огниво». Мальчишка осудил поступок солдата в отношении родителей принцессы: «Он собрался жениться на принцессе, а родителей её убил (хоть и не своими руками). Как он может смотреть после этого ей в глаза. Может быть, король и королева и плохие, но ведь принцесса, наверное, любила отца и мать. Можно было найти другой выход».
3. Не все пятиклассники положительно относятся и главному герою произведения И. Тургенева «Муму» – Герасиму. Несмотря на знакомство с исторической эпохой, прототипом Герасима, ребята осудили героя за то, что он утопил Муму. Они не могли понять: Герасим всё равно ушёл в деревню, так почему он не забрал собаку с собой.
Таких примеров можно привести много. Современные дети мыслят иначе. Им не навязывают стандартных характеристик (раньше в учебниках давались характеристики героев, ученики читали и пересказывали), они выражают свои чувства и эмоции.
Круг «Вена»
Это две пересекающихся окружности, в каждой из которых пишется, например характеристика героев, а в месте пересечения окружностей (вене) указывается общее в образах. Данный приём используется для сравнения образов, произведений, исторических эпох и т. д.
«Какография»
Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы.
Например, ученикам предлагаются задания:
1.Найдите ошибку:
Шарль Перро, Прометей, Синдбад-мореход, Василиса.
2. Исправьте ошибки в утверждениях:
- Генрих Гейне – известный английский поэт.
- А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила».
Нравятся школьникам и такие задания:
1.Допишите пропущенные буквы в словах:
Бр..дбери, Ж..ль Верн, Дж..натан Сви..т, Ан..ерсен, по..есть.
2. Дополните предложения:
Сказку «Двенадцать месяцев» написал _________________.
А. П. Чехов – известный автор ______________ рассказов.
Г. Х. Андерсен – известный _______________ сказочник.
«Решето»
Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить.
- Выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных.
- Из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя).
Этот приём можно назвать иначе – «Золушка» (все помнят эпизод, когда мачеха заставила Золушку отделить просо от мака).
«Кластер»
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Она более тесно связана с тем, как работает наш мозг.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся. Которые писать не любят. В основном это та стратегия, которая даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определённой теме. Поскольку эта деятельность связана с письмом, она также может служить средством информирования пишущего о знаниях и связях, которых он, по-видимому, даже и не осознавал.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
- Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
- Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
- По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
- Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
Нужно выполнять лишь несколько основных правил:
- Записывайте всё, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
- Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей или их поток и связи между ними.
Пример учителя очень важен. Если учитель, как и ученик, делает разбивку на кластеры, учащиеся видят, что этот вид деятельности считается важным. Кроме того, это исключит для учащихся возможность задавать вопросы учителю и тем самым мешать думать другим.
Разбивка на кластеры – это гибкая стратегия. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы. Это даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует.
Независимо от того, делается это в группах или индивидуально, важно помнить три правила:
- Не переставайте писать во время отведённого времени.
- Не судите о том, что вы думаете.
- Не обращайте внимания на орфографию.
Разбивка на кластеры, проводимая индивидуально, – это приятный отдых после групповой мозговой атаки, поскольку это делается быстро и даёт возможность всем учащимся, а не только тем, которые всегда первыми поднимают руки, принимать активное участие в мыслительном процессе. Однако опыт учит нас, что когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна выбираться такая тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации.
С полученными индивидуальными разбивками на кластеры надо ознакомиться попарно или всей группой.
«Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии, чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа.
Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.
Таким образом, данный комплекс личностно ориентированных методов и приемов нацелен на создание атмосферы, способствующей выражению чувств и эмоций учащихся; заставляет задуматься не только о теме урока, но и о самих себе; создавая портрет литературного героя или его психологическую характеристику, учащиеся прибегают к перечитыванию произведения.
«Письмо по кругу»
Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.
«Ромашка вопросов, или Ромашка Блума»
Цель приёма: создание вопросов разных типов.
Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические.
- Простые (фактические) вопросы— вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы.Обычно начинаются со слова “Почему?” и направлены на установление причинно-следственных связей. “Почему листья на деревьях осенью желтеют?”. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного “превращается” в простой. Следовательно, данный тип вопроса “срабатывает” тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Оценочные вопросы.Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему что-то хорошо, а что-то плохо?”, “Чем один урок отличается от другого?”, “Как вы относитесь к поступку главного героя?” и т. д.
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;
Дидактические приёмы на уроках литературы – путь к активной интерпретации (творческому становлению). Ученики вместе с учителем на уроке создают оригинальное: мысль, действие, вопрос, сочинение. Они различают гармонию и дисгармонию, прекрасное и уродливое, сопоставляют собственные чувства с чувствами героев литературных произведений, то есть познают жизнь и художественную литературу.
Миниатюра: School photo created by freepik – www.freepik.com
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 г. Кирова
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.
Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.
Технология продуктивного чтения (ТПЧ)
Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.
Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.
Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.
Этап – этап предтекстовой деятельности.
Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста
1.Стратегия «Прогноз по заголовку».
Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.
Приведите примеры подобных расхождений.
2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).
Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.
3. Стратегия «Образ текста».
Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.
4.Стратегия «Батарея вопросов».
Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.
5. Стратегия «Глоссарий».
Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».
Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.
7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».
8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.
2 этап – этап текстовой деятельности.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.
2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».
3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.
4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.
5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.
2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?
3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.
Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.
Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.
Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.
Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
2. Ориентирована на развитие личности.
3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
4. Способствует пониманию текста на уроке.
Статьи по теме
учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьской ООШ, деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района Кировской области
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.
“Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.
Приём «Рубрика «Любознательным»
В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.
Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».
Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.
Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.
Этап актуализации
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём «Морфемный конструктор»
Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)
Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»
Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую.
То же самое с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой.
Приём «Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии.
Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»
Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:
учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.
Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.
При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:
они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.
Приём «Суперконтрольная»
Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.
На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.
На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.
Выставляется средняя оценка.
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.
Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.