Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22. 2021 № 652н
“Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”
Зарегистрирован 17. 2021 № 66403
Дата опубликования: 17. 2021
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим “Javascript – разрешено”!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера. Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична. Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
На официальном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован текст проекта приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (далее – Проект). Если Проект будет утвержден Минтруда, то он вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2028 г.
Проект представляет собой доработанный с учетом изменений, внесенных в ФЗ «Об образовании в РФ» и других документов, а также цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», действующий с 2013 года профстандарт для педагогов. Профстандарт в представленном Проекте предназначен только для учителей.
В Проекте скорректированы наименования видов и целей профессиональной деятельности; обобщенные и отдельные трудовые функции, а также трудовые действия; уточнена привязка обобщенных трудовых функций к уровням квалификации, требования к образованию и опыту специалистов; изменены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям учителя.
Кроме обычных функций педагога, в профстандарт учителя добавлены новшества, связанные с цифровизацией школы: введены требования к знаниям, владению и использованию учителем цифровых технологий и инструментов. какие навыки он должен формировать у обучающихся в цифровой сфере. Так, согласно Проекту, в области цифрофизации учителя должны:
требования к информационной образовательной среде, установленные ФГОС, в том числе для обучающихся с ОВЗ;
средства цифровых коммуникаций, рекомендованные для использования в образовательном процессе; ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предмету обучения, в том числе для детей с ОВЗ;
— владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе);
— владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;
-адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
— принимать участие в образовательных коммуникациях (социальные сети, группы, блоги, видеосервисы) в системе информационной образовательной среды с участниками образовательного процесса с соблюдением норм информационной безопасности и профессиональной этики;
— использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
— применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
— вести электронные формы документации;
— использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ;
— избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Согласно Проекту, учителя в процессе образовательной деятельности должны уметь:
формировать у учеников, в том числе с ОВЗ, общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников;
учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять ресурсы и сервисы по предметам обучения;
применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Обратим внимание, что согласно закону об образовании, теперь к преподаванию в школе допускаются студенты-старшекурсники. Поэтому Проектом предусмотрена должность педагога с возможным наименованием «Учитель-студент», который должен иметь образование в объеме не менее чем 3 курсов вуза по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», подтверждённое справкой об успешном прохождении им промежуточной аттестации в вузе.
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Применяется при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации.
Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29. 2012 №273-ФЗ).
Профстандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)») утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года № 544н, введен с 1 января 2017 года, в случае утверждения Проекта, утрачивает силу.
Согласно ТК РФ, если работник не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку.
По своей инициативе или инициативе работодателя учитель для получения сертификата соответствия может пройти независимую оценку квалификации в Центре оценки квалификаций, согласно Постановлению Правительства РФ от 16. 2016 N 1204. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то он может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31. 2022) (garant. ru)
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238 «О независимой оценке квалификации».
Распоряжение Минпросвещения России от 30 апреля 2019 года N МР-4/02вн «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего»
Профессиональный стандарт педагога
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
- Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций.
- Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
- развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» приказ № 514-н от 24. 2015 года
Профессиональный стандарт «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года N 49н)
Профессиональный стандарт (пед. деятельность в дошкольном, начальном общем, основном и среднем общем образовании)
Профессиональный стандарт педагога основное содержание
Профессиональный стандарт учителя начальных классов
Актуальные направления и методы обучения в профессиональном стандарте педагога
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Особенности применения Профессионального стандарта в образовательных организациях
Приказ об утверждении профессионального стандарта
- “Применение профессиональных стандартов в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга”
- “Профессиональная стандартизация в образовании, как системная инновация”
- “Профессиональный стандарт педагога: стратегия индивидуализации” О.Г.Прикот, д.п.н.,профессор
Обзор документа
Для педагогов Минтруд утвердит новый профстандарт, который заменит профстандарт 2013 г. Речь идет только о школьных педагогах (сейчас – и о педагогах детских садов). Уточняются трудовые функции, квалификационные требования. Так, вводятся требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов.
Предполагается, что новый профстандарт будет действовать с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Вступает в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования детей и взрослых
- Блог инженера
- 30.12.2021
1 сентября 2022 года изменятся профессиональные требования к работникам сферы дополнительного образования. К ним относятся педагоги и преподаватели, тренеры и тренеры-преподаватели, включая спортивных, руководители экскурсий и прочие специалисты, работающие со взрослыми и детьми. Планируется, что документ будет действовать до 2028 года.
Новый профстандарт вводит подробное описание должностных функций, критериев профподготовки и прочих требований к специалистам из сферы дополнительного образования детей и взрослых. Так, при принятии на работу их нужно будет проверять на соответствие требованиям российского закона о педагогической деятельности и отправлять на предварительный медосмотр.
Ужесточатся требования к базовой профессиональной подготовке данных работников. От них потребуется профильное высшее или среднее образование. Если же диплом не соответствует профессиональному стандарту, то такой специалист должен пройти профессиональную переподготовку. Курс профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования» можно пройти в удобном дистанционном формате в нашем учебном центре дополнительного профессионального образования.
Ответ: Главными задачами создания стандарта является реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей. Назовите новые компетенции, которые выдвигает профессиональный стандарт педагога к учителю
Профстандарты в образовании , в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю)
Содержание профессионального стандарта педагога Профстандарт состоит из нескольких разделов : общие сведения, описание трудовых функций, характеристика обобщенных трудовых функций