Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 N 196 — Редакция от 30.09.2020 — Контур.Норматив

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

Цель: познакомить с  современными подходами, принципами и формами планирования   и организации учебного процесса в детских объединениях.

  • Особенности  учебного процесса в дополнительном образовании.
  • Учебное занятие – основная форма организации учебного процесса

– цель и задачи

– типы учебных занятий

– требования к организации занятий

– формы работы с детьми

– методы обучения

– основные этапы современного занятия.

План-конспект учебного занятия  педагога дополнительного образования.

Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях».

Структура инновационного занятия по Н. Щурковой.

Педагоги разбиваются на группы по направленностям.

Вступительное слово: тема семинара,  план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

Особенности  учебного процесса в дополнительном образовании.

Вопрос для обсуждения в группах: Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?   (ответы представителей от групп

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, т. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

базироваться на развивающих методах обучения детей;

для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

основываться на социальном заказе общества;

отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Вопрос для обсуждения в группах:   Дайте  определение учебного занятия.

Исходя из определений, резюмируем:

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов.

Необходимо исходить из самого понятия  цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.

Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Традиционно  к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

Практикум в группах:  Формулировка задач учебного занятия. Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.

5 – формировать правильное отношение к природе.

Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем:

Образовательные задачи  конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно  формировать на учебном материале занятия.

Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т.

Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

– изучение нового материала;

– применение знаний на практике, формирование практических умений;

– контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

Вопрос для обсуждения в группах: Какие  существуют типы учебных занятий?

Итог работы групп – определение типов занятий:

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др

обобщение  знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др

комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

контрольное (итоговое).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Вопрос для обсуждения в группах:  Какие требования  необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?

Обобщаем ответы  групп:

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

– создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

– целесообразное расходование времени занятия;

– применение разнообразных методов и средств обучения;

– высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

– практическая значимость полученных знаний и умений.

Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

– Лекция – устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

– Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

– Дискуссия –  всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

– Конференция – собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

– Экскурсия – коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

– Экспедиция –        поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

– Туристический поход – передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

– Учебная игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

– Презентация предмета, явления, события, факта – описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

– Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

– Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

– Круглый стол – коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.

– Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

– “Крепкий орешек” –   решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

– День добрых сюрпризов –        упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

– Конверт вопросов –         свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

– Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

Имеется многообразный арсенал  методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции.

Рассмотрим две классификации методов обучения.

По Ю. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

  • Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
  • Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

  • Упражнения
  • Практическая работа
  • Решение задач
  • Моделирование объектов

По М. Скаткину и И. Лернеру

  • Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
  • Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)
  • Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)
  • Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)
  • Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

Вопрос для обсуждения в группах:  Выделите основные этапы учебного занятия.

В процессе обсуждения выделяем этапы занятия:

Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия  – находят своё отражение в плане, который         педагог составляет на каждое учебное занятие.

В основе многообразных  вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:

– каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

– любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

– построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Работа в группах: Рассмотрим и обсудим  возможный  вариант плана-конспекта занятия.

  • образовательная
  • воспитательная
  • развивающая

Оборудование для педагога

Оборудование для учащихся

  • Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.  Создание психологического настроя на работу.                                                                                            1-3 мин
  • Проверка домашнего задания – творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.                                                       10-15 мин
  • Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым  материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией  и т.д.).                                                                                            15-20 мин
  • Самостоятельная (практическая) работа  обучающихся. Закрепление знаний и способов действий.   Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка.                                                                                            30-40 мин
  • Итог занятия.  Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей,  оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия.                                                                                              10-15 мин

Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки  детей на занятиях»

Психолог актуализирует значение физкульминуток и физкульпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно за занятиях  в детских объединениях ИЗО, ДПИ, шахматном клубе, музыкальной школе-студии.

Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

Под руководством психолога педагоги  знакомятся и «проигрывают» несколько психологических разминок.

Ранее мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия в дополнительном образовании. Теперь познакомимся со структурой  инновационного занятия по Н. Щурковой.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Работа в группах: Изучение  инновационного занятия по Н. Щурковой (раздаём на листах).

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Итог работы групп:  Выступление представителей групп. Обсуждение структуры инновационного занятия. Возможности включения такой структуры в практику своей работы.

Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

(в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05. 2019 N 470, от 30. 2020 N 533)

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257; ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670, N 31, ст. 4765, N 50, ст. 7563, N 1, ст. 57; 2018, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591, N 27, ст. 3945, N 27, ст. 3953, N 32, ст. 5110, N 32, ст. 5122) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. , регистрационный N 30468).

Министр О. ВАСИЛЬЕВА

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее – организации, осуществляющие образовательную деятельность).

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 05. 2019 N 470)

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 05. 2019 N 470)

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” <1> (далее – Федеральный закон об образовании).

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217; ст. 4257; ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53; ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670, N 31, ст. 4765, N 50, ст. 7563, N 1, ст. 57; 2018, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591, N 27, ст. 3945, N 27, ст. 3953, N. 32, ст. 5110, N 32, ст. 5122.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями <2>.

<2> Часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании.

Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность <3>.

<3> Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании.

Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения <4>. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации <5>.

<4> Часть 4 статьи 17 Федерального закона об образовании.

<5> Часть 5 статьи 17 Федерального закона об образовании.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации <6>.

<6> Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.

При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. , регистрационный N 48226).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий <7>.

<7> Часть 3 статьи 13 Федерального закона об образовании.

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается <8>.

<8> Часть 9 статьи 13 Федерального закона об образовании.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность <9>.

<9> Часть 5 статьи 14 Федерального закона об образовании.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) <10> и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам <11>.

<10> Пункт 3. 1 профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”, утвержденного приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 52016).

<11> Часть 1 статьи 46 Федерального закона об образовании.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании <12> привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями <13>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

<12> Часть 5 статьи 46 Федерального закона об образовании. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

<13> Часть 4 статьи 46 Федерального закона об образовании. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья <14>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

<14> Часть 3 статьи 79 Федерального закона об образовании. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку- поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных

занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек- барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой <15>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

<15> Часть 1 статьи 79 Федерального закона об образовании. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков <16>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

<16> Часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 30. 2020 N 533)

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям.

Требования к педагогу дополнительного образования

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к педагогу дополнительного образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Должностная инструкция:
  • Агент по снабжению должностная инструкция
  • Администратор гостиницы
  • Внесение изменений в должностной регламент
  • Врач клинической лабораторной диагностики должностная инструкция
  • Гальваник должностная инструкция
  • Квалификация работников:
  • Агент по снабжению
  • Аппаратчик химводоочистки
  • Бухгалтер ЕТКС
  • Бухгалтер по заработной плате
  • В каком случае проводится квалификационный экзамен

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8 “Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования” Федерального закона от 29. 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации””Частями 2, 3, 5 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года предусмотрено, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Готовое решение: Как организовать охрану труда в образовательном учреждении(КонсультантПлюс, 2022)В частности, они могут быть при организации обучения работников по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Например, педагогические работники профессиональной образовательной организации, организации дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин “охрана труда”, “безопасность жизнедеятельности”, “безопасность технологических процессов и производств” проходят обучение только в определенных обучающих организациях. А преподаватели дисциплины “охрана труда” с непрерывным стажем работы в области охраны труда не менее пяти лет могут не проходить обучение и проверку знаний в течение года после поступления на работу (ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 6, 2. 1, 2. 2 Порядка обучения по охране труда).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Правовой статус научных работников в России и зарубежных странах(Черных Н. )(“Актуальные проблемы российского права”, 2019, N 7)В настоящее время Законом о науке и научно-технической политике не предусмотрена обязательность соответствия работника требованиям к квалификации, установленным профессиональным стандартом, профессиональные стандарты для всех научных работников пока не приняты <13>. Однако ст. 52 Закона об образовании обязывает всех работников образовательной организации высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе и научных работников, соответствовать требованиям к квалификации, устанавливаемым профессиональным стандартом, и если предположить, что профессиональный стандарт научного работника будет утвержден, то при отсутствии изменений в Законе о науке и научно-технической политике сложится парадоксальная ситуация, при которой на часть научных работников профессиональный стандарт будет распространяться, а на часть – нет.

Федеральный закон от 29. 2012 N 273-ФЗ(ред. от 14. 2022)”Об образовании в Российской Федерации”(с изм. и доп. , вступ. в силу с 25. 2022)2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.