Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 N 629

Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2022 г. N 70226

Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разбираемся, что изменилось для учеников, учителей и родителей

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам.

Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.

С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Новые ФГОС общего образования 2021 года

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили . Подход затрагивает все уровни школы.

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия ДПО» осуществляет свою деятельность в соответствии с:

Содержание дополнительных профессиональных программ учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (в соответствии с Частью 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Программы повышения квалификации направлены на описание изменений целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере (соответствие требованиям профессионального стандарта).

Образовательные программы профессионального обучения разрабатываются в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

Академия ДПО руководствуется в своей деятельности:

— Приказом Минтранса России от 11.01.2022 N 1 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2022 N 67295);

— Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №175 от 23 июня 2016 г. «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок и типовой дополнительной  профессиональной программы профессиональной переподготовки консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок»;

— Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»;

— Приказом Ростехнадзора от 13.04.2020 N 155 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности»;

— Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №755 от 15 октября 2021 г. «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности»;

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:

от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 г., регистрационный N 52831);

от 5 сентября 2019 г. N 470 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617);

от 30 сентября 2020 г. N 533 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2020 г., регистрационный N 60590).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года.

Исполняющий обязанности Министра А.А. КОРНЕЕВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья).

Порядок является обязательным для реализующих дополнительные общеобразовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей (далее – организации, осуществляющие образовательную деятельность).

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;

адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

профессиональную ориентацию обучающихся;

выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально.

Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.

Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте 26 Порядка, и быть направлена на решение следующих задач:

оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);

предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;

обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:

с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;

воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности;

формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе:

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий;

доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);

контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки;

применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий;

использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации);

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров);

обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;

использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;

для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений);

безбарьерную архитектурно-планировочную среду;

обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации);

включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:

адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);

использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее;

преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;

стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);

обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);

нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора);

расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) – использование визуальных расписаний;

для обучающихся с задержкой психического развития:

использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);

обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;

использование специальных приемов и методов обучения;

дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;

соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

специально оборудованные “зоны отдыха” для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки;

для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) – психолого-педагогическое тьюторское сопровождение;

учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках);

сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.

Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (59-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (1011-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим основные изменения подробно.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Введены в 2004 году. Документ «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

А что с шахматами?

Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

Краткие выводы

  • Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.
  • Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  • Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
  • Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *