Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2023 года этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную

/ / Кто имеет право обучать вождению автомобиля, кроме инструктора

Время чтения: 4 мин.

Желающие получить водительские права часто задаются вопросом о том, кто имеет право обучать вождению, помимо автоинструктора. На самом деле ответ можно найти, заглянув в ПДД, однако в этой статье мы подробно расскажем о всех нюансах этой темы и разберём сопутствующие вопросы.

Добрый вечер, Юрий.

Нужно подавать следующие документы:

Заявление Уставная документация.  Выписка из ЕГРЮЛ Свидетельство о государственной регистрации Свидетельство, указывающее, что организация стоит на учете в ИФНС Квитанция об оплате государственной пошлины Заключение СЭС Документы, подтверждающие, что соискателю на правах собственности принадлежат помещения, строения, сооружения, предназначенные для осуществления образовательной деятельности. Если имеются арендные договора, их также нужно предоставить Опись документов Документ, подтверждающий наличие у организации образовательных программ Документы сотрудников автошколы, указывающие на то, что им разрешено проводить обучающую деятельность. В таких документах присутствуют сведения об их рабочем стаже, квалификации и образовании Документы о наличии материально-технической базы. Сюда входит необходимый инвентарь, оборудование, а также транспортные средства, предназначенные для обучения водителями

Данный перечень документов основан на положениях Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»).

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В п. 1 постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указано, на кого этот порядок не распространяется. Из этого следует, что лицензия не нужна, если образовательные услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам ИП, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Правовая база, понятия и основные правила учебной езды

Основная информация, касающаяся того, кто имеет право обучать вождению, какие существуют требования к ученикам, где осуществляется управление учебным автомобилем и каким этот автомобиль должен быть, указана в ПДД. В правила вносятся регулярные изменения, в том числе, касающиеся профессионального обучения вождению.

Требования к обучающемуся лицу

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Обучающийся — лицо, проходящее подготовку в автошколе на профессию водителя. Чтобы стать учеником, необходимо быть:

  • старше 16 лет для категорий «В», «С» и «С1»;
  • старше 20 лет для категорий «D», «D1», «Tb» и «Tm».

Тем, кто имеет право обучаться в автошколе по достижению необходимого возрастного порога, нужно пройти медицинский осмотр и предоставить документы.

К сдаче экзамена на категории «В», «С» и «С1» допускаются с 17 лет, но управлять личным, а не учебным автомобилем разрешается только с 18 лет.

Требования к обучающему вождению (автоинструктору)

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Инструктор — это педагогический работник организации, занимающейся обучением езды на автомобиле. В роли такой организации выступает автошкола.

Тем, кто имеет право обучать вождению автомобиля, нужно соблюдать ряд требований:

  • иметь удостоверение автоинструктора;
  • иметь водительские права, соответствующей категории учебного автомобиля;
  • возраст от 21 года;
  • стаж управления автомобилем от 3 лет;
  • отсутствие нарушений, приводящих к лишению прав, в течение последних 5 лет;
  • среднее профессиональное образование: профильное без дополнительной подготовки или педагогическое с прохождением обучения не менее 250 часов и дополнительной подготовкой;
  • отсутствие судимостей;
  • пройденный медосмотр.

Автоинструкторы, не соответствующие всем профессиональным требованиям, не могут быть допущены к работе. Чтобы избежать проблем при сдаче экзамена в ГИБДД, перед началом обучения, проверяйте наличие лицензии у автошколы.

Требования к местам, где проводится обучение

Учебная езда запрещена в дворовых территориях и жилых зонах, другие участки дорог общего пользования, в том числе и автомагистрали, доступны ученикам автошкол. Перед выездом в город, тем, кто обучается такому навыку, как вождение, нужно пройти уроки на автодроме и сдать зачёт.

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Раньше ученики автошкол могли выезжать в город уже на втором занятии по вождению. Это правило было упразднено, чтобы на дороги общего пользования выезжали более квалифицированные водители и езда рядом с другими участниками движения не была сложным испытанием.

Зона автодрома, на которой ученики регулярно проходят испытания в виде упражнений, это специально оборудованная территория. На ней установлены конусы и эстакада, а также разметка, используя которую будущие водители оттачивают свои навыки и преодолевают страх перед ездой, садясь за руль автомобиля в первый раз.

Требования, предъявляемые к обустройству автодромов, зависят от категории автомобилей, на которых будут обучать вождению.

Требования к учебному автомобилю

Машина автоинструктора должна соответствовать стандартам учебного транспортного средства. При отсутствии необходимого оборудования, даже тот, кто имеет право обучать навыкам вождения, не может проводить уроки с учениками.

В учебном автомобиле должны быть дублирующие педали, дополнительные зеркала, и опознавательные знаки. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов недопустимо. Соблюдение требований к машине нужно не только тем, кто имеет право обучать на ней учеников, но и важно для других водителей. Опознавательные знаки учебного автомобиля помогают другим водителям понять, что сидящий за рулём человек ещё только получает навыки, может повести себя непредсказуемо и его действия могут не соответствовать поведению того, кто уже имеет право управлять машиной.

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

В зависимости от типа коробки передач, количество дублирующихся педалей будет различаться:

  • для механической коробки — педали сцепления и тормоза;
  • для автоматической — педаль тормоза.

Независимо от типа КПП, они будут расположены на переднем пассажирском месте.

Дополнительное зеркало заднего вида необходимо инструктору для контроля за ситуацией на дороге. Так как ученик выступает в роли того, кто имеет право настраивать основные зеркала под себя, инструктор не сможет ими пользоваться.

Тот, кто имеет право обучать вождению, то есть инструктор, должен соблюдать требования к учебному автомобилю, чтобы не получить штраф за нарушение ПДД.

Дополнительное профессиональное образование

Курсы повышения квалификации по специальностям ✅ Обучение на инструктора по вождению и преподавателя ПДД с получением диплома установленного образца 🚗 Записывайтесь в учебный центр автошкола ТЕХНИКА.

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Инструкторы по вождению

Удобный график обучения

256 часов/ 1,5 месяца

72 часа/ 1,5 недели

Диплом установленного образца

Удостоверение установленного образца

Дистанционное обучение

обучение в online системе7 000 р5 000 р

Требования к слушателям
  • удостоверение водителя транспортных средств соответствующей категории (подкатегории) со стажем не менее 3-ёх лет
  • высшее образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы
  • стаж управления транспортным средством не менее 3 лет
  • медицинская справка о допуске к управлению транспортных средств
Цели

Формирование и развитие знаний и умений для осуществления профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий.

Модуль 1. Профессиональный циклмодуль 1.1. Законодательство в сфере дорожного движения;модуль 1.2. Психофизиология водителя;модуль 1.3. Основы теории управления транспортными средствами;модуль 1.4. Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств категорий «M», «A», «B», подкатегорий «А1», «В1»;модуль 1.5. Перевозки пассажиров и грузов транспортными средствами категории «B»;модуль 1.6. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествииПовторение правил ПДД (Вам будет выдан электронный ключ к удобной онлайн программе, где Вы без труда и в удобное для Вас время сможете пройти полный курс ПДД)Модуль 2. Педагогика профессионального обучения.

Повышение квалификации

обучение в online системе4 500 р2 500 р

  • удостоверение водителя транспортных средств соответствующей категории (подкатегории)
  • свидетельство или диплом мастера производственного обучения

Программа повышения квалификации инструкторов по обучению вождению автотранспортных средств (мастеров производственного обучения вождению) направлена на получение актуальной информации о вносимых поправках в ПДД.

модуль 1. Законодательство в сфере дорожного движения;модуль 2. Психофизиология водителя;модуль 3. Основы теории управления транспортными средствами;модуль 4. Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств категорий «M», «A», «B», подкатегорий «А1», «В1»;модуль 5. Перевозки пассажиров и грузов транспортными средствами категории «B»;модуль 6. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Преподаватели ПДД

обучение в online системе8 000 р5 000 р

  • высшее образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы
  • удостоверение водителя транспортных средств соответствующей категории (подкатегории)

Общепрофессиональный цикл включает:Модуль 1.1. Педагогика профессионального обученияПрофессиональный цикл включает:модуль 2.1. Законодательство в сфере дорожного движения;модуль 2.2. Психофизиология водителя;модуль 2.3. Основы теории управления транспортными средствами;модуль 2.4. Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств категорий «M», «A», «B», подкатегорий «А1», «В1»;модуль 2.5. Перевозки пассажиров и грузов транспортными средствами категории «B»;модуль 2.6. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

  • диплом высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю преподавателя ПДД;
  • удостоверение водителя транспортных средств

Программа повышения квалификации преподавателей автошкол направлена на изучение изменений законодательства в сфере дорожного движения, устройства и технического обслуживания автомобилей, психолого-педагогических основ деятельности педагогов.

В нашей автошколе представлен широкий спектр дополнительных услуг. Помимо возможности выучиться на права, вы можете получить консультацию автопсихолога.

Разъясненияоб особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” – Федеральный закон N 196-ФЗ.

Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий” (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026) – приказ N 1408.

Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. N 636 “Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий” (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2010 г., регистрационный N 18150) – приказ N 636.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств – автошколы.

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 – Примерные программы.

Вопрос 1. Федеральным законом N 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом N 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, вступивший в действие 5 ноября 2013 г., установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.

Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.

В целях реализации Федерального закона N 196-ФЗ приказом N 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:

1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: “А”, “В”, “С”, “D”, “BE”, “СЕ”, “DE”, “Tm”, “Tb”, “M”, “A1”, “B1”, “C1”, “D1”, “С1E”, “D1E”;

2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории “В” на категорию “С”, с категории “В” на подкатегорию “С1”, с категории “В” на категорию “D”, с категории “В” на подкатегорию “D1”, с категории “С” на категорию “В”, с категории “С” на категорию “D”, с категории “С” на подкатегорию “D1”, с категории “D” на категорию “В”, с категории “D” на категорию “С”, с категории “D” на подкатегорию “С1”;

3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий “М”, “А”, подкатегорий “A1”, “B1” с автоматической трансмиссией, категорий “В”, “С”, “D”, подкатегорий “B1”, “C1”, “D1” с автоматической трансмиссией.

Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.

Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом N 1408 от тех, которые были утверждены приказом N 636?

В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).

При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.

Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет “Психофизиологические основы деятельности водителя”. В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.

В учебном предмете “Основы управления транспортным средством” впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.

Количество часов по предмету “Первая помощь” сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н.

Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.

В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.

Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.

Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.

Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.

В учебный предмет “Вождение транспортных средств” включена тема “Движение с прицепом”, на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.

Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.

Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?

Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?

Федеральным законом N 196-ФЗ подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.

Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.

Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.

Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.

Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?

В соответствии с подпунктом “е” пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 г. “О лицензировании образовательной деятельности” наличие согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям – для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения” является обязательным лицензионным требованием при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности.

В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом N 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.

Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?

Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно- материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.

Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?

Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел “Материально-технические условия реализации Примерной программы”. Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.

Установлен минимально допустимый размер закрытой площадки (автодрома) – не менее 0,24 га. Примерные программы устанавливают различные требования к закрытым площадкам и автодромам. Автошколам, которые начнут обучение на новые категории и подкатегории, понадобится оснащение соответствующим учебным оборудованием и транспортными средствами.

Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами, необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе V приказа N 1408 “Условия реализации примерной программы”.

Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?

Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.

Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?

Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.

Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом N 1408?

Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа N 1408.

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” Примерные программы вступают в действие по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в изданиях Правительства Российской Федерации – официальных публикаторах документов.

Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 1408?

Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом N 636.

С момента вступления в силу приказа N 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.

Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.

Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?

В связи с вступлением в действие Примерных программ переоформление лицензии не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.

Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.

Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом N 1408?

Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом N 196-ФЗ.

Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.

Примерные программы обучения на категорию “М” позволяют подросткам освоить навыки безопасного управления мопедами, скутерами и стать полноправными участниками дорожного движения.

Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.

Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.

Модульный принцип построения Примерных программ позволяет оптимизировать сроки обучения в автошколе. При незначительном увеличении общего количества часов на обучение по сравнению с приказом N 636 (так, например, в Примерной программе профессиональной подготовки на категорию “В” – общее количество часов на обучение увеличено на 34 часа) перезачет учебных предметов базового цикла (84 часов учебного времени) позволит значительно (практически вдвое) сократить сроки обучения для тех, кто уже имеет любую категорию или подкатегорию.

Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.

Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.

В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  • Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  • Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  • Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  • Разработайте и утвердите образовательные программы.
  • Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  • Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  • Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  • Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Можно ли учиться вождению самому, не выезжая на дорогу

Единственный случай, когда можно обучаться вождению без автоинструктора — это управление машиной на закрытой площадке или автодроме. В городе, единственный, кто имеет разрешение на управление автомобилем без инструктора — это человек, получивший водительские права.

Это допущение существует благодаря 21.1 и 21.2 пунктам ПДД. Согласно требованиям в первом, обучаться первоначальным навыкам вождения можно на автодроме. Во втором указывается, что без обучающего вождению нельзя заниматься учебной ездой в городе.

Несмотря на совокупность требований в этих пунктах, не являясь учеником автошколы, вы с небольшой вероятностью сможете обучаться самостоятельно. Такая возможность — это редкость, так как в основное время работы автодромов, они заняты автопарками автошкол. Также столкнувшись с сотрудниками ГИБДД, у вас может возникнуть недопонимание и вы получите штраф за вождение без прав.

Лучше не экспериментировать и учиться на занятиях в автошколе. Так вы не нарушите требования ПДД и получите навык управления машиной под надзором профессионалов.

Обучить водительским навыкам лучше тех, кто имеет на это право, не сможет никто.

Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Можно ли учиться на своем автомобиле с инструктором

Согласно правилам дорожного движения, обучать езде можно на машине с оборудованием, соответствующим техническим требованиям учебного автомобиля.

Теоретически, вы можете внести необходимые изменения в конструкцию, чтобы ваш транспорт проходил по техническим характеристикам. В таком случае, обучать на таком автомобиле будет разрешено и ни инструктору, ни вам не грозит наказание за нарушение ПДД.

Несмотря на это, вероятность обучаться на личном автомобиле крайне низкая, так как автошколы и инструкторы используют свой автопарк, потому что так проще следить за техническим состоянием учебной машины и нет рисков получить наказание за несоответствующее оборудование.

Обучать на автомобиле ученика может согласиться частный инструктор, для получения прав вам всё равно придётся обратиться в автошколу, чтобы получить удостоверение о профессии водителя. Также перед выездом в город необходимо пройти обучение на автодроме и получить соответствующую ПДД квалификацию перед ездой в городе.

Вождение — это навык, которому обучаются один раз. Лучше научиться управлению автомобиля с профессиональным оборудованием в учебном транспорте, чем самостоятельно мучиться, модернизируя ваш автомобиль. После того, как вы обучитесь, всё равно придётся убирать все изменения, так как в будущем это будет мешать.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2023 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Наказание за нарушение ПДД при обучении вождению

Если будущий водитель проходит обучение в автошколе у инструктора с соответствующей квалификацией и оборудованным учебным автомобилем, то он не будет оплачивать штрафы за нарушение ПДД. Наказание получает только инструктор и за нарушение правил учебной езды. Когда инструктор обучает ученика, он является водителем, а не его подопечный.

В случае, когда обучает вождению не инструктор с удостоверением, подтверждающим его квалификацию, а обычный водитель, то всем участникам такого обучения грозит нарушение 12.7 статьи КоАП РФ.

Водителю, оказывающему педагогические услуги грозит нарушение статьи 12.7.3 — передача управления транспортным средством лицу без водительских прав. Штраф за такое нарушение — 30 000 рублей. Обучающемуся у такого водителя грозит нарушение статьи 12.7.1 — вождение без прав. Штраф составит от 5 000 до 15 000 рублей.

Если во время обучения не с инструктором вы нарушите ПДД, то оплачивать штрафы придётся вам и никаких послаблений, не будет.

Подводя итог статьи, стоит сказать, что не нужно пытаться обмануть или обойти систему. Учитесь согласно правилам, так вы получите навыки и не столкнётесь с лишними сложностями. Обращайтесь к тем, кто имеет право обучать вождению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *