Приложение. Региональная программа “Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, в 2022 году”

Риск менеджмент рассматривается как инструмент достижения максимальной доходности с учетом риска возможных потерь. Управление рисками не является технологией, позволяющей избежать потери вообще. Риски потерь, особенно финансовых, сопровождают любой бизнес. Управление рисками лишь позволяет прогнозировать возможные риски и потери, исключив тем самым фактор неожиданности, а также разрабатывать эффективные методы минимизации потерь.

В курсе делается акцент на изучение комплексной системы управления рисками на предприятии. Качественный и количественный анализ рисков. Этапы зрелости системы управления рисками. Стандарты ISO 31000 и COSO EnterpriseRiskManagement.

Для обеспечения максимальной эффективности обучение проводится в виде тренинга.

  • Структурирование знаний в отношении классификации рисков.
  • Приобретение навыков расчета операционных и финансовых рычагов, в том числе с применением математических методов анализа.
  • Умение использовать данные финансовых отчетов в своей работе.
  • Составление карты контроля рисков.
  • Приобретение навыков разработки процедуры контроля рисков.

Раздел 1. Риски в современном бизнесе.

  • Качественное и количественное понимание рисков.
  • Риски: положительная и негативная сторона прогнозов.
  • Риски: управление гибкостью (реактивной и проактивной).

Раздел 2. Классификация рисков.

  • Общеэкономические и политические риски (риски окружающей среды).
  • Операционный риск – эффективность, результативность управления инвестициями.
  • Управленческий риск – незнание основ управления рисками, незаконные действия со стороны управляющего компанией.
  • Риск информационных технологий – несоответствие информационных технологий компетенциям компании.
  • Риск лояльности – мошенничество.
  • Финансовый риск – ликвидность, концентрация кредитных ресурсов, изменение кредитной политики банков.

Риски, связанные с информацией для принятия решений:

  • Операционный риск – неадекватность ключевых показателей деятельности.
  • Финансовый риск – неадекватное бюджетирование и неоптимальное налогообложение.
  • Стратегический риск – неадекватная оценка стоимости бизнес-модели.
  • Особенности рисков в развивающихся экономиках.

Раздел 3. Оценка рисков. Количественный анализ рисков.

  • VaR (ValueatRisk) как инструмент для оценки и принятия краткосрочных решений.
  • ROV (RealOptionsValuation) как инструмент для оценки и принятия долгосрочных решений в отношении инвестиционных проектов и сделок по слиянию и поглощению.
  • Применение дерева решений для принятия стратегических решений по развитию.
  • Задание: Определение взаимосвязи между риском и требуемой доходностью.

Раздел 4. Карта рисков как инструмент анализа и контроля рисков.

  • Назначение и структура карты рисков.
  • Примеры составления карт для различных отраслей.
  • Составление базы рисков (300 и более наименований).
  • Актуализация базы рисков: ежегодная и ежеквартальная.Процедуры и ответственные лица.
  • Задание:. Заполнить карту контроля рисков и мер предполагаемого контроля для условной газотранспортной компании.

Раздел 5. Модель управления бизнес-рисками (BPRC).

  • Структура модели и анализ бизнес-рисков.
  • Разработка стратегий. Функционирование модели.
  • Роль внутреннего аудита. Закон SOXСарбейнс-Оксли.

Раздел 6. Управление рисками на основе потока событий ERDM

  • Особенности риск менеджмента на стадии капитального строительства.
  • Особенности риск менеджмента на стадии эксплуатации объекта.
  • Мониторинг электронного трафика, генерируемого компанией.
  • Задание: Разработать процедуру контроля рисков в газотраспортной-компании.

Раздел 4.Карта рисков, как инструмент анализа и контроля рисков,

  • Назначение и структура карты рисков.
  • Примеры составления карт для различных отраслей.
  • Роль департаментов в формировании карты рисков: обязанности и взаимодействие.
  • Задание: Анализ карты рисков.

Раздел 7.Разработка противорисковых мероприятий

  • Способы противодействия рискам.
  • Программы недопущения рисков.
  • Отсутствие действий (сознательное).
  • Оценка управляющих последствий противорисковых мероприятий.
  • Изменение вероятности наступления события.
  • Расходы на недопущение риска.
  • Особенности работы по рискам группы HSC/ ОТиТБ.
  • Опыт компаний BPи Сибур по риск-менеджменту.
  • Задание: Разработка и оценка последствий противорисковых мероприятий.

Продолжительность обучения – 72 часа (32 часа аудиторных занятий с преподавателем, 40 часов самостоятельного изучения материалов и работ).

Форма обучения – очная с возможностью дистанционного подключения, начало занятий по рабочим дням в 18:30.

Стоимость обучения  – 40 000 рублей.

Начало занятий – 18 мая 2023 года.

Договоры на обучение заключаются с физическими и юридическими лицами.

Вы можете обратиться для записи или с вопросами к администратору курса Мартьянову Антону по WhatsApp или Telegram по номеру +79264827721.

Телефон деканата факультета: +74959328073

Информация обновлена: 25.04.2023

Тебекин А.В. Перспективы реализации сценария развития национальной экономики – «новый продукт, но связанный с существующим, – новый рынок» // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 1 (16). С. 64–72.

Конотопов М.В., Тебекин А. В. Мировая энергетическая безопасность. Кризис или стабильность? // Инновации и инвестиции. 2007. № 2. С. 3–11.

Тебекин А.В. Проблемы управления процессами создания интеллектуального капитала в постиндустриальной экономике // Журнал исследований по управлению. 2017. Т. 3, № 4. С. 25–30.

Тебекин А.В., Жигулин В. Г. Научно-практические проблемы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий // О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий: сборник материалов Межведомственной научной конференции. Люберцы, 2016. С. 81–91.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.

Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. 2018. № 31. С. 3–7.

Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. 2018. № 1–2. С. 9–14.

Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19–24.

Тебекин А.В. К вопросу об индексе цифровизации, характеризующем процессы социально-экономического развития в РФ // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 3. С. 153–164.

Тебекин А.В. Квалиметрическая оценка уровня цифровизации экономики в Российской Федерации. // Журнал технических исследований. 2018. № 3. С. 1–13.

Тебекин А.В. Проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 4. С. 5–14.

Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.

Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997. 587 с.

Нейсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М.: Республика. 1992. 416 с.

Стоунер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 392–409.

Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.

Мушич-Громыко В.Г. Информационное общество в настоящем и будущем // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 110. С. 120–125.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.

Блауг М. Джон Локк // 100 великих экономистов до Кейнса. СПб.: Экономикус, 2008. С. 175–177.

Наторп Пауль. Песталоцци: Его жизнь и его идеи / пер. с нем. М.А. Энгельгардта. СПб., 1912. 104 с.

Иммануил Кант. Критика чистого разума / пер. с нем. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 1120 с.

И.Ф. Гербарт. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. Ч. 1–2, М., 1902–1911.

Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX – начала XX века / под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. М.: Наука, 1979. С. 40–52.

Dewey J. Art as experience // Library of Congress Catalog. N. Y.: First Perigee Painting, 1980. 355 с.

Кершенштейнер Г. Трудовая школа / пер. с нем. М.И. Дрей; под ред. и с предисловием Н.В. Сперанского. М.: Задруга, 1913. 64 с.

Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: пособие для преподавателей / пер. с польского О.В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. 133 c.

Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. 2017. Т. 2, № 4. С. 1–8.

ТебекинА.В.Управление рисками инновационной деятельности притаможенном оформлении итаможенном контроле товаров, перемещаемых по таможенной процедуре таможенного транзита // Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / под общ. ред. О.Б. Казаковой, Н.А. Кузьминых, Э.И. Исхаковой. Люберцы, 2015. С. 226–229.

Утвержденаприказом Департамента трудаи занятости населенияТомской областиот 24.03.2022 N 7

Региональная программа “Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, в 2022 году”

Паспорт региональной программы

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки Программы

Программа по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 N 409 “О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда”.

С целью предупреждения “взрыва” напряженности и ввиду прогнозируемого ухудшения ситуации на рынке труда Томской области в связи с введением санкций в 2022 году Томской области предоставляется иной межбюджетный трансферт с целью реализации региональной программы “Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения”.

Текущая ситуация ещё не отражает напряженности на рынке труда Томской области, рост числа безработных не наблюдается: численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в январе-феврале 2022 года, в 2,3 раза меньше обратившихся за аналогичный период прошлого года.

За весь период с начала текущего года численность зарегистрированных безработных снизилась на 1 373 человека и на 18.03.2022 составила – 5 957 человек (отправной точкой является дата принятия постановления Правительства Российской Федерации N 409 – 18 марта 2022 года). Уровень регистрируемой безработицы – 1,1%, заявленная работодателями потребность в работниках – 11 072 ед., коэффициент напряженности среди безработных граждан – 0,5 чел.

Для обеспечения принятия оперативных решений по сохранению занятости работников и введению оптимальных режимов труда в Томской области проводится мониторинг ситуации на рынке труда. По данным оперативного мониторинга на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России” по состоянию на 18.03.2022 численность работников:

находящихся на временной удаленной работе – 650 человек;

работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю – 44 человека;

находящихся в простое – 9 человек;

в отпусках без сохранения заработной платы – 16 человек.

Мониторинг численности работников, ожидающих увольнения в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя показал, что 139 организаций заявили о высвобождении в 2022 году 1 606 работников, проживающих на территории Томской области. По состоянию на 18.03.2022 уволены 425 человек, из них 196 человек трудоустроены, 229 – вышли на рынок труда. Под угрозой увольнения находятся 1 141 работник.

В связи с введением ограничительных мер иностранными государствами и международными организациями численность безработных граждан может увеличиться с 6 000 человек в марте 2022 года до 32 000 человек в отдельные месяцы 2022 года. Среднегодовая численность безработных может составить 19 190 человек, следовательно, уровень регистрируемой безработицы поднимется до 3,5% к численности рабочей силы.

Реализация в Томской области в 2022 году мероприятия Программы, направленного на снижение напряженности на рынке труда, ориентирована на поддержку (сохранение) занятости работников промышленных предприятий.

2. Описание мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются реализацией мероприятия, направленного на содействие сохранению рабочих мест, повышение конкурентоспособности работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простоя, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее – работники, находящиеся под риском увольнения).

Программой предусмотрена реализация мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников через механизм предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат работодателей на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения.

Получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации” и состоящие на учете в налоговом органе на территории Томской области. Некоммерческим организациям субсидия не предоставляется.

В рамках мероприятия осуществляется предоставление субсидии работодателям на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения, если они не являлись участниками мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 “О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациями на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография”.

Источником информации об установлении неполного рабочего времени, простоя, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников являются исключительно сведения единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России”.

Промышленным предприятиям возмещаются затраты на оплату стоимости профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников. Средняя стоимость обучения из расчета на одного обучающегося по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам составляет 59,58 тыс. рублей.

Реализация мероприятия направлена на сохранение занятости работников путем обучения их новым компетенциям и повышения имеющейся квалификации.

В настоящее время в Томской области промышленные предприятия, работники которых находятся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простоя, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников отсутствуют.

Сведения о промышленных предприятиях – потенциальных участниках данного мероприятия приведены в приложении N 1 к Программе. В случае введения в указанных в приложении промышленных предприятиях режимов, при которых реализация мероприятия становится возможной, данные и иные предприятия, не вошедшие в перечень, станут реальными участниками Программы.

3. Финансовое обеспечение и ожидаемые результаты реализации Программы

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на реализацию мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета.

Объем средств консолидированного бюджета 52 370,8 тыс. рублей, в том числе:

субсидия из федерального бюджета – 51 847,1 тыс. рублей (99%);

средства областного бюджета – 523,7 тыс. рублей (1%).

Средства областного бюджета предоставляются в пределах сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2022 год.

Главным распорядителем средств на реализацию мероприятия Программы является Департамент труда и занятости населения Томской области.

Правила предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 N 409.

Ожидаемый результат реализации Программы: численность работников, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование – 879 человек.

4. Риски реализации Программы

1. Отсутствие промышленных предприятий, работники которых находятся под риском увольнения, готовых принять участие в реализации Программы.

2. Отказ от участия в Программе промышленных предприятий (при развитии неблагоприятных тенденций), принявших решение о прекращении деятельности.

5. Механизм реализации мероприятия Программы и контроль за ходом ее выполнения

Механизм реализации Программы состоит из следующих этапов:

1. Информирование работодателей о возможностях участия в реализации дополнительных мероприятий в 2022 году, направленных на снижение напряженности на рынке труда (организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения).

2. Формирование перечня промышленных предприятий, организаций в которых будет осуществляться профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения (Приложение N 2).

3. Определение объемов и направлений профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения.

4. Разработка Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат работодателей на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения (утверждается приказом Департамента труда и занятости населения Томской области).

5. Заключение договоров по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения.

6. Проведение мониторинга трудоустройства и закрепления на рабочих местах граждан, закончивших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Ответственность за реализацию Программы и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых на ее выполнение из областного и федерального бюджетов, несет Департамент труда и занятости населения Томской области.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе разъяснения об организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография”.

Приложение: на 9 л.

Разъяснения об организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействия занятости” национального проекта “Демография”

В связи с поступающими вопросами по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках национального проекта “Демография” (далее – мероприятия по обучению) Минтруд России обращает внимание на следующее.

I. Положением о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 N 800 (далее – Положение), предусматривается заключение с участником мероприятий по обучению 4 типов договоров, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью.

1. Трехсторонний договор, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, участником мероприятий по обучению и работодателем, предусматривающий обязательства, связанные с трудоустройством участника мероприятий по обучению (пункт 17 Положения).

3. Двусторонний договор, заключаемый между участником мероприятий по обучению и работодателем, предусматривающий обязательства, связанные с трудоустройством участника мероприятий по обучению, в случае если работодатель является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался участник мероприятий по обучению (пункт 20 Положения).

4. Трехсторонний договор, заключаемый между органом службы занятости, участником мероприятий по обучению и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предусматривающий обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению (пункт 21 Положения).

В то же время, организация, осуществляющая образовательную деятельность, оказывает участнику мероприятий по обучению образовательные услуги. В связи с этим с участником мероприятий по обучению организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в любом случае заключается договор о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании). В данном договоре в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) и иные положения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 55 Закона об образовании прием на обучение по образовательным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, проводится в соответствии с законодательством об образовании с особенностями, предусмотренными указанными программами и проектами.

Следовательно, при уклонении участника мероприятий по обучению от предоставления организации, осуществляющей образовательную деятельность, сведений и (или) документов (их копий), необходимых для заключения договора о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании), организация, осуществляющая образовательную деятельность, в силу требований законодательства об образовании может отказать такому участнику мероприятий в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования.

Аналогичным образом, при выявлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, несоответствия участника мероприятий по обучению условиям участия в них, установленным Положением, организация, осуществляющая образовательную деятельность, отказывает ему в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, о чем уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации к чьей подведомственности относится орган службы занятости населения, принявший решение о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования таким участником.

Договоры, предусматривающие обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению, могут заключаться дополнительно к договору о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании). При этом в случае если положения, предусматривающие обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению, включены в договор о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании), отдельного заключения договоров, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению, не требуется.

С участниками мероприятий по обучению, являющимися занятыми, также могут заключаться договоры, предусматривающие обязательства, связанные с занятостью. В данном случае в таких договорах будут содержаться положения, касающиеся сохранения занятости или приобретения иного типа занятости участником мероприятий по обучению. Вместе с тем введение практики заключения договоров, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью, имеет смысл, в первую очередь, в отношении именно незанятых участников мероприятий по обучению.

II. Положением предусматривается, что в отношении только следующей категории участников мероприятий по обучению “граждане, завершающие обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году (за исключением получивших грант на обучение или обучающихся по договорам о целевом обучении), обратившиеся в органы службы занятости по месту жительства, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности)” применяется правило относительно подачи заявления о прохождении обучения по месту жительства. Другие категории участников мероприятий по обучению могут подавать заявления о прохождении обучения вне зависимости от места жительства. Отказ гражданам из иных категорий участников мероприятий по обучению на основании подачи заявления о прохождении обучения не по месту жительства является нарушением Положения.

В этой связи учет граждан, подавших заявление о прохождении обучения, в счет квоты субъекта Российской Федерации осуществляется не в зависимости от места жительства участника мероприятий по обучению, а от территориальной принадлежности органа службы занятости, принявшего решение о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином.

III. Положением установлен закрытый перечень условий участия гражданина в мероприятиях по обучению, который не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, установление, например, для категории “граждане в возрасте 50 лет и старше” дополнительного критерия в виде незанятости или нахождения под риском увольнения является нарушением Положения. Аналогичным образом, в отношении категории “женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно” Положением не содержится запрет на занятие ими предпринимательской деятельности.

При этом участники мероприятий по обучению должны соответствовать условиям участия в них, установленным Положением, к моменту зачисления их на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Вместе с тем мероприятия по обучению организуются, как установлено Положением, в целях дальнейшего обеспечения занятости их участников.

Таким образом, органы службы занятости населения в рамках профессиональной ориентации граждан должны оценивать мотивацию граждан к обучению, их готовность приступить к обучению в сроки, установленные Положением, возможность приобретения гражданином занятости по выбранной образовательной программе, а в отношении граждан, уже являющихся занятыми, обеспечения сохранения занятости в среднесрочной перспективе, улучшении карьерных позиций, увеличении дохода, в том числе за счет приобретения иного типа занятости.

Следовательно, например, в отношении участников мероприятий по обучению из категории “женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет”, выбравших образовательные программы, предполагающие занятость, связанную с ведением собственного дела, что предполагает увеличение дохода за счет приобретения иного типа занятости, органы службы занятости населения в рамках профессиональной ориентации должны оценивать потенциальную востребованность выбранного направления собственного дела с учетом перспективного социально-экономического положения.

IV. В рамках профессиональной ориентации граждан, подавших заявление о прохождении обучения, органами службы занятости должны решаться следующие задачи:

оценка реальной потребности гражданина в необходимости обучения в целях приобретения занятости, сохранения занятости, улучшения карьерных позиций или увеличения дохода, в том числе за счет приобретения дополнительно иного типа занятости;

мотивация гражданина к обучению по выбранной образовательной программе;

наличие потенциальных навыков и компетенций для дальнейшей занятости по выбранной образовательной программе;

готовность приступить к обучению в сроки, установленные Положением;

мотивация гражданина к дальнейшей занятости по выбранной образовательной программе;

возможность занятости гражданина по выбранной образовательной программе с учетом перспективного социально-экономического положения.

При этом органы службы занятости населения не должны занимать пассивную позицию при оценке возможности занятости гражданина по выбранной образовательной программе. Но с учетом того, что перечень востребованных образовательных программ согласован уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказывать гражданам содействие уже на стадии профессиональной ориентации в подборе будущего работодателя, в проведении с ним переговоров о трудоустройстве данного гражданина после окончания обучения, в содействии совместно с органами поддержки малого и среднего предпринимательства в открытии собственного дела, если гражданином выбрана образовательная программа соответствующего профиля.

Также, органам службы занятости населения надлежит в заключении по итогам профессиональной ориентации подробным образом указывать причины принятия в отношении гражданина решения о нецелесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и решения о целесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования при условии изменения выбранной образовательной программы.

V. Для принятия решения о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином или об отказе от прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования гражданином предельным для органов службы занятости населения сроком является именно срок, установленный пунктом 13 Положения, не превышающий 7 рабочих дней с даты направления гражданином заявления о прохождении обучения.

Таким образом, в случае, если гражданин в пределах срока, установленного пунктом 13 Положения, предоставил документы, подтверждающие его соответствие категории и условиям участия в мероприятиях по обучению, а также прошел профессиональную ориентацию, то орган службы занятости не может отказать такому гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования лишь на основании несоблюдения таким гражданином срока, установленного пунктом 7 Положения (гражданину, желающему принять участие в мероприятиях по обучению, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления о прохождении обучения необходимо обратиться в органы службы занятости для представления документов, подтверждающих его соответствие категории граждан, которые могут быть участниками мероприятий по обучению).

VI. Перечень документов, направленный письмом Роструда от 07.04.2022 N 1128-ТЗ, является рекомендательным и органы службы занятости населения принимают самостоятельное решение о перечне документов, необходимых для отнесения конкретного гражданина к категории участников мероприятий по обучению. При этом перечень таких документов с одной стороны, не должен быть избыточным, с другой стороны, позволять с достоверностью отнести гражданина к соответствующей категории участников мероприятий по обучению. Таким образом, например, требование у граждан, относящихся к категории “граждане в возрасте 50 лет и старше”, каких-либо документов, подтверждающих их отнесение к соответствующей категории, является избыточным, в связи с тем, что уже заявление об обучении, поданное ими, содержит верифицированную информацию относительно их возраста. Также документ, подтверждающий с достоверностью отнесение гражданина к соответствующей категории, но не содержащийся в письме Роструда от 07.04.2022 N 1128-ТЗ, может подтверждать категорию гражданина.

VII. Пунктом 7 Положения не установлено требование обязательного личного посещения гражданами органов службы занятости для представления документов, подтверждающих соответствие категории, условию участия в мероприятиях по обучению, и подачи заявления о получении государственной услуги по профессиональной ориентации. Таким образом, органы службы занятости населения должны обеспечить наиболее клиентоориентированные подходы, в том числе предусматривающие дистанционные и электронные механизмы взаимодействия, для гражданина при рассмотрении его заявления на прохождение обучения.

VIII. Положением установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласуют перечень востребованных образовательных программ в субъекте Российской Федерации. Данное положение направлено на обеспечение условий для дальнейшей занятости участников мероприятий по обучению после их завершения. Таким образом, приоритетным и вытекающим из данного положения является правило “какого субъекта Российской Федерации образовательная программа выбрана гражданином, подавшим заявление о прохождении обучения, той территориальной принадлежности орган занятости населения рассматривает данное заявление и принимает решение в отношении гражданина о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования”. При применении данного правила у органа службы занятости населения имеются объективные возможности для обеспечения дальнейшей занятости участника мероприятий по обучению, в связи с тем, что была выбрана образовательная программа, востребованная именно в субъекте Российской Федерации, к чьей территориальной принадлежности относится орган службы занятости населения.

В случае, если гражданином выбрана образовательная программа иного субъекта Российской Федерации, чем субъект Российской Федерации органа службы занятости населения, выбранного им для рассмотрения заявления о прохождении обучения, то такой орган службы занятости населения в случае принятия решения о прохождении этим гражданином профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, несет полную ответственность за обеспечение дальнейшей занятости данного гражданина. Это обусловлено тем, что в данном случае орган службы занятости населения принимает решение о прохождении гражданином профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования по образовательной программе, востребованной в ином субъекте Российской Федерации.

IX. В случае получения гражданином рекомендации по итогам профессиональной ориентации о целесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования при условии изменения выбранной образовательной программы, данный гражданин может либо отозвать поданное заявление о прохождении обучения и подать новое (пункт 12), либо заключить один из договоров, указанных в пунктах 17, 20 Положения, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью по выбранной им образовательной программе. В последнем случае, орган службы занятости населения принимает в отношении такого гражданина решение о прохождении профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по выбранной им образовательной программе при его соответствии иным условиям участия в мероприятиях по обучению.

Таким образом, Положением предусмотрен единственный случай заключения гражданином договоров, указанных в пунктах 17 и 20 Положения, до принятия органом службы занятости населения решения о прохождении им профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. До принятия органом службы занятости населения такого решения, за исключением указанного случая, у организации, осуществляющей образовательную деятельность, отсутствуют правовые основания к заключению с гражданином договоров, указанных в пунктах 17, 20 Положения.

X. К числу категорий участников мероприятий по обучению была отнесена категория “граждане, завершающие обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году (за исключением получивших грант на обучение или обучающихся по договорам о целевом обучении), обратившиеся в органы службы занятости по месту жительства, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности)” в целях организации в отношении нее превентивных мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для нивелирования рисков незанятости по получаемой профессии (специальности) этой категории граждан.

Учитывая, что выпуск из образовательных организаций, как правило, осуществляется в июне-июле, органам службы занятости населения надлежит активизировать работу по взаимодействию с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями в целях выявления данной категории граждан и организации для них профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в рамках национального проекта “Демография”. Занятие органами службы занятости пассивной позиции по реализации мероприятий в отношении данной категории лишь после выпуска, а не до него не может быть признана эффективной.

Кроме того, Минтрудом России при участии иных федеральных органов исполнительной власти организован мониторинг трудоустройства выпускников на основании данных Пенсионного фонда России и ФГИС “ФРДО”, который позволяет отслеживать уровень трудоустройства в разрезе субъектов Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессий (специальностей). Соответственно, данные этого мониторинга будут сверяться с данными по активности организации субъектом Российской Федерации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе для указанной категории граждан.

XI. Пунктом 15 Положения предусмотрено заключение соглашений между федеральными операторами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, предусматривающих, в том числе положения по реализации мероприятий по содействию трудоустройству граждан, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, органами службы занятости населения в рамках данных соглашений должен быть налажен с федеральными операторами информационный обмен в целях оказания гражданам, завершим обучение, содействия в организации их занятости. При этом, органам службы занятости населения надлежит руководствоваться проактивным подходом, а именно осуществлять превентивное анкетирование завершающих обучение граждан на предмет содействия им в организации занятости, предложения им услуг и мероприятий со стороны органов службы занятости, а в дальнейшем периодическое уточнение информации о занятости гражданина и в случае его незанятости повторное предложение услуг и мероприятий. При этом такой подход должен быть применен ко всем участникам мероприятий по обучению вне зависимости от типов заключенных ими договоров.

XII. Согласно статье 73 Закона об образовании под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Закон об образовании не предъявляет требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При обучении по программе повышения квалификации рабочих, служащих необходимо, чтобы у данного лица уже имелась аналогичная профессия рабочего или должность служащего. При обучении по программе переподготовки рабочих и служащих необходимо, чтобы у данного лица уже имелась любая профессия рабочего или должность служащего, или профессии рабочего, должности служащего.

XIII. Согласно статье 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование – подтверждается справкой из учебного заведения с предполагаемым сроком окончания обучения не позднее 1 декабря 2022 г.

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании или дипломом о начальном профессиональном образовании, выданным до 2013 г.

Начальное профессиональное образование (до 1992 года – профессионально-техническое образование) с 2013 года включено в систему среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование до 1992 года – среднее специальное образование.

Высшее образование подтверждается дипломом бакалавра, специалиста, магистра, дипломом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки.

Высшее образование, с 1974 по 1992 год – высшее образование, с 1992 по 2012 год – высшее профессиональное образование, с 2013 года по настоящее время – высшее образование.

Дипломы государственного образца устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Исключение – дипломы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, которые имеют право печатать дипломы на собственных бланках. В дипломе государственного образца обязательно есть слово “государственный”, например, “успешно прошел государственную итоговую аттестацию”, “решением государственной аттестационной комиссии”, “решением государственной экзаменационной комиссии” и т.д.

Дипломы установленного образца выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность без аккредитации Рособрнадзора, но имеющими лицензию на образовательную деятельность (направлять на обучение по дополнительным профессиональным программам таких слушателей можно). Проверить наличие лицензии можно: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/liczenzirovanie-obrazovatelnoj-deyatelnosti/svodnyj-reestr-liczenzij/.

Документы об образовании, выданные иностранными учебными заведениями, в случае отсутствия соглашения с Российской Федерацией о сотрудничестве в области образования, нуждаются в нострификации (признании).

Дипломы, напечатанные на бланках учебных заведений Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики признаются в Российской Федерации и принимаются.

Дипломы, выданные в СССР до 26.12.1991 не нуждаются в нострификации.

Проверить требуется ли нострификация можно:

Все документы об образовании на иностранном языке должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены. Перевод не требуется, если документ полностью дублируется на русском языке.

Обязательно необходимо подтверждение принадлежности диплома и паспорта одному лицу. В случае смены ФИО, справку или свидетельство можно взять в органах записи актов гражданского состояния или через портал Госуслуги: https://www.gosuslugi.ru/367477/1.

Виды документов об образовании, не подтверждающие наличие среднего профессионального или высшего образования:

аттестат о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии;

свидетельство об уровне квалификации;

академическая справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении;

диплом о неполном высшем образовании.

XIV. Заявления на прохождение обучения, поданные гражданами, отчисленными в 2021 году за неуспеваемость или нерегулярное посещение занятий без уважительной причины, рассматриваются наравне с заявлениями иных граждан. Ограничения, предусмотренные пунктом 1 Положения, в отношении данной категории граждан применяются к гражданам, отчисленными начиная с 2022 года за неуспеваемость или нерегулярное посещение занятий без уважительной причины.

– реализации программ дополнительного профобразования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *