Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Цель и задачи программы

Программа
– это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.

Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования – предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.

Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:

  • Знания о сфере предметного интереса.
  • Умения применить знания на практике.
  • Навыки использования знаний в предметной области.

Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.

Детей – это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой – приносить пользу обществу.

Кружковая деятельность – форма свободного творчества в том смысле, что ребенок ее выбирает добровольно. Она строго соответствует той системе обучения, которую представляет программа кружка дополнительного образования, определяющая объем, содержание и формы образовательной услуги для детей. Наличие программы является обязательным условием для организации работы кружка.

Новизна образовательной программы заключается в том, что в данной программе представлен тематический план занятий кружка и готовые образцы изделий. В соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим материалом (презентации, шаблоны, рисунки и т

Актуальность программы. Программа «Подвижная игрушка» создает условия для развития творческих и конструкторских способностей ребенка, способствует самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут стать подарком, игрушкой, возможно, поделкой, которую можно продать на школьной ярмарке, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.

Человек, создающий что – то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит без оценочная концепция, дающая: радость общения; удовлетворение результатами своего труда; исключение боязни неудачи (любой результат положителен);создание обстановки взаимопомощи, понимания, поддержки.

Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, ре­зультативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т. ); методы контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов, выставок и др. ); средства обучения доступные для детей (необходимое наглядное и раздаточное оборудование, инструменты, материалы и приспособления) действенны в формировании и развитии умений детей, посещающих кружок «Подвижна игрушка», конструировать, оформлять и использовать подвижные игрушки и игрушки с подвижными деталями.

3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Деятельностная цель:обучение учащихся 4 класса изготовлению подвижных игрушек и игрушек с подвижными деталями из различных материалов; организация их плодотворного досуга.

Содержательная цель:углубление знаний учащихся об игрушке, ее истории возникновения и разновидностях.

Образовательные (предметные результаты):

– расширить знания об истории возникновения игрушки;

– закрепить знания, полученные на уроках технологии, о видах материалов, используемых для конструирования игрушек, и их свойствах;

– закрепить знания и умения о способах разметки по шаблонам, линейке, кальке, копировальной бумаге и т

– формировать у детей умения ручного труда, практических приемов и навыков конструирования;

– формировать умение выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения);

– познакомить с основными технологическими приемами и особенности изготовления различных видов подвижных игрушек и игрушек с подвижными деталям;

– формировать умения находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

– развивать умения реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания;

– научить приёмам и правилам пользования инструментами ручного труда (ножницы, канцелярский ножик, пинцет, шило и т

– научить различным способам соединения (проволокой, бумагой, клеем, клепками и т. ) деталей из бумаги, картона и др

– развивать умение проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Развивающие (метапредметные результаты):

– развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– развивать умение сотрудничать, выполнять различные изделия в группе и совместном выполнении;

-развивать умение слушать и вступать в беседу с руководителем и с классом;

– формировать уважительное отношение к взрослым и обучающимся;

– развивать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– развивать новые знания в процессе наблюдения, рассуждения и обсуждения материала;

– развивать наблюдательность и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

– развивать активность и самостоятельность;

– развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память, воображение и фантазию ребенка, образное;

– развивать пространственные и логическое мышление, изобретательность, умение выразить свою мысль с помощью эскиза;

– развивать творческих и конструкторских способностей;

– развивать поиск нестандартных решений, творческое мышление, технические способности.

– формировать умение предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;

– формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

– формировать умение совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему на занятии;

– формировать умение проверять поделки в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

– формировать умение отыскать недостатки в ходе работы, выяснить, что следует изменить;

– формировать умение искать наиболее рациональных способов выполнения изделия;

– формировать умение работать с информацией предложенной от учителя;

– умение определять последовательность промежуточной цели с учетом конечного результата;

– формулировать и удерживать учебную задачу.

Воспитательные (личностные результаты):

– воспитывать трудолюбие, аккуратность;

– воспитывать культуры общения, умение работать в коллективе;

– воспитывать стремления довести начатое дело до конца;

– воспитывать свои чувства и ощущения от изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

– воспитывать умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

– воспитывать умение опираться на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, предлагать способы реализации предложенного или собственного замысла.

В ходе работы на занятиях кружка создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс деятельности кружковцев направлен на реализацию их знаний, умений, опыта при изготовлении полезных и интересных игрушек. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми – кружковцами и руководителем, при этом у всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к формированию практических умений, мотивации познания, творчеству, к развитию фантазии профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

Самодельные игрушки, изготовленные на кружке, не просто могут украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, что, в свою очередь, способствуют развитию самых добрых, теплых чувств к родным и близким, друзьям и детям детского сада, дома ребенка, интерната и т. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач, помогают детям проявить себя с разных сторон, игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление подвижных игрушек их оформление и декор, выполнение графических зарисовок, шаблонов и т.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, иногда и, по желанию учащихся.

02 с.

Структура программы кружка дополнительного образования

При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:

  • Назначение
    . Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
  • Цель и задачи программы.
    Определяют направленность и этапы реализации обучения.
  • Содержание
    . Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
  • Критерии оценки.
    Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
  • Тематическое планирование.
    Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.

Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.

Программы развития по направлениям деятельности

Способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:

  • Художественного.
  • Технического.
  • Естественнонаучного.
  • Спортивного.
  • Музыкального.
  • Социально-педагогического.

При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.

Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.

Где реализуются программы дополнительного образования?

Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.

Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.

Назначение

Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.

Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:

  • область интересов, в которой она реализуется;
  • возраст детей;
  • обучающие циклы;
  • продолжительность обучения;
  • задачи, которые она решает.

Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.

Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.

Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.

Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.

Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.

Критерии оценки усвоения программы

В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.

В качестве критериев выступают:

Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.

Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.

Дополнительное образование детей в кружках – это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).

Тематическое планирование работы кружков

Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.

В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.

Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.

Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат – умение ребенка правильно рисовать карандашом.

Дополнительное образование в школе. Кружки

Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.

Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:

  • Дают углубленные знания по отдельным предметам.
    Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
  • Предоставляют возможность творческого развития школьников.
    Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.

Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся. Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.

Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Программы в ДОУ

В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.

Пример дополнительная образовательная программа для дошкольников. Как разработать программу дополнительного образования в доу

Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.

  • Программа дополнительного образования
    Цель – знакомство с классическими и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
  • Программа кружка ИЗО-деятельности.
    Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования – пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
  • Программа кружка семейного творческого развития.
    Учить детей совместно с родителями – значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
  • обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.

Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.

Елена Тимченко

Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования
, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ
, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования
, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. , Кленова Н. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ
)

Цель дополнительного образования
– внедрение новых вариативных форм дошкольного образования
с целью повышения качества образовательного
процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательного
процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями
:

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного
процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного
процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения
;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе
(модули, проекты, формы работы с информацией)
;

соответствием содержанием образования
консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Дополнительное образование
может быть направлено на
:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

Дополнительные образовательные
услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные
услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной
программой для расширения содержания базового компонента образования
и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным
услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения
, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том
, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования
, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении
, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования
дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ
:

Организация дополнительных образовательных
услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется
по тематическим разделам основной общеобразовательной программы.

Таким образом
, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательные
программы различной направленности
:

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных
могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Одной из форм дополнительного образования
в нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями
:

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций
:

образовательную
– каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить)
свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений
, навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»
, научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс
, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами
:

Образовательной программой ДОУ
;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
;

Планом
работы кружка на год;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Материалами контроля качества (результативностью)
работы кружка (диагностические карты).

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии)
:

Изучение нормативно-правовой базы.

Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

Разработка (подбор)
программы кружка.

Разработка плана
кружка на учебный год.

Утверждение программы, плана
работы кружка заведующей ДОУ.

Реализация плана
работы кружка на практике.

Анализ результативности работы кружка.

Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т

Схема разработки программы кружковой работы

Титульный лист.

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи).

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

Список литературы.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей
:

Озорные ладошки – 1 младшая группа

Озорной каблучок – подготовительная группа

Тили-тили тесто – подготовительная группа

Кляксочка – средняя группа

Мастерская актеров – средняя группа

Юный эколог – подготовительная группа

Рабочие программы
педагогов – материалы данного раздела. содержат авторские и модифицированные программы, основанные на теоретических исследованиях и практическом опыте. Эти публикации послужат хорошей помощью для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ, для педагогов, повышающих профессиональный уровень.

В данном разделе можно найти следующие материалы

  • Программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
  • Программы по ознакомлению с окружающим миром и экологии
  • Программы по ОБЖ и формированию безопасного поведения
  • Программы по формированию здорового образа жизни
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программы по интеллектуальному развитию дошкольников
  • Программы для работы с семьей
  • Программы дополнительного образования
  • Программы для специалистов ДОУ

Рабочие программы

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение)

Программа
«Зернышко»
включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний. Все блоки связаны между собой и предусматривают.

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования – Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй младшей группе

Публикация «Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй. »

Пояснительная записка Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблема безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел

II. Содержательный раздел 2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты

1. Планируемые результаты освоения Программы  Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды, жизнью живых организмов и деятельностью человека. Делает элементарные выводы и умозаключения.

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования – Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности»

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников

1. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Главная.

Программа кружка для старшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка». Пояснительная записка

Программа кружка для старшего дошкольного возраста “Пластилиновая сказка”. Пояснительная записка. Направленность программы. Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая, работа по улучшению эстетического воспитания, развитие творческих.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки». 2

Часть 1 2. Материально – техническое оснащение Проектор Телевизор Компьютер Ноутбук Материал для работы с детьми: Бумага (цветная, гофрированная, оберточная, обои. Картон Салфетки Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома. Фломастеры, маркеры,.

Образовательные программы
ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

На основе образовательной программы педагог разрабатывает рабочую программу
, служащую моделью педагогической деятельности по конкретному направлению воспитания и обучения дошкольников и включающую комплексное планирование образовательного процесса. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне.

В рабочей программе педагог прописывает цели и задачи, разделы и их содержание, перечень занятий по темам, указывает условия реализации программы и ожидаемые результаты, а также другие необходимые сведения, позволяющие представить уровень освоения дошкольниками образовательного материала и его практическое применение. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Внастоящее время большую роль вразвитии ребенка играет нетолько основное образование, ноидополнительное. Дополнительное образование вдошкольных учреждениях дает возможность выявить иразвить творческие способности детей. Назанятиях подополнительном уобразованию идет углубление, расширение ипрактическое применение приобретенных знаний восновной образовательной деятельности.

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительногообразования детей детский сад учитывает:-интересы детей идобровольность выбора ими кружка, секций, студий;

-понимание игры как ведущего вида деятельности ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;

-нормы нагрузки наребенка. Дополнительное образование детей вдетском саду-одно
изнаправлений творческого, физического, социально-личного иинтеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой вдошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического
направления: пообучению детей различным техникам изобразительной деятельности-лепка
изпластилина, нетрадиционным способам рисования, атакже пофизическому развитию дошкольников. Дополнительное образования осуществляется вовнеурочной деятельности, иосуществляется втечение всего учебного года педагогическими работниками испециалистами. Дети занимаются 1 раз внеделю вовторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются воформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, впроведении отчетных концертов. Кружки как форма дополнительного образования вДОУ
Кружок-это
неформальное, свободное объединение детей вгруппу для занятий, наоснове ихобщего интереса, строящихся надополнительном материале кзадачам Программы под руководством взрослого (педагога). Цель дополнительного образования-внедрение
новых вариативных форм дошкольного образования сцелью повышения качества образовательного процесса иудовлетворения запроса общества. Кружки вдетском саду выполняют несколько функций:-образовательную-каждый
воспитанник ОУимеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков винтересующем его виде деятельности;-социально-адаптивную-занятия
вкружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности ивзаимодействия, испытать «
ситуацию успеха»
, научиться самоутверждаться;-коррекционно-развивающую-воспитательно-образовательный
процесс, реализуемый назанятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;-воспитательную-содержание
иметодика работы вкружках оказывает значительное влияние наразвитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма. Кружки как форма дополнительного образования вДОУ могут открываться сразличными целями:1. Углубление ирасширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей сотставанием вразвитии). Ознакомление собластями знаний, выходящими зарамки государственной Программы (работа содаренными детьми). Ознакомление собластями знаний иумений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций. Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:-Уставом ДОУ;-Образовательной программой ДОУ;-Положением окружке;-Программой кружка (цель изадачи, предполагаемый конечный результат);-Планом работы кружка нагод;-Списком детей;-Расписанием деятельности;-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты). Алгоритм деятельности педагога посозданию кружка (секции, студии):1. Изучение нормативно-правовой
базы. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей вдополнительных образовательных услугах. Анализ результативности работы поусвоению детьми государственной программы дошкольного образования. Разработка (подбор) программы кружка. Разработка плана кружка научебный год. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ. Реализация плана работы кружка напрактике. Анализ результативности работы кружка. Защита результатов работы перед родительской ипедагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие вконкурсах, показах и т. ) Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей вдеятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретныхусловий:-организация рабочего пространства;-возможность детей заниматься посвоим силам иинтересам;-игровой характер подачи любого материала. Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
Сдетьми:
-Фронтальные занятия (групповые)-Экскурсии-Тематические прогулки-Развлечения, досуги-Участие вразличного уровня конкурсах
Спедагогами:
-Консультации, мастер-классы
, семинары для педагогов ДОУ
Сродителями:
-Консультации, мастер-классы
, выступления народительских собраниях, информация насайте. Кружки могут быть различной направленности:1)Физическое развитие2)Социально-личностное
развитие3)Познавательно-речевое
развитие4)Художественно-эстетическое
развитие Тематика кружков может быть разнообразна. При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:-интересы детей идобровольность выбора ими кружка;-возрастные особенности детей, имеющийся уних опыт участия втакого рода занятиях;-необходимость решения воспитательных иобразовательных задач вединстве сосновной программой детского сада;-понимание игры как ведущего вида деятельност ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;-необходимость создания комфортной обстановки, вкоторой будет развиваться творческая личность;-нормы нагрузки наребенка. Схема разработки программы кружковой работы1. Титульный лист2. Пояснительная записка (актуальность, цели изадачи)3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)4. Учебно-тематическое
планирование5. Диагностические карты, методы проведения диагностики6. Список литературы

Разнообразие образовательных потребностей детей и их родителей
приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания дошкольного образования, в том числе к разработке дополнительных программ. В том числе, и программ кружковой работы.

Педагог детского сада самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности
с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательного учреждения, особенностей национально-культурных традиций, а также в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Алгоритм разработки программы:

— анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
— определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
— изучение нормативных документов;
— разработка программно-методического комплекта;
— формирование структуры программы;
— планирование и контроль образовательного процесса;
— разработка критерий освоения программы.

Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей

Это важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.

Определение ценностно-целевых ориентиров

При формулировании цели следует помнить, что это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.

Изучение нормативно-правовых документов

Прежде чем приступить к разработке программы дополнительного образования, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

Разработка программно-методического комплекта

В данном разделе обратить внимание на следующий момент: определить особенности программно-методического комплекса, то есть указать — на основе какой программы он разработан, используется без изменений или с изменениями, комбинированная программа, авторская и т. Далее необходимо обосновать выбор программно-методического комплекта:
а) соответствие цели и задачам программы;
б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям обеспечения образовательного процесса. Программно-методический комплект целесообразно представить в виде таблицы:
1. Направление развития ребенка. Возрастная группа. Вид программы (комплексная, парциальная). Используемые методические пособия. Учебно-наглядные материалы.

Структура программы:

1. Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение программы. Список литературы.

Титульный лист включает:

— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена программа дополнительного образования дошкольников;
— название программы дополнительного образования;
— возраст детей, на которых рассчитана программа;
— срок реализации программы;
— Ф. , должность автора (авторов) программы;
— название города или населенного пункта;
— год разработки программы дополнительного образования.

Пояснительная записка раскрывает:

— направленность программы дополнительного образования;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи программы;
— возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
— сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим непосредственно образовательной деятельности;
— методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования (выставки, фестивали, конкурсы, концерты, соревнования и т.

Учебно-тематический план включает:

— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на виды занятий.

Методическое обеспечение
программы включает дидактический материал к программе (например, каталог игр, методические разработки игр, бесед, раздаточный материал, модели, макеты и др. Все дидактические материалы должны быть у педагога в наличии. Желательно прописать материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др

Список литературы
с указанием всех выходных данных (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Список литературы составляется или ко всей программе, или отдельно по разделам. Если есть необходимость, то приводятся списки литературы для родителей.

Планирование
может быть представлено в разных вариантах:
1 вариант: Тематический блок – Тема – Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки. 2 вариант: Тематический блок – Тема — Программное содержание (задачи) — Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки.

Разработка критерий освоения программы детьми

Процедура оценки результатов освоения программы – психолого-педагогическая диагностика, которая должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его развития по данной программе. Формы оценки – мониторинг, критериально-ориентированное тестирование, карты-характеристики и др.

Результатом
обучения детей по программе является определенный уровень личностных качеств дошкольника, а также объем знаний, умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков воспитанников выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.