Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Определение понятия

Прежде чем приводить пример педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них.

Они могут быть простыми и сложными. В первом случае конфликт решается без участия педагога. Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.

Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками. Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость. Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома. После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.

В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом. Но учитель в любом случае обязан проанализировать ситуацию, чтобы принять верное решение.

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  • Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
  • Поведенческие ситуации – они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  • Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.

Отличительные особенности

Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:

  • профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
  • нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
  • конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
  • педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
  • учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
  • из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
  • ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
  • педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.

Способы решения педагогической ситуации

  • Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное – учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
  • Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
  • Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
  • Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
  • Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
  • Учителю не нужно делать акцент на “отрицательном” поведении ученика.
  • Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.

Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Пункты анализа педагогической ситуации

  • Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
  • Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
  • Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

  • Нужно было выслушать мальчика.
  • Объяснить детям, что никто не виноват – это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
  • Чтобы принять объективное решение опросить других детей.

Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Курс предполагает актуализацию понятий, связанных с развитием изобразительного творчества детей дошкольного возраста, обсуждение основных педагогических задач руководства и особенностей изобразительной деятельности дошкольников, необходимых условий, которые могут быть созданы компетентным взрослым для самореализации воспитанников.

В ходе обучения вы познакомитесь и овладеете практическими навыками создания творческих композиций в жанре «Натюрморт», применяя разнообразные способы создания изображения в интегрированной технике аппликации и рисования.

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста

В рамках курса представлены разнообразные способы создания изображения в жанре «Натюрморт» в интегрированной технике аппликации и рисования.

Анализ педагогических ситуаций

Многолетний опыт автора курса в качестве федерального эксперта позволяет на конкретных примерах разбирать с обучающимися педагогические ситуации, возникающие в процессе творческого взаимодействия взрослых с детьми.

Сертификат сразу после обучения

Сертификат об окончании Курса с указанием количества академических часов на почту сразу по окончании обучения.

А, значит, вы можете проходить обучение, когда удобно на понятной дистанционной образовательной платформе с любого устройства.

Абсолютно новое качество контента

Мы усовершенствовали качество видео и звука для того, чтобы ваше обучение было ещё понятнее и интереснее.

Объём образовательного курса

Стоимость образовательного курса

После прохождения Курса Вы

После прохождения Курса Вы:

Углубите знания по содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО;

Изучите основные задачи руководства изобразительной деятельностью в дошкольной образовательной организации и научитесь их решать;

Получите практические рекомендации по созданию педагогических условий развития детского изобразительного творчества в ДОО;

Научитесь технологиям создания образов природы с применением интегрированной техники: полная и частичная аппликация, использование разнообразных материалов для создания композиции вместе с детьми.

Кандидат педагогических наук;

Преподаватель АНО ДПО « НИИ дошкольного образования « Воспитатели России»;

Автор педагогической технологии «Графические способы изображения как средство формирования индивидуальной выразительности рисунка ребенка старшего дошкольного возраста»;

Член президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»;

Научный руководитель Ресурсного центра «В таланты с малых лет» в рамках проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», 2008-2012 год;

Член Оргкомитета и Большого жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»;

Награждена грамотой Министерства образования и науки РФ «За заслуги в научно-педагогической деятельности, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов».

Какие темы включает Курс. Программа Курса

Какие темы включает Курс. Программа Курса

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по ФГОС ДО

Варианты создания образов природы с применением интегрированной техники: полная и частичная аппликация, использование разнообразных материалов для создания композиции вместе с детьми

Кому подходит Курс

Курс создан для специалистов дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования, желающих существенно повысить профессионализм и использовать новые технологии в работе.

Кому подходит Курс:

Педагогам дополнительного образования

Родителям детей дошкольного возраста

Что такое педагогическая гибкость? Всегда ли педагог должен поддерживать желания ребенка действовать «не похоже» на других? Можно ли научить ребенка творчеству? Как руководить детским замыслом? Эти и многие другие вопросы будут предметом обсуждения в образовательном курсе.

  • Уважаемая Ольга Викторовна! Спасибо за интересную тему и познавательные уроки. Приятно слушать такого лектора с такой очаровательной улыбкой и доброжелательным настроем. С удовольствием послушаю другие ваши лекции.
  • Как, порой, не хватает изюминки, новизны в творчестве. В данном курсе они представлены. Ольга Викторовна, Ваши руки творят чудеса! Все просто и доступно. Спасибо большое!
  • Фальшина Мария ЕвгеньевнаСмотрела на одном дыхании! Спасибо огромное!!! Все понятно, очень интересно и максимально информативно! ❤️
  • Кузьменко Ирина АлексеевнаБольшое вам спасибо Ольга Викторовна! Очень было интересно и познавательно. Слушала вас с удовольствием. Практическая часть замечательная. Буду с большим удовольствием применять в своей работе.
  • Тимкина Татьяна ВладимировнаСпасибо большое, очень было интересно и доступно, обязательно оба эти натюрморта попробую сделать с детьми.
  • Носырева Анастасия ТрофимовнаКурс был очень познавательный, интересный. Теоретический материал большой, интересный. Практическая часть прекрасна подобрать, объемные цветы, бабочка. Спасибо огромное, обязательно буду пользоваться данными техниками в своей работе.

Овладейте новыми навыками создания творческих композиций и углубите знания по содержанию области «Художественно-эстетическое развитие» на нашем Курсе

Овладейте новыми навыками создания творческих композиций и углубите знания по содержанию области «Художественно-эстетическое развитие» на нашем Курсе

Инструкция. Как начать обучение

Регистрация / вход в личный кабинет

После нажатия кнопки «Приобрести Курс» Вы попадёте на страницу входа. Если Вы впервые на платформе Getcourse, то нажмите на слово «Регистрация» в правом верхнем углу открывшейся формы. При регистрации внимательно укажите Ваш адрес эл. почты, фамилию, имя и обязательно

Эта информация будет указана на сертификате об окончании Курса. Если Вы указали данные с ошибкой, их можно будет отредактировать в личном кабинете позже.

После регистрации/входа в личный кабинет Вы попадете на страницу оплаты курса, где необходимо оплатить курс банковской картой любого банка.

Комиссия не взымается. Оплата происходит через защищенный платежный шлюз. Данные платежи безопасны.

После успешной оплаты нажмите кнопку «Вернуться в магазин» и Вы будете переадресованы на образовательный курс. Приступайте к обучению!

Письмо на почту с данными для входа

Если Вы не получили письмо, просим проверить папки «Спам», «Промоакции» и другие в Вашем почтовом ящике! Почтовые сервисы иногда могут доставить письма туда.

Предварительный просмотр

Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

(Ц Д Т)

Роль дополнительного образования в формировании личности и ее социализации на примере деятельности МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

Мачалкина К.

Учреждение дополнительного образования как институт социализации

Если рассматривать процесс социализации личности, то непременно выстроится взаимосвязь «социализация – воспитание – самовоспитание».

Основываясь на уже данное расширенное определение понятия, социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность – индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте – в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Учреждение дополнительного образования детей – открытая площадка, реализуемая перечисленные компоненты. Именно поэтому
статус учреждений дополнительного образования стоит рассматривать на достойном уровне, так как качество образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями довольно высоко. Сегодня это образовательные программы, основанные на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых становятся сами педагоги дополнительного образования в
контексте с типовыми программами
, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе социально-педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста.

Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и творческого объединения, методики активного и интенсивного обучения.

Структура МБОУ ДОД ЦДТ

В 1962 году в Дубне открылся Дом пионеров, в 1985 году ему было передано здание бывшей школы №6 на ул. Мира. Первым директором Дома пионеров была Л. Доценко. В Доме пионеров работали: городской пионерский штаб, школа пионерского и комсомольского актива. В 1994 году Дом пионеров преобразован в учреждение дополнительного образования детей – Центр детского творчества.

С 1989 года его руководителем была Лидия Ивановна Быкова. За большой вклад в дело воспитания и творческого развития подрастающего поколения Л. Быкова награждена знаком «Отличник просвещения Российской Федерации», грамотами и дипломами.

Профиль деятельности –
осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ.

Структура Центра детского творчества четкая и вместе с тем многогранная, нацеленная на то, чтобы лучшим образом обеспечить взаимодействие всех членов коллектива. Во главе руководства и организации учебно-воспитательного процесса стоит директор. Текущие и организационные вопросы решаются через заместителя директора по учебно-воспитательной работе в тесной связке с педагогами-организаторами в административном здании и педагогами-организаторами детских клубов по месту жительства «Буревестник» и «Факел», которые входят в состав Центра. Сами занятия проходят на базах общеобразовательных школ города.

Работа по направлению безопасности учебно-воспитательного процесса и охраны труда руководит заместитель директора по безопасности учебного процесса.

Вопросы материального и хозяйственного сопровождения решаются заведующим хозяйством, в ведении которого находится младший обслуживающий персонал.

Основные направления, цель и задачи работы организации

Основная цель образовательного процесса: создание социально-педагогических условий для гармоничного и разностороннего творческого развития личности воспитанников, реализации их творческих способностей в системе взаимодействия общего и дополнительного образования.

  • развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству;
  • реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;
  • изучения социального заказа родителей и удовлетворение потребности детей в реализации творческих способностей средствами дополнительного образования;
  • расширение межведомственных связей, сотрудничество Центра с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, другими организациями города.

В Центре детского творчества реализуются дополнительные образовательные программы следующих направлений:

Деятельность МБОУ ДОД ЦДТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» – это образовательное учреждение, в котором каждый ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности. В Центре детского творчества предоставляются стартовые возможности каждому ребенку, оказывается особое внимание и поддержка одаренным и талантливым детям, поднимается их индивидуальное развитие на качественно новый уровень.

Работая над созданием и совершенствованием образовательных программ, особое внимание уделяется разработке долгосрочных программ, рассчитанных на 3 и более лет обучения, с целью увеличения курса обучения, занятости и сохранности контингента обучающихся. Периодически проводится внутренняя экспертиза программ в целях повышения их эффективности и результативности.

Основные направления деятельности:

  • обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по образовательным программам различных направлений творческой деятельности;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • организация и проведение фестивалей, праздников, концертов, творческих встреч, выставок, познавательного досуга.

Предметом деятельности Учреждения являются:

Занятия в коллективах Центра обеспечивают творческую и социальную самореализацию личности ребенка, способствует профессиональной ориентации и адаптации подростков. С детьми работают инициативные, творческие, квалифицированные педагоги дополнительного образования, увлеченные своим делом педагоги-организаторы, концертмейстеры.

Деятельность в отношении дополнительного образования детей на муниципальном уровне на примере города Дубна осуществляется на основании ежегодно реализуемого перспективного плана, который предусматривает основные направления деятельности в области образования. Это перспективный план работы Городского управления народного образования администрации города Дубны и муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования г. Дубны Московской области». Данный план включает в себя:

  • изучение деятельности и обобщение опыта работы;
  • регулирование деятельности (справки, приказы, согласования);
  • городские программы, семинары, совещания (совет), методическая работа;
  • городские и областные мероприятия;

Помимо этого плана реализуется инициативная деятельность учреждений в городе, в сотрудничестве с другими учреждениями (социальные службы, городские библиотеки, городской центр занятости населения, СМИ, образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, ГОВД, ГИБДД и другие), частными предпринимателями и другими заинтересованными лицами.

Центр детского творчества реализует программы и проекты дополнительного образования в отношении детей группы риска (см. Приложение 1) (на основании электронного запроса Министерства образования и науки Московской области и соответствующего письма Центра развития образования города Дубны Московской области).

Педагоги дополнительного образования Центра максимально обеспечивают возможность занятий по образовательным программам с детьми группы риска. Это могут быть специально разработанные образовательные программы или адаптированные базовые программы, осуществляемые в Центре с разработкой индивидуального учебного плана.

Организуя работу с детьми группы риска,
происходит эффективное включение их в процесс социализации по следующим критериям, которые для детей группы риска имеют важнейшее значение:

  • социальная адаптированность, предполагающая активное приспособление детей групп риска к условиям социальной среды, а также минимизацию рисков, возникающих в процессе интеграции ребенка в общество, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия процесса адаптации, а также достижение успехов в реализации поставленных целей;
  • социальная автономизация, предполагающая реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, а также сохранение данных установок;
  • социальная активность, рассматриваемая как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений и их развитие,направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.

Анализ мониторинга социального потенциала развития личности в МБОУ ДОД ЦДТ

50 выпускников разных лет выпуска творческих объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества г. Дубны Московской области» в возрасте 18-25 лет.

Цель исследования
была определена исходя из гипотезы, а именно: реализация дополнительного образования способствует целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала и в дальнейшем оказывает влияние на выбор профессиональной деятельности.

  • определить уровень влияния дополнительного образования на формирование личности как целостного единства и взаимосвязи компонентов процесса социализации (со стороны педагога, социальной группы, образовательного процесса и т.д.)
  • определить уровень удовлетворенности выпускниками услугами дополнительного образования как потенциальной площадки для самореализации;
  • определить степень влияния дополнительного образования на возможность роста и развития личности, на выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован следующих
комплекс методов исследования:

  • метод сбора информации;
  • метод приема и обработки информации;
  • метод обобщения полученной информации;
  • метод анализа полученной информации.

Характеристика понятийно-категориального аппарата:

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Дополнительное образование детей
и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Социализация. Социально-педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами:

Под
формированием личности
понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие
в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

  • всестороннее развитие человека как индивида;
  • физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
  • развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.
  • проведение массового сбора данных (анкетный опрос);
  • обработка полученных данных;
  • составление выводов по проведенному исследованию.

На 2014-2015 учебный год кол-во учащихся Центра составляет 1253 человека (данные приведены на конец учебного года). Контингент обучающихся женского пола составляет 943 человека, соответственно, мужского пола – 310 человек.

Выделим процентное соотношение обучающихся по половому признаку:

Как уже было мною упомянуто, респонденты – выпускники творческих объединений следующих направлений: художественное, социально-педагогическое и научно-техническое (физкультурно-спортивное не было рассмотрено по причине новизны творческих объединений данного направления, а также включенности в занятия младших школьников).

Выборка респондентов происходила по следующим критериям:

  • долгосрочная программа (3 и более лет), но с возможным совмещением с краткосрочными программами (1-2 года);
  • фактическое распределение обучающихся Центра по направлениям: художественное направление – 77,4%, социально-педагогическое – 14,6%, научно-техническое – 4,4%, физкультурно-спортивное – 3,6% (данные приведены с повторами детей, так как существует возможность заниматься в нескольких творческих объединениях Центра).

Анкета содержит в себе 3 блока: общая информация о респонденте, дополнительное образование как система и влияние дополнительного образования на развитие личности в процессе социализации и дальнейший выбор профессиональной деятельности на примере деятельности творческих объединений МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» (см. Приложение 2).

Блок №1 анкеты включает общие вопросы на определение личности с целью выявления соотношения данных респондента и его результатов.

Контингент респондентов женского пола составляет 34 человека, соответственно, мужского пола – 16 человек. Результаты анкеты по половому признаку в процентном соотношении выглядят следующим образом:

Данная тенденция в Центре существовала всегда, в силу преобладания художественного направления. Заинтересованность учащихся мужского пола в творческих объединениях художественного направления в основном присутствует до среднего школьного возраста (11-15 лет). В этом возрасте наблюдается переключение на другой вид деятельности, как правило, научно-технической направленности. Данную особенность предусматривают педагоги, отражая эту специфику в продолжительности образовательных программ.

Выборка по возрасту не производилась.

Укажите место учебы и специальность, а также место работы и Ваши основные обязанности.

Вопрос №4. Контактная информация

Данная информация являлась дополнением к анкете.

Вопрос №5. Творческое объединение ЦДТ, которое Вы посещали (возможно несколько вариантов ответов).

При анализе результатов присутствовали взаимосвязи выбора двух творческих объединений одного направления, а также были отмечены совмещения занятий в творческих объединениях разных направленностей.

При включенности учащегося в занятость разных направленностей стоит особое внимание уделить графику таких занятий, который исключит перегрузку организма ребенка.

Вопрос №6. Кто оказал влияние на Вас, когда Вы начали посещать ТО (творческое объединение) ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Равные результаты были получены по вариантам школьные педагоги и родители – 32%. И данный выбор логично объясним: семья и школа два главных института социализации личности ребенка в возрасте до 18 лет, которые оказывают наибольшее влияние на процесс взросления.

Друзья и знакомые – 24%, в данной ситуации выступают «мотиваторами», которые подсказывают и направляют в определении занятости. Но это имеет место быть, конечно же, в подкреплении данного выбора родителями или педагогами. Респонденты частично выделяли такие взаимосвязи как «школьные педагоги – друзья, знакомые», «родителя – друзья, знакомые», допуская двойные ответы.

Группа респондентов, выделив «другой» вариант ответа, указали на собственный выбор досуговой деятельности, некоторые из них также выделили взаимосвязь «собственный выбор – родители поддержали».

Вопрос №6. Почему Вы выбрали именно то или иное творческое объединение (ТО) в учреждении ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Наиболее популярные ответы в выборе занятия в творческом объединении Центра:

Блок №2 содержит ряд вопросов, посвященных дополнительному образованию детей как системе. Данные вопросы позволят выявить отношение целевой аудитории к учреждениям дополнительного образования детей.

Вопрос №1. В вашем представлении качественное дополнительное образование – это образование, которое? (возможно несколько вариантов ответов).

56% респондентов отметили, что основными критериями качественного дополнительного образования детей является возможность проявить свои творческие способности и таланты, а также дает новые знания, умения и навыки.

32% респондентов утверждают, что дополнительные образовательные программы готовят к выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Данное утверждение можно подтвердить тем, что у ребенка есть возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной деятельности, меняя и совмещая их. Данный вариант ответа не предполагает полноценное определение профессиональной деятельности, а лишь дает возможность выбора через пробы занятий в различных творческих объединениях разных направлений.

24% опрошенных утверждают, что немаловажным критерием качественного ДОД является укрепление сил и здоровья, учитывая, что анкетирование не распространялось на выпускников физкультурно-спортивного направления. Следовательно, можно сделать вывод, что респонденты ориентировались на личный опыт и практику занятий в ТО. Этот момент очень важен, учитывая нагрузку, которую получает ребенок в школе, а после на дополнительном занятии.

В том числе 20% респондентов отметили возможность завести новых друзей и знакомых, что в свою очередь позволяет практиковать межличностные отношения.

Вопрос №2. Какие черты личности, на Ваш взгляд, развиваются у занимающегося по программам дополнительного образования (в творческих объединениях/кружках/секциях и т. ) (возможно несколько вариантов ответов).

60% человек отметили: развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т. ), расширение кругозора, повышение эрудированности, саморазвитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.

52% респондентов упомянули о развитии навыков общения и самопрезентации, а также о стремлении самостоятельно развивать и применять полученные знания.

Вопрос №3. На Ваш взгляд, является ли посещение учреждений дополнительного образования условием полноценного развития ребенка?

Большая часть респондентов, а именно 66% отметили, что посещение учреждений дополнительного образования является полноценным условием развития личности ребенка в пору его детства и юношества.

24% человек допустили вариант ответа «другое», а именно отметили, что занятия по дополнительным образовательным программам лишь частично влияют на полноценное развитие личности ребенка.

2 человека отрицают возможность полноценного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей.

Вопрос №4. Выскажите Ваше мнение, как человек, прошедший данный этап, о возможности подготовки к выбору будущей профессиональной деятельности (возможно несколько вариантов ответов).

Респонденты отмечают значение и роль дополнительного образования в выборе профессиональной деятельности.

Дополнительное образование детей дает возможность допрофессиональной подготовки детей. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в пору детства и юношества, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Блок №3 посвящен деятельности МБОУ ДОД ЦДТ. Данный блок содержит ряд вопросов следующего характера:

  • удовлетворенность выпускника различными сторонами работы того или иного творческого объединения (возможность адаптации в малой социальной группе, самореализация и т.д.);
  • оценка деятельности творческого(их) объединения(ий) по определенным параметрам;
  • степень интереса к социально значимой деятельности на данный момент;
  • применение полученных навыков и умений, социальных ролей и отношений при взаимодействии в социуме.

Вопрос №1. Ваша удовлетворенность различными сторонами работы творческого объединения, которое Вы посещали в ЦДТ.

Во всех предложенных вариантах выпускники отмечают, что образовательная деятельность, осуществляемая в Центре, «в полной мере» их удовлетворяет.

На основе полученных результатов можно определить эффективность деятельности учреждения. Результаты предполагают социальную приспособляемость на занятии в творческом объединении, социальную активность и гибкость в виде результатов деятельности обучающегося, которая также рассматривается как социальная готовность к социальным действиям, творчеству.

Вопрос №2. Напишите наиболее запомнившиеся события и Ваши главные достижения за время занятий в творческом(их) объединении(ях) ЦДТ.

Каждое направление деятельности, как правило, определяет цели, на которые ориентируется деятельность творческих объединений. В силу этого представители художественного, а также социально-педагогического направлений упоминали выставки, фестивали, концерты, где принимали участие как артисты, как организаторы. Отмечали, что показательные выступления помогали преодолевать страхи, способствовали раскрытию личности. Также являлись участниками мероприятий всероссийских и международных уровней, которые предполагали длительные поездки.

Выпускники научно-технического направления поделились своим опытом участия в научно-исследовательских конференциях, успехами в различных экспериментальных работах и показательных мероприятиях.

Вопрос №3. Какие личностные характеристики, которые выработались у Вас за время занятий в ТО ЦДТ оказали существенное влияние на процесс адаптации в социуме? (возможно несколько вариантов ответов).

Показатели, которые набрали наибольшие результаты: 60% – самостоятельность; 56% – ответственность, дисциплинированность; 52% – аккуратность, коммуникативные качества; 40% – терпимость.

Показатели, которые набрали наименьшие результаты: 12% – воля; 14% – справедливость; 14% – высокие жизненные запросы/требовательность.

Стоит отметить выбор приоритетных показателей на основе направленности творческого объединения. Художественное и научно-техническое направления: оппоненты данных направлений наравне наиболее часто упоминали такие качества как самостоятельность, дисциплинированность, терпимость, аккуратность. Основное отличие это преобладание общения, а именно приобретение коммуникативных навыков на занятиях в творческих объединениях художественного направления.

Только представители социально-педагогического направления отметили такие варианты как доброта, честность, справедливость.

Вопрос №4. Что из перечисленного Вы оцениваете как преимущество творческого объединения ЦДТ, где Вы занимались?

Показатели утверждают, что то или иное творческое объединение обеспечивает возможности реализации творческого потенциала учащихся как, на мой взгляд, одного из важнейших компонентов полноценного становления личности ребенка. Также в полной мере учащимися усваиваются коммуникативные навыки.

Вопрос№5. Повлияло ли посещение ТО на Ваши взгляды в выборе дальнейшей профессиональной деятельности?

16% респондентов (8 человек) отметили, что на них оказало влияние занятия в творческом объединении и определило их дальнейшую деятельность. Результаты показали, что в основном данный вариант выбрали выпускники научно-технического направления и в данный момент либо их учебная деятельность, либо профессиональная связаны с профилем творческого объединения. Так, например, сейчас выпускники научно-технического направления обучаются в таких учреждениях высшего образования как МГУ им. Ломоносова (физический факультет), НИУ ВШЭ (факультет прикладной математики и кибернетики), МУПОЧ «Дубна» (ядерная физика и технологии (радиационная биология), МФТИ (факультет прикладной математики и физики) и т.

Из 32% респондентов, в основном художественного направления отметили, что в основном занятия в творческом объединении определили их хобби. Выпускники социально-педагогической направленности отмечали заинтересованность в самостоятельной практической деятельности.

Вопрос №6. Вызывает ли на данный момент у Вас интерес та деятельность, которой Вы занимались на занятиях в ТО ЦДТ?

Присутствует положительная тенденция самостоятельной организации времяпрепровождения, ориентируясь на имеющийся опыт.

Допуская вариант ответа «другое», респонденты отмечали такие варианты ответов, как «использую навыки по мере необходимости», а также «возможность проявить свою эрудированность» и т.

Вопрос № 7. Хотите ли Вы, чтобы Выши дети/будущие дети посещали занятия в учреждениях дополнительного образования?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.