Информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Огромное количество информации необходимо осваивать и современным школьникам. Задача педагога – сделать так, чтобы новый материал был качественно переработан обучающимися. Метод визуализации учебной информации помогает решить обозначенную проблему.
Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — манифест, провозглашающий ценность и эффективность визуальной коммуникации. Использование на уроке технологий визуализации делает урок более информативным, результативным, творческим.
Использование наглядности не инновация в педагогике, каждый учитель вооружен таблицами, схемами, опорными конспектами, презентациями, фрагментами кинофильмов, интерактивными тренажерами, нужно отметить, что проверенные временем ресурсы работают, их не стоит списывать со счетов. Но современный школьник не только должен воспринимать информацию, изложенную учителем, но и определённым образом её перерабатывать, структурировать. И здесь незаменимыми оказываются новые средства визуализации: скрайбинг, инфографика, визуальные конспекты. Их задача – представить учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.
Инфографика – графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрота и четкость изложения. Инфографика расширяет коммуникационные возможности, способствует тому, чтобы учебная информация стала интереснее и доступнее для целевой аудитории: текстовая информация сводится к минимуму, её заменяют условные обозначения, визуальные метафоры, рисунки- символы.
Как же этот инструмент визуализации можно применить на уроках русского языка?
Орфографические и пунктуационные правила, языковые нормы, словарные слова органично вписываются в компактные и яркие информационные схемы-изображения. Учитель, представляя новый материал или обобщая изученное, может сам составить инфографику к уроку или воспользоваться материалами интернет-ресурсов, но наиболее эффективной будет инфографика, составленная самими обучающимися. Здесь важны несколько моментов: осмысление информации обучающимся, структурирование материала, выбор графических символов и обозначений. Незаменима разъяснительная графика при подготовке к экзаменам: обучающимся необходимо вспомнить весь изученный материал, подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации будут даны сжато, доступно.
Визуальный конспект – это еще один инструмент визуализации, позволяющий «включиться» во взаимодействие с информацией через фиксацию смыслов. С помощью визуального конспекта обучающийся может зафиксировать материал лекции, параграфа, подготовиться к докладу или выступлению, перевести объёмные учебные статьи в живой и понятный вид. Визуальный конспект будет эффективен при групповой работе на уроке, когда обучающиеся готовят коллективный ответ, здесь они могут представить коллаж мнений.
Составление визуального конспекта требует от обучающегося владения навыками функционального чтения: понимание прочитанного (услышанного); работа с полученной информацией (интерпретация, оценка). При составлении визуального конспекта обучающийся должен уловить суть полученной информации, выделить в ней главное, затем структурировать информацию – установить связи между выделенными основными смыслами, а затем представить информацию через визуальные образы. Примером визуального конспекта может служить ментальная карта – форма записи данных, когда главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
Ещё один вид визуального конспекта – лента времени, позволяющая получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Составление ленты времени уместно на уроках литературы при изучении биографии писателя, приём позволит зафиксировать и жизненный путь автора, и значимые исторические события, повлиявшие на его творчество.
Продуктивным приёмом визуализации представляется скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского “scribe” – набрасывать эскизы или рисунки); искусство отражать свою речь, звучащий текст в рисунках, процесс происходит параллельно с чтением, с докладом говорящего. Речь выступающего иллюстрируется “на лету” рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы “эффект параллельного следования”, когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал, проиллюстрировать прочитанное. Скрайбинг бывает “ручной” и “компьютерный”. Ручной – классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToonи программы VideoScribe. Для скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его. На уроках литературы скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературных произведений, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения.
Использование инструментов визуализация вызывает интерес у обучающихся, происходит эффективное восприятие информации, идей и понятий; развиваются способности обучающихся мыслить критически, генерировать и развивать идеи, наблюдается улучшенное запоминание и воспроизведение информации.
- образовательные:
расширить представления о понятии «инфографика»;
показать связь инфографики с разными профессиями; - расширить представления о понятии «инфографика»;
- показать связь инфографики с разными профессиями;
- развивающие:
способствовать развитию умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации для создания инфографики;
связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом; - способствовать развитию умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации для создания инфографики;
- связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- воспитательные: продолжить воспитание информационной культуры учащихся, внимательности.
Место урока. Урок можно использовать на уроках «Информатики» и «Технологии» как самостоятельный элемент урока, так и для проведения бинарных уроков.
Основные термины и понятия: инфографика, графический дизайн.
Межпредметные связи: технология.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, мобильный компьютерный класс.
- Бидайбеков Е.Ы., Бекежанова А.А. Возможности использования инфографики в учебном процессе. Журнал «Информатика в школе», № 6 (149) август 2019, с.62.
- Бычкова Д.Д. Методические рекомендации по созданию инфографики на внеурочных занятиях по информатике с помощью специальных компьютерных программ, № 9 (152) ноябрь 2019, с.23.
- Организационный момент. Актуализация знаний (2 мин.)
- Систематизация знаний (2 мин.)
- Работа с видеофрагментом «Инфографика об инфографике» (3 мин.)
- Проверка понимания (2 мин.)
- Групповая работа «Как отличить хорошую инфографику» (5 мин.)
- Изучение нового материала «Инструменты для создания инфографики» (2 мин.)
- Повторение. Интерактивное приложение «Средства PowerPoint для создания инфографики» (2 мин.)
- Объяснение нового материала. Создание иконки для инфографики (5 мин.)
- Выполнение практической работы «Создание инфографики» (10 мин.)
- Обсуждение результатов практической работы (7 мин.)
- Выполнение задания в формате PIZA «Профессия специалиста по инфографике» (3 мин.)
- Подведение итогов. Постановка домашнего задания (2 мин.)
Организационный момент. Актуализация знаний
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня в связи с развитием информационных технологий человек должен уметь быстро ориентироваться в потоке информации. На ваш взгляд, какими навыками работы с информацией должен обладать современный человек?
Возможные ответы: уметь находить источники информации, анализировать информацию, представлять большие массивы данных максимально кратко, оценивать и эффективно использовать.
Учитель. Посмотрите на экран. Как вы считаете, а важен способ представления информации?
Возможный ответ. Представление информации в виде таблицы, текста и списка стало неэффективным, так как очень сложно запомнить огромное количество информации, представленной в традиционной форме.
Учитель. Действительно, способ представления информации оказывает влияние на степень ее восприятия и усвоения, а визуализация позволяет быстро и эффективно преподнести информацию. Посмотрите на второй слайд, а как называется данный способ представления информации?
Учитель. Сегодня мы познакомимся с понятием “инфографика”. Наш урок называется “Основы инфографики – шаг в будущую профессию “.
Систематизация знаний
Учитель. В 1912 году Санкт-Петербургским издательством «Вестник знания» была выпущена книга Николая Александровича Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы», которая содержала различный статистический материал о Российской Империи. На слайде мы видим фотографию русского библиографа и книговеда Рубакина Н.А. и обложку его книги. Особого внимания заслуживают иллюстрации, которые наглядно демонстрировали разные статистические показатели. Посмотрите на иллюстрации и дайте им названия.
1. Сравнительная численность населения в разных государствах.
2. Сравнительная численность народов, населяющих Россию.
3. Профессиональный состав российского населения.
Учитель. Можно ли эти иллюстрациями назвать инфографикой? Обоснуйте ответ.
Учитель. Считается, что инфографика, как направление в дизайне, зародилась в 1982 году. Некоторые специалисты связывают ее рождение с появлением диаграмм, а другие – с логотипов.
Познакомимся с современной инфографикой.
Работа с видеофрагментом “Инфографика об инфографике”
1. Где можно использовать инфографику?
Ответ. Можно размещать на баннерах, плакатах, рекламе.
2. Почему использовать инфографику рационально?
Ответ. Воспринимают визуализацию информации легче 80% людей; инфографика вызывает эмоции, которые передаются ярче.
3. В чем отличие инфографики от других видов визуализации информации?
Ответ. Процесс визуализации заключается в преобразовании мыслительных содержаний в наглядный образ.
4. Какое определение можно дать понятию “инфографика”?
Ответ. Инфографика – это визуализация данных графическим способом.
Учитель. Запишем определение. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. По словам Хайме Серра, одного из самых влиятельных дизайнеров инфографики в мире: “Инфографика – это форма общения, использующая визуальный и письменный язык. Оба языка дополняют друг друга, являются частью целого и поэтому не могут быть поняты в отдельности”.
Проверка понимания
Учитель. Выполните тестовое задание и найдите соответствие между типом инфографики и определением.
Ответ на тестовое задание “Типы инфографики”.
1. Аналитическая инфографика. С её помощью представляют статистические данные. Отличается обилием цифр, диаграмм, графиков и так далее.
2. Новостная инфографика. Наглядно рассказывает про свежие события, отражает хронологию и важные этапы происходящего.
3. Конструкционная инфографика. Демонстрирует устройство и составные части какого-либо объекта или механизм явления, иногда – хронологию и причины исторического события.
4. Рекламная инфографика. Создаётся компаниями для продвижения своего продукта. Яркая картинка с описанием достоинств товара и выгод от покупки. Может привлечь клиентов, если сделана хорошо – то есть сочетает грамотный маркетинг и удачный дизайн.
5. Сравнительная инфографика. Позволяет сравнить характеристики различных объектов. Если нужно, её можно дополнить более подробным анализом.
Учитель. Интересно, что по способу отображения инфографика бывает:
- статичная – без элементов анимации;
- динамическая – с анимированными элементами.
Групповая работа «Как отличить хорошую инфографику»
Учитель. Разделимся на подгруппы по 2-3 человека. Каждая подгруппа получает изображения инфографики. Ваше задание – сравните изображения и сформулируйте признак хорошей инфографики.
Вариант 1. Хорошая инфографика рассказывает просто о сложном. Причем так, что любой текст с задачей бы не справился. Или это был бы долгий и нудный текст.
Вариант 2. Хорошая инфографика балансирует между информацией и графикой. Если картинка детализирована до последнего штришка – она должна нести много информации. Если информации мало – достаточно простой визуализации.
Вариант 3. Хорошая инфографика легко воспринимается. Даже при беглом осмотре понятен как общий смысл, так и значение мелких элементов.
Вариант 4. В хорошей инфографике нет дизайна ради дизайна. Одна из ошибок неопытных дизайнеров инфографики – бездумное использование свободного пространства. Они заполняют его ненужными украшательствами, что недопустимо.
Учитель. Посмотрите на свои примеры инфографики. Как вы думаете, должен ли сохраняться смысл инфографики, если просто убрать весь текст.
Учитель. Еще один признак хорошей инфографики – она живет и без текстов.
Изучение нового материала «Инструменты для создания инфографики»
Учитель. Познакомимся с инструментами для создания инфографики:
- средствами MS Office и других офисных пакетов;
- оn-line сервисы для создания инфографики.
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы.
1. Пиктограммы каких офисных программ изображены на рисунке?
Ответ. Слово, Точка Силы, Издатель.
2. Какие возможности этих программ могут понадобиться для создания инфографики?
Ответ. Вставка рисунка/фигуры, изменение размеров объекта, заливки, контуров и др.
Учитель. Существуют специальные сервисы для создания инфографики, например, Canva, Easel.ly, Piktochart.com. Но не все из них русскоязычные. Чтобы начать создавать инфографику в сервисе, сначала нужно пройти регистрацию.
Учитель. Как вы считаете, а есть критерии хорошей и плохой инфографики?
Повторение. Интерактивное приложение «Средства PowerPoint для создания инфографики»
Учитель. Выполните интерактивное приложение “Средства PowerPoint для создания инфографики”, для этого перенесите элементы окна программы PowerPoint в соответствующую командную вкладку.
- вставка: рисунок, иллюстрация, надпись, символ;
- формат: упорядочение, размер, стиль фигур.
Объяснение нового материала. Создание иконки для инфографики
Учитель. На экране представлены виды иконок для инфографики: полые/сплошные, цветные/монохромные, тематические. Такие иконки можно создать средствами PowerPoint.
Выполнение практической работы «Создание инфографики»
Учитель. Выполните практическую работу «Создание инфографики».
Задание. Создайте инфографику на тему “Профессиональный портрет специалиста по инфографике”.
План выполнения работы.
1. Подберите интересные факты и статистику о специалисте по инфографике.
2. Придумайте идею оформления для предоставления информации с помощью диаграмм, схем, рисунков, карт с пояснениями.
3. Сделайте эскиз на бумаге.
4. Откройте программу PowerPoint.
5. При создании используйте единый стиль, простые шрифты, не более 2-3 цветов, иконки и/или картинки. Не размещайте много информации в одной инфографике.
6. Укажите информацию об авторе.
Обсуждение результатов практической работы
Учитель. Познакомимся с вашими идеями по созданию профессионального портрета специалиста по инфографике.
Беседа с обучающимися. Обсуждаются критерии качественного оформления:
- наличие признаков хорошей инфографики: рассказывает просто о сложном, балансирует между информацией и графикой, легко воспринимается, нет дизайна ради дизайна, смысл сохраняется, если убрать текст.
- наличие единого стиля оформления, простые шрифты, не более 2-3 цветов, иконки или картинки.
Учитель. Обратите внимание, что на слайде представлена работа “Из чего состоит info-дизайнер”. Ее автор Найджел Холмс – британско-американский графический дизайнер, автор и теоретик, специализирующийся на информационной графике и информационном дизайне. Что нового Вы узнали о специалисте по инфографике из этой инфографики?
Возможные ответы. Чувство юмора, хороший стул для работы.
Беседа с обучающимися. Обсуждаются качества специалиста по инфографики:
- профессиональные: знание основ дизайна: основы живописи и рисунка, колористики; умения работать в растровых и векторных графических редакторов, знание основ маркетинга и др;
- личные: профессиональная коммуникация, Зрительная память, уметь работать с большим массивом информации и др.
Выполнение задания в формате PIZA «Профессия специалиста по инфографике»
Учитель. Так как же называется профессия специалиста по инфографике? Изучите информацию на сайтах:
- Британская высшая школа дизайна;
- Навигатор поступления.
Выполните тестовое задание “Профессия специалиста по инфографике”.
Ответ. Графический дизайнер.
Учитель. Действительно, в “Справочнике профессий” нет профессии “Специалист по инфографики”. Графический дизайнер – это профессия, которая может быть связана с данным направлением.
Учитель. Интересно, что образование со специализацией «Инфографика» можно получить в МГУ на факультете журналистики – http://www.journ.msu.ru/about/departments/14/654/?sphrase_id=183124.
Московские Вузы и колледжи проводят подготовку специалистов по направлению «Графический дизайн»:
- Школа дизайна НИУ ВШЭ – https://design.hse.ru/edu-infography;
- Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова -http://surikov-vuz.com/;
- Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 – https://26kadr.mskobr.ru/special_nosti_i_professii/dizajn_po_otraslyam;
- Школа анализа данных «Яндекса» – https://yandexdataschool.ru/;
- Британская высшая школа дизайна – https://britishdesign.ru/;
- Центр компьютерного обучения «Специалист» МГТУ им. Н.Э.Баумана – https://www.ucheba.ru/program/730163.
Для работы специалистом по инфографике необходима постоянная внеучебная практика, дополнительные знания о полиграфических технологиях, языках программирования и HTML.
Подведение итогов. Домашнее задание
Учитель. Выполните дома творческое задание. Создайте инфографику на тему “Учебный предмет в профессии”.
1. Выберите учебный предмет, который Вам нравится.
2. Определите его связь с различными профессиями.
3. Придумайте идею оформления для предоставления информации с помощью диаграмм, схем, рисунков, карт с пояснениями.
5. При создании используйте единый стиль, простые шрифты, цвета не более 1-3 цветов, иконки и картинки. Не размещайте много информации в одной инфографике.
Работу пришлите на электронную почту учителя.
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Для этого логически завершите фразы:
Учитель. Желаю Вам успехов в освоении навыков по созданию инфографики. И не забывайте цитату из книги Льюис Кэрролла: «Какой толк в книге, – подумала Алиса, – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?..»
Введение
Объект исследования – является рассмотрение инфографики как средство обучения младших школьников.
Предмет исследования – использование инфографики как средство обучения младших школьников на уроках.
Цель – теоретически обосновать, практически доказать возможность и необходимость использования инфографики на уроках в начальной школе.
- выделить основные актуальные характеристики основных понятий;
- охарактеризовать обучение как процесс;
- проанализировать эффективность инфографики, как способ усвоения информации;
- сделать вывод проведенного урока;
- установить влияние компетентности учителя на эффективное использованиеинфографики на уроке.
Практическая значимость работы в том, что материал может быть использован преподавателями и студентами колледжа на учебных занятиях, а также в системе методического сопровождения образовательного процесса в начальной школе.
Повышению ИКТ-компетентности у студентов ГБПОУ ЯНАО «НКПиИТ» способствует обучение по дисциплине Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональным модулям Обработка цифровой мультимедийной информации, Публикация цифровой мультимедийной информации.
Студенты имеют возможность посещать мероприятия кластерного обучения, организованного преподавателями колледжа «МИГ – компетенции современного педагога (использование SMART доски)»», «МИГ-компетенции современного педагога (использование инфографики в образовательном процессе)», «МИГ-компетенции современного педагога (разработка оnline ресурсов)», «ИКТ-компетенция (при изучении программных продуктов Word, PowerPoint, Excel»».
В результате проведенного исследования можно пронаблюдать эффективное влиянии инфографики на повышение качества обучения в начальной школе.
Известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, имеет визуальный характер. Иначе говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль. Визуальная коммуникация – это передача информации с помощью зрительных форм. Инфографика, как элемент визуальной коммуникации
В результате проведения опросных методов (беседа, анкетирование), мы пришли к выводам о том, что учителя начальной школы
- используют ИКТ-оборудование системно, оценивая положительное влияние его на ребенка младшего школьного возраста, не исключая традиционные средства и методы;
- реализуют технологический подход, определяя эффективный метод в системе обучения по предмету;
- отмечают, что дети становятся более активными, усиливается познавательная самостоятельность;
При этом учителя осознают необходимость совершенствования ИКТ-компетенций посредством самообразования, обучаются по программам дополнительного профессионального образования в режиме on-lain и of-lain, обращаются с вопросами к специалистам по профилю.
Одним их современных средств обучения является инфографика. В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность. Инфографика – это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. Специалисты заметили, что текст объёмом около 6000 знаков умещается лишь в одном графическом рисунке. Развитие телекоммуникаций и современных компьютерных технологий, вскоре дало новый импульс для развития инфографики, и расширило диапазон применения, а также предоставило новые варианты представления объектов инфографики. Это обстоятельство – позволило создавать новые динамические, управляемые объекты инфографики, это позволяет сегодня реконструировать события и процессы, а также создавать объемные структуры, которые оживают при взаимодействии с пользователями, например, при обучении.
Очень важно учитывать тот факт, что современному человеку, являющемуся представителем любой специальности, необходимо обрабатывать и передавать немалое количество информации, поэтому обучение умению читать, понимать и, главное, создавать инфографику является практико-ориентированным методом.
«Использование информационно-коммуникационных технологий учителем начальных классов как показатель компетентности учителя»
В условиях постоянно увеличивающейся информационной нагрузки важным требованием федерального государственного образовательного стандарта общего образования является развитие информационной компетентности, позволяющей «систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах». В рамках ФГОС также актуализируются самостоятельная работа учащихся и их мотивация к обучению и познанию. В связи с этим в активной фазе научного осмысления находится подготовка учебных изданий. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации.
Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
На площадках крупнейших российских издательств учебной литературы активно ведется разработка концепции электронного учебника, в рамках которой обсуждается привлечение мультимедийных технологий и внедрение иллюстративного материала, соответствующего эпохе.
Одним из наиболее удобным источником информации кроме учебника для развития учебно-информационных умений являются инфограммы. Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, ее передачи в компактном и визуально привлекательном сообщении.
«Использование инфографики при обучении младших школьников»
Многочисленное внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов обучения, применения информационно-коммуникационных технологий.
Одновременно на площадках крупнейших российских издательств учебной литературы активно ведется разработка концепции электронного учебника, в рамках которой обсуждается привлечение мультимедийных технологий и внедрение иллюстративного материала, соответствующего эпохе. Одним из эффективных способов визуализации информации, способствующих ее усвоению, является инфографика. Необходимость обработки и передачи большого потока данных сделала ее одним из самых востребованных способов передачи информации в бизнесе, рекламе, СМИ. Качественная инфографика помимо содержательности и дизайна, обеспечивающего легкость восприятия, обладает смыслом (своей историей) и является аллегоричной, что отличает ее от стандартных графиков и иллюстраций. Используя небольшие текстовые блоки, графики, блок схемы, пиктограммы и другие инструменты, информационная графика задействует образное и ассоциативное мышление человека, способствует развитию умения интерпретировать информацию в различные формы. В связи с этим инфографика приобрела большое значение в образовательном процессе.Таким образом, можно сделать вывод, что визуализация информации средствами инфографики может выступать помощником в обучении на всех стадиях образовательного процесса. Она не только способствует облегчению процесса усвоения информации, но и формирует способности обобщения фактов, построения логических схем, чтения невербальных текстов. И самое важное она способна стимулировать познавательный интерес. Разнообразные виды инфографики (графики, диаграммы, схемы,
таблицы) на протяжении длительного времени используются в качестве иллюстративного материала в учебном книгоиздании. Особенное внимание нужно уделять тексту (должен быть предельно доступным и лаконичным), графике (инфографика не должна быть похожа на некачественную видеоигру) и переходам (должны быть понятны пользователю).
В ситуации изменения принципов потребления информации очень важно развивать междисциплинарный подход к созданию школьных учебников, расширяя круг смежных дисциплин. В связи с этим необходимо привлекать к созданию учебников не только педагогов, психологов, книговедов, но и дизайнеров, инфограферов, программистов и т.д. Это позволит задействовать разные способы дачи информации и, соответственно, каналы восприятия учащихся то, в свою очередь, будет способствовать выполнению не только образовательных стандартов, но и развитию способностей школьников.
«Эффективность использования инфографики на уроках русского языка»
Распространившись в печатных и интернет СМИ, инфографика недавно стала известна в новом качестве – как творческий метод обучения на уроках в школе. Организованность, удобство, технологичность и другие достоинства инфографики уже оценены педагогами, так как инфографика позволяет представить большой объем сведений в организованном виде, который будет удобен для просматривающего её ученика. Эффективность этих средств однозначно связана именно с грамотностью, систематичностью и обусловленной целесообразностью их применения.
Довольно действенным оказывается простое использование шаблонов и повторений при организации контента (содержимого электронного ресурса). Это позволяет выработать у пользователя полезные когнитивные привычки работы с образовательными ресурсами, научить «учиться». Объекты информационной графики повышают информационную насыщенность и наглядность учебных материалов, а метадизайн воплощает идею функционирования визуально-когнитивного сценария работы учащихся с текстовыми блоками электронных пособий. Инфографика позволяет дать возможность ученикам поработать с информацией и освоить ее через его доминирующий тип интеллекта.
Сегодня используют инфографику как вербальный и графический способ подачи информации. Наглядность при обучении языку используется очень давно. Ещё первые печатные буквари помимо текстовой информации содержали иллюстрации в виде рисунков.Вопросу наглядности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Отец педагогики Ян Амос Коменский в XVII веке считал наглядность принципом, облегчающим обучение: «Кто, сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймёт и запомнит всё вернее, чем если он прочтёт обширнейшие объяснения, не видав всего.
На уроках русского языка учитель и ученики оперируют большими объемами информации, которые современному школьнику в текстовом виде усвоить очень сложно. Подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации или материал для изучения будут даны сжато, интересно и доступно.
Инфографика отличается от привычной презентации тем, что это всего один слайд, на котором размещается вся необходимая информация по теме.Сложный материал, преподнесённый в виде инфографики, усваивается учеником быстро и чётко, ведь графическая информация, по мнению многих учёных, постигается легче, чем текстовая. Инфографика способствует развитию навыков говорения, т.к. у ученика нет готового текста, а только информация, при помощи которой можно построить своё высказывание. Следовательно, инфографику не читают в привычном смысле, а изучают, делают выводы и создают собственный текст. Этот метод позволяет не только транслировать информацию, но выполняет этому использование в образовании инфографики является отличной «новой старой» технологией. но выполняет аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную и эстетическую функции.
Рассмотрим, как реализовать метод инфографики на уроках русского языка. К примеру, при изучении имени существительного в третьем классе можно использовать инфографику. На этой инфографике к упрощённому изображению краткая занимательная информация. Ученикам предлагается изучить инфографику, выбрать для описания любую часть создать свой текст на основе изображения, оперируя данными существительными, изменяя их по падежам.Использовать инфографику можно при изучении очень многих тем на уроках русского языка.
Например, инфографика позволяет создать следующие задания:
- Запишите слова в 3 лице.
- Измените имена существительные во множественном числе.
- Выпишите из инфографики все вещественные существительные.
- Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте.
- Создайте текст на основе инфографики.
Практически любая инфографика позволяет решать образовательные задачи. Представленные выше задания позволяют не только актуализировать и закрепить лексико-грамматические навыки, но также производить универсальные учебные действия, ведь ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Инфографика облегчает получение уже готовой информации и даёт возможность учащимся самостоятельно добывать материал и истолковывать его. Таким образом можно отметить, что именно вербальная и графическая составляющие инфографики в совокупности делают её удобным и интересным объектом изучения на уроках в современной школе.
Заключение
Подводя итоги свое исследовательской работы, могу сделать вывод, что процесс работы с инфографикой задействует все уровни мышления и особенно такие, как анализ, синтез, оценка. И тогда инфографика выступает уже не просто как инструмент индивидуализации обучения, а как многофункциональный инструмент, область применения которого в образовании может быть довольно широка: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование. Визуальные технологии обладают важным развивающим потенциалом, который заключается, прежде всего, в развитии визуального мышления учащегося.
Также могу сказать, что к ИКТ-компетентности учителя можно отнести знание электронных пособий по предмету, таких как электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в интернете. Умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать необходимую информацию в соответствии с поставленными учебными задачами так же является неотъемлемой частью содержания. Для того чтобы найти и отобрать информацию, ее нужно правильно преподнести учащимся, а прежде необходимо уметь устанавливать программы на компьютер, пользоваться проектором и интерактивной доской, уметь создавать собственный электронный дидактический материал.
Для того чтобы «идти в ногу со временем», учителю необходимо заниматься постоянным самообразованием, самовоспитанием, самообучение. Основываясь только на традиционных педагогических технологиях невозможно соответствовать высоким запросам образования. Для решения этой проблемы необходимо найти новые подходы к организации обучения младших школьников, опирающиеся на информационно-коммуникационные технологии. Современный учитель должен поставить для себя на первый план задачу по формированию у себя ИКТ компетентности.
Cписок информационных источников
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2012.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (вступил в силу с 01.09.2012г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. регистрационный № 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. регистрационный № 1353. (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г., регистрационный № 34864).
- Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. регистрационный № 544н.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993).
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования»(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
- Учебная Программа и Учебно-методический комплект Образовательная Система «Начальная школа 21 века»
- Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. – Академия, 2015. – 208 с.
- Брыксина О.Ф. Интерактивная доска в начальной школе в начальной школе. Учебно-методическое пособие. – Дрофа, 2012. – 157 с.
- Введение в специальность / Л.И.Руквинский. – М.: Просвещение, 2018. – 261 с.
- Голодов Е., Гроцкая И., Бельченко В. Интерактивная доска в школе. – Учитель, 2011. – 86 с.
- Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий: учебно-методическое пособие / коллектив авт.: В.Р.Кучма, М.И.Степанова, И.Э.Александрова; ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России. – М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2016. – 22 с.
- Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологи / Д.Г.Левитес. – М.: Воронеж, 2016. – 337с.
- Симонов, В.П. Педагогическая практика в школе: учеб. метод. пособие для преподавателей и студентов / В.П.Симонов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 180с.
- Что должны знать учителя. Сборник статей под редакцией Д.Дилла / Пер. с англ./Предисл. Н.Н.Михайлова. — М.: Прогресс-Традиция, 2016. — 336с.