Принципы дополнительного профессионального образования

Принципы дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование может получить каждый гражданин в любом возрасте. Но есть нюансы. Давайте разбираться по порядку

Дополнительное профессиональное образование — что это такое

Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — улучшить профессиональные навыки и дать дополнительные знания, позволяющие добиться определенных высот в карьере.

Если основное базовое образование должно быть у всех, то ДПО получают на добровольной основе, по желанию. Оно доступно всем людям, которые хотят не только углубить свои профессиональные познания, но и расширить кругозор и обучиться чему-то новому.

Существуют четыре уровня профобразования:

  • среднее профессиональное образование (техникум, колледж, училище и другое),
  • магистратура или специалитет,

Особенность ДПО в том, что его возможно получить только как дополнение к среднему профессиональному или высшему образованию.

ДПО — отличная возможность «прокачать» знания и умения, узнать об изменениях и нововведениях, касающихся специальности. Курсы по профессиональной подготовке не сравнятся с университетскими программами. Чтобы получить диплом о высшем образовании, необходимо успешно законичить вуз.

Библиографическое описание

Чертищева, Е. А. Современное развитие системы дополнительного профессионального образования / Е. А. Чертищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 323-324. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72086/ (дата обращения: 07.05.2023).

В статье рассмотрена проблема развития системы дополнительного профессионального образования. В ходе анализа специальной литературы по проблеме было установлено, что знания, технологии сегодня обновляются с большой скоростью, вследствие чего процесс обучения, профессионального совершенствования специалиста должен продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый специалист должен осознавать невозможность получения к началу профессиональной деятельности образования, достаточного для работы в течение всех последующих лет.

Ключевые слова:

профессиональное образование, принцип непрерывности образования, дополнительное профессиональное образование, направление развития образования.

Системе ДПО в России на текущий момент присущи следующие качества:

− адаптивный и прогностический характер;

− развитие на теоретической базе, практическом опыте;

− формирование способности личности к саморегуляции и самоорганизации;

− углубление ролевых знаний;

− обучение друг друга всеми субъектами образовательного процесса.

Образ ДПО на сегодняшний день — это открытое, конкурентоспособное, авторитетное образовательное пространство, организации, подразделения которого предоставляет обучающемуся актуальное, качественное образование, которое соответствует всем требованиям профессиональных стандартов и работодателей.

В ДПО сейчас стараются привлекать высокопрофессиональные творческие педагогические кадры, методически и психологически готовые работать с людьми, нацеленные на использование интерактивных образовательных стратегий.

В России в системе ДПО созданы условия для продуктивной реализации личности: современное постпрограммное обеспечение, материально-техническая база, пространственно-предметная среда и пр.

Основной проблемой современного ДПО является не столько усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а проблема получения, создания, производства знания, которого еще нет, но уже назрела.

Невзирая на то, что в современном обществе, когда с каждым днем усложняются социальные и профессиональные функции, общие требования к новым знаниям и умениям специалистов возрастают, неоднозначное отношение в обществе к повышению квалификации — это еще одна проблема дополнительного профессионального образования. Достаточно большая часть специалистов, а иногда и руководителей различного профиля не испытывают потребности в регулярном обновлении знаний, повышение квалификации рассматривается ими как необходимая формальность. Специалист в процессе обучения получает значительные конкурентные преимущества: расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации; повышение удовлетворенности своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности. Повышение квалификации сотрудников организаций в современном мире должно стать неотъемлемой частью менеджмента организации. Грамотный руководитель организации должен быть заинтересован в постоянном повышении квалификации своих сотрудников, в связи с этим очень важным аспектом является переподготовка или повышение квалификации руководителей по программам в области менеджмента.

Таким образом, система ДПО играет огромную роль в обеспечении организаций высококвалифицированными кадрами, помогает решать важные задачи в области актуализации профессиональной компетентности специалистов, совершенствования образовательного процесса.

  • Баширова, З. Г. Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — № 1 (16). — С. 10–14.
  • Жилина, А. И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» / А. И. Жилина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2014. — № 2. — С.56–68.
  • Тарханова, И. Ю. Дополнительное профессиональное образование взрослых в контексте социального заказа // Вестник ВятГУ. — 2014. — № 9. — С. 161–165.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, знание, образовательный процесс, принцип непрерывности образования, профессиональная деятельность, процесс обучения, Россия, система.

Максимкина, О. И. Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ / О. И. Максимкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22532/ (дата обращения: 07.05.2023).

В статье раскрыты основные подходык организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Ключевые слова: кадровый потенциал, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.

Развитие кадрового потенциала вуза – одна из приоритетных задач работы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МордГПИ). Ее решение осуществляется посредством реализации двух основных направлений работы:

1) организация повышения квалификации и стажировок на базе ведущих российских и зарубежных образовательных организаций;

2) повышение квалификации ППС института на базе МордГПИ.

Так, при осуществлении первого направленияв 2014 году повышение квалификации, стажировки, обучающие семинары и тренинги в ведущих российских и зарубежных вузах прошли 270 преподавателей института, в том числе по программам: «Страноведение Германии» (г. Дюссельдорф, Германия); «Методика преподавания французского языка как иностранного», Льежский университет, г. Льеж, Бельгия; «Ребенок в многонациональном мегаполисе» (Республика Беларусь), «Система образования Республики Беларусь на примере учреждений образования города Минска» (Республика Беларусь), «Изучение нанотехнологий в школе как основа внедрения междисциплинарного и проектного подхода» (г. Иркутск), «Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» (г. Москва), «Дидактика перевода – профессиональный тренинг преподавателей» (г. Москва), «Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации: от аспирантуры до диссертационных советов», «От лицензирования до аккредитации» (г. Москва), «Контроль и оценка качества образования в условиях реализации компетентностного подхода», «Управление проектами» (г. Ярославль), «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» (г. Нижний Новгород), «Подготовка председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 г.» (г. Саранск), «Современные образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы» (г. Саранск), «BusinessEducation: AmericanExperience», (г. Саратов), «TestingSpeaking. assessmentandPractice», Представительство департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment) (г. Москва) и др.

За 1 полугодие 2015 года 209 человек прошли повышение квалификации на базе ведущих российских вузов: Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета), ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ФГАОУ ВПО Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ФГБНУ «Институт художественного образования РАН», ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»; ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова» и др.

Эффективной формой профессиональной подготовки являются года стажировки в сфере инновационной деятельности на базе ведущих зарубежных вузов. Так, в первом полугодии 2015 года зарубежные стажировки проходили в следующих странах: Черногория, г. Будва, МТОО «Союз педагогов-художников», тема стажировки: «Международный плэнэр «Черногорская весна»»; Финляндия, г. Хельсинки, Общество «Финляндия – Россия», тема стажировки: «Финно-угорские языки и культура в дошкольном образовании»

Основные подходы в организации повышения квалификации на базе МордГПИ таковы:

1) Организация языковой подготовки преподавателей неязыковых факультетов вуза в целях совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции. Актуальность данного подхода обусловлена важностью развития международного сотрудничества с ведущими зарубежными вузами, необходимостью увеличения количества публикаций в высокорейтинговых научных изданиях, в том числе иностранных. В рамках реализации данного подхода осуществляется повышение квалификации по программе «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей неязыковых факультетов вуза (английский язык)».

2) Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области применения современных воспитательных технологий. Актуальность данного подхода обусловлена необходимостью эффективного развития института кураторства как одной из важнейших форм эффективной организации воспитательной работы в современном вузе, а также необходимостью проведения профилактических мероприятий, с вязанных с проявлениями ксенофобии и экстремизма в молодежной среде. В рамках реализации данного подхода осуществляется повышение квалификации по программам «Современные воспитательные технологии в деятельности куратора высшей школы», «Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях Российской Федерации».

3) Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области применения современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Актуальность реализации данного подхода обусловлена необходимостью оперативного внедрения новых технологий обучения в образовательный процесс вуза, а также эффективного использования новейшего оборудования в данном процессе. В рамках реализации данного подхода осуществляется повышение квалификации по программам «Современные образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы», «Инновационные технологии электронного обучения».

Основными результатами данной работы являются:

– повышение мобильности профессорско-преподавательского состава вуза;

– расширение международных связей, приобретение ценного опыта международного сотрудничества;

– совершенствование профессиональных компетенций, необходимых современному вузовскому преподавателю (компетенции в области применения современных информационно-коммуникационных, воспитательных технологий, иноязычные коммуникативные компетенции и др.);

– активизация использования современных образовательных технологий в образовательном процессе вуза.

Реализация вышеперечисленных направлений работы, предварительный анализ ее результатов позволяет говорить об эффективности организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ.

Основные термины (генерируются автоматически): повышение квалификации, москва, баз ведущих, Беларусь, высшая школа, дополнительное профессиональное образование, подход, рамка реализации, английский язык, Мордовский государственный педагогический институт.

Потапова, Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование / Е. Н. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12905/ (дата обращения: 07.05.2023).

В статье рассмотрены принципы дополнительного образования, специализирующегося на обучении взрослых учащихся. Принципы определены в соответствии с политическими, экономическими и социальными факторами, а также с индивидуально-психологическими особенностями обучения взрослой аудитории. В работе представлены различные подходы к определению понятия «дополнительное образование» и формы его реализации.

Ключевые слова: дополнительное образование, принцип дополнительности, принцип непрерывности, принцип открытости, взрослая аудитория, ключевые компетенции.

В научной литературе понятие «дополнительное образование» определяется неоднозначно. Поэтому для того, чтобы определить его сущность, рассмотрим несколько определений этого термина.

Исследователи В. В. Безлепкин, Г. М. Коджаспирова, А. М. Новиков определяют дополнительно образование как «послевузовское образование в системе повышения квалификации или получение второй специальности».

Из вышесказанного следуют следующие основные принципы дополнительного образования: его дополнительность к основному образованию, его непрерывность на протяжении всей жизни человека, его добровольность и открытость. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Принцип дополнительности связан с необходимостью и потребностью личности в постоянном обновлении знаний и, как следствие, с недостаточностью основного профессионального образования, что определяется следующими факторами.

В первую очередь, в обществе наблюдается непрерывный процесс накопления новых знаний, что в свою очередь вызывает усложнение техники и производства и обуславливает потребность в постоянном совершенствовании профессиональных навыков специалистов.

Как следствие такого подхода к образованию наблюдается открытие многочисленных народных школ и университетов, различных курсов и досуговых центров.

В силу постоянного роста требований к знаниям и умениям специалистов, фирмы также играют немаловажную роль в системе обучения работников. В развитых странах большинство крупных предприятий и все возрастающее число малых и средних четко формулируют задачи в области обучения и оказывают поддержку корпоративному и организационному развитию. На многих предприятиях обучение на рабочем месте и программы развития персонала становятся неотъемлемой частью корпоративной и организационной стратегии.

Такой подход в свою очередь диктует новые требования к компетенциям специалистов. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации:

–        Политические и социальные (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений).

–        Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий, толерантность по отношению к мнению других).

–        Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в т. ч. владение иностранными языками.

–        Компетенции, связанные с возникновением общества информации (электронные компетенции).

Такие высокие требования еще раз подтверждают недостаточность основного общего и профессионального образования и необходимость продолжения обучения в сфере дополнительного образования.

Концепция открытости системы обучения легла в основу и других принципов дополнительного образования:

–        принцип ориентации на личностные интересы, потребности и способности индивида — создание условий реализации интересов каждого обучающегося;

–        принцип комплексного воздействия — развитие когнитивной, эмоциональной и практической сфер деятельности личности обучающихся;

–        принцип активности и самодеятельности — предоставление учащимся возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их;

–        принцип гуманизации — признание равенства всех граждан, уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию и уважение, доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека;

–        принцип креативности — творческий подход педагога к своей деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся;

–        принцип параллельности — одновременность освоения нескольких образовательных программ в одном или разных учреждениях дополнительного образования;

–        принцип вариативности — функционально-целевой отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ;

–        принцип конкурентоспособности и гибкости — способность быстро и своевременно реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося, а также социума в целом;

1.      Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография. — М: Институт научной и педагогической информации РАО, ЮНИТИ-ДАНА, ЮРКОМПАНИ, 2012. — 576 с.

2.      Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М: Владос, 1998. — 269 с.

3.      Горбатюк В. Ф. Синергетика в современном обучении. — Таганрог: Издательство ФГБОУ ВПО Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П. Чехова, 2012. — 208 с.

4.      Егоров Г. В. Психолого-акмеологические детерминанты развития профессионализма слушателей при обучении в институтах дополнительного профессионального образования: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13. — Тамбов, 2011. — 179 с.

5.      Зязин И. Ю. Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Рязань, 2005. — 189 с.

6.      Кабакчи М. К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. — Санкт-Петербург, 2002. — 191 с.

7.      Кауркина А. С., Фатхулина Г. Г. Анализ современных технологий обучения иностранному языку в условиях модернизации высшего образования. Сборник научных статей «Актуальные вопросы преподавания иностранных языков»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международым участием. Изд-во Вологодского гос.пед.ун-та — Вологда: ВГПУ. — 2013. — С.40–43

9.      Рубанов А. М. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, принцип, взрослая аудитория, дополнительное профессиональное образование, жизненный путь, жизнь, основное образование, принцип дополнительности, принцип непрерывности, профессиональная переподготовка.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее – Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно – организация).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование1.

4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”2 и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование3.

6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)4.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации5.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации6.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.

8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе7.

9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией8.

Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты9. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ10.

11. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки, должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании11. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения12

Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации13.

15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации14.

16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.

17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке15.

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

20. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации16.

21. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

1 Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326.

3Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4 Часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

5 Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326).

6 Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

7 Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8 Части 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

9Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

10 Часть 10 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

11 Часть 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.)

12 Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

13 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

14 Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

15 Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

16 Часть 16 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Кто может получить дополнительное профессиональное образование

Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.

Принципы дополнительного профессионального образования

Дистанционная форма обучения дает возможность учиться в комфортной домашней обстановке из любой точки мира

Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.

Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.

ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.

Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.

Какие виды дополнительного профессионального образования существуют

К ДПО относят повышение квалификации и профессиональную подготовку.

Для чего необходимы курсы по повышению квалификации? Они позволяют улучшить профессиональные знания и умения, освоить новые навыки, необходимые в трудовой деятельности.

Современный рынок труда «кишит» специалистами в разных сферах. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, крайне важно постоянно обучаться новому и расширять мировоззрение.

К тому же образовательные курсы помогают узнать о новшествах в профессиональной сфере и освоить новые компетенции. Регулярное обучение — залог успешной работы и продвижения вверх по карьерной лестнице.

Принципы дополнительного профессионального образования

Хотите, чтобы вас повысили в должности? Покажите начальству, что вы готовы учиться и улучшать профессиональные навыки

Как правило, курсы длятся от 72 до 150 часов. Это зависит от конкретной программы. Закон устанавливает только минимальную продолжительность — 16 часов.

Слушателям, успешно прошедшим обучение, вручают сертификат о повышении квалификации.

В чем разница между профессиональной переподготовкой и курсами повышения квалификации? Все просто. Главное отличие в том, что профессиональную переподготовку проходят те, кто хочет получить совершенно другую специальность. К примеру, бухгалтер может окончить курс на психолога, а юрист — на филолога.

Переподготовку можно назвать облегченной версией высшего образования. Кто хочет освоить новую профессию, но не хочет тратить на это четыре или шесть лет, может пройти дополнительные курсы. Это экономит и деньги, и время.

Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023

Минимальная продолжительность курсов — не менее 250 часов. Курсы длятся в среднем от 300 до 500 часов. Но есть и более объемные программы, рассчитанные на полгода, это примерно 1000 академических часов. Продолжительность зависит от сложности осваиваемой профессии.

Дополнительное образование можно получить и в форме стажировки. Человек выполняет различные тестовые задания, чтобы закрепить полученные на курсах знания и продемонстрировать профессиональные навыки.

Формы ДПО

Дополнительное профессиональное образование бывает в трех формах:

Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет ДПО. Некоторые образовательные учреждения дают возможность выбора. Слушатели могут обучиться на дистанционке или очке. Форма оговаривается заранее и указывается в договоре.

Неважно, какой формат учебы выберет человек, это никак не должно повлиять на качество и эффективность учебы. Каждую программу должны построить таким образом, чтобы за все время обучения слушатель получил необходимые знания и успешно прошел аттестацию.

Форму прописывают только в договоре. В дипломе о получении дополнительного профобразования укажут лишь название курса и количество академических часов.

Чем отличается ДПО от дополнительного образования

Многие путают данные понятия и думают, что они тождественны. Но это не так. Разница состоит не только в одном слове. Они отличаются и по другим критериям:

  • дополнительное образование (ДО) может длиться несколько лет, в то время как ДПО можно получить за более короткий срок. К примеру, средняя продолжнительность курсов по повышению квалификации составляет от двух недель до нескольких месяцев;
  • прохождение программ ДО не гарантирует вручение каких-либо документов об образовании, а по результатам окончания ДПО, как правило, выдают свидетельство или диплом о повышении квалификации;
  • к организации ДПО предъявляют более строгие требования. Образовательная программа должна строиться согласно российским государственным стандартам.

У ДПО и ДО, как и любого образования в принципе, есть основная задача — освоение новых знаний. Поэтому между ними есть свои сходства.

  • Обучение по программам дополнительного образования не должно мешать основному образованию. Поэтому ДО и ДПО получают только в свободное время — после работы или учебы в университете.
  • Проходить какие-либо дополнительные образовательные курсы или нет — добровольный выбор каждого. ДПО может входить в обязанности работника. Но это скорее исключение из правил. Не все работодатели требуют от сотрудников регулярного повышения квалификации.

Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 10 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!

Где получить ДПО

Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:

  • учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
  • различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
  • научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.

Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:

  • разнообразие образовательных программ;
  • рейтинг заведения и отзывы слушателей;
  • информацию о преподавателях (стаж, квалификация).

Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *