Принципы и принципы формирования функциональной грамотности учащихся основной школы. Цифровой эквивалент оценки читательской функции в начальной школе

Гражданские правоотношения_ (9 класс).pptxФГ (5 класс).pdfПлан урока на тему _Animals_ (5 класс).docxПрезентация по обществознанию на тему _Гражданское общество и прФУНКЦ ГРАМОТНОСТЬпед совет.pptЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ №1 по дисциплине Экономическая культура и финУрок русского языка на тему _Текст и предложение_ (1 класс).docxПрезентация к уроку алгебры по теме _Линейная функция и ее графиПроект Махаринко 9 класс))).docxПрактикум по русскому языку на тему_ _Слитное и раздельное напис

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (6 класс)

Характеристики заданий и система оценивания

Задание 1. «КОНТИНЕНТ-ПРИЗРАК» (1 из

  • Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
  • Способ проверки: программой

Задание 2. «КОНТИНЕНТ-ПРИЗРАК» (2 из

  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
  • Способ проверки: экспертом

«О них заговорили благодаря геологическим находкам прошлого», «Дело в том, что одни и те же ископаемые виды животных и растений издавна обнаруживаются на разных континентах, разъединённых тысячами километров водного пространства».

Задание 3. «КОНТИНЕНТ-ПРИЗРАК» (3 из

  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста)
  • Способ проверки: программой

. «КОНТИНЕНТ-ПРИЗРАК» (4 из 6

  • Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия
  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором
  • Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
  • Способ проверки: программой

Система оценивания:Является ли данное утверждение верным или неверным?

Допущено 1 -2 ошибки.

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

Задание 5. «КОНТИНЕНТ-ПРИЗРАК» (5 из 6).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Выбраны следующие ответы и никакие другие:Является ли данное утверждение фактом или мнением?

Следы мифического острова будут обнаружены.Атлантида могла находиться недалеко от побережья Испании или нынешнего Марокко. Никаких мостов не было, просто континенты составляли единое целое.Атлантида могла быть размером 530 на 350 км.После раскола континенты находятся в непрерывном движении.

Задание 6. «КОНТИНЕНТ-ПРИЗРАК» (6 из 6).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Дан ответ, в котором говорится о том, что континент до сих пор не найден, но сведения о нём появляются периодически в разных частях планеты.Другой ответ или ответ отсутствует.

Функциональная грамотностьPISA – международная программа по оценке образовательных достиженийФункциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.  Общие подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихсяЦель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихсяЗадачи проекта1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы.2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:                       – открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)                       – методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;                       – методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.Функциональная грамотность делится на: Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).Методические рекомендации по Глобальной компетенцииБанк заданий по Глобальной компетенции30 ноября 2022 года в МАОУ «Вадская СОШ» был проведен семинар для руководителей общеобразовательных организаций по теме: «Формирование функциональной грамотности у обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности». Коллектив школы под руководством директора Подгорной Е.А. подготовили  интересную программу, в которую  были включены следующие мероприятия:       Комбинированный урок окружающего мира и английского языка «Наши подземные богатства» учитель начальных классов Сорокина А.В., учитель английского языка Тимошенков А.О.      Краеведение “Милый сердцу уголок” учитель начальных классов Сергиенко А.В.      Внеурочное занятие «Школа волшебства» учитель начальных классов Масько Т.А.      Комбинированный урок географии и русского языка учитель географии Калина С.Н., учитель русского языка Михайлова Е.В.      Математический квест «Деньги любят счёт», учитель математики Норовяткина И.В., учитель математики Агапова Н.Г.      Классный час «Первые шаги в выборе профессии», учитель иностранного языка Шмырина Т.Ю., учитель истории и обществознания Гусева М.А.      Тренинг «Элементы применения заданий функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности»В завершении семинара выступили: Директор школы Подгорная Е.А. с самоанализом семинара и начальник Управления образования и молодежной политики Тимонина С.В., которая поблагодарила администрацию и учителей МАОУ «Вадской СОШ» за грамотную организацию семинара: все моменты были учтены, продуманы, логично выстроены. Мероприятие было интересным, познавательным и, главное, актуальным.Протокол семинара руководителей общеобразовательных организаций от 30.11.2022 года № 3 “Формирование функциональной грамотности у обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности”.Региональный уровеньПриказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 23.06.2022 № 316-01-63-1565/22 “Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области  в 2022-2023 учебном году”.Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в Нижегородской области Вебинар “Формирование функциональной грамотности как фактор повышения качества образования региона”Муниципальный уровеньПриказ УОМП от 17.10.2022 № 251 “Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Вадского муниципального округа Нижегородской области  в 2022-2023 учебном году”.План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучаю­щихся общеобразовательных организаций Вадского муниципального округа на 2022-2023 учебный год.Дата последнего обновления страницы 27.04.2023Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»

Единственный в мире Музей СмайликовСамая яркая достопримечательность Крыма

Урок Гражданская война 9 класс.docxизложение 6 класс.docxк планирование 3 класс.docxКонспект урока математики в 6 классе по учебнику Н. Я. ВиленкинаПрезентация 8-9 класс.pdf1 дистационный урок в 11а классе.pdfКонспект классного часа на тему 23 февраля.docxосновные классы неорг соедин 8 кл.docУрок биологии в 5 классе.doc новый.docОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС 1.docx

Читательская грамотность, 6 класс

Задание 1. Самое загадочное явление. (1 изМФГ_ЧТ_6_011_01_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной (научно-популярный текст)
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

Задание 2. Самое загадочное явление. (2 изМФГ_ЧТ_6_011_02_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной (научно-популярный текст)
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста, смысл заглавия текста)

деловое или частное общение между людьмитысячелетней

Задание 3. Самое загадочное явление. (3 изМФГ_ЧТ_6_011_03_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: составной (научно-популярный текст, текст энциклопедии)
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

Задание 4. Самое загадочное явление. (4 изМФГ_ЧТ_6_011_04_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: несплошной (научно-популярный текст)
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Задание 5. Самое загадочное явление. (5 изМФГ_ЧТ_6_011_05_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: составной (научно-популярный текст, текст энциклопедии)
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором
  • Объект оценки: понимать фактологическую информацию

Допущены 1 – 2 ошибки.

Задание 6. Самое загадочное явление. (6 изМФГ_ЧТ_6_011_06_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: составной (научно-популярный текст, интервью, текст энциклопедии)
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание на установление соответствия (несколько групп объектов)
  • Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных частях текста

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Дан следующий ответ:

раскопок археологов в Новгороде

1120 годнаписана грамота с упоминанием известного продуктаначало 1930 годовначало 1951 годнайдена первая берестяная грамота2007 год в Москве найдена берестяная грамота

При установлении соответствия между датами и событиями допущены 1-2 ошибки.

Задание 7. Самое загадочное явление. (7 изМФГ_ЧТ_6_011_07_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: несплошной текст
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором
  • Объект оценки: определять наличие/отсутствие информации

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Выбраны следующие ответы и никакие другие:Есть ли эта информация?

В каких городах были найдены берестяные грамоты?Сколько всего сохранилось грамот на территории России к концу 2021 года?В каком городе обнаружено больше всего берестяных грамот?Какова длина берестяных грамот?Кто является автором представленного материала?

Задание 8. Самое загадочное явление. (8 изМФГ_ЧТ_6_011_08_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: составной текст (научный текст, карта)
  • Уровень сложности: высокий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: оценивать содержание и форму текста

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Дан ответ, в котором говорится о найденном несоответствии информации в тексте и информации, представленной на карте (не совпадает количество грамот, найденных в Москве, в , на карте указаны не все города, где были найдены берестяные грамоты). Другой ответ или ответ отсутствует.

Дан ответ, в котором говорится о том, чем вызвано несоответствие: разные периоды сбора информации (на карте отражена информация на конец 2013 года, в тексте представлена информация на конец 2017 года).Другой ответ или ответ отсутствует.

Задание 9. Самое загадочное явление. (9 изМФГ_ЧТ_6_011_09_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: составной текст (научно-популярный текст, текст энциклопедии, интервью, информация сайта – научный текст)
  • Уровень сложности: высокий
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (аргумент – контраргумент, тезис – пример)

очень похожими на современные эсэмэски

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Дан ответ, в котором приведены примера, помогающих опровергать представление о всеобщем невежестве населения Древней Руси, из следующих возможных:1) Содержание грамот указывает на то, что очень многие жители были грамотными. / Такими посланиями, , обменивались почти все жители Древней Руси.2) Содержание грамот указывает на то, что активно развивалась торговля, общение людей. / Встречается и деловая переписка, и короткие указания членам семьи.3) Находят много личных писем, написанных женщинами сыновьям или мужьям. / Женщины в Древней Руси не только обучались грамоте с детства, но и имели весомое положение в обществе. / Судя по грамотам, они могли заключать договоры, выступать в судах по финансовым вопросам, вести торговлю.Дан ответ, в котором приведен пример, помогающий опровергать представление о всеобщем невежестве населения Древней Руси.Другой ответ или ответ отсутствует.

Задание 10. Самое загадочное явление. (10 изМФГ_ЧТ_6_011_10_А7

  • Содержательная область оценки: научные открытия
  • Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: составной текст (научно-популярный текст, текст энциклопедии, интервью, информация сайта – научный текст)
  • Уровень сложности: высокий
  • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
  • Объект оценки: формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:Дан ответ, в котором сформулирована собственная гипотеза, которая строится полученной из текста информации. Дано объяснение, почему сделано такое предположение.Дан ответ, в котором сформулирована собственная гипотеза, которая строится на основе полученной из текста информации, объяснение не приведено.Другой ответ или ответ отсутствует.

6 класс Читательская грамотность стр. из

Методические разработки, презентации и конспекты

  • Комплексные диагностические работы  (формирование функциональной грамотности)
  • Ссылка на регистрацию педагогов на сайте Российской электронной школы
Буклет школьникам о функциональной грамотности

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Принципы и принципы формирования функциональной грамотности учащихся основной школы. Цифровой эквивалент оценки читательской функции в начальной школе

Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ. В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS и PIRLS – это будут ответственные этапы, и к ним мы основательно готовимся.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько обеспечивает точную обратную связь, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, насколько она информативна для управления системой образования.

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений.

В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.

Функции системы оценивания в настоящее время:

Нормативная функция – включает в себя:

  • фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения;
  • административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Недостатки существующей системы оценивания:

  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
  • Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
  • Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-.

Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов

Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.

Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Требования к системе оценивания:

Система оценивания должна: давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, – возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

Система оценивания должна: фиксировать изменения как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования.

В механизме выставления отметок должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.

В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего образования существуют большие сомнения.

В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.

При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.

Полная прозрачность системы оценивания является фактором, подталкивающим к самооцениванию

Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.

Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах.

Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Основной путь для достижения этого – информирование всех участников учебного процесса о системе оценивания как инструменте, необходимом для успешного получения образования и для осуществления обратной связи.

Наиболее подходящим и отвечающим всем принципам и требованиям оценки является критериальное оценивание.

Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Практическая значимость критериального оценивания:

  • Оценивается только работа учащегося;
  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

В качестве диагностики учебных достижений учащихся выступают международные исследования PISA, TIMSS и PIRLS, а также национальные тестирования ВОУД и ЕНТ.

Каждое задание PISA — это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

В XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значительной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся. Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся.

Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.

А. Д. Ботвинников Черчение. Просвещение, 2010г.

Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата.

Принципы и принципы формирования функциональной грамотности учащихся основной школы. Цифровой эквивалент оценки читательской функции в начальной школе

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места Российской федерации в данном исследовании, выявленные проблемы. Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотности школьников на различных уровнях. Предложены рекомендации для районного (муниципального) управления образованием.

Ключевые слова: качество образования, функциональная грамотность.

The article describes the results of the study of functional literacy using the PISA model, the dynamics of changes in the place of the Russian Federation in this study, and the identified problems. The directions of formation and assessment of functional literacy of schoolchildren at various levels are analyzed. Recommendations for district (municipal) education management are offered.

Keywords: quality of education, functional literacy.

Оценка функциональной грамотности школьников РФ происходит следующим образом:

— на международном уровне (Россия регулярно с 2000 г. участвует в исследовании PISA);

— на федеральном уровне;

— на региональном уровне;

— на внутришкольном уровне.

Современный этап общественного производства характеризуется переходом к экономике знаний и доминированию человеческого капитала в составе национального богатства большинства стран. Это, в свою очередь, неизбежно ведет к росту внимания к качеству образования и эффективности вложений средств в него. Общепризнанным инструментом оценки качества образования являются международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS и т. п.). PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) –международное исследование математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся, которое проводится с 2000 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В целом, Россия занимает в PISA по всем тестам места ниже средних (табл. 2).

Основные характеристики исследования PISA

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Цель и задачи исследования

Оценка способности 15-летних учащихся использовать свои знания и опыт, которые они приобрели в своих образовательных организациях, для решения различных жизненных задач в каких-либо сферах человеческой деятельности. К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области естествознания, чтения и математики

— практические навыки учащихся и их умения применять академические знания в жизни; *

— контекстные показатели национальных систем общего образования

Количество стран-участниц исследования

79 стран (2018 г.)

32 страны (2000 г.)

1 раз в 3 года (начиная с 2000 г.) Приоритеты оценивания различных дисциплин меняются циклически, основной из них уделяется 67 % времени тестирования. В 2012 году ведущей была математическая грамотность, в 2015 — естественнонаучная грамотность, в 2018 — читательская грамотность. В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность

Примечание: *в этом состоит существенное отличие исследования PISA от других международных мониторингов (TIMSS и PIRLS), которые проверяют уровень академических знаний, заложенных в учебные программы.

Средний результат российских обучающихся 15-летнего возраста за период с 2000 по 2018 годы:

— повысился на 17 баллов по читательской грамотности и на 20 баллов по математической грамотности;

— практически не изменился по естественнонаучной грамотности.

Россия относится к группе стран (двенадцати из семидесяти девяти), в которых произошли позитивные изменения в двух образовательных областях. На фоне позитивного тренда за все циклы исследования в период с 2015 по 2018 годы наметилось снижение среднего результата российских обучающихся по читательской грамотности.

Россия имеет самый большой в мире разрыв между результатами PISA и TIMSS/PIRLS, что говорит о несоответствии содержания отечественных образовательных требованиям, отраженным в исследовании PISA. Данная проблема в основном связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентацией в основном на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в учебники, демоверсии или банки заданий государственной итоговой аттестации. В учебном процессе практически не остается времени на формирование поиска новых или альтернативных способов решения задач, на проведение исследований или групповых проектов.

— сильнее всего в период с 2015 по 2018 год снизились результаты российских учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом;

— в России в целом растет доля учащихся, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности;

— психологический климат в российских школах хуже, чем других странах ОЭСР, что в целом может способствовать формированию негативного отношения к учебе в целом: 37 % учеников периодически страдают от буллинга (против 23 % в среднем по ОЭСР), в том числе 12 % подвергались ему несколько раз в неделю (против 8 % в среднем по ОЭСР;

— в российских школах исследование продолжают быть актуальными кадровые и ресурсные проблемы: почти половина директоров образовательных организаций — 42 % — отметили, что их учителя не всегда хорошо готовы к своим урокам.

Таким образом, сравнительные международные исследования, такие как PISA, позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, а также наметить пути более эффективного достижения поставленных целей. Решить проблему повышения функциональной грамотности, оцениваемой в исследовании PISA, обучающихся можно только при:

— системных комплексных изменениях в учебной деятельности;

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения системной работы на национальном уровне формированию технологий и инструментов, направленных на формирование функциональной грамотности и ее оценку.

Таким образом, отдельные субъекты РФ вводят свои региональные мониторинговые процедуры, направленные на оценку функциональной грамотности. Оценка функциональной грамотности на уровне отдельных районов, школ пока недостаточно распространена, и пока не находит отражения в исследованиях.

Рекомендации для районных (муниципальных) систем образования могут состоять в следующем:

а) проводить отбор, анализ и тиражирование лучших практик по формированию у учащихся функциональной грамотности, включая вопросы формирования и повышения мотивации обучающихся;

б) формировать банк заданий для формирования и проведения внутришкольной проверки уровня функциональной грамотности;

в) разработать систему анализа диагностических работ, направленных на оценку функциональной грамотности, и структуру соответствующих методических рекомендаций для учителей и образовательных организаций;

г) разработать рекомендации по корректировке ВСОКО с целью повышения уровня функциональной грамотности обучающихся.

2. В области повышения квалификации персонала:

а) включить в состав предлагаемых курсов по повышению квалификации следующее:

— курсы по формированию функциональной грамотности обучающихся (для учителей);

— курсы по повышению мотивации обучающихся (для учителей, руководителей образовательных организаций);

— курсы по формированию системы развития функциональной грамотности в образовательной организации на основе использования возможностей внеурочной деятельности, проектной деятельности, сетевого взаимодействия, профориентационной работы и т. д. (для руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования);

б) по запросу образовательных организаций формировать индивидуальные образовательные маршруты для педагогов района, в том числе с использованием сетевого взаимодействия;

в) создавать информационные ресурсы, способствующие самообразованию педагогов в области функциональной грамотности;

г) организовывать регулярные семинары, конференции и т. д. по обсуждению вопросов формирования функциональной грамотности.

3. В области оценки деятельности:

а) проводить анализ и сопоставление результатов оценочных работ учащихся по предметной обученности и функциональной грамотности для определения взаимосвязи полученных результатов, формирования рекомендаций для образовательных организаций, построения прогнозов и т. д.;

б) использовать результаты динамики изменения оценок по функциональной грамотности при оценке эффективности руководителей образовательных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *