Виды работы с текстом на уроках литературного чтения
учитель начальных классов
В данной разработке доклад . Тема доклада по моему мнению очень актуальна. И сказать, что данная разработка относится только к чтению – не скажешь. Работа по работе с текстом очень многогранна. Это и русский язык, и литературное чтение, и внеклассная работа.
Мастер – класс
« Современные педагогические технологии.
Виды работы с текстом на уроках литературного чтения»
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
“Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное дело” К.Д.Ушинский.
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами работы с текстом в начальной школе.
показать практическую значимость использования данных видов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте!
«Здравствуйте!» – не просто слово,
В нём добродушие и свет.
Оно – общения основа
Пусть будет каждый им согрет.
Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс всем нам много положительных эмоций, и мы остались бы довольны, проведённой работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарю.
Слайд Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.
А теперь прошу посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать проблемный вопрос нашего мастер-класса.
Просмотре видеоролика «Книголюб» (ералаш)
«Как привить детям любовь к чтению, к книге? Как воспитать книголюбов?»
Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Поэтому на это нацеливает новый федеральный стандарт. К.Д.Ушинский одной из важнейших задач школы видел ту, чтобы ” приучать детей к разумной беседе с книгой”. В учебнике по литературному чтению дети встречаются с различными произведениями. Формы работы над текстом будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приемов, работа над стихотворением и басней – других, сказка как разновидность устного народного творчества должна читаться по – особому. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса, тема которого:
Виды работы над текстом на уроках чтения в начальной школе
Цель моего мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами и разнообразными видами работы с текстом на уроке литературного чтения, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.
В начале урока литературного чтения я часто даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения:
(выполняем с педагогами)
1.На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.
ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ ( зима, страна, коньки)
2.Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы». (работа в парах)
Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)
Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)
В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Моя практика организации работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать следующие
виды работы с текстом: ( Распечатка для учителей)
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Восстановление деформированного текста.
Инсценирование текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение по ролям.
Чтение цепочкой по предложению.
Продуктивное чтение ( включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)
Чтение с пометками.
Чтение с остановками (+прием “дерево предсказаний”)
Чтение по группам.
Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
“Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
Чтение с пометками непонятных слов.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс – обучение детей работать с текстом:
– смысловое чтение;
– владение пересказом разного вида;
– деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
– характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
– самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
– нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
– выделение главной и второстепенной информации;
– выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
– прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
– самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Работа по теме. (Дети входят в класс)
-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
-Я попрошу ребят выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас дам вам буквы, а вы должны будете в течении 1 минуты встать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)
-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ).
Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро?
( Занимаем место за партой)
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стихотворение)
-Давайте обратимся к тексту и проанализируем его с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов).
В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова.(слайд)
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? (краснаяшляпа)
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что День Рождения у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?
-А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)
– А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать).
-Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа. Достаньтебелые листы.
Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы).
Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия?
– Соберите весь текст вместе и ещё раз его прочитайте.
(один ученик читает вслух)
– Как бы вы его озаглавили ?
-Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде. (Зачитываются работы)
В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна Вам всем знакомы.
Понимать, составлять, прогнозировать.
Работать с текстом нужно на всех уроках.
Идеальный читатель. (Зачитываются работы)
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
слайд Спасибо за внимание!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/363646-vidy-raboty-s-tekstom-na-urokah-literaturnogo
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Виды работы с текстом на уроках литературного чтения»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
• раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами работы с текстом в начальной школе.
• показать практическую значимость использования данных видов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/411963-vidy-raboty-s-tekstom-na-urokah-literaturnogo
Также вас может заинтересовать
“Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения”
учитель начальных классов
Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
«Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»
Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка». «Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, приобретения первичных навыков работы с информацией. В результате учащиеся смогут осуществлять её поиск, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).
Владение пересказом разного вида.
Выделение опорных слов (словосочетаний).
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.
Выделение главной и второстепенной информации.
Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).
Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.
Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.
Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения, ведется перечитывание всех видов информации, глубокое понимание текста.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель – прогнозирование предстоящего чтения.
Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.
1.Заполнение буквенных пропусков.
Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.
2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.
Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.
3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.
4.Чтение текста по нижней части букв.
5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.
6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.
7. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.
8. «Доскажи словечко».
9. Восстановление слов на основе заданных комбинаций согласных.
10. Составление текста из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста.
11. Дополнение текста недостающими предложениями, частями.
12. Работа с дырявым текстом (квазиписьмо).
13.Поиск смысловых несуразностей.
14. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста.
15. Предвидение содержания и развития событий по концовке текста.
16. Составление текста на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.
17. Восстановление диалога.
Определение тематической направленности текста
Выделение его героев по названию произведения.
Название имени автора.
Нахождение ключевых слов.
Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы с текстом.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Беседа по содержанию в целом.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения
Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:
артикуляционная гимнастика; (см. приложение);
чтение одного предложения с разными интонациями;
подражание речи учителя;
работа над логическим ударением;
чтение по ролям;
чтение под музыку;
разметка текста: паузы, логические ударения;
упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
словарь настроений; (см. приложение);
участие в художественной самодеятельности;
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель – достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Характеристика событий, места действия, поступков героев. (См. приложение)
Выполнение творческих заданий.
Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.
Словесное иллюстрирование (рисование)
Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной:
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок.
Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:
добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
придумать, как могли разворачиваться события дальше;
изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);
изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.
Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.
Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста
Дети изображают графически сюжеты произведения, после чего устанавливают последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают. Для поддержания творческого интереса детей, детские рисунки размещаются на специальных листках – кадрах. По мере составления диафильма рисунки располагаются на доске на кадровой ленте. В результате, дети не только упражняются в творческом пересказывании, но и получают радость от ощущения себя цельным и единым звеном творческого продукта.
Данный вид работы предполагает логическое продолжение в виде проектной деятельности вне урока.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное, т.к. является средством эстетического воспитания и развития детей.
Рассмотрим возможные формы драматизации:
постановка живых картин;
спектакли по собственным сценариям.
Большое значение в активизации творческой активности на уроках литературного чтения имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Творческие задания игрового действия
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Лечу зверей и птиц.
Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.
Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.
Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.
Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:
книжки – самоделки;
лепка и аппликация.
Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.
Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.
Прием «Составление кластера»
В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём – «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»:
имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
Приём «Дерево предсказаний»
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол дерева – это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.
Прием «Ключевые слова»
Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.
Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.
В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.
Прием «Письмо по кругу»
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием «Пометки на полях» («Инсерт»)
Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;
знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;
знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.
Приём «Кубик Блума»
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Работа с кубиком строится следующим образом:
Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.
Можно назвать грани фигуры так:
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Предложи (свой вариант названия сказки);
Назови (основных героев);
Придумай (другой ход событий);
Почему (основной герой поступил так);
Объясни (почему такой конец сказки);
Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).
Приём «Составление лэпбука»
Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.
Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики – секретики, миникнижки – гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/395822-prijomy-raboty-s-tekstom-na-urokah-literaturn