Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

На сколько ставок может работать преподаватель в одной организации?

Может ли тренер-преподаватель организации дополнительного образования детей работать с нагрузкой 40 ч/нед. (на 2,22 ставки)? Норма часов преподавательской работы за ставку 18 ч/нед. Каков верхний предел времени преподавательской работы педагога при увеличенной учебной нагрузке?

Ответы на вопрос

Совместительство в образовании имеет некоторые особенности. Эти особенности установлены постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 № 41. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления не является совместительством (т. не требуется заключать трудовой договор): – педагогическая работа в одной и той же образовательной организации с дополнительной оплатой; – работа без занятия штатной должности в «своей» образовательной организации, например, заведование мастерскими, кабинетами, педагогическая работа директора школы, заведующего детским садом и т. ; – работа в «своей» образовательной организации больше установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педработников. Таким образом, в отношении работников образования не считается совместительством работа, которая в отношении других работников является так называемым внутренним совместительством. Статья 284 Трудового кодекса РФ вводит две формы ограничения работы по совместительству: 1) не более четырёх часов в день; 2) не более половины нормы рабочего времени за месяц; в соответствии с постановлением № 41 для педагогических работников половина месячной нормы исчисляется из установленной продолжительности рабочей недели (например, для учителей, педагогов дополнительного образования – исходя из 18-часовой рабочей недели). , если Вы планируете набирать 0,3 ставки в пределах одного образовательного учреждения, то можете договориться с руководством об оформлении ее не совместительством, а работой с дополнительной оплатой.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Похожие вопросы

Учебная нагрузка тренера преподавателя ДЮСШ.

Тренер-преподаватель ДЮСШ имеет учебную нагрузку 42 часа в неделю. (ТГ-5 – 18 часов, и две группы ТГ-1 по 12 часов. ) Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 верхний предел учебной нагрузки педагогических работников не установлен. А учредитель указывает это как нарушение и заставляет уменьшить нагрузку до 36 часов. Прав ли учредитель? И какую максимальную нагрузку может иметь тренер-преподаватель?

Режим работы преподавателя дополнительного образования

Режим работы тренера-преподавателя, работающего в организации дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта?

Работает ли он в выходные и в нерабочие праздничные дни?

Какова его рабочая нагрузка, если он работает на ставку заработной платы, для учета в табеле рабочего времени?

Как учитывать рабочее время, если он работает меньше или больше нормы часов за ставку? Как в этих случаях изменяется его заработная плата?

Может ли указанный тренер-преподаватель получать заработную плату в меньшем размере, чем минимальная оплата труда, если его норма часов меньше ставки?

Спасибо за ответы.

Какую нагрузку может вести преподаватель?

Здравствуйте. В образовательной организации уволился преподаватель, его часы передали другому преподавателю у которого нагрузка больше ставки. Какую нагрузку может вести преподаватель?

Как складывается верхний предел учебной нагрузки преподавателя СПО (1440 часов), если максимальное кол-во часов за 1 ставку = 720 часов, а работать можно только на 1,5 ставки, из чего получается 720+360=1080 часов?

Права и обязанности классного руководителя

В разъяснении, которое выпустили Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования, указано, что «классное руководство относится к существенным условиям трудового договора». Это значит, что внесение в него каких-либо изменений без согласия педагога не допускается. Иначе говоря, уже определенный трудовым договором объем работы не должен увеличиться, несмотря ни на какие доплаты.

По закону, перед классным руководителем стоят следующие задачи.

  • обеспечивать связь школы с семьей; оказывать помощь в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
  • проводить консультации, беседы с родителями и иными законными представителями учеников;
  • взаимодействовать с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • организовывать образовательный процесс так, чтобы развивать положительный потенциал личности учеников в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • проводить воспитательную работу с учениками: «классные часы», тематические и другие мероприятия;
  • вести учет и стимулировать разнообразную деятельность учеников, в том числе в системе дополнительного образования;
  • взаимодействовать с каждым учеником и коллективом класса в целом;
  • вести документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
  • регулировать межличностные отношения между учениками;
  • устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и учениками;
  • содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказывать помощь ученикам в формировании коммуникативных качеств.
  • изучать индивидуальные особенности учеников и динамики их развития;
  • определять состояние и перспективы развития коллектива класса.
  • контролировать успеваемость каждого ученика;
  • контролировать посещаемость.

За обсуждением обязанностей, не будем забывать, что у классного руководителя есть и права. Они прописаны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и, по сути, являются продолжением этих обязанностей. К примеру, право контролировать учебные успехи каждого ребенка, координировать работу учителей-предметников или приглашать родителей в школу в случае необходимости. Ввиду того, что у классного руководителя имеется и учебная нагрузка и, как правило, в объеме больше одной ставки, желания регулярно пользоваться этими правами у него не возникает.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Как их нарушают

«По закону надбавка дается за уже выполняемый труд, и никаких новых обязанностей она за собой не влечет. Но в реальности на учителей администрация готова и свою работу переложить, и материальную ответственность повесить. У нас в школе очень сильный профсоюз, а вот в других местах это правило нарушается систематически», — отмечает учитель математики из оренбургской школы № 24 Елена Щукина.

С Еленой согласен и коллега из Санкт-Петербурга, председатель «Альянса учителей» Даниил Кен. В его практике были случаи, когда классных руководителей пытались обязать провожать детей на автобус и обратно в школу, включить в расписание ГИА, дежурить на вахте в период каникул, собирать деньги на питание и пр. Все это, подчеркивает Даниил, возможно только с письменного согласия педагога и за соответствующее вознаграждение. Особенно обременительной для педагогов по понятным причинам является псевдообязанность по ремонту кабинета, закрепленного за классом.

«Ее нельзя внести в должностную инструкцию, — объясняет Даниил Кен. — На ремонт кабинета можно лишь заключить отдельный договор, то есть, по сути, устроить на вторую работу. На практике такие вещи вносятся в локальные акты или даже трудовой договор учителя пунктом «поддержание порядка, бережное отношение к имуществу организации» или что-нибудь в этом роде. Но красить стены и заклеивать окна учитель все равно не должен. Он вправе не выполнять эти работы и в одностороннем порядке требовать их исключения из договора, так как это противоречит Единому квалификационному справочнику педагогических должностей».

По мнению директора казанской школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей «Солнце» Павла Шмакова, такое происходит, когда директора школ работают по принципу «кабы чего не вышло»:

«Государство должно выделить деньги на приобретение краски и прочих материалов для ремонта, нанять специалистов, чтобы они привели кабинет в нужное состояние. Но этого надо добиваться, что я и делаю каждый год. Многие боятся просить денег у государства и скидывают ремонт на классных руководителей», — рассказал Павел Педсовету.

Как защитить свои права

По словам Даниила Кена, «навешивание» дополнительной нагрузки, которую учитель вообще-то не должен выполнять, как правило, происходит неформально, — устно и в мессенджерах. Такая форма не является официальным уведомлением-приказом, который можно было бы оспорить по закону.

«Получается, что и за невыполнение такой работы привлечь к дисциплинарной ответственности по закону тоже нельзя», — резюмирует эксперт.

В случае вопиющего нарушения прав учителей, за защитой своих законных интересов педагог может обратиться в профсоюзную организацию. Если она действительно независимая, а не карманная, результат обязательно будет. Об этом красноречиво свидетельствует опыт наших экспертов. Дмитрий Казаков, учитель из села Таремское Нижегородской области, говорит, что после того, как их профсоюзная ячейка провела переговоры с директором школы по поводу чрезмерной нагрузки, администрация подтвердила «добровольность и самостоятельность выбора педагогом тех или иных мероприятий», тогда как прежде даже рекомендации «сверху» рассматривались администрацией школы как приказ к исполнению.

Наконец, не стоит забывать, что от классного руководства всегда можно отказаться:

«Способы отказа зависят от того, каким именно образом была оформлена данная обязанность, — объясняет юрист Юрий Варламов. — В том случае, если классное руководство является совместительством, педагогу нужно за 14 дней написать заявление об отказе от продолжения исполнения этих обязанностей. Если же классное руководство оформлено как совмещение — что происходит гораздо чаще, — то педагогу достаточно уведомить администрацию за три дня. В некоторых случаях такие короткие сроки можно использовать как угрозу в процессе переговоров с работодателем по поводу улучшения условий труда, повышения заработной платы».

Материалы по теме:

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМЫ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29. 2016 N 755,

Приказа Минпросвещения России от 13. 2019 N 234)

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу <1>;

<1> Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2. 1 настоящего Приложения).

Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее – медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2. 5 и 2. 7 настоящего Приложения).

Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2. 5 и 2. 6 настоящего Приложения).

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2. 1 и 2. 2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее – норма часов учебной (преподавательской) работы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2. 1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29. 2016 N 755)

(см. текст в предыдущей редакции)

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Минпросвещения России от 13. 2019 N 234)

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2. 3 – 2. 7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2. 8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2. 5 – 2. 7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2. 8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2. 2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Каким работникам установить учебную нагрузку

Учебную нагрузку утверждают не для всех педагогов. Установите ее:

  • учителям, если реализуете основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные;
  • педагогам и старшим педагогам дополнительного образования;
  • учителям иностранного языка детского сада;
  • преподавателям, если реализуете дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта;
  • тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям, если реализуете образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Такие правила закрепило Минобрнауки в пункте 2. 1 Приложения 1 к приказу от 22. 2014 № 1601.

Как установить учебную нагрузку

Определяйте учебную нагрузку ежегодно к началу учебного года (п. 3 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Установите ее объем, рассчитайте оклады педагогов и утвердите нагрузку приказом.

Определите объем нагрузки

Рассчитывайте нагрузку, исходя из нормы 18 часов в неделю на педагога (п. 1 Приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Можете назначить больше или меньше – с учетом особенностей работы педагога и образовательной организации.

Если назначили нагрузку больше или меньше нормы, возьмите согласие работника (п. 4 Приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Оформите его в произвольном виде. Воспользуйтесь готовыми образцами.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф. переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Законодательство не устанавливает верхний предел нагрузки для педагогов школ и детских садов. Однако для них предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. Увеличить учебную нагрузку можно только в пределах этого времени – до 36 часов. Педагоги вправе работать больше, но для этого надо оформить внутреннее совместительство или сверхурочную работу (ст. 1, 97 ТК, письмо Минтруда от 05. 2017 № 14-2/ООГ-6849).

Установите учебную нагрузку в астрономических часах – по аналогии с нормой нагрузки от Минобрнауки. Включите в нее перемены и динамические паузы.

При расчете нагрузки учителей соблюдайте дополнительные требования:

  • сохраняйте прежний объем нагрузки в новом учебном году, если ваша школа для учителя – основное место работы;
  • обеспечьте преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей в классах и классах-комплектах;
  • поручите учителю, который вел уроки в выпускном классе, вести в новом учебном году занятия в классах, начинающих впервые изучение преподаваемого предмета, курса, дисциплины, модуля;
  • включите в учебную нагрузку часы занятий, которые учитель проводит на дому с детьми, находящимися на длительном лечении, если ваша школа для учителя – основное место работы;
  • не меняйте учебную нагрузку на каникулах, в том числе при обучении на дому, даже если заключение медорганизации – основание для такого обучения – действительно только до окончания учебного года;
  • оплачивайте отдельно нагрузку, которую учитель выполнял при замещении временно отсутствующих учителей.

Отдайте ответственному за расчет нагрузки памятку. В ней – основные правила и ограничения, которые надо соблюсти.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Рассчитайте оклады педагогов с учетом нагрузки

Учитывайте нагрузку при расчете зарплаты. Чтобы определить оклад педагога, умножьте размер ставки работника за месяц на объем его учебной нагрузки в неделю. Полученный результат разделите на 18.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

В некоторых случаях, когда у учителя не хватает нагрузки до нормы в 18 часов, выплачивайте оклад полностью – как за полную ставку. Законодатель закрепил это правило, чтобы обеспечить оплату труда педагогов, когда они не могут получить большую нагрузку по не зависящим от них обстоятельствам. При этом поручите им другую педагогическую работу, чтобы в общем набралось 18 часов (п. 2 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Правило о доплате действует:

  • для учителей 1–4-х классов, если передали уроки иностранного языка, музыки, ИЗО и физической культуры другим учителям-специалистам;
  • учителей 1–4-х классов, которые не имеют необходимой подготовки, чтобы вести русский язык, если школа находится в сельской местности и реализует программу начального общего образования на родном нерусском языке;
  • учителей русского языка, если школа находится в сельской местности и реализует программу начального общего образования на родном нерусском языке;
  • учителей физической культуры, если организация реализует общеобразовательные программы и находится в сельской местности;
  • учителей иностранного языка, если организация реализует общеобразовательные программы и находится в поселке лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Утвердите и оформите учебную нагрузку

Утвердите учебную нагрузку приказом. Перед этим учтите мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (п. 9 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Подробнее читайте в рекомендации «Как учесть мнение профсоюза».

Включите учебную нагрузку в трудовой договор с работником (п. 4 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Если уже заключили трудовой договор, оформите дополнительное соглашение.

Когда и как изменить учебную нагрузку

Изменить учебную нагрузку можно по соглашению сторон. Для этого сообщите педагогу, что хотите ее увеличить или уменьшить. Если он согласен, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору (п. 7 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). На основании соглашения издайте приказ. Воспользуйтесь готовыми образцами.

По своей инициативе нагрузку можно только снизить в двух случаях – 1) когда уменьшили часы в учебных планах, учебных графиках; 2) сократилось количество обучающихся, классов, групп и классов-комплектов. По этим основаниям разрешено менять нагрузку в течение года и на начало следующего учебного года (п. 5, 1. 6 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601).

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Чтобы уменьшить нагрузку по инициативе работодателя, предупредите педагога минимум за два месяца. Направьте уведомление. Укажите в нем причины снижения нагрузки. Воспользуйтесь готовым образцом.

Если снижаете нагрузку перед началом нового учебного года, учтите сроки отпусков работников. Предупредите их заранее – до начала отдыха. Иначе придется сохранить зарплату, исходя из объема учебной нагрузки до отпуска.

Издайте приказ о снижении учебной нагрузки. Заключите дополнительное соглашение к трудовому договору – укажите в нем новый объем нагрузки педагога.

Если работник не согласен со снижением нагрузки, предоставьте ему другую должность, которой он соответствует по квалификационным требованиям. Если таких должностей в штатном расписании нет, предложите иную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ст. 74 ТК). Направьте педагогу список вакантных должностей с описанием трудовых функций и условий труда – оплаты, режима рабочего времени и др. Предлагайте вакантные должности в течение двухмесячного срока уведомления.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования — LawsExp.com

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 1 Особенностей).

В силу п. 3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 1, 4. 2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 3 – 1. 5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др. ) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Выходные и нерабочие праздничные дни

Выполнение государственных обязанностей

Очередные и дополнительные отпуска

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Часы сверхурочной работы

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

Неявки с разрешения администрации

Выходные по учебе

Учебный дополнительный отпуск

Замещение в 1-м – 3-м классах

Замещение в группах продленного дня

Замещение в 4-м – 11-м классах

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

Фактически отработанные часы

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы

Учебная нагрузка педагогических работников включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных пунктом 54 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам

Максимальный объем преподавательской работы учителей верхним пределом не ограничивается. Обоснование позиции: Согласно части первой ст. 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным),

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.