Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Сфера образования для детей, подростков и молодежи в возрасте до 18 лет в Российской Федерации на сегодня включает в себя две области – общее и дополнительное образование. Обладая отличительными особенностями своего функционирования, сфера дополнительного образования предполагает использование специальных педагогических технологий. Данная статья посвящена рассмотрению технологии социального проектирования, позволяющей реализовать задачи социализации воспитанников учреждений дополнительного образования.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, не просто место обучения детей, а пространство разнообразных форм развития личности ребенка: его интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического совершенства, характера и стремления к творческой самореализации.
Учреждения дополнительного образования относятся к категории воспитательных организаций, то есть «специально создаваемых обществом и государством организаций, основной функцией которых является целенаправленное и планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и/или определенного социально-профессионального слоя» [1].
Педагогические технологии, которые применяются в дополнительном образовании детей, ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно приобретать знания и работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных и результативных технологий в педагогической практике дополнительного образования является социальное проектирование.
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий [2, с.8-10].
Социальное проектирование не только является одним из лучших методических приемов для активизации деятельности обучающегося, но и выступает средством социализации.
Рассматривая проектную технологию как средство социализации, обратимся к сущности понятия «социализация», которое трактуют как «сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида» (субъект-объектная трактовка Э.Дюркгейма и Т. Парсонса). Включение каждого обучаемого в единую социальную целостность и саму структуру общества происходит через процесс, позволяющий каждому человеку стать полноценным членом общества, коим является социализация личности.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена общества, к которому он принадлежит. Процесс этот двусторонний: с одной стороны, это усвоение обучающимися социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему входящих в нее социальных связей; с другой стороны, это процесс активного воспроизводства системы социальных связей обучающимися за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду.
Во все времена перед педагогами стояла острая проблема: как «разрушительную энергию» подростков направить в иное русло, сделать ее созидательной. Технология, мощный рычаг, который помогает решить эту важнейшую проблему, – социализация через проектирование.
Проектирование – это деятельностный процесс социализации. Социализация в этом смысле является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации.
Социальное проектирование является формой, объединяющей обучение и воспитание, оно развивает навыки критического мышления, анализа работы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Данная форма вовлекает ребенка в практическую деятельность, он становится непосредственным участником правовых отношений. В проекте важно не только выделять острые социальные проблемы, но и предлагать реальные пути их решения.
Проектная деятельность служит механизмом профессионального самоопределения детей, помогает их полноценной адаптации к условиям профессионального функционирования в дальнейшей деятельности.
Подходы, характерные для социального проектирования, применяются также в подготовке к общественным мероприятиям. Это прежде всего относится к массовым праздникам (Олимпийские игры, городские праздники, выставки и т.д.). В последние годы все чаще специализированные массовые праздники стали приобретать комплексный характер, что значительно расширяет зону их воздействия на человека [3, с.27].
Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем [4]. Через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей и в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.
Таким образом, мы приходим к выводу, что социальное проектирование является одним из основных процессов социализации детей в условиях дополнительного образования.
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980 – 335 с.
2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 416 с.
3. Луков, В.А. Социальное проектирование: учебное пособие / В.А. Луков. – М.: Флинта, 2010. – 240 с.
4. Социальное проектирование. [Электронный ресурс] //URL: https://studme.org/48066/sotsiologiya/sotsialnoe_proektirovanie (дата обращения: 05.02.2020)
Областной эколого-образовательный проект «Мир для всех один»
создание условий для социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности.
- Апробация и внедрение модели инклюзивного образования для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ГОУ ДО ТО «ЦДОД» по инклюзивному дополнительному образованию.
- Создание системы внутреннего и внешнего сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города Тулы и Тульской области, позволяющей повысить качество работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Организация условий для полноценной реализации творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (кадровые, информационные, материально – технические).
- Привлечение родителей и повышение их профессиональной грамотности по развитию инклюзивного дополнительного образования.
- Обобщение и распространения опыта, полученного в ходе реализации проекта «Мир для всех один».
Одна из наиболее актуальных педагогических проблем современности – это социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Один из наиболее сложных жизненных этапов у детей с ограниченными возможностями здоровья — это минимальная коммуникабельность, умение общаться в социуме и находить друзей. Элементарное познание человеческих ценностей – дружба, любовь, забота, культурное наследие – становится невозможным из-за ограниченной мобильности. А ведь для многих детей – это единственная возможность для самореализации, самостановления, для получения необходимого жизненного опыта.
Системная работа специалистов учреждений дополнительного образования позволит социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья, научить контактировать со сверстниками, почувствовать себя полноправным членом общества.
Ожидаемые результаты Проекта:
- Повышение качества и доступности предоставляемых дополнительных образовательных услуг путем создания вариативной системы инклюзивного дополнительного образования.
- Расширение интересов и творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Внедрение практики инклюзивного образования в работу учреждения.
- Адаптация действующих дополнительных общеразвивающих программ и создание новых, соответствующих запросам и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации.
- Увеличение числа педагогов дополнительного образования, использующих в педагогической практике передовые методики и технологии комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном и региональном уровне. Выпуск методических рекомендаций по теме проектной деятельности, проведение круглых столов, семинаров, конференций.
- Увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья системой дополнительного образования с целью максимального раскрытия их творческого потенциала.
- Увеличение численности родителей, ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования.
Участниками Проекта являются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, педагогические работники образовательных организаций Тулы и Тульской области для детей с ОВЗ, социальные партнеры Проекта.
Взаимодействие с социальными партнерами в рамках Проекта:
Заключены договоры о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
- ГОУ ТО «Щёкинская школа для обучающихся с ОВЗ», директор Зотова Татьяна Васильевна;
- Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4», директор Курдюмова Надежда Ильинична;
- Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования», директор Полянский Сергей Александрович;
- ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ», директор Губанова Елена Алексеевна;
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Щёкино, директор Морозова Лилия Ревгатовна;
- «Общественная организация «Тульское региональное общество матерей с детьми-инвалидами «Свет ты мой», председатель Лазарева Раиса Михайловна;
- Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1», директор — Ковалёва Галина Петровна;
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Белёва Тульской области, директор Цыганкова Елена Николаевн;
- Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной детский многопрофильный санаторий «Иншинка», филиал для детей с ОВЗ;
- Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна – МЫ ЕСТЬ!», вице-президент Минаева Елена Леонидовна;
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Алексин, директор Решилина Ирина Фёдоровна.
Значимые мероприятия в рамках Проекта:
- Экологический фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Открываем Землю»
Цель фестиваля — формирование у детей и подростков экологического мировоззрения и активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру.
- Фестиваль «Голосуй за книгу», приуроченный к Международному дню детской книги
Цель фестиваля — формирование у обучающихся потребности в чтении как источнике интеллектуального и творческого развития.
- Фестиваль «Мы шагаем по Планете!», посвящённый Дню защиты Земли
Цель фестиваля — развитие традиций уважительного отношения к планете Земля, бережного отношения к природе, раскрытие творческого потенциала обучающихся, направленного на пропаганду экологически ответственного природоохранного поведения.
- Фестиваль «Три вехи в истории Страны», посвященный празднованию 500-летия возведения Тульского кремля, большой засечной черты, Году Памяти и Славы.
Цель фестиваля — формирование уважительного отношения к истории России, бережного отношения к памяти защитников Отечества, раскрытие творческого потенциала обучающихся, направленного на изучение исторической роли тульского края в становлении и укреплении российской государственности.
Проект «Мир для всех один»: события, факты
- Широкая масленица – блинами славится!
- Областной экологический фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Открываем Землю»
- Выставка конкурсных работ областного экологического фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Открываем Землю»
- «Цветы Победы» — воспитательное мероприятие для обучающихся ГОУ ТО «Донская школа № 1»
Социальный проект “Весенняя неделя добра”
автор: Зубарь ОльгаАндреевна, заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО “Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля”
Обоснование проекта
Социальный проект – совокупность совместных дел направленных на продвижение идеи добровольчества, повышение гражданской активности, популяризация идей, ценностей и практики добровольчества. Проект «Весенняя неделя добра» направлен не на поиск креатива и новизны, а прежде всего, на воспитание чуткости, милосердия и добра у подрастающего поколения. Пока в обществе есть проблема социального сиротства, будут существовать дома-интернаты, реализация социальных проектов будет актуальна. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. На территории Новобелицкого района кроме учреждений образования находятся Гомельский детский дом, дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР, детский дом семейного типа. Проект «Весенняя неделя добра» объединил в себе, всех участников вышеперечисленных учреждений для совершения добрых дел. Задачами данного проекта стали не только проведение благотворительных акций, но и общие дела, направленные на проявление милосердия, дружбы. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому нужно протянуть руку помощи, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь». Есть старая мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь», хочется верить в то, что каждый участник акции посеял вокруг себя не одно зернышко добра. Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, а самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость.
Цель проекта:
Продвижение идеи добровольчества и воспитание чувства доброты, милосердия, сострадания у подрастающего поколения.
Задачи проекта:
Сделать конкретные добрые дела. Развивать сотрудничество среди сверстников. Представить, дополнительные возможности для проявления творческих способностей учащихся, их активного вовлечения в организацию и проведение дел
Сроки реализации проекта:
Проект краткосрочный, реализован в период с 22 по 29 апреля 2018 г
Подготовительный этап
1. Создание группы
2. Организационные условия
3. Информационное обеспечение
Инициативная группа проекта
– Валентина Викторовна Махнорилова – специалист сектора охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма администрации Новобеликого района г.Гомеля.
– Дмитрий Викторович Бубин – заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа№15 г.Гомеля».
– Татьяна Николаевна Шустова- директор государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля».
Руководитель проекта:
– Ольга Андреевна Зубарь – заведующий учебно-методическим кабинетом государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля»;
Партнеры проекта:
– Мария Васильевна Бордак – директор учреждения образования «Гомельский детский дом»;
-Галина Ивановна Догополова – заместитель директора учреждения«Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР»;
География проекта:
Данный проект реализован на территории Новобелицкого района г.Гомеля участниками проекта стали: учащиеся и педагоги учреждений образования Новобелицкого района г.Гомеля,учащиеся учреждения образования «Гомельский детский дом»,воспитанники учреждения «Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР»,воспитанники детского Дома семейного типа.
Ресурсное обеспечение:
-спонсорская помощь итальянской ассоциации «GENOVA PER CHERNOBYL» (президент ассоциации – Грация Анселми – Витали);
Формирование общественного мнения:
В процессе реализации проекта творческой группой проведена работа в плане информирования ученической, педагогической и родительской общественности о проводимых мероприятиях
Содержание и механизм реализации проекта
Проект осуществлялся в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе создавалась инициативная группа, которой определялась тема и актуальность проекта, развитие идеи; составление плана реализации проекта – перечня социально-значимых для реализации дел, встреча и обсуждение проекта с партнерами проекта, поиск спонсорской помощи,- в нашем случае спонсором выступила итальянская ассоциация «GENOVA PER CHERNOBYL»;
Сотрудничество с партнерами позволило, в первую очередь, использовать материально-технические ресурсы учреждений для проведения совместных мероприятий (спортландия, дружеские соревнования по футболу, создания презентации о результатах проекта);
Основной этап:
1 шаг. Старт акции в учреждениях: состоялись тематические уроки Добра, классные часы на тему: «Доброта», «Добро», «Добродетельство», «Добровольничество, акция «Милосердие» (изготовление поделок-сувениров для пожилых людей, ветеранов ВОВ, детей – сирот, детей-инвалидов), акция «Ветеран живет рядом», «Дел добрых след, добро и свет» (благотворительная акция по сбору канцелярских товаров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, акция «Доброта»;
2 шаг. Районные мероприятия в рамках акции: совместная посадка деревьев «Аллея Дружбы» учащимися государственного учреждения образования «Средняя школа №15 г.Гомеля» и воспитанниками учреждения образования «Гомельский детский дом», детский дом семейного типа;
Дистанционный конкурс рисунков «Пасхальная радость глазами детей»(Приложение 4), состоялся среди воспитанников детского дома, детского дома семейного типа, дома-интерната для детей инвалидов, победители конкурса определились путем голосования (лайк) на сайте отдела образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля.;
Дружеская встреча по мини-футболу между команд государственного учреждения образования «Средняя школа №15 г. Гомеля» и «Гомельского детского дома»;
Мастер-класс в государственном учреждении образования «Гомельский детский дом» по изготовлению сувениров (Приложение 6);.
Мастер-класс в Гомельском доме-интернате для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР по изготовлению сувениров;
Спортландия. Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР и воспитанники детского дома;
Заключительный этап. Подведение итогов акции
Подведение итогов состоялось в рамках концертной программы, которую подготовили и провели:
– культорганизаторы государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля»;
-вокальная студия «Акцент» – учащиеся государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля»;
-вокальная студия «Дети солнца» – учащиеся государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Гомеля»;
– театр пантомимы Гомельского дома-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР и воспитанники детского дома.
Победителей районного дистанционного конкурса «Пасхальная радость глазами детей» приветствовал начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля Е.Н.Копа, которая вручила собранные учащимися и педагогами учреждений образования концелярские товары в рамках благотворительной акции«Дел добрых след, добро и свет»
С напутственным словом перед детской аудиторией выступил Настоятель храма Святого Благоверного Александра Невского отец Владимир.
Сюрпризом для всех присутствующих в зале, стал сладкий стол, подготовленный президентом итальянской ассоциации «GENOVA PER CHERNOBYL» – Грацией Анселми – Витали.
Заключение
Оценка результативности проекта:
– проект востребованный, был реализован повторно в 2017 году двумя учреждениями образования Новобелицкого района;
– большой охват участников (более 5000) – проект рассчитан на разные социальные категории учащихся;
-в рамках проекта проведено несколько самостоятельных мероприятий, объединенных одной идеей.
– социальная адаптация и развитие творческого потенциала детей-инвалидов с ОПФР, детей-сирот.
– уровень организации в целом и отдельных мероприятий очень высок, т.к. накоплен опыт и имеется практика их проведения.
-Информация о реализации проекта размещена на сайте администрации Новобелицкого района, отдела образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района, на сайтах учреждений образования, опубликована статья «Вясновы тыдзень дабра» на страницах периодического издания «Настауніцкая газета» (17.05.2016г.). Видеосюжет на первом городском телеканале (Приложение 9);
Мы считаем, что выполнение подобного рода проектов само по себе воспитывает, чувство доброты, милосердия, сострадания, что не должно не сказаться положительно на воспитании подрастающего поколения.
Этот проект – хороший способ социализации детей и подростков, их вовлечение в социально – полезную деятельность.
Считаем, данный проект полностью реализован
Рекомендуем посмотреть:
Программа воспитательной работы классного руководителя
Коллективный проект в 5 классе
Социальный проект в школе на тему: ЗОЖ
Социальный проект для школьников 5 класса “Эстафета добра”
Реклама:
Похожие статьи:
Технология реализации социального проекта
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества».
Выступление на тему: «Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования»
Автор: Фетисова Е.Д.
педагог- организатор МУДО ДДЮТ
2019г.
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования
Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.
Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.
В подавляющем большинстве программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к их меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.
Программы социально-педагогической направленности многофункциональны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон обучающихся.
Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы:
- программы детских сообществ и детских общественных организаций;
- программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.;
- программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями.
Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досуговые программы создают предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становления активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.
Программы досуговых объединений, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликтного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.
К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области правовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацелены на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.
Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.
В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых обучающимися в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.
Комплексный характер и надпредметный уровень значительной части программ социально-педагогической направленности, наличие в них психологической, социальной, культурологической, эстетической и других составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают обучающемуся возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности. Отсюда – цель занятий, которая объединяет все программы социально-педагогической направленности – предоставление учащимся возможности производить обоснованный выбор из вееров обсуждаемых проблем и решений, выбор своего «Я».
Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий обучающегося к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие обучающимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора.
Смысл разнообразной групповой деятельности обучающихся на занятиях заключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе сформирования у него ценностных отношений к миру и себе. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.
Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и переживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.
Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в деятельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участниками (игроками).
В ситуационно-ролевой игре, обучающийся, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, развивает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.
Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационно-ролевых играх позволяет учащемуся попробовать себя в различных ролях и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» – ответственный, «Я» – подчиненный, «Я» – лидер, «Я» – исполнитель, «Я» – инициатор и др.
Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность:
– приобрести личный социальный опыт;
– развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность,собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность;
– реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского объединения;
– активно использовать широкие образовательные возможности истории ко-культурной среды города (края) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;
– активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;
– овладеть способами постановки жизненно важных целей, определениямаршрута своего развития;
– овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.
Разнообразие видов деятельности, используемое в процессе реализации программ социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.
Происходящие в современности изменения
в общественной жизни требуют развития новых
способов образования. Акцент переносится
на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые
решения и чётко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных
по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных
связей. Этим обусловлено введение
в образовательный контекст образовательных
учреждений методов и технологий на основе
проектной деятельности обучающихся.
Главной особенностью метода проектов является
обучение на активной основе, через
целесообразную деятельность воспитанника,
соответствующую его личным интересам.
В настоящее время метод проектов достаточно
широко внедрен в систему школьного образования.
Возможности данной технологии в системе
дополнительного образования используются в
незначительной степени. Между тем,
дополнительное образование – почва для развития
и внедрения технологий проектирования,
поскольку имеет следующие обязательные
признаки:
- гибкие образовательные программы,
выстраиваемые в соответствии со спецификой
выполняемой задачи, склонностями
и способностями конкретного обучаемого; - наличие индивидуальных форм работы педагога
и обучаемого – групповые
и индивидуальные занятия и консультации,
выездные мероприятия, семинары и конференции; - разнообразные виды деятельности и широкий
спектр, предлагаемых детям направлений развития
и обучения.
Проект в рамках дополнительного образования –
это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое
позволяет вырабатывать и развивать
специфические умения и навыки проектирования
и исследования у обучающихся, а именно
учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля
и выделению подпроблем, формулированию
ведущей проблемы и постановке задач,
вытекающих из этой проблемы); - целеполаганию и планированию содержательной
деятельности ребенка; - самоанализу и рефлексии (результативности
и успешности решения проблемы проекта); - проявлению творческих способностей и
коммуникативных навыков - представление результатов своей деятельности
и хода работы; - презентации в различных формах,
с использованием специально подготовленный
продукт проектирования (макета, плаката,
компьютерной презентации, чертежей, моделей,
театрализации, видео, аудио и сценических
представлений и др.); - поиску и отбору актуальной информации
и усвоению необходимого знания; - практическому применению накопленных знаний и
умений в различных, в том числе
и нетиповых, ситуациях; - выбору, освоению и использованию подходящей
технологии изготовления продукта
проектирования.
Проектная деятельность во Дворце творчества
детей и молодежи ведется в соответствие с
технологией – поэтапно. Работа над проектом
начинается с постановки целей. Грамотно
сформулировать цели – особое умение. Именно эти
цели являются движущей силой каждого проекта, и
все усилия его участников направлены на то, чтобы
их достичь. Сначала определяются самые общие
цели, затем постепенно они все больше
детализируются, пока не спустятся на уровень
максимально конкретных задач, стоящих перед
каждым участником работы. Если не пожалеть
времени и усилий на целеполагание, работа над
проектом в этом случае превратится в пошаговое
достижение поставленных целей от низших к
высшим. В таком случае проектная деятельность
выводится на уровень технологии.
Примером такой работы может служить
интеграционный проект Дворца творчества,
посвященный 65-летию Великой Победы “И помнит мир
спасенный:”
В начале учебного года мы подумали: ” Война,
все, что с ней связано – святая тема для
большинства людей, живущих в нашей стране. Но, что
это значит для каждого человека? Нужно ли помнить
об этом молодым людям, живущим спустя много лет
после окончания Великой Отечественной Войны? И
что значит – помнить о войне?”
Наверное, наша память должна быть выражена
каким-то конкретным действием, усилием рук, души,
ума – делом.
Мы обратились с предложением объединиться и
сделать что- то каждому в отдельности и в то же
время сообща – вместе.
Так зародилась идея о нашем общем проекте:
На наше обращение откликнулись педагоги вместе
с ребятами. Кто-то уже не первый год конкретными
действиями поддерживает ветеранов Великой
Отечественной Войны, кто-то впервые задумался о
войне.
Цель проекта: создание условий для
социальной реализации личности воспитанников,
гражданского становления.
Задачи:
в обучении:
- знакомство и освоение метода проекта в условиях
дополнительного образования - формирование умения искать и отбирать
актуальную информацию - формирование умения применять накопленные
знания и навыки в различных, ситуациях; - дать представление об универсальных способах
достижения результата, которые срабатывают,
независимо от конкретного содержания
в воспитании:
- формирование ценностных ориентаций личности
воспитанников, - понимания истории Отечества и бережного
отношения к ветеранам Великой Отечественной
войны - воспитание чувства ответственности за
результат общего дела; - воспитание толерантности и взаимовыручки;
- формирование нравственных качеств личности,
прежде всего уважительного отношения к
окружающим людям;
в развитии:
- развитие навыков коллективной деятельности;
- развитие навыка целеполагания и рефлексии
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДОВ.
Проектная деятельность – технология
дополнительного образования. Теория вопроса.
Проектирование – совместная
учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная
на достижение общего результата.
Этапы работы над проектом.
1. Предпроект (подготовительный).
Определение цели, выявление проблемы,
формулирование темы проекта, прогнозирование
результата
2. Этап планирования работы над проектом.
3. Аналитический этап.
Сбор информации, систематизация данных,
постановка эксперимента, изготовление моделей
(макеты, сценарии).
4. Этап обобщения.
Оформление результата, выбор способа
представления результата
5. Итоговый этап.
Презентация полученных результатов,
осмысление результатов.
Типология проектов.
1. Исследовательские.
Требуют хорошо продуманной структуры, целей и
методов исследования, экспериментальных опытных
работ, методов обработки результатов
2. Творческие.
Не имеют детально проработанной структуры, она
развивается по ходу работы, четко планируется
конечный результат
3. Игровые.
Структура только намечается и остается
открытой до окончания проекта. Участники
принимают на себя роли, обусловленные
содержанием проекта. Это могут быть литературные
персонажи или выдуманные герои, имитирующие
социальные и деловые отношения.
4. Информационные.
Направлены на подбор информации о каком-либо
объекте. Продумываются методы получения и
обработки информации.
5. Практико-ориентированные.
Четко обозначенный результат, тщательно
продуманная структура с координацией этапов
работы. Особое значение имеет презентация с
последующей оценкой результата.
Особенности проектирования
- неповторимость и уникальность
- направленность на достижение конкретных целей
- ограниченность во времени
- четкость выполнения взаимосвязанных действий
- результат социально и практически значимый
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (предпроектный).
Разработка поэтапной работы над проектом
Дворца творчества детей и молодежи,
посвященного 65-летию Великой Победы
“И помнит мир спасенный:”
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДУМАННОГО
Примеры проектов коллективов.
ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ.
Круглый стол участников проекта
Обращение к участникам Круглого стола.
Сегодня 11 марта 2010 года
Мы собрались обменяться опытом и подвести
промежуточные результаты проекта Дворца
творчества, посвященного 65-летию Великой Победы.
Пришло время самых активных действий!
6 мая 2010 года во Дворце творчества пройдет
Форум “И помнит мир спасенный:”
Если ты и твой коллектив еще не присоединились
к нашему общему делу, вы можете: сделать
пригласительные билеты на наш Форум собрать
информацию о родных и близких – участниках ВОВ,
кого мы можем пригласить на наш Форум.
Программа работы Круглого стола.
Ход подготовки проектов в детских объединениях
Из опыта создания проекта
- воспитанники компьютерного класса “Алькор”
- воспитанники разновозрастного отряда
“Надежда” - воспитанники водно-спортивного клуба
“Водолей” - воспитанники оркестра русских народных
инструментов “Росинка”
Предложения коллективов о совместной работе:
Мастерская современного танца, Детский научный
клуб.
Подготовка к презентации проекта.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП.
Форум воспитанников, педагогов и родителей
Дворца творчества.
Форум – это место, где встречаются
единомышленники, люди объединенные общим делом.
На нашем Форуме собрались ребята и взрослые из
разных коллективов Дворца, занимающиеся
различными видами деятельности, связанными с
музыкой, спортом, хореографией, компьютерными
технологиями. Но, объединила нас тема Великой
Отечественной Войны и Великой Победы нашего
народа в этой страшной войне.
В нашем проекте приняли участие ребята и
взрослые из 28 коллективов Дворца. Это результат
совместных усилий детей и их родителей, бабушек и
дедушек. Из семейных архивов извлечены годами
хранимые реликвии, собрана и осмыслена
информация о людях, прошедших страшные испытания
войны, о ходе боевых действий.
Каждая представленная работа нашего Проекта –
это дань памяти погибшим и благодарность живым,
участвовавшим в Великой Отечественной Войне.
16.00 Встреча участников и гостей Форума.
Вручение программы и памятного значка.
16.00 – 17.00 Выставка проектных работ.
Авторские презентации.
Вручение дипломов участникам комплексного
проекта Дворца творчества “И помнит мир
спасенный:”
17.00- 18.15 Музыкально-поэтическая композиция.
Торжественное награждение участников Форума и
воспитанников Дворца по итогам учебного года.
Общий результат единого проекта Дворца
творчества “И помнит мир спасенный:”:
- В проекте приняли участие 28 детских
объединений; 560 воспитанников; более 300 родителей
и родственников; - Был собран исторический материал, оформленный в
виде газет, альбомов, стендов о 32 участниках
военных событий – родственниках воспитанников
Дворца; - Оформлены выставки рисунков и поделок по
военной тематике; - По итогам поисковой работы собран материал о 22
Героях Советского Союза, похороненных на
Преображенском кладбище. Их имена появились на
Братских могилах мемориала; - Проведены встречи с ветеранами ВОВ в Москве,
Курской, Московской, Подольской областях; - Дано 18 концертов для ветеранов и участников ВОВ
в воинских частях Москвы, Курской, Московской,
Подольской областях; - Проведена Минута Молчания на Братских могилах
Преображенского кладбища 6 декабря, в которой
участвовало 200 человек: ветераны ВОВ; члены
отряда “Надежда”; жители района Преображенское;
выпускники отряда “Надежда”; родители;
представители школ; - Разновозрастный отряд “Надежда” принял
участие в Торжественном зажжении Вечного огня на
Преображенском кладбище и традиционно выставил
Почетный караул 9 мая у Вечного огня; - Проведены походы по местам боевой славы клубами
” Водолей” и “Азимут”, материал представлен на
стендах; - Поставлены хореографические композиции:
“Возрождение”; “Дорогами войны”; “Письма
войны”; - Творческий проект коллективов музыкального
отдела: музыкально-литературная гостиная
“Поклонимся великим, тем годам” с активным
участием родственников воспитанников; - Сделаны своими руками поздравительные открытки
и вручены родственникам – участникам ВОВ; эскизы
открыток, дизайн продумали и воплотили в жизнь
воспитанники Детского научного клуба; - Авторские проекты воспитанников компьютерного
клуба “Алькор”: “Песни военных лет”, “Курская
битва”, “Артиллерийское оружие”, “Памятники”.
Приложение.
Приложение 1
Информационное письмо к участникам
проекта ” Пионерский марш”
посвященному 95-летию Пионерской организации
Дорогой друг!
Если ты хочешь заняться интересным делом и найти новых друзей, хочешь научиться делать многое своими руками – мы, взрослые, готовы помочь тебе в этом! Мы предлагаем тебе свою дружбу, свои знания, умения и приглашаем принять участие в интересном, творческом, социально ориентированном проекте “Пионерский марш”, посвященному 90-летию Пионерской организации.
Идея и разработка проекта принадлежит старшим вожатым, руководителям детских объединений образовательных школ Уренского муниципального района.
Принять участие в проекте можешь ты сам или вместе с друзьями – одноклассниками, ребятами из отряда, объединения.
ПРОЕКТ – это ЧТО?
Это Творчество. Это твой выбор, где и в чем проявить себя, чтобы тебе было жить интересней и веселей, чтобы твоя организация радовалась за тебя, чтобы время было проведено с пользой.
Это четыре направления деятельности, где ты сможешь проявить свой творческий потенциал, способности, дарования и таланты.
Во-первых – ты сможешь разработать рекламные листовки, буклеты, плакаты, коллажи, значки, календари и многое другое.
Во-вторых – ты сможешь изготовить сувениры (куклы, закладки, открытки, панно и др.) из керамики, соломки, гобелена, батика; ткачества, вышивки, росписи по ткани, дереву.
В-третьих – ты сможешь сделать так, чтобы организация зазвучала новыми современными детскими песнями.
В-четвертых – ты сможешь сам или вместе с ребятами организовать и провести акцию или проект в своей школе, в своем объединении, в детском доме, приюте, в детской больнице и т.д.
И еще – ты всегда сможешь предложить что-то свое разработать проекты символов и атрибутов своей организации.
ПРОЕКТ – это ЗАЧЕМ?
Затем, что твои добрые дела, твоя забота очень нужны!
Затем, что это возможность пообщаться с взрослыми на равных в процессе подготовки и реализации твоей идеи, замысла, инициативы.
Затем, чтобы вместе со взрослыми сделать свою детскую организацию такой, какой хотелось бы видеть ее тебе и твоим друзьям.
ПРОЕКТ – это ГДЕ и КОГДА?
К делам на благо Родины, к добру и справедливости!
Навстречу новым и верным друзьям!
Навстречу творчеству и успеху!
Навстречу важному событию в истории – 95-летию Пионерской организации.
Май 2017 года, в торжественной обстановке состоится встреча участников творческого проекта “Пионерский марш”
Далее, вперед, к новым рубежам и высотам!
Мы предлагаем тебе семь шагов,
которые помогут тебе достичь успеха:
Шаг 1– заяви о своей готовности участвовать в проекте.
Шаг 2 – выбери направления деятельности в соответствии со своими интересами, увлечениями, творческими возможностями.
Шаг 3 – постарайся осмыслить свою идею, творческий замысел, инициативу.
Шаг 4 – наметь цель к которой стремишься.
Шаг 5 – найди единомышленников среди сверстников и взрослых в школе или внешкольном учреждении.
Шаг 6 – определи средства и оборудование, необходимые для реализации твоей идеи, замысла, инициативы.
Шаг 7 – ДЕЙСТВУЙ!!!
Приложение 2
К проекту «Цветник для души»
Генеральному директору
ООО «Устанский межхозяйственный лесхоз»
Дмитрию Ивановичу Гулину
Дмитрий Иванович, волонтерское объединение «ИНИЦИАТИВА»
МБУДО «Дом детского творчества» г.Урень просит Вас оказать благотворительную помощь в виде обрезной доски для постройки цветника
(у дома ветеранов, по адресу: г.Урень, ул. Индустриальная, дом 14)
Руководитель волонтерского объединения С.Г. Мочалова
Приложение 3
К проекту «Помощь Кристине»