Проект министерства просвещения рф мониторинг формирования функциональной грамотности

25 февраля 2022 года в г. Рыбинске состоялась традиционная XXI открытая муниципальная конференция по теме «Функциональная грамотность – детерминанта качества образования».

Работа конференции направлена на выявление перспективных практик формирования функциональной грамотности обучающихся для успешной реализации задач обновленного ФГОС на уровнях начального и основного общего образования, возможностей достижения новых образовательных результатов с учетом современных вызовов образованию, совершенствования механизмов управления качеством образования.

В конференции приняли участие сотрудники кафедры общего образования

– Урывчикова Н.В. старший преподаватель, выступила на пленарном заседании с докладом «Потенциал внеурочной деятельности на иностранном языке для формирования функциональной грамотности учащихся»,

– Киселева Н.В., доцент кафедры в рамках секции «Читательская грамотность в видении проблем и способов их разрешения в условиях изменяющегося мира» осветила вопрос «Педагогические проблемы в формировании читательской грамотности школьников,

– Страхова Н.В., доцент кафедры, региональный методист по вопросам финансовой грамотности затронула в своем выступлении на тематической секции такую тему как «Финансовая грамотность как составная часть функциональной грамотности».

Педагогическое сообщество продемонстрировало успешные практики работы по вопросам формирования различных направлений функциональной грамотности (http://edu.rybadm.ru/info/discuss/2022/programma.pdf )

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с  Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований  качества подготовки обучающихся.

Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

– в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);

– инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

– участники исследования выполняют задания на компьютере;

– все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

– исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся

  • Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
  • Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, включающих в себя:
  • открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
  • методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
  • методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
  • Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.
  • Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

Заказчик – Министерство просвещения Российской Федерации

Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.

Руководитель проекта – Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

  • Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности
  • Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности
  • Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *