Проект развития образовательной организации и базовый алгоритм разработки и реализации программы развития школы методологическая разработка

Задачи

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросу технологии разработки программы развития образовательного учреждения;
  2. Описать структуру данного документа;
  3. Рассмотреть алгоритм работы над программой развития;
  4. Разработать методические рекомендации к написанию программы развития дошкольного образовательного учреждения.

Теоретическая значимость работы – вклад в «методическую копилку»

для внедрения инноваций в образовательный процесс.

Практическая значимость работы – создание методических рекомендаций руководителям, методическим работникам по написанию программы развития ДОУ.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Таблица возрастного состава коллектива

Возраст, лет

Число работников, %

Педагогические

работники

Обслуживающий

персонал

До 25

25-29

30-49

50-55

Более 55

Приложение № 4

Глава I. Теоретические аспекты написания Программы развития образовательного учреждения

  1. Программа развития образовательного учреждения: сущность,

Таблица, дающая характеристику социального состава семей

Таблица, предполагающая описание жилищных условий

Социальный статус семьи, дети которых посещают детский сад

Таблица, характеризующая уровень образования родителей

Структура

Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы ОО. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении.

  1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете

меняющихся потребностей и задач).

  1. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а
  • концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
  1. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.

Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации. Поэтому при разработке программы необходимо использовать        специальную и достаточно жесткую структурированную технологию.

  • Подготовку информационной справки о школе;
  • Проблемный анализ состояния школы;
  • Формирование концепции новой школы;
  • Разработку стратегии и задач перехода к новой школе;
  • Определение целей первого этапа построения новой школы;
  • Разработку плана действий;

В программе Развития выделяют вспомогательные и основные элементы.

  1. Оформление титульного листа.
  2. Краткую аннотацию документа.
  3. Информационную справку о школе.
  • данные об анализе и прогнозе изменений внешней среды и социального заказа школы;
  • данные об анализе состояния и тенденции изменения школьной

системы, достигнутых результатах, сильных сторонах, конкурентных преимуществах;

  • результаты проблемно-ориентированного анализа школы;
  • совокупность приоритетных проблем школы.
  1. Концепция желаемого будущего состояния школы.
  2. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в желаемое состояние.

Информационная справка о школе (информация об исходном состоянии школы)

Проблемно ориентированный анализ (обосновывается выделение определённого перечня проблем развития)

Концепция новой школы

Стратегический план перехода к новой школе (описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам)

Цели реализации программы

План действий по достижению поставленных целей Ресурсное обеспечение программы развития

Организационный механизм управления реализацией программы Моисеев А., описывая        традиции программно-целевого управления и

  1. Информационная справка о школе.
  2. Блок аналитического и прогностического обоснования:
  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения:
  • образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа;
  • значимой для ОУ внешней социальной среды;
  • ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа;
  • анализ и оценка:
  • достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;
  • инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;
  • первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, вероятного сопротивления изменениям;
  • проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ее ключевые проблемы и их причины.
  1. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния образовательного учреждения как системы:
  • система ценностей школы, ее кредо, школьная философия, принципы жизнедеятельности, утверждаемые и воплощаемые в ходе преобразований;
  • миссии конкретного учебного заведения, его главных функций по отношению к учащимся и их развитию, социуму (в частности, к муниципальной образовательной системе), собственному персоналу;
  • моделей выпускников (в связи с созданием в школе ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве);
  • отнесение ОУ к тому или иному типу и виду, исходя из его миссии и моделей выпускника;
  • школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе;
  • ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы, и систем ресурсообеспечивающей (финансовой, материально- технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей;
  • обновленной управляющей системы школы с характеристикой ключевых свойств управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и структуры.
  1. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние:
  • стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;
  • описание конкретных целей на первых шагах цикла развития;
  • конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы;
  • управление реализацией программы.

Опыт образовательных учреждений, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсов «Лучшая школа России», показывает, что во всякой программе развития должны присутствовать следующие структурные компоненты:

  1. информационная справка о школе или анализ актуального состояния образовательного учреждения;
  2. анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению;
  3. описание миссии, целей и задач развития об        разовательного учреждения;
  4. разработку концепции будущего состояния школы;
  5. проведение проблемно ориентированного анализа путей развития образовательного учреждения;
  6. планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреждения;
  7. оценка развития образовательного учреждения.

Паспорт программы развития (наименование программы; разработчики программы; цель и задачи программы; целевые показатели (индикаторы) реализации программы; сроки и этапы реализации программы; объёмы и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы).

Характеристика проблем, на решение которых направлена программа (на основе проблемно ориентированного анализа).

Цель и задачи программы, целевые показатели и индикаторы эффективности реализации программы.

Обоснование ресурсного обеспечения программы.

Механизм реализации, организации управления и контроля за ходом реализации программы.

Критериальная база эффективности реализации программы и способ оценки планируемых результатов.

Перечень мероприятий программы (в табличном варианте)

  1. Основные подходы к разработке программы развития в научной

Необходимость создания программ развития образовательного учреждения была осознана педагогической общественностью в конце        XX – начале        XXI века. Это было обусловлено важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. В настоящее время программа развития остается главным проектным документом, на основе которого работает любая школа РФ.

В настоящее время на страницах журналов «Методист», «Народное образование», «Практика административной работы в школе» и других постоянно появляются публикации на эту тему. Все работы можно сгруппировать по основному вопросу публикации.

Первое направление: рассматривает саму программу развития, как нормативно-управленческий документ.

Программа обязательно должна содержать такие составляющие:

  • выбор средств достижения целей (методы);
  • содержание и последовательность важнейших действий по реализации;
  • определение сроков действий и получения результатов;

Все авторы в своих работах приходят к выводу, что программа развития ОУ –        главный стратегический документ, направленный на системное преобразование образовательного учреждения.

Второе направление: работы, рассматривающие технологию создания программы развития ОУ

Для разработки программ развития школы в ОУ целесообразно организовать творческую группу. Для этого необходимо разработать положение «О творческой группе по разработке и реализации программы развития». Образец такого положения опубликован в журнале «Практика административной работы в школе».

Третье направление, охватывающее самое большое количество публикаций – это опыт создания программ, собственно программы.

Из огромного числа публикаций можно выделить опыт школы№22 г.

Костромы. Их программа развития (2005-2015г.г.) представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели «Школа» Эко-полис».

Л.Данилина предлагает «Программу развития гимназии» №3 г.

Завершает программу финансовый план.

Интересна и соответствует современным требованиям Образовательная программа ГБОУ СОШ № 948 г Москвы. Она является внутришкольным нормативно – управленческим документом на основе федерально – образовательной базы и особенностей организации образовательного процесса в школе. Основная идея образовательной программы – реализация социального лифтинга обучающихся и воспитанников на основе образовательного ресурса, обеспеченного развитием многопрофильности и

Четвертое направление – диагностика и мониторинг образовательных программ.

Мониторингом программ развития ОУ давно и плодотворно занимается М.М.Поташник. Он считает, что структура программ не изменилась, а в

  • новшества в управляющей системе школы;
  • анализ ресурсной базы;

В целом же он указывает, что сегодня перейти на качественно новое содержание образовательного процесса невозможно без программы развития. Благодаря программе, развитие становится не спонтанным, а управляемым, а значит наиболее успешным.

Глава II. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения

  1. Алгоритм работы над программой развития образовательного

учреждения

Программа развития – стратегический документ ОУ, переходящего или перешедшего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу идеологию развития. Эту программу можно рассматривать так же, как проект системного реформирования ОУ, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.

Мы  согласны с мнением И. Осмоловской, которая в статье «Разработка и реализация программы развития», опираясь на мнение В. С. Лазарева и М. М. Поташника, на собственный опыт, утверждает: «человек, не работающий в данной школе, не знающий ее проблем и возможностей, не в состоянии написать программу развития. Программу вынашивает и рождает коллектив школы» [19]. Значимую роль в этом играет руководитель учреждения. Именно он планирует, направляет и активно разрабатывает программу развития.        В этом документе должна быть инновационная идея, а не просто отчет о работе. Для организации такой работы необходимо соблюдать технологию разработки программ развития ОУ.

Основной алгоритм работы над программой развития выглядит так:

  1. Анализ социального заказа;
  2. Проблемно ориентированный анализ;
  3. Стратегические проблемы развития ОУ;
  4. Выбор наиболее адекватной модели решения проблем;
  5. Выбор основных направлений преобразований;
  6. Определение этапов и сроков реализации программы;
  7. Постановка задач каждого этапа преобразований;
  8. Разработка плана действий;
  9. Оценка проекта программы развития.

В целом план работы можно представить в табличном варианте (Приложение 1).

Рекомендации по написанию раздела Анализ социального заказа: тенденции развития образовательного учреждения в последние три-четыре года.

В текст программы развития целесообразно включить обобщенные сведения по наиболее значимым показателям. Второстепенные данные можно оформить в виде приложений к программе.

В данном разделе могут быть кратко перечисле        ны основные вехи в истории школы и наиболее значимые ее достижения.

Анализ состояния и прогноз тенденций        изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению

Социальный заказ на образование —это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образо вательного учреждения.

Характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

  • государственный заказ (определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом);
  • потребности обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);
  • ожидания родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования и т.п.);
  • профессионально – педагогические потребности учителей (выявляются в процессе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);
  • требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, учреждения среднего

профессионального образования, анализа отзывов на выпускников) и работодателей.

Следует иметь в виду, что потребности и ожидания обучающихся и их родителей подвержены достаточно быстрым изменениям.

При анализе социального заказа целесообразно обсудить следующие вопросы:

  • Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашему образовательному учреждению, кем они были представлены?
  • Каков был характер требований, предъявляемых различными заказчиками?
  • К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы школы (каким именно?), к содержанию образования, набору предме        – тов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?
  • Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
  • В какой мере заказчики были удовлетворены уровнем работы образовательного учреждения, исполнением заказа?
  • Появились ли у нас в последнее время новые заказчики?
  • Изменялся ли за последнее время характер социального заказа нашему образовательному учреждению, и если изменился, то как?
  • Как мы справляемся с сегодняшним социальным заказом на образование?
  • Как оценивают работу образовательного учреждения различные заказчики?
  • Как может измениться состав заказчиков нашего образовательного учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться?
  • Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?
  • Какие дополнительные ресурсы понадобятся образовательному учреждению для выполнения нового социального заказа?
  • Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?

Итогом прогнозирования должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями образовательного учреждения и является основой для разработки миссии школы.

Определение миссии, целей и задач развития образовательного учреждения.

Приступая к разработке содержания изменений, которые следует осуществить в образовательном учреждении, необходимо сформулировать (или уточнить) его миссию. После этого, исходя из формулировки миссии, нужно определить цели и задачи организации.

Миссия в переводе с латыни означает «ответственное задание, роль, поручение». В управленческой науке понятие «миссия» представляет собой сформулированное представление о том, для чего существует учреждение, и в чем заключаются его отличия от аналогичных организаций. Миссия обеспечивает согласование внешних интересов субъек тов, которые оказывают влияние на школу, и внутренних интересов участников образовательного процесса (администрации, педагогического и ученического коллективов).

Следует помнить, что миссия образовательного учреждения, по сути своей, выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ школы, к которому вы намерены стремиться. Миссия может быть выражена предельно кратко – в форме лозунга; описана в нескольких предложениях или на нескольких страницах. Она определяет предназначение именно вашего образовательного учреждения, поэтому при ее разработке необходимо учесть мнения педагогов, учащихся, их родителей. Как правило, формулирование миссии требует дополнительных исследований

общественного мнения. Кроме того, определяя миссию образовательного учреждения, следует обратить внимание на точность, корректность и реалистичность формулировок каждого ее положения и отдельного фрагмента.

В процессе определения миссии образовательного учреждения необходимо ответить на следующие вопросы:

  • На какой контингент обучающихся школа будет ориентироваться?
  • Какие образовательные запросы она будет удовлетворять?
  • Какие ресурсы для этого имеются?
  • Какие ресурсы необходимо получить для того, чтобы осуществить задуманное, и насколько это реально?

Определение миссии образовательного учреждения может быть достаточно длительным процессом. П. Карстанье выделяет три этапа ее разработки :

  1. подготовка к формулированию,
  2. собственно формулирование,
  3. реализация и развитие (уточнение) миссии.

На этапе подготовки к формулированию миссии необходимо:

  • сформировать команду разработчиков;
  • выявить факторы, которые могут позитивно и негативно повлиять на достижение миссии.

Принято выделять внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на миссию школы. К внешним факторам можно отнести особенности образовательной политики в стране и в регионе, состояние рынка труда и образовательных услуг, потребности потенциальных клиентов (характер и структура социального заказа), демографическую ситуацию и т.п. К внутренним факторам относятся организационная культура школы, характер образовательного процесса и имеющийся у педагогического коллектива опыт его организации, возможности и ресурсы школы.

Анализируя внешние и внутренние факторы, необходимо выявить изменяющиеся и неизменные факторы. Для этого необходимо дать ответ на вопрос: «На какие факторы мы можем воздействовать (изменять их), а на какие – нет?».

Результатом данного этапа работы должны стать несколько вариантов предварительной формулировки миссии образовательного учреждения.

На этапе формулирования        необходимо представить на широкое обсуждение подготовленные варианты формулировок миссии школы. Для того чтобы педагогический коллектив увидел свою роль в разработке миссии, важно вовлечь в этот процесс максимальное число учителей. Это способствует осознанию и принятию миссии педагогами.

Перед тем как приступить к реализации миссии ее необходимо конкретизировать, сформулировав цели деятельности школы. Цели же, в свою очередь, будут конкретизированы в задачах по их достиже нию и определенных действиях, направленных на развитие образовательного учреждения.

На основе миссии образовательного учреждения формулируются его цели. Цель – это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. В теории управления выделяют следующие требования к цели:

Конкретность и измеримость . Цель должна быть сформулирована не только качественно, но и по возможности количественно. Кроме того, для диагностики результативности работы необходимо иметь инструментарий оценки степени достижения цели.

Определенность цели по времени ее реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежуток времени.

Достижимость. Цель должна быть определена с учетом реальных возможностей ее реализации.

Непротиворечивость и согласованность        с другими целями образовательного учреждения. Все цели должны быть согласованы как по

вертикали (цели, выстроенные в иерархической зависимости), так и по горизонтали (равнозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами.

Гибкость. В условиях быстро меняющегося мира, когда изменения во внешней среде протекают настолько стремительно, что их невозможно во время спрогнозировать, цели образовательного учреждения должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Принято выделять следующие группы целей:

  • стратегические,
  • тактические,
  • оперативные.

Они находятся в иерархической зависимости. Совокупность оперативных целей составляет объем и структуру тактической цели. Совокупность тактических – содержательное наполнение стратегической цели. Таким образом, во главе «иерархии» целей находится стратегическая цель.

Особенность процесса формулировки стратегической цели состоит в том, что в условиях неопределенности будущего возникает сложность ее точного описания. Стремительность процессов, происходящих во внешней среде, не позволяет максимально конкретно сформулировать образ желаемого будущего образовательного учреждения. Каким должен быть потенциал школы в новых условиях будущего, предсказать сегодня весьма сложно, по        этому стратегическая цель должна формулироваться достаточно обобщенно, но вместе с тем более конкретно, нежели миссия образовательного учреждения.

Степень конкретности цели зависит от ее характера. Тактические цели должны конкретизировать стратегическую цель, а оперативные – тактическую. Оперативные цели следует формулировать наиболее точно.

Необходимо отметить, что ряд образовательных учреждений формулировки своих миссии и целей обогащает        описаниями «моделей» выпускников.

Действительно, прежде чем начать разработку содержания изменений, которые необходимо провести в образовательном учреждении, педагогичес кий коллектив и родители учащихся должны определиться с тем, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности школы и чем выпускник  данного образовательного учреждения будет отличаться от выпускников других школ. В связи с этим наиболее полно в «модели» должны быть отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования.

Разработку «модели» целесообразно начинать с самого высокого уровня реализуемых школой образовательных программ, то есть с выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Затем определяется набор характеристик, которые должны быть получены к моменту перехода ученика на старшую ступень. На этой основе разрабатывается модель учащегося, освоившего уровень основного общего образования, после чего по такой же схеме разрабатывается модель ученика, который завершил начальное общее образование.

«Модель» выпускника может включать описания :

  • уровня его обученности, обеспеченного реализацией основных и дополнительных общеобразовательных программ;
  • уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
  • доминирующего способа мышления выпускника;
  • уровня сформированности социальных навыков выпускника;
  • приоритетных качеств, которые должны быть сформированы у учащегося в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;
  • возможных сфер распределения выпускников II и III ступени данного учреждения (учреждения среднего и высшего профессионального образования, сфера производства, услуг и т.д.)
  • За основу построения «модели» выпускника целесообразно взять качества, которые должны быть сформированы у учащихся в соответствии с

задачами той или иной ступени образования. При описании «модели» выпускника может быть применен компетентностный подход.

Разработка плана действий раздел, в котором представлена структура будущих действий, является главным в программе развития. Ведь программа как инструмент ориентации и интеграции усилий реализующих ее людей есть

«модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты» [10 с.33].

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен как минимум удовлетворять следующим требованиям:

  • полноты состава действий;
  • целостности, скоординированности (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);
  • сбалансированности по всем ресурсам (кадровым, научно- методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым);
  • контролируемости (определяется операционностью промежуточных целей);
  • чувствительности к сбоям.

План действий в конечном итоге целесообразно представить в табличной форме [14].

Таблица 1

План действий

Направления

и задачи

Действия

(мероприя тия)

Место

проведе ния

Сроки

проведения

Ответств

енный

исполнит ель

Объем

финанси рования

Начало

Оконч

ание

1.Дифференци

ация

содержания

образования (направление)

1.        1.1.1

задачи

2.        1.1.2

3.        1.1.3

4.        2.

Укрепление

материально-

технической

базы

5.

6.        1.2.1

задачи

7.        1.2.2

8.        1.2.3

9.

Графы табл. 1 заполняются следующим образом:

Содержание первой графы «Направления и задачи» берется из раздела, в котором определялись стратегии программы, направления и задачи по этапам. В эту графу заносятся направления и задачи первого этапа программы, для которого ранее были определены цели.

Чтобы повысить надежность определения состава необходимых действий, рекомендуется использовать табл. 2

Таблица 2 Аспекты при составлении образовательной программы

Зада

Условия

чи

Организ

Кадро

Научно-

Материальн

Фина

Мотива

Нормат

ационн

вые

методическ

о-

нсовы

ционн

ивные

ые

ие

технически

е

ые

е

Такая таблица составляется для каждой задачи.

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники.

Итак, последовательность операций при разработке плана действий [14]:

Шаг 1. Фиксируются основные направления и задачи, подлежащие реализации на первом этапе программы.

Шаг 2. Определяется состав действий (перечень мероприятий) для реализации задач (используем табл. 2) и их исполнителей

Шаг 3. Согласовываются сроки всех мероприятий. В случае большого числа взаимосвязанных действий используется график Ганта, с помощью которого проверяют, реально ли осуществить намеченные действия в рамках этапа и не наслаивается ли одно крупное мероприятие на другое

Шаг 4. Оценивается сбалансированность плана действий по финансовым ресурсам. Определяется стоимость каждой задачи (преобразования) и программы развития в целом.

Важным моментом в технологии разработки программы развития образовательного учреждения является Оценка проекта программы развития или экспертиза программы.

После того, как программа готова, ее нужно обсудить в педагогическом коллективе, откорректировать по замечаниям учителей, утвердить коллегиальным органом управления школой (педсоветом) желательно на расширенном заседании и обязательно получить рецензию.

Рецензия должна состоять из шести позиций:

  1. Оценка полноты программы
  2. Оценка целостности программы
  3. Оценка обоснованности выводов, предложений, прогнозов
  4. Недостатки, ошибки, замечания
  5. Новые идеи и предложения
  6. Заключение

В этом блоке работы, на наш взгляд, необходимо учитывать и опыт тех программ, которые имеют ряд недостатков в структуре программ, на которые указывает А. Моисеев [14]

Аналитико-прогностический блок не обеспечивает:

  • понимания картины в значимой для образовательного учреждения внешней среде, ее структуры, четких представлений о клиентах школы, заказчиках, поставщиках ресурсов, отношениях с органами власти и управления, средствами массовой информации и т.д.;
  • представлений о характере социального заказа, адресуемого школе вчера-сегодня-завтра;
  • понимания конкурентных преимуществ учебного заведения, его сильных сторон, могущих служить «плацдармом» в ходе нововведений;
  • видения индивидуальной неповторимости школы, особенностей ее внутренней ситуации;
  • видения действительно ключевых проблем ОУ в структурированном и ранжированном виде, решение которых и составит сущность и содержание преобразований.

Концептуальный блок не обеспечивает:

  • логической связи идей новой школы со списком ее ключевых задач (проблемы– сами по себе, концепция– сама по себе);
  • изображения ясного, точного, системного, узнаваемого и реального образа будущего состояния учебного заведения и его функционирования после осуществления задуманных инноваций;
  • показа всех подсистем школьного целого и связей, зависимостей между ними;
  • раскрытия образа будущей управляющей системы школы (этот дефект

встречается практически повсеместно и может быть объяснен недостаточностью управленческого профессионализма руководителей ОУ).

При этом часто вместо концепции нового состояния в программах дается сразу перечень инновационных действий, что полностью нарушает логику документа и решения его главных задач.

Блок стратегии и тактики реализации программ не обеспечивает:

  • ясного представления об этапах и главных направлениях развития школы;
  • ясного образа целей, рубежей, достигаемых в итоге первого шага развития;
  • ясности относительно порядка работ, ответственности за их выполнение и невыполнение, сроков и ресурсов.

Иными словами, программы с такими дефектами вряд ли могут эффективно выполнить роль инструмента развитием школы.

Во избежание ошибок в составлении программы, необходимо провести экспертизу программы развития (Приложение 2). По сути, данная работа еще раз помогает проверить структурные составляющие важнейшего стратегического документа, определяющего деятельность О

  1. Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольного образовательного учреждения

В каждом дошкольном учреждении должен быть документ, который определяет стратегию развития конкретного учреждения с учётом его специфики. Таким документом является программа развития ДОУ. Программа развития дошкольного учреждения наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Программа развития ДОУ – это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса, направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ.        Программа развития является нормативным документом при переходе ДОУ к новому виду, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития. Программа развития является своего рода точкой отсчета, началом содержательного перехода в активный режим поиска, промежуточный на пути от режима функционирования к режиму развития.

Поэтому её нужно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

  • исходное состояние дошкольного образовательного учреждения;
  • образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы
  • концепция ДОУ);
  • последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему – качественно новому состоянию.

Вопрос определения актуальных проблем и перспектив развития ДОУ становится наиболее важным, поэтому для написания программы развития необходимо ответить на ключевые вопросы:

  • Что мы хотим получить в результате? (новый образ ДОУ)
  • Насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворяют детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых, высоких показателей?
  • К какому конкретному сроку, возможно, достигнуть результата?
  • Какие действия для этого нужно осуществить?
  • Кто должен осуществлять запланированные действия?
  • Когда будут осуществляться действия?

Основные требования к программе развития: смоделировать действительно жизнеспособный проект, который будет отвечать принципам:

  • Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.
  • Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).
  • Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).
  • Реалистичность свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.
  • Целостность – свойство программы, обеспечивающее согласованность связи между действиями
  • Чувствительность к сбоям: свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада.

Программу развития можно разрабатывать по разным технологиям, но рекомендовано включать следующие структурные компоненты:

  • Титульный лист (приложение)
  • Паспорт Программы
  • Информация о ДОУ
  • Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса
  • Концепция будущего учреждения и разработка стратегии развития ДОУ (совокупность мер по обновлению ДОУ в результате развития инновационных процессов);
  • Разработка мероприятий реализации программы /план действий/ (на мероприятия может отводиться разный промежуток времени).
  1. Паспорт Программы/таблица/
  2. Информационная справка

Информационная справка включает информацию о деятельности образовательного учреждения за последние годы /указываются даты лицензирования, аккредитации образовательного учреждения. В информационной справке используются таблицы! (Выполнено…; получены результаты…). Укомплектованность кадрами (возрастная, квалификационная). Материально-техническая оснащенность образовательного процесса (помещения, кабинеты, наличие компьютеров, и т.д.). Динамика воспитанников (количество детей…) и т.д.

Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении/пример/

  1. Общие сведения
  • Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес, фактический адрес, телефоны, факс, e-mail, http.www)
  • Заведующая (ФИО)
  • Приоритетное направление в образовательной деятельности
  • Краткая историческая справка
  • Проектная мощность и реальная наполняемость
  • Перечисление помещений и сооружений ДОУ
  1. Учредители
  2. Учредительные документы
  • Устав утвержден
  • Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации: Серия                 Регистрационный №         дата         г.
  • Лицензия: Серия         Регистрационный №         дата         г.
  1. Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп).
  2. Кадровый потенциал ДОУ
  • Общие сведения: Всего сотрудников – …, из них административный состав – … человек, педагогический персонал – … человек, учебно- вспомогательный персонал – … человек, обслуживающий персонал – … человек.
  • Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж) (Приложение 3).

Воспитатели:

Специалисты:

  1. Социальный статус семей:
  • Рабочие
  • Служащие
  • Военнослужащие
  • Безработные
  • Частные предприниматели
  • Опекуны
  • Полные семьи –
  • Неполные семьи –
  • Малообеспеченные семьи –
  • Многодетные семьи (Приложение 4)
  1. Анализ социальной ситуации развития.

3.        Проблемно-ориентированный анализ        (проблемный анализ с обоснованием актуальности, аналитическое обоснование концепции развития).

В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать.

Цель проблемно-ориентированного анализа: выявление и ранжирование проблем, имеющих место в деятельности дошкольного образовательного учреждения по всем линия развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально- нравственное развитие).

Анализ состояния образовательного учреждения в соответствии с тем, каким оно должно быть (ДОУ соответствует или «не соответствует, в чем?).

  1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период, и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.
  2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.
  3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ. Основными блоками анализа выступают:

Материально-техническая обеспеченность. Финансово-хозяйственная деятельность. Содержание образовательной деятельности. Уровень научно- методического обеспечения развивающегося образовательного процесса.

Экспериментальная работа в ДОУ, результативность инновационной деятельности. Кадровое обеспечение. Уровень профессиональной компетенции педагогов. Повышение квалификации кадров. Включенность семьи в ДОУ, преемственность. Качество образования. Система управления.

При анализе исходной ситуации было выявлено…

Анализ социально-психологического статуса семей показал… Анализ состояния здоровья воспитанников показывает…

Эти данные говорят о необходимости….

В самостоятельную проблему выделяется вопрос …

Завершая анализ, необходимо выделить положительный опыт, нерешенные проблемы по каждому направлению, выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

  1. Концепция развития учреждения (ведущий замысел).

Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов.        Концепция образовательного учреждения по сути своей выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ, к которому вы стремитесь. Концепция – это взгляд на развитие своего образовательного учреждения.

Цель: определение приоритетных направлений развития образовательного учреждения; формулирование системы перспективных и оперативных целей и задач развития по каждому направлению деятельности.

Примерная структура концепции развития:

Концепция развития ДОУ может состоять из двух частей.

  1. Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:
  • структура нового и модернизированного образовательного учреждения;
  • новые или модернизированные программы;
  • новые подходы, способы, схемы, организации образовательного процесса;
  • описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей.
  1. Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:
  • новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления с указанием перечня всех персональных и коллективных органов управления и новых методы управления.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо, прежде всего, определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно- образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных целей.

Так как всю концепцию нового детсада сразу реализовать невозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены направления и задачи действий.

Сформулировать задачу – значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе программы. Например, если направление связано с обновлением содержания образования, то задачей может стать переход на новую программу с такого-то года.

  • План действий по реализации программы.

В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.

План действий – это создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников реализации программы, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение консультативной поддержки реализации программы; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ в единую деятельность по реализации программы.

Цель: разработать сбалансированный план действий, направленный на:

  • решение выявленных проблем,
  • реализацию концептуальных целей и задач функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения.

Важно помнить, что план действий должен стать основой годовых планов работы образовательного учреждения на несколько лет.

План – это пошаговое определение как мы собираемся достигать реализации концепции. Дублируются задачи – план ориентирован на реализацию поставленных задач (под каждую задачу составляется своя подпрограмма или проект по годам). Указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), конкретизируются методы, формы, используемые средства для получения результата, обозначаются исполнители, время. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины). Может оформляться в виде таблицы:

  • Название подпрограммы/реализация поставленных задач/
  • Мероприятия по реализации подпрограммы
  • Примерные сроки выполнения.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально- техническим, финансовым). Должно быть обеспечение нормативно-правовых условий – это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.).

  1. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
  2. Контроль исполнения Программы.

Созданная в соответствии с вышеизложенной пошаговой технологией, программа развития должна помочь перейти дошкольному образовательному учреждению с пути режима функционирования к режиму развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *