Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
МАОУ СОШ№ 15
учитель начальных классов
Принципиальное отличие современного подхода в образовании
- ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ;
- умение применять знания в практической деятельности;
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Важнейшая задача учителя при реализации ФГОС ООО
- освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода;
- пересмотр традиционных подходов в моделировании уроков;
- поддерживание инициативы ученика в нужном направлении;
- обеспечивание приоритета его деятельности по отношению к своей собственной.
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
- Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю.
- При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами.
- Объяснение занимает 20-30% урока;
- закрепление 5-10% урока;
- самостоятельная деятельность.
поиску, обработке, информации;
обобщению способов деятельности;
Основополагающие принципы современного урока
- 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
- 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
- 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
- 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
- 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
- 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
- «открытия» нового знания;
- рефлексии;
- общеметодологической направленности;
- развивающего контроля.
Этапы урока в деятельностном подходе .
Структура урока изучения нового материала
Структура урока «открытия» нового знания
1) Организационный этап.
2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости).
4) Актуализация знаний.
5) Введение новых знаний.
6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
7) Оперирование знаниями в новых ситуациях.
8) Обобщение и систематизация знаний.
9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика:
они становятся партнёрами в образовательном процессе.
Что делает учитель?
Что делают ученики?
Проектирование урока в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Проектирование урока в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
Урок в школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи
которой осуществляется и воспитание, и развитие личности ученика. Введение Федерального
государственного образовательного стандарта существенно повлияло на современный урок,
изменив практически все виды педагогической деятельности учителя, учебной работы учащегося.
В соответствии с ФГОС современный урок — целостная, логически завершенная часть
образовательного пространства, в которой в достаточно жестких временных рамках представлены
все основные элементы образовательного взаимодействия всех участников образовательного
процесса. При этом он остается органическим звеном темы, раздела, курса, цикла, учебно
Что такое «современный» урок? Каковы его основные положения?
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
реализация и контроль;
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же
принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его
организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с
учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции
основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением
урока современного типа
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает
учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся,
определив границы знания и
Учитель сообщает учащимся, какую
работу они должны выполнить, чтобы
Под руководством учителя учащиеся
выполняют ряд практических задач
(чаще применяется фронтальный
метод организации деятельности)
учебные действия по
Учитель осуществляет контроль за
контроль (применяются формы
Учитель в ходе выполнения и по
итогам выполненной работы
учащимися осуществляет коррекцию
затруднения и осуществляют
Учитель осуществляет оценивание
учащихся за работу на уроке
деятельности по её результатам
Учитель выясняет у учащихся, что
Учитель объявляет и комментирует
(чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать
задание из предложенных
учителем с учётом
УРОКИ НОВОГО ТИПА
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно
контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений
в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов
действий понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление
теоретических основ развития содержательнометодических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Рассмотрим структуру уроков изучения нового материала и урока
Урок «открытия» нового
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной
2.Сообщение темы, постановка цели и задач
3.Проверка домашнего задания,
знаний учащихся (по необходимости).
4) этап построения проекта выхода из
6.Воспроизведение знаний и овладение
7.Оперирование знаниями в новых
8.Обобщение и систематизация знаний.
9.Контроль усвоения, обсуждение
10.Определение и разъяснение домашнего
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов
разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы,
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Структура урока систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Структура урока развивающего контроля
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием
Решение задач творческого уровня.
Какие требования предъявляются к современному уроку?
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока дети;
планирование обратной связи.
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с
проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме
деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы
приемов обратной связи).
Список используемой литературы
Как организовать урок на основе системнодеятельностного подхода?
Какие другие технологии можно использовать в уроке?
Каково место планируемых результатов в уроке?
Как сформировать УУД средствами урока?
Какие оценочные технологии можно использовать в уроке?
Основные темы вебинаров:
Дидактика современного урока:
ФГОС как основной нормативный правовой документ современного образования;
-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС.
Общие подходы к проектированию урока:
Требования к уроку в соответствии с ФГОС;
Типология уроков в начальной и основной школе.
Формирование УУД средствами урочной деятельности:
Планируемые результаты урока.
Продуктивные задания на уроке как средство формирования УУД.
Современные педагогические технологии как средство достижения планируемого
Обзор педагогических технологий.
-исследователькая деятельность учащихся в начальной и основной школе.
Технологии формирования умений работать с текстом и информацией.
Оценка достижения планируемых результатов:
Общие подходы к оцениванию.
Рефлексия деятельности учащихся на уроке.
Технологии оценивания в начальной и основной школе.
Обучение предполагает просмотр лекций, самостоятельную работу с учебными
материалами, выполнение практических заданий.
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы
- быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;
- уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Особенности современного урока, каковы они?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
2) Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В основе деятельностного подхода – восточная мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
При проектировании современного урока важно помнить методические принципы его организации.
Методические принципы организации урока
- Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.
- Принцип передачи функции оценивания обучающимся.
Существуют 5 условий реализации деятельностного подхода:
1. Наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели. Процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а создание такой ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения, научиться ими пользоваться. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний. Сущность 2-го условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска». Названное условие тесно связано с первым, оно его как бы продолжает. Возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для ее приобретения.
3. Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания. Процесс усвоения знаний – всегда выполнение обучающимися определенных познавательных действий. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны быть направлены на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действий. Верный способ действия приведет к верному результату.
4. Формирование у школьников умения контролировать и оценивать свои действия как после их завершения, так и по ходу.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученик действует по принципу «я учусь», а не по принципу «меня учат».
Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы.
- урок открытия нового знания;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля .
Цели уроков выделенных типов:
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения
- технология проектной деятельности
- развитие критического мышления
О современном уроке говорят так: это урок, на котором как можно меньше учителя и как можно больше обучающихся.
С переходом на ФГОС изменилась деятельность педагога: произошла переориентация учителя из информатора в консультанта, исследователя, координатора, эксперта, ведущего.
Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Педагоги дают уроки в паре совместно с психологами и логопедами, педагогами других дисциплин. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа. Создание портфолио обучающихся – оптимальный способ организации накопительной оценки.
Изменения коснулись и деятельности обучающихся, которые активно включены в образовательный процесс.Позиция ученика: активность, наличиемотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Обучающиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Значительно расширен ассортимент учебных материалов.
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения, возможность свободно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Сроки адаптации первоклассников снижены до 1 месяца.
Когда ничто не угрожает
Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов, приёмов. Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать УУД – таким образом готовить обучающихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010г.
2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС – Волгоград: Учитель, 2013г.
3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Журнал «Начальная школа плюс До и после» – №9, 2012г.:
– И.А.Кокоткина «Технология построения урока на деятельностной основе как средство развития УУД».
5. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. –Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
1. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
- Современному обществу нужны люди, которые могут:
- • анализировать свои действия;
- • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- • ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
- • быть способными к сотрудничеству;
- • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
- Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация;
- целеполагание;
- осознание недостаточности имеющихся знаний;
- коммуникация;
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия.
- Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
- • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- • вывод делают сами учащиеся;
- • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- • времясбережение и здоровьесбережение;
- • в центре внимания урока — дети;
- • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- • планирование обратной связи;
- • урок должен быть добрым.
Универсальные Учебные Действия – совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- Регулятивные: организация собственной деятельности
- Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией
- Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с людьми
- Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Приёмы, способствующие повышению мотивации:
- иллюстративный материал
- использование ИКТ
- игровые ситуации
- разгадывание грамматических загадок
- инсценирование
- лирическое вступление
- верю-не верю
- кластер
- рефлексивные вопросы
- создание благоприятного
- психологического климата
- Деятельность ученика:
- Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
- Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
- Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
- Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
- Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
- – Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
- – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
- – Все слова смогли проверить? (нет)
- – Почему? (правило не подошло)
- – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
- –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.
- Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
- Учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.
- – Что общего в правописании существительных и прилагательных?
- – Прочитайте правило на стр. 38-39.
- – Какая информация для вас оказалась новой?
- В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.
- Тема: «Имя существительное как часть речи»
- Учащимся предлагается отрывок из стихотворения
- – Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
- – Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее?
- – Назовите часть речи, к которой они относятся.
- В чём необычность этого стихотворения?
- – Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)
- – Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).
- – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы.
- – Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о
- существительном (опорный конспект, таблица и т.д.)
Приёмы создания учебной ситуации
- Предъявить противоречивые теории, факты
- Обнажить житейское представление и представить научный факт
- Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»
Приёмы создания проблемных ситуаций
- 1.Учитель сам ставит проблему
«В жизни всегда есть место подвигам», – говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? - 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
- Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание :
- Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?
- Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсницей обожаемой тетушки.
- Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.
- 3. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
- Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.
- 1)Пролагать, излагать, прилагать, отложить.
- 2)Доложить, выложить, слагать, уложить.
4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
- Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.
- Ситуация «выбор».
- (про)читал (про) город
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
- 1) слова из словарика и не из него;
- 2) слова с приставками и предлогами;
- 3) глаголы и прилагательные
- У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
- Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
- Ситуация «неопределенность».
- Ситуация «неожиданность».
- Сидят на ветке воробьи,
- Болтают про дела свои,
- Вспорхнули с ветки воробьи!
- Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята – объяснить не могут. Задача урока: познакомить с условиями выбора букв е-и в окончаниях существительных.
Приём «актуальность» на уроке русского языка по теме: «Ударение».
- – Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский.
- -Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
- – Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.
- – Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах . Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
Опорный конспект- один из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования
- вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного
- могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения
- часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
- способствует лучшему пониманию и усвоению знаний
- Умение составлять опорный конспект – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
- Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается вспомнить, что им известно об имени существительном из начальной школы и сделать краткие выводы в виде опорного конспекта.
Работа в группах
- раскрепощает ребят
- создает условия психологического комфорта
- учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку
- Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.
Работа в группах
Тема: «Имя существительное как часть речи»
- На этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:
- Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-
- отгадки. Обозначьте окончания.
- А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..
- Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)
- Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические
- признаки. Образец: (из) песчинок – ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п
- 1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.
- 3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся
- не с умом, а с леностью своею.
- Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические
- признаки существительного.
- Например: Меч, ночь, камыш, друг
Работа в группах
Тема: «Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных»
- Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
- – Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
- Для первой группы: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
- Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
- Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
- Для четвёртой группы: «Лишние слова»
- – От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
- – Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
- – А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
- А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?
- -Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить
Работа в группах
Тема: «Буквы з-с на конце приставок»
- Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
- Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
- а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
- б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
- 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
- 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
- 5. Графически обозначьте орфограмму.
- 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
- Водопад.
- Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
- Игровые приёмы:
- «Зоркий глаз»
- «Орфографическая эстафета»
- «Вырасти дерево»
- «Лексическое лото»
- «Собери фразеологизм/пословицу»
- «Составь слово»
- «Мозговой штурм»
- Кроссворды
- Вопросы для рефлексии после самостоятельной работы:
- – Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?
- Что Вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
- Приёмы итоговой рефлексии:
- Четвёртое лишнее
- Незаконченное предложение
- Плюс-минус-интересно
- Светофор
- Перфокарта
- Кластер
- Синквейн
- Эссе
Развитие оценочной самостоятельности – ключевое условие решения многих задач реформы образования.
- Самооценка
- Взаимооценка
- Рецензирование
- Цель – овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
- Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
- Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
- Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
- Переутомляемость, возбудимость при такой нагрузке как у учителя, так и у ребенка.
- Недостаточно разработана система оценивания.
- Увеличение документации.
- “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”
- Б. Шоу
Технология проектирования современного урока в соответствии ФГОС
Технология проектирования современного урока в соответствии ФГОС.
С. Ф. Глущеня
ОУ СОШ №35, Тверь
В статье говорится о важных вопросах при проектировании современного урока в
соответствии с ФГОС, описывается система построения урока, дидактические принципы,
типы и структура урока, компетентности учителя и планируемые результаты.
Ключевые слова: системнодеятельностный подход, технологическая карта,
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чегонибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
Каков урок сейчас, в рамках системнодеятельностного подхода? Как построить урок,
который будет отвечать новым требованиям? Как провести урок, который формирует не
только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы будут
эффективными? От каких форм работы лучше отказаться? Какие задания учебника лучше
изменить, преобразовать? Существует ли универсальная технологическая карта урока?
Сегодня перед учителем стоит столько важных вопросов при планировании урока. Как же
Процесс подготовки урока опирается на:
Зону ближайшего развития;
На первый план выдвигаются учебные задачи для освоения общих способов
Формирование личности, способной к самостоятельной творческой деятельности;
Развитие теоретического мышления и теоретического способа познания.
Основной формой организации обучения является урок, значит нужно знать систему
построения урока. При планировании урока необходимо учесть систему дидактических
– Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а «добывает» их сам.
Понимает содержание и форму своей учебной деятельности, совершенствует её, что ведет
к формированию деятельностных способностей, общеучебных умений.
– Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения
на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических
особенностей развития детей.
– Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного
представления о мире.
– Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения
содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной
ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
– Принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы для реализации идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
– Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к систематическому
перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
– Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
При построении урока необходимо учитывать тип урока. Именно он определяе
формирование учебного действия в структуре учебной деятельности.
1.Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в нее новых
2.Урок применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных
затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта
выхода из затруднения и т. д.)
Образовательная цель: коррекция и тренинг понятий, алгоритмов и т. д.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно
4.Урок проверки, оценки и коррекции достигнутых результатов (урок развивающего
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Для построения урока важно понять, какой должна быть структура любого типа урока.
I.Самоопределение к учебной деятельности.
Этот этап предполагает ввод учащегося в учебную деятельность на уроке на основе
мотивирования к учебной деятельности, а именно:
Требования со стороны учебной деятельности актуализируются («надо»);
Внутренняя потребность включения в учебную деятельность («хочу»);
Устанавливаются тематические рамки («могу»)
II.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
На этом этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному
выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального
Актуализация изученных способов действия, необходимых для построения нового
знания, их обобщение и знаковая фиксация;
Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов;
Мотивация к пробному учебному действию («надо» «могу» «хочу») и его
Фиксацию индивидуальных затруднений при выполнении пробного учебного
действия или его обоснование.
III.Выявление причин затруднения.
Для того, чтобы выяснить причины затруднения учащиеся должны:
Восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения
Соотнести свои действия с алгоритмом и на этой основе выяснить причину
затруднения (те знания, которых недостает).
IV.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе нужно обсудить с учащимися в коммуникативной форме проект будущих
учебных действий: поставить цель, согласовать тему урока, выбирают способ, строят план
достижения цели, определяют алгоритмы и модели. Этим процессом руководит учитель: на
первых порах – подводящий диалог, затем – побуждающий диалог, затем –
V.Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются
различные варианты, выбирается самый оптимальный из предложенных и фиксируется
(вербально и знаково).
На этом этапе в коммуникативной форме решаются типовые задания на новый способ
действия с проговариванием алгоритма решения вслух.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.
На этом этапе лучше использовать индивидуальную форму работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задание, самопроверку, сравнивая с шаблоном. В завершение
необходимо провести рефлексию (мотивация успеха дает возможность дальнейшей
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг
(происходит автоматизация умственных действий и подготовка к введению новых норм в
более трудных заданиях).
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности, соотносится цель и результаты, намечаются
дальнейшие цели деятельности.
Учителю необходимо подобрать формы, методы работы, содержание, способы
деятельности учащихся, т. е. четко спланировать содержание педагогического
взаимодействия (деятельность учителя и ученика). Деятельность ученика должна быть
представлена 3 составляющими: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Педагогу важно достигнуть планируемых результатов. ФГОС выделяет 3 группы
планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты обучения – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности.
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт получения нового знания, его преобразования и применение
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные
Регулятивные учебные действия – это умение самостоятельно формулировать задание
(определять цель, планировать алгоритм выполнения, проводить коррекцию и
самостоятельно оценивать), при выполнении задания использовать различные средства
(использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы), самостоятельно
определять критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные учебные действия – это умение участвовать в диалоге, слушать и
понимать других, высказывать свою точку зрения на события, оформлять свои мысли в
устной и письменной речи, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное,
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы, отстаивать свою
точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению,
договариваться друг с другом.
Познавательные учебные действия – умение ориентироваться в учебной литературе,
проводить отбор необходимых источников информации, извлекать информацию,
представленную в разных формах (таблицы, схемы, модели), умение представить свою
информацию, используя ИКТ (в виде таблиц, графиков), проводить анализ, сравнение
явлений и фактов.
Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи учителя». Как учить так, чтобы провоцировать
у детей собственные вопросы «Как мне этому научиться?» Отметим, что роль
«управляющей руки» на уроке отводится учителю. Только от профессионального
мастерства педагога зависит успех учащихся на уроке. Значит педагог должен владеть
Трансляция своего опыта;
Управление системой «учитель – ученик»;
Именно эти компетентности педагога раскрываются в ходе проектирования урока.
Оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая
карта, которая дает возможность отразить деятельность ученика и учителя на уроке.
Технологическая карта – сценарий урока, основа его проектирования, средство
представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это план проведения урока
с возможной корректировкой (вариативность урока).
Все вышесказанное можно представить в таблице.
Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс
деятельностным, креативным – прямая обязанность учителя.
Предметметодологическая Психологопедагогическая Коммуникативная
Исследовательская Валеологическая Система «учительученик»
Личностные Предметные Метапредметные
Содержание педагогического взаимодействия
Самоопределение к
Повторение ранее
Актуализация и
затруднения в пробном
Проблемное изложение
Выявление причин
затруднения, построение
проекта выхода из
Первичное закрепление
Урок обобщения и
проекта, первичное
закрепление во внешней
Самостоятельная работа
с самопроверкой по
Включение в систему
Рефлексия учебной
ЗБР (зона ближайшего
1. Дубровина И. В., Данилова Е. Е, Прихожан А. М. Психология. М.: Академия, 2003
2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачёва И. Н., Шилкунова З. И. Урок в
3. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход к обучению в начальной
школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые
4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана
5. Шумейко О. Н. Реализация системнодеятельностного подхода в процессе обучения
научн. конф. (г. Самара, март, 2016г.), Самара: Асгард. 2016. – с. 18
ГЛУЩЕНЯ Светлана Фёдоровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №35, г. Тверь;