Проектно-исследовательская работа «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»

Воспитательный потенциал на уроках литературы:

из опыта работы учителя-практика

Леуш Богдан Владимирович, учитель русского языка и литературы, МКОУ Богучанской школы №1 им.К.И. Безруких, с. Богучаны

Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы.

В статье автор пытается возможности уроков литературы для реализации воспитательного потенциала

воспитание, анализ художественного произведения, восприятие

Образование сегодня становится непрерывным, нелинейным, открытым, это требует от современного обучающегося готовности учиться на протяжении всей жизни. Уже случившиеся и все происходящие перемены в российском образовании приводят к переоценке функций системы образования; одна из них, воспитательная, понимается как важнейшая задача общества и школы.

Воспитание – одна из главных составляющих образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостное развитие личности школьника.

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом его этапе в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

Уроки литературы должны строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий.

Четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными

на то, на то, на то, на то, на то,

На уроках литературы можно использовать формы и методы обучения, которые несут практическую направленность, чтобы с их помощью ученики могли понять проблему, чтобы возник диалог обучающегося с писателем; диалог, который помогает развивать самооценку, личностную позицию. Это и приёмы «мозгового »штурма, и проецирование моральных и нравственных идей на собственную жизнь, и использование нестандартных уроков (уроки-дискуссии, квесты).

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Ни для кого не секрет, что популяция бездомных животных растет с каждым годом. Так при изучении в 5 классе рассказа Э. Сетона-Томпсона «Чинк» поднимается проблема взаимоотношения человека и животных. Люди, вследствие собственной неграмотности приобретают животных, за которыми, нужен особый уход, особый режим, время для общения и др., к которому владельцы животных не готовы. Обучающимися был создан социальный видеоролик.

Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный отклик в душах ребят.

Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Интересно и познавательно прошел урок в 5 классе по теме «Стихотворение М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Выставка иллюстраций, книг «Мятежный парус вдохновенья», посвященная творчеству поэта, позволила охарактеризовать М.Ю. Лермонтова (человек, который ищет постоянно себя, беспокойный, грустный, серьезный, одинокий).

На уроке идет тесная связь с предметом изобразительного искусства, ведь русский поэт обладал не только поэтическим даром – чрезвычайно богато его художественное наследие.

Поисково-исследовательская работа занимает значительное время на уроке. Поиски «ключевого» слова, словесного описания вызывает у обучающихся интерес к произведению, стимул к внимательному чтению.

а уточнение понимания значения слов «дары» и «лукавый, а также на обогащение пассивного словаря словами «Казбек», «Терек», «валун», «Дарьяльское ущелье» была направлена организованная в группах словарная работа с привлечением Толкового словаря С.И. Ожегова. Её усиливал приём показа изображений географических объектов на физической карте России (иллюстрация на слайде презентации)

При организации чтения стихотворения использовался приём «Чтение с остановками» с обсуждением прочитанного после каждой смысловой части стихотворения.

В процессе работы, предполагавшей поисковое и выборочное чтение, обучающиеся выявили меняющийся характер реки Терек (непокорная, очень опасная,шумная, неуправляемая, в другой строфе – спокойная и ласковая)и составили кластер.

Далее происходило выяснение того, с какой интонацией надо читать стихотворение и почему, что позволило стимулировать интерпретационную деятельность обучающихся.

Для усвоения образа Терек им было предложено составить синквейн:

Водный поток между скалами

На уроке, посвященному творчеству И.А. Крылова в 6 классе была применены элементы театрализации басен «Ворона и Лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей», что придало уроку праздничную атмосферу начинающегося спектакля, запустило процесс сопереживания, соучастия в разворачивающемся действе.

Большими воспитательными возможностями обладают и тексты типовых заданий по подготовке к ОГЭ. Например,

Как вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь?».

Подбираем синонимы и антонимы, составляем кластер (на доске и в тетрадях).

благородство, верность слову, порядочность, достоинство

подлость, лживость, обман и предательство

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Высказывания великих людей:

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену»

Бошен Эдмон Пьер.

Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.

Включаясь в процесс сопереживания героям, испытывая к ним симпатию. И, сталкиваясь с такими сторонами человеческой жизни, как предательство, обман, переживая горе героев, как свое собственное, страдая вместе с ними, понимая их отчаяние, они приобретают эмоциональный опыт, который становится платформой для познания себя, готовности открыться перед другими, способности к выражению собственных чувств и первыми шагами на пути их осмысления.

Несмотря на богатство приемов, которые можно использовать на уроке, личность учителя играет первостепенную роль. Он становится для ученика наставником, другом, соучастником жизненных событий. Ведь личность воспитывается личностью.

Бабанский Ю.К. Педагогика/ Под редакцией Ю.К. Бабанского –   М.:Просвещение , 1983. – 456с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 2005. – 671 с.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1995. – 620 с.

Зиновьева Т.И. «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» учебник и практикум для академического бакалавриата/ Т.И. Зиновева – М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2017. – 468 с.

6. Светловская Н.Н. «Наука становления личности средствами чтения-общения»/ Н.Н. Светловская – М.: Издательство «Экон-Информ», 2011.– 213с.

Современные
методики обучения русскому языку и литературе в контексте ФГОС

Мы живем в «информационном» обществе. Деятельность выпускника во многом
зависит от умения эффективно использовать имеющуюся информацию, а зачастую
проблема как раз состоит в том, что он берет либо много информации, либо ее не
хватает.

На
современном этапе развития российского общества требования, предъявляемые к
выпускникам образовательных учреждений, довольно высоки. Это относится не
только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к
профессионально-значимым качествам личности: развивающемуся обществу нужны
современно образованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные, динамичные, а самое главное – умеющие ориентироваться в большом потоке
информации и способные адаптироваться в любом обществе. Фундамент для развития
данных навыков закладывается еще в школе, и именно поэтому система образования
сегодня меняет свои приоритеты и модернизируется.

В условиях перехода на ФГОС второго поколения возникает
необходимость трансформации традиционного обучения, направленного на накопление
знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Поэтому данные
изменения столь актуальны.

Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования ориентирует современную
школу на достижение качественно иных результатов, позволяющих человеку успешно
социализироваться в обществе, используя знания, умения и навыки, полученные в
ходе обучения и воспитания. Задача учителя — не только дать
детям образование в виде системы знаний — умений — навыков, а постоянно
развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать
личность, научить его самостоятельно решать проблемы в незнакомой ситуации. В контексте перехода на ФГОС второго поколения главной задачей
становится необходимость усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от
жизни знаний, а наоборот – неотъемлемая часть подготовки к жизни, ее узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Таким
образом, задача учителя — не только дать детям образование в
виде системы знаний — умений — навыков, а постоянно развивать познавательные и
творческие возможности учеников, воспитывать личность, научить его
самостоятельно решать проблемы в незнакомой ситуации.

Основным средством обучения на уроке русского языка и литературы в
условиях реализации ФГОС по-прежнему остаётся учебник. Но, как большинство из
нас, обучающихся
привлекает все новое, необычное. Оно и пробуждения интерес к информации, к изучаемой
теме, к самостоятельной работе. Наряду с
современными УМК важнейшими средствами обучения при реализации требований ФГОС становятся
электронные (цифровые) образовательные ресурсы. Учебные
материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, и
называются электронными образовательными ресурсами (ЭОР).

Использование на уроке электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
способствует реализации деятельностного подхода к обучению, расширяет
информационное поле урока, помогает учителю выстраивать образовательное
пространство с учётом требований ФГОС. Также, необходимо отметить, что работа с
ЭОР позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся. Так,
использование ЭОР может быть результативным при обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья, с учащимися, испытывающими трудности в освоении
программы учебного предмета, а также в работе с одарёнными детьми.

ЭОР
на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность
обучающихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц, презентаций экономит время, более эстетично оформляет
материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных
занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.

Использование ЭОР на
уроках русского языка позволяет использовать разнообразный
иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами
обучающиеся в Интернете и на дисках. Таким образом, урок становится ярким,
образным. Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя,
но и помогает обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Часто на уроках учащиеся
используют презентации как при объяснении нового материала, так и при
закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно
вставить всё из перечисленного: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку
на другой ЭОР. Но это может быть и более объемная и работа, на выполнение
которой уйдет несколько месяцев. Это проектная работа– педагогическая
технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем
самообразования. Метод проектов дает простор для творческой инициативы
обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает
положительную мотивацию ребенка к учебе. Работа над учебным проектом включает
несколько этапов: предварительный выбор учеником темы с учетом рекомендаций учителя;
составление плана, изучение школьником литературы по данной теме и сбор
материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и
собственные выводы по теме; защита, которая предполагает устное выступление
ученика, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме
работы. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать
знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик
получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,
научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и
заключения, то в будущем ему легче будет адаптироваться в жизни.

При этом следует обратить
внимание, что проектная деятельность на уроках русского языка должна освободиться
от формализма и излишней показательности. Она должна быть нацелена на развитие
личности, формирование у школьников творчества. Ответ на поставленные проблемы
организуется в форме коллективного поиска, суждения, дискуссии, организуемых и
инициируемых учителем. Нельзя ограничивать процесс творчества шаблонами, но
созданная работа, в любом случае, должна опираться на научность источника
информации.

Таким образом, помощь в
работе с текстом, с художественным словом, в развитии мышления и воображения,
помощь в формировании прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, обогащении словарного запаса обучающихся оказывают электронные
образовательные ресурсы.целесообразно
учитывать в практике преподавания выделенные особенности в условиях перехода на
ФГОС второго поколения, что позволит совершенствовать процесс получения знаний
в целом.

Ткачева В.П.
Инновационные подходы в методике обучения русскому языку в условиях перехода на
ФГОС второго поколения // Альманах мировой науки. – 2016. №1-3. С.55.

Бушуева Л.Ю.
Методики обучения русскому языку в контексте ФГОС // Языковая толерантность как
фактор эффективности языковой политики. Материалы Международной научно-практической
конференции.- 2015. С.42.

Кирилина Л.И. Современные
технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования
в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя. //
Современные наукоемкие технологии. – 2005. №6

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на
урок русского языка» http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский
язык» http://www.gramota.ru

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского
общеобразовательного портала http://language.edu.ru

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

Искусство слова: авторская методика преподавания
русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Кабинет русского языка и литературы Института
содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка
и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

Мир слова русского http://www.rusword.org

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная
система http://www.ruscorpora.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии
русского языка http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Российское общество преподавателей русского языка и
литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

Рукописные памятники Древней Руси    http://www.lrc-lib.ru

Русская грамматика: академическая грамматика Института
русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи,
шрифты http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников
по русскому языку http://www.svetozar.ru

Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

Центр развития русского языка

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок
литературы» http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы»
Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной
детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского
языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru

Древнерусская литература http://pisatel.org/old/

Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии:
иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

В работе рассмотрены психолого-педагогические аспекты организации современного урока русского языка в условиях введения ФГОС.

Ключевые слова:

урок, образовательный стандарт, русский язык, ФГОС, электронные образовательные ресурсы.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежат системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые требуют модернизированного взгляда на структуру образовательного процесса. Основное направление деятельности в рамках вышеупомянутых подходов предполагает развитие активной учебно-познавательной активности обучающихся, а также самостоятельный поиск и постановку учебных целей.

В законе «Об образовании» стандарт — это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.

Планируемые результаты согласно ФГОС: предметные, личностные, метапредметные. Основная идея инновационного образования — учить не мыслям, а мыслить. В документах по ФГОС говорится, что овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Системно-деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности, что реализуется в практике преподавания русского языка и литературы.

Предмет «Русский язык» в школьной программе занимает особое место, так как его задачи: научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление учащегося. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы.

В зависимости от роли учеников в образовательном процессе их можно разделить на репродуктивные (пассивные) и активные.

Современные цифровые технологии становятся неотъемлемой частью эффективного функционирования многих сфер общества, в том числе образовательного процесса как в школе, так и в вузе. Опыт дистанционного обучения показал эффективность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Быстрый темп развития информационно-коммуникационных технологий дает возможность быть участником образовательного процесса независимо от географического местоположения. В связи с этим традиционные педагогические технологии подвергаются цифровой модернизации, идет активный процесс внедрения цифровых инструментов, обеспечивающих новый формат взаимодействия педагога и обучающихся в виртуальном пространстве.

Модернизация образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, предполагает изменение требований к набору компетенций современного специалиста, который должен быть готов решать следующие профессиональные задачи, связанные с цифровизацией образования:

– умение ориентироваться в большом объёме информации, размещенной в локальных и глобальных сетях, и систематизировать данные в соответствии с учебной задачей;

– умение использовать компьютерную технику в соответствии с целями обучения;

– умение работать с операционной системой Windows и облачными сервисами для просмотра и хранения информации (Google Диск, Яндекс Диск, Облако Mail.ru) в рамках работы над учебной задачей;

– умение использовать офисные приложения для достижения образовательных результатов (Microsoft Office Microsoft Word, Microsoft Exel, Microsoft PowerPoint и др.);

– умение выполнять образовательные задачи в режиме «онлайн» с применением информационно-коммуникационных технологий, различных цифровых инструментов и с учетом основных требований информационной безопасности (ZOOM, Jitsi).

Переход на обучение по новым стандартам влечет за собой изменение целей и подходов к обучению, требований к умениям, формируемым в процессе обучения на различных ступенях образования. На первый план выходят гибкость, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение адаптироваться в любом обществе, в любой ситуации общения.

Одной из технологий, развивающих высоко востребованные в современном обществе компетенции, является проектная технология. Использование данной технологии активизирует мыслительную и практическую деятельность обучающихся в процессе овладения учебным материалом, повышает уровень самостоятельности и инициативности при выполнении учебных задач, способствует формированию умения применять полученные знания на практике, развивает творческие способности обучающихся, формирует умения работать в группе.

Специфика преподавания русского языка и литературы как школьных предметов и вузовских дисциплин предполагает появление нового вида компетенций специалистов.

Формирование данной компетенции и в очном, и в дистанционном форматах обучения вплотную связано с уровнем владения приемами и принципами цифровой грамотности студентов и школьников. Опыт дистанционного обучения дает право назвать использование различных цифровых ресурсов в процессе обучения эффективным, востребованным на современном этапе развития.

Реализация проектной технологии дает возможность использовать различные интерактивные инструменты в зависимости от этапа совместной деятельности педагога и обучающихся по достижению результатов проекта. Эти инструменты широко используются в ходе работы над проектами различных предметных циклов и могут применяться как самостоятельная технология на уроках русского языка и литературы в школе и в рамках преподавания методических дисциплин в вузе.

– Представьте, что вы попали в город N. Создайте интерактивный буклет «достопримечательностей» для гостей города, используя в качестве инструмента онлайн-доску;

– «Путешествие во времени». Представьте, что прошло 10 лет. Составьте электронное резюме, продумайте, какую информацию необходимо отразить о себе и какие цифровые инструменты лучше использовать (русский язык, тема «Составление резюме», Деловая игра «Я ищу работу!»).

Реализация вышеназванного приема при изучении русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, позволяет педагогу и классу работать с дополнительными материалами по изучаемой теме, формирует навыки работы с использованием современных цифровых инструментов.

Коллективная деятельность по созданию продукта проекта может быть организована и в очном, и в дистанционном режиме, а также возможно совмещение предложенных форм взаимодействия, что позволяет обучающимся сотрудничать в деловой обстановке под руководством педагога и в более свободной форме при работе группы в режиме видеоконференции.

Следует отметить, что второй вариант работы более предпочтителен для обучающихся среднего и старшего звена, где задача педагога сводится к консультированию групп и контролю за выполнением дорожной карты проекта.

Создание инфографики-статистики будет уместным при составлении «Портрета слова» в рамках изучения русского языка.

Инфографика «Портрет слова» сможет наглядно продемонстрировать масштаб и область использования лексической единицы с учетом различных источников информации. Возможные варианты формулировок по созданию графических объектов в рамках изучения русского языка:

С учетом развития цифровизации технология проекта стала весьма востребованной в современной педагогике.

Проектная деятельность — это надежный инструмент, который открывает новые возможности для обучающихся различных ступеней образования. Использование современных цифровых инструментов при реализации проектной деятельности создает такие условия для обучения, которые максимально комфортны для всех участников образовательного процесса.

  • Когай Е. А. Семья в провинциальном регионе и вызовы модернизации // В мире научных открытий. 2013. № 11–6 (47). С. 74–79.
  • Ромах О. В. Культурологическое образование в процессах глобализации // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69–72.
  • Ромах О. В. От научного редактора // Аналитика культурологии. 2005. № 1 (3). С. 5–6.
  • Смирнова Л. Е. Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников / Л. Е. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 7. — С. 254–257.
  • Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 287 с.
  • Тарасов А. Н. Авангард как общекультурное явление в динамике европейской духовной жизни: философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2019. № 7 (63). С. 86–91.
  • Тупицына Е. Ю. Кинематографические интерпертации творчества В. М. Шукшина на уроках литературы // Педагог XXI столетия: сборник материалов IV студенческой научно-практич. конф., 20 февраля 2019 г. / отв. ред. Е. В. Гетманская; редколл.: Н. А. Миронова, Н. А. Попова, Е. Ю. Тупицына. М.: Буки Веди. 2019. С. 127–131.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, образовательный процесс, проектная деятельность, умение, обучающийся, проектная технология, процесс обучения, дистанционное обучение, современный урок, учебная задача.

«Урок русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС в
основной школе»

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие
требования – это высокое качество образования, коммуникабельность,
целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в
большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка
к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня
меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный
государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок
остаётся   главной формой организации учебного процесса. И
для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен
стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС
и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых
образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный
подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке
заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения
и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности
открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими
героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть
осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю,
как я это сделал.

Сформированность качественно новых образовательных результатов
возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную
учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает
непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что
реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает
готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как
раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей,
рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия,
поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей
необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный
принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход
предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что
за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В
образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное
развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение
на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и
невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на
теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.,
Эльконина, П.Я. Гальперина.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном
подходе

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к
ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное
действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и
адресовать вопросы.

Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и
самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной
деятельности у обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала
всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого
ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель
– ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

1. Целеполагание (реализация деятельностного способа
целеполагания)

1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога
и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.

1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая
цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)

1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её
соотношения с результатом.

1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому
этапу.

2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся
готовности к саморазвитию.

2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их
включённости в этот процесс.

2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и
обеспечение результативности урока для развития обучающихся.

2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и
оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.

2.4. Организация и реализация на уроке различных видов
деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование,
моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование,
обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение
аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)

2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование
(выбор) домашнего задания.

3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды
развития обучающихся.

3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как
системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного
материала по сложности и объёму.

3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок –
мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя
форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный,
развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации
деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная,
коллективная и др.)

3.4. Целесообразность использования технического,
дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной
деятельности обучающихся.

4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной
деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные
действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач,
направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической
безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Новым смыслом урока является   решение проблем самими
школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную
деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно
рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше
самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают
умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с
текстом.

Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и
литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради.

Методический аппарат учебника позволяет реализовать
деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно
ориентированный подходы к изучению литературы, предполагающие развитие личности
учащегося, его коммуникативных и творческих способностей.

Все задания рабочей тетради развивают мыслительные,
аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует
доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают
проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии
во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из
них совпадает с авторской. Методический аппарат серьезно продуман, связан с
задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию
устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию
обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого
уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению
произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Тетрадь помогает
осуществлять связь с живописью, кино, мультипликацией. Так, например, задание,
связанное с подготовкой сочинения “Путешествие на поле славы”, используя
панораму Ф.А.Рубо “Бородинская битва” и стихотворение М.Ю.Лермонтова
“Бородино”, тетрадь значительно облегчает подготовку, т.к. предлагается план
работы и некоторые рабочие материалы.

к организации читательской
грамотности на уроках русского языка в 5 классе осуществляется на основе работы
с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская
грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами
(таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных
читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц
текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет,
шрифт).

Именно поэтому для современного этапа развития методики
преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на
основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

УМК по русскому языку позволяет решать задачи
по развитию читательской грамотности:

– понимать коммуникативную цель чтения текста;

– фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,
полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

– определять основную мысль текста;

– дифференцировать главную и второстепенную, известную и
неизвестную информацию;

– выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления
или аргументирующую выдвинутый тезис;

– комментировать и оценивать информацию текста.

Современный урок отличается использованием и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог,
видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и
т.д.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность
учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую
направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с
возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо
создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний
в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для
себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно
приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.

должен формировать
универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной
мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность
ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и
учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них
адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют
занимательность изложения, необычная форма преподавания материала,
эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и
порицания.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных
действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к
другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная
работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы
ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью
учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как
свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в
котором существует особый вид урока – урок-исследование. Одним из
возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования
является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст,
так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного.
При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические
выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда
таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее
в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению
знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные
конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для
учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким
образом, умение составлять опорный конспект – одно из важных общеучебных
умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном
преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ,
так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях
учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного
исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой
деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы
таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно
приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

на уроке способствует
применение  современных педагогических технологий:
 технология критического мышления, проектная деятельность,
исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и
индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал
технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному
представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель
вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного
содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится
личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания.
А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые
образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе
современного урока, так как  урок развивающий – направлен
на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным
участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является
организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я
использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе;
синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное
высказывание, смайлики.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы
имеет ряд преимуществ:

– учащиеся систематически получают навыки общения,
сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в
привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в
микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического
комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы,
слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои
действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию,
увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за
свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для
работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно
работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы,
конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои
высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных
умений.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым
подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с
помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая
разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или
предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми
требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации
как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить
учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

– предъявить противоречивые факты, теории;

– обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

– использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график
или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному
правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста
ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с
использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную
деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в
нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к
своей собственной.

– главное средство
достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами,
заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем”
образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и
вносить в нее коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые
ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию
учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость
перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя,
обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и
есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации
учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много
зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной
подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен,
начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые
сроки.

в
большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным
носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача
учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и
взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся
возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести
ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой
системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности
целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *