Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образованиястатья

Основные компетенции педагога дополнительного образования. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования.

Ключевые компетенции и дополнительное образование

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования.

Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы,

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное

Определим различие между понятиями «компетенция» и «компетентность».

(от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

– это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это- то каким образом, компетенция проявляется в деятельности.

Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской:

. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной , включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

. Навыки деятельности по отношению к информации в  и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в  фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или

. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области . В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение  организации свободного времени Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых  , формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, рассматривая ключевые компетенции, можно отметить, что в совокупности их значений лежит представление о гуманистическом типе личности, которая должна стать проводником ценностей и убеждений, освоенных ею в современной образовательной среде.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах.

Можно утверждать, что для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения соответственно будут разными.

Современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО

Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования

– качество действий учителя,

Эффективное конструирование прямой и связи с другим человеком;

Установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе;

Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их  для достижения определенных социально значимых целей;

Умение убеждать, аргументировать свою позицию;

Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1. эффективное конструирование прямой и связи с другим человеком

Под восприятием человека человеком мы имеем ввиду получение субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как, каким он воспринят. связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от собеседника, своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи

2. установление контакта с учащимися

Если всех, кто в группе или классе, на листке бумаги кружочками и провести стрелки, обозначающие взаимные связи и влияния, то одни кружочки будут связаны десятками стрелок, в другие упрутся только одна-две стрелы.

Учитель, объясняя урок, устанавливает связи между собой и классом, прямые и . Прямая связь – влияние учителя на класс. – влияние класса на учителя. Учитель не в пустоту рассказывает, он следит за тем, как слушает и понимает его класс, и в зависимости от этого вольно или невольно меняет свой рассказ – говорит быстрее или медленнее, тише или громче и, главное, проще или сложнее, короче или подробнее.

Но и каждый из учеников влияет на работу учителя! Учитель управляет всем делом учения в классе, но ведь и дети тоже мешают или помогают учению. Стоит появиться в классе двум-трем сильным ученикам, как учителя начинает по-другому готовиться к уроку, по-другому и : ему есть перед кем стараться. Если же учитель видит перед собой равнодушную массу людей, то будь он хоть семи пядей во лбу, он не сможет рассказывать ярко и увлеченно.

2.1. установление контакта с родителями (лицами, их замещающими)

, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи . Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения , он либо постарается перейти в “контрнаступления”, защищая своего сына или дочь, либо “закроется”, смиренно соглашаясь со всем, что скажет , но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит “головомойку” своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое : после подобной “воспитательной” беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство , можно использовать “принцип сэндвича”: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на “хорошей ноте”. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит “диагноза”. А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как “Давайте подумаем, как можно заинтересовать

, в общении с родителем, должен использовать технику “Я – высказывания” – способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

3. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия, учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

укоренилось утверждение «У творчески работающего – творчески развитые ученики».

своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств ; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание ; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского ; знание детьми творческих способностей и склонностей своего

4. умение убеждать, аргументировать свою позицию

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что необходимо убедить человека в том или ином аспекте. Есть различные способы : манипуляция, приведение доводов, аргументация своей позиции. Аргументация часто используется в профессиональных навыках. Её мы используем, чтобы отстоять свою позицию, показать , направить человека в нужное русло. Мы из тех людей, которые принимают решения, и часто выдвигаем наши мысли на обсуждение или пытаемся аргументировать свою позицию.

умение слушать! Именно услышать нашего собеседника является частью успешных переговоров и постановки своей позиции. Нам нужно понять, что хочет от нас , чтобы правильно и корректно поставить свою позицию и свои взгляды. Порой, не услышав доводов, мы делаем скоропостижные выводы.

5. владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения , формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко  проявляется на лекциях.

Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.

Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка , и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.

И в завершении доклада о и я предлагаю один из видов оценки . Если посмотреть глазами детей то выделяются такие Критерии оценки

1. Профессиональное мастерство

3. Чувство юмора

4. Организаторские способности

5. Творческие способности

6. Выразительность речи

9. Уважение к ученикам

10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык

11. Доверие к ученикам

16. Не обзывать учеников

МОУДОД Центр детского

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогической компетенции педагога.

Педагог дополнительного образования осуществляет организацию внешкольного времени воспитанников, содействует развитию способностей и раскрытию талантов школьников, а также включает их в художественную, техническую, спортивную и другие виды  деятельности.

Педагог дополнительного образования является активным носителем содержания образования, который способен адаптировать его применительно к определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся.  Следовательно, деятельность педагога дополнительного образования нацелена, в самом общем плане, на обучение, воспитание и всестороннее развитие подрастающего поколения. Ориентация на творчество требует от них глубоких профессиональных знаний, высокого мастерства, и компетентности.

Труд педагога учреждения дополнительного образования представляет органическое единство педагогического и профильно-технологического компонентов. Первый компонент предполагает овладение ситуацией творческого становления личности воспитанника, а второй, который зачастую не имеет прямого аналога не только в деятельности учителя школы, но и в других видах профессиональной деятельности (туристические кружки и т.д.), – направлен на развитие операционально-технической сферы  личности.  Иначе говоря, основу данного единства составляет решение педагогических проблем, а средством обучения и воспитания выступает профильно-технологический компонент. Это составляет особенность деятельности педагога учреждения дополнительного образования.

Одним из наиболее важных факторов, оказывающих  влияние на развитие личности воспитанников в дополнительном образовании, является профессионализм педагога.  В научной литературе профессионализм характеризуется как:

-владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков);

– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (А. К. Маркова);

– владение признанными в научном сообществе, закрепленными в культуре апробированными методами, приемами, процедурами, способами и техниками деятельности (А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева);

– степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое — с другой (Д. Шувалова, О. Шиняева);

– единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим для данного кружка, способность предложить увлекательную программу деятельности, соответствующую интересам и возможностям воспитанников, обосновать педагогическую задачу, на основе ее решения приобщить школьников к миру своих увлечений (М. Б. Коваль).

Таким образом, профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.  «Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности). При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества — с другой» (А.К. Маркова).

Итак, необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. Понятие «профессиональная компетентность» является относительно новым в отечественной педагогике, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

– умение  внедрять понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному учению и проектирование его развития на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач;

– умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса;

– умение педагогически действовать,  предполагающее вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий;

– умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

В настоящее время общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые жесткие требования. Новые требования к подготовке и постоянному совершенствованию педагогических работников вслед за обществом и государством предъявляет и к себе, и к качеству системы повышения квалификации сам педагог. Все это стимулирует научный интерес к вопросам профессионального роста педагогических работников сферы дополнительного образования детей. Исходя из этих требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

– работа в методических объединениях, творческих группах;

– исследовательская, экспериментальная деятельность;

– инновационная деятельность, освоение новых педтехнологий;

– различные формы педагогической поддержки;

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах;

– обобщение собственного педагогического опыта;

– использование ИКТ.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования (более 40%) не имеют профессионально-педагогической подготовки и решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.  В сложившейся ситуации большую роль по-прежнему играют курсы повышения квалификации работников дополнительного образования, основная цель которых, как составной части непрерывного образования, – подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

  • Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – Кн. 1. – 567 с.
  • Багаева, И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. рекомендации / И. Д. Багаева; Гомельск. обл. ин–т усовершенствования учителей. — Гомель, 1989. — 89 с.
  • Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя / Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М–во образования Респ. Беларусь, Нац. ин–т образования, Ассоц. педагогов–исслед.— Минск, 1993. — С. 13–20.
  • Загвязинский. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  • Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя / Н. В. Кухарев. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  • Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин. – М.: Магистр, 1997. – 221 с.
  • Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во Казан. гос. ун–та, 1999. — 317 с.

педагога дополнительного образования».

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

•       быть чутким и доброжелательным;

•       понимать потребности и интересы детей;

•       иметь высокий уровень интеллектуального развития;

•       обладать широким кругом интересов и умений;

•       быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

•       обладать чувством юмора;

•       располагать творческим потенциалом;

•       проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим  является профессионализм  педагога.  Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, — целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

1)   способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

2)   знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

3)   склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация.  Следует различать  мотивацию  внутреннего  плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка  является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности,  а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне  свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности .

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в  воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • Обобщение собственного педагогического опыта;

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

.В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины

Лексическое значение понятия”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев , Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • *управленческий аспект : как педагог анализирует ,планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

1.   Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление — выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.

2.   Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.

3.   Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4.   Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.

5.   Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

-педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

-педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

-педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

-педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

-педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *