Профессиональная позиция дополнительного образования

Личностнопрофессиональная позиция педагога дополнительного образования в формировании гражданской (российской) идентичности личности школьника: осмысление проблемы

Аннотация.В статье предпринята попытка рассмотреть вопрос развития личностнопрофессиональной позиции педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника. Автор раскрывает спецификупрофессиональной деятельностипедагога системы дополнительного образования детей по формированию гражданской (российской)идентичности воспитанника.Ключевые слова: личностнопрофессиональная позиция, гражданская (российская) идентичность, дополнительное образование детей, обучающийся.

без потери связи со своими этническими, религиозными корнями –необходимое условие сохранения единства страны.В.В. Путин (заседание экспертного клуба «Валдай», 2013 г.)

Социальноэкономическая и геополитическая ситуация в современной России, выступающая как комплекс факторов устанавливающих приоритеты государства в области образовательной политики, четко определяет необходимость развития личностнопрофессиональной позиции современного педагога как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности. Очевидно, что сегодня возникланеобходимость глубокого изучениямеханизмов формирования гражданской(российской) идентичности личности учащихсяи осмысленияместа и роли в этом процессе педагога.

удовлетворением потребности современного общества вподготовке целеустремленных, творческих, активных, успешных воспитанников, любящих свою Родину, обладающих ценностносмысловым стержнем, готовых отстаивать свою гражданскую позицию. Задача формирования гражданской идентичности созвучна целям изадачам, которые ставит перед собой идущая в ногу со временем образовательная организация дополнительного образования детей. Учитывая, что проблема формирования гражданской (российской) идентичности относительно нова для системы дополнительного образования детей и имеет, как было указано выше, междисциплинарный подход к своему разрешению, мы рассматриваем гражданскую (российскую) идентичность как свободное отождествление человека сроссийской нацией (народом); включенность человека вобщественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему ибудущему российской нации.

Осмысление проблемы, обозначенной нами в данной статье, позволяет выстроить перспективы ее разрешения и обозначить задачи, стоящие перед региональной системой дополнительного профессионального образования:разработкаи реализация дополнительных профессиональных программ, выходящих на решение проблемы переподготовки и повышения квалификации педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающегося(проблемные курсы, мастерклассы, обучающие семинары, круглые столы, организация работы переговорных площадок);развертывания интегративных форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования, совершенствование практики корпоративного повышения квалификации педагогических команд отдельных образовательных организаций; привлечение к работе со слушателями ведущих ученых и педагоговпрактиков победителей профессиональных конкурсов;плодотворное функционирование Ассоциации педагогических работников системы дополнительного образования детей Тульскойобласти не только с целью диссеминации опыта по решению данной проблемы, но и с целью создания своего рода Школы профессионального и гражданского становления педагога дополнительного образования;

активное выстраивание практикисоциальнопедагогического партнерствапедагога дополнительного образованияс различными социальными институтами в контексте решения проблемы формирования гражданской(российской) идентичности личности обучающегося;совершенствование практики организации и проведения профессиональных(образовательных) экскурсий педагогов с использованием объектов культурноисторического наследия Тульского края;совершенствование системы мониторинга и диагностики развития личностнопрофессиональной позиции педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника.Таким образом, педагог реализует свою воспитательную функцию в процессе формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника успешно при соблюдении следующих организационнопедагогических условий:

формирование гражданской идентичности личности воспитанника является целью и результатом деятельности педагога, его личностной и профессиональной ценностью;

педагог рассматривается как субъект воспитательного процесса, в профессиональной позиции педагога как воспитателя (ощущает себя в ситуации, всегда в этой проблеме и т.д.);

создание в образовательной организации специальных условий для формирования планомерного сопровождения процесса становления личностнопрофессиональной позиции педагога как субъекта формирования гражданской идентичности в образовательном процессе;

осуществление целенаправленной и системной подготовки педагога дополнительного образования к реализации роли педагогавоспитателя в контексте проблемы формировании гражданской (российской) идентичности личности современного школьника.

Ссылки на источники1.Писарев Д. И. Избранные произведения. –Ленинград, 1968. –615 с.2.Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. –Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. –144 с.3.Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. –Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. –464 с.4.СорокаРоссинский В.Н. Педагогические сочинения.–М.: Педагогика, 1991. –240 с.5.Методический конструктор: пособие для учителя. —М.: Просвещение, 2010. —223 с. —(Стандарты второго поколения).

Профессиональное самоопределение обучающихсяв учреждении дополнительного образования детей

Аннотация.В статье рассматриваются возможности учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределения ребенка в процессе допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Представляются выдержки исследования по самоопределению обучающихся учреждения дополнительного образования детей. Такжеидет речь о сотрудничестве с учреждениями профессионального обучения, возможных направлениях их взаимодействия. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учреждение дополнительного образования детей, допрофессиональная подготовка, профессиональная подготовка.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстроменяющихся общественных отношений. Несмотря на то, что профессиональное самоопределение является неодномоментным актом выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни, стоит обратить внимание на период, когда формируются основные представления личности о будущей профессиональной жизни, а также на потенциал некоторыхсоциальныхинститутов, способствующих этому.В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды может выступать учреждение дополнительного образования детей, имеющее для этого определенный образовательный потенциал, который заключается в следующем:–оптимальная насыщенность образовательной среды профильноориентационными ресурсами, удовлетворяющими разнообразные потребности и интересы обучающегося;–нестандартный, нерегламентированный временными рамками образовательный процесс обучения, обуславливающем систематичность и последовательность выбора профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью;–конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося на основе сотрудничества, сотворчества и партнерства, актуализирующем собственную инициативу подростка в профессиональном самоопределении;–личностное включение обучающегося в различные формы деятельности (учебную, квазипрофессиональную, учебнопрактическую), обеспеченные моделями обучения (семиотической, имитационной, профессиональной), позволяющимиобучающемуся идентифицировать себя в различных образовательных и профессиональных ролях; свободе выбора обучающимся собственного содержания обучения и темпов его освоения, обуславливающего разработку индивидуальной образовательной траектории.Обладает ли система дополнительного образования детей достаточным охватом для выполнения поставленной задачи? Обратимся к статистике.Так в Москве сейчас ~ 2~

AwT 12153УДК37.048.45:371.398работает более 500 учреждений дополнительного образования детей, 150 из которых находятся в системе Департамента образования города, в которых занимаются 336тыс. детей, т. е.каждый третий ребенок города. А в России –это более 17тыс. учреждений в системах образования, культуры и спорта, не учитывая негосударственные организации. При этом общеобразовательные школы (как правило, центры образования, лицеи, школы полного дня, гимназии) постепенно наращивают мощность работы во второй половине дня по дополнительному образованию детей. Система дополнительного образования детей по стране охватывает примерно 45% школьников через достаточно широкую сеть учреждений, находящихся, в основном, в «шаговой доступности» для населения. Достаточно ли это? Очевидно, нет. При этом сегодня на правительственном уровне поставлена задача охвата дополнительным образованием до 70% школьников, что, не позволит недооценивать его потенциал и значение.Дополнительное образование как составная часть непрерывного образования, призвано выполнять и реализовывать ряд функций. Это и обучение, и позитивный досуг, допрофессиональнаяи профессиональная подготовка, и подготовка к самостоятельному решению семейнобытовых проблем, и формирование готовности личности к непрерывному образованию. Это и развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка и т.п. Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социальнопрофессиональных и культурнодосуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности. Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:–наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;–многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;–личностнодеятельностый характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;–личностноориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социальнопсихологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.Более 70% детей соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Как показало проведенное нами исследование, ребенок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых разных жизненных ситуациях. Так, в основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (58,3% девочек и 62,8% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (36,2% и 35,5% соответственно). Как оказалось, учителя школы в меньшей степени влияют на такой выбор профиля деятельности (5,5% и 1,7%). Роль учреждения дополнительно~ 3~

AwT 12153УДК37.048.45:371.398Так в дошкольном возрасте происходит первое знакомство с профессиональной деятельностью, развивается интерес к труду (в его учебнопрактическом значении). Ребенок наблюдает за профессиональной деятельностью взрослого, сравнивает ее внешние признаки и проявления, содержание разной деятельности. Поэтому ярко выраженная предметная среда обучения и развития, а также личность педагога дополнительного образования значительно влияютнамотивацию к той или иной профессиональной деятельности.Особое значение данного этапа –воспитание положительной мотивации к любой деятельности вообще.Особенность младшего школьного возраста –мотивация достижений, для чего в деятельности разнопрофильных кружков или секций есть поистине необъятные возможности –проявить себя есть возможность у каждого ребенка.Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.В среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. Учебнопроизводственная деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии.Компоненты профессионального самоопределения подростка отличают: знания о мире профессионального труда и его составляющих, знания о рынке труда и образовательных услуг, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умения работать с источниками информации о путях продолжения образования и мире профессионального труда; опыт создания личностно значимых продуктов труда, практикоориентированные умения, умения планировать, проектировать и организовывать собственную деятельность; адекватная самооценка, умения оценивать и корректировать собственные поступки и осуществлять самоконтроль.В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, занятия в учреждениях дополнительного образования детей для части обучающихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии.Ситуация, когда в учреждения дополнительного образования посещают дети старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них социальнопрофессиональная и культурнодосуговая ориентация становятся длительными процессами постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии или хобби путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой профилизацию (профессионализацию). Профильная ориентация позволяет ребенку обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуальной траектории собственного развития и ценностной ориентации, выбору уровня и формы обучения, конкретных образовательных учреждений.Особое значение приобретает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В связи с этим приобретает значительную целесообразность нацеленной профориентации в ~ 5~

AwT 12153УДК37.048.45:371.398учреждении дополнительного образования детей, помощь детям и родителям при подборе занятий. Многие учреждения дополнительного образования детей работают сегодня в тесном взаимодействии с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Известен опыт делового сотрудничества учреждений профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей не только в Москве, но и многих городах России.Основными направлениями взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и учреждений профессионального образования являются.1.Оказание информационнометодической поддержки.2.Совместные мероприятия: выставки, фестивали, круглые столы и т. д.3.Программнометодическое обеспечение деятельности.4.Организация мероприятий по реализации городских программ.5.Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.6.Профориентационная деятельность.Исходя из тенденций развития системы дополнительного образования, на первый план здесь выходит взаимодействие по профориентационной направленности. Вместе с тем общеобразовательной школе трудно конкурировать с данными учреждениями в профориентационной деятельности в силу их образовательного потенциала. Поэтому усиливается роль взаимодействия учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального обучения в осознанном выборе школьниками профессии, и в целом, в профессиональном самоопределении, и становлении личности школьника.Конечно, особенность профилизации в учреждениях дополнительного образования детей привлекает обучающихся и их родителей для успешного поступления в учреждения профессионального образования. Сегодня, учреждения дополнительного образования детей интересуют учреждения профессионального образования как эффективнаяформа привлечения абитуриентов.Стоит отметить, что нередко педагогами дополнительного образования являются преподаватели учебных заведений профессионального обучения (лицеи, техникумы, колледжи, вузы и др.), что положительно влияет на предпрофессиональную и начальную профессиональную подготовку детей.Профессиональное самоопределение ребенка в системе дополнительного образования может быть эффективным при наличии определенных социальнопедагогических условий среды учреждения. Социальные условия –это введение обучающихся в оценку и решение проблемы профессионального самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как социально значимой. Педагогические условия –целенаправленность профессионального самоопределения личности, поэтапная самооценка приобретенных знаний, умений и навыков самоопределения ребенка, анализ итоговых результатов формирования умений самоопределения. Таким образом, формирование профессионального самоопределения обучающегося должно осуществляться на основе совершенствования процесса предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей при обеспечении педагогических условий: –создание образовательной среды предпрофильной подготовки, объединяющей профильноориентационные ресурсы социума, выступающей основой для совершенствования содержания предпрофильной подготовки; –осуществление непрерывного психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка по направлениям деятельности (аналити~ 6~

AwT 12153УДК37.048.45:371.398кодиагностическое, просветительское, консультативное, организационное), обусловливающего согласованность внешних и внутренних ресурсов саморазвития подростка; –разработку инструмента оценивания интегрированных результатов профессионального самоопределения обучающегося, позволяющего отслеживать промежуточные достижения сформированности готовности к выбору профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.На наш взгляд, профессиональное самоопределение обучающихся затрудняет ряд факторов. Прежде всего, это перегрузка обязательными школьными занятиями и домашними заданиями. Вовторых, недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала дополнительного образования и достижений самих детей в этой области. Втретьих, несформированность у значительной части школьников (35–45%) образовательных потребностей и интересов.Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, уже в стенах учреждения дополнительного образования начальное профессиональное образование. К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.Профессиональное самоопределение, подготовка к выбору профессии является сложной психологопедагогической проблемой, требующей комплексного подхода, не принимающей универсальных рецептов, решение которой может быть найдено в слаженной работе разных социальных институтов.

Ссылки на источники1.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования / Под ред. А.П. Тряпициной. –СПб.: КАРО, 2005. –160 с.2.Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования. –М.: АНО «Диалог культур», 2007. –512 с.3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб.: Питер, 2002. –720 с.4.Зеер Э.Ф.Психология профессий. –М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с.

Кто это? Педагог дополнительного образования ­ специалист, который помогает раскрыть потенциал ребенка, реализовать его желание развиваться. Одним из значимых результатов является формирование софтскилс.

Какие возможности? Местом работы для педагога дополнительного образования могут стать государственные или частные учреждения. Также профессия открывает возможности для оформления ИП или самозанятости – ведения индивидуальных и групповых занятий.

Деятельность педагога дополнительного образования

Особенность школы как общеобразовательного учреждения заключается в том, что работа преподавателя в первую очередь ориентирована одновременно на всех учащихся класса.

Основная задача, стоящая перед педагогом – освоение школьниками знаний в требующемся объеме. Таким образом учитель-предметник не имеет возможности уделять достаточное количество времени на индивидуальные занятия. На компенсацию этого недостатка направлена работа педагога дополнительного образования.

Профессиональная позиция дополнительного образования

Ребята сами решают, какую именно секцию, клуб или кружок они хотят посещать. Именно там для них формируется спокойная и приятная обстановка, способствующая развитию. В современных условиях к достоинствам характера относятся уверенность в себе, желание занимать лидирующие позиции.

Дети участвуют в состязаниях и конкурсах, что поддерживает соревновательный дух и помогает становлению личности. Взрослые члены семьи имеют возможность лучше понять своих детей, точнее определить их способности и интересы.

Педагогом дополнительного образования является специалист, проводящий занятия по дисциплинам, которые не входят в обязательную программу обучения.

Учитель допобразования должен:

  • формировать группы дополнительного образования: секции, кружки, клубы, студии;
  • устанавливать порядок функционирования данных групп;
  • разрабатывать программы, планировать проведение занятий;
  • организовывать мероприятия, побуждать учащихся участвовать в них;
  • развивать способности и навыки, системно поддерживать талантливых детей;
  • консультировать родителей;
  • осуществлять методическую деятельность.

К обязанностям педагога дополнительного образования также относится:

  • обеспечение соблюдения законодательства в части прав и свобод воспитанников;
  • ответственность за безопасность учащихся в соответствии с нормами ТБ и НПБ;
  • регулярное повышение уровня профессиональных компетенций.

Аудитория преподавателя допобразования – люди разных возрастов: дети, студенты, взрослые. Педагог дополнительного образования может трудиться в следующих учреждениях:

  • В школах в качестве организатора внеурочной деятельности. Учителя ДО могут быть руководителями различных кружков, студий и спортивных секций.
  • В детских учреждениях допобразования (дворцах творчества, школах искусств, станциях юных техников, театральных студиях и т.п.) задача данного специалиста – развивать способности учащихся и осуществлять раннюю профессиональную ориентацию.
  • В колледжах и вузах преподаватель ДО работает с учениками вне границ основных программ образования: руководит кружками, организовывает конкурсы, олимпиады, выставки.
  • В учебных центрах для детей или взрослых специалист допобразования может преподавать на различных курсах, обучать искусству и ремеслам и т.д.

Рабочие часы педагога дополнительного образования условно делятся на две части. Первая из них отводится непосредственно на проведение занятий, нормой за ставку является 18 часов в неделю. Ко второй части относится участие в педсоветах, подготовка к преподавательской деятельности и т.п. Ставка при этом находится в зависимости от квалификационной категории, присваиваемой по аттестационным итогам.

Необходимое образование

Для работодателей, комплектующих штат, главным нормативным актом является профессиональный стандарт. В РФ осуществляется тщательный контроль за уровнем квалификации преподавателей. Получить работу педагога ДО без соответствующего образования не представляется возможным.

Профессиональная позиция дополнительного образования

В соответствии с профессиональным стандартом, необходимо пройти обучение и получить один из этих дипломов:

  • об окончании или высшего учебного заведения по какому-либо профилю из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01, или колледжа по специальности 44.02.03;
  • вуза или колледжа непедагогической направленности совместно с документом о дополнительном профессиональном образовании по педагогике.

Высшее образование не является непременным условием возможности претендовать на должность преподавателя ДО. Отсутствию ограничений для педагогической деятельности (судимости, медицинских и психиатрических проблем, и т.п.) отводится гораздо большая роль.

Аттестация педагога дополнительного образования

Преподаватели ДО аттестовываются один раз в пять лет членами специальной комиссии, создаваемой внутри образовательного учреждения. Данная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и является обязательной.

Профессиональная позиция дополнительного образования

Её главная задача – стимулировать профрост и улучшать качество учебно-воспитательной работы. Педагогам ДО присваивается I, II, высшая категории квалификации.

Для прохождения аттестации претенденту нужны следующие материалы:

  • список программ деятельности;
  • документы, которые подтверждают число учащихся;
  • список и скриншоты электронных ресурсов, используемых в работе, а также распечатки занятий, на которых применялись современные образовательные технологии;
  • итоги взаимодействия с родителями, включающие фотоотчеты, сценарии и планы, анализ проведенных опросов;
  • копии дипломов и грамот учащихся за призовые места в различных мероприятиях, а также самого преподавателя за достижения в педагогической деятельности.

Как дополнение предоставляются документы, которые удостоверяют:

  • ученую степень;
  • наличие опубликованных монографий, статей, учебников, методических пособий;
  • доклады на профессиональных мероприятиях, осуществление мастер-классов, проведение открытых занятий;
  • наставническую деятельность.

Результат аттестации – экспертное заключение комиссии о соответствии педагога дополнительного образования той категории квалификации, на которую он претендует.

Чтобы успешно аттестоваться, желательно уделить повышенное внимание современным технологиям. Обычно квалификационная комиссия дает высокую оценку наличию у преподавателя ДО своего блога или сайта, а также публикаций, размещенных в сети Интернет. Педагогический проект – еще один из образцов современных технологий. Его подготовка и реализация относятся к наиболее полезным навыкам в работе педагога дополнительного образования.

Разработка проекта представляет собой описание системных мероприятий, ориентированных на разрешение определенной ситуации. Первый шаг включает формулировку целей и обоснование потребности воплощения в жизнь. Для его реализации необходимо тщательно проанализировать решаемую проблему. Правильный итог данного этапа – корректное изложение задач и описание необходимых действий.

Профессиональная позиция дополнительного образования

Следующей стадией создания проекта является план его осуществления. Тут должны быть выявлены интервальные и итоговые результаты, оценена их продуктивность, а также возможные риски и способы их сведения к минимуму. Предложение действенных инструментов продвижения – это последнее звено плана проекта.

Обучение на педагога дополнительного образования

Существует две возможности для получения квалификации преподавателя ДО:

  • обучение в педагогическом колледже;
  • прохождение курсов в центре ДПО, которые готовят данных специалистов.

Первой могут воспользоваться молодые люди, не закончившие ни одного учебного заведения. Вторая подходит для обладателей документов о получении СПО или любого высшего образования.

Профессиональная позиция дополнительного образования

Шифр специальности «педагогика дополнительного образования» 44.02.03. В системе СПО она преподается очно по ряду направлений, в том числе:

  • техническое творчество;
  • изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство;
  • хореография;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Для преподавателей ДО осуществляется большое количество программ: организация работы с объединениями молодежи, создание СМИ в рамках образовательных учреждений и т.д.

Содержание учебных программ по данному направлению регулируется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Поступить в колледж на эту специальность можно после окончания 9-го или 11-го класса. Длительность очного обучения составляет, соответственно, 3 года 10 месяцев или 2 года 10 месяцев.

Для имеющих дипломы о высшем или среднем профобразовании нет необходимости в многолетней учебе. В этом случае есть возможность закончить курсы переподготовки в центрах ДПО, которые работают при многих образовательных учреждениях. Длительность обучения составляет от 4 до 5 месяцев.

Профессиональная позиция дополнительного образования

Сегодня очень востребованным является дистанционный формат получения профессионального образования. Это в полной мере относится и к педагогике ДО. Преимущества дистанционных технологий:

  • персональные сроки освоения образовательной программы, самостоятельное планирование темпов учебы;
  • интерактивный метод обучения;
  • возможность получить документ об образовании столичного образовательного учреждения, оставаясь в своем городе;
  • удобное взаимодействие с наставниками;
  • цены более низкие, чем для очного формата.

Педагогика ДО не входит в список направлений, обучение по которым не предполагает использование только удаленной формы.

Количество дистанционных курсов переподготовки, где обучают педагогов дополнительного образования, намного превышает число программ среднего профобразования. Чтобы стать слушателем, необходимо иметь документ, подтверждающий наличие ВО или СПО. Также возможно поступление студентов колледжей и курсов, если они предоставят справку об обучении.

Получив диплом педагога ДО, можно претендовать на должности преподавателя в сфере искусства, педагога-организатора, тренера-преподавателя в области физкультуры и спорта, педагога-методиста. Ряд позиций предусматривает обязательное дополнительное обучение.

В частности, это актуально для туристско-краеведческой деятельности. Для любых направлений и должностей существуют программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования или профессиональной переподготовки. Для таких курсов указывается также область деятельности. Каждую из этих программ можно осваивать удаленно.

Дистанционные курсы профпереподготовки представлены на интернет-ресурсах лицензированных центров ДПО и институтов повышения педагогической квалификации. Их длительность, в зависимости от наполнения учебных планов, составляет 250–1000 академических часов.

Между документами, получаемыми по окончании удаленных и очных курсов обучения и переподготовки, не существует никаких различий.

Профессиональная позиция дополнительного образования

В соответствии с порядком оформления дипломов и свидетельств в них стандартно указывается очный формат. Дистанционная и заочная формы обучения упоминается только по желанию выпускника в случае подачи соответствующего заявления.

Современные подходы к профессиональной деятельности»

Длительность занятий: 36–248 часов.

Цель: повышение квалификации педагогов ДО в области оформления процесса образования в контексте характеристик нового допобразования.

Требования к квалификации педагогического работника: образование среднее профессиональное или высшее педагогическое/психологическое.

Категория слушателей: педагоги допобразования, методисты ДО и общего образования, осуществляющие дополнительные общеобразовательные программы.

Профессиональная позиция дополнительного образования

Дистанционный образовательный формат. Документы об окончании курса не содержат упоминания о форме обучения. Они являются одинаковыми для любого формата образования.

Начало занятий – день осуществления оплаты. Есть возможность экспресс-обучения.

Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Данные поступают в ФИС ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об обучении).

Интернет-портал. Занятия проводятся в удобные часы, не требуют отрыва от основной деятельности.

Работа платформы лицензирована. Выпускниками удаленного обучения, получившими удостоверения установленного образца, уже стали десятки тысяч педагогов со всей страны.

Документы, выданные центром «Солнечный свет», отвечают всем требованиям Министерства образования и науки РФ (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). Поэтому данные дипломы и удостоверения получают признание аттестационных комиссий всех регионов России.

Специальность «педагог дополнительного образования» является творческой и пользующейся спросом. Получив эту профессию, можно трудиться как в частных, так и в государственных образовательных учреждениях. К перспективным направлениям относится создание авторских учебных программ для получения дополнительного дохода. При любых обстоятельствах специалисты дополнительного образования получают возможность раскрыть собственный креативный потенциал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *