Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов часто воспринимают, как одного специалиста. На самом деле это две разные профессии. Хоть и есть общие условия работы, но должностные обязанности этих специалистов отличаются. Требования профстандартов также разные. Отличаются задачи педагогов и область применения навыков.

Цель и задачи взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями обучающихся у него детей

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в духовно-нравственном, интеллектуальном, профессиональном и физическом совершенствовании.

Взаимодействие (в педагогике) – это процесс, происходящий между педагогом и ребенком (воспитанником, учащимся) в ходе воспитательно-образовательной работы и направленный на развитие его личности.

Основная цель взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями детей – это создание благоприятных психолого-педагогических условий для взаимодействия родителей и детей, укрепление партнерских взаимоотношений между родителями и педагогом, педагогом и детьми, максимальное использование потенциала семьи в воспитании, обучении и развитии детей.

Педагог дополнительного образования должен стремиться к тому, чтобы взаимодействие с родителями детей было не формальным, а основанным на социальном партнерстве, включении родителей в реализуемый воспитательно-образовательный процесс.

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями детей представляет собой комплекс мер, которые включают в себя разнообразные формы консультирования, просвещения, профилактики и обучения родителей. Совокупность данных мер способствует осознанию родителями своей основной роли в воспитании, обучении и развитии детей, развитию семейных связей, а также обогащают знания родителей о разных сторонах развития ребенка и их значимости (интеллектуальное, чувственное, эстетическое, социальное и т.

Задачами взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями детей, являются:

  • Установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого учащегося (воспитанника).
  • Объединение усилий родителей и педагога, с целью полноценного и всестороннего развития ребенка.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, основанной на общности интересов и эмоциональной поддержке.
  • Активизация и обогащение педагогических умений и способностей родителей.

Значимость взаимодействия родителей и педагога дополнительного образования заключается в том, что процесс развития ребенка обязательно должен включать в себя следующие три сферы:

  • Образование – это организованное и целенаправленное воздействия на ребенка (учащегося или воспитанника).
  • Семья – выступает в качестве основного института социализации личности ребенка.
  • Социум – оказывает внешнее, стихийное влияние.

Только в совокупности всех трех сфер, можно говорить о всестороннем и эффективном развитии детей.

Таким образом, система дополнительного образования представляет собой ту сферу образования, которая способна удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в развитии его творческих и врожденных способностей.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

52 часть курсовой. docxинформатика кдр. odtchto_plavaet_-_chto_tonet. docЗадание 3. docxUsimov_Diplomnaya_rabota. doc

Показать все связанные файлыРабочая программа по ОДНКНР (5 класс), на 2022 -2023 уч. год. docxПамятка по охране труда и пожарной безопасности для педагога допСимушев Программа по МА. pdfГриценко Программа по ААГ (3). pdfигровая программа. docxОсновы дидактики общего начального образования Синергия. pdfОсновы дидактики общего начального образования отв. docxтеория и методика начального образования (автовосстановление). doОсобенности разработки учебных программ дополнительного образовапрограмма дополн. образования ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ. docx

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие №1

Обучающийся Яшкова Татьяна Евгеньевна

Портнова Татьяна Васильевна

Проведите сравнительный анализ определений понятий «профессиограмма» и «психограмма» Выделите сходные  и  отличительные  признаки данных  понятий

Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного  образования, реализующего  программы социально – педагогической направленности (направленность  программы на выбор  студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции.

Профессиограмма Педагог дополнительного образованияИстория профессииСоциальная значимость профессии в обществеМассовость и уникальность профессиизанимательный творческий процесс

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования.

Риски профессииГде получить профессиюДополнительный интерес:

методика организации досуговых мероприятий

вариантам психического развития ребенка

Смоделируйте не менее 4 педагогических  ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся. Представьте контекст ситуаций и предложите возможные  варианты решения.

  • Ученик Иван не внимательно слушал технику безопасности, при работе с термо-пистолетом. При начале работы Иван схватил пистолет за нагретый конец и обжёг пальцы. Преподаватель сделала замечание Ивану и проводила его к мед.сестре.
  • Преподаватель замечает, что Сергей и Денис грубо разговаривают друг с другом, делает им замечание. На перемене, ученики вместе выходят из кабинета, тыкая друг друга. Преподаватель идёт за учениками, останавливает их и возвращает в кабинет. Проводит беседу, разрешая их конфликт. Парни поняли друг друга и помирились.
  • Алиса перед занятием принесла из дома мороженое и угостила подругу Вику. Во время занятия, у Вики сильно заболел зуб. Преподаватель сообщила об этом директору школы и сопроводила ученицу к мед.сестре. Вике дали освобождение от занятия порекомендовали сходить к стоматологу. Преподаватель позвонила родителям девочки и объяснила ситуацию.
  • Тема занятия «рисование узоров на стекле витражными красками». Преподаватель не проверила целостность подготовленного заранее специального стекла. Когда дети приступили к практике, Кате попалось отколотое стекло и она порезала руку. Об этом было сообщено директору школы и оказана первая медицинская помощь. Родители девочки подали жалобу на преподавателя, была проведена проверка и преподаватель получила наказание.

Вам необходимо выступить на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Подготовьтесь к этому выступлению по следующим вопросам темы «Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Особенности инструментария педагога дополнительного  образования в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Диагностический инструмент педагога дополнительного  образования

Методы и методики психолого-педагогической диагностикиВ методическом багаже педагога значимое место занимают разнообразные методики: тесты, опросники, анкеты и др. , т. формируется его специальный инструментарий.

Под инструментарием понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.

Инструментарий педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении. Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности педагога, к которым относятся:

– диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация и т

-организационная: организация педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в педагогической деятельности;

– прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании педагогических процессов конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов педагогической деятельности;

– управленческая: участие в управлении педагогическими процессами в учреждении дополнительного образования в целом;

– координационная: организация взаимодействия специалистов и служб по поводу оптимизации педагогического пространства и педагогического эффекта образования и воспитания.

Диагностический инструмент педагога включает как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т. , что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.

Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и педагогической интерпретации. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др.

В арсенале педагога («методическом портфеле») значительное место занимают именно диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Типовая технология решения конкретной педагогической проблемы включает следующие этапы:

Определение педагогической проблемы.

Ситуационный анализ: общее описание педагогической ситуации.

Определение педагогической стратегии –подготовка программы и рабочего плана деятельности.

Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.

Описание хода и результатов педагогической деятельности.

Разработка педагогической технологии.

Реализация педагогического проекта.

Диагностический инструментарий педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики, а также отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские кары учащихся и прочее.

Методы и методики психолого-педагогической диагностики позволяют изучить и оценить свойства индивидуальности учащегося, его родителей (опекунов), педагога, руководителей учреждения и представителей, сотрудничающих с учреждением организаций.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Для педагога дополнительного образования, реализующего цели и задачи педагогической деятельности, актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем.

А также использование мощных педагогических инструментов воспитания (труд, спорт, просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррекция, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.

В педагогической деятельности педагог дополнительного образования применяет разнообразные методы и методики, например:

– изучение и анализ литературы и документов;

– беседа (индивидуальная и групповая);

– моделирование и проктирование;

– опрос и анкетирование;

– социометрическое исследование;

– социологическое исследование;

– применение бланковых и аппаратурных текстов.

В контексте содержательной характеристики педагогической деятельности возможно деление имеющихся методов на: социально-педагогические исследования; методы социального обучения и воспитания; методы педагогической помощи.

Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных  инструментария и  методов в деятельности педагога дополнительного образования (не менее  3).

Обоснуйте, какие возможности ли педагог  дополнительного  образования, реализующий программы педагогической направленности, для использования разнообразных методов? Если да, то какие?1. Для выявления социального статуса семьи, преподаватель предлагает родителям пройти анкету и ответить на вопросы о семье и взаимоотношениях в семье.

Для проверки знаний пройденного раздела обучения, преподаватель проводит с детьми тест, где им нужно выбрать правильные ответы.

В учебном заведении хотят провести анонимный опрос, на тему: «Что вам не хватает в учебном заведении?» (в плане интерьера). Так как дети открыто стесняются о чем то говорить, то анонимный опросник это очень хорошая идея. второй вопрос там опечатка какая то, не поняла что нужно.

На основе  материалов лекции и учебно–методических  пособий заполните таблицу «Методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Возможные ситуации  применения

На основе анализа Интернет-источников приведите конкретные примеры реализации гигиенических требований при решении педагогических задач дополнительного образования. Охарактеризуйте деятельность  учреждения дополнительного образования, программы педагогической деятельности в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности.

Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 – 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17 – 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20 – 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20 – 22 С, душевых – 25 С.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной – трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 – 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5 – 10 минут.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

– не закрашивать оконные стекла;

– не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

– очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7 – 0,9; для стен – 0,5 – 0,7; для пола – 0,4 – 0,5; для мебели и парт – 0,45; для классных досок – 0,1 – 0,2.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – четверг или пятница.

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:

– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

– организованных подвижных игр на переменах;

Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Педагог дополнительного образования и педагог-организатор

Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.

Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.

Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:

  • спорта;
  • робототехники;
  • рисования;
  • танцев;
  • театрального искусства;
  • литературы;
  • шахмат.

Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.

Где работают специалисты

Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.

Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:

  • детский сад;
  • дом творчества;
  • школа;
  • лагерь отдыха;
  • ВУЗ.

Где может работать педагог дополнительного образования:

Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора

Несмотря на определенную схожесть, должностные обязанности педагогов значительно отличаются. Иногда один специалист может совмещать две профессии. Но это при условии, что он имеет соответствующее образование.

К должностным обязанностям педагога дополнительного образования относятся:

  • Привлечение посетителей в группу. Так как дополнительные факультативы не являются обязательными для посещения, специалисту нужно грамотно организовать процесс набора. Он должен составлять и реализовывать рекламные мероприятия, презентации, чтобы заинтересовать детей и мотивировать их посещать кружок.
  • Составление программ обучения. В том числе подготовка методических материалов и распределение нагрузки.
  • Обучение детей заявленным навыкам. Передача информации в простой и понятной форме, чтобы участники кружка могли применять полученные знания на практике.
  • Организация различных мероприятий, где дети могут поделиться полученными навыками. Разнообразные семинары, конкурсы, фестивали помогут ученикам показать уровень знаний и сравнить мастерство.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами. Предоставление информации об успехах ребенка и составление планов развития выявленных способностей.
  • Обеспечение соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
  • Оценка эффективности занятий. На основе полученных данных разработка методов обучения наиболее талантливых детей.

В обязанности педагога-организатора входят:

  • содействие выявлению и развитию талантов обучающихся;
  • изучение потребностей в проведении тех или иных образовательных мероприятий;
  • исследование интересов воспитанников с распределением по возрасту и психологическим аспектам;
  • содействие в обеспечении условий для реализации талантов ребенка;
  • организация работы кружков, клубов и секций;
  • проведение обучающих и развлекательных мероприятий;
  • руководство работой секций дополнительного образования;
  • организация экскурсий, походов, посещений театров, выставок;
  • обеспечение участия воспитанников в социально значимых проектах;
  • организация самостоятельного обучения воспитанников;
  • взаимодействие с работниками культуры и спорта для привлечения их к процессу организации досуга учеников.

Профстандарты для специалистов

Деятельность наставников регулируется двумя разными профстандартами. Для педагогов дополнительного образования применяется Приказ Минтруда России от 05. 2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Согласно ему должность может занимать специалист, имеющий диплом в сфере педагогики и в области выбранной дисциплины (творчества, спорта).

Для педагогов-организаторов действует другой профессиональный стандарт. Он регулируется Приказом Минтруда России от 10. 2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Здесь нет необходимости в наличии дополнительных навыков. Однако предусмотрены требования к знаниям базовых технологий воспитания и работы с детьми.

Требования к профессиям

Вакансию педагога дополнительного образования может занимать специалист, имеющий диплом ВУЗа или колледжа по направлению «Педагогические науки». Также важно обладать высоким уровнем компетенции в выбранной отрасли. То есть, чтобы вести какую-либо секцию, потребуется образование в сфере ИЗО, хореографии или спорта, в зависимости от вида кружка. Допустимо привлекать к работе специалистов, имеющих высшее или среднее образование по нужному предмету и окончивших курсы профессиональной переподготовки.

Педагогом-организатором может работать соискатель, окончивший ВУЗ или колледж. При отсутствии профильного образования дополнительно потребуется пройти курсы переподготовки в области воспитания.

Для двух должностей обязательно регулярное повышение квалификации. В противном случае полученные знания и навыки устаревают и не могут применяться на практике.

Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых

Кружки и секции посещают не только дети и школьники. Студентам и взрослым людям также может быть интересно получение дополнительных навыков. Поэтому педагогу важно уметь преподносить информацию увлекательно для разных возрастных категорий.

Многие педагоги работают только с одной возрастной группой. Но встречаются и универсалы, которые могут подготовить интересные обучающие программы для детей и взрослых.

Как получить образование педагога ДО

Имея высшее или среднее образование в любой специальности, можно не тратить время на обучение в ВУЗе для получения профессии педагога. Согласно профстандарту программы переподготовки достаточно, чтобы вести кружки или факультативы.

Академия бизнеса и управления системами дает возможность получить новую профессию из любого города России. Обучение проходит в дистанционном режиме и полностью соответствует требованиям законодательства. По окончании курса «Педагог дополнительного образования» слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, которой можно использовать для трудоустройства.

В программу курса входят все необходимые для работы навыки. Слушатели изучают законодательную базу, основы психологии образования и методики педагогической деятельности. Все дисциплины преподносятся в простой и понятной форме.

Где получить образование педагога-организатора

Академия бизнеса и управления системами проводит набор на обучение педагогов-организаторов. Согласно профстандарту любой слушатель с высшим или средним образованием, пройдя программу переподготовки, имеет право занимать должность педагога-организатора.

Продолжительность обучения — 2 месяца. Все учебные материалы предоставляются дистанционно, через собственную платформу СДО на сайте Академии. Процесс организован просто и доступно для пользователей с любым уровнем владения компьютером.

За каждым слушателем закрепляется индивидуальный куратор, который поможет разобраться в сложных вопросах и не пропустить важную информацию.

Гибкий график обучения позволяет получить специальность без отрыва от основной работы.

Все программы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ. Выдаваемые документы действительны на всей территории государства.

Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Для записи на обучение достаточно подать заявку или связаться с сотрудниками АБиУС через формы обратной связи на сайте и подписать договор.

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями

Для того чтобы система дополнительного образования была действительно эффективной и оказывала положительное воспитательное, образовательное и развивающее воздействие на личность ребенка, используют разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями детей:

  • Групповые формы – это формы, которые предполагают одновременную работу с несколькими или всеми родителями детей, обучающихся в дополнительном образовании. К групповым формам относятся:
    конференция – организуются с целью массового просвещения родителей, имеют различную тематику;совместная игровая деятельность – организуется совместно с детьми, родителями и педагогами, может быть приурочена к праздникам (8-е марта, 23-е февраля, Новый год и т.д.), способствует укреплению детско-родительских отношений, созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе;«День открытых дверей» – форма взаимодействия, направленная на привлечение и ознакомление с системой дополнительного образования родителей, чьи дети не посещают, но хотели бы посещать занятия и кружки, которые представлены в рамках дополнительного образования;родительские собрания – направлены на решение текущих проблем, организационных вопросов и т.д., способствуют укреплению взаимоотношений между родителями, их сплочению с целью достижения общей цели дополнительного образования;просветительская работа – это работа, организуемая педагогом дополнительного образования, осуществляется в виде папок-передвижек, оформления стендов, ведения сайта или страницы в социальных сетях.
  • конференция – организуются с целью массового просвещения родителей, имеют различную тематику;
  • совместная игровая деятельность – организуется совместно с детьми, родителями и педагогами, может быть приурочена к праздникам (8-е марта, 23-е февраля, Новый год и т.д.), способствует укреплению детско-родительских отношений, созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе;
  • «День открытых дверей» – форма взаимодействия, направленная на привлечение и ознакомление с системой дополнительного образования родителей, чьи дети не посещают, но хотели бы посещать занятия и кружки, которые представлены в рамках дополнительного образования;
  • родительские собрания – направлены на решение текущих проблем, организационных вопросов и т.д., способствуют укреплению взаимоотношений между родителями, их сплочению с целью достижения общей цели дополнительного образования;
  • просветительская работа – это работа, организуемая педагогом дополнительного образования, осуществляется в виде папок-передвижек, оформления стендов, ведения сайта или страницы в социальных сетях.
  • Индивидуальные формы – это формы, которые подразумевают работу с каждым родителем отдельно, с целью сбора максимально точной и полной информации о ребенке, условиях его проживания и т. д. К индивидуальным формам относятся:
    анкетирование, диагностика – проводятся в виде устного и письменного опроса родителей, с использованием листков опроса или анкет, которые составлены предварительно педагогом дополнительного образования совместно с психологом или методистом;посещение семьи на дому – редко используемая форма, так как не все родители готовы встречаться с педагогом в условиях семейной обстановки, поэтому посещение требует предварительной договоренности и обсуждения всех деталей с родителями детей;индивидуальная беседа или консультация – беседа проводится с целью знакомства педагога и родителей, в ходе беседы педагог выясняет социальное положение семьи, ее микроклимат; в процессе консультации педагога расширяет педагогические знания родителей, помогает разрешить волнующих их проблемы по воспитанию, обучению и развитию детей
  • анкетирование, диагностика – проводятся в виде устного и письменного опроса родителей, с использованием листков опроса или анкет, которые составлены предварительно педагогом дополнительного образования совместно с психологом или методистом;
  • посещение семьи на дому – редко используемая форма, так как не все родители готовы встречаться с педагогом в условиях семейной обстановки, поэтому посещение требует предварительной договоренности и обсуждения всех деталей с родителями детей;
  • индивидуальная беседа или консультация – беседа проводится с целью знакомства педагога и родителей, в ходе беседы педагог выясняет социальное положение семьи, ее микроклимат; в процессе консультации педагога расширяет педагогические знания родителей, помогает разрешить волнующих их проблемы по воспитанию, обучению и развитию детей

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организации дополнительного образования с семьями воспитанников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *