Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года


Задать вопрос автору статьи

Тенденции развития системы дополнительного образования

Дополнительное образование – это система образования, ориентированная на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов граждан в творческом, интеллектуальном, нравственном, физическом, правовом, экономическом и иных видах развития, позволяющая им реализовать свои потенциальные возможности в том или ином направлении деятельности.

Система дополнительного образования является механизмом, посредством которого удается решить ряд важных задач личностного развития подрастающего поколения. Благодаря дополнительному образованию у детей появляется широкий спектр деятельности. Они могут занять свой досуг именно тем, что интересно и желанно, развить свой личностный потенциал и активизировать интеллектуальные, физические, эстетические качества, развивая их активное практическое применение.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online


Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

В настоящее время, система дополнительного образования характеризуется следующими тенденциями развития:

  1. Недостаточная развитость механизмов получения высшего профессионального образования педагогами дополнительного образования.
  2. Базовой подготовки педагога, его знаний и практических навыков, уровня личностного развития оказывается недостаточным для достижения целей и задач дополнительного образования.
  3. Дефицит профессиональных педагогических кадров в системе высшего образования приводит к тому, что в образовательных заведениях работают неквалифицированные сотрудники, образование которых является средним профессиональным и, в большинстве случаев, не педагогическим. Это обостряет проблемы построения оптимального педагогического взаимодействия.
  4. Отсутствие четкой регламентации деятельности учреждения дополнительного образования. В основе деятельности лежат интересы и потребности детей, их субъектная позиция.
  5. Творческая направленность деятельности. Система дополнительного образования ориентирована на творческое развитие учащихся, раскрытие их творческого потенциала и его практическую реализацию. Творческий труд – основа концепции дополнительного образования.
  6. Ориентация деятельности дополнительного образовательного учреждения на запросы семьи и потребности ребенка.
  7. Отсутствие оценочной системы. Обучение детей в системе дополнительного образования исключает выставление отметок за их труд и творческую работу.
  8. Отсутствие государственных стандартов в системе дополнительного образования. Дополнительное образование характеризуется отсутствием рамок, границ дозволенного. Оно ориентировано на полноценное развитие личности, предоставление возможности каждому ребенку проявления своей уникальности.

«Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований» 👇

Успешность функционирования системы дополнительного образования, а именно, удовлетворение творческих потребностей ребенка и раскрытие его творческого потенциала, полностью зависит от личности педагога, реализующего образовательный процесс. Поэтому, от личности педагога дополнительного образования требуется творческого развития и повышения профессиональной компетентности.

Профессионально-значимые качества личности педагога дополнительного образования

Личность педагога, направленность ее развития определяет основные аспекты его профессиональной деятельности и их эффективность.

Как у любой личности, у педагога имеются определенные ценностные ориентиры, которыми он руководствуется в том или ином направлении своей деятельности. Они определяют его отношение к своей профессиональной деятельности, собственному «Я», определению себя, как профессионала, к окружающему миру, к другим людям и учащимся. В этой связи, ценностные ориентиры деятельности педагога системы дополнительного образования должны базироваться на гуманистических принципах и таких категориях, как: любовь, дружба, уважение, милосердие, сострадание, терпимость, справедливость, ответственность, патриотизм.

Личность педагога системы дополнительного образования можно охарактеризовать следующими параметрами его деятельности в профессиональной сфере:

  1. Умение принимать чужое мнение, чужой взгляд, считаться с ним. Особенно это касается взглядов ребенка. Он должен восприниматься педагогом, как полноценная личность.
  2. Любовь и уважение к детям, их возрастным особенностям развития.
  3. Вера в силы и возможности, способности и потенциал ребенка.
  4. Проявление интереса к внутреннему миру учащихся.
  5. Нравственная ориентация педагогической деятельности. В своей работе педагогу необходимо опираться на моральные принципы и гражданские нормы деятельности.
  6. Любовь к своей профессии.
  7. Единая направленность процессов обучения и воспитания.
  8. Умение использовать творческий подход в педагогическом процессе.
  9. Желание, стремление и потребность в передаче своих знаний и навыков подрастающему поколению.
  10. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, самореализации в профессиональной сфере деятельности.

Педагогу системы дополнительного образования необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Это обусловлено тем, что система дополнительного образования должна отвечать требованиям времени, тенденциям социально-экономического развития общества, приводящих к изменению интересов и потребностей детей.

Чтобы педагогу дополнительного образования успешно выполнять свои профессиональные обязанности, его личность должна обладать следующими свойствами:

  1. Навыки целеполагания – отражают осознание важности конкретной педагогической задачи в определенных обстоятельствах;
  2. Педагогическая ориентация деятельности – отражает мотивацию педагога к своей работе и отношение к профессии;
  3. Навыки рефлексии – отражают умения педагога анализировать свою личность, проводить самоанализ своих личностных свойств, умений и возможностей, ошибок;
  4. Проявление педагогического такта – отражает восприятие педагогом учащегося, как приоритетной ценности;
  5. Развитое педагогическое мышление – отражает навыки педагога применения средств и методов, их различных вариантов для решения педагогических задач.

Помимо, личностных свойств, педагогу дополнительного образования требуются следующие профессиональные навыки деятельности:

  • Концентрация внимания;
  • Развитое воображение;
  • Навыки сочувствия;
  • Гибкое и критичное мышление;
  • Хорошая дикция;
  • Навыки доступного объяснения учебного материала любой сложности;
  • Ясность и четкость изложения учебного материала;
  • Развитые артистические способности;
  • Нестандартность мышления.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Личностные качества педагога
дополнительного образования
как основа его профессионализма

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: ГБОУ «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1293»

Населенный пункт: г. Москва

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос качества современного образования. В существующих условиях оптимизации системы дополнительного образования становится очевидным, что инновационные технологии не являются единственным средством регулирования существующих проблем. Их решение во многом оказывается возможным лишь при высоком уровне профессионализма педагогических кадров. Профессионализм педагога выступает теперь не только и не столько в качестве вопроса его престижа, он является важнейшим условием его конкурентоспособности на рынке современных образовательных услуг.

Понятие “профессионализм” несет большую смысловую нагрузку, оно включает в себя не только владение специалистом знаниями, умениями и навыками, но и подразумевает личностные особенности конкретного человека. Определяющим фактором профессионализма педагога дополнительного образования является степень соответствия личности и выбранной профессии (склонности, внутренняя мотивация). При этом одним из важнейших критериев профессионализма в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в высоком уровне усвоения материала образовательной программы воспитанниками и их неподдельном интересе к занятиям.

Характеризуя профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, можно выделить три основных аспекта: специальный, социальный и личностный.

  • Специальный аспект отражает степень владения педагогом соответствующими знаниями, умениями и навыками, способность рационально организовать и активизировать деятельность детского коллектива.
  • Социальный аспект отражает стиль общения с воспитанниками, родителями и коллегами, поведение в стрессовых ситуациях.
  • Личностный аспект отражает индивидуальные психологические черты педагога, его поведение, внешний вид, речевую культуру, тембр голоса, отличительные особенности мимики и жестов.

В современных условиях получить хорошее образование означает не только приобрести определённый объём знаний, необходимо быть подготовленным к жизни, уметь грамотно использовать полученные знания в конкретной ситуации. Это становится возможным лишь благодаря непосредственному влиянию личности педагога на формирующуюся личность ребёнка. Педагог способный “зажечь”, повести за собой, увлечь своим делом – это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают дети. Желание быть похожим на своего наставника нередко обуславливает и выбор будущей профессии воспитанников. Это подтверждается исследованиями, проведёнными среди столичных студентов педагогических специальностей. Так, за последние десять лет, в основном сохраняется приоритетность факторов, влияющих на выбор профессии. Большинство молодых педагогов, принявших участие в исследовании, избрали профессию по примеру любимого учителя.

Таким образом, помимо передачи знаний и опыта педагог дополнительного образования закладывает устойчивые жизненные ориентиры подрастающего поколения. Именно поэтому к его личности предъявляются самые высокие требования, отвечающие запросам современного общества:

  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • ответственность и дисциплинированность;
  • стремление к овладению новыми знаниями;
  • владение современными информационными технологиями;
  • владение коммуникативными навыками;
  • активность в творческой деятельности;
  • тактичность и беспристрастность;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • оптимизм, любовь к жизни и людям.

Если в системе отношений “педагог – дети”, личность педагога занимает позицию “над”, это практически исключает партнёрские взаимоотношения, лишает общение атмосферы доверия. Лишь пребывая с детским коллективом в “одной плоскости”, когда глаза находятся на одном уровне, возможно выстроить общение, исключающее давление на собеседника, разрушающее его личностную свободу. Н.Е.Щуркова отмечает, что при взаимоотношениях “наравне”, не стоит бояться, что дети перестанут уважать педагога, ведь стратегию деятельности видит и проецирует педагог, так как он всегда видит и понимает больше. Остерегаться такого рода отношений может лишь тот педагог, профессиональная подготовка которого не соответствует интеллектуальному уровню развития воспитанников. Ему приходится внешне подчёркивать своё иллюзорное преимущество, апеллируя к административным полномочиям.

Внимание и забота взрослых, в частности педагога дополнительного образования, как одного из наиболее значимых фигур в окружении ребёнка, создаёт проекцию на всю его дальнейшую жизнь. Часто, занятые материальным благополучием семьи, родители не имеют возможности уделить ребёнку необходимого времени. А, как известно, дефицит любви в детстве неизбежно ведёт к такому поведению человека, когда он оказывается неспособным доверять своим ближним. И напротив, подаренные в своё время участие и тепло помогают мобилизовать силы в напряжённые моменты жизни.

Таким образом, на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования при прочих равных условиях коренное влияние оказывают его индивидуальные особенности. Личностные качества педагога представляют собой ту основу, на которой формируется вся его профессиональная деятельность, это фундамент его профессионализма.

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. Учебно-методическое пособие. – М.: АНО “Диалог культур”, 2007.

  2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

  3. Профессиональное становление молодых педагогов в московских школах. Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр “Школьная книга”, 2007.

  4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. МПА, М., 1995.

  5. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2007.

Опубликовано: 13.09.2017

Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором

Профессионально значимые личностные качества

Педагога дополнительного образования

Личные качества, необходимые педагогу дополнительного образования:

· быть доброжелательным и чутким;

· разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и

· иметь широкий круг интересов и умений;

· быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

· иметь живой и активный характер;

· обладать чувством юмора (но без сарказма);

· проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

· иметь творческое, возможно нетрадиционно, личное мировоззрение

Профессиональные качества, необходимые педагогу дополнительного образования, проявляются в умении:

· строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования обучающихся;

· модифицировать образовательные программы;

· стимулировать творческие способности обучающихся;

· работать по специальному рабочему плану;

· консультировать обучающихся;

Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором

дополнительного образования детей, способным на:

· самоутверждение и проявляющий ответственность, активность.

Без этих свойств не может быть личности педагога как субъекта педагогической деятельности.

Специфика труда педагога дополнительного образования заключается, прежде всего, в творческом характере профессиональной деятельности. В то же время педагог не выполнит своей функции в обновлении образования, если не будет профессионально подготовлен к элементарному исследованию, осмыслению и коррекции своего опыта. Поэтому педагогу дополнительного образования необходимо владеть:

· знанием психолого-педагогических основ теории творчества;

· знанием современных методов исследования, умением проводить творческий анализ литературы, организовать и осуществить собственный эксперимент, обобщить и оценить его результаты;

· умением анализировать учебную и воспитательную работу с детьми;

· умением находить в ней свои оригинальные подходы, обоснованно и компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию, формы, методы, средства обучения и воспитания детей;

· умением управлять своим психическим состоянием, находить оптимальные решения, рационально использовать индивидуальный стиль, эрудицию, воображение, импровизацию;

· умением видеть в ребёнке творческое начало, оригинальность видения мира, его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять их творческое развитие.

Таким образом, важное значение в непрерывном процессе образования выступает повышение профессиональной и научной квалификации специалистов дополнительного образования детей. Всемерно стимулируя на учебных занятиях детское творчество, сам педагог должен быть, как минимум творческой личностью. В противном случае образование творчески ориентированной личности ребёнка становится более чем проблематичным.

Высшим уровнем совершенства педагогической деятельности называют педагогическим искусством-это синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

Педагогическое искусство-это, совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Существенной стороной педагогического искусства является педагогическое творчество, хотя, строго говоря, педагогический труд нетворческим не бывает, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество при всей специфике имеет много общего с деятельностью артиста, писателя, учёного.

Сущность педагогического творчества одни исследователи видят в сочетании умения педагога действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях. Другие исследователи считают, что специфика педагогического творчества всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведёт к развёртыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой – педагог сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития.

Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию ,,педагогической” действительности, в центре которой стоит ребёнок ( ученик, воспитанник ).

При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как:

· систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний;

· создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности.

К внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов и индивидуально-психологических свойств личности (интуиция, воображение, осознаваемая и неосознаваемая самокритичность, трудолюбие, высокая языковая культура). Внутренние предпосылки способствуют формированию компонентов творчества:

· педагогическая техника;

· педагогическая культура (мышление и самосознание)

· самостоятельная профессиональная позиция.

Компоненты творчества-содержательные элементы личности педагога,продукты отражения педагогической действительности в чувствах, сознании, памяти результатах творческих сил и возможностей педагога. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность происходит их совершенствование, на их базе формируется самостоятельная профессиональная позиция педагога: от профессионализма к мастерству, от мастерства к подвижничеству. Отсюда напрашивается вывод: при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные успехи.

Творческий потенциал педагога дополнительного образования – это своеобразная характеристика степени его готовности к профессионально-творческой деятельности в условиях непрерывных педагогических инноваций в образовании. Чем выше потенциал, тем более сложные социально и лично- значимые проблемы и творческие задачи, способен решать педагог дополнительного образования.

Педагог- исследователь А.И.Щетинская выделяет и обосновывает уровни развития творческого потенциала педагога:

· Очень низкий уровень.У педагога периодически прослеживается стремление к изучению и фрагментарному применению передового опыта, т.е. он имеет низкую мотивацию и часто недостаточную профессионально-педагогическую культуру и низкий уровень творческих способностей, которые в совокупности не позволяют ему самостоятельно овладеть передовым педагогическим опытом в полном объёме.

· Низкий уровень. Педагог включен в коллективную инновационную деятельность по решению локальных творческих задач и проблем.

· Высокий уровень.Педагог вовлечён в коллективную инновационную деятельность по решению как локальных, так и стратегически значимых для коллектива инновационных задач и проблем.

· Высокий уровень. Педагог самостоятельно организует собственные локальные дидактические и педагогические эксперименты и параллельно овладевает методологической культурой исследовательской деятельности.

· Очень высокий уровень.Педагог способен к разработке авторской концепции и её эффективному применению и распространению.

Творческий потенциалпедагога проявляется через:

· высокий уровень мотивации к творческой инновационной деятельности;

· рост профессиональной компетентности;

· методологическую культуру педагогического мастерства;

· степень включённости в инновационную деятельность;

· конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Степень развитиятворческого потенциала педагога зависит от следующих факторов и условий:

· от актуализации приоритетных педагогических проблем для отдельно взятого учреждения дополнительного образования детей, которые одновременно были бы актуальны для конкретного педагога;

· от степени интегрированности, вовлечённости педагога в коллективную инновационную деятельность;

· от стремления и способностей педагога к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию;

· от степени вовлечённости педагога в методическую деятельность; работу методических объединений от степени участия в эксперементальных площадках, семинарах, конференциях и в индивидуально-личностных контактах с учёными и т.п.

Творческий потенциал педагога проявляется в умении создать ситуации успеха для ребёнка, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности педагога. Это умение:

· помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;

· перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его;

· подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному ребёнку;

· создать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне;

· определить этапы совместной деятельности педагога и ребёнка и продиагностировать каждый из них;

· работать в поисковом режиме и стремиться к его совершенствованию.

Всё выше сказанное подводит к пониманию выражения ,, профессиональная культурапедагогадополнительного образования”,которая естественнобазируется на знании закономерностей педагогики как науки, возрастной психологии и физиологии, основ гигиены и медицины, этики и эстетики, практической экономики и экологии, социологии и философии образования.

Профессиональная культура педагога интегрирует общую и специальную культуру личности и представляет непрерывный процесс, протекающий в системе педагогического последипломного образования в традиционных и инновационных формах.


Последние несколько лет в отечественном
образовании характеризуются возрождением
интереса к воспитательному и образовательному
пространству вне уроков, к свободному времени
учащихся, к содержательной организации их
досуга.

Основными задачами дополнительного
образования являются: создание благоприятных
условий для проявления творческих способностей,
организация реальных дел, доступных для детей и
дающих конкретный результат, внесение в жизнь
ребенка романтики, фантазии, оптимистической
перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на
удовлетворение потребностей детей и молодежи в
неформальном общении, ориентирована на личность
ребенка и развитие его творческой активности.
Дополнительное образование дает ребенку
реальную возможность выбора своего
индивидуального образовательного пути. По сути
дела, дополнительное образование увеличивает
пространство, в котором школьники могут
развивать свою творческую и познавательную
активность, реализовывать свои лучшие
личностные качества, т.е. демонстрировать те
способности, которые зачастую остаются
невостребованными в основной системе
образования. В дополнительном образовании
ребенок сам выбирает содержание и форму занятий,
может не бояться неудач. Все это создает
благоприятный психологический фон для
достижения успеха, что, в свою очередь,
положительно влияет и на учебную деятельность.
Дополнительное образование школьников
реализуется руководителями различных
творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все
особенности его организации, содержания и
методики, подчиняется всем закономерностям
образовательного процесса: оно имеет цели и
задачи, определяемое ими содержание,
взаимодействие педагога с детьми, результат
обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не
являются единственным средством реформирования
образования. Главным стратегическим и
технологическим ресурсом всегда был и остаётся
именно педагог, от профессионализма,
нравственных ценностей, интеллекта которого
зависит качество образования. Сегодня в РФ
насчитывается 18 тысяч учреждений
дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования
входит руководство разнообразной творческой
деятельностью обучающихся в области
дополнительного образования, организация
внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования – один из
важнейших специалистов, непосредственно
реализующих дополнительные образовательные
программы различной направленности. Он
занимается развитием талантов и способностей
школьников, включая их в художественную,
техническую, спортивную деятельность. Он
комплектует состав творческих объединений,
способствует сохранению контингента
обучающихся, реализации образовательной
программы, ведет непосредственную
образовательную деятельность со школьниками в
определенном творческом объединении,
обеспечивая обоснованный выбор форм, методов,
содержания деятельности. Участвует в разработке
авторских образовательных программ, несет
ответственность за качество их реализации.
Оказывает консультативную помощь родителям по
вопросам развития способностей детей в системе
дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного
образования направлена как на развитие
познавательной мотивации детей, так и на решение
образовательных задач, непосредственно
отвечающих жизненным потребностям детей, что
позволит им в будущем прогнозировать в различных
жизненных ситуациях возможности применения
знаний и навыков, получаемых в системе
дополнительного образования. Именно педагоги
дополнительного образования призваны
интегрировать усилия по физическому,
интеллектуальному, нравственному развитию
личности.

Педагог дополнительного образования должен
обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального
    развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных
    обязанностей, связанных с обучением и
    воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру
    своих взглядов и постоянному
    самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют
на развитие личности детей в системе
дополнительного образования, важнейшим является
профессионализм педагога. Только рядом с
мастером может вырасти другой мастер, воспитать
личность может только другая личность, лишь у
мастера можно научиться мастерству.
Профессионализм педагога является основой для
формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или
профессионализация педагога, – целостный
непрерывный процесс становления личности
специалиста. Процесс профессионализации – лишь
одно из направлений развития личности, в рамках
которого разрешается специфический комплекс
противоречий, присущих социализации личности в
целом.

С момента выбора профессии ведущим
противоречием профессионализации становится
степень соответствия личности и профессии, что
является главным условием высокого
профессионального мастерства любого
специалиста. Причем личностный склад может быть
благоприятен для одного вида деятельности и
совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько
стадий, в ходе которых осуществляется взаимное
согласование и выработка определенных способов
выполнения личностью профессиональных
требований. О творческом отношении человека к
выполнению им профессиональной деятельности
свидетельствует тот факт, что специалист не
только применяет свои способности, добиваясь тем
самым успешности в деятельности, но и активно
относится к делу, в результате чего вносит
изменения в саму деятельность. Только в этом
случае возможно введение инноваций со стороны
специалиста. Проявляется не только прямая
зависимость способностей и деятельности, но и
обратная, когда способности человека оказывают
влияние на деятельность и вызывают в ней
изменения.

Специалисты в области психологии труда
разработали конкретные положения,
характеризующие соответствие личности
профессии. Выделяют следующие особенности
личности, необходимые для профессиональной
деятельности:

  • способности и предрасположенность к работе
    определенного типа, причем это могут быть как
    чисто физические, так и психические,
    психологические качества;
  • знания и навыки, необходимые для определенной
    работы; это то, чему человек может научиться,
    приобретенное специальное образование и
    практический опыт;
  • склонность и желание работать, иначе — воля и
    мотивация. Следует различать мотивацию
    внутреннего плана (интерес, чувство
    ответственности, стремление к мастерству) и
    внешнего (деньги, поощрения, статусные и
    престижные аспекты). Наиболее положительное
    воздействие как на познавательные процессы, так
    и на личность в целом оказывает внутренняя
    мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки
профессиональной пригодности человека к
деятельности, значительное развитие которых
свидетельствует о высоком профессионализме
работника. Это необходимая скорость работы,
точность работы, безвредность работы для
психофизиологического состояния организма
человека, когда нет истощения сил и человек
восстанавливает свою работоспособность после
отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной
оценки себя как профессионала при высокой
экспертной оценке со стороны коллег через
публичные благодарности, грамоты, признание
руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем
потребность во внешних знаках внимания и
признании выше, и тем, как правило, ниже
профессионализм. Высокая экспертная оценка
является показателем профессионализма человека.
Критериями этого могут быть консультации коллег
по профилю специалиста. Частота обращений к
работнику по проблематике, связанной с его
профессиональной деятельностью, может также
служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность
специалиста адаптироваться к неблагоприятным
условиям деятельности, а также его
социализированность в целом. Развитый интеллект
может остаться только потенциальной
возможностью человека, если личностные качества
не позволяют его применять. Например, человек
может обладать высоким уровнем развития
способностей, но конфликтные особенности
личности не позволяют ей эффективно
реализоваться. К последним относятся постоянное
подсчитывание того, кто сколько времени
отработал, кто сколько получил за это, претензии
в очередности получения социальных благ,
стремление установить очередность в отношении
каких-либо мероприятий. Это так называемые
спорщики, которые скорее реализуют во вне свое
внутреннее напряжение, нежели действительно
попытаются предложить решение проблемы. Их
личная позиция чаще всего пассивного характера,
т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность
трудом активно влияет на эффективность
профессиональной деятельности, а именно: чем
выше удовлетворенность содержанием и условиями
профессиональной деятельности, тем выше
эффективность труда человека. Следовательно, от
человека всегда всем недовольного,
возмущающегося и критикующего, ожидать высокого
профессионализма не приходится. При этом человек
относит себя к категории удовлетворенных или не
удовлетворенных деятельностью, используя
систему субъективных критериев. Строгость этих
критериев зависит от уровня притязаний личности.
При прочих равных условиях удовлетворенность
трудом будет тем выше, чем ниже уровень
притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во
многом зависит от внутреннего и им регулируется.
Поэтому очень важно уметь сохранять и
поддерживать здоровое психическое состояние,
тем более что деятельность педагога подвержена
сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной
пластичности нашей нервной системы писал И.П.
Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей
степени саморегулирующаяся, сама себя
поддерживающая, восстанавливающая, направляющая
и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все
это осуществлялось, необходимо в данном
направлении предпринимать какие-то действия.
Пяти- десятиминутная тренировка центральной
нервной системы должна стать для учителя (и
педагога дополнительного образования) делом
привычным, как утренняя гимнастика.

Термин “профессиональная компетентность”
начал активно употребляться в 90-е годы прошлого
века, а само понятие становится предметом
специального всестороннего изучения многих
исследователей, занимающихся проблемами
педагогической деятельности .

Под профессиональной компетентностью педагога
дополнительного образования понимается
совокупность профессиональных и личностных
качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать
педагога д/о, который на достаточно высоком
уровне осуществляет педагогическую
деятельность, педагогическое общение, достигает
стабильно высоких результатов в воспитании
учащихся.

Развитие профессиональной компетентности –
это развитие творческой индивидуальности,
формирование восприимчивости к педагогическим
инновациям, способностей адаптироваться в
меняющейся педагогической среде. От
профессионального уровня педагога напрямую
зависит социально-экономическое и духовное
развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе
образования, делают необходимостью повышение
квалификации и профессионализма учителя, т. е.
его профессиональной компетентности. Основная
цель современного образования – соответствие
актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства, подготовка
разносторонне развитой личности гражданина
своей страны, способной к социальной адаптации в
обществе, началу трудовой деятельности,
самообразованию и самосовершенствованию. А
свободно мыслящий, прогнозирующий результаты
своей деятельности и моделирующий
образовательный процесс педагог является
гарантом достижения поставленных целей. Именно
поэтому в настоящее время резко повысился спрос
на квалифицированную, творчески мыслящую,
конкурентоспособную личность педагога,
способную воспитывать личность в современном,
динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно
определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих
    группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах,
    мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования
профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути
    решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

.В педагогической литературе часто
используются и уже „устоялись ” термины компетенция,
компетентность.

Лексическое значение понятия „компетентный
в словарях трактуется как „осведомлённый,
авторитетный в какой-либо области.” А
компетенцию „Толковый словарь русского
языка”определяет как круг вопросов, явлений, в
которых данное лицо обладает авторитетностью,
познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности
занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский,
Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих
исследователей раскрыты такие аспекты
педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как педагог анализирует,
    планирует, организует, контролирует, регулирует
    учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность
    педагога на учащихся, как он учитывает
    индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и
    методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно
следующим образом:

  1. Саморегулировать эмоциональные состояния,
    например, через внешнее проявление эмоций.
    Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если
    внимание человека переключится от причины
    эмоций на их проявление – выражение лица, позу и
    т.д. Обозначение эмоционального состояния
    словами и разговор о том, как оно протекает, также
    способствуют снижению напряжения. А вот разговор
    о причине появления состояния только усиливает
    эмоциональные переживания.
  2. Уметь управлять своей мимикой. Это и
    расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика
    перед зеркалом, и простое изображение “рож”
    перед зеркалом.
  3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда
    относятся тренинговые упражнения на
    расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  4. Управлять темпом психических процессов.
    Применение комплексов дыхательных упражнений.
  5. Осознанно создавать ситуации для психической
    разрядки. Это могут быть игры, прогулки,
    хобби-всё, что может помочь восстановить
    душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога,
являясь важным фактором развития личности
ребёнка, должен обязательно сочетаться с его
физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога
относятся:

  • педагогическая направленность – важнейшее
    качество, которое представляет доминирующую
    систему мотивов, определяющую поведение
    педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание – умение
    определить важность педагогических задач в
    зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление – овладение системой
    средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия – способность
    педагога к самоанализу;
  • педагогический такт – отношение к ребёнку как
    главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о
является умение стимулировать собственную
творческую деятельность и творческие
способности учащихся. В системе дополнительного
образования акцент делается не столько на
объяснение детям того или иного предметного
знания, сколько на развитии их интереса к
расширению индивидуально значимого знания. Роль
педагога в дополнительном образовании
заключается в организации естественных видов
деятельности детей и умении педагогически
грамотно управлять системой взаимоотношений в
этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя – это
синтез профессионализма (специальная,
методическая, психолого-педагогическая
подготовка), творчества (творчество отношений,
самого процесса обучения, оптимальное
использование средств, приёмов, методов
обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И
на сегодняшний день становиться очевидным, что
из простой суммы знаний “сложить”
компетентного профессионала невозможно,
огромным чувством ответственности должен
обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *