Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Что такое профессиональные компетенции

Профессиональные компетенции – это способность выполнять профессиональные обязанности или конкретную профессиональную задачу. Подразумевается, что вы способны качественно выполнить работу и достичь необходимый результат.

Компетенция деятельности показывает, что вы обладаете всем набором знаний и у вас есть опыт, который способствует выполнению должностных обязанностей.

При этом, в одной компетенции может быть целый набор навыков. Это свидетельствует о том, что понятие профессиональной компетенции намного шире, чем навык или hard skill.

IX Открытый Региональный чемпионат профессионального мастерства
«Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)-2021Техническое описание компетенции Т69 Дополнительное образование детей и взрослыхИнструкция по охране труда и технике безопасностиПрограмма проведения соревнований IX Открытого Регионального чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)-2021 по компетенции T69 «Дополнительное образование детей и взрослых»https://www. youtube. com/embed/lciZ_HDSL1I?feature=oembed&wmode=opaque

Что такое профессиональные компетенции и как управлять компетенцией?

Для каждого специалиста важен набор навыков, которые помогают ему в работе. Эти навыки относятся к профессиональным компетенциям. Так что давайте выясним, что такое профессиональные компетенции, как они помогают, для чего нужны и каким образом происходит управление компетенциями.

С определением слова компетенция, вы сталкиваетесь каждый день на работе, выполняя свои основные функции. С латинского competere (компетенция) переводится как соответствовать или подходить. Получается, что компетенция – ничто иное, как наше соответствие к конкретному виду деятельности и умение выполнять поставленные задачи, благодаря нашим навыкам и знаниям. А теперь перейдем к более четкому определению профессиональной компетенции.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  профессиональной переподготовки (250 ак

Ответьте на вопросы, сохраните данный
файл и отправьте для проверки преподавателю.

Что такое «компетенция»? Компетенция — это
личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс
профессиональных задач.

Что такое «профессиональная компетентность»?

Профессиональная компетентность педагога ДО – совокупность профессиональных
и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Какие виды компетенций педагога
дополнительного образования предложены учеными и практиками?

Компетенция “Педагогическая
оценка развития, обучающегося”

Компетенция “Проектирование и
планирование педагогического процесса по развитию учащихся”

Компетенция “Организация
образовательного процесса в учреждении дополнительного образования”

Компетенция “Установление
дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических
результатов”

Компетенция ” Управление
взаимоотношениями с учащимися, их родителями, коллегами”

Компетенция “Работа в команде
педагогов учреждения дополнительного образования”

Компетенция “Самодиагностика
уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного
образования”

Компетенция “Профессиональное
развитие в условиях учреждения дополнительного образования”

В каком нормативном правовом документе
представлены профессиональные компетенции педагога дополнительного образования?

Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н

“Об утверждении профессионального
стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”

Каковы пути развития профессионализма
и профессиональной компетентности педагога дополнительного образования и
педагога-организатора?

Работа в
методических объединениях, творческих группах;

Инновационная
деятельность, освоение новых

Различные формы
педагогической поддержки;

Активное участие
в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция
собственного педагогического опыта;

Профессиональные компетенции педагога дополнительного образования детейРазделы:

Дополнительное образованиеОбщие сведенияОсновные цели вида профессиональной деятельности:

  • организация деятельности обучающихся МБО ДО ДТДиМ «Радуга» (далее ДТДиМ «Радуга») по усвоению знаний, формированию умений и компетенций в процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ (далее ДОП);
  • создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей обучающихся ДТДиМ «Радуга», удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации в условиях дополнительного образования детей (далее ДО);
  • обеспечение достижения обучающимися ДТДиМ «Радуга» оптимальных для них результатов освоения ДОП.

Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности)См. продолжение статьи

25 апреля 2022 года на базе ЦДО «Сэргэ» прошел I районный обучающий семинар для педагогов дополнительного образования «Развитие «4К» компетенции обучающихся в дополнительном образовании». Семинар проводился с целью создания условий для повышения уровня профессиональных навыков педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта в области развития компетенции «4К» у обучающихся с помощью актуальных и результативных образовательных технологий. Организаторами Семинара выступили муниципальное казенное учреждение «Районное управление образование» МО «Ленский район» и муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Сэргэ» МО «Ленский район», которое, в свою очередь, является Муниципальным опорным центром Ленского района.

Спикерами на семинаре были – Барбашова Анна Сергеевна, руководитель МКУ ДО «Сэргэ», МОЦ Дуплинская Евгения Сергеевна, заместитель директора по УВР МКУ ДО «Сэргэ», Дробышева Саргылана Валерьевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО «Сэргэ».

Содержание семинара было насыщенным:

  • SoftSkills педагога дополнительного образования. Компетенция «4К» (Е.С. Дуплинская).
  • HR, маркетинг, позиционирование в дополнительном образовании. Правила успешного питчинга (А.С. Барбашова).

Профориентационная деятельность в дополнительном образовании (Е. Дуплинская).

В течение всего дня педагоги активно принимали участие в обсуждении актуальных тем в системе дополнительного образования, на практике применяли различные образовательные инструменты по развитию и тренировке SoftSkills и навыков 21 века, разрабатывали и защищали проекты, используя различные виды питчинга, приняли участие в мастер-классе Саргыланы Дробышевой по применению элементов квазипрофессиональной технологии на занятиях выпускной группы в рамках профориентацонной деятельности учреждения.

Результатом семинара стала разработка и представление творческих проектов («Доброе кино детям», «Юный Davinci», «Поверь в себя», семейный клуб «Мы вместе», «PROдвижение»), которые уже в ближайшее время будут реализованы в рамках деятельности Муниципального опорного центра. Хочется отметить, что координаторами реализации проектов станут сами педагоги — авторы проектов, а помощь им окажет Ассоциация молодых педагогов Ленского района.

В завершении все участники поделились впечатлениями и получили сертификаты участников семинара.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Концепция модернизации российского
образования на период до 2020 года” выделяет
компетентностный подход в качестве
приоритетного.

Зимняя И. считает, что “в общем контексте
европейских тенденций глобализации Совет
культурной Кооперации среднего образования для
Европы определил основные ключевые
компетентности, которые должны освоить молодые
европейцы”.

В настоящее время происходит переориентация
оценки результатов образования с понятий
“образованность”, “общая культура” и т. , на
понятия “компетенция” и “компетентность”.

В литературе широко обсуждаются вопросы
трактовки самих понятий “компетенция” и
“компетентность”. Разработчики “Стратегии
модернизации содержания общего образования”
отмечают, что “понятие компетентности включает
не только когнитивную и
операционально-технологическую составляющие, но
и мотивационную, этическую, социальную и
поведенческую. Оно включает результаты обучения
(знания, умения), систему ценностных ориентаций,
привычки и т.

Не претендуя на исчерпывающий аналитический
обзор всего многообразия подходов к толкованию
понятий “компетенция” и “компетентность”,
скажем, что большая часть авторов остается в
рамках традиционного подхода, направленного на
приоритет обучения, воспитания и развития,
которые определяются “требованиями и нормами к
подготовке выпускника”.

Анализ состояния теории дополнительного
образования, многолетней практики
образовательных учреждений дополнительного
образования позволили дополнить известные
определения понятия “образовательная
компетенция” следующей формулировкой: “образовательная
компетенция” это совокупность социального
опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность
к решению исследовательских задач с
несформулируемым условием.

В этом случае ориентиром цели образования
может быть не “модель выпускника,
соответствующая нормам и требованиям”, но
модель маршрута, проект пути постижения самого
себя, постижения окружающего мира и своего места
в нем, т. модель пути постижения смысла жизни.

Такой подход не противоречит закону “Об
образовании”, который одной из задач
образования ставит “формирование готовности к
социальному и профессиональному
самоопределению”.

Содержательное наполнение понятия
“образовательная компетенция” педагога
дополнительного образования может быть
конкретизировано (классифицировано) по
различным основаниям, например, “по задачам и
видам деятельности” (Зимняя И. ), по уровням
познавательной деятельности, по методам
продуктивной деятельности и др.

Можно эффективно использовать свободное от
школьных занятий время. И это не будет
перегрузкой. Смена видов деятельности (по
И. Павлову), занятия любимым делом – лучший вид
отдыха (творческая деятельность, спорт, туризм и
т.

При таком подходе содержание термина
“дополнительное” составитель психологического
словаря А. Редер толкует так: “дополнение – то,
что завершает что-нибудь”.

В этом случае дополнительность можно
рассматривать как механизм обеспечения полноты
и целостности чего-либо, например, обеспечение
некоей полноты, целостности, завершенности
образа.

Основное образование полное в пределах
госстандартов; дополнительное – с учетом
индивидуальных образовательных потребностей и
интересов в том или ином направлении творчества.

В сфере дополнительного образования сложилась
многоступенчатая система организационных форм,
каждая из которых имеет свое особенное
функциональное назначение: кружки, учебные
факультативы и практикумы, элективные курсы,
студия, клуб, научное общество, малая академия
наук, профильные школы (музыкальные, спортивные,
художественные и др.

Дополнительное образование можно
рассматривать как процесс “штучной выделки”
людей, романтически увлеченных конкретным делом,
на основе их индивидуальных природных задатков и
способностей, мотиваций и ценностных ориентаций.

Результаты дополнительного образования в
форме общественной презентации (выставки,
фестивали, конференции, соревнования и т. )
оцениваются путем присвоения различных званий
(дипломант, лауреат, чемпион, квалификационные
разряды и звания – мастер спорта и т

Большая часть педагогов дополнительного
образования – это профессионалы в конкретных
отраслях науки, производства, спорта, туризма,
искусства и др.

Приоритетным методом в дополнительном
образовании является метод
учебно-исследовательской деятельности.

Исследование как один из видов познавательной
деятельности представляет собой управляемый
процесс выработки новых знаний и
характеризуется объективностью,
воспроизводимостью, доказательностью,
точностью.

Цель учебно-исследовательской деятельности,
как правило, отражает стремление индивида:

  • к познанию окружающего мира на уровне выявления
    и осознания, понимания закономерностей развития
    природных явлений;
  • к продуктивной деятельности, направленной на
    создание устройств, сооружений, моделей (макетов)
    комплексов обеспечивающих успех в
    стратегических направлениях развития
    научно-технического и социально-экономического
    прогресса;
  • к решению проблем научно-технического
    прогресса, социально-экономических и
    гуманитарных задач, обеспечивающих реальное
    улучшение качества условий жизни и
    благосостояния людей.

Большая часть работ учащихся выполняется с
использованием современных компьютерных
технологий, сопровождается графическим
оформлением количественных показателей
(диаграммы, графики), систематизированными
таблицами, видиофильмом.

При этом взаимодействие педагога
дополнительного образования и обучающегося
схематически может быть представлено следующим
образом (рис.

Педагог дополнительного образования
(профессионал в конкретной области науки,
техники, искусства и т. ) воздействует не на
школьника, но на предмет общего интереса,
предъявляя обучающемуся образцы действий,
сопровождая их соответствующим комментарием,
“освещая” их “светом” различных
образовательных областей. Обучающийся как бы
присваивает, адаптирует опыт, знания, умения
обучающего, использует различные источники
информации для обеспечения быстрого успеха в
освоении заинтересовавшего его предмета или
направления деятельности.

Субъекты образовательного процесса действуют
как партнеры, стремящиеся к высотам мастерства и
общественного признания. Уровень обучения и
развития определяется здесь мерой совместного
труда педагога, обучающегося и его родителей, т. всех субъектов образования, заинтересованных в
быстром успехе.

Построим модель содержания “образовательной
компетенции” педагога дополнительного
образования.

Для решения этой задачи мы используем идею
Д. Гилфорда, построившего трехмерную модель
искусственного интеллекта. Подобный подход
применялся И. Лернером, В. Разумовским при
построении моделей содержания образования.

Кубик-трансформер как модель содержания
“образовательная компетенция” позволяет
уяснить и систематизировать ряд свойств и
отношений в структуре содержании
рассматриваемого понятия (Рис.

Рис. Интегративная модель
структуры понятия “образовательная
компетенция” педагога дополнительного
образования.

Вектор А – уровни формирования
образовательной компетенции, включающие в себя
следующие компоненты: А1 –
теоретико-методологический; А2 –
общеметодический; А3 – частно-методический.

Вектор В представляет современные средства
формирования “образовательной компетенции”: В1
– телевидение, видео-компьютерные системы; В2 –
мультимедиа, кейс технологии; В3 – средства
виртуальной реальности; В4 – электронный офис,
поисковые системы; В5 – интернет, электронная
почта, электронные конференции, чаты.

Вектор С отражает основные компоненты
содержания понятия “образовательная
компетенция”: С1 – лингвистическая; С2 –
естественно-научная; СЗ – математическая; С4 –
художественно-эстетическая; С5 –
психологическая; С6 – здоровьесбрегающая; С7 –
информационно-коммуникативная; С8 –
социально-педагогическая; С9 – технологическая.

Предлагаемая модель позволяет уточнить
содержание понятия “образовательная
компетенция” педагога дополнительного
образования, конкретизировать технологии и
методики его проектирования во всех ее
компонентах и существующих между ними
функциональных связей, которые придают ей
устойчивость, целостность и возможность
параметризации содержания в системе
непрерывного образования

Оценочно-результативный компонент
предложенной модели может содержать критерии и
показатели оценки (самооценки) результатов ее
освоения, в том числе: индивидуализация
образовательной компетенции; познавательная
целостность; инновационность ; полнота и
системность видов деятельности;
вариативность; самопознание, саморазвитие,
самовоспитание в процессе
учебно-исследовательской деятельности.

К профессионально значимым качествам педагога
относятся:

  • педагогическая направленность – важнейшее
    качество, которое представляет доминирующую
    систему мотивов, определяющую поведение
    педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание – умение
    определить важность педагогических задач в
    зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление – овладение системой
    средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия – способность
    педагога к самоанализу;
  • педагогический такт – отношение к ребёнку как
    главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о
является умение стимулировать собственную
творческую деятельность и творческие
способности учащихся. В системе дополнительного
образования акцент делается не столько на
объяснение детям того или иного предметного
знания, сколько на развитии их интереса к
расширению индивидуально значимого знания. Роль
педагога в дополнительном образовании
заключается в организации естественных видов
деятельности детей и умении педагогически
грамотно управлять системой взаимоотношений в
этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя – это
синтез профессионализма (специальная,
методическая, психолого-педагогическая
подготовка), творчества (творчество отношений,
самого процесса обучения, оптимальное
использование средств, приёмов, методов
обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И
на сегодняшний день становиться очевидным, что
из простой суммы знаний “сложить”
компетентного профессионала невозможно,
огромным чувством ответственности должен
обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Аннотация

Национальные стратегические документы определяют главную цель системы образования – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождения Российской Федерации в число ведущих стран по качеству образования. Важнейшим элементом образовательной системы является педагог, который должен обладать ключевыми профессиональными компетенциями, владеть актуальными образовательными технологиями и быть активным участником развития системы образования. В этой связи системе дополнительного профессионального образования в регионе уделяется повышенное внимание. Особый подход в данной системе используется в работе с педагогами интернатных учреждений. В статье рассматривается понятие профессиональная компетентность в системе дополнительного профессионального образования. Уточняются особенности совершенствования профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования. Представлены основные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога учреждения интернатного типа.

профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование, самообразование, интернатное учреждение, профессиональные дефициты, professional competence, additional professional education, self-education, residential institution, professional deficits.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панасенкова М. 1, Скорик Е. 2, *

1, 2 Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации
и переподготовки работников образования, Ставрополь, Россия

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование, самообразование, интернатное учреждение, профессиональные дефициты.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHING STAFF OF BOARDING SCHOOLS
IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Panasenkova M. 1, Skorik E. 2, *

1, 2 Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining
of Education Workers, Stavropol, Russia

National strategic documents define the main goal of the education system – to ensure the global competitiveness of domestic education and the entry of the Russian Federation among the leading countries in terms of education quality. The most important element of the educational system is a teacher who must possess key professional competencies, possess relevant educational technologies and be an active participant in the development of the education system. In this regard, increased attention is paid to the system of additional vocational education in the region. A special approach in this system is used to work with teachers of boarding schools. The article discusses the concept of professional competence in the system of additional professional education. The peculiarities of improving the professional competence of a teacher in the system of additional professional education are clarified. The main directions of improving the professional competence of a teacher of a residential institution are presented.

Keywords: professional competence, additional professional education, self-education, residential institution, professional deficits.

Сегодня особое значение придается способности всех членов общества обучаться на протяжении всей жизни, овладевая, зачастую, абсолютно новыми знаниями и умениями в самые кратчайшие сроки. Особенно это касается педагогов, требования к которому прописаны в профессиональном стандарте.

Одним из условий реализации профессионального стандарта педагога выступает организация современной системы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, но не в привычном нам понимании обновления профессиональных умений и знаний, а расширение нового профессионального пространства педагогических работников как показателя их профессиональной компетентности.

Профессиональное становление, в контексте расширения обновленного профессионального пространства, демонстрирует себя в способности педагогических работников к рефлексии своего профессионального уровня, к выявлению, формулированию и решению новых педагогических задач разного уровня мотивации, в совершенствовании педагогических компетенций, а также в самообразовании.

На современном этапе развития системы образования процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования является фундаментальным базовым компонентом получения знаний и умений в профессиональной сфере.

Поэтому необходимо организовать такое пространство, которое будет направлено на развитие компетентности педагогических работников интернатных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования.

Самым действенным фактором сохранения и развития потенциала образовательного пространства, адаптации к динамично меняющимся условиям остается профессиональная компетентность педагога, которая понимается как формирование своевременного реагирования к различным вызовам, развитие творческой индивидуальности, адаптивности в постоянно меняющейся образовательной среде.

Проведенный анализ показывает, что в представленных интерпретациях наблюдается разнообразие и разноплановость термина «компетентность», что свидетельствует о сложности и многогранности этого понятия.

Происходящие изменения в системе образования, указывают на необходимость повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, т. их профессиональной компетентности. Сегодня становится очевидным, что современному педагогу важно и необходимо постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной компетентности, который продолжается весь период осуществляемой трудовой деятельности.

Одним из условий совершенствования педагогом профессиональной компетентности является система дополнительного профессионального образования, суть которой определяется в опережающей подготовке педагогов, т. своевременное предоставлении им актуальной информации.

Современная система дополнительного профессионального образования призвана выполнять ряд таких важных функций, как:

– компенсаторная, т. восполнение пробелов в базовом (профессиональном) образовании;

– адаптивная, предполагающая оперативную подготовку и переподготовку человека к изменяющимся условиям деятельности и общества;

– инновационная – совершенствование знаний и умений;

– развивающая – формирование педагогической направленности личности;

– ориентационная – осуществление самообразования в межкурсовой период.

В краевом институте развития образования создана система по организации работы с педагогическими работниками учреждений интернатного типа. Особая роль отводится разработке программ по повышению квалификации педагогических работников интернатных учреждений. За последние годы разработаны и реализованы более шести программ повышения квалификации для данной категории слушателей, объем которых составляет от 72 до 108 часов.

Изучение опыта педагогических работников интернатных учреждений и его распространение – одна из ведущих форм повышения профессиональных навыков. В краевом институте развития образования стало традицией использовать мастер-классы лучших педагогов в регионе, а также стажировки в рамках курсовых мероприятий. Кроме того, регулярно организуются научные и практические конференции, съезды, семинары, в ходе которых педагоги края делятся собственным опытом.

Эффективность подготовки педагогических работников в рамках курсовых мероприятий отслеживается с помощью диагностических карт, направленных в первую очередь на выявление имеющихся профессиональных дефицитов, а также итоговых опросников. Самоанализ помогает педагогам проектировать пути становления профессиональной компетентности в новом качестве и на более высоком уровне.

– выстраивание личностной траектории в профессиональном развитии педагогов, с учетом изучения сформированных компетенций;

– повышение компетентности педагогов на основе вскрытых профессиональных дефицитов;

– предоставление педагогам методических материалов;

– организация стажировок.

Практический опыт указывает на то, что пребывание педагогов на обучающих курсах существенно не решает проблемы приобретения ими новых компетенций. Совершенствование педагогами профессиональной компетентности заключается в первую очередь осознанной и целенаправленной деятельностью, личной и профессиональной самореализацией, а также саморазвитием.

Нами разработана модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в условиях института повышения квалификации (см. рисунок 1).

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Рис. 1 – Модель совершенствования профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений

Таким образом, совершенствование профессиональной компетентности педагогов интернатных учреждений в системе дополнительного профессионального образования представляет собой органическую взаимосвязь различных вариантов обучения: в рамка курсовых мероприятий и в межкурсовой период (самообразование, участие в сетевых профессиональных сообществах и др.

Конфликт интересов

Не указан. Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  • Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 2004. – 176с.
  • Большой словарь иностранных слов в русском языке: 20000 слов и словосочетаний. – М.: ЮНВЕС, 2004. – 784с.
  • Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. – М., 2004. – 381 с.
  • Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: учеб. Пособие / С.И. Змеёв. — М.: Академия, 2002. -128с.
  • МитинаЛ.М. Профессиональнаядеятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
  • Морев, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
  • Психология: словарь : А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212 с.
  • Повышение квалификации педагогических кадров (теория и практика). – М.: Изд. Акад. повыш. квалиф. и переподг. раб. обр., 2004. – 73 с
  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года №Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».

Список литературы на английском языке / References in English

Для чего нужны профессиональные компетенции

Выше мы немного изложили важность наличия области компетенций для осуществления ваших должностных обязанностей.

Исходя из набора компетенций, которыми вы владеете, ваш работодатель может оценить вашу роль в компании и развитии бизнеса. А от этого зависит оплата труда и ваш должностной уровень.

Вот, к примеру, главный менеджер с продаж всегда обладает бОльшим спектром профессиональных компетенций, а поэтому его труд оплачивается выше. Все потому что он способен не только выполнять основную работу для увеличения продаж, но и владеет компетенцией управления персоналом, то есть является руководителем своего отдела. На нем лежит большая ответственность за результативность команды, которая напрямую зависит от руководителя.

Управление компетенциями

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

профессиональные компетенции: что это, примеры

Как управлять профессиональными компетенциями? Актуальный вопрос как для работодателя, так и для специалистов любого уровня.

Управление компетенциями – это практика определения ключевых навыков, необходимых сотруднику для достижения целевой производительности в своей конкретной роли, а затем развитие и оптимизация этих навыков для наилучшего согласования с бизнес-стратегией организации.

Профессиональные компетенции показывают наши способности и ценность для работодателя. Каждый раз, в поисках, новой работы или перехода на новую должность, мы сталкиваемся с оценкой наших компетенций. Исходя из чего, делается вывод о наших способностях и позиции (junior, middle и senior). Поэтому так важно постоянно развивать и уметь управлять своими профессиональными компетенциями.

Подбивая итоги, управлять компетенциями возможно, если вы способны определить полный набор навыков и опыта, необходимых для выполнения определенных действий. При этом, постоянно развиваетесь и расширяете свои компетенции.

Виды компетенций

Состоят из личностных, профессиональных качеств и навыков. Представляет модель поведения руководителя. Человек с управленческими компетенциями может и умеет давать распоряжения, сотрудничать в команде и мотивировать сотрудников. При этом, он способен делегировать полномочия.

Коммуникативные

Умение формировать эффективные и прочные связи, благодаря своим навыкам общения (вербальной/невербальной передачи информации и активному слушанию). Во многих научных работах выделяют 3 составляющие этой компетенции: лингвистический компонент (linguistic component), социолингвистический компонент (sociolinguistic component), прагматический компонент (pragmatic).

Корпоративные (ценностные)

Эти компетенции обусловлены и сформированные ценностями компании. Это базовый набор навыков, которые должны  быть у ее сотрудников. Это может быть уровень владения и количество иностранных языков, умения обучаться и работать в коллективе.

Профессиональные (технические)

Собственно, об этих компетенциях и идет речь в нашем материале. Это скопление навыков и знаний для выполнения своей работы. В компетенцию входят исключительно те умения, которые принадлежать конкретной специальности.

Также выделяют такие типы компетенций:

  • индивидуальные компетенции. Личные характеристики, которые помогают в продвижении себя и достижения результатов.
  • лидерские компетенции. Не управленческие, а именно лидерские. Поскольку не все управленцы могут быть лидерами, как и не все лидеры – управленцами. Это больше о том, насколько человек способен вести за собой или направлять для развития личности и специалиста.
  • функциональные компетенции. Относится исключительно к сфере деятельности человека.
  • социальная компетенция. Содержит в себе когнитивные и поведенческие навыки в рамках социальной группы.
  • эмоциональная компетенция. Возможность анализировать свои сильные и слабые стороны, за который отвечает эмоциональный интеллект.

Примеры профессиональных компетенций

Набор профессиональных качеств для руководителя:

  • Наблюдение за другими;
  • Решение конфликта;
  • Эмоциональный интеллект;
  • Навыки коммуникации;
  • Управляйте производительностью;
  • Навыки собеседования;
  • Тимбилдинг;
  • Делегация.

Набор профессиональных качеств для проджект-менеджера:

  • Креативное мышление;
  • Технические возможности;
  • Компьютерная грамотность;
  • Управление данными;
  • Знание оборудования и программ;
  • Политика и планирование.

Набор профессиональных качеств для журналиста:

  • Устные навыки;
  • Письменные;
  • Визуальные;
  • Невербальные коммуникативные навыки.

Ключевые профессиональные компетенции:

  • Работа в команде
  • Ответственность
  • Коммерческая осведомленность
  • Принятие решений
  • Связь
  • Лидерство
  • Надежность и этика
  • Ориентация на результат
  • Решение проблем
  • Организационные навыки
Интервью по компетенциям

Не можем обойти этот пункт стороной в обсуждении профессиональных компетенций. Поскольку есть техники и методы определения этих компетенцию у человека, про которые надо знать.

Каждый интервьюер, психолог, рекрутер или HR способен выделить ваши компетенции, исходя из ваших ответов на смоделированную ситуацию.

Есть такие модели оценки компетенций как STAR и PARLA. В первом случае, STAR выделяет как и каким образом человек решает проблемы, а во втором, как он это делает при невозможности устранить ошибку или при получении негативного опыта и повтором постановке подобной задачи. Анализируя ответ, можно определить, какие компетенции есть у человека.

Обзор документа

Утвержден профстандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”.

Он содержит описание трудовых функций, требования к образованию, обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к исполнению обязанностей.

Цель деятельности – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Профстандарт применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при заключении трудовых договоров, подготовке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Компетенция – это норма (требования) к образовательной подготовке педагога , позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств

Педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога , позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.