Профессионально-педагогическая специальность

4.1.
Система педагогического образования
РФ

представляет собой:


совокупность преемственных профессиональных
образовательных программ среднего,
высшего и послевузовского педагогического
образования;


сеть взаимодействующих между собой
учебных заведений и организаций среднего,
высшего и послевузовского педагогического
образования;


федерально-региональную систему
управления педагогическим образованием.

Указанные
здесь особенности позволяют считать
ее системой непрерывного педагогического
образования. Под
непрерывным педагогическим образованием
понимается последовательное прохождение
цепочки учреждений педагогического
образования с целью подготовки к
конкретной педагогической деятельности,
а также реализация индивидуальных
образовательных траекторий конкретной
личностью с целью удовлетворения её
образовательных потребностей.

Состояние
системы непрерывного профессионального
образования может быть представлено
следующим образом:


допрофессиональная подготовка (школы,
педагогические классы, педагогические
лицеи);


базовое профессиональное образование
(педагогическое училище, педагогический
колледж, педагогический институт,
педагогический университет);


профессиональное совершенствование
(институт (факультет) повышения
квалификации, учебные заведения,
стажировка, методическая работа,
самообразование и пр.);


постдипломное образование соискательство,
аспирантура, докторантура.

Российская
система непрерывного педагогического
образования это динамично развивающаяся
система, которую отличает открытость,
многоступенчатость, многоуровневость,
многофункциональность и гибкость.

Внутри
системы непрерывного педагогического
образования имеют место интеграционные
процессы, проявляющиеся в создании
учебно-научно-педагогических комплексов,
которые объединяют дошкольные
образовательные учреждения, школы,
образовательные учреждения начального,
среднего, высшего и послевузовского
профессионального образования. 

Остановимся
более подробно на получении базового
профессионального образования, которое

можно получить, обучаясь в педагогических
учебных заведениях. Пути получения
педагогического образования различны:

  • среднее
    специальное педагогическое образование
    – в педагогических училищах и
    педколледжах;
  • высшее
    педагогическое образование – в вузах:
    пединститутах, педуниверситетах,
    педакадемиях.

Возможны
варианты получения высшего педагогического
образования: это традиционная
моноуровневая система, готовящая
дипломированного специалиста
и многоуровневая
система высшего образования,
включающая в себя бакалавриат и
магистратуру. Эта система впервые в
нашей стране была введена в 1992 году, и
сейчас прочно вошла в нашу систему
образования.

Многоступечатая
схема подготовки представляет собой:
первые два года – неполное высшее
образование; 4 года обучения по
определенному направлению – квалификация
(степень) бакалавр; еще 2 года
специализированной подготовки –
квалификация (степень) магистр. Если
специалистов готовили для профессиональной
деятельности в отдельной отрасли, то
магистров – для научной работы.

Формы
получения педагогического образования
также вариативны: очная, очно-заочная,
заочная, вечерняя, экстернат.

Показателем
развития системы служит постоянное
обновление содержания и структуры
педагогического образования на всех
ступенях и уровнях, совершенствование
Классификатора специальностей среднего
профессионального педагогического
образования и Перечня направлений
подготовки и специальностей высшего
педагогического образования. В последние
годы в этом направлении велась большая
работа.

Многое
сделано в последнее время по обновлению
содержания педагогического образования.
Впервые созданы и внедрены государственные
образовательные стандарты среднего
профессионального педагогического
образования. Разработаны и утверждены
государственные образовательные
стандарты второго поколения по
специальностям и направлениям высшего
педагогического образования. Их структура
и содержание отражают специфику
подготовки кадров для сферы образования
с учетом новейших достижений науки и
технологии обучения. Впервые были
созданы и утверждены 2 варианта
государственных образовательных
стандартов по “педагогическим
специальностям”. Это, в свою очередь,
позволило сохранить практику подготовки
учителей для малокомплектной и сельской
школ по основной и дополнительной
специальностям без увеличения срока
обучения.

Повышение
требований к качеству педагогического
образования становится насущной
проблемой и условием развития системы
непрерывного педагогического образования,
стимулом обновления содержания
педагогического образования на основе
принципов фундаментальности,
универсальности, интегративности,
вариативности, преемственности и его
практической направленности. 

Высокое
качество предметной, психолого-педагогической,
социогуманитарной и общекультурной
подготовки невозможно без усиления
роли фундаментальной составляющей,
обеспечивающей интеграцию научных
достижений из разных областей знаний
в образование, при формировании содержания
педагогического образования. 

Под
универсальностью педагогического
образования подразумевается полнота
набора дисциплин, составляющих базовую
подготовку в единстве профессионального
и общекультурного компонентов.

Реализация
принципа интегративности обеспечивает
междисциплинарные связи, ориентацию
на формирование целостной картины мира,
создаваемой комплексом базовых дисциплин
на основе взаимодополнительности
содержания и единства цели и требований. 

Вариативность
образовательных программ, которая
позволяет оперативно реагировать на
запросы заказчика, учитывать адресность
подготовки специалистов для системы
образования, достигается за счет гибкого
сочетания дисциплин федеральной
составляющей с дисциплинами
национально-регионального (вузовского)
компонента, курсов по выбору и дисциплин
специализаций. 

Следование
принципу преемственности при формировании
содержания педагогического образования
позволяет реализовать одно из необходимых
условий обеспечения непрерывности
педагогического образования. Принцип
преемственности предполагает достижение
общей для всех уровней педагогического
образования цели – качественную подготовку
кадров на основе согласования
концептуальных подходов при определении
требований к уровню и содержанию
теоретической и практической подготовки
специалистов для сферы образования. Реализации
принципа преемственности обучения
способствует принятая модель стандарта.

Соблюдение
всех вышеперечисленных принципов будет
иметь смысл в том случае, если они будут
соотнесены с запросами рынка образовательных
услуг, заказчика и потребителя, а это
возможно при условии соблюдения принципа
практической направленности педагогического
образования. 

Профессионально-педагогическая специальность

В сфере образования, как и в других
областях материального и духовного
производства, наблюдается тенденция к
внутрипрофессиональной дифференциации.
В связи с этим профессионально-педагогическое
образование было выделено в самостоятельную
отрасль подготовки специалистов.

Согласно
действующему классификатору специальностей
высшего профессионального образования,
педагогические и профессионально-педагоги­ческие
специальности входят в группу
специальностей, объединенных общим
названием «образование».

Профессия
педагог профессионального образования
относится к сложной группе немногочисленных
профессий, функционирующих одновременно
в двух разнородных системах:
«человек-человек», «человек-техника».
Педагог профессионального образования
– это квалификация, имеющая много
специальностей.

Группы специальностей формируются по
профессиональному, а не отраслевому
признаку. Сущность профессионального
принципа формирования групп специальностей
состоит в том, что каждая специальность
может быть отнесена к той или иной
профессии: геолога, металлурга,
медицинского работника, педагога.
Формирование групп по профессиональному
признаку имеет существенное значение
для определения общего для группы
специальностей содержания
общепрофессионального образования.

Понятие «специальность» в сфере
образования можно рассматривать как
категорию, характеризующую направленность
и содержание образования при обучении
в высшем и среднем специальном учебном
заведении; в сфере труда – как
категорию, характеризующую особую
направленность и специфику содержания
труда в рамках профессии, что может
относиться и к рабочим профессиям, и к
профессиям специалистов.

В сфере образования специальность
указывает прежде всего на род деятельности
специалиста и сферу применения его
труда (например: «Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»,
«Сестринское дело» и т.д.). Получить
образование по специальности – значит,
овладеть совокупностью знаний, умений
и навыков, дающих возможность выполнять
определенные профессиональные функции.

Получение специальности «Педагог
профессионального обучения» может
осуществляться в системе высшего (вуза)
и среднего профессионального образования
(колледжи, техникумы).

Высшее профессионально-педагогическое
образование готовит и выпускает
специалистов с квалификацией «Педагог
профессионального обучения». По стандарту
1996 года предусматривается присвоение
квалификации «инженер-педагог»,
«экономист-педагог», «агроном-педагог»,
«модельер-педагог», «дизайнер-педагог»
и другие.

В настоящее время в систему
профессионально-педагогического
образования Российской Федерации входят
83 вуза и 83 образовательных учреждения
среднего профессионального образования.
Мастеров производственного обучения
подготавливают 32 неспециализированных
колледжа, 2 техникума и 3 педагогических
училища. В последние годы многие техникумы
преобразовались в колледжи в связи с
внедрением профессиональных образовательных
программ повышенного уровня. Образовательные
программы в этих учебных заведениях
относят к общей специальности
«Профессиональное обучение».

Характер деятельности педагога
профессионального обучения

Специфика деятельности
профессионально-педагогического
работника состоит в том, что ему как
педагогическому работнику придется
организовывать и осуществлять
производственное обучение на принципах
сочетания его с производительным трудом
без ущерба для образовательного процесса.
Это предъявляет высокие требования к
специальной отраслевой подготовке.
Выполняя функции мастера производственного
обучения, согласно стандарту, педагог
должен иметь уровень квалификации по
рабочей профессии, превышающий планируемый
для выпускников начального профессионального
образования.

Особенности
профессионально-педагогического
образования и подготовки специалистов
в сравнении с педагогической подготовкой
приведены в таблице.

Главное отличие профессионально-педагогического
образования состоит в том, что ППО
нацелено на формирование личности,
способной к эффективной реализации
себя в сфере начального (НПО) и среднего
профессионального образования (СПО),
способной к выполнению всех
профессионально-образовательных функций
по подготовке рабочих и специалистов,
а также способной заниматься подготовкой
кадров на предприятиях, в организациях.
Педагогическое образование ориентировано
на подготовку специалистов для дошкольных
и общеобразовательных учреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *