«Роль методиста в работе учреждения дополнительного образования»
«Великая ценность образования –
это не знания, а действия» (Г.Спенсер)
В учреждении дополнительного образования центре туризма и экскурсий работаю третий год методистом. Качество методической работы напрямую влияет на эффективность воспитательной работы, уровень профессионально-педагогической компетенции педагогов дополнительного образования. Работа с педагогическим коллективом и с каждым педагогом дополнительного образования в отдельности – это постоянное взаимодействие с педагогами путем использования разнообразных подходов с целью создания наилучших условий для раскрытия возможностей, профессиональных интересов и способностей педагогов.
Задачи методической работы по отношению к педагогам дополнительного образовании: повышение уровня педагогических знаний и педагогического мастерства; изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания; привитие вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью; создание условий и привитие интереса к самообразованию; изучение и использование на практике современных способов диагностирования успешности обучающихся; поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, методических разработок, пособий; организация информационного обеспечения педагогов.
Одним из внутренних форм повышения профессиональной компетенции педагога дополнительного образования относится педагогический совет. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников учреждения, где рассматриваются вопросы содержания образования, управления и организации учебно-воспитательного процесса. В результате определяется стратегия развития учреждения, направление экспериментальной и инновационной деятельности, производится анализ и коррекция этой деятельности. С целью стимулирования творческой мысли педагогов, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в Центре, используя нестандартные, современные интенсифицированные формы проведения: «педсовет-семинар», «педсовет-презентация», «научно-практическая конференция» и др.
Целевые установки методиста при современных тенденциях развития образовательного процесса и профессиональных затруднениях педагогов: обеспечить условия функционирования образовательного учреждения; удовлетворять актуальные потребности педагогов дополнительного образования в реализации их профессиональной деятельности.
Методы направленные на изучение современной практики методистов, работающих в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей это анализ реальной практики методиста и экспертный метод. Результатом работы является решение определенных задач: технологической, педагогической, исследовательской и экспертной.
Используя различные методы при анализе состояния методической работы: анкетирование, исследования, собеседование, отслеживание роста креативности педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруднений педагога, опрос мнения коллег (какие вопросы теории они хотели бы изучит на семинарах, на заседаниях методических советов и творческих группах), методист получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных особенностей педагогического коллектива дополнительного образования.
«Человек образованный – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает» Г.Зиммель
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/199347-statja-rol-metodista-v-rabote-uchrezhdenija-d
Слайд 16Профессиональная активность педагогов
Слайд 11Методики диагностирования обучающихся методика Р. Овчаровой «Выявление уровня самооценки
В. Бойко, по шкале Фейя на определение уровня толерантности; методики «Диагностика нравственной воспитанности», предложенные к книге Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоуховой, Н. В. Высоцкой «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях».
Слайд 17Мое педагогическое кредоЗалог эффективной работы – сотрудничество и сотворчество
Слайд 2Я – МЕТОДИСТДля меня МЕТОДИСТ – это специалист, помогающий педагогу
была разнообразна, интересна, динамична и результативна.
Слайд 1Муниципальное казенное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
г. ПовориноСамопрезентация методистаКудрявцевой Ирины Николаевны
Образование – высшее (филфак ВГУ)Стаж педагогической
работы – 26 летВ доп. образовании – 10 летХобби – нет лучшего увлечения, чем чтение
Слайд 4ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ – это22 педагога доп. образования и 585
«ЦВР» г. Поворино
Слайд 8Методики диагностирования педагогического коллективаметодика В. Зверевой и Н. Немовой «Способность
педагогической деятельности»; методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы педагогов (по В. И. Андрееву).
Слайд 10Формы методической помощиконсультации;обучающие семинары;мастер-классы;деловые игры;круглые столы;работа над единой методической темой;самообразование
Визитная карточка методиста “Законы физики”
Данный материал представляет собой текст для визитной карточки методиста. Может быть полезным при подготовке к участию в профессиональных конкурсах. Автор в творческой форме делится своим опытом методической работы.
Визитная карточка методиста «Законы физики»
Единственное счастье в жизни – это постоянное движение вперёд.
Какие же ассоциации у меня вызывает понятие «движение»? Как для выпускницы физико-математического факультета, в первую очередь мне понятен наиболее простой аспект данного понятия – механический. Физика с её универсальными законами и совершенными с точки зрения логики формулами по-прежнему увлекает и не перестает удивлять меня. Но вот уже 17 лет как я являюсь методистом Дома пионеров и школьников (символично, что началом моей профессиональной деятельности является 1 сентября). Приобретая профессиональный опыт, с удивлением обнаруживаю, что законы физики действуют и в педагогике.
Важнейшая составляющая моей профессиональной деятельности – методическая работа с педагогическими кадрами, с коллективом. В физике одним из основных является третий закон Ньютона, который утверждает, что сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия. Применительно к методической работе, его можно интерпретировать следующим образом: если вы на кого-то оказываете давление, то этот человек сопротивляется вам с такой же силой. Если вы слишком настойчиво пытаетесь от кого-то добиться чего-то, если навязываете свою точку зрения, то у этого человека непременно возникает желание ничего для вас не делать. Методист образовательной организации имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности детей. В моём примере коллектив – это 121 педагог. У каждого различные стаж, категория, стиль общения, взгляд на жизнь, и просто характер. И с таким неоднородным контингентом педагогов необходимо организовывать работу, выстраивать конструктивный диалог. В связи с этим и методическую работу с ними планирую такой же разнообразной: личностно-ориентированной, дифференцированной, с индивидуальными маршрутами профессионального роста. Иногда приходится объяснять элементарные вещи (в том числе и в области компьютерной азбуки), вникать в самые незначительные проблемы (ведь все значимые дела складываются из мелочей). Я вдвойне и искренне радуюсь успехам и победам наших педагогов. Признание со стороны коллег – это лучшая награда и хороший стимул к дальнейшей работе. Значит, проделанная работа была не зря, значит, востребован опыт специалиста, а это дорого стоит! И я беру данный закон в качестве одного из основополагающих в своей деятельности.
Наличие официального сайта образовательной организации – одно из требований современности. Что же скажет физика в этот раз? Как гласит другой известный закон – закон Паскаля, давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях. Так и важная информация должна передаваться без искажений ко всем участникам образовательного процесса. Достичь функционирования единой информационной среды как раз можно с помощью обеспечения работы сайта организации. Поскольку по второй квалификации являюсь ещё и учителем информатики, то имею непосредственное отношение к созданию и функционированию официального сайта организации. Это довольно сложный, но в тоже время весьма увлекательный процесс!
Но время не стоит на месте, невозможно всё делать точно так, как вчера. Поэтому говорю «да» инновациям. Вновь проведу параллель с законами физики. Так, согласно второму закону Ньютона, в инерциальной системе отсчёта ускорение, которое получает материальная точка с постоянной массой, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально её массе. Применительно к методической деятельности, данный закон принимает следующий вид: в педагогической системе результативность педагогов дополнительного образования прямопропорциональна инновациям и обратнопропорциональна инертности мышления. Продуктом инновационной деятельности явились следующие проекты, созданные как коллективом, так и учащимися: социальный проект «Давайте говорить правильно», социальный проект «Интернет-зависимость – эпидемия XXI века», медиа проект «Ресторан «Методическая полка», педагогический проект «Формула здоровья», проект «Медиацентр «Связь поколений», проект организации координационного центра межнационального общения «Ассамблея», медиаобразовательный проект «Видеопанорама «Маленькая Швейцария». Особая гордость – победа проекта профильного этнографического лагеря «Земляки» в международном форуме «Рифей» и двукратная победа учреждения в конкурсном отборе муниципальных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Сейчас, как никогда раньше, на первый план выступают такие деловые качества, как компетентность, инициативность, смелость и готовность брать ответственность на себя, чувство нового, умение чётко сформулировать цель и наметить пути ее решения. Конкурсное движение имеет большой потенциал для развития этих качеств. Еще раз обратимся к аналогии с физикой. Широко известный закон Фарадея утверждает, что генерируемая электродвижущая сила пропорциональна скорости изменения магнитного потока. И этот закон прошёл проверку в моей методической практике: чтобы вовлечь педагогов в конкурсное движение, пришлось самой выступать в роли генератора идей, быть первопроходцем, осваивая Terra Incognita заочных дистанционных (и не только) конкурсов, индуцируя собственную активность педагогов дополнительного образования. Обеспечивала методическое сопровождение районного и областного этапа «Сердце отдаю детям». Педагоги дополнительного образования Мальцева Н.А. и Литовкин П.В. стали победителями в областном этапе данного конкурса в номинации «Художественная», Ганаева Ж.Р. – победитель в областном конкурсе «Воспитать человека», Хакимова А.И. «Образцовый педагог».
Возможно, кому-то не нравится, но наш век – век компьютерных технологий. Одним из моих направлений является поддержка и стимуляция информатизации учебно-воспитательного процесса учреждения, развитие ИКТ-компетентности педагогических кадров. И в данном случае на помощь приходит физика со своими универсальными законами, среди которых есть один менее известный вышеназванных. Это закон Стефана-Больцмана, и его формулировка звучит следующим образом: полная объёмная плотность равновесного излучения и полная испускательная способность абсолютно чёрного тела пропорциональны четвёртой степени его температуры. На первый взгляд, он имеет очень мало отношения к педагогике, методической работе. Но если под полной объёмной плотностью понимать общепедагогическую компетентность, то путём несложных преобразований получим следующую его интерпретацию: общепедагогическая компетентность педагогов дополнительного образования пропорциональна четвёртой степени его владения ИКТ. Непрестанно работаю над повышением уровня ИКТ-компетентности коллег посредством проведения учеб, индивидуальных консультаций. Были разработаны программы педагогических мастерских «Информационные и интернет технологии» и «Мастер Портфолио», программа «МИГ» (медийно-информационная грамотность). Участие педагогов в работе мастерских способствует формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс.
И сейчас, перечитывая написанное мной и ставя последнюю точку, внезапно осознаю, что мною был сделан ещё один шаг. И этот шаг открывает новые перспективы моей весьма сложной, но и столь же интересной работы! Верю, что в сложный для системы образования России период помогу каждому педагогу выйти на свою траекторию профессионального и личностного движения. Движения к успеху!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/432467-vizitnaja-kartochka-metodista-zakony-fiziki
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Слайд 6Направления методической работыдиагноностико-аналитическоекоординационноеконтрольно-диагностическоеинформационно-пропагандисткоеконструктивноеорганизационно-педагогическое
Слайд 7 Педагогические технологии,
применяемые в работеПедагогика сотрудничества; Гуманно-личностная технология (Ш.
обучения (В. Д. Шадриков);Технология саморазвития (М. Монтессори);Здоровьесберегающие технологии
Слайд 3ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМоя ЗАДАЧА – выявление творческих возможностей моих коллег и создание
моей работы:«Само-, взаимо-, со – »