Профессиональное обучение это дополнительное образование

Дополнительное профессиональное образование

Сегодня профессиональные онлайн-курсы и вузы работают в разных сегментах рынка, но всё может измениться.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Из этого репортажа вы узнаете:

Тема взаимоотношений двух систем профессионального образования — традиционных вузов и онлайн-курсов — поднималась на нескольких сессиях прошедшего недавно Московского международного салона образования (ММСО).

Складываются эти отношения по-разному: где-то университеты и EdTech-компании игнорируют друг друга, где-то сотрудничают на отдельных коротких проектах, где-то уже дошли до создания совместных образовательных программ. Но есть один сектор, в котором интересы вузов и EdTech пересекаются, — это дополнительное профессиональное образование.

Решив сменить профессию или освоить дополнительные навыки в своей сфере, взрослый человек в нашей стране должен будет вложить в переобучение собственные средства, если это не курсы за счёт работодателя и не государственная программа переподготовки безработных.

В последние полтора года частные расходы на образование росли особенно быстро. На ММСО эксперты из EdTech-компаний и вузовского ДПО обсудили, кто выигрывает в конкуренции за эти деньги сейчас и как могут развиваться события.

Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.

Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.

В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.

Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?

Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.

Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:

  • абитуриенты, которые поступают не по результатам ЕГЭ, а с дипломом о среднем профессиональном образовании или с зарубежным аттестатом (им, как правило, нужны подготовительные курсы до начала обучения);
  • свои же студенты по основным программам, которые хотят за время учёбы получить два диплома — например, параллельно с бакалавриатом по истории освоить ДПО-программу «Переводчик в области профессиональной коммуникации»;
  • сотрудники региональных министерств и муниципалитетов, которые повышают квалификацию по управленческим дисциплинам.

Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.

О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.

Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Артеменков подчеркнул, что при этом подразделения ДПО работают в рыночных условиях: государственные деньги в их доходах редко когда составляют больше 20–30%, и за них ещё надо побороться на открытых аукционах с другими поставщиками. Но всё же очевидно, что рынок услуг для собственных студентов и региональных управленцев (большинство из которых высшее образование получали, как правило, в том же вузе) — не то же самое, что открытый рынок в масштабах страны. Артеменков отметил, что не видит у региональных вузов потенциала для выхода за пределы программ ДПО для привычных им целевых групп.

Нужен ли вообще региональным и небольшим столичным вузам выход на большой рынок ДПО? Если они уверенно занимают свою удачную нишу, может быть, стоит продолжать возделывать этот участок и не смотреть на другие горизонты?

Судя по выступлениям экспертов на ММСО, поддерживать статус-кво мешают два обстоятельства.

Во-первых, как напомнила модератор сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», руководитель управления развития компетенций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Инна Андреянова, доходы от ДПО — уже не внутреннее дело вуза.

«Наш учредитель, Министерство науки и высшего образования, смотрит на университет в этом случае так, чтобы ДПО приносило доход, и желательно не меньше 30% в бюджете университета», — заявила она. В частности, вузы — победители программы «Приоритет-2030» будут отчитываться в том числе о своих заработках от ДПО и другой приносящей доход деятельности. Получится ли наращивать доходы за счёт привлечения привычной аудитории? Этот ресурс явно не бесконечен.

Во-вторых, запросы слушателей программ ДПО меняются. На это обратил внимание директор по бизнес-развитию Skypro Михаил Свердлов. По его словам, более половины людей, которые приходят на онлайн-курсы, хотят не дополнительного обучения по своей специальности, а новой профессии.

EdTech-компании видят этот запрос, понимают проблемы и потребности своих клиентов. Но неясно, понимают ли университеты потребителей своих ДПО-программ. Может случиться и так, что привычная аудитория — те же студенты бакалавриата — массово будет искать отклик на свой запрос о переобучении на онлайн-платформах.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

На что же региональным вузам можно сделать ставку, развивая ДПО в таких условиях? Эксперты озвучили три стратегических шага.

Многие участники ММСО отмечали в качестве одной из проблем университетского ДПО медлительность и забюрократизированность всех процессов в вузах. Классический пример от Евгения Сжёнова: ещё несколько лет назад, чтобы стать студентом платной программы ДПО в вузе, человеку надо было обойти несколько подразделений этого вуза, подписать там договор, получить на руки бумажную квитанцию, оплатить её в отделении банка и потом принести в вуз бумажный же чек.

Сейчас детали меняются, но в целом вузы всё равно отстают от коммерческих компаний как по клиентоориентированности, так и по эффективности продвижения своих программ. Как считает Сжёнов, руководители EdTech-компаний оказались не умнее, а быстрее, и вовремя применили бизнес-подходы к образованию. Вузам это стоило бы перенять.

Ирина Андреянова полагает, что часть процессов можно упростить и улучшить локально: не на уровне государственной политики, а силами самих вузов. Вместе с коллегами она разрабатывает универсальную модель ДПО для региональных университетов, которую можно будет тиражировать.

Эта модель, по словам Андреяновой, включит новые маркетинговые инструменты, методы разработки и продвижения уникальных флагманских программ, цифровой конструктор для компетенций массового рынка и другие составляющие. Разработчики рассчитывают, что эта модель поможет региональным вузам выстроить свои бренды на рынке ДПО и качественнее работать с новыми аудиториями.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Есть одно но. По мнению директора учебного центра «Специалист» МГТУ им. Н. Э. Баумана Дмитрия Гудзенко, вузы не могут до конца следовать подходам EdTech-компаний. Как он рассказал на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы», университетские подразделения по ДПО переосмысливают привычные модели работы, увеличивают бюджеты на маркетинг, следуют новым трендам в продажах. Но с точки зрения вузов некоторые подходы EdTech-компаний — «читерство», считает Гудзенко.

Главная задача компаний — капитализация, привлечение больших инвестиционных денег, подчас ценой непомерных затрат на продвижение. У университетского центра ДПО не может быть траектории развития с перепродажей большому инвестору, а значит, его бизнес-модель должна быть принципиально иной.

На той же дискуссии свои идеи по развитию университетского ДПО представила ректор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова. Как доктор медицинских наук, она предложила коллегам обратить внимание на медицинское ДПО. По её мнению, заниматься повышением квалификации врачей могут и должны не только медицинские, но и многопрофильные университеты.

Просто нужно выбрать правильные ниши в тех областях, по которым в многопрофильном вузе есть эксперты. Например, можно развивать цифровые компетенции врачей или давать им современные научные знания по молекулярной биологии или иммунологии. «ДПО становится не только средством „подкручивания“ управленческих компетенций и soft skills, а ещё и проводником современных научных знаний», — заключила Загайнова.

На сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам» своими подходами поделилась ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова Нина Аниськина. Особенность этой академии в том, что она не ведёт классических вузовских программ бакалавриата или магистратуры, а занимается исключительно программами ДПО и профпереподготовки.

Чтобы конкурировать с традиционными вузами и EdTech, приходится много вкладывать в маркетинг, а также постоянно менять форматы и содержание самих образовательных программ. И один из самых жизнеспособных вариантов, по словам Нины Аниськиной, — практико-ориентированное обучение не отдельных клиентов, а целых команд в проектном формате. Например, команда сотрудников предприятия может за время интенсива разработать под руководством преподавателя-практика систему менеджмента качества для своей организации.

Аниськина считает, что потребность в таких программах заложена в самой современной образовательной системе: «Болонская система живёт там хорошо, где она достроена с помощью ДПО до ориентации выпускников на рабочее место. А вот эта достройка — только через проекты, практико-ориентированную работу». К тому же на такую проектную работу проще привлечь практика из индустрии, отметила она.

Ряд участников ММСО из вузов видят основной путь развития вузовского ДПО в «умной коллаборации» с компаниями из сферы онлайн-образования. Такую позицию высказала, например, Инна Андреянова.

Михаил Артеменков считает, что EdTech-компании могут помочь вузам тиражировать узкие компетенции и экспертизу университетских специалистов на широкую аудиторию. Со стороны бизнеса в этом случае придут проработанные процессы продвижения на рынке и сопровождения онлайн-студентов, со стороны вуза — уникальные знания.

Но перспективы сближения с EdTech вызывают у вузов и опасения. Так, Михаил Свердлов предположил, что вторую профессию студенты бакалавриата могли бы получать не в самом университете, а на партнёрской онлайн-платформе.

Резюмируя итоги обсуждения: перспективы продвижения университетских ДПО-программ на большой рынок вузам интересны, но свою привычную нишу они тоже не хотят терять.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.

В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Профессиональное образование как система

Профессиональное образование — это процесс освоения конкретных навыков, знаний и умений (компетенций, как сейчас принято говорить), необходимых для выполнения определенных трудовых функций, свойственных выбранной профессии или специальности.

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:

  • дошкольное (детский сад);
    начальное общее (1-4 классы);
    основное общее (5-9 классы);
    среднее общее (10-11 классы).
  • дошкольное (детский сад);
  • начальное общее (1-4 классы);
  • основное общее (5-9 классы);
  • среднее общее (10-11 классы).
  • среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
    высшее (вузы, институты, академии):

    подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

  • среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
  • высшее (вузы, институты, академии):

    подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

  • подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

Профессиональное обучение это дополнительное образование

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

  • дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
  • дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:

  • профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
  • профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
  • повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

  • среднее профессиональное образование (СПО);
  • высшее образование (ВО);
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО);
  • профессиональное обучение (ПО).

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

  • тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
  • тот, кто проходит обучение, — слушатель.

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

Рабочая программа — это документ, в котором написано, чему учить, как учить, насколько долго учить и как потом проверять знания. Они делятся на те, что разрабатывает организация, и те, которые утверждаются ответственными министерствами и ведомствами (типовые).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:

  • 69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
    10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
    8% — профессиональное обучение;
    6% — тренинги по психологии и эзотерике;
    3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
    2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
    2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
  • 69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
  • 10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
  • 8% — профессиональное обучение;
  • 6% — тренинги по психологии и эзотерике;
  • 3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
  • 2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
  • 2% — сайты по рукоделию и разным хобби.

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

  • дополнительное профессиональное образование (ДПО);
  • профессиональное обучение (ПО).

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

  • обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
  • повышения пенсионного возраста;
  • низкого престижа рабочих специальностей;
  • роста рынка онлайн-образования;
  • устаревания отдельных профессий.

Что здесь важно?

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

  • Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
  • IT — 2,2 млрд руб. в год
  • Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
  • Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

ДПО — что это такое?

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной ранее квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.

Эксперты признают, что сегодня знания и технологии устаревают за 3-4 года, поэтому становятся неактуальными уже к тому моменту, когда поступившие на первый курс студенты получат свои дипломы бакалавров или специалистов среднего звена. При таком темпе прогресса дополнительное профессиональное образование — это необходимость, без которой невозможно соответствовать требованиям рынка.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Виды ДПО

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:

Цель этих программ — усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, Вы работаете педагогом в колледже и читаете курсы по лингвистике, филологии, методике преподавания языка. Вам предложили провести новый курс для студентов, связанный с нейролингвистикой. Но вам не хватает нужных профессиональных компетенций. А тратить 3-4 года, а то и 5-6 лет (по ряду специальностей) на получение второго высшего образования у вас просто нет возможности. Курсы повышения квалификации решат эту проблему — вы получите нужные компетенции и повысите свой уровень квалификации за гораздо меньший срок.

Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум — это 16 академических часов.

Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Наш институт, к примеру, реализует курсы повышения квалификации по программе «Практический курс по детской нейропсихологии» объемом 72 академических часа.

Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.

Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов — на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы о профессиональной переподготовке.

Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:

повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;

профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность — обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а математик — на детского или семейного психолога.

Диплом о профессиональной переподготовке дает его обладателю право на осуществление нового вида профессионального деятельности.

Формы

Дополнительное образование на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно получить в одной из трех форм:

Форма, в которой проходили занятия, не указывается в документах о дополнительном образовании — ни в удостоверении о повышении квалификации, ни в дипломе о профпереподготовке. В них записываются название программы и ее объем в академических часах.

Кто может получить дополнительное профобразование

Курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут проходить две категории слушателей:

те, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;

те, кто еще учится в колледжах или вузах и не получил диплом.

Студенты колледжей и вузов могут параллельно учиться по программам ДПО, но удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке им выдадут только после того, как будет окончен курс основного образования и на руках у выпускника будет диплом вуза или колледжа. Зачислить студентов на программы ДПО образовательная организация может на основании справки из учебного заведения, в котором студент получает среднее специальное или высшее образование.

Например, вы студент 2 курса колледжа и получаете среднее специальное образование по специальности «Учитель начальных классов», но хотите в дальнейшем иметь возможность преподавать физическую культуру детям, получить углубленные знания по физиологии и нейропсихологии детского возраста, понимать что такое медико-психологическая экспертиза и как верно интерпретировать заключение от нейропсихолога для правильной организации учебного процесса. Для получения необходимых навыков и компетенций Вы можете параллельно с обучением в колледже пойти на курсы повышения квалификации.

Иностранные граждане и лица без гражданства тоже могут получить дополнительное профобразование, если их документы об образовании или квалификации признаются в Российской Федерации.

Многие задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием?

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях — не более чем за 100 часов.

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом, так же как и высшее, возможно получение доп. образования дистанционно.

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты, практикующие в своей области.

Какие они бывают

Рассказываем, как классифицируют образование.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Есть Международная стандартная классификация образования (МСКО), а есть национальные классификации, действующие в отдельных странах. В России классификация строится на основе закона «Об образовании в РФ».

Международная классификация принята ООН как часть международной системы социальных и экономических классификаций. Её используют в статистике для сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. Это руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций в разных странах по уровням и областям образования.

Международная классификация МСКО упорядочивает программы не только по уровням, но и по способам организации, выделяя формальное, неформальное и информальное образование.

А по уровням (то есть по степени сложности и специализации содержания образовательной программы) в МСКО выделяется девять видов образования:

  • 0 — образование детей младшего возраста;
  • 1 — начальное образование;
  • 2 — первый этап среднего образования;
  • 3 — второй этап среднего образования;
  • 4 — послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
  • 5 — короткий цикл третичного образования (третичное образование — это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
  • 6 — бакалавриат или его эквивалент;
  • 7 — магистратура или её эквивалент;
  • 8 — докторантура или её эквивалент.

В России же выделяют четыре вида образования:

Такая структура обеспечивает возможность получать образование на протяжении всей жизни.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

При этом каждый вид образования включает несколько уровней — о них расскажем ниже.

Общее образование даёт основную базу знаний, которые пригодятся ему в жизни. Оно включает:

  • Дошкольное образование. Этап начинается в первые годы жизни ребёнка и длится, пока ему не исполнится семь лет. Дошкольное образование, согласно закону, включает развитие физических, интеллектуальных, нравственных и личных качеств, а также подготовку к следующим уровням обучения.
  • Начальное общее образование (1–4 класс). Этап длится четыре года, за которые дети должны овладеть чтением, письмом, счётом, культурой поведения и простейшими навыками самоконтроля, чтобы продолжить дальнейшую учёбу.
  • Основное общее образование (5–9 класс). Его получают в средней школе в течение пяти лет. На этом уровне требуется овладеть основами наук, развить склонности и интересы, способность к самоопределению.
  • Среднее общее образование (10–11 класс). Среднее общее образование получают в старшей школе за два года. На этой ступени развивают творческий потенциал, интерес к познанию и формируют навыки к самостоятельной учёбе, продолжению образования и началу карьеры.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Профессиональное образование в России делится на два уровня:

  • среднее профессиональное образование (СПО);
  • высшее образование (ВО).

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или профучилищах параллельно со средним общим образованием (если поступают туда после девятого класса) либо уже после него (если поступают после одиннадцатого класса). СПО, в свою очередь, делится на два типа: во-первых, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, во-вторых, подготовка специалистов среднего звена. Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от двух до пяти лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.

Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех сегментов экономики. Пока в России действует двухуровневое высшее образование по Болонской системе:

  • бакалавриат (обучение длится четыре года);
  • магистратура (обучение длится два года).

Кроме того, в отечественных вузах есть программы специалитета (обучение длится пять лет) — наследие советской системы образования. По уровню специалитет приравнен к магистратуре. Поэтому, например, люди, окончившие специалитет, не могут бесплатно поступить в магистратуру, в отличие от тех, кто окончил бакалавриат (но есть исключения, об этом юристы рассказывали здесь в ответе на вопрос 4.

Но сейчас Россия переживает перестройку национальной системы высшего образования, отходит от Болонской системы. В новой системе высшего образования сохранятся бакалавриат, специалитет и магистратура, но программ специалитета станет больше, чем сейчас, — прежде всего по программам подготовки, необходимым для технологического развития и модернизации экономики России (то есть инженерным и прочим технологическим специальностям). Уже готов соответствующий законопроект.

Согласно этому законопроекту, специалитет будет отдельным уровнем образования, а не приравненным к магистратуре.

Есть также третий (после реформы, когда специалитет станет самостоятельным уровнем, он станет четвёртым) уровень ВО — постдипломный (его также называют последипломным или послевузовским). Он называется подготовкой кадров высшей квалификации. К нему относятся:

  • Аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) — это обучение для получения степени кандидата наук.
  • Ординатура (для врачей) — обучение для получения права вести врачебную деятельность.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Дополнительное образование делится на два уровня:

  • Дополнительное образование детей и взрослых. Оно включает два вида образовательных программ. Первый — общеразвивающие программы для детей и взрослых, к ним относится обучение в кружках, секциях, клубах по интересам. Второй — предпрофессиональные программы, они действуют только для детей. Их реализуют в музыкальных, художественных и спортивных школах.
  • Дополнительное профессиональное образование (ДПО). К нему относится повышение квалификации (то есть переход на новый профессиональный уровень и получение новых навыков по существующей специальности) и профессиональная переподготовка (получение новой специальности). Получать такое образование могут выпускники и студенты колледжей и и вузов.

Если дополнительное профессиональное образование предполагает профессиональное развитие человека и решает не только карьерные, но и образовательные потребности, то профессиональное обучение ориентируется только на получение новых профессиональных компетенций для рабочих и служащих.

  • Переподготовку — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новую профессию или новую должность.
  • Повышение квалификации — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новые знания и навыки по уже имеющейся специальности.

При этом круг специальностей, для которых доступно профессиональное обучение, ограничен специальным перечнем. Среди них специальности сварщика, машиниста, кондуктора, лаборанта, операторов различного оборудования.

Профессиональное обучение это дополнительное образование

Онлайн — это, по сути, просто формат занятий (то есть способ организации обучения), а по виду образования онлайн-курсы бывают разные. В основном они относятся к дополнительному образованию — профессиональному (если курс посвящён обучению какой-то профессии) или общеразвивающему, если касаются школьной программы или программы для взрослых людей по их интересам и не дают им профессию.

Сейчас есть программы среднего профессионального и высшего профессионального образования, которые организованы полностью в онлайн-формате. Их тоже можно назвать онлайн-курсами.

Кроме того, нужно учитывать, что не любое обучение в принципе относится к образованию. Есть ещё понятие просветительской деятельности. Она тоже может быть организована в формате онлайн-курсов, но, в отличие от образования, не предполагает образовательной программы — нет учебного плана, учебного графика, методов проверки и оценки знаний или навыков. На самом деле не всегда можно чётко отличить образовательную деятельность от просветительской (подробнее об этом можно прочитать здесь в ответе на вопрос №5). Но если в конце курса проверяются знания и выдаётся диплом, то речь явно идёт об образовании, а не просто о просвещении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *