Какие могут быть профессиональные интересы? Их изучение является интересным занятием: это позволяет заглянуть внутрь сознания человека и разобраться, что им движет при выборе той или иной профессии, понять его мотивы, определить, чего он хочет добиться в жизни и чем готов пожертвовать для достижения выбранной цели.
Любой сотрудник, независимо от того, в какой организации он работает и на какой должности, всегда преследует определенные цели, но зачастую их тяжело понять с первого взгляда. Трудящийся рядом с вами коллега, при всей напускной меркантильности, вполне возможно, гонится не только за большими гонорарами, а желает развиваться именно в этой деятельности, выбрав профессию, что называется, «по зову души».
Если с тем, кто такой учитель, каждого ребенка знакомят перед началом его учебы в школе, то должность педагога дополнительного образования знакома не всем.
На самом деле нередко специалисты этой сфере находятся у нас перед глазами. Педагог дополнительного образования преподает предметы и курсы, которые не входят в обязательную учебную программу. Как правило, они руководят кружками, секциями, студиями.
Несмотря на то что факультативы ассоциируются у большинства детей и их родителей с отдыхом и свободным времяпрепровождением (пусть и с пользой), должностные обязанности педагога дополнительного образования достаточно обширные. Его работа по степени ответственности ничуть не уступает работе педагога школы или высшего учебного заведения.
Введение
Современный этап в развитии отечественной школы характеризуется четкой ориентацией на содержательное и технологическое обновление, на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития. Главные задачи современной школы – не только передача знаний, социокультурного опыта от одного поколения другому, но прежде всего формирование у школьников умений и навыков применения этих знаний в практической деятельности, готовности к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстро меняющемся мире, раскрытие способностей и возможностей каждого ученика, воспитание патриота, творческой и социально активной личности.
В связи с требованием времени изменяются и требования к педагогу. Невозможно говорить о внедрении в педагогическую практику обучения новых форм и методов организации учебного процесса без качественного изменения характера профессиональной деятельности педагогов. Важнейшими качествами личности педагога должны стать инициативность, профессиональная активность, способность креативно, творчески мыслить, умение осознанно выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Современная стратегия развития школьного образования требует от педагога не только профессионального развития, но и постоянной готовности и желания реализовать в практической педагогической деятельности свои способности и возможности, свой профессиональный потенциал, то есть развивать профессиональный интерес.
Известно, что профессиональный интерес имеет динамику в своем развитии. Так, в первое время в большинстве случаев, молодые специалисты заняты адаптацией к конкретному рабочему месту и профессии в целом, пытаются понять, что происходит вокруг, какие нормы и правила существуют, пытаются действовать по образцу. Также педагоги с большим стажем работы могут потерять профессиональный интерес и не видеть перспектив профессионального развития. Поэтому актуальным является изучение профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности.
Особый интерес представляет изучение профессионального интереса педагогов в условиях малокомплектной школы, поскольку в большинстве малокомплектных школ сохраняется традиционная конструкция учебныхпланов, консервируются традиционные учебные программы; наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене, что автоматически снижает качество образования.
Цель исследования – изучить развитие профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы.
Объект исследования – психологические особенности профессиональной деятельности педагогов.
Предмет исследования: профессиональный интерес педагогов с различным стажем трудовой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существует значимая связь между профессиональными интересами, карьерными ориентациями педагогов и стажем их работы в условиях малокомплектной школы.
1. Провести теоретическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности в условиях малокомплектной школы.
3. Провести анализ результатов эмпирического исследования, разработать рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросный метод, статистический метод.
Отличия в работе штатного педагога и педагога дополнительного образования
На первый взгляд кажется, что обязанности педагога дополнительного образования ничем не отличаются от обязанностей любого школьного учителя или преподавателя высшего учебного заведения любой аккредитации.
Действительно, есть очень много общего, однако некоторые отличия тоже присутствуют.
Как уже говорилось ранее, важно понимать, что дополнительное образование – не основное, и воспитанники факультативов имеют право в любой момент прекратить занятия. Именно этим отличается система мотивации. В школе, колледже, техникуме или университете обучение является обязательным требованием для получения соответствующих знаний, документа об образовании и, в последствие, для получения хорошей работы. Именно этот факт и становится в основу мотивации учащихся. На факультативных занятиях важен сам факт получения необходимых навыков в первую очередь для собственного развития, а все остальные факторы отодвигаются на второй план. Задача педагога дополнительного образования – создать грамотную атмосферу и обстановку на занятиях, чтобы у учащихся не угасал интерес к изучаемому предмету. Как правило, искреннего интереса бывает достаточно, поскольку большинство воспитанников факультатива выбирают какие-либо дополнительные занятия для собственного развития.
Обязанности педагога дополнительного образования в школе сводятся к тому, чтобы не только организовать кружок или студию для учеников, но и помочь им совместить освоение навыков кружка и отдых с основной учебой. Как правило, такие кружки и студии организовываются в стенах школы и потому детям психологически сложно перестроиться. Это выгодно преподавателю, поскольку дети все еще чувствуют себя на уроке, но не очень разумно с позиции грамотной методологии по внеклассным занятиям.
Организация дисциплины в классе, обучение предмету, ведение документации, составление учебных планов, воспитание личностных качеств учеников – основные должностные обязанности педагога. Дополнительное образование в школе имеет практически те же задачи с небольшим дополнением: оно не обязательное. Потому требовать от ученика беспрекословного подчинения руководитель факультатива права не имеет. Взамен можно установить перечень правил и ознакомить с ними детей и их родителей.
Если факультатив организован на базе школы или вуза, упрощается задача для руководителя в организации праздников и мероприятий. Как правило, мероприятия уже запланированы к различным праздникам в учебном заведении, начиная от Первого звонка и закачивая Восьмым марта. Если факультатив носит творческий характер (песни, танцы, спектакли и подобное), то дети обычно выступают на школьных праздниках.
Должностные обязанности педагога дополнительного образования в ДОУ те же, что у специалиста идентичной должности в других образовательных заведениях. Разница в том, что с организацией отчетных мероприятий дела обстоят сложнее в том случае, если ДОУ носит бюджетный характер. Не всегда есть возможность в достаточном финансировании отчетных концертов, не говоря уже о нормальных условиях для их проведения.
Предпочтения воспитателя детского сада
Как и профессиональные интересы, предпочтения воспитателя ДОУ строятся по такому же принципу: они отвечают личным способностям индивида, основанным на целях его работы и личным качествам.
К ним могут относиться такие характеристики, как любовь к детям, к своей профессии педагога, к работе с людьми, к участию в социализации ребенка, к обучению детей и прочее. Без этих важных аспектов очень трудно найти ключик к детям, заслужить их уважение и стать для них авторитетом.
Главное слово, описывающее все предпочтения – это любовь, потому что каждый человек в выборе того или иного действия основывается в первую очередь на тех действиях, которые ему близки, нравятся и приносят удовольствие и удовлетворение. Без любви к определенным действиям и творчеству сложно построить правильное понимание того, кто же такой воспитатель.
Таким образом, профессиональные интересы воспитателя ДОУ помогают ему в осуществлении работы по выбранной профессии. Способствуют тому, чтобы он не потерял интерес к работе, дают возможность развиваться в выбранной области и дают результат в виде маленьких личностей, которые выходят из детского сада и отправляются в школы подготовленными по основным аспектам.
Базовые интересы
Любой педагог, какой бы деятельностью он ни занимался, имеет базовые профессиональные интересы воспитателя. Сотрудник в лагере для детей или воспитатель трудных подростков в специальных учреждениях, учитель любой школы или преподаватель любого ВУЗа – всех их объединяют такие профессиональные интересы, как:
– стремление к нравственному воспитанию;
– стремление к осуществлению интеллектуальной деятельности, связанной с общением;
– стремление к осуществлению творческого труда.
Узнав о том, какие бывают интересы, можно выделить отдельную группу, которая связана с такой важной деятельностью, как работник дошкольного образовательного учреждения, выделить профессиональные интересы воспитателя детского сада.
Стремление к применению собственного педагогического опыта
Зачем получать знания без возможности их применения? Это занятие можно считать пустой тратой времени. Это как покупка книг в библиотеку, которые никто никогда не прочитает – вроде литература есть, а смысла от того, что она стоит на полке, нет никакого. Ничего нового она не расскажет, если не взять ее в руки и не прочитать.
Так и в работе педагога. Профессиональные интересы воспитателя будут пустыми и бесцельными, если он не будет применять полученные знания на практике. Он должен желать этого, хотеть заниматься с детьми, передавать им свои знания. Без искреннего стремления научить кого-то чему-либо действительно сложно.
Глава1. Теоретическое исследование профессионального интереса педагогов с различным стажем трудовой деятельности
Понятие «интерес к профессии» является производным по отношению к интересу, исследованию которого посвящены многочисленные н психологические, педагогические и философские исследования.
Интерес в переводе с латыни – «имеющий значение», это, чем хочется заниматься, это высокотонусная эмоция, показатель душевного здоровья. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил снижается и фон интересности жизни.
Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Существует в рамках цикла жизни интереса: овладевая индивидом и владея им определённое время, и в завершение – покидая его.
Интерес – трёхчастное понятие, с помощью которого преодолевается дихотомия субъекта и объекта. В нём объединяются:
- субъективная готовность обратить на что-то внимание и перспективное направление этого внимания;
- особая форма, включённого организуемого самим субъектом действия на основе личной мотивации;
На уровне личности понятие интереса субъективируется. Оно образует систему понятий: желание, мотивы, установка, влечение.
Интерес можно понимать как побудительный механизм познания, который заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.
Интересы можно также понимать как первичные элементы, к которым сводятся все человеческие действия и вокруг которых кристаллизуются социальные группы. Каждый интерес в пределе стремится стать абсолютным, то есть подавить другие интересы – отсюда возможен конфликт интересов.
При этом интересы-отношения могут быть процессуальными, связанны ми с получением удовольствия от процесса деятельности и целевыми, связанными с получением результата, выгоды.
Существует множество классификаций интересов и одним из видов является профессиональный интерес.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что сущность профессионального интереса трактуется по-разному. Существуют различные взгляды на понятие «профессиональный интерес», вызванные сложностью его функциональной природы.
Данное понятие рассматривают как:
- направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы (Е.П. Гроссу);
- избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, выражающееся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению (В.Ф. Афанасьев);
- избирательная активность в отношении предполагаемой профессии (Т.Л. Бухарина);
- единственная мотивация, которая может поддерживать стремление учащегося к приобретению профессии и способствовать, в дальнейшем, успеху в профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров);
– окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремление больше узнать о ней (В.В. Кревневич).
– избирательное эмоциональное и познавательное отношение и как направленность личности, выражающуюся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению ею (В.Ф. Афанасьев);
– избирательное активно-положительное отношение личности к определенному роду деятельности, характеризующееся повышенным вниманием к определенной профессии, выделением ее из ряда других и потребность глубокого знакомства с ней (Т.Л. Бухарина).
Однако выделение лишь двух компонентовнедостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, не учитывает волевую устремленность личности. Без усилий в преодолении трудностей невозможно овладеть профессией. Стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности, поэтому волевой компонент является одним из важных составляющих профессиональный интерес.
- проявление в познавательной деятельности, выражающейся в стремлении к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании профессии;
- проявление в эмоционально-волевой сфере, выражающейся в положительном отношении к данному виду деятельности, осознание ее общественной значимости, в стремлении достичь высоких результатов и др.;
При таком подходе четко прослеживаются структурные компоненты профессионального интереса: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.
Таким образом, профессиональный интерес представляет собой сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.Структуру профессионального интереса составляют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.
Психологические особенности педагогической профессии и развития личности педагога
Цель педагогической деятельности – передать культурно-нравственный опыт, который накапливался поколениями на протяжении многих лет. Результатом завершённой педагогической деятельности должен стать человек, овладевший знаниями и умениями, морально-этическими ценностями высококультурного общества.
- непродуктивный – простой пересказ того, что знаешь;
- малопродуктивный – пересказ, учитывая особенности аудитории;
- среднепродуктивный – педагог может применить межпредметную связь в обучении учеников;
- продуктивный – педагог формирует систему знаний как по своему предмету, так и в целом;
- высокопродуктивный – педагог делает из своего предмета “центр” формирования личности учащегося.
Структура педагогической деятельности включает:
- конструктивную деятельность (планирование) – продуманность и прогнозирование своих и ученических действий в ходе педагогического процесса;
- организаторскую деятельность – активное вовлечение учащихся в какую – либо работу, игру, мероприятие;
- коммуникативную деятельность – организация общения с учениками, коллегами, родителями.
Объектом педагогической деятельности является человек, а предметом –развитие, воспитание и обучение индивида.
Из всего выше сказанного можно сформулировать ещё одну цель педагогической деятельности, а именно: формирование педагогического опыта на протяжении всей работы и передача своего мастерства будущим поколениям. На основе этого можно сделать вывод, что педагогическая деятельность сложный и многоступенчатый процесс, имеющий сложную структуру и специфические характеристики, которые дополняются педагогическим мастерством.
- общепедагогические качества (педагогическая направленность и мотивация);
- профессионально важные качества;
А.К. Маркова выделяет в структуре личности педагога так называемые интегральные характеристики:
а) профессиональное педагогическое самосознание педагога, то есть комплекс его представлений о себе как профессионале;
б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения;
Развитие личности профессионала рассматривается в тесной связи с деятельностью, как способностью человека производить общественно и личностно значимые преобразования действительности. Основной характеристикой уровня развития личности и интенсивности самой деятельности является активность личности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику.
Таким образом, профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми, их преобразование и управление ими. Поэтому профессиональные требования к педагогу имеют разносторонний характер и предполагают гуманистическую, коллективную и творческую направленность личности педагога. Это предполагает добросовестное отношение к труду, постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний, а также к развитию своей личности.
Психологические пути повышения качества профессиональной деятельности педагогов
Повышение качества профессиональной деятельности педагогов – управляемый и проектируемый процесс, который предполагает: целенаправленное мотивирование педагогов и дифференцированный подход к выбору образовательных программ подготовки.
В школе создано нормативно-правовое, информационно-методическое, организационно-содержательное обеспечение системы развития и повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Методическая служба сопровождает педагога в процессе его профессионального развития, опираясь на принципы дифференциации и индивидуализации; система сопровождения включает самообразование, аттестационные процессы, курсовую подготовку, обмен педагогическим опытом, активные формы творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса. Она носит стимулирующий характер и способствует развитию педагогического коллектива.
Особое место в системе повышения качества профессиональной деятельности занимает самообразование, мощным стимулом которого является аттестация, высокий уровень мотивации и творчество педагогов. Аттестационные процедуры публичной защиты аналитических отчетов педагогов демонстрируют достаточный уровень владения ими коммуникативной компетентностью, рефлексивную культуру.
Основные направления деятельности по повышению качества профессиональной деятельности педагогов:
1. Оперативное реагирование на запросы педагогов по насущным педагогическим проблемам.
2. Знакомство с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
3. Организация системы методической работы с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
4. Пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
5. Организация рефлексивной деятельности в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем.
6. Оказание методической помощи педагогам.
7. Анализ и обобщение педагогических достижений, обобщение опыта нескольких педагогов, работающих по одной проблеме.
8. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
9. Вооружение педагогов наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
Профессиональные интересы педагогов отражают основные направления деятельности педагогического коллектива: модернизация образования; внедрение стандартов нового поколения; здоровьесберегающая среда образовательного учреждения; коммуникативно-деятельностный подход к организации образовательного процесса; информатизация образовательной среды школы и развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса; технологизация образовательного процесса; подготовка школьников к участию в новых формах итоговой аттестации; организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся; компетентностный подход к результату образования.
Предметно и адресно решать профессиональные проблемы, организовать эффективное профессиональное общение позволяют такие формы повышения квалификации как мастерские, практикумы, тренинги, работа малых групп, тьюторское сопровождение, сетевое взаимодействие в Интернете.
Особое место занимают дистанционные формы: вебинары, дистанционные образовательные программы и web-конференции.
Обучающие семинары являются продуктивной формой повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.
«Круглый стол» — коллективное размышление над значимой проблемой. Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.
«Проблемно-деловая игра» — как форма для проведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени.
«КТД» – коллективное творческое дело (деятельность), где главная цель – создать условия для самореализации каждого педагога, для проявления и развития всех его способностей и возможностей.
«Научно-практическая конференция». Тематика конференций может быть посвящена как итогам работы в целом, так и отдельной проблеме, носить научно-практический характер. Конференция объединяет качества педагогического совета и научной конференции.
Такие направления повышения качества профессиональной деятельности педагогов обеспечат профессиональную готовность педагогов к реализации ФГОС: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Престиж старшего воспитателя
Профессиональные интересы старшего воспитателя ДОУ включают еще один: стремление заботится о собственном престиже. Почему же он так важен для этой должности?
Звание старшего воспитателя говорит о том, что педагог получил признание, его работа оценена по заслугам. У него увеличился круг обязанностей, в который попало теперь и умение осуществлять руководящую деятельность над сотрудниками детсада. Он не только продолжает заниматься воспитанием детей, но и является примером для своих коллег, чью работу контролирует. Он также помогает сотрудникам найти свой профессиональный путь, развивает их навыки и умения.
Требования к сотруднику и рабочие обязанности
Перечень требований к педагогам дает основания утверждать, что стать руководителем факультатива может не каждый желающий. Идеальный специалист должен не только обладать соответствующим образованием и необходимой квалификацией (что тоже важно), но и уметь грамотно организовать занятия и найти общий язык с посетителями факультатива. Особенно сложно приходится тем, кто совмещает работу в школе и ведение факультативных занятий. Обычно такие специалисты привыкают к жесткой дисциплине на уроках и требуют того же на дополнительных занятиях, забывая о том, что дополнительные занятия имеют более свободную и даже игровую форму. Это совершенно не означает, что дисциплина должна отсутствовать: она просто должна иметь несколько другую форму.
Важно помнить и о том, что педагог дополнительного образования работает не только с детьми, но и с подростками: факультативы могут быть организованы как на базе школы, так и на базе высших учебных заведений. Кроме этого, существуют различные частные и бюджетные студии, отвечающие за внеучебную подготовку, куда могут быть приглашены для занятий и дети, и взрослые.
В должностные обязанности педагога дополнительного образования входит:
- Составление групп для участия в занятиях. Поскольку факультативы не обязательны для посещения, педагог должен уметь грамотно презентовать свою студию или свой кружок и смотивировать учащихся посетить его.
- Составление обучающих программ, методических материалов, разработка учебных планов занятий.
- Организация мероприятий, в которых могут поучаствовать воспитанники факультатива: отчетные концерты, семинары, фестивали, конкурсы и прочее.
- Обучение воспитанников факультатива заявленным навыкам, систематизированная поддержка уровня развитых талантов.
- Консультации для родителей по вопросам развития в ребенке определенных талантов и навыков, воспитания.
- Методическая работа.
К обязанностям педагога дополнительного образования можно смело отнести также систематическое повышение своего уровня квалификации, в противном случае, полученные специалистом много лет назад знания и навыки постепенно устареют.
Кроме этого, педагог должен обеспечивать безопасность всех воспитанников факультатива во время занятий. Для этого необходимо иметь теоретические знания и практические навыки того, как нужно себя вести в экстремальных ситуациях.
Педагог или ппсихолог?
Не каждый педагог – психолог и наоборот. Иногда, если работу воспитателя выбирает человек, пусть и знакомый с основными педагогическими правилами, но начисто лишенный основ психологического образования, то результат оказывается плачевным. Профессиональные интересы воспитателя детсада совершенно не развиваются. Понимание, что каждое ваше действие и любое ваше слово могут стать основной для развития индивидуальной личности, что определит жизнь ребенка в дальнейшем, является важнейшим, так как это огромная ответственность.
С этой точки зрения, каждый воспитатель детского сада должен иметь следующие профессиональные интересы воспитателя детского сада:
- Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры (в том числе овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере, развивать их на протяжении жизни).
- Желание применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.
Таким образом, профессиональные интересы воспитателя лежат в области собственного саморазвития. Очень важно, чтобы присутствовало желание применять полученные навыки в жизни при воспитании детей.
Составление рабочих программ
Инструкция педагога дополнительного образования в школе предполагает не только обучение детей на практике, но и предварительное планирование будущих уроков. Для этого нужно составить учебный план и рабочие программы.
Важно чтобы рабочая программа была достаточно гибкой, чтобы можно было адаптировать ее под нужды и потребности конкретной группы воспитанников факультатива. Практика показывает, что нет ни одной настолько совершенной программы, которая без адаптации подходила бы под любой коллектив.
Кроме этого, некоторые педагоги используют опыт зарубежных коллег. В этом случае часто появляется необходимость адаптировать зарубежные учебные программы под национальные и социально-культурные особенности учащихся.
Стоит отметить, что учебная программа оформляется в виде официального нормативно-правового документа. Он должен состоять из:
- Описания направления деятельности факультатива.
- Подробный почасовой план с изложением изучаемого в эти часы материала.
Процесс обучения должен совпадать с учебной программой.
Кто такой педагог дополнительного образования
Большинство родителей не хотят, чтобы все интересы их ребенка сводились только к учебе в школе. Более того, многие дети и сами стремятся развиваться в разных сферах.
Для этого существуют различные факультативные занятия: курсы, кружки и прочее. Они могут быть связаны как с интеллектуальными занятиями, так и со спортивными. Например, кружок по изучению английского или французского языков, курсы по информатике, студия вокала, спортивная школа, уроки танцев – все это в равной степени относится к дополнительному образованию.
Как правило, даже у первоклашек уже есть какие-либо интересы или предпочтения, на основе которых можно принимать решение о выборе студий или кружков для посещения во внеурочное время.
Как уже говорилось ранее, педагог дополнительного образования отвечает именно за факультативы. Эти факультативы могут быть как в школе или университете, так и в специализированном заведении: дом детского и юношеского творчества, частная или государственная студия искусств, музыкальная или танцевальная школа и так далее.
Любой образец должностной инструкции педагога дополнительного образования в первую очередь предполагает наличие должной квалификации для осуществления педагогической деятельности. В первую очередь речь идет о специализированном педагогическом образовании. Кроме этого, важно иметь подтверждение навыков, которым педагог собирается обучать детей.
Прохождение аттестации
И опытные, и начинающие учителя знают, что их работа сводится не только к обучению детей или взрослых. Почти половину рабочего времени занимает подготовка документов (в том числе работа над учебными программами и заполнение журналов), участие в педсоветах, курсах и вебинарах по повышению квалификации.
Уровень квалификации влияет и на размер заработной платы. Более того, профессиональный рост входит в обязанности педагога дополнительного образования и в школе, и в высшем учебном заведении, и в отдельной культурной организации.
Квалификация педагога определяется его результатами во время аттестации, которая проводится в среднем один раз в пять лет. Для этого учебное заведение, в котором работает педагог, собирает специальную экспертную комиссию.
Результатом аттестации должно стать присвоение категории специалисту. Для педагогов дополнительного образования предусмотрены три категории: первая, вторая и высшая.
Роль старшего воспитателя детского сада
Любой начинающий воспитатель может получить заслуженное призвание и поднять свой уровень до старшего воспитателя. Его роль трудно описать парой слов: он занимается не только воспитанием детей, но и контролирует своих коллег, подает пример и имеет большую ответственность по отношению к своей работе и обязанностям.
Права специалиста и их защита
Стоит помнить о том, что педагоги дополнительного образования имеют право на защиту условий труда. Как правило, обеспечением нормальной трудовой деятельности для своих сотрудников занимаются руководители образовательных учреждений.
Защита прав педагога дополнительного образования начинается с того, что каждый специалист должен их знать. Педагоги имеют право на:
- Нормальный установленный законом рабочий день. Количество рабочих часов в неделю не должно превышать 40 для тех, кто работает на ставку.
- Повышение квалификации.
- Предъявление требований к детям и их родителям соблюдать дисциплину и поддерживать нормальную атмосферу для осуществления учебного процесса.
- Установленный законом отпуск.
Многие права перекликаются с должностными обязанностями педагога дополнительного образования. Благодаря этому обеспечивается нормальный уровень современных преподавателей, которые заинтересованы и в личностном, и в профессиональном росте.
Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры
Отметив, какие бывают профессиональные интересы, стоит остановиться на первом из них. Процесс обучения в жизни любого человека является постоянным. За всю жизнь мы усваиваем новую информацию, учимся ее применять, как в бытовом плане, который касается личной жизни, так и в рабочей сфере. Профессиональные интересы воспитателя детского сада не могут существовать без желания развиваться и разбирать тонкости выбранной специализации.
Изучение новой информации ведется путем саморазвития, когда воспитатель читает публикации, книги или просматривает специальные фильмы с целью повысить свои профессиональные навыки. Также он может посещать специальные курсы повышения квалификации, где сведения будет узнавать в процессе общения с тренерами.
Современные технологии в работе
В функциональные обязанности педагога дополнительного образования входит также и организация учебного пространства, обеспечения воспитанников факультатива всем необходимым для нормальной работы. Как правило, вопросы финансирования ложатся на плечи руководителей заведений искусств или директоров школ, университетов, техникумов.
Тем не менее руководитель факультатива должен уведомить начальство о потребности в каких-либо материалах или оборудовании для работы и грамотно это обосновать.
Преимущественно, для спортивных или хореографических занятий требуется не техническое оборудование: маты, спортивные коврики, станок, мячи и прочее.
Если факультатив направлен на изучение информатики или языков, однозначно есть потребность в хорошем техническом оснащении кабинета.
Кроме этого, сам педагог должен уметь грамотно использовать технический прогресс. Наличие собственного сайта или блога – несомненный плюс, несмотря на то, что это не входит в должностные обязанности педагога дополнительного образования. В колледжах и университетах даже часто обучают основам разработки несложного сайта.
Если нет возможности создать свой сайт-визитку, должна быть хотя бы презентация, которая отражает опыт работы и подход учителя к обучению.
Резюме
Перед педагогом дополнительного образования стоит не менее важная задача, чем перед преподавателем школы или вуза. Он должен помочь учащемуся или студенту развить свои навыки в выбранной им сфере. Любой факультатив предполагает полное вовлечение в процесс, потому педагог дополнительного образования почти ничем не отличается от классического педагога. Необходимость в подготовке документации и постоянной переаттестации присутствует в равной степени.
Примеры профессиональных предпочтений воспитателя детского сада
Какие бывают интересы? Профессиональные примеры знакомы каждому человеку, находятся в жизненном опыте любого воспитателя ДОУ.
Выпускник ВУЗа, получивший степень специалиста и отправившийся устраиваться на работу в дошкольное образовательное учреждение, уже определился в своем выборе. В университете, проходя учебные курсы, он узнал множество информации о педагогической науке, о том, какие трудности в ней есть, и какую пользу такая работа приносит. Он уже сделал свой выбор, поставил перед собой цель.
Молодой специалист начинает свою работу с построения доверительных отношений с детьми своей группы, узнает много информации о них, об их семьях, учится понимать и уважать маленькие личности. И в процессе он осуществляет воспитательную деятельность, показывая и рассказывая множество полезной ребенку информации в доступной для него игровой и полуигровой форме. Это как раз и является желанием применить собственный педагогический опыт в воспитании детей. В работе с малышами и ребятами постарше воспитатель может применять различные методики. Только опытным путем можно найти подход к каждому отдельному ребенку.
Но плох будет тот воспитатель, который потеряет интерес к развитию собственных навыков. На базе любого дошкольного образовательного учреждения ведется работа по повышению уровня знаний воспитателей. Их дополнительное самообразование в выбранной сфере помогает в дальнейшем отойти от первоначальных методик в обучении детей, выстроив свою работу на новых способах общения и передачи информации.
Участие в профессиональных конкурсах
Еще одна вещь, которая не относится к должностным обязанностям педагога дополнительного образования, но вместе с тем дает огромные преимущества – участие в конкурсах.
Несомненно, грамоты и дипломы, подтверждающие победу воспитанников факультатива в конкурсах и фестивалях, тоже идут в портфолио преподавателя как бонус, однако собственные победы в педагогических конкурсах ценятся куда сильнее.
Существует очень много конкурсов, которые оценивают качество разработанной методологической программы, учебного плана. Еще один вариант – подготовка статей или даже целых научных монографий о подходе к работе с детьми: в этом случае обычно предполагается только публикация в коллективном сборнике и присвоение сертификата.
Если педагог ведет занятия по творческим предметам, он может поучаствовать в творческих конкурсах высокого уровня для танцоров, музыкантов, певцов, в зависимости от его сферы деятельности.
Классификация профессиональных интересов
Что входит в понятие “профессиональные интересы воспитателя детского сада”?
Условно все профессиональные интересы можно разделить на 10 пунктов:
- Склонность к обработке материалов.
- Склонность к осуществлению деловых контактов.
- Склонность к рутинному нетворческому труду.
- Склонность к осуществлению нравственного воспитания людей.
- Склонность к трепетной заботе о собственном престиже.
- Склонность к осуществлению интеллектуальной деятельности, которая связана с общением.
- Склонность к осуществлению научно-технической деятельности.
- Склонность к определенному абстрактному мышлению и осуществлению творческого труда.
- Склонность к техническим приборам и управлению такими механизмами.
- Склонность к осуществлению производственной деятельности, которая может приносить видимый результат.
Выводы по первой главе
1. Интерес – это особая предрасположенность, влечение, имеющее естественно-искусственную природу и придающее смысл той или иной деятельности. Профессиональный интерес представляет собой сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность. Структуру профессионального интереса составляют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный.
2. Педагогическая деятельность основана на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствует нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Цель педагогической деятельности – передать культурно-нравственный опыт, который накапливался поколениями на протяжении многих лет. Профессия педагога предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми, их преобразование и управление ими. Поэтому профессиональные требования к педагогу имеют разносторонний характер и предполагают гуманистическую, коллективную и творческую направленность личности педагога. Это предполагает добросовестное отношение к труду, постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний, а также к развитию своей личности.
3. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов – управляемый и проектируемый процесс, который предполагает: целенаправленное мотивирование педагогов и дифференцированный подход к выбору образовательных программ подготовки. Профессиональные интересы педагогов могут отражать основные направления деятельности педагогического коллектива.
Список литературы
Многие молодые педагоги нуждаются в советах от старших товарищей. Вот несколько из них.
- Хоть дополнительное образование и не входит в основную учебную программу, необходимо поддерживать должный уровень дисциплины. Чтобы не переусердствовать и не превратить факультативные занятия в стандартные школьные, необходимо найти адекватный подход к установлению дисциплины так, чтобы атмосфера во время занятий оставалась непринужденной, но достаточно располагающей к занятиям.
- Права и обязанности педагога дополнительного образования должны соблюдаться в равной степени. Если по каким-то причинам обязанности ставятся в приоритет прав – это повод для беспокойства. Примером нарушения может быть ситуация, когда начальство в принудительном порядке требует переработку по часам перед важным мероприятием, но при этом не дает отгулы после этого.
- Учитывайте возраст воспитанников. Учебная программа должна быть адаптирована под этот фактор.