Профессиональный маршрут педагога дополнительного образования

Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты –эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование психологопедагогических компетенций, самокритичность, эрудиция и целеустремленность. Российскому обществу нужны учителя нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Министестве юстиции России 06.12.2013, регистрационный номер 30550)

установлено: профессиональный стандарт педагога должен применяться работодателем в процессе формирования кадровой политики и заключения трудовых договоров, в управлении персоналом и в разработке должностных инструкций, при организации обучения и аттестации работника, а также установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Однако вся сложность перехода на профессиональные стандарты

ляжет на плечи самого педагога, которому необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут собственногопрофессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей.Индивидуальным образовательным маршрутом работника образования мы будем называть целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя. Цель и результат реализации ИОМ, спроектированного либо на основе методической проблемы, интересующей педагога, либо на базе индивидуальныхобразовательных потребностей, развитие профессиональных компетентностей по четырем ключевым направлениям уровневой модели методического процесса образовательного учреждения: нормативноправовому; научнометодическому; психологопедагогическому; организационнометодическому. Исходя из них определяются цели, содержание, методы и формы работы учителяпо становлению профессиональных компетентностей в текущем учебном году.

Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется с помощью «дорожной карты», где указывается, в какой период и конкретно что было сделано для устранения возникших проблем, соответствующих потребностномотивационной сфере личности педагога. В ходеразработки «Дорожной карты» закладываются основные этапы деятельности: планирование мероприятий; оценка рисков; оценка необходимых ресурсов; организация мероприятий; привлечение человеческих ресурсов; постановка задач; контроль за ходом выполнения мероприятий; анализ процесса выполнения действий и мероприятий; анализ, на базеполученных данных, достигнутых результатов.

Достаточное место «Дорожная карта» отводит процессам самообразования и развития профессиональных компетентностей в условиях профессиональной деятельности педагога по следующим направлениям:

1.Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования(реализуется через освоение модулей повышения квалификации и профессиональной переподготовки)

2.Деятельность работника образованияв профессиональных сообществах (может осуществляться в процессе руководства или участия в работе методических объединений, творческих экспериментальныхгрупп, ассоциаций и др.)

3.Участие педагога в методической работе(посредством традиционныхформ развития профессиональных компетентностей и технологий развития с использованием активных методов обучения)

4.Самообразование учителя(реализуется в самодиагностике, самостоятельной работе с методической и научной литературой, посещении и взаимопосещении занятий и пр.) Педагог, занимающийся самообразованием, должен иметь возможность воспользоваться необходимой помощью и поддержкой консультантаспециалиста(методист, педагогпсихолог) и консультантауниверсала(научные руководители, сотрудники ВУЗов, методисты учреждениясистемы повышения квалификации).

Итак, алгоритмом разработки «дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога(на этом этапе будет происходить самоопределение педагога, определение направления работы;

подбор и изучение ресурсов по выбранному направлению работы); составлениена основе результатов диагностики индивидуального образовательного маршрута(педагог намечает ресурсы, предоставляемые курсовой подготовкой, собственные приоритеты, ценности, затруднения в самообразовательной деятельности и путь их разрешения); реализацию маршрута(педагог выходит в открытое образовательное пространство, осуществляя профессиональное взаимодействие, рефлексию и коррекцию собственной деятельности); рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута(педагог представляет результаты, к которым относятся как разработанные материалы, так и сформированные личностнопрофессиональные компетентности).

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

  • изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
  • появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта.

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  • Тематические направления, определяющие всю работу.
  • Перечень мероприятий для каждого направления.
  • Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
  • Прогноз и описание ожидаемых достижений.
  • Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
  • Практическое применение ИОМ.
  • Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

– Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

– Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

– Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

  • Название учебного заведения
  • Город, год создания
  • индивидуальная тема самообразования;
  • сроки работы над проблемой;
  • форма отчета о ходе работы.

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
  • психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.

Советы по составлению ИОМ

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.

При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
  • работа в профессиональном сообществе;

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО – Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Введение профессионального стандарта неразрывно связано с проблемой повышения качества образования т.к. во –первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в третьих, повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

Стандарт выдвигает следующие новые компетенции к педагогу:

  • Работа с одаренными учащимися;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

А это, в свою очередь, влечет за собой изменения системы методического сопровождения, понимаемой как метод взаимодействия методической службы с педагогическим коллективом, группами педагогов, направленный на разрешение проблем их профессиональной деятельности и развития.

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» содержит в себе следующие понятия: личность, индивидуальность, индивид, маршрут. Доктор педагогических наук И.С. Якиманская, трактует понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» следующим образом:

– индивид — это представитель человеческого рода, наделенный определенными – свойствами и биологическими характеристиками;

– индивидуальность — это уникальное своеобразие каждого человека, который  является субъектом собственного развития;

Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой уникальный путь конкретного педагога в процессе педагогической деятельности.

Как практическая часть магистерской диссертации «Методическое сопровождение педагогов дополнительного образования» в МБУ ДО «Дворец детского творчества» нами апробируется «Индивидуальный образовательный маршрут педагога».

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута предусматривает диагностику профессионального мастерства, самоопределения педагога – составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута, реализация маршрута и рефлексивный анализ эффективности.

В маршруте педагога сформулированы:

  • Цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с программой развития МБУ ДО «Дворец детского творчества»;
  • Профессиональные умения, которые необходимо развить или сформулировать;
  • Средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач;
  • План деятельности педагога на 3 учебных года с описанием содержания деятельности на каждый учебный год (публикация, участие на конференциях, чтениях, выступление на семинарах, участие учащихся на конкурсах).

В целях совершенствования методической работы в 2013 году

проведено анкетирование «Оценка и предложения по совершенствованию методической работы МОБУ ДОД ДДТ». По результатам анкетирования выявлено следующее:

  • 85,7% педагогов указали необходимость методического сопровождения, желание и готовность педагогов работать по индивидуальному образовательному маршруту.
  • 14,2% заявили о готовности поделиться с опытом работы в форме выступлений на семинарах, конференциях.
  • В качестве затруднений в профессиональной деятельности обозначили «неумение систематизировать работу» – 57,1%; «неуверенность в правильности выбора форм воспитательной деятельности» – 39,2%; «недостаточность знаний в разработке образовательной программы» – 85,7% и др.

В качестве эксперимента введения индивидуального образовательного

маршрута выбран этнокультурный центр, количество педагогов которого составляет 24. В течение 2 лет, исходя из запросов педагогов, проведены обучающие семинары по разработке образовательной программы, организации проектной деятельности обучающихся, ознакомлению новых нормативных документов; психологические тренинги по устранению профессионального выгорания, мотивационные тренинги и др.

О результативности и эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута в этнокультурном центре свидетельствуют следующие показатели:

  • 12,5% педагогов провели на республиканском уровне авторские семинары по методике преподавания предметных областей с охватом 186 учителей из 14 улусов республики;
  • Выпущены 3 учебно-методических сборника из опыта работы;
  • Выпущены 53 открытых занятия на прямом эфире радио НВК Саха по проекту «Удьуор тыыны уЬуйан», 24 занятия по проекту «I speak English»;
  • 2 дополнительные общеобразовательные программы заняли 2-3 места на республиканском конкурсе авторских программ, проведенные Министерством образования РС(Я).

В ходе собеседования педагоги этнокультурного центра указывают

необходимость и эффективность введения индивидуального образовательного маршрута в деятельность педагогов других центров.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут повышает профессиональную компетентность педагогов, качественные показатели деятельности, степень ответственности педагогов за результат деятельности.

Работы на конкурс Педагогика, психология, управление образованием Педагогика дополнительного образования Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе «Карты индивидуального профессионального маршрута»

Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе «Карты индивидуального профессионального маршрута»

Место работы/учебы (аффилиация): ГУДО “Центр творчества “Эверест” г. Могилева” Республики Беларусь, методист

В работе продемонстрирован опыт работы методической службы государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества «Эверест» г. Могилева» по созданию адресной методической помощи педагогам дополнительного образования на основе «Карт индивидуального профессионального маршрута».

Организация методического сопровождения профессионализации педагога на основе КИПМ  позволяет  педагогу:

  • систематизировать и планировать свою профессиональную деятельность;
  • вовремя получить методическую помощь при решении вопросов, возникающих в процессе работы;
  • повысить степень ответственности за результат своей деятельности;
  • выработать стойкую потребность в непрерывном профессиональном образовании;
  • совершенствовать содержание обучения и воспитания: внедрять современные формы, методы, инновационные технологии.
  • видеть собственное профессиональное развитие в динамике за несколько лет;
  • отследить и определить собственный квалификационный уровень и качество профессиональной деятельности.
  • систематизировать и оптимизировать деятельность педагога;
  • создать условия для профессионального роста на «рабочем месте»;
  • создать психологически комфортные условия для профессиональной деятельности педагога;
  • актуализировать «сильные стороны» деятельности педагога и спокойно преодолевать «проблемные ситуации», возникающие в его профессиональной деятельности;
  • привлекать педагога к решению задач развития учреждения, реализации программ, проектов и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
  • обеспечивать разноплановую и объективную экспертизу профессиональной деятельности педагога;
  • обеспечивать условия для профессионального роста педагога, с одной стороны с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а с другой стороны – с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога.
  • сделать методическую помощь адресной.

Сроки реализации карты могут варьироваться в зависимости от выявленных затруднений, профессиональных и личностных качеств конкретного педагога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *