Обобщение педагогического опыта работы педагогов дополнительного образования
Страница – 1 из 59
Первая страницаПоследняя страница
09 Июня 2017
Профессиональные компетенции педагога учреждения дополнительного образования
Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Инструментальные компетенции: проектирование и планирование педагогического процесса по развитию учащихся в условиях учреждения дополнительного образования; организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования; установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов.
1. Компетенция “Педагогическая оценка развития обучающегося” подразумевает следующие поведенческие признаки: педагог собирает информацию об учащимся: наблюдает; беседует с учащимися, родителями и специалистами; анализирует деятельность, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ учреждения дополнительного образования.
2. Компетенция ” Проектирование и планирование педагогического процесса по развитию учащихся” предполагает поведенческие признаки: педагог разрабатывает планы работы. Планирует образовательные процессы, занятия, продуктивную деятельность учащихся; проектирует динамичную развивающую среду, разрабатывает педагогические проекты.
3. Компетенция ” Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования “, подразумевает: построение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой дополнительного образования, рабочим планом, проектом деятельности. Использование современные технологии физического, познавательно- речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития учащихся; технологии, обеспечивающие реализацию приоритета учреждения дополнительного образования.
4. Компетенция ” Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов”, предполагает: составление характеристики на учащихся в конце года, описание его достижений и качественных изменений в развитии. Составление аналитической записки по результатам деятельности с описанием профессиональных проблем и перечня необходимых профессиональных компетенций.
5. Компетенция ” Управление взаимоотношениями с учащимися, их родителями, коллегами”, предполагает: эмоциональное общение с учащимися, поощрение положительного контакта между ними. Привлечение родителей к участию в деятельности детской организации, организуя активные формы взаимодействия с ними. Сотрудничество с коллегами.
6. Компетенция ” Работа в команде педагогов учреждения дополнительного образования”, предполагает: участие педагога в деятельности коллектива, педагог делится опытом и информацией с членами педагогического коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. Реализует проекты учреждения дополнительного образования, направленные на развитие его приоритета.
7. Компетенция ” Самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного образования”, содержит следующие поведенческие признаки: педагог осуществляет самодиагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональных компетенций.
Таким образом, современное состояние системы дополнительного образования предъявляет новые требования к учреждению дополнительного образования и педагогической деятельности педагога учреждения дополнительного образования. Возникает необходимость в научном обосновании сущности профессиональных компетенций педагога учреждения дополнительного образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и практико- ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных проблем развития учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Развитие профессиональных компетенций педагогов учреждения дополнительного образования – это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагога, определения образовательных траекторий для педагога, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов.
Лопатина Ольга Леонидовна, Методист, МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгород
Ирина Шиблёва
Опыт работы педагога дополнительного образования по познавательному развитию. Кружок «От А до Я»
На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. В работе кружка «От А до Я» предусмотрено использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровье сберегающих технологий. А также соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Цель – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
– формирование положительного отношения к учению;
– формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
– формирование адекватной возрастному уровнюкартины мира;
– развитие логики – нализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
– развитие фантазии и тврческих способностей;
– развитие речи;
– умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
– развиватие памяти и внимания;
– развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Участники – дети 5 – 6 лет.
Срок реализации – с октября по май (2018-2019 учебного года)
Режим занятий – 2 раза в неделю во второй половине дня по 25 минут.
Формы работы – работа проводилась фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
В программе кружка было предусмотрено два модуля: математическое развитие детей (32 часа) и подготовка к обучению грамоте (32 часа). Всего 72 занятия в год.
В результате работы кружка, обучающиеся научились: считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
– понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
– писать цифры от 1 до 10;
– записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
– соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
– различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
– составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
– понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
– знать геометрическую фигуру — трапецию;
– рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
– выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
– располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
– делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
– называть последовательно дни недели, месяцы;
– ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
– определять положение предметов по отношению к другому лицу;
– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
– понимать задание и выполнять его самостоятельно;
– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
– самостоятельно формулировать учебные задачи.
По второму модулю “Развитие звуко-буквенного анализа”
– знают буквы русского алфавита
– понимают и используют в речи термины «звук», «буква»
– соотносят звук и букву
– правильно произносят все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
– определяют место звука в слове: в начале, середине, в конце;
– различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
– делят слова на слоги; определяют ударный слог, ударную гласную
– пользуются графическим обозначением звуков;
– произвольно регулируют темп, силу голоса, речевое дыхание;
– правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
– производят звуковой анализ слов;
– читают слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты.
Количественный анализ усвоения программы по математическому развитию детей : в октябре обследовано – 27 детей, в мае – 14 детей.
Октябрь май Октябрь Май
Высокий уровень 0 10 0 72
уровень 11 4 41 28
Низкий уровень 16 0 59 0
Количественный анализ усвоения программы по подготовке к обучению грамоте: в октябре обследовано – 27 детей, в мае – 14 детей.
Высокий уровень 0 5 0 36
уровень 10 8 37 57
Низкий уровень 17 1 63 7
Качественный анализ усвоения программы по математическому развитию детей.
Наиболее успешно дети усвоили: счёт в пределах 10 в прямом и обратном направлении; названия геометрических фигур; математические знаки +; -; = и цифры от 0 до 9.
Дети затрудняются в назывании дней недели. Допускают ошибки при решении простых задач.
Качественный анализ усвоения программы по подготовке к обучению грамоте.
Более успешно дети научились определять качественные характеристики звуков в слове (гл. – согл., а также место звука в слове. Есть небольшие затруднения в овладении средствами звукового анализа
Результаты работы за текущий учебный год позволяют признать деятельность по оказанию платных дополнительных услуг кружка «От А до Я» положительной.
Программа кружка направлена на развитие у детей интереса к умственной деятельности, способствует интеллектуальному развитию, формированию навыков умственной деятельности и самое важное – подготавливает ребёнка к успешному обучению в школе. В связи с этим предполагаю продолжить работу в этом направлении в следующем учебном году.
Обобщение передового педагогического опыта
МБОУ ДОД «ЦДОД» ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Дворецковой Татьяны Ивановны
«Магическая сила бисерного рукоделия. Развитие творческих способностей детей на занятиях по бисероплетению.»
Торопчина З. М.
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. (Терский В.Н.)
Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих) Для того чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению я стараюсь на занятиях постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда педагог ожидает успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными. Стараюсь развивать у обучающихся подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы к изготовлению продукта своей деятельности, обучая их посредством современных педагогических технологий.
Условия формирования опыта.
В народе говорят «Все начинается с детства» и это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека, а в применении к обществу – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нация.
Время, в которое мы живём, выдвинуло перед дополнительными образовательными учреждениями задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, а при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявляются очень высокие требования, – занятия по прикладному творчеству являются определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое развитие обучающихся, так и в формирование у них готовности к труду. «Если ребенок живет полноценно, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем» (Л.Н. Буйлова). Эти слова звучат рефреном дополнительному образованию.
Важно то, что в детском и подростковом периоде закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Любознательность и любопытство – особенности ребенка. Он открыт к восприятию нового, интересного, как губка впитывает разные сведения. Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. К тому же у ребенка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Для многих дополнительное образование становится ещё одним местом общения друг с другом. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает ребенок из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроках в школе. В объединении дети активно знакомятся с тем, что на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, что бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, что из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Народное искусство и в настоящее время сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Ребята на занятиях не только обучаются бисероплетению, но и изучают обряды, отдельные предметы культуры способствующие «погружению» в удивительный мир славянской культуры и культуры других народов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в моду вещи «ручной» работы.
Занятия бисероплетением вызывает у обучаемых большой интерес, пользуясь техникой бисероплетения, без значительных финансовых затрат, они создают различные изделия: украшения из бисера, сувениры (ручки, брелоки, игрушки), декоративные панно и предметы интерьера: рамки под фотографии и т.д. Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям самой высокой моды. Создавая с желанием и терпением, с выдумкой и фантазией свое изделие дети могут отделить себя от стандартной массовой продукции, которая их окружает.
Изучение особенностей бисероплетения и приёмы плетения в традиционной технике, знакомство с секретами бисерного мастерства помогают многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного творчества.
Актуальность и перспективность опыта
Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно – прикладном творчестве, в частности, в бисероплетении. Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. Бисероплетение, как один из видов декоративно- прикладного искусства, является одним из проявлений национальной культуры. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В общеобразовательной школе на уроках технологи обучающиеся знакомятся с азами декоративно – прикладного искусства, но этого недостаточно, чтобы удовлетворить запросы родителей и детей, поэтому в творческом объединении «Рукоельница» дети более углубленно изучают основы и технику бисероплетения. Именно декоративно-прикладное искусство готовит детей и подростков к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно-прикладной деятельности.Cовременная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных качеств. Актуален сегодня и такой важный вопрос, как развитие творческих способностей детей в теории и практике обучения, так как исследования последнего времени выявили у детей и подростков значительно больше возможности, чем предполагалось ранее, усваивать новое как в привычной, так и в нестандартной ситуации. В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. В своей работе я использую такие активные методы обучения, как коллективное, творческое, метод проекта и другие современные педагогические технологии. Выбор метода проектов, как активного метода обучения, выгодно отличает его от других методов, он, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Организация метода проектов требует от педагога большой работы по конструированию специальных условий для обучающихся с целью выявления и развития их творческого потенциала. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для их решения на занятиях по бисероплетению.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Проектным продуктом, который явился воплощением результата работы педагога и коллектива обучающихся объединения, стали панно «Лягушата», «Аквариум». Большая часть работы на занятиях по бисероплетению отводится активной форме обучения – коллективному творческому делу (КТД), требующему объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением панно. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения детей к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. Перспективность опыта в том, что в процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни: учёбе, работе.
При подготовке проекта обучаемые имеют возможность проверить себя и оценить те знания и опыт, которые они получили на занятиях. Перспективность данного опыта и в развитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений детей.
Новизна и адресность опыта.
Под новизной опыта понимается организация скоординированной совместной деятельности обучающихся на занятиях объединения, в результате которой они приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для саморазвития. Работая с детьми, стараюсь раскрывает их природные потенциалы и готовит к труду. Как педагог я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в коллективе, чтобы каждая минутка пребывания в объединении приносила радость от совместного творчества. Занятия строю таким образом, чтобы воспитывать у детей и подростков постоянную устремлённость совершать что-то новое, делать лучше, чем раньше. В творческой деятельности на занятиях по бисероплетению ребята приобретают социальный опыт, раскрывают свои природные дарования и способности, удовлетворяют интересы и потребности. Опыт работы могут использовать учителя технологии в школе на уроках в разделе «Обработка художественных и поделочных материалов» или педагоги дополнительного образования.
Трудоёмкость опыта и теоретическая база
* совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела, * его социальный характер (для кого это нужно?), * высока мотивация создателей.
КТД – форма работы, которая направлена на: * Развитие творческих способностей.
* Развитие интеллектуальных способностей
* Реализацию коммуникационных потребностей.
* Обучение правилам и формам совместной работы.
* Создание мотивации ребенка для участии в КТД
Ребенок, также, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам). Как педагог, стараюсь учитывать мотивы ребенка в КТД:
Потребность в коммуникации
Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах.
Желание выиграть (дух соревнования)
Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных)
Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других)
Основной акцент при работе делается на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях. Примерами коллективного творческого дела можно назвать создание декоративного панно «Рождественский венок», «Весенние цветы», дерево «Березка».
Работа объединения «Рукодельницы» в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная ребенком вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Реализация идеи развития творческих способностей детей проявляется в двух направлениях. Первое направление – создание учебно-методического комплекса по декоративно-прикладному творчеству:
разработка творческих заданий,
мастер-класс для обучающихся,
обмен опытом.Второе направление — непосредственное развитие творческих способностей детей:
диагностика практических умений обучающихся в творческой деятельности,
упражнения в выполнении творческих заданий, творческие задания,
мастер-класс с обучающимися,
исследовательская работа (самостоятельная разработка и планирование творческих проектов),
Особенности организации процесса занятий в объединениях позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи:
Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
Развивать художественные способности каждого ребенка, исходя из его индивидуальных способностей;
Формировать у детей умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
Учить анализу произведений искусства.
Занятия в объединении строятся на тесной взаимосвязи обучающихся и педагога, организации успешной совместной деятельности, творческом диалоге. В ходе общения обучаемые вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Это с о т в о р ч е с т в о, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. Педагог должен подводить обучающихся к осмыслению оценки значимости мотивов, выбору из многих предложенных возможностей единственного верного решения. Общение осуществляться на каждом занятии. Мнение детей выслушивается и обязательно отмечаются даже маленькие творческие победы. Взаимодействие и взаимопонимание, возникающие в процессе обучения, – важные условия социализации и воспитания Пробуждение интереса к рукоделию начинает с демонстрации пособия, творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний детей, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного педагогом. На самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, воспитанники составляют свою композицию изделия. В первых работах педагог включает элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагает готовые образцы, в которые воспитанники по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения. Создание у детей эстетического отношения к объекту труда и пробуждение стремления к созиданию красивого изделия – это и есть эстетическая цель воспитания Педагог тщательно продумывает каждое занятие: с чего начать занятия? Какие упражнения дать обучающимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для создания эскиза? Чаще всего ребята стремятся сразу начать работать с материалом поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, маловыразительным картинкам, которые они спешат воплотить в жизнь
Моменты, которые педагогу надо учитывать в работе с детьми.
Во-первых, обучающиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять одни и те же упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема подбирается 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.Во-вторых, при подготовке к занятию учитывается такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей обучаемые стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому подбирается изделие и величина материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всехребят оно было бы готово. В-третьих, учитывается то, что для обучаемых игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, используемые в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание ими технологических приемов происходит быстрее.В-четвертых, учитываются психологические особенности обучаемых и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, педагог подбирает более сложные изделия. В целом занятия строятся по схеме уроков технологии. Но есть и достаточно серьезные отличия. Необходима охрана зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу с бисером. Оценивание работы: ребенку сначала показываются положительные стороны его деятельности, а затем уже указывается на недочеты, подсказываются способы их устранения. На завершающей стадии занятия особо важным компонентом является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ педагогом учитываются следующие к р и т е р и и: * Декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
Содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
Оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Одно из основных условий развития креативных способностей детей связано с обучением языку народного декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эта работа ведётся поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании дизайнерских и декоративных работ. В процессе приобщения ребят к декоративно-прикладному искусству педагог особо важное значение придаёт включению в занятие по бисероплетениюактивных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Такое комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного — помогает осознать обучающимися нерасторжимую целостность народной культуры.
Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях. Художественное образование призвано вовлечь каждого ребенка в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение декоративно-прикладному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности. Оно помогает детям в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает их широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни. Хочется отметить высокую социальную активность обучающихся объединения бисероплетения и педагога при проведении выставок, ярмарок, мастер-классов, смотров-конкурсов декоративно-прикладного искусства.
Конспект занятия по бисероплетению.
Тема:Новогодний сувенир «Ёлочка»
Цели: расширять знаний детей об истории новогоднего праздника, развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации), закреплять умение использовать в работе бисер, научить выполнять новогодний сувенир «Ёлочка», совершенствовать навык работы с проволокой, бисером и бусинами, развивать мелкую моторику, чувство цвета, фантазию, творческого мышления, воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания и сопричастности ко всему, что нас окружает. .
Оборудование: ножницы, нитки – мулине золотистого цвета, бусины, бисер, проволока, ленточка, салфетки для бисера.
1. Организационный момент.
а) Сообщение темы занятия.
– Здравствуйте ребята, занимайте свои места и готовьтесь к занятию. Сегодня у нас проводится открытое занятие.
2. Вводный инструктаж
а) Проверка готовности к занятию.
-Давайте проверим готовность вашего рабочего места к предстоящей работе.У вас должны находиться необходимые материалы: проволока , бусины, крупный бисер, нитки – мулине, ленточки, ножницы.
б) Повторение правил безопасной работы.
– На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой?
– Вспомним правила безопасной работы с проволокой и ножницами.
* нельзя работать неисправным инструментом;
* использовать инструмент только по необходимости;
* поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,
* во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл,
хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы
не уколоть соседа;
* нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы
* нельзя брать проволоку в рот;
* прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это
необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;
* также необходимо избегать дефектов проволоки.
( назовите их):
– сильное и многократное перегибание проволоки; при появлении петли
необходимо ее разогнуть.
в) Постановка темы и цели занятия.
У все у нас начинает предпраздничная суета. Мы стараемся украсить квартиры, рабочие места, приготовить праздничные открытки и подарки-сувениры.
Обычай дарить подарки исходит к глубокой древности, с помощью даров племена заключали мир, подносили дары божествам. Тогда же в древности и зародились традиции дарить подарки. Когда в Вифлееме родился Иисус, волхвы преподнесли ему золото, ладан и смирну. Золото – как царю, повелителю, ладан – как богу, и в то же время смирну – как смертному. По легенде, именно после этого появилась традиция дарить подарки тем, кто действительно дорог и значим.
Отправляясь на день рождения к другу, выбирая ему подарок, Вы едва ли думаете о своей безопасности, вообще о себе. Скорее, Вами движет желание обрадовать близкого человека, подарить ему счастье, зажечь улыбку на его устах. Вот и ответ на вопрос «Зачем дарить подарки». Подарок ради подарка. Ради того, чтобы доставить как можно больше положительных эмоций, ради того, чтобы человек почувствовал себя как можно более счастливым, чтобы сказал себе: «Я не один, я действительно кому-то нужен».
С другой стороны, подарок стал и средством самовыражения. Ведь именно индивидуальность человека предопределяет его подход к выбору презента.
В преддверии праздника Нового года мы с вами сегодня изготовим сувенир.
Сегодня на нашем занятии мы с вами изготовим новогодний сувенир.
В) Объяснение учебного занятия.
На наших занятиях мы занимались бисероплетением, но сегодня нам с вами не обязательно знать техники плетения.
Какой же сувенир мы с вами будем мастерить? Догадайтесь.
Я модница такая, Что всем на удивление! Люблю я бусы, блёстки, Любые украшения. Но на мою, поверьте, Великую беду Наряд мне одевают Всего лишь раз в году!
Посмотрите, вот такая новогодной сувенир у вас должен получиться, если вы будете аккуратными и внимательными.
Выполнять елочку мы будем с использованием проволоки.
Г) Последовательность выполнения работы:
Берем отрезок проволоки равный 20 см.
Для каркаса понадобится три проволоки.
Переплетаем их между собой.
Оба конца проволоки скручиваем между собой и формируем треугольник. Каркас для елки – подвески готов.
Берем тонкую проволоку для бисероплетения, подготавливаем бисер мелкий, крупный и бусины разных цветов.Нанизываем на тонкую проволоку крупный, мелкий бисер и бусинки, чередуя их на свое усмотрение. Такая гирлянда из бисера и бусин должна быть в два раза длиннее проволоки для каркаса.
Конец проволоки с бисером закрепим, обматывая вокруг проволочного каркаса для елки, из «запаса» проволоки скрутим петельку на вершине елки – подвески. Далее оставшуюся часть гирлянды из бисера, бусин, будем обматывать и переплетать внутри каркаса. Конец гирлянды также закрепим, обматывая его вокруг проволочного каркаса.
Металлизированная нить мулине также послужит украшением для подвески, ее закрепим и обмотаем вокруг каркаса, переплетая
Конец нити зафиксируем у основания петельки. Из мулине также получится пушистый бантик
Для этой подвески подобрана тонкая ленточка из органзы с металлизированными нитями, отмерим отрезок нужной длины (для петельки достаточно 20 – 25 см). Продеваем в петельку ленту и, сложив концы вместе, опаливаем их пламенем зажигалки, либо просто завязываем на узелок
3. Практическая работа учащихся.
а) Обход рабочих мест с целью проверки и оказания помощи в изготовлении елочки.
Необходимо напомнить учащимся о правильной посадке во время работы и порядке на рабочем столе.
4. Заключительный инструктаж.
а) Подведение итогов работы.
Итак, работа наша закончена, у вас получились очень красивые сувениры новогодней елочки! Полюбуемся нашими ёлочками. Нарядные получились? – Нравятся? – Вот мы и сделали ёлочки для праздника, чтобы сохранить настоящие в лесу. Вот так чудо! Вот так диво! Перед нами целый лес Полон сказок и чудес! Вы ими можете порадовать своих близких. Убираем рабочие места.
Выставка работ детей детского объединения «Рукодельница»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/123081-iz-opyta-raboty-pedagoga-dopolnitelnogo-obraz