методист Северо-Кавказский учебный центр профессиональных квалификаций
Программа адаптации начинающего преподавателя
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
структурное подразделение Северо-Кавказской железной дороги
– филиала ОАО «РЖД»
программы адаптации начинающего преподавателя
Программа адаптации начинающего преподавателя разработана с целью совершенствования работы по развитию кадрового потенциала СК УЦПК на основе результатов деятельности команды ТОП-50 по направлению «Разработка мастер-классов по развитию навыков hard и soft-skills с трансляцией передового опыта в подразделениях УЦПК)» в рамках реализации проекта «Преподаватель 2:0».
Автор – разработчик: методист Тихорецкого подразделения СК УЦПК Кравникова Анжела Петровна
Рецензенты: ведущий методист СК УЦПК Черемашко Ирина Георгиевна
методист Краснодарского подразделения СК УЦПК Хакуз Мариет Нурбиевна
Адаптационная работа с начинающим преподавателем включает в себя:
– знакомство со структурой и организацией центра и подразделения, представление начинающего преподавателя коллективу подразделения на педагогическом совете;
– анкетирование (выявление ожиданий/затруднений в работе на начало года);
– закрепление преподавателя наставника за молодым специалистом из числа педагогических работников со стажем работы не менее трёх лет, категорией первой/ высшей, при отсутствии таковых наиболее опытный коллега;
– изучение базовых нормативно – правовых документов по организации учебного процесса подразделения;
– реализацию программы «Школа начинающего преподавателя»;
методики реализации soft – skills начинающего преподавателя (клиентоориентированность внутренняя и внешняя, основы делового общения, психология межличностных отношений, компетентностный подход, коммуникативные особенности профессиональной деятельности, стрессоустойчивость, психология успешности в профессиональной деятельности, оценка эффективности soft – skills , креативность мышления, лайф-хаки для начинающих);
– заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства /оценочных
листов деловых профессиональных качеств начинающего преподавателя по результатам проделанной работы;
– корректировку адаптационных мероприятий.
Цель программы: формирование профессионально-адаптированного, компетентного начинающего преподавателя.
– помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
– включить молодого преподавателя в самообразовательную деятельность;
– развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
– предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий и поиск возможных путей их преодоления;
– оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
– стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы
– Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
– Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих
– Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
– Формирование уверенности в своём профессиональном росте.
– Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
Позиция руководителя. В основе действия программы лежит принцип поэтапности адаптации и развития профессионализма начинающего преподавателя, а именно:
– предварительно-профилактический характер;
– индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к занятиям и различным мероприятиям;
– курирующий характер процесса деятельности начинающего преподавателя.
Реализация программы. Для реализации данной программы привлекаются опытные преподаватели, наставники, методисты, председатель цикловых (предметных комиссий) руководители подразделения. Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проходят в разнообразной форме: семинары, лекции, мастер-классы, индивидуальные консультации и др. Продолжительность и интенсивность встреч варьируется в зависимости от потребностей начинающего преподавателя. Для более успешного прохождения этапов адаптации, каждое направление оснащено методическим сопровождением. В работе с начинающим преподавателем с первых дней их работы задействованы все компоненты методологии образовательного учреждения.
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация предусматривает оперативное и целеустремлённое преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего преподавателя, психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Ожидания: успешная психолого-социальная адаптация и вхождения начинающего преподавателя в новый коллектив.
Результаты: умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с обучающимися.
Сложности: не умение/ не желание соответствовать ожиданиям
Организация учебно-воспитательного процесса предполагает детальное изучение начинающим преподавателем действующих государственных стандартов, программ обучения, посещение уроков, проводимых опытными коллегами, с их последующим совместным анализом; создание условий для нормативной деятельности начинающего преподавателя; формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего преподавателя и оказания ему своевременной корригирующей помощи.
Ожидания: активное включение начинающего преподавателя в учебно-воспитательную работу.
Результаты: совместная / самостоятельная работа по формированию планирующей и отчётной документации сопровождения учебного процесса (разработка программ / учебно- методических комплексов( далее- УМК), тематическое планирование, грамотное трактованные требований государственных стандартов, соблюдение образовательного минимума, адаптация начинающего преподавателя в образовательном пространстве.
Сложности: не знание/ непонимание поставленной задачи, временные ограничения связанные с отсутствием рациональности планирования рабочего и свободного времени); отсутствие должных условий для организации деятельности начинающего преподавателя по изучению нормативной и методической базы подразделения и формирования собственных учебно- методических материалов (отсутствие поддержки со стороны администрации, нет доступа к нормативно-регулирующей и методической базе).
Методическое сопровождение начинающего преподавателя
Следует научить начинающего преподавателя правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Ожидания: умение систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учётом реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Планируемые результаты: формирование опыта создания собственных методических разработок.
Сложности: неумение/не желание/ не хватка информации.
Организация воспитательной работы требует сокращения разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана.
Ожидания: активное включение начинающего преподавателя в воспитательный процесс.
Планируемые результаты: Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
Сложности: неумении организовать воспитательную работу/ не понимание значимости задачи.
Формы и методы работы с начинающими преподавателями
Наставничество: наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, обеспечивает поддержку опытного профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В результате взаимодействия начинающий преподаватель развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе самомообучения, получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с обучающимися и сотрудниками.
Годовой план работы начинающего преподавателя
Цель: создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление в коллективе.
Задачи: создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе начинающему преподавателю, оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.
Ожидания в результате реализации планируемой работы:
– Подготовка начинающего преподавателя к самостоятельной продуктивной /
– Совершенствование системы методической работы учреждения образования.
– Повышение качества образования в целом.
– Повышение уровня аналитической культуры всех участников воспитательного
Основные элементы планирования
- Изучение должностной инструкции педагога. Изучение предметных программ, требований к работе с журналом, планирующей и отчётной документацией.
- Организация работы по адаптации начинающего преподавателя.
- Основы целеполагания. Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель. Советы молодому учителю по подготовке урока
- Современный урок, типологию современного урока, виды анализа и самоанализа. Самоанализ по качеству цели и задач урока.
- Основы андрогогики и ортобиотики.
- Клиентоориентированность внешняя и внутренняя
- Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ
- Реализация системно-деятельностного подхода на занятии. Анализ методик/мастер-классов опытных преподавателей, обсуждение фрагментов урока с точки зрения реализация системно-деятельностного подхода, др.
9.Обсуждение видов диагностики результатов обучения, анализа полученных результатов. Объективность, компетентностный подход.
10.Психологические аспекты взаимодействия с обучающимися.
11.Рефлексивная культура педагога.
12.Консультации по частным вопросам методики преподавания.
– Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и обучающихся, на основе творческого поиска через самообразование.
– Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
– Умение работать с аудиторией на основе изучения личностных ожиданий обучающихся, проводить индивидуальную работу.
– Умение проектировать воспитательную систему.
– Умение индивидуально работать с обучающимися
– Овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся, реализация компетентностного подхода.
– Становление начинающего преподавателя как профессионала.
– Повышение методической, интеллектуальной культуры преподавателя.
Итоговый показатель: выполнение творческого задания / участие в реализации проектной (ных) задач учебного цента ОАО РЖД /подразделения.
По итогу года молодым преподавателем формируется отчёт и портфолио достижений. Наставником составляется отчёт о деятельности начинающего преподавателя по установленной учебным центром форме (Приложение 1), и проводит анализа деловых/профессиональных качеств начинающего преподавателя с последующим заполнением оценочного листа деловых/профессиональных качеств начинающего преподавателя (Приложение 2) (для корректировки адаптационных мероприятий корригирующего характера/ принятия административных решений).
Обязательным условием реализации адаптационных мероприятий является дневник начинающего преподавателя (Приложение 3) и план работы на год (Приложение 4).
Период адаптации начинающего преподавателя рассчитан на два года.
По итогам первого года деятельности начинающего преподавателя (с момента его назначения на должность) подразделение формирует протокол анализа деятельности начинающего преподавателя (заполнение Приложений 1 – 4 и оформление портфолио начинающего преподавателя обязательны!).
План работы начинающего преподавателя на второй год составляется для корректировки адаптационных мероприятий корригирующего характера или принятия административных решений согласно протоколу анализа деятельности начинающего преподавателя.
По итогам второго года деятельности начинающего подразделение формирует протокол анализа деятельности начинающего преподавателя (Приложение 4) (заполнение Приложений 1-4, отчёта наставника и оформление портфолио обязательны!) и представление для установления соответствия занимаемой должности (Приложение 5).
Подготовленные документы являются основанием для аттестации на должность преподавателя (бескатегорийного) в комиссии учебного центра. с обязательным оформлением протокола заседания аттестационной комиссии педагогических работников учебного центра профессиональных квалификаций.
Результаты деятельности начинающего преподавателя следует отражать в методическом паспорте преподавателя (Приложение 6).
Приложение 1 Отчета по работе наставника. docx Приложение 2 Оценочный лист приложение 3 Дневник молодого преподавателя Приложение 4 План работы преподавателя на год Приложение 6 Методический паспорт преподавателя Приложение 5 Образец представления
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры
Ершова Евгения Александровна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Новоникольска
Программа адаптации молодого учителя
формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
- оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.
Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
В основе программы лежит принцип поэтапности адаптации и развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю – это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:
- индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;
- курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.
Методы проведения занятий.
Занятия проходят в разнообразной форме: семинары, лекции, мастер-классы, индивидуальные консультации и др. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего и является в содержательном плане основой для последующего. Продолжительность и интенсивность встреч варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов. Для более успешного прохождения этапов адаптации, каждое направление оснащено методическим сопровождением. В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы. Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.
1.1. Психологические основы адаптации в системе образования.
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическомколлективах.
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса.
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
1.3. Школьная документация в работе учителя.
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе заместителя директора по УВР, с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной помощи.
1.4. Методическое сопровождение молодого учителя.
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.
1.5. Организация воспитательной работы в классе.
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
1.6. Социология образования. Ученик в социуме.
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения.
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума.
Формы и методы работы с молодыми специалистами.
ПЛАН РАБОТЫ по сопровождению молодого специалиста
______________________________ на 2021-2022 учебный год