Мария Камальдинова
Досуговая программа «Калейдоскоп»
Досуговая программа «Калейдоскоп»
Проблема организации досуга не нова, ею издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К. Д. Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, оно происходит от глагола «достигнуть». В настоящее время под досугом понимается нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг – это возможность что–то сделать или чего-то достичь.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть. Задача педагогов состоит в том, чтобы досуг проводился разумно.
Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательнее, увлеченнее. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение правильно организованного досуга творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, образовательную деятельность в детском саду, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов.
Организованная досуговая деятельность – это направленный процесс воспитания и образования ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками образовательного процесса.
Дети нуждаются в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой или демонстрацией силы, ловкости, теоретических знаний и практических умений. Эта потребность абсолютно естественна и объективна, а активная деятельность в детском возрасте – самое результативное средство развития личности.
Правильно организованная досугово – воспитательная деятельность содействует формированию не только здоровых психофизических качеств и интеллекта, но и воспитывает трудолюбие, как естественную потребность реализации знаний, а значит, содействует нравственному воспитанию личности. При любом виде досуга дети испытывают состояние раскрепощенности и, следовательно, более готовы к восприятию информации, отличной от их собственной точки зрения.
Организация досуга – одно из центральных направлений воспитательной работы в санаторном отделении, так как в ходе правильно организованного досуга расширяется спектр деятельности для удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта детей, формирования основ его общей культуры. Ребенка необходимо учить использовать свое свободное время, так как интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Создание условий для оздоровления детей, полноценного отдыха, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Основные задачи программы
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
Создавать условия для организованного отдыха детей.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у детей навыки общения и толерантности.
Содержание программы включает основные направления:
Ожидаемые результаты реализации программы
Укрепление здоровья детей;
Улучшение социально-психологического климата в детском санаторном отделении;
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
Привитие навыков самообслуживания.
1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей дошкольного возраста и типу ведущей деятельности.
3. Принцип демократичности: участие всех в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания:
– отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
– создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках режима дня;
– взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, проекта;
– активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности.
6. Принцип событийности детской жизни: организация событий, приносящих ребенку яркие индивидуальные и коллективные переживания.
7. Краеведческий принцип: организация досуговой деятельности с учетом особенностей природы, труда, общественной жизни, культуры и истории родного края.
8. Принцип проблематизации: организация ситуаций, стимулирующих развитие творческой активности детей в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры.
1. Рекреативная функция: снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;
2. Развивающая, просветительская функция: Вовлечение детей в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения.
3. Функция защиты: Для многих детей наше учреждение – это место, где о них по-настоящему позаботились. С другой стороны, попадая на довольно продолжительный срок в новые для него условия, ребенок испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни.
4. Функция коррекции: Коллективу учреждения приходится корректировать влияние внешней среды ценностями, ориентирами, правилами жизни в санаторном отделении, выработанными в совместной деятельности детей и взрослых.
5. Функция компенсации: Многие дети, попав в наше учреждение, впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой деятельности. Нам легко верить в достоинства, способности ребенка, так как отсутствует шлейф стереотипов сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно.
6. Функция самореализации: Детский досуг это свободная творческая деятельность, своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я».
7. Творческая функция: Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных амплуа. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляясь в их сознании и поведении, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
8. Коммуникативная функция: Такие формы досуга как игровые программы, массовые праздники, являющиеся зоной активного общения, благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков.
9. Профориентационная функция: Во время досуга дети читают книги, смотрят фильмы, ходят на экскурсии, в занимательной форме знакомятся с профессиями и людьми разных профессий, где и открывают для себя мир профессий.
10. Социализирующая функция: В процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Реализация основных направлений программы:
1. Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка.
Цель: научить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.
развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью;
содействовать формированию основ досуговой культуры;
создавать условия для организации отдыха детей.
– рассматривание красивых объектов, иллюстраций в книгах;
– непринужденная беседа на тему, волнующую ребенка;
– чтение книг;
– просмотр мультфильмов, слушание сказок, музыки;
– самостоятельные занятия физическими упражнениями;
– работа на территории санатория;
– игровая деятельность.
2. Развлечения – это яркие моменты, обогащающие впечатления детей и развивающие их творческую активность.
Цель: Разнообразить и эмоционально окрасить познавательную деятельность воспитанников.
Закреплять и углублять навыки и умения, полученные в ходе образовательной деятельности, расширять кругозор;
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России;
Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение вести себя в различных ситуациях;
Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности;
Пробуждать радостные чувства, поднимать настроение и жизненный тонус; дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность;
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
Тщательно планировать развлечения, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.
По содержательной направленности в санаторном отделении проводятся следующие виды развлечений:
театрализованные: кукольный и теневой театр, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.
познавательные: КВНы, викторины, экологические, интеллектуальные, игры-путешествия;
спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты
концерты: тематические, музыкально-литературные, самодеятельные
народные: игры, потешки, пестушки, загадки, хороводы
забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки, сюрпризы
тематические развлечения вечера, посвященные творчеству композиторов, писателей, художников (к юбилеям);
Игровые программы: аналоги телевизионных программ, шоу
Встречи с творческими коллективами и интересными людьми.
Развлечения планируются в соответствии с календарно-тематическим планом, принятым на учебный год, но корректируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и желаний детей, поступивших на лечение в санаторное отделение в конкретный период.
3. Праздники – это дни торжества, установленные в честь или в память кого-либо или чего-либо. Одно только слово “праздник” заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.
Цель: создание праздничного радостного настроения.
• привлекать детей к активному и разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении;
• поддерживать чувство удовлетворения, возникающего при участии в коллективной предпраздничной деятельности;
• знакомить с основами праздничной культуры;
• формировать эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке;
• поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;
• продолжить знакомство с традициями праздников в России;
• создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
• способствовать сплочению детей и взрослых.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
• народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
• государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города, День дошкольного работника, День медицинского работника и др. ;
• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день, Международный день медицинской сестры, Всемирный день борьбы с туберкулезом;
• православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др. ;
• бытовые и традиционные для санатория: день именинников, Праздник Букваря, День рождения санатория;
• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами», «Праздник бантиков», «Праздник улыбки», «Праздник радости», «Разноцветный праздник» и др.
Календарь праздников санаторного отделения:
Сентябрь День знаний; День дошкольного работника
Октябрь День пожилых людей; Осенины
Ноябрь День единства и солидарности; День матери
Декабрь Новогодние утренники.
Январь Рождество; Святки.
Февраль День защитника Отечества.
Март Масленица; 8 МАРТА –Женский день! Весенняя капель.
Апрель Праздник смеха; День космонавтики; Пасха; Всемирный день борьбы с туберкулезом: акция «Белая ромашка»
Май День Победы!
Июнь День защиты детей; День медицинского работника; Открытие малых олимпийских игр Спортивный праздник
Июль День рождения санатория
Август Закрытие малых олимпийских игр
4. Самостоятельная деятельность – это возможность саморазвития детей, где ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам.
Цель: создание условий для саморазвития детей.
• Создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую детям выбор активности, соответствующей интересам детей и имеющей развивающий характер.
• Развивать умения играть в сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические, театральные игры.
• Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность.
• Развивать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Виды самостоятельной деятельности:
Огромная роль в организации досуговой деятельности в санатории принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.
• Игра – это естественный и продуктивный способ обучения детей, закрепления их знаний и умений.
• Игра развивает у детей произвольное поведение и самостоятельность.
• Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми
• Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность.
• Игра обладает психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.
• Игра доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы.
• Игра расширяет жизненный мир ребенка.
• Игра готовит ребенка к труду. Хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочие усилия, радость творчества, чувство ответственности.
• Игра является эффективным средством формирования личности детей, их морально – волевых качеств.
творческие игры: режиссерские игры, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом
игры с правилами: дидактические игры, подвижные игры
5. Творчество – это совершенствование самостоятельной музыкально-художественной и познавательной деятельности.
Цель: содействовать возникновению у детей стремления развивать музыкально-художественные и познавательные способности.
Условия для творчества детей:
Наличие материалов для творчества и возможности действовать с ними.
Создание педагогами у ребенка чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
Создание у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка.
• Создать предметно-развивающую среду для творчества детей.
• Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью;
• Содействовать участию детей в различных конкурсах.
Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. предметно-развивающую среду для занятий творчеством.
Организация предметно-развивающей среды:
• Фонотека, видеофильмы
Сюжетно-ролевые игры: атрибуты для организации игры во врача, шофера, повара, парикмахера, учителя, капитана, продавца.
Театральные игры: атрибуты для организации театральных игр (шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок; кукольный театр; плоскостной театр; теневой театр; элементы костюмов).
Спортивные игры: атрибуты для организации игр (мячи, кегли, скакалки, обручи и др.).
• Материалы для изодеятельности.
• Уголок труда.
• Уголок интеллектуальной деятельности:
Работа с родителями.
-изучение медицинских документов;
-беседы с родителями;
-консультации для родителей;
-оформление памяток для родителей.
-Информационные уголки для родителей;
-Выставки детских работ;
-Фотомонтажи из жизни детей в отделении.
-Проведение праздников и развлечений с приглашением родителей;
-Изготовление открыток, подарков родителям и членам семьи ребенка;
-Привлечение родителей для оказания посильной помощи.
В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные даже для маленьких детей. Задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
«Определение сформированности досуговой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях лечебного учреждения»
Фамилия, имя ребенка ___ Возраст ___
Дата заполнения “___”___ __
Утверждение Да Нет
1. У ребенка преобладает бодрое, позитивное настроение в свободное время.
2. Ребенок может самостоятельно занять себя в свободное время в помещении.
3. Ребенок может самостоятельно занять себя в свободное время на прогулке.
4. Ребенок имеет любимое занятие.
5. Умеет чередовать, сменять виды деятельности.
6. Умеет чередовать занятия и отдых.
7. Принимает участие в играх детей, проявляет доброжелательность и терпение в общении.
8. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей.
9. Является организатором игр, следит, за соблюдением правил.
10. Принимает участие в играх, предложенных взрослым.
11. Ребенок в свободное время любит заниматься изодеятельностью, аппликацией, лепкой и др.
12. В свободное время ребенок любит читать, рассматривать книги, журналы, альбомы.
13. Применяет знания, полученные в ходе образовательной деятельности, в самостоятельном творчестве.
14. Проявляет активность при подготовке к празднику, развлечению.
15. Активно участвует в празднике, развлечении.
16. Не отказывается от поручений при подготовке к празднику, развлечению, предложенных взрослым.
17. Умеет вести себя в различных ситуациях.
Если на половину утверждений из карты-наблюдения получен ответ «да», то это значит, что ребенок может заполнить свой досуг самостоятельной активной деятельностью, развивающей личность.
Анкета для родителей
1. Как Вы можете охарактеризовать условия, созданные в санаторном отделении для восстановления, поддержки здоровья и отдыха детей?
• очень хорошие
• достаточно хорошие
• хотелось бы желать лучшего
2. Довольны ли Вы отношением врачей к проблемам здоровья Вашего ребенка?
• не знаю
3. Как Вы и Ваш ребенок чувствуете себя, общаясь с персоналом санатория?
• хорошо и комфортно
• хотелось бы желать лучшего
• были неприятные моменты
4. Какие изменения Вы заметили в поведении Вашего ребенка?
• стал более спокойным
• более замкнутым
• не изменился
5. Ваши пожелания:
Благодарим Вас за ответы!
1. Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
2. Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
3. Кисина Т. С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник. – 1997. – № 1.
4. Кульпетдинова М. Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
5. Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001, стр. 30-34.
6. Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44.
7. Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007, стр. 35 – 39.
8. Дошкольная педагогика «Сценарий семейного физкультурно-оздоровительного праздника». № 5 – 2005, стр. 46-48.
9. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
10. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 136 с.
11. Печерская А. Н. Праздники в детском саду. – М. : Росмэн, 2000. – 79с.
Груздева Татьяна
Программа организации досуговой деятельности пожилых людей на базе комплексного центра социального обслуживания населения
Выход на пенсию для многих людей пожилого возраста становится фактором, который приводит к значительным переменам в жизни. С этого момента дни человека больше наполнены одиночеством, на фоне которого часто случаются депрессии. До пенсии люди заняты на работе и живут в постоянном ритме, а после завершения активной трудовой деятельности у них неожиданно появляется много свободного времени. Такая перемена вызывает растерянность и непонимание, чем занять освободившееся время. В связи с этим возникает логичный вопрос, как организовать досуг пожилых людей?
Досуг пожилых людей направлен на поднятия настроения, ощущения радости и получения удовольствия. Пенсионеры проводят досуг для того, чтобы отдохнуть от повседневной суеты, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, заняться творчеством и найти друзей по интересам.
Досуг граждан пожилого возраста состоит из :
1) активной деятельности, когда пожилые люди продолжают свою трудовую деятельность (часто – на полставки, занимаются ведением домашнего хозяйства, работой в саду и в огороде, имеют свое хобби, посещают культурные мероприятия, путешествуют, занимаются художественной самодеятельностью и так далее;
2) пассивной деятельности, которая включает в себя чтение книг и газет, просмотр телепередач, общение и так далее.
Досуг играет особо важную роль в жизни пожилых и престарелых людей, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Также это необходимо для одиноких пенсионеров, чтобы заполнить свое свободное время.
Досуговая деятельность пожилых людей включает :
– занятия художественным, прикладным творчеством;
– принятие участия на праздниках, викторинах, конкурсах, фестивалях;
– спорт, танцы, экскурсии, активные игры;
– деловые, логические, интеллектуальные игры и занятия;
– спокойный пассивный отдых (чтение книг, просмотр телевизора, слушание радио и т. д.).
Следует выделить группы потребностей в досуговой деятельности пожилых людей :
1. Потребность восстановления жизненных сил людей пожилого возраста (прогулки на воздухе, вечера отдыха для пенсионеров);
2. Развитие интеллектуальных способностей, повышение эрудиции (чтение книг, просмотр научных передач, освоение новых языков, экскурсии);
3. Развитие духовных сил, умений и активной творческой деятельности (работа на приусадебном участке, на даче, прикладные мероприятия, природно-экологические занятия);
4. Потребность в общении (клубная работа, кружки по интересам, творческие группы, вечера встреч).
Особое значение досуговой деятельности состоит в том, чтобы интегрировать индивидов, группы в ту досуговую деятельность, которая поможет пожилым людям корректировать, улучшать или сохранять определенный статус. В особенности усиливает силы личности деятельность, которая устремлена не на потребление, а на создание материальных и духовных благ и отдачу результатов своего труда другим людям.
Таким образом, правильно организованный досуг помогает человеку общаться в социуме, проявлять свой творческий потенциал и поверить в свои силы. Это способ поддержания интереса к жизни, укрепление социальных связей, создание условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения, к которым относятся члены клуба “Мечта”.
Цель программы :
Повышение социальной активности, расширение круга общения, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса пожилых людей.
Задачи программы :
1. социализация граждан пожилого возраста;
2. приобщение пожилого человека к полноценной жизни, наполненной новым смыслом и эмоциями;
3. создание дополнительных возможностей для улучшения жизни пожилых людей;
4. продление активного долголетия.
Члены клуба “Мечта” (граждане пожилого возраста, проживающие в Седельниковском районе).
март 2020 г – март 2021 г
По итогам реализации программы ожидается значительное изменение ситуации среди пенсионеров, в частности, среди лиц, недавно вышедших на пенсию.
– ожидается рост удовлетворенности достигнутыми личными результатами;
– духовное и физическое развитие личности через знакомство с культурой, оздоровительным влиянием природных факторов на организм человека;
– повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей;
– обеспечение более широкого доступа пожилых людей к просветительским, информационным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;
– повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни.
Основные направления программы :
Заседание клуба проходит в последнюю пятницу каждого месяца и состоит из 4 блоков:
1 блок – психологический (занятие в сенсорной комнате);
2 блок – поздравительный;
3 блок – информационно-культурно-просветительский;
4 блок – чаепитие.
План реализации программы :
№ п/п Название мероприятия Сроки проведения
1. 1. Знакомство с сенсорной комнатой.
2. Поздравление с днем рождения (Пенкина Т. Ф, Рыжакова Т. И).
3. Дискуссионный час с элементами тренинга “Эликсир молодости”.
4. Чаепитие. Март
2. 1. Занятие “Защита организма от стресса“.
2. Мастер-класс “Дорого яичко ко Христову Дню!”.
3. Чаепитие. Апрель
3. 1. Поздравление с днем рождения (Никифорова Ф. И).
2. Посещение драматического театра в г. Тара. Май
4. 1. Поздравление с днем рождения (Вейберт Т. С).
2. Выезд на о. Шаталовское “День здоровья”. Июнь
5. 1. Занятие “Релаксация”.
2. Поздравление с днем рождения (Медвецкая Г. М, Шабалина Л. М, Сластникова В. Е (70 лет).
3. Виртуальное путешествие в молодые годы, посвященное “Дню семьи, Любви и Верности”.
4. Чаепитие. Июль
6. 1. Занятие “Цветотерапия”.
2. Мастер-класс “Техники оздоровления организма“.
3. Чаепитие. Август
7. 1. Занятие “Отдых”.
2. Поздравление с днем рождения (Белохвостова В. Н, Иванова Н. Г, Концевая А. А, Казлитина М. В).
3. Творческая мастерская “Декупаж”.
4. Чаепитие. Сентябрь
8. 1. Занятие “Как справиться с негативными эмоциями и снять напряжение”.
2. Поздравление с днем рождения (Азевич Е. С, Антакова Л. И (65 лет, Попиральчик Г. В).
3. Мероприятие в рамках Дня пожилого человека “Мои года – мое богатство”.
4. Чаепитие. Октябрь
9. 1. Занятие “Активизация внутренней энергии”.
2. Мероприятие в рамках Дня Матери “Свет материнства – свет любви”.
3. Чаепитие. Ноябрь
10. 1. Поздравление с днем рождения (Сидорина В. В (70 лет, Сухотская Н. П (65 лет).
2. Праздничное мероприятие “Новогодний марафон”.
3. Чаепитие. Декабрь
11. 1. Занятие “Энергетическое очищение”.
2. Поздравление с днем рождения (Евсеева М. В).
3. Досуговое мероприятие “Святочные посиделки”.
4. Чаепитие. Январь
12. 1. Занятие “Музыкотерапия”.
2. Поздравление с днем рождения (Тихонова К. Н).
3. Литературно-музыкальная гостиная.
4. Чаепитие. Февраль
13. 1. Занятие “Расслабление и релаксация”.
2. Поздравление с днем рождения (Пенкина Т. Ф, Рыжакова Т. И).
3. Досуговое мероприятие “Масленичные гуляния”.
4. Чаепитие. Март
п\п Должность Вид деятельности
1 Психолог Проведение тренингов, занятий в сенсорной комнате, бесед, разработка информационного материала
2 Специалист по социальной работе Разработка программы и проведения мероприятий, разработка информационного материала
Критерии оценки успешности реализации проекта:
– нормативно-правовое обеспечение проекта;
– кадровое обеспечение проекта;
– социальная значимость;
– рост индивидуальных достижений участников проекта;
– повышение степени социальной удовлетворенности.
Методы и формы реализации проекта:
– проведение мероприятий по разработанной тематике (ви, тематические встречи, беседы, тренинги, мастер-классы);
– выезды на природу и по культурным местам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №144 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Возраст детей: 5-11 класс
Срок реализации: 1 год обучения
Фролова Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования
Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.
Наиболее интенсивно такие качества развиваются при активном участии школьника в процессе ученического самоуправления, которое дает возможность исполнить ту роль, которая соответствует личности учащегося. Ученическое самоуправления вовлекает учащихся в управление своими школьными делами, что целесообразно рассматривать как способ подготовки их к жизни в демократическом обществе.
Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.
К концу обучения старшеклассники расширят свои знания об организации мероприятий и о деятельности органов местного самоуправления, освоят методы работы в коллективе, завоюют авторитет через практику взаимоотношений, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Досуг+». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически, эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.
Цель Программы – создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.
познакомить обучающихся с разнообразными игровыми формами досуга, а также методами организации и проведения массовых мероприятий;
развивать специальные умения, необходимые организатору досуга;
включать в практическую деятельность по организации и проведения досуговых мероприятий;
создавать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического вкуса;
способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся работать в команде.
Данная программа является общекультурной и имеет социально-педагогическую направленность.
Программа предназначена для детей и подростков 11 – 17 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Освоение Программы не требует предварительной подготовки и специального отбора обучающихся.
Программа ориентирована: на детей 11-17 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Количество занятий: 2 раза в неделю по 90 минут.
Количество занятий в год: 146 часов.
Наполняемость групп: 15 человек.
В объединение осуществляется прием учащихся лицея и всех учеников других учебных заведений Калининского района по желанию и по заявлению родителей. В объединении может заниматься любой ребенок, независимо от природных задатков и навыков. не имеющих медицинских противопоказаний.
Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.
Формы и методы проведения занятий
Образовательная программа «Досуг+» предполагает решение комплексных педагогических задач в процессе учебной и воспитательной деятельности, массовых творческих мероприятий, работы с классными руководителями, учителями, родителями.
Программа составлена согласно принципам педагогической целесообразности перехода от простых работ к более сложным. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка,
Форма организации детей на занятии: групповая.
Программа дополнительного образования «Досуг+» представляет собой сложную многогранную структуру, которая развивает ученическое самоуправление на школьном уровне и одновременно гармонично развивает личность подростка. Обучение по программе проходит в разнообразных формах, способствующих лучшему улучшению материала с дельнейшим его применением:
Для реализации используются следующие формы работы: беседа, обсуждение, поручение, метод убеждения, разъяснение, презентации, индивидуальная работа, общественно-полезная деятельность, коллективно-творческая деятельность, игра, соревнование.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Любой ребенок в процессе творчества является созидателем. Задача педагогов, работающих по программе «Досуг+» – направить свою педагогическую деятельность на достижение успеха обучающихся, используя различные приемы и средства. От слаженности действий, от правильности выбора содержания учебно-воспитательного процесса, постановки воспитательных задач, грамотного выбора форм и методов работы напрямую зависит и предполагаемый результат деятельности педагогов по данной (как и иной другой) программе. Результатом успешной реализации программы должно стать:
К концу обучения обучающиеся должны знать:
цели и функции ученического самоуправления;
механизм взаимодействия органов ученического самоуправления с другими школьными и внешкольными объединениями;
основные институты местного самоуправления, разнообразие его форм;
стадии формирования и управление коллективом;
основные понятия психологии личности.
организовывать и проводить мероприятия;
планировать, анализировать, стимулировать, контролировать работу органов ученического самоуправления;
ориентироваться в собственных склонностях, способностях и на основании этого разрешать возникающие проблемы;
ставить цели, достигать их;
самостоятельно планировать и реализовывать идеи, инициативы;
составлять и реализовывать социальные проекты;
работать с информацией.
Формы подведения итогов (способы проверки знаний).
Проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ образовательной деятельности обучающихся.
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, участию в выставках, проводимых при участии объединения. На этих мероприятиях проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.
По результатам промежуточной (вторая половина учебного года) и итоговой диагностик родителям обучающихся выдаются рекомендации педагогов дополнительного образования и психолога школы, в каком направлении деятельности ребенок может реализовать себя в большей степени.
Теория. Знакомство с группой.
Практика. Игры «Арифметика», «Я еду». Тестирование «Я – лидер». Формула успеха лидера.
Игры на выявление лидера.
Теория. «Кто такой лидер?»
Практика. «Кораблекрушение», «Кулачок», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».
Теория. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.
Практика. Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по Лутошкину).
Теория. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.
Практика. Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», «Репка». Игровые методики. «На златом крыльце сидели», «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.
Конфликты и пути их решения.
Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте.
Практика. Искусство ведения переговоров.
Основы публичного выступления.
Теория. Искусство полемики. Виды вопросов. Простые и сложные вопросы. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.
Практика. Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «На пне в лесу», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».
Основные формы организации досуговой деятельности.
Теория. Общие сведения «Что такое игра?».
Практика. «Репка». Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник», «Бояре», «Голова – хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Охота на льва», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Семья дяди Томаса», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Моя машина не заводится», «Будь собой!», «Живая пирамида», «Судоходная линия». Спокойные игры.
Теория. Основные характеристики. Виды мероприятий. Возрастные особенности участников. Этапы подготовки и проведения.
Практика. Проведение. Анализ проведения мероприятия. Ближайшие последствия проведенного мероприятия.
Теория. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД».
Практика. Предварительная подготовка дела. Упражнение «Выбор организатора». Анализ условий, потребностей и интересов участников, постановка цели деятельности. Коллективное планирование дела. Игра «Корзина грецких орехов». Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото», «Сценарий мероприятия», «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела. Выявление ошибок. Определение ближайших последствий проведенного дела.
Теория. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем. Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта.
Практика. Реализация проекта. Презентационная папка проекта. Анализ реализации проекта. Определение ближайших последствий реализации проекта.
Под организаторскими способностями понимают такое сочетание индивидуально-психологических свойств, которое помогает быстро, надежно, уверенно включать людей (в случае индивидуальной деятельности – включаться) в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность в ходе этой деятельности. Организаторские способности представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, которые условно можно представить в виде четырех блоков: 1) знания и умения, связанные с пониманием особенностей внутреннего состояния и поведения людей (знание психологических особенностей людей, организаторская проницательность и т.д.); 2) знания и умения, связанные с построением эффективного общения и обеспечения разнообразностороннего влияния (знание этапов общения, умение убеждать и т.д.); 3) знания и умения, связанные с пониманием закономерностей работы коллектива и управления им (знание психологической совместимости, влияние на коллектив, знание законов развития коллектива, выбор оптимального стиля руководства и т.д.; 4) знания и умения, связанные с организацией и проведением дела (понимание цели, умения планировать, рассчитывать и распределять работу, осуществлять контроль и стимулирование, подводить итоги и т.д.). Таким образом, формирование организаторских способностей требует комплексного подхода, в том числе подразумевающего одновременное ознакомление человека с теоретическими основами организаторской деятельности и выработку у него соответствующих практических умений и навыков.
Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся педагогическое явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.
В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:
информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;
операционный. Он включает в себя формирование у подростков организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем;
практический. Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, корректируются управленческие действия.
В основе обучения и воспитания учащихся-организаторов лежат следующие основные принципы:
компенсаторной подготовки учащихся, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитым качествам личности учащихся;
взаимосвязи формирования у учащихся организаторских знаний и организаторской практики, т.е. их практического участия в решении организаторских задач;
преемственности в формировании организаторских знаний и умений при решении организаторских задач различного уровня.
Но необходимо помнить, что организаторская техника – не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника-организатора, совокупность способов достижения цели.
Одно из главных условий подготовки организаторов – стимулирование их работы над собой, поэтому уже на вводном занятии используется методика М.И.Рожкова «Чтобы расти, надо смотреться в «зеркало», сочетающую самодиагностику и разработку программы самосовершенствования.
Карточки с описанием ролей к сюжетно-ролевой игре «Праздник»
раздаточный материал таблица к игре «Кораблекрушение»
Карточки «Совет лидеру»
Карточки к играм
Карточки для разбивки на микрогруппы
Карточки «Виды мероприятий»
Карточки к упражнению «Выбор организатора».
Карточки к упражнению «Распределение ролей».
Методичка «Формула успеха лидера»
Презентация «Социальный проект – современная воспитательная технология»
Презентация «Составляющие социального проекта»
Раздаточный материал к игре «Три королевства»
Раздаточный материал к игре «Калоши счастья»
Таблица «Как слушать», «Как говорить»
Таблица «Лидерские качества»
Таблица «Стили руководства»
Таблица «Формы организации досуговой деятельности»
Таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)
Тест «Я – лидер»
Литература для педагогов
Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М.,2006г.
Э.Кристофер, Л.Смит. Тренинг лидерства. С.-Петербург, 2002г.
Н.Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004г.
Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.
С.Оськина. Формирование организаторских умений подростков.// ж. Воспитание школьников №5 2008г.
Н. Галеева. Формирование организаторских способностей у школьников.// ж. Воспитание школьников. №3 2008г.
М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. Владос. М. 2002г.
Андерсон Джилл. Думай. Пытайся. Развивайся. Общая редакция и перевод А.Л. Шлионский. С-Петербург. «Азбука»,1996
Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов.– Киев, 1991.
Долил Митчелл. Страус Давид. Как работать вместе.– АЮЛ, 1994.
Дополнительное образование, № 4, 2006 г.
Закон РФ “О поддержке детских и молодежных общественных объединений”
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Москва. «Народное образование», 2002 г.
Леванова Е. Готовясь работать с подростками.– М., 1993 г.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой.– М., 1987 г.
Петрова Н.П. Тренинг победителя. Издательство «Речь», С-Петербург, 2002 г.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.– М., 1993 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Москва. «Новая школа», 1995 г.
Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
«Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.
Литература для обучающихся
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– Лениздат, 1992 г.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Москва. «Просвещение», 1998 г.
Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. Москва, «Интерпракс», 1994
Леви В. Искусство быть собой.– М., 1991 г.
Леви В. Искусство быть другим.– М., 1980 г.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М., 1993 г.
Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.– М., 1993 г.