Протокол наблюдения за поведением ребёнка
Ф.И.О наблюдателя: Иванова Юлия
Анализ результатов наблюдения
В результате наблюдения за ребёнком были выявлены следующие особенности поведения: Снежана избегает контактов с окружающими (как с взрослыми, так и со сверстниками), предпочитает большую часть времени проводить одна. При попытках других заговорить с ней, ведёт себя скованно и робко. Отвечает тихо и неуверенно. При разговоре с психологом теребит пуговицу на одежде, манипулирует рядом лежащими предметами. У неё сдержанное выражение лица, старается не делать лишних движений и не привлекать к себе внимания.
Снежана относится чувствительно к своим неудачам, остро реагирует на них, отказывается от той деятельности, в которой испытывает затруднения. Всё это является признаками повышенной тревожности.
Данному ребенку рекомендуется участие в профилактическом занятии (групповая форма работы), которое направлено на снижение уровня тревожности.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Институт педагогики и психологии
Кафедра социальной психологии и акмеологии
План-конспект профилактического занятия на тему «Я учусь владеть собой»
Тема: “Я учусь владеть собой”
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
Цель: Снижение уровня тревожности дошкольника.
1. Снижение психоэмоционального напряжения;
2. Развитие коммуникативных способностей;
3. Развитие навыков самоанализа, обучение детей понимать себя и других.
Предмет программы: аффективно-волевая сфера дошкольника
Объект программы: дети дошкольного возраста (6 лет)
Объём программы: 25-30 минут
Форма работы: групповая
Методы: словесные, игровые, практические, наглядные.
Средства психокоррекции: Материалом занятий служат игры и упражнения.
-Добрый день, ребята! Сегодня здесь собралось так много людей, вы все такие замечательные. Мне очень хочется с вами познакомимся, а заодно и вы тоже познакомитесь друг с другом, и для того, чтобы наше знакомство с вами проходило намного веселее, мы с Вами проведём одно упражнение, которое называется «Имя».
Цель:познакомить участников друг с другом.
-Вы становитесь в круг, называете свое имя и качество, которое начинается на первую букву имени, и дальше бросаете мяч любому из участников. После того как каждый участник представился, вы перебрасываете мяч, называя имя адресата. Затем игра усложняется: вводится второй и третий мяч.
-У вас так хорошо получается, вам понравилось? Хотите ещё немного повеселиться? Сейчас мы с Вами проведём не менее увлекательное упражнение.
Упражнение “Попроси игрушку”
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
-Для начала Вам надо поделится на пары, где один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику «1»: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю». Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется
Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
-Вы молодцы! Отлично постарались!
Рефлексия:Ребята, скажите, как Вам сегодняшнее занятие? Получилось ли у Вас выразить свою злость? Что больше всего понравилось?
Мы поможем в написании ваших работ!
Попова Эльвира Ивановна,
Новоарбанский детский сад «Радуга»,
Республика Марий Эл
Структура наблюдения в ДОО
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.
1. Цель. Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание задач наблюдения педагогом. Роль взрослого состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у дошкольников уже в ходе наблюдения. 2. Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии. Мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи. 3. План. В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной к школе группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения. 4. Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется. 5. Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.
Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место правильная организация наблюдения, соответствующая логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру.
Ледяной дождь Наблюдаем за рост тыквы
На огороде Листопад
Цветы Насекомые
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227921-struktura-nabljudenija-c-detmi-doshkolnogo-vo
Консультация для воспитателей
наблюдений в ДОу»
В образовательном процессе
наблюдение решает важные задачи накопления дошкольниками информационного,
сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта, формирует
познавательную потребность, развивает личностные качества. Однако только
правильная организация этого метода познавательно-исследовательской
деятельности способна раскрыть весь его потенциал. Так, вне зависимости от
вида и способа организации наблюдения, его задач и возраста воспитанников
важно, чтобы они могли совершать собственные открытия, испытывать положительные
эмоции, проявлять себя.
Роль и значение наблюдения
как метода познания, используемого в дошкольной образовательной
организации, определяется особенностями детского восприятия и мышления.
Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного,
исследовательского опыта происходит, прежде всего, в ходе непосредственного
восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы
и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются
манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами —
представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим
миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом
зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение
в практической и познавательной деятельности детей.
Наблюдением в детском саду
нередко называют родственные ему виды деятельности — созерцание,
рассматривание, экспериментирование. Для того чтобы правильно организовать
каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся
моменты в их содержании и назначении, знать возможности
использования на разных возрастных этапах.
Созерцание, рассматривание
и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким
явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения
свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоционально-эстетической
сферой детей. Но если для
пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений является
основной, а чаще — единственной задачей, то организация
рассматривания и наблюдения в ДОО преследует и другие цели.
обычно организуется как вариант
познавательной деятельности детей раннего возраста и младших дошкольников.
Его цель — выявить характерные особенности внешнего строения растений,
грибов, животных, устройство предметов рукотворного мира. Можно рассматривать
реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание,
педагог с использованием различных приемов привлекает внимание
дошкольников к определенным существам, предметам, вызывает познавательный
интерес, называет их и помогает запомнить, обогащает представления
о них.
Структура
наблюдения как метода познавательно- исследовательской деятельности:
Как у всех видов деятельности и форм
их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является
возникновение цели из познавательных потребностей детей,
а не навязывание задач наблюдения педагогом. Роль взрослого состоит
в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать
на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный
интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти
объяснение возникает у дошкольников уже в ходе наблюдения.
Дети дошкольного возраста любознательны,
но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим.
Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая
ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или
персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть
органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.
Мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут
также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала
с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями
и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь
объективно и субъективно значимого результата, проявить себя,
самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить
удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
В старшем дошкольном возрасте воспитателю
необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной
задачи. В подготовительной к школе группе он составляется
с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека
и природы поведения.
Особенности данного этапа связаны с тем,
какая разновидность наблюдения организуется.
Главным результатом наблюдения как метода
познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный
вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так
и возможности его дальнейшего применения в познании, труде,
повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания
наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы,
которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление,
охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми
вопросами.
— это целенаправленное
восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают
знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие
задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных
потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение
первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.
Таким образом, возможности
наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания. С помощью наблюдения
можно выявить не только характерные черты внешнего строения,
но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи
и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т. д.
Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место
правильная организация наблюдения, соответствующая логике его использования как
метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющего определенную
структуру.
Между рассматриванием
и наблюдением как методом научного познания существует множество
промежуточных вариантов — видов наблюдения, применяемых
в педагогическом процессе детского сада. Например, используется для
формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой
и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств,
характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее
как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений,
ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе,
с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить
происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого
этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели,
делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены,
на основе последовательности рисунков составить рассказ.
Длительные наблюдения
способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать
и сопоставлять. Передавая в речи результаты наблюдения, дети учатся
правильно использовать речевые конструкции сравнения, глаголы в прошедшем,
настоящем и будущем времени, активизируются названия природных объектов,
их частей.
обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением.
В поле зрения детей оказывается 2–3 объекта, которые необходимо сравнить.
Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место
единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных
насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение
с целью сравнения: например, особенностей развития аналогичных растений в разных
условиях, темпов развития разных растений и т. д.
Еще один вид наблюдения -
Обладая достаточным
опытом осуществления наблюдений, знаниями о растениях и животных,
взаимосвязях в природе, умением выявлять причинно-следственные связи, старшие
дошкольники под руководством педагога могут по отдельным фрагментам
восстановить картину недавних событий. Например, определить по следам,
какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону.
Или по виду определенных растений (одуванчика, ели) узнать, будет ли
в ближайшее время дождь.
Отличительной особенностью является позиция наблюдателя,
который является участником наблюдаемых событий, социальных явлений.
Возможны различные формы
организации наблюдения: при использовании раздаточного материала работа может
проводиться В ходе
прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с воспитанников. В ходе организации
выполнения трудовых поручений, в уголке природы целесообразно проводить наблюдение
с отдельными детьми или парами. Вне
зависимости от количества воспитанников, участвующих в наблюдении,
числа изучаемых объектов необходимо ставить познавательные задачи перед каждым
ребенком. Важно, чтобы все дети имели возможность совершить собственное
открытие, проявить себя, получить некий образовательный результат.
Специфика
организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями
психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Так, готовы рассматривать яркий,
движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных.
В этот период наблюдение еще не может осознанно использоваться
ребенком как способ познания. Его основные задачи — формирование у детей
познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам,
предоставление возможности пообщаться с животными, проявить свои эмоции,
чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо
формировать у воспитанников представления о том, как можно проявлять
свои чувства, какое поведение недопустимо по отношению к животным.
Четырехлетние дети уже могут
по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить
на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта
наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумать
формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и (или)
выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном
животном, беседа), с другой — стабилизировать эмоциональное состояние
дошкольников.
Воспитанники обладают некоторым запасом
конкретных представлений о природе, мире предметов, способны воспринимать
их в деталях. Дети пятого года жизни учатся принимать задачу
наблюдения, поставленную воспитателем, могут сконцентрировать внимание
на любом объекте, распределить его между двумя объектами,
на элементарном уровне с опорой на вопросы педагога сравнить их.
В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения, формирующие
представления о развитии животных и растений, особенностях
их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях
в природе. Активно осуществляется опора на личный опыт детей.
В средней группе важны
не только впечатления воспитанников, но и собственно
познавательные результаты наблюдений. Дошкольники 4–5 лет могут с опорой
на систематизирующие вопросы педагога передать основные итоги в речи.
Акцент делается на выборе наиболее точных понятий для обозначения
признаков и действий объекта наблюдения, на речевых конструкциях, передающих
результаты сравнения объектов, на выделении признаков различия
и сходства.
В дети способны не только
принимать сформулированную взрослым задачу наблюдения,
но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения
и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие
дошкольники выбирают и используют известные им способы наблюдения,
подводят итоги.
Появляется способность
рассматривать объект не отдельно, а в системе его связей
с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление
к окружающей среде. Большое внимание необходимо уделять формированию
умения устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни
и средой обитания. Задачей педагога становится помощь детям в случае
затруднений вопросами, идеями, обеспечение полноты и точности восприятия
изучаемых объектов и явлений, подведение воспитанников
к самостоятельным выводам, организация применения полученных знаний,
умений, опыта в различных видах деятельности (трудовой, познавательно-исследовательской,
изобразительной и т. д.).
Наблюдения в подготовительной к школе группе должны
отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными
задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий,
подведение дошкольников к пониманию определенных закономерностей,
существующих в природе, в обществе, воспитание самостоятельности,
настойчивости, целеустремленности, развитие мотивации
познавательно-исследовательской деятельности.
Педагогу необходимо выбрать
материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий
видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить
общие закономерности. Изучение отобранного содержания должно осуществляться
детьми самостоятельно в соответствии с общей структурой
исследовательской деятельности: формулировка цели, составление плана, его
реализация, подведение итогов наблюдения.
Таким образом, в старшем
дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод
познания. Важно отметить, что постановка достаточно серьезных познавательных
задач не должна исключать живого общения детей с природой, получения
в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты, характерные для
младшего возраста, у детей 6–7 лет должны дополняться радостью
от совершенных открытий, любования не только красотой,
но и мудростью природы.
Решение актуальнейших задач
дошкольного образования сопряжено с переходом от сообщения информации
к погружению детей в определенные ситуации. Ситуативный подход
позволяет формировать совокупность таких компонентов субъектного опыта,
необходимых и достаточных для становления субъектности, как ценностный
и операциональный опыт, опыт рефлексии, привычной активизации
и сотрудничества.
Таким образом, организация
наблюдений предполагает включение данного метода познания в определенные
образовательные ситуации, которые должны быть сконструированы особым образом.
Педагогу необходимо сформулировать не только задачи передачи знаний,
но также:
определить вид
личностного опыта, который должны приобрести дети;
осуществить выбор
личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать
воспитанников, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей
ее достижения;
выявить
мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов,
мотивы включения в деятельность отдельных детей;
установить
способы приобретения дошкольниками соответствующего опыта, логику организации
взаимодействия участников образовательного процесса, способов самореализации
для каждого ребенка и взрослого, тактику оказания помощи в «открытии»
себя в определенных видах деятельности.
Структурной основой
образовательной ситуации и мотивационной основой
познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников
должна стать познавательная задача, которая содержит в себе проблему.
Стремление разрешить
противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую
активность. Среди других мощных стимулов включения детей в работу,
внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную
потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку), интерес
к способу действия, потребность в самовыражении
и самореализации, в самопознании и саморазвитии,
в социальном признании.
Таким образом, при
конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только
общепринятые требования к ее структуре, способам
ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения,
но и особенности, возможности, интересы и потребности детей.
В этом случае результатом разрешения проблемы становятся и новые
знания, навыки, компетенции, и личностные новообразования.
В основе проблемы всегда
лежит некое противоречие (между привычным и новым, уровнем знаний
и умений и предлагаемыми условиями, научным фактом и обыденными
представлениями, требуемым результатом и объективными возможностями),
столкновение с которым вызывает у дошкольников потребности его
разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы,
у детей появляется —
неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего
субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели,
человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем
заданий.
Проблема должна также вбирать
в себя и переносить в область интересов детей программные
задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят
воспитанники (цель детей).
Примеры образовательных ситуаций,
в рамках которых организуется наблюдение, представлены в приложении
3. Их структура позволяет ребенку:
увидеть
(вычленить) соответствующую возрасту задачу (игровую, прикладную,
коммуникативную, творческую, учебную и др.), свою роль
в ее решении;
выступать
в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами
субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного
(мотивационного) компонента деятельности, активности;
получить
возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат
и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания
и умения, вычленить общие способы действий;
научиться
осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения
и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений,
приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Подобный подход
к построению взаимодействия с детьми при организации наблюдений
делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам
необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим
образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство.
Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования,
обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования.
ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое психологическое исследование – это содержательно насыщенное взаимодействие психолога и ребенка, происходящее «здесь и сейчас». Оно несет уникальную психодиагностическую информацию, которую необходимо максимально полно сохранить.
Эта задача решается с помощью тщательного протоколирования. Обязательно вести протокол в момент проведения исследования, не следует полагаться на память и откладывать его оформление. Вначале они могут быть не такими полными и аккуратными, как того бы хотелось. Постепенно психолог приобретает навык ведения протокола.
Для каждой методики существует обычно своя, особая форма протокола, знание которой не менее обязательно, чем знание инструкции или порядка ее проведения. Однако существует несколько общих принципов оформления протоколов:
– первая страница начинается с так называемой «шапки» протокола, в которой записываются фамилия и возраст ребенка, класс, в котором он учится, а также фамилия психолога, дата проведения исследования и название методики;
– вверху на каждой странице протокола записывается: фамилия ребенка, дата проведения и название методики;
– фиксируются реплики, вопросы, замечания и реакции экспериментатора;
– фиксируются ответы, пояснения и устные высказывания, а также мимические, пантомимические, другие вербальные реакции и действия ребенка.
Существует две наиболее распространенные и часто используемые формы ведения протокола. Одна из них напоминает театральный сценарий, где реплики и действия; психолога и ребенка записываются последовательно.
В качестве примера приводим выдержку из протокола эксперимента, направленного на изучение устойчивости внимания дошкольника в изобразительной деятельности» опубликованный в книге ГА. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Практикум по детской психологии».
«Экспериментатор. Нарисуй, что хочешь.
Испытуемый Коля В. (5 лет 7 мес.) берет лист бумаги, синий карандаш и начинает рисовать дерево. Экспериментатор ставит рядом на стол игрушечного котенка.
Коля(поднимает голову, откладывает карандаш, берет игрушку, говорит ласково, заворожено). Ой, какая киска мякенькая, пушистая. (Ставит киску обратно на стол, берет синий карандаш и продолжает рисовать дерево. Поясняет.) У меня зимний лес. Деревья без листьев. Я его больше люблю.
Экспериментатордостаеткорабль и начинает его перемещать по столу перед ребенком.
Коля(поднимает голову). Ой, а что выделаете? У меня такой же. А если опустить в песок, то застрянет. (Продолжает рисовать деревья. Обращается к экспериментатору). Ну что, получается?
Экспериментаторкивает головой. Коля продолжает рисовать дерево. Входит воспитатель из другой группы, останавливается около ребенка. Коля продолжает рисовать».
Другой вариант – заполнение таблицы с заранее определенными графами – позаимствован из опыта работы клинических психологов, и подробно описан в книге С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии».
В качестве примера приводим выдержку из протокола эксперимента по методике «Классификация предметов из книги С.Я.Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии». Исследован психически здоровый взрослый испытуемый с образованием 6 классов.
В зависимости от проводимой методики, а также целей и задач исследования количество и названия граф таблицы могут варьироваться.
Выбор той или иной формы ведения протокола зависит от конкретных методик и личных предпочтений психолога. Однако общим для всех протоколов является записьдействий и устных пояснений испытуемого, запись помощи, которую оказывает исследователь, и того, как испытуемый принимает эту помощь.
Формы оказываемой психологом помощи могут быть различны. Помощью является даже простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному.
Иным видом помощи является одобрение действ ребенка и поощрение его словами, например: «Молодец, хорошо, дальше».
Те вопросы, которые психолог задает ребенку, также являются помощью. Вопросы типа: «Почему ты так сделал?», – позволяют ребенку уточнить собственные мысли. Более значительная помощь – наводящие вопросы. Например: «Можно ли предложить другой вариант?». Такой вопрос направляет мысли и действия испытуемого.
Критические замечания, высказанные психологом организовывают выполнение ребенком заданий. Необходимо отметить, что эти замечания должны быть высказаны в тактичной и мягкой форме.
Если описанные выше виды помощи неэффективны, можно воспользоваться прямой подсказкой, советом действовать тем или иным способом. Следующим шагом в оказании помощи является демонстрация психологом правильного способа действия с последующим самостоятельным повторением этого действия ребенком.
И, наконец, можно прибегнуть к длительному обучению ребенка тому, как надо выполнять задание.
Любые высказывания, действия, мимические и пантомимические реакции психолога оказывают влияние на ход исследования. Они могут, как помогать, так и мешать выполнению заданий. В связи с этим очень важно контролировать любые свои проявления и фиксировать их в протоколе.
При описании отдельных методик, как правило, приводятся четкие указания на формы и содержание любых, допустимых действий и высказываний со стороны исследователя. При подготовке к проведению исследования психолог должен ознакомится не только с инструкцией и методическим материалом, но и с правилами и ограничениями методики.
Например, при тестировании с помощью опросников испытуемые часто задают вопросы: «Что это значит? Как это понимать? Я иногда веду себя так, а иногда иначе, как мне отвечать?». Распространенной ошибкой начинающих психологов является попытка ответить на подобные вопросы, вступить в диалог с испытуемым. Открытое вмешательство со стороны психолога не может не сказаться на результатах заполнения опросника.
Этап проведения исследований один из самых ответственных, так как его основу составляет активное взаимодействие психолога с ребенком, осуществляемое «здесь и сейчас». Поэтому невозможно полностью ограничить влияние личности психолога на результаты исследования, но важно не только осознавать характер и степень своего вмешательства, но и учитывать его на этапе анализа и интерпретации данных.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М.. 2000.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./Общ. ред. М.С. Мацковского. -СПб.: Лениздат, 1992.
4. Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. -Киев, 1978.
5. Лэндрет ГЛ. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
6. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия.- М., 1997.
7. Рубинштейн С.Я Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство)- СПб.: Ленато, 1998.
9. Урунтаева ГЛ., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. ГА Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995.
Портнягина polina
Наблюдение за деятельностью ребенка-дошкольника
Сделайте анализ протокола наблюдения за деятельностью ребенка-дошкольника
1. Проанализируйте факты из наблюдения; определите, какие компетенции на основе целевых ориентиров у ребенка формируются
• быстро и способствуют развитию личности ребенка;
• мешают ребенку в развитии,
2. Определите компетенцию, над которой будете работать (см. программу «От рождения до школы». Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста, с. 18).
3. Обоснуйте свой выбор (работа должна создать условия для ситуации успеха, способствовать самореализации ребенка, его позитивному имиджу среди сверстников).
4. Определите свои педагогические действия, докажите их эффективность.
Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка :
22.11.21 7.50. Групповая комната (Пришел в группу. Воспитатель с детьми уже ведёт беседу, сел спокойно на стул но не надолго минут через 5 начал слазить со стула и мешать воспитателю вести беседу с детьми, обосновывая свои движения то что он хочет играть).
22.11.21. 8.15. Групповая комната (Завтрак, отказывается от еды, говоря что поел дома, после уговоров садится за стол, кушает с аппетитом но при этом балуется за столом, на замечания воспитателя не реагирует) 22.11.21. 10.00 Приемная (Радуется объявлению сборов на прогулку, с радостью бежит в приемную, в приемной начинают баловаться с мальчишками, после замечания воспитателя обижается и отказывается одеваться, после быстро одевается последним без помощи воспитатея)
22.11.21. 11.00 Прогулка (Спускается по лестнице спокойно, при выходе на улицу бежит от воспитателя. На прогулке играем со всеми мальчишками не контактируя с воспитателем, и не играя в игры проводимые воспитателем)
22.04.17. 13.00. Спальня (Перед тихим часом Быстро и спокойно кушает. Раздевается, идёт в туалет и начинает там баловаться после замечания воспитателя идёт в спальню долго расстилает кровать по причине баловства. Ложится в кровать и долго не засыпает и мешает детям рядом лежащим. Через пол часа как все дети уснут засыпает После пробуждения детей долго встает с кровати объясняя свои действия что он не выспался) .
22.04.17. 16.30 Групповая комната (После занятия по математике, с радостью бежит играть в свободные игры с детьми, если с ним отказываются играть мешает детям, ломая их постройки.)
22.04.17. 18.30. Групповая комната (Перед ужином понимая что за ним скоро придут начинает себя хорошо вести, садится за спокойные игры. Постоянно подходит к воспитателю и просит не рассказывать маме о своем поведении).
Проанализировав данные наблюдения, можно сделать вывод. Максим гиперактивен, балован и неспокоен. Привык быть в центре внимания, Внимание привлекает своим баловством. Игры у него шумные, но когда он заинтересован в игре и с ним играют спокойно, может тоже спокойно играть. Как только с ним отказываются играть, начинает баловаться и мешать, детям играть. Жалуется воспитателю что дети отказываются играть и на замечания воспитателя что он сам виноват в этом начинает обижаться убегать в приемную и кричать что я в детский сад больше не приду т. к его тут не кто не любит. После заинтересованности ребенка воспитателем быстро отходит и продолжает играть. На занятиях балуется,если ему не интересно или он в плохом в настроение. Обижается на воспитателя, если его не спросят первым. И после балуется. На занятии проявляет себя в силу возрастным особенностям. Успехов не замечается.
Целевой ориентир Показатели
У Ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать своими движениями и управлять ими.
Способен к волевым усилиям
Ребенок может следовать социальным нормам и нормам поведения
По отношению к сверстникам и взрослым может следовать правилам безлопастного поведения
По результатам наблюдения Максим почти всегда способен к волевым усилиям, не всегда следует социальным нормам поведения, и невнимателен к правилам поведения. За Максимом наблюдается Гиперактивность и черещмерное требования внимания на себя.
Работа с данным ребенком предполагает, как я считаю, выполнения следующих задач
– научить ребенка контролировать свое поведение (самоконтроль произвольного поведения);
– научить ребенка навыкам двигательного контроля;
– отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– научить ребенка справляться с гневом.
– помочь гиперактивному ребенку развить внимание;
Формы работы: беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии, психологические сказки.
Ипользуемые психолого – педагогические приё мы:
-формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении
– анализ конфликтных ситуаций -ролевое научение -развитие позитивного общения
– положительная динамика коррекции гиперактивности;
– включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;
– повышения уровня адаптации в образовательном учреждении.
Диагностический блок программы
1. Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в условиях образовательного учреждения
2. Беседа с учителями (классным руководителем, учителем физкультуры, музыки) об особенностях поведения детей во время различных видов деятельности.
3. Диагностика актуального состояния ребёнка
(познавательных процессов, личностных характеристик -самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния)
С учётом результатов диагностики строится коррекционно – развивающий блок программы.